Учебные материалы 9 класс

Плотникова Галина Александровна

Материалы для уроков в 9 классе

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слова и действия с ними Язык программирования Pascal

Слайд 2

Символьные и строковые типы данных Символы ( chare) Строковый тип / строка ( string) Строка – последовательность символов. Каждый символ – 1 байт. Количество символов – длина строки ( от 0 до 255) Строковые константы записываются в ‘ ‘ Пример: Const ‘246-146’ В разделе описания переменных VAR B: string [10]; { задана строка В из 10 символов }

Слайд 3

Операции «Сцепление строк» ‘ABC’ +’12’ ‘ABC12’ ‘ паро ’ + ‘ ход ’ ‘ пароход ’ Отношения >, <, =, >=, <=, <>

Слайд 4

Процедуры и функции COPY (S, P, N) { выделяет из строки S подстроку длиной N , начиная с позиции P } Пример: S:=‘ABCDEFG’ COPY(S,2,3) ‘BCD’

Слайд 5

Процедуры и функции 2. DELETE(S,P,N) { удаляет N символов из строки S , начиная с позиции P} 3. INSERT(S1,S2,P) { вставка строки S1 в строку S2 начиная с позиции Р }

Слайд 6

Процедуры и функции length(s) - определяет текущую длину строки s. сoncat(s1, s2, ..., sn ) - выполняет объединение (слияние) строк s1, s2, ..., sn в одну строку. pos(s1, s) - определяет позицию подстроки s1 в строке s.

Слайд 7

Примеры программ Составить программу, которая позволяет из слова ВЕЛИЧИНА получить слово НАЛИЧИЕ Получить из слова СТРОКА слово СЕТКА

Слайд 8

ВЕЛИЧИНА НАЛИЧИЕ PROGRAM SLOVO 1 ; VAR S1, S2: string [10]; BEGIN S1:=‘ ВЕЛИЧИНА ’; S2:= COPY (S1,7,2) + COPY (S1, 3, 4) + S1[2]; WRITELN (S2); END. НА ЛИЧИ Е + +

Слайд 9

СТРОКА СЕТКА PROGRAM SLOVO 2 ; VAR S1: string [ 255 ]; BEGIN S1:=‘C ТРОКА ’; DELETE (S1, 3, 2); INSERT (‘E’, S1, 2); WRITELN (S1); END. СТ РО КА СЕТКА С ТКА СЕТКА

Слайд 10

Примеры программ 3. Составить программу для подсчета количества букв А, встречающихся в строке, задаваемой с клавиатуры.

Слайд 12

Самостоятельно: Составьте программу получения из двух строк ‘ УС ’ и ‘ ГРАД ’ слова ГРАДУС Составьте программу, с помощью которой из слова ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК получаются слова: а) донор b) жезл c) колено е) крокодил

Слайд 13

Задачи: Получить из слова "математика" слово "тематика". Получить из слова "Позитроника" слово "трон ". Из слов «мышь», «сканер», «слива» получить слово «клавиша». В данном слове заменить первый и последний символ на *.

Слайд 14

Из строк БОР и ОДА получить слово БОРОДА. Заменить в тексте, заданном с клавиатуры, все буквы «О» на «Т». Подсчитать в формуле, заданной с клавиатуры, количество закрывающихся и открывающихся круглых скобочек. Подсчитать в формуле, заданной с клавиатуры, количество плюсов и минусов.



Предварительный просмотр:

Государственная инспекция по надзору и контролю в сфере образования

Пермского края

 Плотникова Г.А.  МОУ «Гимназия №4 имени братьев Каменских»,
г.Пермь

Тест по информатике, класс 9

Цель: проверка знаний по информатике за курс основной школы

Уровень сложности: базовый

Инструкция по выполнению работы.

На  выполнение  экзаменационной  работы  вам  дается  2 часа (120 минут). Работа  состоит из 23  заданий,  разделенных на3 части.

Часть 1 содержит 8 заданий  с выбором  одного ответа. При  выборе ответа,  номер правильного ответа  обведите кружком. Если вы  обвели  не тот номер, то зачеркните  свой  ответ крестиком и затем обведите  номер правильного ответа.  

            Часть 2 состоит из 12 вопросов, требующих определения последовательности  процессов, установление соответствия. Ответ  записывается  в отведенном для  этого месте.

            Часть 3 содержит  3 задания  с развернутым  ответом. Данная часть работы имеет повышенный уровень сложности.

            Выполняйте  задания  в том порядке, в  котором они даны. Если  какое-то задание  вызывает у  вас  затруднение,  рекомендуем вам его пропустить и вернуться  к нему позднее.    

Желаем успеха!

Часть 1

Часть 1 включает 8 заданий (1–8) с выбором ответа. К каждому заданию дается четыре ответа, из которых только один правильный.

1. Считая, что каждый символ кодируется 8-ю битами,  оцените информационный объем следующей фразы великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева в кодировке КОИ-8:

Кто стремится к высокой цели, уже не должен думать о себе.


1) 58 байт     2) 58 бит      3) 116 байт       4) 464 байт

2. Какое логическое выражение соответствует высказыванию: 

    «Точка Х принадлежит интервалу (А; В)»

  1. ( Х < А ) ИЛИ ( Х > В )
  2. ( Х > А ) И ( Х < В )
  3. НЕ ( Х < А ) ИЛИ ( Х < В )
  4. ( Х > А ) ИЛИ ( Х > В )


3. В каком из следующих предложений правильно расставлены пробелы между словами и знаки препинания

  1. Усложнять – просто , упрощать – сложно.
  2. Усложнять – просто, упрощать – сложно.
  3. Усложнять–  просто, упрощать–  сложно.
  4. Усложнять  –просто, упрощать –сложно.

4. На рисунке изображена схема дорог между населенными пунктами и обозначены расстояния (в км) между ними. (Населенные пункты обозначены латинскими буквами). Определите маршрут, по которому можно попасть из пункта А в пункт G, преодолев наименьшее количество километров.

  1. ADBG   2) ACDFG  3) ACDBG   4) ABG

5. От разведчика была получена следующая шифрованная радиограмма,  переданная с использованием азбуки Морзе:

– • – – – • – – • • • •

При передаче радиограммы было потеряно разбиение на буквы, но известно, что в радиограмме использовались только следующие буквы:

Е                Н                О             З                    Щ

•                 – •             – – –        – – • •           – – • –

Определите текст радиограммы. В ответе укажите, сколько букв было в исходной радиограмме.

1) 5                2) 6              3) 7                   4) 12

6. Пользователь работал с каталогом C:\Математика\Задачи\Чертежи. Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем еще раз поднялся на один уровень вверх и после этого спустился в каталог Экзамен. Запишите полный путь для того каталога, в котором оказался пользователь.

1) С:\Математика

2) С:\Экзамен

3) С:\Математика\Экзамен

4) С:\Математика\Задачи\Экзамен

7. Дан фрагмент электронной таблицы:

A

B

C

D

1

3

4

2

=C1-B1

=B1-A2*2

=C1/2

=B1+B2

После выполнения вычислений была построена диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2. Укажите получившуюся диаграмму.

8. Исполнитель Черепашка перемещается на экране компьютера, оставляя след в виде линии. В каждый конкретный момент известно положение исполнителя и направление его движения. У Черепашки существует две команды:

Вперёд n (где n –целое число), вызывающая передвижение Черепашки на n шагов в направлении движения.

Направо m (где m – целое число), вызывающая изменение направления движения на m градусов по часовой стрелке.

Запись Повтори k [Команда1 Команда2 Команда3] означает, что последовательность команд в скобках повторится k раз.

Черепашке для исполнения был дан алгоритм:

Повтори 4 [Направо 60 Вперед 20 Направо 60]

Какая фигура появится на экране?

  1. правильный треугольник
  2. Квадрат
  3. Правильный шестиугольник
  4. Незамкнутая ломаная линия

Часть 2

Ответом к заданиям этой части (9–20) является последовательность цифр, которые следует записать в поле для записи ответа. Если Вы ошиблись, зачеркните ответ и запишите рядом правильный.

9. Сколько битов информации содержится в сообщении объемом четверть килобайтов?

Ответ: ________________________

10. Чему будет равно значение переменной Х в результате выполнения следующих действий:

Х := 34

Х := 2 * Х – 1

Х := Х + 5


Ответ:  _________________________

11. Определите значение переменной m после выполнения фрагмента алгоритма. 
Примечание: знаком := обозначена операция присваивания.

Ответ:  ________________________

12. Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных.

Ф.И.О.

ПОЛ

ХОББИ

ВОЗРАСТ

СТАЖ

1

Иванов И.И.

Муж.

Шахматы

12

4

2

Князева И.А.

Жен.

Лыжи

14

4

3

Мель П.С.

Жен.

Компьютер

13

2

4

Лучко О.П.

Жен.

Шахматы

17

10

5

Петров Г.Я.

Муж.

Компьютер

16

4

6

Лель О.О.

Жен.

лыжи

15

6

Сколько записей будут выбраны по условию

 (ХОББИ=компьютер ИЛИ ХОББИ=шахматы) И (Возраст <=16 И ВОЗРАСТ >12)

Ответ:  __________________________

13. Некоторое число в двоичной системе счисления записывается как 1000011. Определите число и запишите его в ответе в десятичной системе счисления.

Ответ:  ____________________________

 

14. Дан фрагмент электронной таблицы. Какое значение будет получено в ячейке D8?

Ответ:  ____________________________

15. Даны два фрагмента текста. В обоих фрагментах используется шрифт одного семейства (гарнитуры).

Говорят, что за деньги можно купить все, но это не так. Можно купить еду. Но не аппетит. Лекарство, но не здоровье. Знание, но не мудрость. Внешний блеск, но не красоту. Веселье, но не радость. Знакомых, но не друзей. Услужливость, но не верность. За деньги можно купить оболочку от всего на свете, но не сердцевину.

                                          Арне Гарборг.

Говорят, что за деньги можно купить все, но это не так. Можно купить еду. Но не аппетит. Лекарство, но не здоровье. Знание, но не мудрость. Внешний блеск, но не красоту. Веселье, но не радость. Знакомых, но не друзей. Услужливость, но не верность. За деньги можно купить оболочку от всего на свете, но не сердцевину.

                                          Арне Гарборг.

Какие из перечисленных ниже свойств символов и абзацев различаются для левого и правого фрагментов текста? В ответе перечислите номера различающихся свойств в порядке возрастания, например 134.

1) Начертание шрифта (прямое, курсивное)

2) Насыщенность шрифта (светлый, полужирный, жирный)

3) Размер шрифта

4) Выравнивание строк (левое, правое, по центру, по ширине)

Ответ:  ________________________________

16.  Исполнитель Калькулятор имеет только две команды, которым присвоены номера:

1. Умножь на 5.

2. Вычти 3.

Выполняя команду 1, Калькулятор умножает число на экране на 5, а выполняя команду номер 2, вычитает из числа на экране 3.

Напишите программу, содержащую не более 5 команд, которая из числа 4 поучает число 55.

Укажите лишь номера команд. Например, последовательность номеров команд 21212 соответствует программе:

Вычти 3

Умножь на 5

Вычти 3

Умножь на 5

Вычти 3,

которая преобразует число 7 в число 82.

Ответ: _________________________________

17. Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 512000 бит/с. Передача файла через данное соединение заняла 10 секунд. Определите размер файла в Кбайт.

Ответ: ____________________________________

18. Некоторый алгоритм из одной цепочки символов получает новую цепочку следующим образом. Сначала записывается исходная цепочка символов, после неё записывается исходная цепочка символов в обратном порядке, затем записывается буква, следующая в русском алфавите за той буквой, которая в исходной цепочке стояла на последнем месте. Получившаяся цепочка является результатом работы алгоритма. Например, если исходная цепочка символов была ЛЕС, то результатом работы алгоритма будет ЛЕССЕЛТ.

Дана цепочка символов АЛ. Какая цепочка символов получится, если к данной цепочке применить алгоритм дважды (то есть к данной цепочке применить алгоритм, а затем к результату его работы ещё раз применить алгоритм)?

Ответ: ______________________________________

19. Доступ к файлу abc.net, находящемуся на сервере txt.org, осуществляется по протоколу http. В таблице фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.


А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

.net

abc

://

http

/

.org

txt

Ответ: ___________________________________________

20. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Расположите обозначения запросов в порядке возрастания количества страниц, которые найдет поисковый сервер по каждому запросу. Для обозначения логической операции "ИЛИ" в запросе используется символ |, а для логической операции "И" - &.

A

музыка | классика | Моцарт | серенада

Б

музыка | классика

В

музыка | классика | Моцарт

Г

музыка & классика & Моцарт

Ответ: _______________________________________________

Часть  3

Задания этой части (21–23) выполняются на компьютере. Результатом исполнения задания является отдельный файл (для одного задания — один файл).

Правильно выполненное задание этой части оценивается в 2 балла.

21. Создайте в текстовом редакторе документ и напишите в нем следующий текст, точно воспроизведя все оформление текста, имеющееся в образце.

Данный текст должен быть написан шрифтом размером 14 пунктов. Основной текст выровнен по ширине, и первая строка абзаца имеет отступ в 1 см. В тексте есть слова, выделенные жирным шрифтом и курсивом.

При этом допустимо, чтобы ширина вашего текста отличалась от ширины текста в примере, поскольку ширина текста зависит от размера страницы и полей. В этом случае разбиение текста на строки должно соответствовать стандартной ширине абзаца.

Текст сохраните в файле.

Пермский край — субъект Российской Федерации. Край образован в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа 1 декабря 2005 года. Пермский край расположен на востоке Восточно-Европейской равнины и западном склоне Среднего и Северного Урала.

Административный центр

Пермь

Общая площадь

160600 км2

Население

2731 тыс. человек

Плотность населения

17,6 чел./км2

22. Результаты сдачи выпускных экзаменов по математике, физике и информатике учащимися 9 класса некоторого города были занесены в электронную таблицу. На рисунке приведены первые строки получившейся таблицы:

А

В

С

D

E

Фамилия

Имя

Математика

Физика

Информатика

1

Абакумов

Иван

4

4

5

2

Абрамов

Петр

5

5

4

3

Аверин

Николай

3

4

3

4

Авонин

Сергей

4

4

3

5

Агеев

Кирилл

5

5

4

В столбце А электронной таблицы записана фамилия учащегося, в столбце В – имя, в столбцах C, D, E – оценки учащегося. Оценки могут принимать значения от 2 до 5. Всего в электронную таблицу занесены результаты 1000 учащихся.

Выполните задание:

Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса:

  1. Какое количество учащихся получило хотя бы одну пятерку? Ответ запишите в ячейку В1002 таблицы.
  2. Для группы учащихся, которые получили хотя бы одну пятерку (по любому из экзаменов), подсчитайте средний балл, полученный ими по информатике. Ответ на этот вопрос запишите в ячейку В1003 таблицы.

Полученную таблицу необходимо сохранить.

23. Исполнитель «Робот» умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Ниже приведено описание Робота.

У Робота есть четыре команды перемещения:

вверх

вниз

влево

вправо

При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →.

Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может. Если Робот получает команду передвижения через стену, то он разрушается.

Четыре команды проверяют истинность условия отсутствия стены у каждой стороны той клетки, где находится Робот:

сверху свободно

снизу свободно

слева свободно

справа свободно

Эти команды можно использовать вместе с условием «eсли», имеющим следующий вид:

если <условие> то

последовательность команд

все

«Последовательность команд» — это одна или несколько любых команд Робота. Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки, можно использовать такой алгоритм:

если справа свободно то

вправо

все

В одном условии можно использовать несколько команд вместе с логическими операциями и, или, не, например,

если (справа свободно) и (не снизу свободно) то

вправо

все

Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «пока», имеющий следующий вид:

нц пока <условие>

последовательность команд

кц

Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:

нц пока справа свободно

вправо

кц

Также у Робота есть команда «закрасить», которая закрашивает клетку, в которой Робот находится в настоящий момент.

Задание:

На бесконечном поле имеется длинная горизонтальная стена. Длина стены неизвестна. Робот находится в одной из клеток непосредственно сверху от стены. Одно из возможных положений робота приведено на рисунке (Робот обозначен буквой «Р»):

Напишите алгоритм для робота, закрашивающий все клетки, расположенные ниже стены. Например, для приведенного выше рисунка робот должен закрасить следующие клетки: Конечное расположение робота может быть произвольным. Алгоритм напишите в текстовом редакторе и сохраните в текстовом файле.


Ключи

Часть 1

За  правильный  ответ  1  балл.

Вопрос

Ответ

1

1

2

2

3

2

4

2

5

2

6

3

7

2

8

1

Часть 2

Ответы на задания с кратким ответом. Все задания оцениваются в 1 балл.

Вопрос

Ответ

9

2048

10

72

11

2

12

2

13

67

14

91

15

12

16

12221

17

625

18

АЛЛАММАЛЛАН

19

ГВЖЕДБА

20

ГБВА

Часть 3

Максимальное значение баллов, которое можно набрать за любое правильное выполненное задание – 2 балла

21. Правильным решением задания 21 является текст, соответствующий заданному образцу.

Указания по оцениванию

Баллы

Задание выполнено правильно. При проверке задания контролируется выполнение следующих элементов:

  1. Основной текст набран прямым нормальным шрифтом гарнитуры с засечками размером 14 пунктов.
  2. Текст в абзаце выровнен по ширине.
  3. Правильно установлен абзацный отступ (1 сантиметр), не допускается использование пробелов или символа табуляции для задания абзацного отступа.
  4. Текст, в целом, набран правильно и без ошибок (допускаются отдельные опечатки).
  5. В тексте не используются разрывы строк для перехода на новую строку (разбиение текста на строки осуществляется текстовым редактором).
  6. В основном тексте все необходимые слова выделены жирным шрифтом и курсивом.
  7. Таблица содержит правильное количество строк и столбцов.
  8. В обозначении км2 используется верхний индекс для символа «2».

При этом в тексте допускается до 5 орфографических (пунктуационных) ошибок или опечаток. Также текст может содержать не более одной ошибки из числа следующих:

  1. Используется шрифт неверной гарнитуры.
  2. Используется шрифт неверного размера.
  3. Одно слово из выделенных в примере, не выделено жирным или курсивным шрифтом.
  4. Не используется верхний индекс для записи «км2».
  5. Шрифт в основном абзаце выровнен по левому краю.

2

Ошибок, перечисленных выше, 2 или 3, либо имеется одна из следующих ошибок:

  1. Отсутствует таблица, либо таблица содержит неправильное число строк и столбцов.
  2. Основной текст набран курсивом или набран полужирным шрифтом.
  3. Используются пробелы или символ табуляции для создания красной строки.
  4. Используются символы разрыва строк или концы абзаца для разбиения текста на строки.

При этом в тексте допускается до 10 орфографических (пунктуационных) ошибок или опечаток.

1

Задание выполнено неверно или имеется не менее четырех ошибок, перечисленных в критериях на 2 балла или не менее двух ошибок, перечисленных в критериях на 1 балл.

0

Максимальный балл

2

22.  

Указания по оцениванию

Баллы

Получены правильные ответы на оба вопроса. Допустима запись ответа в другие ячейки (отличные от тех, которые указаны в задании), при условии правильности полученных

ответов.

2

Получен правильный ответ только на один из двух вопросов.

1

Правильные ответы не получены ни на один из вопросов.

0

Максимальный балл

2

23.  Решение (возможны и другие варианты решения)

Команды исполнителя будем записывать жирным шрифтом, а комментарии, поясняющие алгоритм и не являющиеся его частью — курсивом.

Сначала будем двигаться вправо, пока не дойдем до ячейки, ниже которой нет стены

ПОКА (НЕ снизу свободно) ДЕЛАТЬ

        вправо

КОНЕЦ

Теперь можно перейти вниз и оказаться ниже стены и в одной клетке правее ее конца, поэтому передвинемся еще влево, чтобы оказаться в точности ниже правого конца стены

вниз

влево

Теперь будем идти влево вдоль стены, закрашивая все ячейки

ПОКА (НЕ сверху свободно) ДЕЛАТЬ

        закрасить

        влево

КОНЕЦ

Указания по оцениванию

Баллы

Записан правильный алгоритм, не приводящий к уничтожению робота, полностью решающий поставленную задачу

2

Алгоритм в целом записан верно, но может содержать одну или две легко устранимые ошибки. Примеры ошибок:

  1. Робот разрушается в результате столкновения со стенкой, например, в следствии неверного определения конца стены.
  2. Робот закрашивает лишнюю клетку или, наоборот, не закрашивает клетку, которую необходимо закрасить.
  3. Нет инструкции движения вниз (ниже стены).

1

Задание выполнено неверно или возможных ошибок в алгоритме больше двух

0

Максимальный балл

2


Критерии  оценки:

Менее 30% - 2

31-60% - 3

61-80% - 4

81-100% -5