Открытые уроки и выступления

Исаенкова Дарья Вениаминовна

- Урок в 1 классе "Ритм" в рамках недели первоклассников по преемственности детского сада и школы

- Урок в 4"Б" классе "Суровая красота Норвегии. Музыка Эдварда Грига"

- Урок в 5 классе "Музыкальный пейзаж"

- Выступление на районной педагогической конференции с темой "Духовно-нравственное становление личности средствами музыкального воспитания" (январь 2013г.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Музыкальный пейзаж» - урок музыки в 5 классе

с применением здоровьесберегающих технологий.

Цель: формирование представления учащихся о взаимосвязи музыки, изобразительного искусства, понятия «музыкального пейзажа».

Задачи:

здоровьесберегающая – сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, используя смену деятельности и прослушивая произведения, оказывающие положительное влияние на психику и настроение детей;

образовательная – подвести детей к осознанию понятий «музыкальный пейзаж», «музыкальная картина»;

развивающая - развивать творческие способности каждого ребёнка, его художественную фантазию и воображение;

воспитательная - воспитывать любовь к природе, окружающему миру.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Музыкальное приветствие.

2. Введение в тему урока.

Изображение природы в искусстве никогда не было простым её копированием. Как бы ни были прекрасны леса и луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровывала душу лунная ночь – все эти образы, запечатлённые на холсте, в стихах или звуках, вызывают в нас чувства, переживания, создают определённое настроение. Природа в искусстве одухотворена. Она печальна или радостна, задумчива или величава; она такова, какой её видит человек.

Просмотр слайдов – картин природы.

Музыка часто вызывает в нашем воображении разные картины природы. Природа и искусство неразделимы одно от другого, потому что природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека.

Художник, поэт, композитор в своих произведениях очень часто воспевают красоту природы.

Определение темы урока, целей и задач.

3. Работа по теме урока.

Образы природы издавна привлекали музыкантов. Что дарит нам природа?

Ответы детей.

Правильно. Природа дарит музыке звуки и тембры, которые слышатся в пении птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы.

Прослушивание музыкальных фрагментов. Дети определяют звуки природы.

Постепенно помимо простого подражания звукам природы музыка научилась вызывать у слушателя зрительные впечатления. В ней природа не только зазвучала, но и заиграла красками, цветами, бликами. Есть даже такое выражение – «музыкальная живопись». Как в изобразительном искусстве называется жанр живописи, изображающий картины природы?

Ответы детей.

Исполнение песни на слова Э.Успенского «Если видишь на картине».

Как вы думаете, в музыке есть ли пейзажи?

Ответы детей.

Молодцы! А теперь давайте попробуем определить, что же такое музыкальный пейзаж.

Проводится игра «Дополни пейзаж».

Давайте теперь соберём все ваши ответы в одно определение и запишем его.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПЕЙЗАЖ – это «пейзаж настроения», в котором выразительность интонаций сливается с изобразительными подробностями музыкального языка.

Музыка владеет своеобразными художественными средствами (красками) – тембровыми, ритмическими, ладовыми, динамическими, с помощью которых изображает жизнь.

Музыкальная картина – произведение, которое очень ярко и доступно передаёт впечатление композитора от картин природы, событий, явлений, ярких личностей.

Назовите произведения, которые показывают картины природы.

Ответы детей.

Уже известный нам цикл П.И.Чайковского «Времена года» - одно из самых ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы. Расскажите об этом альбоме.

Проверка домашнего задания. Викторина по произведениям из цикла П.И.Чайковского «Времена года».

Если музыка Чайковского выражает общее настроение весенней радости, то в творчестве других композиторов можно встретить более точный пейзажный образ.

Прослушивание вступления к балету И. Стравинского «Весна священная».

Ребята, что вы представили, прослушивая это произведение?

Ответы детей.

Молодцы! В этой картине показано настоящее «действие весеннего произрастания».

Разбор произведения – работа в группах у доски. Ребята составляют на доске картину ранней весны из предложенных фрагментов (капель, деревья, ручьи, подснежники, солнце и т.п.). действие происходит под повторное прослушивание произведения.

А теперь расскажите о своей картине, не забудьте рассказать о настроениях, которые вас посетили при составлении картины.

Дети рассказывают о своих картинах.

Молодцы! А вам нравится весна? (Ответы детей) Почему? (Ответы детей) Какие чувства вы испытываете, когда думаете о приближении весны? (Ответы детей)

Исполнение песни «Весна».

Давайте мы теперь с вами поиграем в игру «Капель».

Игра основана на повторении ритмического рисунка, ударяя ладонями по коленкам.

Молодцы! У вас всё чётко получилось! А сейчас давайте вдохнём запах весны.

Проводится дыхательная гимнастика.

Отлично! Теперь можете занять свои места.

Дети садятся на свои места.

Весна всегда дарит нам солнце, тепло и радость. Послушайте новую песню, которая называется «Подарим улыбку» и определите её ритм, темп и настроение.

Учитель исполняет песню, ребята отвечают на вопросы. Разучивание первого куплета песни.

Ребята, сегодня на уроке мы с вами говорили о таком прекрасном времени года как весна, а сейчас давайте изобразим весну в цветовой гамме.

Перед детьми карточки с разными цветами, ребята поднимают те цвета, которые посчитают нужными.

Хорошо, а теперь запишите в тетрадь те цвета, которые вы выбрали. Это ваше домашнее задание – используя данную цветовую палитру, нарисуйте к следующему уроку рисунок с изображением весеннего пейзажа. И, конечно, не забудьте о том, что такое музыкальный пейзаж.

4.Итог урока.

Дети отвечают на вопросы учителя.

Что нового вы узнали на уроке?

Чему научились?

Что вспомнили?

Что ещё хотели бы узнать?

Как вы думаете, кто сегодня был активнее, работал лучше всех?

Совместное выставление оценок за урок.

5.Рефлексия.

Ребята, а сейчас покажите с каким настроением вы уйдёте с урока?

Перед детьми рожицы с изображением разной мимики. Дети выбирают ту, которой соответствует их настроение, и вывешивают на доску.

Я желаю вам оставаться добрыми и активными, такими, как на нашем уроке. А теперь постарайтесь интонационно точно повторить следующие музыкальные строки.

Учитель пропевает попевку-прощание. Дети повторяют.

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное становление личности ребёнка

средствами музыкального воспитания.

(1.)Переход к стандартам нового поколения обусловили необходимость повышения значимости  духовно – нравственного воспитания в современных образовательных учреждениях. Новые федеральные образовательные стандарты также предполагают, что ученик  должен черпать знания не только из основных общеобразовательных предметов, но и из произведений искусства, духовной культуры и фольклора России, истории и традиций страны.

Что представляет собой духовно-нравственное воспитание? Что нужно вложить в ребёнка и над чем работать, чтобы достичь успехов в этом направлении?

(2.)Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Нравственность – принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести.

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающих базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Какие задачи стоят перед достижением цели, (3.)чтобы воспитать человека, способного оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, природе, миру в целом.

Это: (4.)

-формирование национальных базовых ценностей, через духовно-нравственное воспитание  личности ребенка как гражданина России;

-расширение социального опыта, принятия общепринятых норм и правил жизни через организацию игровой, проектной деятельности, вовлечение родителей в процесс социализации детей;

 - формирование начальных основ сотрудничества  в триаде педагог-ребенок–родитель в процессе игрового взаимодействия в ведущей деятельности каждого возрастного этапа;

- становление творческого начала, развитие воображения ребёнка посредством вовлечения его в активный процесс познания.

Каковы основные ценности духовно-нравственного воспитания? (5.)

патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;

семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

здоровье  — забота о своём здоровье, формирование привычки к здоровому образу жизни;

труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

природа — родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Духовно–нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий в себя педагогическую,  социальную и духовные составляющие.  Духовное состояние общества – одна из актуальных проблем нашего общества. Российский филолог, искусствовед Дмитрий Сергеевич Лихачёв был убеждён, (6.) что нравственность, духовный мир личности зиждутся на «памяти, культуре, почтении к национальным святыням, искусстве, доброте».

Выдающийся советский педагог Василий Александрович Сухомлинский (7.) считал музыку важным средством нравственного и умственного воспитания человека: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание Человека» - говорил он.

Основным средством духовно-нравственного воспитания Аристотель считал  музыку. По мнению Аристотеля, музыка оказывает влияние на человеческую психику и этику, на моральные качества человека.

Воспитание детей – очень сложное, тонкое и ответственное дело. Перед учителем неизбежно встаёт масса труднейших вопросов: как научить детей учиться, как воспитать в каждом любовь к Родине, чувство доброты, и справедливости, отзывчивость и непримиримость к злу.

И главная задача учителя музыки состоит в том, чтобы в изучении отечественного музыкального искусства раскрыть высокий духовный смысл русского искусства, несущего в себе веру, добро, любовь, нравственность. В практике массового музыкального образования главным становится обращение учащихся к произведениям искусства как к духовному опыту поколений, проживание их в собственной музыкальной деятельности, что позволит активно формировать эмоционально-ценностный, нравственно-эстетический опыт школьников, а также опыт музыкально - художественного творчества. Начинать учить ребёнка слушать и слышать музыку надо как можно раньше, пока «звучащий хаос» не оглушил его, не сделал невосприимчивым к красивым мелодиям. Личность любого человека  формируется постепенно, начиная с   самого первого этапа – детства. Именно с самого раннего детства в душу ребёнка закладываются основные  принципы, помогающие ему стать личностью, занять достойное место в жизни.

Именно сейчас урок музыки трактуется как урок искусства, нравственно–эстетическим стержнем которого является художественно – педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребёнка вечные темы искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатлённые в художественных образах. Художественно–педагогическая идея позволяет ребёнку осмысливать музыку в соответствии с общечеловеческими ценностями, вести постоянный поиск ответа на вопрос «Что есть истина, добро и красота в окружающем мире?»

Путь, по которому ведут ребёнка уроки музыки – это путь от сотворческого восприятия мира к созидательному воплощению жизненных впечатлений в доступной для учащихся художественной форме. Каждый урок строится на основе комплексного использования произведений различных видов искусств ради объединения их в сознании детей в одну неразрывную область человеческого мышления и художественно–эмоционального переживания. Дети получают необходимые исторические, нравственные и эстетические сведения. Собственное детское творчество создаёт атмосферу радости, формирует личность, воспитывает человечность,  стимулирует развитие созидательных способностей и это всё ведёт к развитию музыкальности.  

Уроки музыки базируются на художественно – образном, нравственно–

эстетическом постижении школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов -  классиков, сочинений современных композиторов.  Только на уроках музыки (8.) воспитывается:

 -  интерес и любовь к музыкальному искусству, художественный вкус, чувство музыки как основы музыкальной грамотности;

- развитие восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего.

Музыкальное образование обладает большим потенциалом для развития музыкальных, творческих, и духовных способностей учащихся.

(9.) Впервые Д.Б. Кабалевский  поставил цель – музыкальное воспитание есть процесс формирования музыкальной культуры, как части всей духовной  культуры. Да, можно научить ребят петь, сочинять музыку, но главное научить  их переживать добро, и зло, нежность и горечь, чувствовать красоту и ненавидеть, варварство. На протяжении 7 лет я наблюдаю, как происходит развитие детей. Дети с каждым годом стали воспринимать  музыку лучше.  Музыкальное восприятие  направлено на восприятие смысла, пробуждает духовное познание мира.

Уроки музыки это та самая среда, та атмосфера, в которой формируются в ребёнке нравственность, культура.  Важно, что на уроках звучит классическая и современная  музыка разных жанров.  Классическая музыка пробуждает у школьников яркие, возвышенные чувства. Музыка не только раскрывает и дарит детям  свою красоту, но играет воспитательную, и познавательную роли.

При знакомстве с русской народной песней, русскими народными инструментами дети познают великую тайну песенной культуры своих предков, в их сердцах пробуждается интерес к  полузабытым национальным традициям. Ребята собирают и записывают частушки, пословицы и поговорки, прибаутки и колядки, народные игры и песни со слов своих бабушек и дедушек.  Очень важно,  что русские, украинские и казачьи песни вслед за своими бабушками и дедушками продолжают петь их внуки и дети. В конечном итоге для всех нас важно осознавать не только то, каковы истоки тех или иных традиций, но и то, что питает в течение наших долгих лет мирную жизнь людей разных национальностей. Предки умели уважать обычаи других народов и стремились сохранить согласие между собой. Хочется верить, что дети способны сохранить всё то  лучшее, что было накоплено нашими предками, и передать это бесценное наследие своим потомкам.

Сейчас ученикам очень трудно ориентироваться в большом мире музыки. Того времени, что мы с ними встречаемся - это один раз в неделю, конечно недостаточно, чтобы всё переменить в их оценках. Поэтому я планирую много других мероприятий, интересных в первую очередь для детей. И это та свеча, которая рассеивает мрак на каком–то маленьком пространстве.

Приведу примеры мероприятий, проводимых помимо уроков в нашей школе. Пройдёмся по некоторым ценностям духовно-нравственного воспитания.

Патриотизм. (10.)

Конкурс «Голос школы», в котором надо было представить из двух песен – одну на патриотическую песню. В конкурсе приняли участие учащиеся почти из всех классов. Чувства и переживания, которые вызывают патриотические песни, отношение к ним ребенка являются основой приобретения таких качеств как: благородство, порядочность, уважение к старшим. Они раскрывают способность личности к любви к Родине, к родному Отечеству, к труду; приобщают к великим ценностям, к сохранению народных традиций, духовности.

Семья. (11.)

        Кружковое занятие «Образ матери в разных видах искусства» сочетает, например, Богоматерь Владимирскую евангелиста Луки с песнопением «Богородице, Дево, радуйся» Сергея Васильевича Рахманинова, Сикстинскую мадонну Рафаэля с прекрасным произведением Франца Шуберта «Аве Мария», что даёт прочувствовать красоту и гармонию мира, самые возвышенные чувства и всю духовную силу человечества.

        Или семейное мероприятие с 8 классом, (12.) в ходе которого дети показали подготовленное выступление для родителей со стихами, танцами и песнями о маме и папе. С первых минут чувствовалась тёплая атмосфера в классе, волнение и преданность ребят, любовь родителей. И слова благодарности и восторга от того, что подобного мероприятия не было с начальной школы.

Природа.

(13.) Экскурсия в 6 классе на поляну, навеянная темой «Истоки музыки». Вообще на прогулках можно не только дышать свежим воздухом, но и развивать интерес к исследованиям, обогащать знания о природе. Слушать голоса природы, а потом вести приятные беседы под классическую музыку, например, под «Вальс цветов» Чайковского, этим самым достигнуть гармонии, которая роднит природу и искусство, – всё это вызывает неоценимое чувство любви к родной природе.

        В этом году планирую провести такие мероприятия, как мастер-класс по правильному дыханию, что очень важно для здоровья, экскурсию в церковь для слушания песнопений с 5 классом, театрализованный фестиваль «Культуры разных народов», как итог изучения музыкальной культуры в 4-х классах и проект «Дерево добра» для учащихся 8 класса, где ребятам будет предложено самим определить несколько добрых дел, которые они могли бы бескорыстно выполнить. Я ещё не знаю, что это будет, возможно, выступления для маленьких детишек или пожилых людей. Как у моих восьмиклассников сработает фантазия. Но один листочек на этом дереве я определила сама, как продолжение моего диплома, который стал моей исследовательской работой – это сбор информации о нашем прославленном Лешуконском любительском народном хоре, то есть, ребята помогут мне пообщаться с нужными людьми и собрать недостающую информацию, чтобы данную работу предоставить в районный музей.

Таким образом, в процессе преподавания музыки я стараюсь воздействовать на подсознание учащихся с целью изменения в лучшую сторону их ценностных и поведенческих установок. Музыкальное образование в школе способствует повышению культуры личности учащегося на основе выявления и развития её музыкальных, творческих и духовных способностей. Уроки музыки способствуют вытеснению из сознания ребёнка антигуманных, безнравственных и антихудожественных образов и идеалов, которые не свойственны культурно–исторической психологии российского сознания, и замещению их лучшими образами и идеалами отечественной культуры.

(14.) Я уверена, что всем хочется, чтобы наши дети были добрыми,

Честными и справедливыми,

Любящими и заботливыми,

Трудолюбивыми и настойчивыми,

Творящими и оберегающими красоту мира,

Стремящимися к знаниям и критично мыслящими,

Смелыми и решительными,

Свободолюбивыми и ответственными,

Самостоятельными и законопослушными,

Чувствующими свою связь со своим народом, страной, культурой,

Бережно относящимися к слову, к своим речевым поступкам,

Патриотичными и толерантными.

И в конце своего выступления хотелось бы обратить внимание на слова русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского, которые, по моему мнению, являются основой именно духовно-нравственного воспитания: (15.)

«В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности... Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». (16.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: