Лекции по педагогике

Бабичек Ирина Андреевна

Образовательная среда в теории и практике современного образования 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 8.03.2014г78.51 КБ

Подписи к слайдам:

Образовательная среда в теории и практике современного образования .
Аспирант 2 курса АСОУБабичек И.А.-учитель немецкого языка
А.П. Чехов «Скучная история»:
«Студент, настроение которого в большинстве создаётся обстановкой на каждом шагу, там, где он учится, должен видеть перед собою только высокое, сильное и изящное… Храни его Бог от тощих деревьев, разбитых окон, серых стен и дверей, обитых ровной клеёнкой».
Цель и задачи лекции:
Целью лекции является:Способствовать формированию понятия образовательной среды как особого устройства окружения ребенка. Задачи:1.Проанализировать основные подходы к изучению образовательной среды.2.Изучить влияние образовательной среды на развитие личности ребенка.
План лекции:1.Образовательная среда.2.Современные трактовки образовательной среды в отечественной педагогике.3.Традиция разработки идеи воспитывающей и обучающей среды в истории педагогической мысли и опыт ее практической реализации в практике образования. 4.Проектирование образовательной среды. 4.1 Подход В.А. Ясвина4.2 Подход  И.Г. Шендрика5. Среда образовательного учреждения как пространство развития личности.6.Задания для самостоятельной работы.7.Библиография.8.Методы и формы работы:
1.Образовательная среда.Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении .В современной педагогике образовательная среда трактуется как часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательного процесса.
Образовательная среда:
ОбучающаяРазвивающаяВоспитывающаяИнформативная
2 .Современные трактовки образовательной среды в отечественной педагогике. «В категориальный аппарат педагогики постепенно входит понятие воспитательное пространство", Л.И. Новикова понимает воспитательное пространство как особую педагогическую реальность, как "воспитывающую среду", "среду в среде", адекватную составляющим воспитанности человека. "Для педагогов, – пишет Л.И. Новикова, – воспитательное пространство является объектом изучения (если оно уже создано), моделирования и конструирования (если его надо создавать в рамках определенной среды), а также инструментом воспитания (если его возможности целенаправлено используются в работе с детьми)… Влияние воспитательного пространства обусловлено восприятием его ребенком, включенностью в процесс его создания и совершенствования. Эффективность освоения этого пространства со стороны ребенка зависит от того, каким он его видит (как уже сложившееся или только складывающееся)". Новикова Л.И. Воспитание как педагогическая категория // Педагогика. 2000. № 6. С. 32–33.
И.Д. Демакова на основе обобщения исследований воспитательного пространства выделяет следующие характеристики этого феномена. Воспитательное пространство – это освоенная природная, культурная, социальная информационная среда, которая приспособлена для решения педагогических задач. Понятие пространство не идентично понятию среда. Если среда – это данность, которая не является результатом конструктивной деятельности человека, то пространство – это результат педагогического освоения этой данности. Воспитательное пространство не складывается само по себе или приказом сверху. Оно рождается внутри педагогической действительности благодаря специально организуемой деятельности. Воспитательное пространство может стать фактором гуманизации детской жизни и воспитания в том случае, если оно будет пространством детской общности, наполненным реальным и значимым для детей вопросами, на которые и необходимо найти ответы, если дети воспринимают пространство как свою собственную территорию, за которую они несут ответственность. Создание воспитательного пространства включает внутренние процессы, связанные с выбором приоритетов педагогической деятельности, и внешние, которые включают освоение сообществом детей и взрослых окружающей среды. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства: вопросы теории. Казань, 2000. С.31–32.
3.Традиция разработки идеи воспитывающей и обучающей среды в истории педагогической мысли и опыт ее практической реализации в практике образования.
Огромный вклад в разработку проблем организации педагогической среды внесли Ж.-Ж. Руссо, Ф. Фребель, Д. Дьюи, М. Монтессори, К.Н. Вентцель, С.Т. Шацкий, Н.И. Иорданский и многие другие теоретики и практики образования.Образовательная среда составляет то воспитательное пространство, в котором осуществляется педагогически (т.е. целесообразно) организованное развитие личности. Выдающаяся роль среды в образовании человека со времен Платона осознается и осмысливается педагогической мыслью. Обучение и воспитание через особое устройство и организацию окружения тех, кто, взаимодействуя с этим окружением, получает образование, рассматривается Б.М. Бим-Бадом в качестве одного из наиболее эффективных принципов педагогики. «Обучающая и воспитывающая среда (ОВС), - пишет он, - естественная стихия учения и воспитания. Она заимствована из процессов непреднамеренной социализации и состоит в надлежащем воздействии не на детей, а на окружающую их обстановку, среду их жизнедеятельности. По сути дела, ОВС есть не что иное, как модификация сократовских и платоновских идей. Образование дают не готовые ответы наставников на незаданные учениками вопросы. Нет! Подлинное развитии питомцы получают из глубин собственной души под спудом живого интереса к загадкам мира и с помощью правильного мыслительного метода... Самостоятельное взаимодействие нового растущего человека со средой, в которую заранее заложена нёобходимость правильного мышления, - вот что дает прочное и глубокое образование. Обучающая и воспитывающая среда (ВОС) - это постоянно расширяющая сфера деятельности подрастающего человека. Она включает в себя все большее богатство его связей с природой и культурными объектами - вещами, созданными человеком для человека, социальной средой»1.
4.Проектирование образовательной среды. 4.1 Подход В.А. Ясвина
Определяя образовательную среду (или среду образования) как систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении, В.А. Ясвин рассматривает данное понятие как родовое для понятий «семейная среда», «школьная среда» и т.п. В.А. Ясвин использует типологию образовательной среды, которую разработал Я. Корчак. В 1919 г. в книге «Как любить ребенка» педагог выделил четыре типа «воспитывающей среды» «догматическую», «идейную», «безмятежного потребления», «внешнего лоска и карьеры».
1.Идейная среда характеризуется свободным полетом, порывомдвижением души; творчеством; энтузиазмом; проблемностью; добротой, волей, моральным эстетизмом, терпимостью, взглядом в будущее,хрупкостью и неустойчивостью. Ребенок, воспитывающийся в такойсреде, активен и свободен. 2.Среда безмятежного потребления характеризуется душевным покоем, беззаботностью, чувствительностью; приветливостью, добротой трезвостью; внутренним благополучием, ленью, консервативностью привычек. Ребенок, воспитывающийся в такой среде, доволен тем, что имеет, неспособен к напряжению и борьбе, свободен, но пассивен. 3.Среда внешнего лоска и карьеру характеризуется упорством холодного расчета, искусственной эксплуатацией чужих ценностей, приукрашиванием зияющей пустоты; демагогическими лозунгами, этикетом ловкой саморекламой; ненасытным тщеславием, высокомерием, раболепием; недовольством, завистью, злобой. Ребенок, воспитывающийся в такой среде, фальшив, лицемерен и хитер; он активен, но зависим. 4.Используя методику векторного моделирования образовательной среды, В.А. Ясвин строит систему координат, состоящую из двух осей: ось «свобода - зависимость» и ось «активность – пассивность».
4.2 Подход  И.Г. Шендрика
По мнению И.Г. Шендрика23, образовательное пространство, будучи формой единства людей, формируется в процессе их совместной образовательной деятельности, в ходе которой образовывающий субъект создает условия и возможности для образовывающегося субъекта, прямо или косвенно взаимодействуя с ним.Образование представляет собой особое пространство растущего человека и не сводится лишь к функции, способствующей его взрослению, подготовке к жизни. В современной постнеклассической культуре оно обретает смысл творчества или игры. Постнеклассическое образовательное пространство предстает как пространство свободного взаимосогласованного целеполагания «Я» и «Других», пространство свободных «практик».
И.Г. Шендрик подчеркивает, что следует различать понятия «среда» и «пространство», рассматривая среду как данность, которая не является результатом конкретной деятельности конкретного человека, а пространство - как результат освоения субъектом этой данности. Пространство может быть проинтерпретированно объектно как совокупность внешних объектов, субъектно как представленность чувств и мыслей субъекта и деятельностно как сопряжение объекта и субъекта в деятельности, что приводит к пониманию пространства как единства вещей и их смыслов.Исходную структуру пространственного мышления человека образует матрица пространственности, базирующаяся на четырех элементарных понятиях - «территория», «район», «место» и «пространство». Логически описать мир можно с помощью понятий «территория» и «район», а осмыслить и понять его можно с помощью понятий «место» и «пространство». Территория соответствует целому, район - части; пространство соответствует общему, место - частному. Понятия «образовательная среда» и «окружение» представляют собой то, с чем непосредственно или опосредствованно соприкасается образуемый.
5. Среда образовательного учреждения как пространство развития личности. Школа есть ОВС. ОВС есть сколок природы и общества, позволяющий детям изучать общие свойства макрокосма на его микрокосмической модели. Чтобы создать условия для развития имманентных человеческих сил, школа обязана стать упрощенной, но точной моделью жизни. В результате ребенок может в полной мере утилизировать опыт, который он приобрел вне школы. И наоборот – он применит в повседневной жизни опыт, приобретенный в школе. Задача школы в том, чтобы создать мир, в котором дети могут свободно жить и вырастать. Только в этой активной, провоцирующей творчество, обстановке – залог развития новых посетителей этого мира в результате естественного раскрытия личности. Личности, которая видит единственно то, что она зрит, но зато усматривает все, что можно увидеть.
6.Задания для самостоятельной работы
1. http://asou-babichek.blogspot.ru/p/blog-page.html - обуждение темы «Образовательная среда в теории и практике современного образования »
7.Библиография:БИМ-БАД Б.М. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. М., 2003. ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / ОТВ. РЕД. Н.Л. СЕЛИВАНОВА. КАЛУГА, 2000. 2 .КОРНЕТОВ Г.Б. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. М., 2009. 3. ШЕНДРИК И.Г. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СУБЪЕКТА И ЕГО ПРОЕКТИРОВАНИЕ. М., 2003. 4. ЯСВИН В.А. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: ОТ МОДЕЛИРОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ. М., 2001.
8.Методы и формы работы: включение в лекцию элементов беседы;краткие обсуждения и обмен их результатами;метод  дедукции .