материалы на районный конкурс "Учитель года"

Бубеева Марина Викторовна

Конкурсное задание "Я-  учитель"

Конкурсное задание "Методический семинар"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бубеева Марина Викторовна МБОУ «Улюнханская СОШ»

Пояснительная записка

  1. Автор  - Бубеева Марина Викторовна
  2. Учитель бурятского языка и литературы, технологии, ИЗО МБОУ «Улюнханская  СОШ», адрес школы: Курумканский район, с. Улюнхан, ул. Новая, 1
  3. Название работы - «Я-учитель…» (эссе)

Эссе

«Я – учитель…»

    О чем мой рассказ? Конечно, об УЧИТЕЛЕ. И еще о фразеологических оборотах. О различных историях и метаморфозах, приключившихся с героем повествования. О его биографии и родословной.

   Я попробую приоткрыть  некоторые лингвистические тайны этого слова. И начну  рассказ с самого первого раздела языкознания-фонетики.           

   Каждый звук в языке имеет свое  значение. С помощью звуков можно передать и красоту  мира, и сами природные явления, и понятия.  Давайте произнесем слово – УЧИТЕЛЬ. Что мы слышим?

У- [У]- учит новому

Ч- [Ч]– чтит традиции

И -[И]- исследует неизведанное

Т- [Т']- творит высокое и светлое

Е- [Э] – экспериментирует

Л- [Л']- любит детей

Ь- [-] ---------------------------

________________________________

Как много чудных звуков в этом слове!

  Действительно, учитель-это творец, исследователь, энтузиаст, друг и наставник детей.

       Велико значение слова УЧИТЕЛЬ,  как и велик наш  родной  язык.

    Попробую объяснить лексическое значение слова УЧИТЕЛЬ. И самыми точными мне показались слова великого педагога, писателя Владимира Петровича Острогорского: «Учитель-– это чтец, указатель смысла и значения отдельных сокровищ; он - объяснитель, комментатор, руководитель вкуса; он обращает мысли к красивому, истинному,  доброму. Он должен иметь широкое понимание значения человека как существа, воспитываемого для добрых идеалов, которые по мере сил должен он приводить в жизнь». Действительно, мы, учителя родного языка и литературы,  выполняем особую миссию - воспитываем души и сердца детей.

     Учитель - это понятие устойчивое и вечное, как устойчивы фразеологизмы в родном бурятском  языке. Фразеологические единицы являются «двусмысленными», то есть, помимо своего прямого значения, имеют ярко выраженный иносказательный смысл. Более того, если мотивы создания того или иного фразеологизма забылись, то он живет тогда только в своем втором, вновь приобретенном качестве.

       Итак, я хочу поразмышлять, в каком же значении живут фразеологизмы в моей жизни через искрящееся слово «звезда». Не посчитайте меня нескромной, но я считаю, что учителя можно сравнить со звездой, светящимся плазменным шаром, подобным солнцу. Воистину, настоящий учитель освещает своими добрыми делами мир вокруг себя.

 Родиться  под счастливой звездой. Я родилась на удивительной точке планеты Земля, и эта священная земля называется Улюнханской. Это земля моих предков, земля, которая дает мне силы в жизни, творчестве.  

Я зажигаю новые звездочки. Для меня каждый ученик – это звездочка. И как я бываю рада, когда в детских глазах я вижу огонек любознательности, как радуются мои ученики, когда побеждают на олимпиадах, на конкурсах, конференциях. Это самые дорогие моменты в моей жизни!

    У каждого учителя есть своя путеводная звезда.  Для кого-то это первый учитель, для кого-то мечта, стремления. Для меня же моей путеводной звездой является моя любимая первая учительница, которая сорок лет проработала в школе учителем начальных классов. Это учитель, который открыл для меня завесы и тайны педагогического мастерства.

   Сколько звезд на небе, столько методов, технологий, методик, инноваций существует в нашей педагогической практике. И прибегну к восточному афоризму, который утверждает: «Если море было бы чернилами, то скорее иссякло бы море, чем слова».

   Действительно, я работаю в замечательной школе, где много талантливых учителей, где каждый ребенок окружен вниманием и заботой, где я чувствую поддержку и помощь своих коллег.          

     Попробую обратиться к cледующему разделу языкознания – к морфологии - через некоторые моменты жизни простого учителя. В центре морфологии стоит слово с его грамматическими изменениями и с его грамматическими характеристиками, а в центре педагогического процесса стоит УЧИТЕЛЬ со своими особенностями, проявлениями, причудами.

    Главным отличительным «морфологическим» признаком моей педагогической деятельности является  исследовательский подход в работе, ибо современной школе нужен учитель-исследователь, способный активно участвовать в процессе преобразований, готовый к инновационной деятельности, знающий основы организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы в сфере образования. Поэтому я могу сказать про себя,  я - УЧИТЕЛЬ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ.

 В идеале любая квалифицированная учительская работа сегодня немыслима без исследования. Оно необходимо, чтобы видеть реальный педагогический процесс, его проблемы, конфликты, перспективы, чтобы искать эффективные способы обучения и воспитания, объективно оценивать результаты своей работы.

 Я вовсе не хотела бы выдавать желаемое за действительное и навязывать мысль о том, что исследование уже стало типичным в работе языковеда. Чтобы сделать реальную учительскую практику отвечающей исследовательской природе, мало высшего педагогического образования. Нужна еще убежденность учителя в том, что исследование - его дело, что оно действительно хлеб насущный.

 Понятие УЧИТЕЛЬ многогранно, как и предложение, а предложение бывает простым и сложным, распространенным и нераспространенным, полным и неполным и т.д.

В бурятских школах дети обращаются к своим учителям «Багша». Сколько уважения, внимания, интереса вложено в это короткое емкое слово! Настолько мы, учителя, должны оправдать доверие наших детей, называющих нас «багша».

Завершая свое рассуждение, как не вспомнить о пунктуации? Я-УЧИТЕЛЬ? Я-УЧИТЕЛЬ! Я-УЧИТЕЛЬ… Потому что это вечный поиск.

     

   



Предварительный просмотр:

Районный конкурс «Учитель года-2015»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Бубеева М.В.,

учитель бурятского языка и литературы,

МБОУ «Улюнханская СОШ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к методическому семинару

«Формирование познавательной учебной деятельности на уроках бурятского языка и литературы с применением технологии развития критического мышления»

Уважаемые коллеги! В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности.

  Государственные образовательные стандарты нового поколения устанавливают личностные, метапредметные и предметные требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования. Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. Критическое мышление - это такой тип мышления о любом предмете, содержании или проблеме, в котором ученик  улучшает качество его мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению.

Факторы, оказавшие влияние на возникновение и становления педагогического опыта:

  • внедрение новых ФГОС;
  • курсовая подготовка;
  • изучение опыта коллег;
  • изучение литературы по теме;
  • мониторинг собственного опыта.

Актуальность темы обусловлена потребностями современного общества к выпускнику школы.

   Изучая массовый  опыт, сделала вывод, что в педагогической теории и практике еще не накоплен достаточный материал по использованию технологии развития критического мышления как средства для формирования познавательной  деятельности   обучающихся в учебно - воспитательном процессе.

   Отсюда и возникло противоречие: с одной стороны - необходимость создания условий для целенаправленного формирования познавательной деятельности обучающихся на современном этапе; с другой - отсутствие эффективных способов достижения результатов, по формированию познавательной деятельности обучающихся.

Данное противоречие определяет актуальность исследования и позволяет сформулировать проблему, заключающуюся в поиске эффективных способов для создания условий, обеспечивающих формирования познавательной деятельности обучающихся.

  Поиск эффективных  способов по данной проблеме привёл к решению внедрения в мою педагогическую практику технологии развития критического мышления.

   Достоинством технологии развития критического мышления является создание такой атмосферы учения, при которой обучающиеся совместно с  учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

В основе ТРКМ – трехфазная структура урока:

  • вызов;
  • осмысление;
  • рефлексия.

Считаю, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты сможешь их применить.

Задачи фазы вызова -  пробуждение интереса к предмету.

Задачи фазы реализации смысла – осмысление материала во времени работы над ним.

Задачи фазы рефлексии – обобщение материала, подведение итогов.

Функции трех фаз технологии развития критического мышления.

Цель и задачи методического семинара.

Цель: обобщение педагогического опыта использования приёмов технологии развития критического мышления на уроках бурятского языка и литературы для формирования познавательной деятельности обучающихся.

Задачи:

  • Раскрыть сущность технологии развития критического мышления.
  • Продемонстрировать из опыта работы примеры конкретных заданий, направленных на развитие критического мышления обучающихся.
  • Показать результативность использования приёмов  технологии развития критического  мышления  для формирования      познавательной деятельности обучающихся.

Хочу заметить, что  мой педагогический опыт разрабатывался в русле требований ФГОС ООО по формированию познавательных УУД.

Познавательные УУД:

 Для активизации познавательной деятельности  учеников  использую приёмы ТРКМ, применяемые на различных этапах урока.

 «Классификация». Перед классом демонстрируются некоторые предметы, обучающимся предлагается разделить их на группы, учитывая существенные сходства и различия между этими предметами. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с образцом и определить: верны ли были их предположения. Этот приём способствует развитию внимания и логического мышления, имеет познавательное значение.

«Перепутанные логические цепочки». Перед классом демонстрируются события (объекты) в заведомо нарушенной последовательности. Обучающимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с образцом и определить: верны ли были их предположения. Этот прием способствует развитию внимания и логического мышления.

  «Кластер». Выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде «грозди». Кластеры могут стать как ведущим приемом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Самое важное – выделение центра – чаще всего это наименование темы, от него отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них могут отходить соответствующие термины, понятия. Благодаря кластеру, можно охватить большое количество информации. Это прием позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

На уроке “Хүхюун дорюун Будамшуу...” в 7 классе ставлю такой вопрос “Будамшуугай дүрэ манда юу ойлгуулнаб?” . Будамшуу шэнги арад зондоо хүндэтэй, хүн зондоо туһалжа, хүндэ мууе һанангүй, ямаршье байдалда ороошье һаа, хододоо хүхюун дорюун ябаха ёһотойбди гэһэн тобшолол гаргана.

 «Корзина» идей, понятий, имен...

 Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

На уроке бурятского языка, например, по теме “Тэмдэгэй нэрэ” ставлю такую проблему “Тэмдэгэй нэрэнүүд манай хэлэлгэдэ хэрэгтэй гү?”. Энэ хэлэлгын хубиин хүсөөр хэлэн баян, тодо, һайхан боложо үгэнэ г.м. тобшолол гаргана.   Г.м.

 «Механизм ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать)»

На уроке бурятской литературы в 8 классе по теме ««Үүрэй толон» роман соохи ёһо заншалнууд» ставлю проблему «Мүнөө үе сагта буряад арадаймнай ёһо заншалнууд баримталагдана гү?”. Үхибүүд аяар хубисхалай урда тээхи ёһо заншалнуудаа мүнөөшье сагта алдангүй баримталжа ябанабди гэһэн тобшолол гаргана ба энээнһээ гадна урда ба мүнөө сагай ёһо заншалнуудые зэргэсүүлэн, адли ба ондоо болоһон талануудыень олоно.

 Анализируя результаты своей работы,  утверждаю,  что  на  уроках  бурятского языка и литературы  очень  актуально применение  технология развития   критического  мышления.   Приёмы  ТРКМ  позволяют  сделать  урок  более  продуктивным,  помогают  ученикам  сформировать  собственную  позицию, стимулируют мыслительную деятельность и развивают    познавательную активность, повышают уровень  самоорганизации обучающихся. Совместно с психологом были проведены исследования уровня учебной деятельности, мотивации, уровня мыслительной деятельности обучающихся с 4 класса по 6 класс. На графиках вы видите положительную динамику по всем результатам.

Безусловно, работая над реализацией требований ФГОС ООО, внедряя и реализовывая на практике современные технологии по формированию познавательной деятельности обучающихся, мы увидим своих выпускников креативно и критически мыслящими, активно и целенаправленно познающими мир, осознающими ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированными на образование и самообразование в течение всей своей жизни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бубеева Марина Викторовна, учитель бурятского языка и литературы, технологии и ИЗО МБОУ « Улюнханская СОШ» Педагогический стаж - 20 лет Высшая квалификационная категория БГУ, факультет бурятской филологии

Слайд 2

« Формирование познавательной учебной деятельности на уроках бурятского языка и литературы с применением технологии развития критического мышления»

Слайд 3

Условия возникновения и становления педагогического опыта Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Изменился социальный заказ общества по отношению к школе: школа должна способствовать формированию личности, способной к творчеству, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение поставленной цели. Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления, основоположниками которой являются Чарлз Темпл, Курт Мередит, Джина Стил. С 1997 года технология развития критического мышления получает распространение в России. Критическое мышление - это такой тип мышления о любом предмете, содержании или проблеме, в котором ученик улучшает качество его мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению. Технология развития критического мышления позволяет: организовать самостоятельную работу на уроке; вовлечь каждого ученика в учебный процесс; развивать у обучающихся положительное отношение к интеллектуальной творческой деятельности; повышать уровень самоорганизации обучающихся; овладевать рациональными приемами самообразования; стимулировать мыслительную деятельность и развивать познавательную активность; развивать ключевые компетентности лично значимые для обучающихся умения и навыки.

Слайд 4

Актуальность выбранной темы Актуальность темы обусловлена потребностями современного общества к выпускнику школы

Слайд 5

Обоснование проблемы Необходимость создания условий для целенаправленного формирования познавательной деятельности обучающихся на современном этапе Отсутствие эффективных способов достижения результатов по формированию познавательной деятельности обучающихся Поиск эффективных способов для создания условий обеспечивающих формирования познавательной деятельности обучающихся ?

Слайд 6

Основная идея технологии развития критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой обучающиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире . Основа ТРКМ – трехфазная структура урока: ВЫЗОВ ОСМЫСЛЕНИЕ РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 7

Ү хиб үү дые т ү рэл буряад хэлэндэнь дурлалга Актуализировать имеющиеся у обучающихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу Помочь обучающимся самим определить направление в изучении темы Задачи фазы реализации смысла – (осмысление материала во времени работы над ним ) Помочь активно воспринимать изучаемый материал Помочь соотнести старые знания с новыми Задачи фазы рефлексии – ( обобщение материала, подведение итогов ) Помочь обучающимся самостоятельно обобщить изучаемый материал Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

Слайд 8

Функции трех фаз технологии развития критического мышления

Слайд 9

Цель и задачи методического семинара Цель: обобщение педагогического опыта использования приёмов технологии развития критического мышления на уроках бурятского языка и литературы для формирования познавательной деятетельности обучающихся . Задачи: Раскрыть сущность технологии развития критического мышления. Продемонстрировать из опыта работы примеры конкретных заданий, направленных на развитие критического мышления обучающихся. Показать результативность использования приёмов технологии развития критического мышления для формирования познавательной деятетельности обучающихся.

Слайд 10

Виды УУД Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные

Слайд 11

Познавательные УУД Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Знаково-символические действия: м оделирование. Логические универсальные действия: анализ ; синтез ; сравнение , классификация объектов по выделенным признакам; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство ; выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Слайд 12

Приёмы, применяемые на различных этапах урока

Слайд 13

Даабаринууд «Классификация» . Энэ приёмые олон этапуудта хэрэглэжэ болохо . ( уридшалгын , хадуун абалгын ба д ун гаргалгын ). « Худхагда h ан уран арга ». Шэнэ темэ ойлгуулгада хэрэглэхэ

Слайд 14

Примеры заданий «Кластер» Предлагается самостоятельно составить свою логическую схему изучения данной темы и защитить её. (целесообразно использовать перед стадией осмысления) Цель: - установить максимальное количество признаков изучаемого понятия. -( пучок) схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом разных по значению признаков. Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем, компонуем по категориям. Правила очень простые. В центре записывается слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Наши мысли располагаются в определенном порядке, т.е. гроздятся.

Слайд 15

Даабаринуудай жэшээ Приём «Корзина идей, понятий, имен » Применение приёма «Корзина» на уроке бурятского языка в 8 классе по теме “ Холбуулал , тэрэнэй илгарал » . Нэн т ү р үү н h урагша б ү хэн дэбтэртээ холбуулал тухай мэдэхэ юумэеэ бэшэхэ ё h отой . Эхин классуудта ү зэ h эн темэн үү дээ h анахада болохо . H үү лээрнь б ү лэг үү д болон хубааржа , холбуулал тухай мэдэсээрээ андалдаа хэхэ хэрэгтэй . Багша самбарта б ү лэг б ү хэнэй з ү бшье ., буруушье харюунуудые бэшэн абажа , тэндэ h ээ булта з ү б харюуень илган хэрэглэнэ . Механизм МММ h ( мэдэхэб , мэдээб , мэдэхэеэ h ананаб ) Энэ « Маркировочна таблица» гэ h эн прием багшын ажалда аргагуй ту h атай , h урагша бухэниие адаглан хаража , хэр зэргэ ойлгожо бай h аниие гэршэлдэг . Энэ таблицада хэшээл дээрэ оло дахин бусахада болохо . . Эхин шатада -1 колонка соо,мэдэхэ шата –2 хубида . 3гол шата-3 колонка соо ороно . Жэшээнь : Энэ 8 - дахи классай хэшээлдэ иимэ таблица хэхэдэ болохо . Мэдэхэб Мэдээб Мэдэхэеэ h ананаб Хоер г ү , али хэдэн ү гэн үү д h ээ б ү ридэг гэжэ Удхаараа холбоотой ү гэн үү д тухай Холбуулалнуудай илгарал

Слайд 16

Б улэг бухэндэ угтэхэ даабаринууд В качестве примера рассмотрим проект по теме « Нютагаархидаймнай уг гарбал ». Класс был разделен на 4 группы. Каждой группе было дано задание разработать проекты по следующим проблемам: Һэнгэлдэр угтай зон Шоно Абзай Галзууд Уча щ иеся обсуждают содержание проекта . Их каких материалов, статей и страниц он будет состоять, они составляют план, куда и кому обратиться, где могут получить необходимую информацию. В конце они решают, каким образом и в какой форме представить свой проект классу.

Слайд 17

Ажалай д ү н Работа с применением приёмов технологии развития критического мышления дала положительный эффект.

Слайд 18

Результативность опыта

Слайд 19

креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность Портрет выпускника школы Владение эффективными стратегиями мышления, способность быть творцом, компетентным специалистом своего дела определяют необходимость применения технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий по следующим причинам: навыки критического анализа являются неотъемлемыми характеристиками современного выпускника школы

Слайд 20

Используемые ресурсы: 1. Загашев И.О., Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. «Учим детей мыслить критически», Санкт – Петербург, Издательство «Альянс «Дельта», 2003г. 2 . Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. «Развитие критического мышления на уроке», Москва «Просвещение», 2004г 3 . ТРКМ – технология развития критического мышления. // http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=17021&tmpl=lib 4. ТРКМ – педагогические технологии. // https://sites.google.com/site/pedagogiceskietehnologii13a/tehnologii-razvitia/trkm 5 . Приемы и стратегии ТРКМ // sladeshare.net/LinKa67/ss-7990409