Педагогические образовательные технологии

Лыктыпова Людмила Михайловна

Современные требования к обучению ориентированы на развитие познавательного потенциала личности, повышение способности к обучению, овладению новыми системами знания, развитие креативных способностей личности и расширение ее творческих возможностей. При этом огромная ответственность ложится на плечи учителя. В данных условиях он призван найти эффективные пути улучшения программы обучения, а вместе с этим выделить оптимальные методы и приемы обучения, обоснованно применяя их в процессе обучения.

Сочетание теории и практики определили ключевые приемы, методы и элементы технологий, используемых мной: информационно – коммуникационной, развития критического мышления, проектной технологии, технологии развивающего обучения, здоровьесберегающих, проблемного обучения, интегрированного обучения, личностно-ориентированного через уровневую дифференциацию, групповых.
Внедрение инновационных технологий помогает установить диалог, выстроить сотрудничество, понимание между всеми участниками в любых видах обучающей деятельности.
Так технология проблемного обучения в сочетании с кейс-технологией, ИКТ и индивидуализация обучения позволяют повысить эффективность современного урока по объему обработанной информации, а содержание дифференцировать по уровням от базовых понятий через проблемный вопрос к олимпиадным заданиям и вопросам ЕГЭ повышенной сложности в группе по принципу равный обучает равного. Так происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительной деятельности как основе формирования компетенций.
Практико-ориентированные технологии, интерактивное обучение (Шмелева М.В), тренинг-общение (С.Д. Поляков). способствуют мотивации познавательной деятельности и осознанной стратегии самообразования как старшеклассников, так и школьников помладше. Дополнение игровыми элементами стабилизирует интерес, инициативу, способствует формированию творческих компетенций.
Технология критического мышления. Цель технологии: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только при изучении учебных предметов, но и в обычной жизни, развивая надпредметные умения.
Информационно-коммуникативные технологии. Использование компьютера, интернета усиливает интерес к предмету и способствует рациональному использованию времени каждого участника процесса, повышая динамичность и результативность, представление результатов в виде презентаций на сайте, обучающие, закрепляющие, развивающие, тренировочные, контрольные тесты на сайте учителя и на ресурсах ФИПИ, РЭШ, Сберкласс и др.

Групповые технологии требуют временного разделения класса на несколько групп для совместного решения определенных задач. Учащимся предлагается обсудить задачу, наметить пути её решения реализовать на практике и представить найденный совместный результат. Эта форма работы лучше обеспечивает учет индивидуальных особенностей и открывает большие возможности для коллективной познавательной, коммуникативной, дифференцированной, творческой деятельности. 

Полезные ссылки: