Сайт 3 класса

Трофимова Светлана Владимировна

Классный коллектив

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добро и зло               1 кл.

Цель: на примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло».

Ход классного часа

1. Обсуждение понятия «хороший».

Целесообразно предложить детям порассуждать о смысле слова «хороший».

В о п р о с ы:

– Проанализируйте, когда человеку хорошо?

– Подберите синоним к слову «хорошо». (Добро.)

– Как вы понимаете смысл этого слова? (Это все хорошее, полезное, положительное.)

2. Инсценировка сказки В. А. Сухомлинского.

Как Белочка Дятла спасла

Среди зимы потеплело, пошел дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на елках. Нечего есть Дятлу. Сколько ни стучит о лед, до коры не достучится. Сколько ни бьет клювом шишку, зернышки не вылущиваются.

Сел Дятел на ель и плачет. Падают горючие слезы на снег, замерзают. Увидела Белочка из гнезда – Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.

– Почему это ты, Дятел, плачешь?

– Нечего есть, Белочка…

Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку.

Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом.

А Белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.

В. А. Сухомлинский

В о п р о с ы  для анализа:

– Какое чувство у вас возникло к героям сказки?

– Почему радуются Белочка и бельчата?

– Какое дело совершила Белка?

– Могла ли героиня поступить иначе? Чем бы это обернулось?

Учитель. Значит, любой из вас имеет право выбора. Вы можете сами решить, как вам поступить. Но всегда нужно просчитать на два шага вперед.

3. Чтение и анализ рассказов.

Чтобы бабочка не укололась

Маленькая Зоя гуляла в саду. Она подошла к акации. На акации острые-острые колючки.

Над акацией летает яркая бабочка. Ой, как же ей не страшно летать! Налетит на колючку, что же тогда будет?

Подошла Зоя к акации. Сломала одну колючку, вторую, третью.

Мама увидела и спрашивает:

– Что же ты делаешь, Зоя? Зачем колючки ломаешь?

– Чтобы бабочка не укололась, – ответила Зоя.

В. А. Сухомлинский

В о п р о с ы для анализа рассказа:

– Как вы оцениваете поступок Зои?

– Поразмыслите, добро или зло принесла Зоя акации? бабочке?

– Как бы вы поступили в таком случае?

– Какие добрые дела может сделать человек?

Учитель. Свершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно. «От добра добра не ищут», – гласит русская народная пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-либо выгоды и ответа. Если вы научитесь этому, вы – богатый человек.

Далее учитель читает другой рассказ, показывает иллюстрации к нему.

Жук на ниточке

Майские жуки обгрызают листочки на деревьях. А личинки майских жуков, жирные гусеницы такие, обгрызают у деревьев корни.

В общем, вредят как могут.

Мы этих майских жуков ловим хитрым способом.

Рано утром, пока еще прохладно, жуки не летают. Сидят на молоденьких березках, оцепенели.

Тряхнешь дерево – и жуки вниз посыплются, только собирай. Вот мы их и собираем в ведро, а один мальчишка взял жука и привязал на ниточку. Поиграть захотел.

Жук согрелся, ожил, попробовал взлететь, а ниточка не пускает.

Крутится жук на ниточке. Мы хохочем, нам весело.

Вдруг дедушка как крикнет:

– Сейчас же бросьте! Нашли забаву!

Мальчишка, который жука привязал, даже обиделся.

– Это же вредитель!

– Знаю, что вредитель.

– Чего же вам жалко?

– Мне, – отвечает дедушка, – тебя жалко!

– Меня?!

– Тебя. Хоть ты не жук, а человек.

– Чего же меня жалеть, если я человек?

– А разве будет хороший человек кого-нибудь мучить для забавы. Даже таких вот жуков. Даже вредителей?

Э. Шим

В о п р о с ы для анализа рассказа:

– Какие чувства возникли у вас после прочтения?

– Поразмышляйте о поступке мальчика.

– Прокомментируйте последнюю фразу дедушки.

– Какой смысл вы вкладываете в слово «зло»? (Нечто дурное, вредное.)

– Какие антонимы у этого слова? (Беда, несчастье, неприятность.)

4. Слово учителя.

В каждом из вас есть маленькая частичка доброты. Как маленькое солнышко. Добрый человек – тот, кто любит людей, помогает им, с таким человеком комфортно везде. Добрый человек любит природу. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

Дидактический материал

Доброта

Сл. Н. Тулуповой        Муз. И. Лученка

Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость,

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Доброта

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час.

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты,

Что от этой доброты

Распускаются цветы,

Приживаются коты,

Рыбки, ежики, птенцы?

Я тебе отвечу прямо:

Это – мама, мама, мама!

Л. Николаенко



Предварительный просмотр:

В дружбе сила    4 кл.

Цели: развитие умений учащихся вести рассуждения; формирование умений аргументировать свою точку зрения; формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу.

Ход классного часа

1. Вступительная часть.

Звучит песня в записи или в исполнении учеников.

Совершите чудо

Сл. М. Пляцковского                         Муз. Е. Птичкина

Землю обогнули тоненькие нити,

Нити параллелей и зеленых рек,

Протяните руку, руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

От хорошей шутки тает даже снег.

Это так чудесно, если с вами рядом

Станет добрым и веселым хмурый человек.

Слово учителя. Ребята, давайте сейчас посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся и скажем: «Я желаю тебе…» (Ребята говорят пожелания друг другу.)

Сегодня классный час посвящен … (Открывается доска, там плакат со словами «друг», «приятель», «товарищ» и написано предложение «Друг – это тот, кто…».)

Итак, тема нашего классного часа: «Дружба». Я предлагаю вам поработать в группах (3 ряда).

2. Знакомство с понятием «дружба» (работа в группах).

Составление пословиц о дружбе.

Учащиеся трех групп получают конверт с пословицами о дружбе. Надо собрать пословицу из отдельных слов (на листочках) и прикрепить на доске.

1-я группа. «Друг за друга стой – выиграешь бой».

2-я группа. «С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде».

3-я группа. «Без друга на душе вьюга».

Обсуждение понятия «дружба».

Учитель. Молодцы, пословицы у вас получились. Общая тема пословиц – дружба.

На д о с к е записаны вопросы, каждой группе предлагается высказать свое мнение.

В о п р о с ы для обсуждения:

– Как вы понимаете слово «дружба»?

– Кто такой друг?

– Что значит «дружить»?

– Есть ли определенные правила дружбы?

– «Друг», «приятель», «товарищ» – одно ли значение у этих слов?

Далее идут высказывания учащихся по этим вопросам.

Обобщение.

Учитель. Итак, мы с вами рассказали друг другу, кто такой друг. Вы высказали интересные суждения о том, как надо дружить и какие правила дружбы должны существовать. А сейчас я вам предлагаю поиграть в «Ромашку». Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просто словами, а напишете на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может. (Каждой группе выдается по 3 лепестка, ребята пишут в тайне, а затем прикрепляют на доске.) Все вместе, используя «ромашку», еще раз отвечают на вопрос «Какими качествами должен обладать настоящий друг?».

Комментирование ситуаций.

Учитель. А теперь я предлагаю вам поработать консультантами. Каждая группа получает конверт. В нем вы найдете описание той или иной ситуации. Задача вашей группы – прокомментировать ее.

1-я группа. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Твои действия.

2-я группа. Твой друг стал получать плохие отметки, и родители запрещают тебе с ним дружить. Твои действия.

3-я группа. Твой друг сделал что-то плохое, а наказывают тебя. Твои действия.

Учащиеся в группах обсуждают, затем предлагают свои комментарии всеобщему вниманию.

Формулирование правил, законов дружбы.

Учитель. Вы замечательно справились с работой консультантов. Предлагаю каждой группе на листочках записать правила, законы дружбы. Мы их все прикрепим на доску и выберем общие законы для нашего класса.

Учащиеся работают в группах, в итоге все вместе отбирают наиболее значимые для всех законы.

Законы дружбы

1. Помогай другу в беде.

2. Умей с другом разделить радость.

3. Не смейся над недостатками друга.

4. Останови друга, если он делает что-то плохое.

5. Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.

6. Не обманывай друга.

7. Умей признать свои ошибки, помириться с другом.

8. Не предавай своего друга.

9. Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.

3. Чтение стихотворения и его обсуждение.

Учитель. Предлагаю послушать стихотворение, которое подготовили две наши ученицы.

Стихотворение читают заранее подготовленные дети.

1-я ученица.

Все живут не тужат, а со мной не дружат,

Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной».

Есть разряд у Ильиной и девчонок свита,

Подружусь я с Ильиной – стану знаменитой.

2-я ученица.

Все пятерки до одной у Светловой Нади.

Я прошу: «Дружи со мной! Подружись хоть на день!

Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать».

А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»

Не вставать же на колени уговаривать подруг,

Напишу я объявленье: «Срочно требуется друг!».

В о п р о с ы для обсуждения:

– Почему с девочкой никто не хотел дружить?

– Что бы вы ей посоветовали?

– Можно ли заставить насильно дружить?

4. Заключительная часть.

Учитель. Я надеюсь, что теперь мы будем более внимательно относиться друг к другу. Будем стараться выполнять законы дружбы, которые сами же издали. Эти законы мы поместим в нашем классном уголке.

Классный час заканчивается игрой «Найди друга».

Все учащиеся делятся на две группы. Одной группе завязывают глаза, дают возможность походить по помещению, затем предлагают найти и узнать друг друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Когда друг найден, игроки меняются ролями. (Можно просто предлагать угадать, кто это из твоих одноклассников.)

Затем все учащиеся становятся в круг со словами: «Шире круг, шире». Учащиеся берутся за руки и по очереди говорят соседу что-нибудь приятное. Знаками внимания могут быть личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т. п. В ответ ребенок говорит: «Спасибо…» – и подкрепляет еще одной похвалой в свой адрес: «А еще я думаю, что я…»

Звучит песня «дружба», все рассаживаются по местам.

Заключительное слово учителя. Я предлагаю дома написать письмо другу. В классе можно зачитать (по желанию) или просто передать ему. Письмо можно писать любому однокласснику с предложением о дружбе.

Наш классный час окончен. Всего доброго! Хороших вам друзей!



Предварительный просмотр:

Урок. Презентация. Публикация

Мир вокруг нас. 2 класс. А.А. Плешаков.  Школа России

Тема: «Государственная символика России»

             Цель:

  1. расширить представления детей о стране, в которой они живут, о родном городе;
  2. воспитывать   любовь к родному краю, Родине;
  3. познакомить с государственной символикой России: флагом, гербом, гимном;
  4.  воспитывать чувство патриотизма.

        Задачи:

  1. сформировать первоначальные представления детей о государственной символике;
  2. формировать основы политической грамотности, чувства ответственности и любви к Родине;
  3. продолжить обучение работе в группах.

        Планируемые достижения учащихся:

  1. усвоить, что такое герб, флаг, гимн;
  2. запомнить,  последовательность цветов на флаге, узнавать флаг России среди прочих, выучить Гимн России, (дети получают буклет с текстом гимна, рисунками флага и герба), знать все о гербе России.

        Оборудование:

  1. цветные карандаши, альбом;
  1. компьютер, мультимедиа установка;
  2. музыкальные эффекты.

        Программное обеспечение: 

  1. Презентация: «Государственная символика России» (Приложение);
  2. Публикация «Государственная символика России» (текст гимна России, рисунки флага и герба России).

Ход урока

  1. Организационный момент

  1. Вводная беседа.

 Просмотр иллюстраций с изображением русской природы

Чтение стихотворения И.С. Никитина

И поля цветут, и леса шумят,

  И лежат в земле груды золота.

 И во всех концах света белого

                                                         Про тебя идет слава громкая.

  И уж есть за что, Русь могучая

       Полюбить тебя, назвать матерью.

-Почему поэт называет Русь матерью?

-Вспомните пословицы о Родине:

Одна у человека мать, одна у него и Родина (на доске)

-Как вы ее понимаете? Как должен относиться к Родине каждый человек?

3. Основной материал - государственная символика России

-Как называется наша Родина?

-Каждому человеку нашей страны дорога Россия, ее славная история, ее древние символы

-Какие символы страны вам известны?  (дети называют)

-Догадайтесь, о каких символах страны  идет речь.

а) прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или несколько цветов (флаг);

б) эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах (герб);

в) торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства (гимн).

-Как вы думаете, есть ли у России перечисленные символы?

-Конечно, дети, вы правы, есть. Об этом вы сегодня узнаете на уроке более подробно.

  1. Презентация

2 слайд. Тема урока

3 слайд.  Все о гербе

-Что изображено на гербе?  (Двуглавый орел с поднятыми крыльями)

Рассказ учителя

Русское государство было образовано при князе Иване III. В старину непременной частью вооружения воинов являлся щит, на котором изображался личный родовой знак. Со временем такие знаки стали передаваться по наследству от отца к сыну. Так возникли первые гербы. Раньше у каждого князя был свой герб, а когда Иван III объединил русские княжества в одно большое государство, то у нового русского государства появился свой, новый герб.

Иван III женился на дочери императора Византии – очень сильного и богатого государства. На гербе Византии был изображен орел, как символ непобедимости и силы, поэтому Иван III решил, что и на гербе России тоже должен быть орел, чтобы все знали, что Россия – сильная страна.

Но почему у орла две головы? Двуглавый орел, охраняя государство, смотрит и на запад, и на восток.

 Корона на голове орла – символ законности, означающий, что страна живет по законам чести и справедливости.

В одной лапе орла скипетр – эмблема власти, а в другой лапе – золотой шар, который называют «держава». Скипетр – символ власти, держава – символ могущества страны.

Нашему российскому гербу очень много лет. Уже давно не правит страной царь, но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что Россия – древняя и могучая страна.

В центре герба еще один герб.

Как вы думаете, какой? Это герб Москвы. Почему он расположен  в центре российского герба?  (Москва – столица России)

  1. Физминутка.  Дети имитируют движения.

Жура-жура-журавель!

Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги, натрудил.

Мы спросили журавля:

-«Где же лучшая земля?»

Отвечал он, пролетая:

-«Лучше нет родного края!»

(Г. Граудин)

6. 4 слайд.  Все о флаге

        У каждой страны обязательно есть не только герб, но и флаг. Под флагом сражаются за независимость своей страны воины, его поднимают во время спортивных побед, вывешивают во время праздников

Трехцветный флаг России (триколор) был утвержден российским императором

Петром  Первым

Белый цвет – это цвет мира;

Синий – это вера, верность;

Красный – цвет силы. Это цвет крови, пролитый за Родину и ее независимость.

  1. 5 слайд. Все о гимне

У каждого государства обязательно есть и свой гимн. В гимне проявляется величие страны, так как в нем обычно рассказывается о славных страницах истории государства, о его исторической судьбе и его предназначении. Гимн – торжественная песня, прославляющая свою страну.

        Это самая главная песня государства, которую исполняют только в особо торжественных случаях, на государственных празднованиях, приемах иностранных делегаций. Когда спортсмены побеждают на соревнованиях, поднимается флаг их Родины и звучит гимн их страны. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.

7. 6 слайд  С 1 января 2001 года российские политики окончательно утвердили  государственный гимн России  на слова С.В. Михалкова и музыку А.В. Александрова.

Закон «О государственном гимне Российской Федерации» был принят

8 декабря 2000 года.

 Подписан 25 декабря 2000 года Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным.

Прежде чем вы послушаете гимн, ознакомимся с его текстом (дети получают буклет).

Прослушивают гимн  обязательно стоя.

8. Слайды 7 -10. Просмотр слайдов во время звучания гимна России.

1.Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твое достоянье на все времена!

       припев:                                    Славься, Отечество наше свободное,
                                                       Братских народов союз вековой,
                                                       Предками данная мудрость народная!
                                                      Славься, страна! Мы гордимся тобой!

     2. От южных морей

до полярного края

Раскинулись наши

леса и поля.
Одна ты на свете!

Одна ты такая -
Хранимая Богом

родная земля! (припев)

3.Широкий простор

для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда! (припев)

  1. Итог урока

На нашей планете много разных  государств. Есть большие по площади, есть и крошечные, но каждый человек, являясь гражданином той или иной страны, гордится своей родиной, любит ее, старается сделать все возможное, чтобы она была еще богаче и прекрасней.

И хотя вы еще маленькие дети, но уже являетесь гражданами большого и могучего государства, имя которому Россия.

        Пройдет немного времени, вы станете взрослыми, будете работать, преумножая величие и могущество нашей страны, защищая ее от возможных невзгод и неприятностей, заботясь о ней, как о матери. Возможно, кто-то из вас станет  крупным руководителем или даже президентом страны. И тогда вам придется решать многие трудные проблемы, но самая главная задача всех людей на Земле – помнить о том, что стран на свете много, а дом у нас один, общий, который называется – планета Земля. Все мы на ней должны жить как добрые друзья, уважая традиции, культуру, обычаи разных стран и народов, помогая в беде и делясь радостями, как живут добрые соседи.

8.Слайд 11 .

 Помните: любить надо Россию не за то, что она велика, а за то, что она твоя     Родина

9. Детям предлагает учитель нарисовать флаг России, сначала узнать его из рисунков на доске

        10. Домашнее задание

Ответить на вопросы в учебнике, составить кроссворд на тему «Символика России»

Составить свой адрес:

Вселенная

Планета Земля

Страна – Россия

Город –

Улица –

Дом –

Квартира -

Литература к уроку

  1. О.В. Казакова. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир (с изменениями)

«ВАКО», Москва 2004

  1. И.С. Никитин «Русь»
  2. Г. Граудин «Журавель»
  3. Звукозапись «Гимн России»



Предварительный просмотр:

Памятка родителям от ребенка.

 Прислушаемся к советам своих детей

  1. Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
  2. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «нытиком».
  3. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
  4. Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, зачем поступаю так, а не иначе.
  5. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
  6. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
  7. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить – это поколеблет мою веру в вас.
  8. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
  9. Не пытайтесь читать мне наставления или нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
  10. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности сравняться с вами.
  11. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею буквально это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
  12. Если вы мне говорите, что любите меня, а потом просите что-то сделать для вас, я думаю, что нахожусь на рынке. Но тогда я буду с вами торговаться, и, поверьте, – я окажусь с прибылью.

Для того чтобы ребенок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются 6 принципов, которые можно записать в виде рецепта.

Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье. Его содержание примерно такое: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор программы: Трофимова С. В. И результаты ее реализации на примере ученицы 3 класса МБОУ»Большебикшихская СОШ»Павловой Анастасии

Слайд 2

\

Слайд 3

Основная задача современной школы – помочь ребёнку реализовать свои возможности в полной мере. Для этого между педагогом и ребёнком необходимо установить такие взаимоотношения, которые будут способствовать его развитию, самореализации, раскрытию творческой индивидуальности и жизненной ситуации. Данная ситуация вывела меня на следующую педагогическую цель: Сформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в начальной школе для успешного развития индивидуальности ребёнка.

Слайд 4

поддерживать высокую учебную мотивацию школьник а поощрять их активность и самостоятельность, расширять в озможности обучения и самообучения развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности уч еника формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность содействовать индивидуализации воспитания и образования школьник а закладывать дополнительные предпосылки и возможности для у спешной социализации

Слайд 6

диагностический Информационно - аналитический КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩИЙ Этапы программы

Слайд 7

Цель:

Слайд 9

График компетентности учени цы 4 класса МОУ « Большебикшихская СОШ» Павловой Анастасии

Слайд 10

Цель: разработка и реализация индивидуальной программы развития, на основе психодиагностических данных. Ученик определяет цель собственного развития на определённый период времени и план их реализации. Алгоритм выбора цели: Ученик выбирает цель из предложенных ему конкретных целей 3-4 близких лично. Анализирует свои слабые и сильные стороны. Получает список дел: общешкольные ключевые дела, классные дела, дополнителтное образование, детское самоуправление, конкурсы, викторины и т.д. Выбирает дела, и затем вместе с классным руководителем, определяет те поручения, выполнение которых повлияет на развитие необходимых качеств.

Слайд 11

Мой мир знаний (учебно- познавательная ) Я и семья (семейное воспитание) Я и природа ( экологическое воспитание) я- человек (социализация) Я и отечество (патриотическое воспитание)

Слайд 12

Учебная деятельность Познавательная деятельность Общественно – полезная деятельность Экологическая деятельность Творческая деятельность Спортивно – оздоровительная деятельность

Слайд 13

индивидуальный план развития 1. Цель Закончить 3 класс на «4» и «5» . Принимать активное участие во всех мероприятиях. Повысить самооценку. 2. Что нужно сделать? Больше читать. Расширять кругозор и круг своего общения. 3. Анализ результатов . 4. Выводы.

Слайд 14

Гуманная личность (терпимость, проявление интереса к людям, умение дружить) Ответственная личность (имеющая подготовку и способности к дальнейшему обучению в средних классах (добросовестный, порядочный, заботливый, ответственный ребёнок) Здоровый ребёнок (физически развитый, знающий правила здорового человека ) Личность с развитыми волевыми, нравственными чертами, психическими интересами и умственными способностями (стремление к развитию своих способностей. интересов и склонностей ) Творческая личность

Слайд 15

Карта успешности учен ицы 3 класса Павловой Анастасии Прочно закрепил за собой место лидера в классе Заметно повысилась самооценка Примечание Начал а читать много, выступать на сцене Активное участие в конкурсах и др.внекл.занятиях Фактический результат Сможет организовать себя к чтению ,выступлению на сцене Дисциплинированность повысится Прогнозируемый результат Активное включение во внеклассную работу беседы Работа с учителями-предметниками Беседы Анкетирование , с обеседование Работа с родителями самоорганизация самоорганизация Пути решения Опоздания Опоздания Темы индивидуальных бесед нет нет Правовая ситуация высокая высокая Удовлетворенность в общении «звезда» «звезда» Положение в классе опоздания опоздания Дисциплина Любит читать Любит читать Интересы «4» - родной яз .английский яз. «4» - родной яз ык Успеваемость хорошее удовлетворительное Состояние здоровья 1 полугодие 3 класса 2 класс РЕЗУЛЬТАТЫ ДАННЫЕ

Слайд 16

Состояние здоровья - удовлетворительное. Социальное положение родителей – обеспеченная семья. Взаимоотношения в семье - дружелюбные. Тип темперамента – флегматик. Черты характера - активность, инициативность, целеустремленность, дружелюбность ,бережливость, справедливость. Уровень самооценк и - низкий. Успеваемость, интеллектуальное развитие: Любимые предметы – музыка, изобразительное искусство, литературное чтение, технология, Отношение к труду – добросовестное. Взаимоотношения в группе, в коллективе, положение в коллективе - дружелюбные. Отношение к родителям, учителям, сверстникам - уважительное. Отношение к себе : самокритичное. Участие в общественной работе – активна. Занятия в свободное время - любит читать, рисовать, общается с одноклассниками, посещает музыкальный кружок «Поющий мир». Педагогические выводы и рекомендации – У ребёнка высокая мотивация к учению, самооценка занижена; работать по повышению самооценки и развитию коммуникативных навыков.

Слайд 17

Канашский район МОУ «Большебикшихская СОШ» ул. Советская, дом 6 а Тел.6-07-37 Факс – 6-0-06-74 электронный адрес- sch_bbik@kanach.cap.ru



Предварительный просмотр:

Программа индивидуального развития учащегося

«Я-успешный ученик»

                                                                                           Автор программы:Трофимова С . В.

 1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

НАЗВАНИЕ

«Я - успешный ученик»

Цель

создать условия, позволяющие сохранить, улучшить воспитание ученика и обеспечить успешность их обучения

Основные задачи

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников
  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся
  • формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность
  • содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников

Сроки реализации

2018-2020 учебные года

Ожидаемые результаты

- положительная динамика личностного роста ученика.

- формирование личностных мотивационных механизмов учения.

- развитие в учебно–познавательной деятельности

Исполнители

классный руководитель, родители, учителя, работающие в данном классе, социальный педагог, учащиеся класса.

2.АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Одной из актуальных проблем педагогической науки сегодня является формирование ценностных ориентации подрастающего поколения. Решение этой педагогической задачи приобретает особую значимость в периоды кризисов и неизменно сопутствующей им переоценки нравственных ценностей в обществе. Личность, развивающаяся в таких условиях, подвергается угрозе нравственной дезориентации и опасности утраты общечеловеческих ценностей. Задача педагога - помочь школьникам сформировать ясное представление нравственных приоритетов.

Ведущим принципом воспитания становится принцип воспитания успехом. Суть данного принципа заключается в том, что педагог, работая с ребёнком, должен стремиться как можно глубже понять его, осмыслить особенности и, главное, выделить его достоинства, позитивные стремления, мечты, конструктивные цели и задачи деятельности.

Идеология программы опирается на следующие концептуальные положения:

- механизм развития личности – это состязание в творчестве, во всех его видах: от совместного порождения ценных идей до воплощения их в конкретные дела;

- успешность учащихся – необходимое условие психологического благополучия школьников, основа их здоровья;

- успешность школьников – необходимое условие включения учащихся в деятельность,

- успешность ребенка – необходимое условие социализации человека, развития духовно-ценностной ориентации,

- активизация личности на самореализации, подкреплённая творческими успехами и достижениями, формирование у ребят наглядного представления о своих возможностях задают позитивные тенденции в развитии личности, формируют готовность их к самостоятельному выбору в пользу личностного роста.

Главным направлением воспитательной деятельности становится развитие творческих и организаторских умений учеников в сотрудничестве с педагогом. Опорными моментами выступают:

- совместное планирование творческого дела,

- ученический контроль и проверка учёбы

Эта программа индивидуального развития предполагает создание условий, обеспечивающих развитию личности обучающегося, обеспечение психологической, социальной помощи и поддержки, формирование общей культуры, усвоение основных норм и правил поведения. Функция педагогов - помочь школьнику обрести уверенность в своих силах на пути к выработке нового взгляда на себя и ситуацию, поиск и актуализация собственных ресурсов – сил и средств поведения в сложных ситуациях, изменение самооценки, самоуважения, освоение новых способов поведения, способов самостоятельного решения сложных жизненных вопросов, разрушение негативных установок и норм поведения, формирование новых целей, ценностей, перспектив.

3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Идея программы: создание среды, предоставляющей школьнику возможность занять активную жизненную позицию, проявить инициативу.

Цель программы:

Формировать социально адаптированную личность, которая умеет реализовать свои способности в учебной деятельности, воспитать интеллектуального, духовно богатого и здорового гражданина, способного к социальному творчеству, создание условий для его самопознания, самовоспитания и самореализации.

Задачи:

Воспитательные:

- формирование мотивов социальной деятельности;

- формирование активной гражданской позиции, гражданских качеств (через организацию социально значимой деятельности).

Образовательные:

- приобретение опыта человеческого общения на основе общечеловеческих нравственных ценностей;

Развивающие:

- развитие чувства собственного достоинства, самоуважения;

Реализация цели и задач предполагает:

- создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности;

- формирование знаний и умений применять их в различных видах практической деятельности.

Обоснование: Программа индивидуального развития разработана по следующим причинам:

1) Павлова Анастасия- ребенок, способный на более высокие темпы своего развития как личности, чем те, что он имеет в настоящем;

2) ученик способен на более многогранное формирование личности в различных сферах жизнедеятельности.

Программа рассчитана на 3 года.

Принципы программы:

1. Личностно ориентированный принцип:

а) принцип адаптированности (ученик должен себя чувствовать в школе как дома, найти свое место в классном коллективе);

б) принцип развития (целостное развитие личности: физическое, интеллектуальное, духовное);

в) принцип психологической комфортности (снятие всех стрессообразующих факторов; создание атмосферы раскрепощенности, раскованности, атмосферы успешности, ощущения продвижения вперед, достижения поставленной цели).

2. Принцип дифференцированности:

а) учет возрастных особенностей и специфики работы с учащимися;

3. Принцип диалогизации:

а) позиции взрослого и ребенка считаются равноправными;

4. Принцип последовательности и систематичности.

5. Принцип гуманизации отношений в классном коллективе.

6. Принцип комплексности (социальный педагог, учителя предметники, администрация, классный руководитель)

Методы работы при реализации Программы

индивидуальные беседы наблюдение тестирование метод незаконченных предложений анкетирование родителей и учащихся анализ участия учащегося в различных мероприятиях

4. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

В социальном опыте человека особенно важен первый, хотя бы робкий успех в жизни. Для ребенка естественным “ полигоном” радостей и разочарований, успехов и неудач является школа и все то, что с ней связано. Убеждена, что, если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни.

Детство – время активного социального «развертывания» растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах.

В настоящее время в России социально полезная инициативная деятельность детей и молодежи редко рассматривается как стратегический ресурс государственно-общественного развития. Современные модели взаимодействия «общество – государство» предусматривают в основном пассивное участие детей и молодых людей в мероприятиях, организуемых социальными институтами.

Методы работы при реализации Программы

индивидуальные беседы наблюдение тестирование метод незаконченных предложений анкетирование родителей и учащихся анализ участия учащегося в различных мероприятиях

5. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ

Программа состоит из четырех этапов:

  1. диагностический;
  2. организационно-деятельностный;
  3. контрольно-диагностический;
  4. коррекционно- развивающий.

Задачи этапов:

1-й этап – сбор и анализ информации;

2-й этап – выявление проблем;

  • выявление имеющихся ресурсов;
  • планирование деятельности по достижению цели

3 – проведение психологического обследования ребенка

  • анализ результатов исследований

4 – определение мероприятий и занятий, способствующие достижению поставленных целей

1-й этап –

цель: углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.

Методы этапа: собеседование, анкетирование, изучение документации, наблюдение.

Характеристика ученицы 3-его класса МБОУ “Большебикшихская  СОШ” Яльчикского района ЧР Павловой Анастасии:

  1. Дата рождения: 10.11.2009 год.
  2. Состояние здоровья ученика: основная группа.
  3. Материальные и жилищно-бытовые условия: собственный дом.
  4. Характер взаимоотношений родителей с учеником: гармоничный, компромиссный, забота, дружба, доверие.
  5. В играх, в общественном труде, в учебе – организатор.
  6. Проявляет положительные качества и формы поведения: уважение к старшим, доброта. скромность, трудолюбие, дисциплинированность.
  7. Проявляет отрицательные качества среди сверстников: грубость, упрямство.
  8. Занимается исследовательской работой, имеет призовые места в школе, в районе.
  9. Общественное поручение: помощник старосты, выполняет хорошо.

Отношение к учебе заинтересованное.

  1. Успеваемость в 3 классе повысилась по сравнению с предыдущими.
  2. Уровень внимания: средний.
  3. Уровень развития мышления: средний.
  4. Общее умственное развитие: среднее.

2-й этап – организационно-деятельностный

цель: составление и реализация индивидуального плана развития ребенка

“Хочу быть успешным и здоровым” индивидуальный план развития ученицы 3 класса Павловой Анастасии

1. Какие цели ты ставишь в этом году.

Закончить 3-й класс на “4” и “5”,

2. Что нужно тебе сделать, чтобы цель была достигнута.

Больше читать книги, но соблюдать технику чтения. Думаю мне нужна помощь со стороны родителей, учителя. Больше заниматься спортом.

3-й этап – контрольно-диагностический

Цель: углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка

Направления:

  • диагностика познавательной деятельности ученика
  • диагностика психологического здоровья;
  • диагностика межличностных отношений
  • исследование эмоционально-личностной сферы

График компетентности ученика 3 класса ПавловойАнастасии

4-й этап – коррекционно-развивающий

Цель: реализация индивидуальных программ развития ребенка

Карта успешности ученицы 3-го класса Павловой Анастасии

Составление индивидуальных программ включает в себя:

  1. Планирование воспитательных традиционных мероприятий и коллективных дел
  2. Составление и заполнение индивидуального плана.
  3. Планирование деятельности каждого ребенка в процессе подготовки и проведения коллективных дел.
  4. Создание матрицы коллективных дел, где фиксируется уровень участия каждого ребенка.
  5. Составление и заполнение “Карты успешности ученика”.
  6. Результаты своей успешной деятельности ученики фиксируют в личных “Портфолио”.
  7. По итогам четверти проводится анализ успешности каждого ученика.

Результаты работы ученика:

Внешний результат – участие в общешкольных ключевых делах.

Внутренний результат учитывает, как прошли по коллективным делам лично.

Внешний результат:

Игра “Отгадай-ка, угадай-ка”
Сочинение “Кто я? Какой я?
Викторина “ Музыкальный лабиринт”
Интеллектуальная игра “Что? Где? Когда?”
Конкурс рисунков к новому году.
Смотр-конкурс “Мы солдаты”.
Ролевая игра “Идем в гости”.
Смотр-конкурс “Печек сес путене”
Конкурс рисунков “Наш класс”

– 3 место
– 5 место
– 4 место
– 2 место
– 6 место




– 2 место

Внутренний результат:

Математическая викторина
Конкурс поделок
Конкурс “Мой семейный герб”
Конкурс “Моя родословная”
Конкурс рисунков
Сочинение “Мои родители”
Кросс на 1000 метров
Конкурс песен “День победы”

4 место
2 место
1 место
3 место
3 место
4 место
1 место
1 место

Мониторинг успеваемости ученика:

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Благодаря реализации Программы, ученик получит:

Ø  Возможность самоутверждения в активной социальной роли, проявления и демонстрации ее.

Ø  Возможность реализации собственного опыта социально значимой деятельности.

Ø  Опыт реализации лидерских качеств, знаний и умений.

Ø  Учащийся приобретёт способность:

- активно включаться в жизнь общества, осознавая себя субъектом социальной жизни;

- сознательно выполнять различные социальные роли;

- принимать ответственные решения;

- осуществлять личностную самореализацию.

Индивидуальный план развития учащегося – только часть индивидуальной траектории развития учащегося, куда входит ещё и индивидуальный образовательный маршрут. Пока в своей работе я использовала только часть (считаю, что важную!) новой технологии, вобравшую в себя как урочное, так и внеурочное время.

7.  ИСТОЧНИКИ

Дереклеева классного руководителя. - Москва, 2004г.

Дневник классного руководителя. - Москва, 2004 г.

Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе. - Москва. 2004 г.

Научно-методический журнал. Классный руководитель. - Москва, 2003 г. №4, 2004 г. №№ 2,5, 7.

, Бухвалов личности в коллективе. - Москва, 2004 г.

Спутник классного руководителя. - Мо



Предварительный просмотр:

ПОРТФОЛИО «КОПИЛКА УСПЕХА»

У каждого ученика есть работы, которыми он может гордиться. Полезные и интересные материалы часто не сразу могут найти применение. Что со всем этим делать? Предлагаем завести папку, в которой ты сможешь не только хранить свои лучшие работы, грамоты, дипломы, но и систематизировать полезную и интересующую тебя информацию.

Как работать с портфолио?

  • Оформи основные разделы.
  • В первой части портфолио тебе предстоит составить свой собственный портрет. Выдели отличные черты своего характера; перечисли свои основные дела; выпиши любимые занятия. Здесь же опиши себя в школе, о любимых учебных предметах, об учителях и друзьях. Этот раздел может содержать интересные фотографии и твой автопортрет.
  • 1 раз в месяц обновляй содержимое раздела «Мои достижения».
  • В начале учебного года и в начале каждой четверти тебе нужно подумать, чего ты хочешь добиться в своих делах: какие результаты ты должен получить? Это и есть цели, которые нужно записать в соответствующем разделе портфолио. Просматривая содержимое раздела «Мои достижения», подумай: соответствуют ли результаты деятельности поставленным целям?

Структура портфолио

Мой портрет:

  • мой характер; мои дела; любимые занятия;
  • я в школе (моя школа, любимые учителя и лучшие друзья в школе, любимый предмет).

Мои цели:

  • мои цели в учебном году и в каждой четверти;
  • табличка продвижения к цели;
  • лестница успеха.

Мои достижения:

  • мои лучшие работы;
  • мои награды.

Копилка:

  • рабочие материалы (планирование, расписание и т.д.);
  • важная и/или интересная информация.

СЕКРЕТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

Существует мнение, что мы устаем от несделанных дел и особенно от того беспорядка в голове, который возникает, когда нерешенные проблемы накапливаются и наслаиваются одна на другую. Своеобразным «ангелом-хранителем» от стрессов и неприятных неожиданностей может стать планирование.

Кроме того, планирование помогает человеку затрачивать меньше времени на однообразную и скучную работу. Умение планировать обеспечить не только успех в учебе, но и будущие высокие профессиональные достижения.

С чего начинается планирование?

В первую очередь, необходимо уметь выделять главное, то есть научиться выстраивать проблемы и дела по степени важности.

Затем определить цель и составить план действий, необходимых для ее достижения.

Важно также научиться отслеживать выполнение плана и оценить полученный результат.

Выделение главного.

Хорошо известна народная мудрость: всех дел не переделать.

Действительно, часто человеку мешает начать выполнение какой-то работы мысль о слишком большом ее объеме. Поэтому необходимо научиться выделять главное.

Используя таблицу, выполни следующее:

Запиши все дела, которые предстоит сделать в таблицу 1. 

Отметь маркером (текстовыделителем) одного цвета самые важные из них – те, которые необходимо сделать в первую очередь.

Другим цветом выдели те дала, которые можно отложить до выходных дней, выпиши их на отдельном листе и прикрепи этот список к холодильнику (или другое видное место).

Третий маркер тебе пригодиться, чтобы выделить дела, которые можно отложить до каникул; выпиши их. Вложи список в отдельную папку «Что я буду делать на каникулах».

А может быть, есть что-то, что вообще можно не делать? Если такие дела найдутся, оставь их не выделенными.

Таблица 1.

Мои дела.

ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ, ПЛАНИРОВАНИЕ, КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПЛАНА И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

  1. Выдели главное дело, которое необходимо сделать в первую очередь.

Что я должен сделать?__________________________________

  1. Ответь на вопрос: Какой результат я хочу получить?_________________________ 
  2. Ответь на вопрос: что я должен делать, чтобы получить желаемый результат? Запиши план действий в таблицу 2.
  3. Отметь в таблице предполагаемый результат по каждому пункту плана действий.
  4. Начни выполнение плана. Отмечай в таблице, удалось ли получить желаемый результат по каждому его пункту.
  5. Когда план будет полностью выполнен, ответь на вопрос:

Достигнута ли конечная цель?_____________________________ 

Что я должен сделать?______________________________________

Какой результат я должен получить?_________________________

Что я буду делать, чтобы получить желаемый результат:

Таблица 2.

План действий

Предполагаемый результат

Полученный результат

1

2

3

4

5

Достигнута ли конечная цель? Соответствует ли полученный результат поставленной цели?_______________________________________________________

Если цель не достигнута, подумай, в чем проблема.____________________________

ЛЕСТНИЦА УСПЕХА И ЛИНЕЙКА ДОСТИЖЕНИЙ

Одним из самых важных секретов успешной учебы – это умение замечать собственные успехи и радоваться им.

Вспомните свое последнее достижение в учебе. Что тебя по-настоящему обрадовало: полученные знания, хорошо выполненная работа или отличная оценка?

Конечно, приятно, когда твои успехи отмечает учитель, но не менее важно самому уметь это делать. Часто приходится слышать от учеников: «Учил, учил, а меня не спросили». Или «Я так готовился к контрольной, но по невнимательности сделал глупую ошибку и пятерки не получил». Случается, что оценка не соответствует затраченным усилиям. Многих ребят это огорчает, а некоторые и вовсе перестают стараться, потеряв веру в успех. Но оценка – это вовсе не единственный результат, который дает учеба.

Знания и опыт – вот то, что действительно пригодится тебе в жизни.

Поэтому, используя приведенные ниже схемы, научись отмечать на лестнице успеха и линейке достижений не только улучшение успеваемости, но и те усилия, которые ты приложил для этого, и те знания, умения и навыки, которые тобой в результате приобретены.

Линейка достижений

Оцени по 5-ти бальной школе:

  1. затраченные усилия на выполнение отдельного вида работ

0        5

       2) полученные мною знания

0        5

        3) какую оценку я получил?  

0        5

Используя такие линейки каждый день, ты можешь всесторонне оценить свои учебные результаты, соотнося их с затраченными усилиями.

В конце каждого месяца «поставь» себя на какую-нибудь из ступенек лесенки успеха (самая верхняя ступенька - наилучшие результаты в учебе). Проставляй даты (ручкой или фломастером) на соответствующих ступеньках лесенки не  реже 1 раза в месяц.

ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ

О вредных привычках и необходимости их искоренять говорят много и часто. Нам бы хотелось улепить внимание привычкам-помощникам, от которых в немалой степени зависит успех не только в учебе, но и в любом другом деле.

Полезных привычек множество: привычка делать зарядку по утрам, привычка умываться, причесываться, следить за своей одеждой, принимать пищу, делать уроки в одно и то же время и т.д. Человек, у которого эти привычки выработаны, заботится, с одной стороны, о собственном здоровье и эмоциональном комфорте, с другой стороны, приносит пользу окружающим, которым приятно с ним общаться.

Вспомни, какие чувства возникали у тебя, когда тебя просили (заставляли) сделать какое-нибудь не очень приятное дело, например, сесть за уроки? Очень неприятные ощущения? Скорее всего, да. А теперь вспомни, какие чувства ты испытывал, когда работа была выполнена? Наверное, это были очень приятные ощущения: свободы, победы, легкости.

     Именно волевые усилия и дарят нам такие чувства.

     Если ты принял решение «подружиться» со своей волей, попробуй выполнить следующее:

- Каждый день в течение недели делай по 1 делу, которое ты больше всего не любишь делать. Ежедневно фиксируй результаты в таблице 4.

- В конце недели подведи итоги, заполнив соответствующую строку.

Таблица 4

День недели

Что я сделал?

Какие чувства у меня возникли после проделанной работы?

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Итоги недели

СЕКРЕТЫ УСПЕШНОЙ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ

К сожалению, школа, в которой не задают (или почти не задают) домашних заданий, - большая редкость. А раз домашнюю работу все-таки делать нужно, давай вместе подумаем, как организоватъ самостоятельный труд, чтобы он отнимал меньше времени и сил. В первую очередь, вернись к секретам планирования и вспомни все, очем мы уже говорили. Если режим дня ты соблюдаешь, значит, волевые усилия уже стали твоими помощниками. И в выполнении домашней работы без них тебе, конечно же, не обойтись (см. схему 1).

Итак, как лучше организовать самостоятельный труд: 

  1. Усилием воли усади себя за письменный стол.
  2. Подготовь рабочее место: на столе не должно быть ничего лишнего.
  3. Чередуй выполнение «трудных», «легких», письменных и устных заданий.
  4. Сделай один короткий (не более 15 минут) перерыв: немного подвигайся под музыку, выпей сока или чаю и продолжай выполнение домашних заданий.
  5. Выполнив домашнюю работу, внимательно собери все необходимое к следующему учебному дню в портфель.
  6. Обязательно отдохни!

Схема 1

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА

1. Первое, О чем  необходимо позаботиться, - это хорошее освещение. Настольная лампа должна быть установлена на письменном столе слева.

2. Стол и стул должны быть удобными, чтобы обеспечивать правильное (ровное) положение спины во время работы. Проверить, расстояние от глаз до тетради (книги) можно, поставив локти па стол и прикоснувшись кончиками пальцев рук до глаз. Если руки И ладони при этом полностью выпрямлены, расстояние правильное. 

3.  Мы говорили уже о том, что, перед тем как начать работать, тебе необходимо полностью освободить свой стол.

4. Нужные книги, тетрадь и канцелярские принадлежности выкладывай па стол непосредственно перед выполнением задания по     соответствующему предмету. Сразу же после окончания работы убирай со стола лишнее. Таким образом, выполнения задания по каждому предмету ты будешь начинать на чистом столе. (Это очень важно, так как позволяет «очистить» голову.)

5. Подумай и нарисуй свое рабочее место.

                                           Мое рабочее место

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ И САМОКОНТРОЛЬ

  1. Составь план выполнения домашней работы, пользуясь таблицей 6.
  2. В соответствии с планом проставь предполагаемое время напротив каждого пункта.
  3. Установи на видном месте будильник. Заведи его на то время, когда ты должен перейти к выполнению следующего задания; продолжай делать то же самое в течение всего времени выполнения работы.
  4. Отметь в таблице реально затраченное время. Соответствует ли оно предполагаемому? Если нет, подумай, что помешало.
  5. Воспользуйся лесенкой успеха или линейкой достижений, чтобы зафиксировать полученные результаты.

Таблица 6

Предмет

Предполагаемое время выполнения задания

Реально затраченное время

1

Математика

2

Русский язык

Что помешало мне выполнить задание за определенное время?

ПОДГОТОВКА  К НОВОМУ УЧЕБНОМУ ДНЮ

  1. Открой дневник. Какие уроки будут завтра в школе?
  2. Положи необходимые учебники и тетради.
  3. Может быть, тебе завтра понадобятся: дополнительная литература, контурные карты и атласы по географии и истории; тетради для лабораторных работ; словари, рефераты и др.?

Не забудь их!

  1. Подумай, какие канцелярские принадлежности, кроме ручки и карандаша, понадобятся тебе в школе (циркуль, линейка, транспортир и т.д.). Положи их в портфель.
  2. Проверь еще раз готовность к новому учебному дню по дневнику!  

УСПЕХ В УЧЕБЕ

Учебные предметы

предмет

Самый важный

Самый интересный

Менее важный

Менее интересный

легкий

трудный

легкий

трудный

легкий

трудный

легкий

трудный

1 математика

*

2 история

*

3 ….

  1. Подумай, все ли учебные предметы равнозначны для тебя. Есть ли среди них наиболее важные и интересные?
  2. Ставь галочку напротив каждого учебного предмета в соответствующей графе таблице.
  3. Выдели маркером самые важные и одновременно наиболее трудные для тебя учебные предметы. Тебе предстоит обратить на них особое внимание.

Учебные предметы – учебные результаты

предмет

Учебные результаты 1 четверть

Учебные результаты 2 четверть

Затраченные усилия

Полученные знания

ОТМЕТКА

Затраченные усилия

Полученные знания

ОТМЕТКА

1.физкультура

2.Информатика

3.  …

Отметь на каждой шкале (по 5-ти бальной системе) свои результаты, оценивая затраченные тобой усилия, полученный объем знаний и практических навыков. Подумай, соответствуют ли затраченные усилия полученным знаниям и отметке, поставленной учителем. Что для тебя важнее: отметка или знания и навыки, которые ты приобрел в процессе обучения?

ХОРОШИЙ ОТДЫХ

Раскрывая секреты успешной учебы, нужно не забывать важность хорошего, полноценного отдыха. Чередование разных видов деятельности (умственной и физической) поможет тебе «отключаться» от однообразной работы. Итак, повторим и запомним: лучший отдых – другая деятельность.

Во время занятий твои глаза, нервная система напряжены. Поэтому после окончания уроков не стоит сидеть перед телевизором или у компьютера. Лучше побыть немного на свежем воздухе, подвигаться. Если погода не позволяет совершить прогулку, послушай приятную, веселую музыку, потанцуй или выполни не слишком сложный комплекс упражнений. Главное, чтобы отдых не затянулся на неопределенное время. Начать выполнение домашней работы нужно своевременно, в противном случае ты устанешь еще больше, сидя за уроками до поздней ночи!

Если ты очень устал от физической нагрузки, отдохни в тихом месте под спокойную музыку или почитай любимую книгу. Хорошо, если получится прогуляться у воды.

Вечером можно принять теплую ванну, добавив в воду отвар успокаивающих трав.

Интересно провести свободное время тебе помогут педагоги Центров досуга и отдыха, тренеры спортивных секций и т. д. Ниже мы расскажем, как выбрать себе занятие по вкусу.

Как выбрать себе занятие по вкусу

1. Проанализируй свои интересы, склонности, потребности и возможности, заполнив таблицу 7.

2. Собери информацию о кружках и секциях: 1) внутришкольного Центра дополнительного образования; 2) районных клубов и Домов творчества; 3) Городского Дворца творчества, Дворцов культуры и т. д.

3. Соотнеси свои интересы и возможности с вариантами выбора (см. таблицу 8).

4. Просмотри свой распорядок дня и определи, каким временем ты располагаешь: какие дни и часы у тебя наиболее свободны от обязательных занятий (уроков в школе, занятий у логопеда), 5. Если время занятий в выбранном кружке тебя устраивает, согласуй свой выбор с родителями.

6. Запишись в кружок (секцию), внеся уточнения в свой распорядок дня

7. Начиная заниматься в том или ином кружке (секции), помни: каждое дело требует определенного труда и терпения, заметные для окружающих результаты (дипломы, грамоты и т. д.) порадуют тебя и твоих родных, скорее всего, не сразу! Отмечай на линейке достижений те усилия, которые ты приложил.

Интересное дело – само по себе награда!

Таблица 7

Мои интересы, потребности и возможности

Я люблю

Мне интересно, я хочу научиться

Я могу

Делать что то руками

(рисовать, шить, конструировать модели и т.д.)

1.

2.

3.

Выполнять физические упражнения

(танцевать, плавать, играть в спортивные игры и т.д.)

1.

2.

3.

Заниматься музыкой

(слушать музыку, петь, играть на музыкальных инструментах)

1.

2.

3.

 Получать углубленные знания по предметам

(иностранному языку, литературе, биологии, информатике, истории, химии, физике, математике..)

1.

2.

Таблица 8

Анализ вариантов выбора

Варианты выбора (исходя из интересов и возможностей)

Информация о кружках и секциях

Где находится

Время занятий

Условия приема

Дополнительная информация

1.

2.

3.

Я выбираю:

1.

2.

3.

СЕКРЕТЫ УСПЕХА НА УРОКЕ

Слушать, работать, уважать учителя!

  • Подготовить все необходимое для урока до звонка.
  • Не отвлекаться, сосредоточиться на задании.
  • Не выкрикивать с места, поднимать руку.
  • Не жевать на уроке.
  •  Не болтать с соседом по парте.
  • Не списывать.
  • Подготавливать свой ответ
  • Соблюдать правила этикета.
  • Сидеть ровно.
  • Выключать мобильные телефоны.
  • «Перерабатывай информацию»

РАБОТА С КНИГОЙ

Работа с текстом, пересказ, подготовка к изложению.

  1. Выбери материал в книге по нужной тебе теме.
  2. Прочитай внимательно текст.
  3. Постарайся сформулировать  основную мысль прочитанного, ответив на вопрос: о чем текст? Ответ на вопрос постарайся сформулировать одним предложением.
  4. Придумай свое название к данному тексту в соответствии с его основной мыслью.
  5. Прочитай текст второй раз и составь краткий план прочитанного по схеме.
  6. Перескажи прочитанное, пользуясь составленным планом.  
  7. Обрати внимание на правила, определения, термины, даты, которые необходимо выучить наизусть. Выпиши их. Произнеси вслух не менее трех раз. Постарайся воспроизвести выученное устно и письменно через некоторое время.
  8. Проверь себя, пересказав текст кому-нибудь,  и восстанови по памяти план на черновике.

 

Работая над текстом подобным образом, ты сможешь хорошо подготовиться к изложению. Подготовка к изложению  вряд ли  потребует от тебя  заучивания каких-то фактов наизусть: содержание прочитанного тебе следует  передать своими  словами.

Схема2

О чем я прочитал?____________________________________________________

Название, которое я подобрал к этому тексту.

План пересказа:

Вступление__________________________________________________________

Основная часть

1.___________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________

3.___________________________________________________________________

4.___________________________________________________________________

Заключение__________________________________________________________

Что я должен выучить наизусть:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАК УЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ

  1. Желательно учить стихотворение в течение нескольких дней.
  2. Прочитай стихотворение. Какие чувства оно у тебя пробудило? Постарайся представить то, о чем пишет автор.
  3. Прочитай стихотворение еще 2 –3 раза и воспроизведи его по памяти целиком (можно заглядывать в книгу).
  4. Обрати внимание на те места, которые хуже запоминаются. Можешь обозначить их ключевыми словами или схематичными рисунками на листе бумаги, который будет у тебя перед глазами.
  5. Если стих-е трудное, учи его по строкам: первую, затем первую и вторую; первую, вторую  и третью и т.д.
  6. Отложи книгу. Повтори стихотворение вечером, хорошо отдохнув после выполнения домашней работы.
  7. Каждый день выразительно рассказывай стих-е  1 – 2 раза кому-нибудь из друзей или родителям.
  8. Повтори стих-е утром  перед выходом в школу в тот день, когда будешь рассказывать его в классе.

РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ


  Люби тетрадь, и она тебе поможет.

1. Оформление тетради:
- оберни тетрадь (используй для этого специальную обложку);

- аккуратно подпиши ее;

- записи производи синей ручкой, а темы выделяй зеленой (если учитель не предъявляет других требований);

- оформляй все работы в соответствии с требованиями учителя.

2. Ведение тетради:

- выполняй все работы (в том числе рисунки, схемы и др.) аккуратно;

- не рисуй и не записывай в тетради лишнего (не касающегося темы урока);

- не мни тетрадь;

- пиши аккуратно, разборчиво;

- не пачкай тетрадь;

- не стирай ручку резинкой;

- записывай правила и все самое важное по теме урока.

Умей проверять и исправлять ошибки:

- проверяй работу от начала к концу и наоборот;

- каждое слово читай по слогам;

- если ты не уверен в правильности написания слова, попробуй вспомнить правило;

- если ты допустил ошибку, не расстраивайся – аккуратно зачеркни карандашом;

- не используй замазку;

- делай работу над ошибками (анализ ошибок);

- если ты не уверен, сначала пиши на черновике;

- подумай, а потом пиши.

3. Использование тетради:

- просматривай записи, сделанные в тетради;

- анализируй свои ошибки, просматривая различные виды работ.

РЕШЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Этапы решения задач

  1. Начинай изучение условия задачи с тщательно выполненных наглядных рисунков, чертежей, таблиц или иллюстрированных схем, помогающих осмыслить задачу. Помни, что правильное графическое представление условия задачи означает четкое, ясное и конкретное представление о всей задачной ситуации в целом.
  2. Ясно представь все элементы задачи, обстоятельно выясни, какие из них заданы, известны, какие из них являются искомыми, неизвестными.
  3. Вдумайся в смысл каждого слова в тексте задачи (каждого символа, термина), постарайся выявить существенные элементы задачи, выдели на рисунке данные и искомые наглядными условными обозначениями. Постарайся видоизменить расположение элементов задачи на рисунке или схеме (возможно, это поможет выявить существенное в задаче).
  4. Попытайся охватить условие задачи в целом, отметить ее особенности, вспомнить, не встречались ли вы раньше с задачей, в чем-либо аналогичной данной.
  5. Продумай, однозначно ли сформулирована задача: не содержит ли условие задачи избыточных, недостающих, противоречащих друг другу данных.
  6. Внимательно изучи цель, поставленную задачей, выяви, какие теоретические методы лежат в основе решения задачи, постарайся выразить элементы задачи на языке соответствующего метода (составить уравнение, выразить данные и искомые в координатной или векторной форме и т.д.)

Советы решающему задачи

Совет первый – начиная решение задачи:

  1. Изучи условие задачи – «Хорошо понять вопрос – значит наполовину ответить на него».
  2. Изучи цель, поставленную задачей. Не начинай решение в слепую. Выбери направление поиска плана решения, руководствуясь целью задачи.
  3. При выборе направления поиска плана решения принимай во внимание:

- то, что ты знаешь о ситуации, отраженной в задаче;

- то, что ты умеешь и можешь делать в данной ситуации и что нужно делать;

- то, что известно вообще о связи данного и искомого;

- то, о чем тебе говорит опыт в решении задач, похожих на данную.

Совет второй – пробуй составлять и решать задачи более общие, чем данная, тогда данная задача будет частным случаем составленной и ее решение будет следовать из решения более общей задачи. Новая родственная задача часто лишь поначалу кажется более трудной. Ведь недаром говорят: «Клин клином вышибают».

Совет третий   - «Обдумай цель ранее, чем начать действовать», «Мудрый меняет свои намерения, дурак -  никогда», «Тот, кто не может обдумать все заново, не может мыслить верно».

 Совет четвертый – решив задачу, оглянись назад и изучи задачу и найденное решение в целом, установи, что полезно запомнить, а что можно забыть (нужно не только пользоваться своей памятью, но и беречь ее).

КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ

«Сочинение» происходит от древнерусского слова «чин», т.е. порядок, и означает не просто изложение своих знаний, но изложение их в определенном порядке, системе.

 А. А. Крундышев. «Как работать над сочинением»

        Чтобы получить удовольствие от такого интересного, творческого вида работы, как сочинение, необходимо хорошо подготовиться к нему: выбрать тему, продумать план (в этом тебе поможет схема). Приступать к работе над сочинением по литературному произведению можно только после его внимательного (лучше неоднократного) прочтения.

1) Выбор темы сочинения зависит от твоих симпатий, вкусов, отношения к героям произведения.

2) План сочинения должен включать в себя три пункта: вступление, основную часть и заключение.

3) Во вступлении ты можешь обосновать выбор темы, обозначить проблемы (в форме вопросов или утверждений), которые тебе предстоит раскрыть в  основной части сочинения. В заключении необходимо сделать выводы, ответить на те вопросы, которые ты сформулировал во вступлении.

4) Если ты решил выбрать эпиграф к своему сочинению, помни, что эпиграф - это краткое изречение, взятое из литературных источников, отражающее ведущую мысль, характер темы.

5) Чтобы подтвердить свои мысли, используй краткие, точные и дословные выдержки из текста - цитаты.

6) Об особенностях сочинений разных жанров (сочинение-размышление, эссе, анализ поэтического произведения и т. д.) расскажет учитель. Не стесняйся задавать ему вопросы!

7) Твоя письменная речь (как и устная) должна быть связной, а это значит, что каждое следующее предложение должно продолжать мысль, изложенную в предыдущем!

Схема

1. Я выбрал эту тему, потому что __________________________________________________

2. Чтобы раскрыть тему, я должен ответить на следующие вопросы:

  • ____________________________________________________________________________
  • ____________________________________________________________________________
  • ____________________________________________________________________________

3. Для того, чтобы ответить на эти вопросы, я должен:

  • Проанализировать следующую литературу (словари, произведения…):_ _ _ _ _ _ _ _ _ _
  • Получить информацию из других источников (ТВ, Интернет…)_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
  • Выбрать цитаты по теме сочинения _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

4. План моего сочинения:

1) Вступление (впиши основную мысль сочинения):

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Основная часть:

мысль

эпизод

цитата

3) Заключение (выводы):

___________________________________________________________________________________

ПОДГОТОВКА К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

Повторение учебного материала по пройденной теме.

Для того, чтобы хорошо выполнить контрольную работу, тебе необходимо повторить весь пройденный материал и построить свою работу следующим образом:

1. Составь план повторения:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Обрати внимание в первую очередь на то, что слабо усвоено. Отмечай все неясные вопросы. При необходимости обратись за разъяснением к учителю или одноклассникам; пользуйся справочной литературой.

3. Повтори материал по учебнику. Внимательно изучи имеющиеся в тексте рисунки, схемы, таблицы. Обрати особое внимание на определения, правила, формулы.

4. Если по пройденному материалу у тебя сделаны опорные конспекты, просмотри их. Если конспектов нет, составь – это поможет тебе собраться с мыслями.

5. Что из повторенного материала показалось тебе самым важным? Ответь на данный вопрос письменно. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Попробуй проиллюстрировать пройденный материал собственными примерами:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________