Сочинение - это тоже текст

Снежинская Ксения Владимировна

                                                                                                                                                      Я не знаю, о чем буду писать. Может быть, потому, что слишком много хочу

                                                                                                                                                      рассказать и пока ещё не выбрал из мыслей именно ту одну,что, как магнит,

                                                                                                                                                     заставит их стройно лечь в границы повествования. Это состояние знакомо

                                                                                                                                                     всем пишущим.

                                                                                                                                                                                                К.Г.Паустовский.

 

 

В процессе работы над сочинением для различных целей мы используем цитирование.  Выученное наизусть или  внимательно переписанное  высказывание может быть умело включено в сочинение, став частью текста.

Следует использовать разнообразные приёмы введения цитат:

  • По правилам прямой/ косвенной речи
  • Частичное цитирование
  • Цитирование с помощью различных вводных слов и предложений

После введения цитаты её можно прокомментировать,подтвердив свое согласие ("Да, действительно...", В этих словах очень точно выражена мысль о том, что...", " Мне близка мысль о том, что...")  или же выразть свою точку зрения, не совпадающую с мнением автора приводимого высказывания.

 При комментировании цитаты можно использовать частичное цитирование, когда фрагменты цитаты включаются в текст, создаваемый нами, и делают его точнее, выразительнее, помогая нам высказать свое отношение, оценку. Та часть сочинения, в которой содержится "отклик" на цитату, может быть по объему большей, чем сама цитата.

Как правило, цитаты, включаемые в сочинение, должны быть небольшими. Надо научиться отбирать небольшие по объему высказывания, научиться правильно сокращать выбранную цитату, используя многоточие

В сочинении не должно быть слишком  много цитат. Указать, сколько именно достаточно для хорошей работы, трудно: все зависит от объема цитат, того, насколько органично они входят  в текст.

Отобрав цитату, которая соотносится с темой сочинения, необходимо подумать,как сделать её частью текста. Для этого надо, чтобы текст, который предшествует цитате, как бы готовил её появление. После включения цитаты в текст (используя один из способов цитирования, названный выше), строим высказывание, опираясь на цитату, так, чтобы последующая часть содержала комментарии, отклик на те  мысли, которые сформулированны в цитате. При этом может быть использовано частичное цитирование.

Проиллюстрируем это примерами из сочинений:

                                 "Поэма Гоголя "Мертвые души" - одно из самых удивительных, поистине загадочных произведений не только в творчестве писателя-сатирика, но и  во всей русской литературе.

                Об этом прекрасно сказал А.И.Герцен: "... "Мертвые души" Гоголя - удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный".

                          Да, действительно, "горький упрек", который звучит в поэме, не является безнадежным, потому, что писатель показал не только "мертвые души", но и живую душу России. В неё он верит..."

или:

            Обращение к пушкиннским традициям являлось и является источником вдохновения, творчества как для поэтов 19 века, так и для наших современников. Евгений Евтушенко  во вступлении к одной из поэм так и обращается к Пушкину:

                                                    Дай, Пушкин, мне свою певучесть,

                                                    Свою раскованную речь,

                                                    Свою пленительную участь,

                                                    Как бы шаля, глаголом жечь.

Способность Пушкина "глаголом жечь"  ум и сердца читателей делает его произведения бессмертными.

 

 

 

 

 

Знаки препинания при цитатах

1.Цитаты заключаются в кавычки. Если цитата оформляется как прямая речь (сопровождается словами автора), то применяются соответствующие правила пунктуации:

Белинский писал: "Создает человека природа, но развивает и образует его только общество".

"Двенадцать миллионов людей вне закона! Ужас!.." - писал в своем дневнике Герцен.

"Первоэлементом литературы,-  указывал Горький, - является язык, основное орудие её... и материал литературы".

2,Стихотворная цитата может вводится двумя способами:

  • С соблюдением строф, и тогда не ставятся кавычки. Например,

В последней строфе сливаются пушкинское прошлое и мандельштамовское настоящее, соединяются, накладываются друг на друга:

 Летит в туман мотров вереница;

 Самолюбивый, скромный пешеход-

      Чудак Евгений - бедности стыдится,

Бензин вдыхает и судьбу клянет!

  • Или же как обычная прямая речь, тогда одну строфу от другой отделяют знаком " /".

Ахматова написала о нем стихи:" На Малахавом кургане / Офицера расстреляли./ Без недели двадцать лет / Он глядел на божий свет".

3.Если после стихотворной цитаты предложение продолжается, то тире ставится  в конце стиховорной строки:

" Муж Татьяны, так прекрасно и так полно с головы до ног охарактеризованный поэтом с головы до ног этими двумя стихами:

       ... И всех выше

И нос, и плечи поднимал

     Вошедший с нею генерал, -

муж  представляет ей Онегина как своего родственника и друга" (Белинский)

4. Если цитата состоит из нескольких абзацев, то кавычки ставятся только в начале и в конце всего текста.

5.Если цитата приводится  не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое ставится:

  •  перед цитатой ( после открывающихся кавычек):

Л.Н.Толстой писал: "... в искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства, которрая достигается  только при большом даровании и большом труде".

  • В середине  цитаты, когда пропущена часть текста внутри:

Говоря о достоинствах  языка народной поэзии, А.А, Фадеев писа: "Не случайно наши русские классики... рекомендовали читать сказки, прислушиваться к народной речи, изучать пословицы, читать писателей, которые обладают всем богатством русской речи".

  • после цитаты ( перед закрывающимися кавычками), когда цитируемое предложение приводится не  до конца:

Выступая в защиту культуры устной речи, А,П,Чехов писал: " В сущности для интеллигентного человека  дурноговорить  должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать..."

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                ( Дается  по Д.Э.Розенталю)