Методическая копилка

Стройкина Светлана Николаевна

Предварительный просмотр:

Урок 44

Тема: Климат. Внутренние воды Северной Америки

Цели: 

- сформировать представление об особенностях климата Северной Америки, количестве климатических поясов и секторов, различиях их климатических характеристик;

- сформировать представление о внутренних водах Северной Америки.

-        продолжить обучение работе с климатическими картами, климатограммами.

-        учить детей выявлять причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы, сравнивать и т.д.

-        воспитать бережное отношение к природе.

Оборудование: yчебник В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев География материков и океанов, физическая и климатическая карты Северной Америки, атласы, раздаточный материал, белая маркерная доска, презентация к уроку, мультимедийное оборудование.

Ход урока

1.Организационный момент

2. Актуализация знаний

Мы продолжаем путешествие по  Северной  Америке. Удача будет сопутствовать тому, кто хорошо знает географические объекты на материке.

Нанести на контурную карту географические объекты. (Приложение 1)

3. Подготовка к восприятию нового материала и целеполагание. Слайд 2

Чтобы разгадать следующую тему нашего урока, нужно ответить на вопросы и вписать буквы в кружочки. (буквы пишутся на доске маркером)

Задания:

  1. четвертый кружок – первая буква в названии самой высокой горы С. Америки (Мак-Кинли)
  2. второй  - первая буква в названии крупнейшего полуострова на северо-востоке (Лабрадор)
  3. пятый – первая буква в названии океана, омывающего материк с востока (Атлантический)
  4. третий кружок – четвертая буква в названии пролива между Гренландией и островом Баффинова Земля (Девисов)
  5. шестой – первая буква в названии океана, омывающего с запада (Тихий)
  6. первый – первая буква в названии самой протяженной и высокой горной цепи (Кордильеры)

Каковы цели урока?

4. Изучение нового материала

А) Итак, мы изучим климат, а так же познакомимся с внутренними водами С. А.

  1. Вспомните, какие климатообразующие факторы влияют на формирование климата любой территории?
  2. Назовите основные и переходные пояса.
  3. По форзацу 1 вашего учебника определите, в  пределах каких климатических поясов лежит С.А?
  4. Какого пояса нет?(экваториального)
  5. Как вы думаете, почему здесь так много климатических поясов?(большая протяженность с севера на юг и с запада на восток)
  6. Как это повлияло на природу материка. (варианты ответов детей: разнообразный климат…)
  7. Посмотрите на физическую карту и определите, какие  конкретно факторы влияют на климат С.А. ( горы Кордильеры, течения, отсутствие гор на севере…)

Б) Для того, чтобы определить особенности климата на материке, поработаем  с климатической картой  и контурными картами. Подписать названия поясов и средние температуры. (Приложение 2)

Проверка – слайды  4-5

- Какие выводы можете сделать ?

В) работа в группе или в парах – перед вами разные  климатограммы. Уметь их читать  -очень важно, т.к одно из заданий ОГЭ как раз на умение определять тип климата по климатограмме. (Приложение 3) Слайд 6

Задания: какие из климатограмм вообще не могут относиться к С.А?

Оставшиеся 3 климатограммы распределяем по территории С.А.

Рассказ детей (характеристика каждой диаграммы):

I .Диаграмма – температура января (-32*), температура июля (+3*) количество осодков-250 мм/год (осенью). Это – арктический тип климата.

II. Диаграмма – температура января (-0*), температура июля (+12*), количество осадков 2450 мм/год (зимой), это- умеренный морской. Причина большое количество осадков - теплое течение Гольфстрим.

III. Диаграмма- температура января (-12*), температура июля (+21*), количество осадков 390 мм/год (летом). Это субтропический (континентальный) тип климата.

В) Для закрепления знаний первой половины урока я предлагаю выполнить практическую работу « Сравнения климата отдельных частей материка одного климатического пояса». (Приложение 4)

Я предлагаю взять для сравнения п-ов Калифорния и Флорида. В каком климатическом поясе они находятся?

Молодцы!

Под руководством учителя учащиеся заполняют таблицу.

сканирование0003

После завершения работы делаем вывод

Вывод: несмотря на одинаковое широтное положение, западная и восточная часть имеют существенные отличия в климате. Это связано с течениями, преобладающими направлениями ветров.

Г) Холодные воздушные массы с севера свободно проникают в центральную часть, навстречу им также устремляются теплые ВМ. При их взаимодействии образуется торнадо. Слайды 7-8

Д) Внутренние воды.

Климат сильно влияет на внутренние воды материка. Какие типы внутренних вод вы можете назвать? (реки, озера, ледники…)

Работа с учебником.

Самостоятельная работа с последующей работой в парах. Раздать на выбор карточки 2-х цветов и соответствующие к ним задания. Ответив на вопросы сам-но, уч-ся обсуждают ответы с теми  учениками, у кого такой же цвет карточки, затем рассказывают о своем объекте другим ученикам. Для этого учащиеся встают со своих мест и  объединяются в 2-4 группы. (Приложение 5)

Вопросы и задания для синей карточки.

Прочитать в учебнике первый абзац на стр. 214 и ответить на вопросы:

  1. Как называется самая большая река Северной Америки?
  2. Как называется ее приток?
  3. Каков тип питания реки?
  4. Какие опасные явления бывают на реке?
  5. Почему Миссисипи выходит из берегов?
  6. Как индейцы называли Миссисипи?

Вопросы и задания для зеленой карточки.

Прочитать в учебнике  текст  на стр. 214 со слов  «Огромную водную систему образуют…..» и до конца страницы, рассмотреть рисунок 85   и ответить на вопросы:

  1. Как называется группа крупных озёр на севере материка?
  2. Назовите эти озера.
  3. Как называется река, которая соединяет их с Атлантическим океаном?
  4. Какой уникальный водный объект образовался на реке Ниагара?
  5. Между какими двумя озерами он расположен?
  6. Почему водопад медленно отступает к озеру Эри?

 Ответы детей сопровождаются показом слайдов

Е) Просмотр видеофрагментов при наличии времени.

4. Обобщение. В целом, климат материка благоприятен для проживания?

5. Рефлексия.  Продолжите предложение: Я сегодня научился (лась)…..

6.Д/з – тест и §53-54