Внеурочная деятельность

Стройкина Светлана Николаевна

Материал представляет собой программу кружка "Хочу все знать"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа кружка "Хочу все знать"32.78 КБ

Предварительный просмотр:

        

                                   

    УТВЕРЖДАЮ

      Директор школы

_________Н.Н. Камышева «_____»_______2015 г.

Программа объединения

 краеведческого направления

"Хочу все знать"

(для детей 11-15 лет)

(авторская)

                                Составитель:

                                                                        С. Н. Стройкина, учитель географии

высшей  квалификационной категории

с. Соковка     2015 г.

Пояснительная записка

Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.

Д.И.Писарев

Орешек знаний тверд,

                                                                                                 Но все же мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его поможет

Девиз "Хочу все знать!"

     Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. В связи с этим мы говорим о необходимости осуществления компетентностного подхода в образовании. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности. В связи с этим значительную роль играет дополнительное образование детей, где есть возможность  уделять организации исследовательской деятельности школьников  достаточное  время.

        Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных способностей школьников, подготовки их к активной учебно-познавательной деятельности.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.            Особенно это актуально для учащихся основной  школы, поскольку на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.  

 Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их проектно-исследовательской деятельности.  

        Программа “Хочу все знать!” – интеллектуальной направленности.

Цель программы – формирование навыков самостоятельной деятельности  в процессе расширения кругозора  обучающихся.

Задачи программы:

обучающие

  • Развитие познавательного интереса к явлениям и предметам окружающей действительности.
  • Приобретение знаний учащимися  посредством формирования умения находить ответы на поставленные вопросы.
  • Развитие мотивации  к познавательной деятельности.

развивающие

  • Развитие любознательности, активности, самостоятельности.
  • Формирование потребности в саморазвитии.

воспитательные:

  • Воспитание успешного современного школьника: высокоинтеллектуального,  коммуникабельного,  культурного.
  • Воспитание гуманного отношения к живой и неживой  природе.

Программа рассчитана на учащихся 5 – 9 классов.

  Практическая часть программы предусматривает выполнение практических работ на местности, проведение экскурсий, полевых практик. Результаты, полученные в ходе экскурсий, полевых практик и практических работ используются для написания исследовательских работ на уроках  и во внеклассной работе.

Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю).

Сроки реализации – 1 год

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I. Введение

     Формы и методы организации исследовательской деятельности. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Особенности и приемы конспектирования. Тезисы.

Экскурсия в сельскую библиотеку.

Учащиеся должны знать:

  • формы и методы исследовательской деятельности;
  • правила работы с источниками получения информации;
  • особенности чтения научно- популярной литературы;
  • особенности и приемы конспектирования.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать научно-популярную литературу;

2. Оформление исследовательских работ

    Основы научного исследования. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования. Выбор темы исследовательской работы. Отбор и анализ методической и научно- популярной литературы по выбранной теме. Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы. Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”.

Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу.   Логическое построение текстового материала в работе. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения.

Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление.

Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Выводы и оформление “Заключения”.

Учащиеся должны знать: 

  • требования, предъявляемые к оформлению исследовательских работ;
  • вклад каждого участника группы ( если работает несколько авторов) в работу.

Учащиеся должны уметь:

  • оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями;
  • логически выстраивать текстовой материал;
  • обрабатывать результаты экспериментальной деятельности.

3. Исследования в области экологии

Предмет и задачи экологии. Экология- синтез естественных наук.

Природоохранная деятельность как антропогенный фактор. Рациональное и нерациональное природопользование.

Охрана окружающей среды от новых типов загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы и современный источник сырья для различных отраслей промышленности. Наблюдения, эксперименты, другие виды исследований. Навыки исследовательской деятельности в области экологии. Методы обработки результатов наблюдений и исследований.

Учащиеся должны знать:

  • экологическое состояние природной среды в России, своем крае;
  • растения и животных своего края, находящихся под охраной;
  • влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы;
  • новые типы загрязнений;
  • виды исследований;
  • главные источники загрязнения воздуха;
  • меры по предотвращению загрязнения воздуха;
  • роль растительности в охране и оздоровлении воздуха.

Учащиеся должны уметь:

  • давать характеристику экологической ситуации в России, своем крае;
  • приводить примеры рационального и нерационального природопользования;
  • определять степень воздействия хозяйственной деятельности человека на биосферу;
  • прогнозировать возможности появления новых видов загрязнений;
  • осуществлять практическую деятельность по охране природы своего края;
  • обладать навыками исследовательской деятельности;
  • выявлять растения, наиболее и наименее устойчивые к загрязнению воздуха.

3. Исследовательская работа в природе 

Исследования водных объектов. Водоем как замкнутая экологическая система.

Гидробиология как наука, изучающая водные организмы и биологические процессы, происходящие в водоемах. Методы гидробиологических исследований.

Охрана водоемов. Меры охраны и очистки вод от загрязнения.

Общее понятие о распространении водных организмов. Распространение водных организмов в связи с условиями освещенности. Состояние численности водных животных на водоемах своего края.

Значение воды в круговороте веществ. Физические и химические свойства воды.

Организация метеорологических наблюдений. Обработка результатов наблюдений.

Особенности рельефа своей местности. Изучение горных пород окружающей территории, их важнейшие свойства и хозяйственное использование. Влияние ветра, воды, температуры воздуха на разрушение горных пород. Образование почвы.

Экскурсии на местный водоем; в карьер. луг

Учащиеся должны знать: 

  • гидрологические и гидробиологические методы исследования водных объектов;
  • меры по охране вод от загрязнения;
  • состояние численности водных организмов на водоемах своего края;
  • метеорологические явления по сезонам года, характерные для своей местности;
  • влияние температуры воздуха на жизнь растений и животных;
  • преобладающие виды осадков по сезонам года;
  • особенности рельефа своей местности;
  • свойства местных горных пород, их хозяйственное использование;
  • процесс образования почвы.

Учащиеся должны уметь:

  • проводить гидрологические и гидробиологические исследования на водоеме;
  • определять физические и химические свойства воды;
  • давать краткосрочные прогнозы погоды;
  • проводить метеорологические исследования с помощью приборов и подручными средствами;
  • обрабатывать результаты наблюдений и измерений;
  • строить и анализировать схемы, диаграммы, графики по результатам измерений;
  • определять свойства горных пород, добываемых в своей местности;
  • прогнозировать разрушение горных пород под действием природных факторов.

5. Изучение своего края

Особенности географического положения и природы своего края. История заселения территории. Топонимика.

Изучение истории, культуры, своего края. Знаменитые земляки. Рекреационные (природные и антропогенные) объекты, мероприятия по их охране.

 Традиции и обычаи народов, проживающих на территории своего населенного пункта. Трудовые навыки населения в прошлом и в настоящее время.

Экскурсия в школьный музей.

Учащиеся должны знать:

  • особенности географического положения и природы своего населенного пункта;
  • состояние исторических, культурных, природных памятников своего края;
  • основные демографические характеристики населения своей местности;
  • традиции, обычаи, трудовые навыки населения своей местности.

Учащиеся должны уметь:

  • определять географическое положение своего населенного пункта;
  • принимать участие в мероприятиях по охране исторических, культурных, природных памятников.

6. Мусор как фактор загрязнения природы

Мусор как экологическая проблема. Способы переработки мусора. Вторичное использование бытовых отходов. Приемы декорирования. Использование пластика как вторичного сырья.

Учащиеся должны уметь:

  • изготавливать поделки из бытового мусора
  • проявлять творческий подход к работе

Используемая литература.

Для учителя.

  1. Бидюков Г.Ф., Благосклонов К.Н., Вершинина Т.А. Сборник  «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Исследователи природы».- «Просвещение», М., 1983:

2. Дежникова Н.С. и другие. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. Экологические занятия. – Педагогическое общество России, М., 2001.

Для обучающихся.

  1. Агапов С.В., Соколов С.Н., Тихомиров Д.И.Географический словарь.-  

 Государственное учебно - педагогическое издательство Министерства просвещения     РСФСР, М., 1961.

  1. Демина Л.А. Земля в вопросах, загадках, ребусах, кроссвордах.- МИРОС, М., 1994.
  2. Колтун М. Земля. – МИРОС, М., 1994.
  3. Новиков Ю.В. Природа и человек. – Просвещение, М., 1991.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН кружка «Хочу все знать»

№ п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Дата проведения

1-2

1. Введение

 Вводное занятие. Формы и методы организации исследовательской деятельности.  Вводный инструктаж.

2

3-4

Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Приемы конспектирования.

2

5-6

Источники получения информации. Отбор и анализ литературы. Экскурсия в библиотеку «Работа с картотекой по отбору литературы по теме исследовательской работы»

2

7-8

2. Оформление исследовательских работ

Основы научного исследования. Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы.

2

9-10

Оформление страниц исследовательской работы в соответствии с требованиями.

2

11-12

Наглядный материал в исследовательской работе. Эстетическое оформление работы. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности.

2

13-14

Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности.

2

15-16

3. Исследования в области экологии

Предмет и задачи экологии. Особенности исследовательских работ в области экологии. Конкурс фоторабот «Мой край»

2

17-18

Исследование водных объектов. Родники и реки.

2

19-20

Обработка результатов исследования

2

21-22

Источники загрязнения атмосферного воздуха.

2

23-24

Практическая работа «Загрязнение воздуха автотранспортом на территории своего населенного пункта».

2

4.Изучение истории края

25-26

История заселения нашего края. Исследования в области истории края

2

27-28

Неизвестные страницы нашего края.

2

29-32

Консультации по исследовательским работам.

4

33-34

История игрушек

2

35-36

Практическая работа «Народная игрушка-матрешка»

2

37-38

Практическая работа по изготовлению игрушек

2

39-40

41-42

Экскурсия в школьный музей

Оформление экспозиции «Игрушки»

4

  1.  Исследовательская работа в природе 

43-46

Проект «Птичья столовая»

4

47-48

49-50

Подготовка и проведение устного журнала «Синичкины странички»

4

51-54

Исследовательские работы о птицах

4

55-58

Исследования снежного покрова. Опыты с чистым и грязным снегом.

4

59-60

61-62

Птицы и  животные зимой. Составление презентации «Животные и птицы нашей местности»

4

63-64

Красная Книга Оренбургской области.

2

65-66

Проект « Атлас – определитель травянистых растений нашего края»

2

67-68

Биоиндикационные методы мониторинга воздушной среды

2

69-70

Определение состояния хвои сосны обыкновенной для оценки загрязненности атмосферы.

2

  1. Мусор как фактор загрязнения природы.

71-72

Бытовой мусор как экологическая проблема

2

73-80

Изделия из бросового материала. Техника «Декупаж». Практическая работа

8

81-86

Изделия из бросового материала. Чудеса из пластиковой бутылки

6

87-90

Фантазии из пластиковых бутылок. Идеи для украшения школьного сада.

4

91-94

Рукотворные чудеса.

4

95-96

Выставка детских работ

2

  1. Весенние исследования в природе.

97-98

Методика исследования по теме «Гидрологические исследования на реке своего населенного пункта».

2

99-100

Комплексное исследование реки Сок

2

101-104

Консультация по исследовательским работам

4

105-106

Презентация работ

2

107-108

Конкурс рисунков и фоторабот «Весна идет»

2

109-110

Знакомство с особенностями создания презентаций в среде PowerPoint

2

111-116

Составление презентации «Времена года нашей местности»

4

117-118

Первоцветы нашей местности. Экскурсия на луг

2

119-120

Отчет по экскурсии

2

121-124

Экскурсия к карьеру. Горные породы, их хозяйственное использование. Полевая практика по сбору образцов полезных ископаемых.  

Составление коллекции.

4

125-126

Практическая работа «Наблюдение за деятельностью природных факторов и их ролью в формировании рельефа своей территории».

2

127-128

Природные и антропогенные объекты на территории населенного пункта.

2

129-132

Мероприятия по  охране, озеленении , уборке территории села.

4

133-134

Праздник «Моя малая родина»

2

135-136

Итоговое занятие

2