Использование кейс-метода на уроках литературы

Лыктыпова Людмила Михайловна

Кейс для проведения уроков литературы при изучении романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

1)Обучающимся даётся современная жизненная ситуация, куда переносятся герои романа. Учитывается начальный этап изучения романа; соответственно, характеры героев не раскрыты обучающимися полностью.

Текст кейса:

Наши дни. Современно обставленная гостиная. Диваны, телевизор (Вы можете самостоятельно дополнить картину). В гостиной Базаров, Аркадий, Николай Петрович, Павел Петрович Кирсановы (Вам предлагается  определить деятельность каждого персонажа в данный момент). По телевидению в информационно-аналитической программе «Времена» идёт обсуждение необходимости клонирования. Какова будет реакция каждого находящегося в гостиной?

Задания:

  • Распределить роли в группе;
  • Смоделировать поведение каждого персонажа в данной ситуации, учитывая его характер (характеристика героев);
  • Создать небольшой текст речи каждого персонажа (речевая характеристика героев).

Подобный кейс помогает развитию у обучающихся коммуникативной компетентности (создание текста речи персонажа, работа в группе), информационной (сбор информации из текста о характере персонажей, её анализ), также студенты пытаются работать с данной информацией, используя её в новых конкретных ситуациях.

2) Обучающимся даётся конкретная ситуация из текста произведения.

Предполагается всесторонняя оценка ситуации всеми участниками коммуникации: автором, героями, читателями, критиками.

Текст кейса:

      Базаров тихонько двинулся вперед, и Павел Петрович пошел на него, заложив левую руку в карман и постепенно поднимая дуло пистолета... "Он мне прямо в нос целит, - подумал Базаров, - и как щурится старательно, разбойник! Однако это неприятное ощущение. Стану смотреть на цепочку его часов..." Что-то резко зыкнуло около самого уха Базарова, и в то же мгновенье раздался выстрел. "Слышал, стало быть ничего", - успело мелькнуть в его голове. Он ступил еще раз и, не целясь, подавил пружинку.

      Павел Петрович дрогнул слегка и хватился рукою за ляжку. Струйка крови потекла по его белым панталонам.

      Базаров бросил пистолет в сторону и приблизился к своему противнику.

      - Вы ранены? - промолвил он.

      - Вы имели право подозвать меня к барьеру, - проговорил Павел Петрович, - а это пустяки. По условию, каждый имеет еще по одному выстрелу.

      - Ну, извините, это до другого раза, - отвечал Базаров и обхватил Павла Петровича, который начинал бледнеть. - Теперь я уже не дуэлист, а доктор и прежде всего должен осмотреть вашу рану. Петр! поди сюда, Петр! куда ты спрятался?

      - Все это вздор... Я не нуждаюсь ни в чьей помощи, - промолвил с расстановкой Павел Петрович, - и... надо... опять... - Он хотел было дернуть себя за ус, но рука его ослабела, глаза закатились, и он лишился чувств.

      - Вот новость! Обморок! С чего бы! - невольно воскликнул Базаров, опуская Павла Петровича на траву. - Посмотрим, что за штука? - Он вынул платок, отер кровь, пощупал вокруг раны... - Кость цела, - бормотал он сквозь зубы, - пуля прошла неглубоко насквозь, один мускул vastus externus задет. Хоть пляши через три недели!.. А обморок! Ох, уж эти мне нервные люди! Вишь, кожа-то какая тонкая".

      - Убиты-с? - прошелестел за его спиной трепетный голос Петра.

      Базаров оглянулся.

      - Ступай за водой поскорее, братец, а он нас с тобой еще переживет.

      Но усовершенствованный слуга, казалось, не понимал его слов и не двигался с места. Павел Петрович медленно открыл глаза. "Кончается!" - шепнул Петр и начал креститься.

      - Вы правы... Экая глупая физиономия! - проговорил с насильственною улыбкой раненый джентльмен.

      - Да ступай же за водой, черт! - крикнул Базаров.

      - Не нужно... Это был минутный vertige... Помогите мне сесть... вот так... Эту царапину стоит только чем-нибудь прихватить, и я дойду домой пешком, а не то можно дрожки за мной прислать. Дуэль, если вам угодно, не возобновляется. Вы поступили благородно... сегодня, сегодня - заметьте.

  - О прошлом вспоминать незачем, - возразил Базаров, - а что касается до будущего, то о нем тоже не стоит голову ломать, потому что я намерен немедленно улизнуть. Дайте, я вам перевяжу теперь ногу; рана ваша - не опасная, а все лучше остановить кровь. Но сперва необходимо этого смертного привести в чувство. [Глава 24]

Задания:

  • Распределить роли в группе: автор, герои, читатели-современники, читатели нашего времени, критики;
  • Дать оценку ситуации с позиции своей роли в ней, создав небольшой текст.

Данный кейс даёт возможность раскрыть не только позиции героев произведения и их характеристику, но и одновременно проанализировать авторскую позицию, читательское мнение (интерпретации текста студентами как современными читателями). Кроме того, кейс интересен необходимостью поиска информации из текста произведения, критических статей, читательских отзывов.

3) Предлагается конкретная ситуация из текста произведения, но с иным, смоделированным результатом ситуации.

Текст кейса:

- Меня вы забудете, - начал он опять, - мертвый живому не товарищ. Отец вам будет говорить, что вот, мол, какого человека Россия теряет... Это чепуха; но не разуверяйте старика. Чем бы дитя ни тешилось... вы знаете. И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать... Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник... мясо продает... мясник... постойте, я путаюсь... Тут есть лес...

      Базаров положил руку на лоб.

      Анна Сергеевна наклонилась к нему.

      - Евгений Васильич, я здесь...

      Он разом принял руку и приподнялся.

      - Прощайте, - проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. - Прощайте... Послушайте... ведь я вас не поцеловал тогда... Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...

      Анна Сергеевна приложилась губами к его лбу.

      - И довольно! - промолвил он и опустился на подушку. - Теперь... темнота...

      Анна Сергеевна тихо вышла.

      - Что? - спросил ее шепотом Василий Иванович.

  - Он заснул, - отвечала она чуть слышно.

      Базарову уже не суждено было просыпаться. К вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер. [Глава XXVII]

(Вариант финала: К вечеру Базарову стало лучше, с каждым днём он всё быстрее шёл на поправку. Через два месяца не осталось и следа от болезни).

Задания:

  • Определить возможность подобного изменения ситуации;
  • Продумать дальнейшее развитие событий с учётом данной трансформации.

Кейс может быть задан небольшой группе из 2-3 человек. Он способствует развитию у обучающихся дивергентного (неоднозначного) мышления. Обучающиеся видят возможность разрешения ситуации различными способами, у них вырабатывается собственная точка зрения.

4) Обучающимся даётся ситуация из текста изучаемого произведения. Предполагается новая самостоятельная трактовка текста с возможностью его изменения.

Текст кейса:

Какое-то почти враждебное чувство охватывало сердца обоих молодых людей. Минут пять спустя они открыли глаза и переглянулись молча.

      - Посмотри, - сказал вдруг Аркадий, - сухой кленовый лист оторвался и падает на землю; его движения совершенно сходны с полетом бабочки. Не странно ли? Самое печальное и мертвое - сходно с самым веселым и живым.

      - О друг мой, Аркадий Николаич! - воскликнул Базаров, - об одном прошу тебя: не говори красиво.

      - Я говорю, как умею... Да и наконец это деспотизм. Мне пришла мысль в голову; отчего ее не высказать?

      - Так; но почему же и мне не высказать своей мысли? Я нахожу, что говорить красиво - неприлично.

      - Что же прилично? Ругаться?

      - Э-э! да ты, я вижу, точно намерен пойти по стопам дядюшки. Как бы этот идиот порадовался, если б услышал тебя!

      - Как ты назвал Павла Петровича?

      - Я его назвал, как следует, - идиотом.

      - Это, однако, нестерпимо! - воскликнул Аркадий.

      - Ага! родственное чувство заговорило, - спокойно промолвил Базаров. - Я заметил: оно очень упорно держится в людях. От всего готов отказаться человек, со всяким предрассудком расстанется; но сознаться, что, например, брат, который чужие платки крадет, вор, - это свыше его сил. Да и в самом деле: мой брат, мой - и не гений... возможно ли это?

      - Во мне простое чувство справедливости заговорило, а вовсе не родственное, - возразил запальчиво Аркадий. - Но так как ты этого чувства не понимаешь, у тебя нет этого ощущения, то ты и не можешь судить о нем.

      - Другими словами: Аркадий Кирсанов слишком возвышен для моего понимания, - преклоняюсь и умолкаю.

      - Полно, пожалуйста, Евгений; мы наконец поссоримся.

      - Ах, Аркадий! сделай одолжение, поссоримся раз хорошенько - до положения риз, до истребления.

      - Но ведь этак, пожалуй, мы кончим тем...

      - Что подеремся? - подхватил Базаров. - Что ж? Здесь, на сене, в такой идиллической обстановке, вдали от света и людских взоров - ничего. Но ты со мной не сладишь. Я тебя сейчас схвачу за горло...

      Базаров растопырил свои длинные и жесткие пальцы... Аркадий повернулся и приготовился, как бы шутя, сопротивляться... Но лицо его друга показалось ему таким зловещим, такая нешуточная угроза почудилась ему в кривой усмешке его губ, в загоревшихся глазах, что он почувствовал невольную робость... [Глава XXI]

Задания:

  • Распределить роли в группе;
  • Обсудить ситуацию со своих позиций;
  • Смоделировать собственное поведение в данной ситуации (аргументировать).

Кейс помогает формировать собственную точку зрения, позволяет уйти от однозначности в интерпретации текста и в принятии каких-либо решений.

5) Обучающимся даётся ситуация: Автор произведений творит в наше время.

Текст кейса:

Представьте, что И.С. Тургенев переносится в наше время и пытается описать увиденное им в своём новом романе о новом времени.

Задания:

  • Распределить задания в группе;
  • Проанализировать авторскую позицию, его кредо, его мировоззрение;
  • Смоделировать название (темы) произведения, его проблематику (с аргументацией выбора);
  • Смоделировать типы героев этого произведения (с аргументацией выбора).

Подобный кейс имеет определённую сложность. Обучающиеся при его обсуждении обязательно должны быть ознакомлены с позицией автора, его отношением к жизни. Предполагается развитие навыков анализа и сравнения, а также творческих умений.

6) Предлагается ситуация: Экранизация романа «Отцы и дети».

Текст кейса:

Вы И.С. Тургенев – режиссёр-сценарист новой экранизации романа «Отцы и дети», и Ваша задача – подобрать исполнителей ролей персонажей романа (в Вашем распоряжении любой современный актёр), т.е. правильно дать характеристику каждому персонажу.

Задания:

  • Распределить роли в группе (каждый участник – автор, рассматривающий одного персонажа, подбирающий одного актёра);
  • Охарактеризовать персонажей (подобрать исполнителей роли).

При работе с данным кейсом группа должна собрать информацию о героях из произведения, но не всю, а лишь ту, которая отражает отношение к ним автора.

7) Преподаватель предлагает обучающимся найти или смоделировать самостоятельно ситуацию из современной жизни, которая отражала бы отрывок из изучаемого произведения.

Текст кейса:

Он [Николай Петрович] запнулся на мгновенье и продолжал уже по-французски.

      - Строгий моралист найдет мою откровенность неуместною, но, во-первых, это скрыть нельзя, а во-вторых, тебе известно, у меня всегда были особенные принципы насчет отношений отца к сыну. Впрочем, ты, конечно, будешь вправе осудить меня. В мои лета... Словом, эта... эта девушка, про которую ты, вероятно, уже слышал...

 - Фенечка? - развязно спросил Аркадий. Николай Петрович покраснел.

      - Не называй ее, пожалуйста, громко... Ну, да... она теперь живет у меня. Я ее поместил в доме... там были две небольшие комнатки. Впрочем, это все можно переменить.

      - Помилуй, папаша, зачем?

      - Твой приятель у нас гостить будет... неловко...

      - Насчет Базарова ты, пожалуйста, не беспокойся. Он выше всего этого.

      - Ну, ты, наконец, - проговорил Николай Петрович. - Флигелек-то плох - вот беда.

      - Помилуй, папаша, - подхватил Аркадий, - ты как будто извиняешься; как тебе не совестно.

      - Конечно, мне должно быть совестно, - отвечал Николай Петрович, все более и более краснея.

      - Полно, папаша, полно, сделай одолжение! - Аркадий ласково улыбнулся. "В чем извиняется!" - подумал он про себя, и чувство снисходительной нежности к доброму и мягкому отцу, смешанное с ощущением какого-то тайного превосходства, наполнило его душу. - Перестань, пожалуйста, - повторил он еще раз, невольно наслаждаясь сознанием собственной развитости и свободы.

      Николай Петрович глянул на него из-под пальцев руки, которою он продолжал тереть себе лоб, и что-то кольнуло его в сердце... [Глава III]

Задания:

  • Проанализировать (обсудить) сюжет отрывка, выделить в нём актуальную сегодня (вневременную) проблему;
  • Найти (на основе своего или чужого опыта) в современной реальной действительности ситуацию, отражающую сюжет данного отрывка, сделать выводы (можно использовать читательский опыт).

Обучающиеся таким образом доказывают или опровергают вневременность и актуальность сюжета данного текста. Положительные моменты кейса в том, что студенты учатся интерпретировать сюжет, видеть его проблематику, переносить его на окружающую действительность, анализировать личный опыт, делать выводы.

8) Обучающимся предлагается ситуация, где они будут авторами рекламы романа «Отцы  дети».

Текст кейса:

Новое издательство (Вы можете сами дать ему название) занимается выпуском серии романов XIX века. Издатель обращается к Вам с предложением о создании рекламы романа «Отцы и дети». Несомненно, она должна отвечать всем требованиям современного рынка: роман после рекламирования должен продаваться, но ничьи права при этом не ущемлены.

Задания:

  • Выделить главную мысль в произведении, которая должна заинтересовать читателя сегодня, в современной действительности;
  • Создать текст рекламы произведения;
  • Оформить рекламу (с использованием компьютерных ресурсов).

Подобный кейс имеет крайнюю актуальность и предполагает высокую заинтересованность учащихся в нём. Студенты, во-первых, проанализируют различную рекламу, в том числе рекламу художественных произведений, научатся определять интересы современного читателя (либо смоделируют их на собственном опыте). Кроме того, кейс творчески ориентирован. Предполагается создание текста рекламы и её оформление. Данный кейс можно дать обучающимся в качестве отдельного проекта.

 

 

Кейса при изучении романа И.А. Гончарова «Обломов»

Перечитайте главу 9-ую первой части романа («Сон Обломова»).

 

После ознакомления с текстом кратко перескажите картины, нарисованные в этой главе: черты идиллии ушедшего «золотого века», чуждые современной жизни, чёткие картины, лишённые неопределённости и фантастических связей реального сна.

Сформулируйте дилемму: «Двойственно ли отношение Гончарова к Обломовке»?

Организуйте работу по обсуждению ситуации в группах.

          В ходе обсуждения необходимо выработать наиболее сильные аргументы в поддержку своей позиции и выбрать выступающих. Выступление должно быть кратким. (Можно использовать принцип – «один оратор – один аргумент». У каждого выступающего – 1 минута. Всего можно выдвигать не более пяти аргументов, т.е. выступать должно пять ораторов).

   Сравните свои аргументы с аргументами литературных критиков: А.В.Дружинина, А.А.Григорьева, В.Кантора.

А.В. ДружининРоман И.А.Гончарова «Обломов» 1859.

 «Сон Обломова» не только осветил, уяснил и разумно опоэтизировал всё лицо героя, но ещё тысячью невидимых скреп связал его с сердцем каждого русского читателя. В этом отношении «Сон», сам по себе разительный как отдельное художественное создание, ещё более поражает своим значением во всём романе. Глубокий по чувству, его внушившему, светлый по смыслу, в нём заключённому, он в одно время и поясняет, и просветляет собою то типическое лицо, в котором сосредоточивается интерес всего произведения. Обломов без своего «Сна» был бы созданием неоконченным не родным всякому из нас, как теперь,- «Сон» его разъясняет все наши недоумения и, не давая нам ни одного толкования, повелевает нам понимать и любить Обломова».

А.А Григорьев. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина. 1859.

«Вы чувствуете в манере изложения присутствие того искомого, спокойного творчества, которое по воле своей переносит вас в тот или другой мир и каждому сочувствует с равною любовью… И потом перед вами до мелких оттенков создается знакомый вам с детства быт, мир тишины и невозмутимого спокойствия во всей его непосредственности. Автор становится истинным поэтом – и, как поэт, умеет стоять в уровень с создаваемым им миром, быть комически наивным в рассказе о чудовище, найденном в овраге обитателями Обломовки, и глубоко трогательным в создании матери Обломова, и истинным психологом в истории с письмом, которое так страшно было распечатать мирным жителям «райского уголка земли», и, наконец, эпически объективным художником в изображении того послеобеденного сна, который объемлет всю Обломовку. Помните ещё место о сказках, которые повествовались Илье Ильичу и, конечно, всем нам более или менее, которых пеструю и широко фантастическую канву поэт развёртывает с такою силою фантазии? Помните ещё остальные подробности: семейный разговор в сумерки, негодование жены Ильи Ивановича на его беспамятство в отношении к разным приметам, сборы его – отвечать на письмо, составлявшее несколько времени предмет тревожного страха? … Всё это полный, художнически созданный мир, влекущий нас неодолимо в свой очарованный круг…»

В.Кантор. И.А.Гончаров к Обломовке, явившейся во сне герою, отнесся «не только ласково, но и с грустью, с сожалением. Он рисует Обломовку даже сатирически – «сон, вечная тишина вялой жизни и отсутствие движения».

Подведите итоги.

- Какую роль для понимания Обломова и окружающей его жизни играет «Сон Обломова»?