Как работать над сочинением в части С

Снежинская Ксения Владимировна
smileyenlightenedМетодика работы над сочинением
  1. Внимательно прочитайте предложенный вам текст.
  2. Найдите ключевые фразы, которые помогут вам определить проблему, поднятую в тексте и авторскую позицию.
  3. Сформулируйте и запишите эту проблему.
  4. Сформулируйте позицию автора (запишите предложением)
  5. Подумайте, согласны ли вы с мнением автора. Может быть,  его взгляд на проблему для вас неприемлем.
  6. Вспомните художественные произведения, жизненные ситуации, которые помогут доказать вам свою точку зрения, запишите их.
  7. Сформулируйте введение (начало) вашего сочинения. Наиболее выигрышным является аналитическое введение: оно заявляет о вас как о личности мысляшей.
  8. Составьте подробный план своего высказывания.
  9. Напишите сочинение.
  10. Не забудьте проверить грамотность и логичность своей работы.
  11. Теперь переписывайте!!!!
Методические рекомендацииyes
 
Ваше сочинение-рассуждение может быть построено по схме: ВСТУПЛЕНИЕ - ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ - ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
 Во вступлении (лучше использовать аналитическое) после 2-3-х предложений формулируем проблему текста. В основной части комментируем позицию автора, выражаем свое аргументированное мнениие. Заключение представляет собой  итог всех размышлений, может содержать риторический вопрос.
Логика построения текста сочинения соответствует последовательности критериев оценивания части С ( они приводятся во всех сборниках контрольно-измерительных материалов)
В сочинении очень хорошо будет ипотребление таких слов: проблема (вопрос, задача (в скобках привожу синонимы, чтобы Вам избегать повторов)), комментарии (интерпретация, объяснение, пояснение, толкование), позиция автора (авторское мнение, взгляд на проблему, точка зрения), арнументация(доказательства, примеры, подтверждения, доводы).
 
Проблема
 
Тексты, как правило, многоплановы - в них затрагивается несколько волнующих автора или смежных проблем. Вы работаете только с одной проблемой, которую вычленили из текста.
В формулировании проблемы вам помогут ключевые слова и предложения, котоые вы можете подчеркнуть в тексте. Проблему можно сформулировать своими словами, процитировать автора, указать номер предложения, в котором сформулирована проблема.
Проблемы бывают:
  • политичекие
  • философские
  • этические (морально-этические, морально-нравственные)
  • социальные
  • зкологические
  • культурные

Комментарий к пробле

 

 
Комментарий не сводится к пересказу авторского текста.  Это расшифровка авторских мыслей. Комментарий свидетельствует, насколько глубоко вы поняли авторский текст.
Позиция автора
 
Охарактеризовать позицию автора - значит понять , как он отвечает на заявленный им в тексте вопрос. Позици автора может быть выражена прямо или косвенно ( отдельные слова и реплики, настроение автора).
 
 
 
 
Аргументы
Первым делом необходимо выразить свое мнение по отношению к позиции автора   ( согласиться или выразить противоположную точку зрения), а затем уже приводить аргументы в доказательство своей позиции.
Вы должны привести не менее двух аргументов (если более, то они не учитываются при проверке работы). Итак, вы приводите два аргумента:
  • два аргумента из произведений художественной литературы ( не путайте при этом имена авторов и героев, названия текстов);
  • один аргумент из произведений литературы (можно использовать публицистические тексты, художественные фильмы), другой - на основе своего жизненного опыта.
  • два аргумента, основанные на вашем жизненном опыте.

 

Не стоит забывать и о   абзацном членении текта (красные строки).

Абзацы должны совпадать с композиционным строением текста. Переходы между частями должны быть логичными, страйтесь использовать различные средства связи. ( см. таблицу).

В сочинении  недопустимы диалектизмы, просторечьные слова, жаргонная и бранная лексика. Текст вашей работы не должен содержать резких выпадов, угорз или намешек в чей-либо адрес. Один из критериев оценки- соблюдение этических норм (1 балл).

Объем сочинения не должен быть менее 150 слов! Конечно, ловить вас на плюс-минус 10 слов никто не будет. Но, если вы не выдерживаете заявленого объема, то по некоторым критериям вы получаете меньшее  количество баллов (орфография, пунктуация, речевое и грамматическое оформление высказывания) при условии, что вы не допустили ошибок( или их количество минимально).  Работа объемом менее 70 слов оценивается 0 баллов. Работа, написанная не на основе предложенного текста, оценивается 0 баллов.

Желаю вам удачи на экзаменах!

 

Сочинение
 
 
Вот несколько заготовок, которые возможно использовать в своей работе:
 
        Основная проблема, заявленная в тексте, - это проблема.... Автор затрагивает проблему....., предлагает поразмышлять о..... Проблема, поднятая автором, заключается в том, что... Это проблема является сегодня особенно актуальной.... Проблема, заявленная в тексте, является очень серьезной... Проблема, которую ставит автор, на мой взгляд, очень актуальна (серьезна)...  Автор (заменяем на фамилию) считает, что....  Автору удается привлечь внимание к проблемам, касающимся каждого... Из размышлений автора следует, что он не сторонний  наблюдатель, а человек с активной жизненной позицией, глубоко знающий человеческие души.... Поднятая автором проблема заставляет читателя задуматься над.....,  поразмышлять о....,  остановиться и подумать...., лучше понять себя и окружающих....
        Позиция автора заключается в том, что...  Автор считает, что... Авторская позиция такова:.... Позиция автора предельно ясна.... Авторская позиция раскрывается в ......., раскрывается через....( используем материал конкретного текста)... Позиция автора вызывает восхищение и уважение..... Раскрывая проблемы, автор говорит..... (приводим цитаты из текста) .... (Фамилия автора) приглашает нас к разговору о непростых проблемах нашей жизни, ставит перед нами цель - найти ответы на наиболее важные жизненные вопросы...
        Я согласен с мнением автора.... Я тоже считаю, что.... Я разделяю позицию автора.... Мне понятны и близки его мысли....   я уважаю позицию автора, но хочу высказать свое мнение по данному вопросу.... Моя точка зрения иная..... Мое мнение  на данную проблему несколько другое... Я принципиально не согласен с мнением автора...... Мне кажется, что..... Так, например, ...... Известны случаи..... Хочется вспомнить...... В качестве примера могу привести (хочу привести).....     Обратимся к......  Я подумал о том, что...
 
 

 

 
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tablica.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основные средства связи между предложениями в тексте.

Название средства

Примеры

Синонимы ( в том числе и контекстуальные)

Девушка - Маш а- она

Там - в лесу

Чувство – переживание – эмоции

Лексические повторы

Золотая полка – это та, которая заводится исключительно для любимых книг. Я давно мечтаю об этом – завести золотую полку. (Ю.Олеша)

Видовременная соотнесенность глагольных форм.

В стране, названия которой уже никто не помнит, жил удивительный чеканщик ваз. Если, чеканя вазу, он был весел,  то она всякого веселила,  кто её видел.

Предлоги

Единоначалие (Анафора) или одинаковая концовка (Эпифора)

Вдали слышался странный  шум .Вдали грохотали пушки. Вдали медленно двигались армейские колонны.

Структурная  соотнесенность предложений (параллелизм)

 что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь…, что не знаешь в детстве – не знаешь всю жизнь. (М.Цветаева)

Интонационные средства связи между предложениями ( особая роль вопросительных предложений в тексте)

Какие же это слова? Их так много, что даже неизвестно, с каких слов начинать.

Союзы

Все покинули помещение. Я тоже последовал к выходу.

Порядок слов в предложении (прямой или обратный)

 Под навесом крыши, на самом краешке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя. Нахохлились оба,  и чувствует каждый крылом крыло соседа.

Последовательность в изложении.

Встал, умылся, позавтракал.

Вводные слова, указывающие на последовательность явлений и связь между ними.

Из этого следует, таким образом, в заключение…