Тематические дни

Никулина Оксана Владимировна

В разделе размещены сборник по лексическим темам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 25.docx128.72 КБ
Файл nash_gorod.docx13.85 КБ
Файл pozharnaya_bezopasnost.docx34.26 КБ
Файл 900_dney_blokady.docx15.86 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема:

«Дикие животные и их детеныши»

Родителям рекомендуется:

  • Рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением диких животных.
  • Рассмотреть их внешние признаки.
  • Рассказать о том, где они живут, чем питаются, об их повадках, как добывают пищу.
  • Закрепить в словарном запасе ребенка названия диких животных и их детенышей.
  • Нарисовать животное.

Расширение словаря:

Существительные: медведь, медведица, медвежонок, волк, волчица, волчонок, заяц, зайчиха, зайчонок, лиса, лисица, лис, лисенок, нора, логово, белка, бельчонок, дупло, лось, лосиха, лосенок, рога, ёж, ежиха, ежонок, кабан, кабаниха, кабанчик, барсук, барсучиха, барсучонок, лес, поляна, плутовка, лапа, шерсть, когти, нос, уши, копыта, хвост, морда, пасть, звери, детеныши, кусты, деревья, мышь, рысь, енот, бобр, олень, куница, клыки, соболь, норка, крот, берлога, шатун.

Прилагательные: бурый, косолапый, хитрая, хищный, серый, неутомимый, страшный, густая (шерсть), рыжая, дикие, пушистая, ловкая, осторожный, быстрая, белый, трусливый, длинноухий, лопоухий, чуткие (уши), косой, пугливый, бархатная, колючий, волчья, полосатый.

Глаголы: бродит, лазает, ревет, прыгает, скачет, рычит, скалится, охотится, спасается, воет, грызет, роет, бегает, «дал стрекача», собирает, запасает, хрюкает, нюхает, принюхивается, прислушивается, притаился, крадется, сосет, залегает, впадает.

Дети должны уметь:

Подбирать признаки.

Волк (какой?) -…. Лиса (какая?) - … Ёж (какой?)- …

Подбирать действия. Медведь (что делает?) - … Лиса (что делает?) - … Заяц (что делает?) - …

Правильно отвечать на вопросы: чей? чья? чьё? чьи?

След – волчий, лисий, заячий… Уши – медвежьи, заячьи, беличьи…

Голова – лосиная, ежиная, волчья, лисья…

Образовывать новые слова с помощью приставок.

Ходит: переходит, отходит, обходит, проходит, входит, заходит, сходит, находит, уходит, подходит, доходит, приходит, выходит, переходит.

Почитайте стихи, сказки, рассказы, загадки о диких зверях.

Пришла из лесу птичница

В рыжей шубке кур посчитать. Кто это? (Лиса)

Ползун ползет, Иголки везет. (Ёж)

Словно елка Весь в иголках. (Ёж)


Хожу в пушистой шубке, Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе Орешки я грызу. (Белка)

По снегу бежит – петляет. К лету шубку он меняет. На снегу его не видно, Волку и лисе обидно. (Заяц)

Дидактические игры

  1. «Назови всю семью» Медведь, медведица, медвежонок. Заяц, зайчиха, зайчонок

Бобер … Волк… Лис…

  1. «Назови, о ком говорю» (подбор существительных к прилагательным)

Бурый, косолапый, неуклюжий - … Серый, зубастый, страшный - … Хитрая, пушистая, рыжая - …

  1. «Назови маму» Медвежонок у медведицы, лисенок у …,

зайчонок у … и т.д.

  1. «Кто как голос подает»

Лиса – тявкает, медведь – рычит, волк – воет…

  1. «Кто где живет» В норе живет – лиса. В берлоге - …

В логове - … В дупле - …


  1. «Кому что дадим»

Мясо – волку малину -… мёд - …

морковку - … орехи - …

  1. «Кто что делает»

(подбор существительных к глаголу). Охотится – волк, лиса

Крадется - … Воет - … Кусается - … Скачет - … Хитрит - …

Переваливается - …



Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Наш город»

Родителям рекомендуется:

-рассказать ребенку, как называется город, где он живет, в честь кого назван город, чем он знаменит;

  • рассмотреть иллюстрации, фотографии и открытки с изображением нашего города;
  • обратить внимание на улицу, на которой живёт ребёнок, какие на ней построены дома;
  • совершить виртуальную прогулку по городу, обратить внимание на различные строения, дома (одноэтажные, многоэтажные, каменные, деревянные), а также на памятники архитектуры;
  • объяснить ребенку понятие «улица», рассказать, что каждая улица имеет свое название, а каждый дом — свой номер; выучить с ребенком свой

домашний адрес.

  • Один – много

Магазин магазины

Вокзал вокзалы Площадь площади Город города Улица улицы

Школа школы

Театр театры

Парк – парки Аптека – аптеки

Больница – больницы Дорога – дороги

Мост - мосты

  • Это чей?

Это (мой, моя, мои) … двор, мосты, город, улица, дома, квартира, деревья, машины, стадион, дорога, фонари, площадь, магазины.

  • Сосчитай до пяти

(С выделением окончания голосом.)

Улица, магазин, мост, дом, город – одна улица, две улицы и т.д.

  • Скажи со словом городской

Транспорт городской транспорт. Квартира городская квартира. Дома .., улицы .., школа .., площади ..., аптека - …, парк - …

  • Пальчиковая гимнастика «Дом и ворота».

На поляне дом стоит

Ну а к дому путь закрыт,

Изобразить двумя руками, крышу дома -

пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.

Правая и левая руки повернуты ладонями к

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем.

себе, средние пальцы соприкасаются друг с

другом, большие пальцы - вверх («ворота») Ладони разворачиваются параллельно друг другу.

Зовём к себе.

  • Мы строим дом

Ребёнок «строит» дом, проговаривая за взрослым заданный ритм с

одновременным отстукиванием: «тук-тук»; «тук-тук-тук»; «тук-тук – тук- тук»; «тук – тук-тук»; «тук-тук – тук»; «тук – тук-тук-тук».

  • Весело шагаем

«Прошагать» слова (один слог – один шаг). Определить самые короткие и самые длинные слова.

Слова: улица, дом, город, магазин, парк, лестница.

  • Пальчиковая гимнастика «Город»

Мы по городу шагаем,

Много видим, называем: Светофоры и машины, Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты,

И деревья, и кусты.

«Шагаем» пальчиками по столу.

Загибаем большие пальцы. Загибаем указательные пальцы. Загибаем средние, безымянные и мизинцы.

Разжимаем сжимаем пальцы.

  • Загадайте ребенку загадки

В городе деревьев мало

И гулять стремятся все, Уходя на два квартала От проспектов и шоссе.

Тут прохладно средь аллей И зеленых тополей.

Парк

Надо хлеба нам купить,

Иль подарок подарить,

Сумку мы с тобой берем, И на улицу идем,

Там проходим вдоль витрин И заходим в…

Магазин

Шагаешь — впереди лежит, Оглянешься — домой бежит. В два ряда дома стоят – Десять, двадцать, сто подряд, И квадратными глазами

Друг на друга всё глядят.

Улица

В нем предметы старины До сих пор сохранены, Любознательный народ Посмотреть на них идет.

Музей

  • Что из чего?

Взрослый произносит: «Дом из дерева какой?» Ребёнок отвечает:

«Деревянный».

Аналогично: дом из камня, домик из бумаги, окно из стекла, дверь из железа.

  • Строим дом

Раз, два, три, четыре,

Дом построить мы решили. Взяли гвозди, молоток

И по бревнам тук-тук-ток. Вот фундамент,

Стены, крыша,

А труба еще повыше. Кукла в домике живет,

В гости нас к себе зовет.

Хлопаем в ладоши.

Делаем руками над головой «крышу» Сжимаем и разжимаем кулаки.

Стучим кулаками друг о друга.

Приседаем, вытягиваем руки вперед. Руки в стороны, затем вверх, делаем

«крышу».

Сцепляем пальцы «в замок» и тянем руки вверх.

Ставим руки на пояс и делаем наклоны в стороны.

Низко кланяемся.

  • Экскурсия по городу

Ребёнок рассказывает Незнайке о своём городе, используя предметные картинки с изображением городских зданий.

Взрослый (Незнайка): Это что? Ребёнок: Это магазин.

Взрослый: Что делают в магазине?

Ребёнок: В магазине продают (покупают, выбирают и т.д.)

Аналогично: в парке – гуляют, ходят, отдыхают, катаются на каруселях; на стадионе – бегают, прыгают, играют в футбол; в школе – учатся, пишут,

читают; в детском саду – гуляют, спят, занимаются; в больнице – лечатся, лежат; в кафе – едят, пьют.

  • Построить из строительного материала (кубиков) город.

СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ

Тема: Наш город. Моя улица.

  1. З. Александрова «Родина»
  2. С. Михалков «Моя улица».
  3. Песня Ю. Антонова «Есть улицы центральные…»
  4. С. Баруздин «Страна, где мы живём».


Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «Пожарная безопасности.

Задачи:

- продолжать формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности;

- закреплять правила противопожарной безопасности, знания  номеров телефонов вызова помощи в экстренных ситуациях;

- развивать умение анализировать причины возникновения пожаров;

- учить детей вести себя правильно, когда они остаются одни дома;

- дать понятие детям о том, какую опасность представляют собой открытые окна;

- систематизировать знания детей о дорожных знаках и правилах перехода через улицу.

Чтение художественной литературы:

1. З. Шефнер «Лесной пожар»;

2. Рассказы – «Бумажный самолетик», «Данилка и пилка»;

3. С. Маршак «Пожар. Рассказ о неизвестном герое»;

4. Рассказ Н. Калинина «Как ребята переходили через улицу»;

5. Сборник чистоговорок и скороговорок о ПДД;

6. Н. Носов «Автомобиль»;

7. Г. Юрмин «Любопытный мышонок»;

8. Б. Житков «Светофор»;

 «Песенка о правилах»

Везде и всюду правила

Их надо знать всегда:

Без них не выйдут в плаванье

Из гавани суда.

Выходят в рейс по правилам

Полярник и пилот.

Свои имеют правила,

Свои имеют правила

Шофер и пешеход.

Как таблицу умноженья, как урок.

Помни правила движенья назубок!

Помни правила движенья, как таблицу

умноженья,

Знай всегда их назубок.

По городу, по улице

Не ходят просто так:

Когда не знаешь правила,

Легко попасть впросак.

Все время будь внимательным

И помни наперед:

Свои имеют правила,

Свои имеют правила

Шофер и пешеход!   Я. Пишумов

 «Азбука города»

Город, в котором
С тобой мы живем,
Можно по праву
Сравнить с букварем.

Азбукой улиц,
Проспектов, дорог
Город дает нам
Все время урок.

Вот она, азбука,—
Над головой:
Знаки развешаны
Вдоль мостовой.

Азбуку города
Помни всегда,
Чтоб не случилась
С тобою беда.          Я. Пишумов

Дидактическая игра «Раньше и теперь»

Необходимо подобрать правильный ответ.

Взрослый  кратко сообщает детям, какие действия предпринимались в прошлые времена в случае возникновения пожара; дети рассказывают, как в таких случаях нужно поступать сегодня:

Как узнать и сообщить о пожаре?

Что делали раньше.

Над городом возвышалась каланча, на которой постоянно находился наблюдатель. Как только он замечал дым, сразу же запускал в небо сигнальный шар.

Как поступают сегодня

Звонят по телефону 01.

Как пожарным добраться до пожара?

Что делали раньше.

На телегу, на которой уже была установлена бочка с водой, садились пожарные и, погоняя лошадей, ехали к месту пожара.

Как поступают сегодня.

На пожарной машине. На пожарном поезде. На пожарном вертолете. На пожарном самолете.

Какая одежда (экипировка) у пожарных?

Что делали раньше.

Раньше пожарные носили форму из холстины, на голову надевали каску, на руки - брезентовые рукавицы.

Как поступают сегодня.

Сегодня жизнь и здоровье пожарного защищает комбинезон из огнеупорных материалов, каска, противогаз или респиратор.

Какими средствами тушат пожар?

Что делали раньше.

Ручным насосом, ведром с водой, топориком, ломом, багром.

Как поступают сегодня.

Брандспойтом, подключенным к автонасосу, огнетушителями, водой, пеной.

Дидактическая игра «Что лишнее»

1.  Молния, коньки, стол, часы.

2.  Свеча, стул, ножницы, дерево.

3.  Коньки, карандаши, расческа, утюг.

4.  Часы, картина, зажигалка, дерево.

5.  Кастрюля, спички, зеркало, расческа.

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Где с огнём беспечны люди,

Там взовьётся в небе шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой…….(пожар)

Раз, два, три, четыре.

У кого пожар в …..(квартире)

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил…..(утюг)

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками……(играл)

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил бельё над..…(газом)

Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дому жог…..(траву)

Кто в огонь бросал при этом

Не знакомые …...(предметы)

Дым увидел- не зевай

И пожарных …..(вызывай)

Игра с мячом  «Горит – не горит»

Необходимо быстро и правильно выполнить ответственное действие.

Помочь осознать разрушительную силу огня и развить быструю реакцию  на ответное действие.

Взрослый  называет какой-либо предмет или вещество и бросает мяч ребенку. В том случае, если это вещество не горючее, ребенок должен поймать мяч, если же оно горючее – отбить.

(Примеры негорючих предметов и веществ: металл, вода, лед, земля, воздух, камень, кирпич, глина, мел и т.д.)

Дидактическая игра «Это я, это я это все мои друзья…»

Закрепить с детьми правила безопасного обращения с огнем.

Взрослый  читает строчки, после каждой строчки ребенок,  если согласен, что нужно поступать именно так, говорит: «Это я, это я, это все мои друзья!»,

а если не уверен, что эти действия правильные - молчит.

Раз, два три, четыре пять, со спичками начал я играть…

Дым увидел, не зевай и пожарных вызывай….

Кто со спичками играл, листья сухие поджигал?

Кто в лесу костер развел, наигрался и ушел?

Помнит каждый гражданин пожарный номер 01?

Кто без мамы печь включил, и над ней белье сушил?

Кто пожарным помогает, правила не нарушает?

Кто включил утюг в розетку и прожег пятно в ковре?

Кто без папы в новый год, бенгальские огни зажег?

Кто из вас не испугался, и костер водой залил?

Маме дома помогаю, свет везде я выключаю.

Кто украдкой в уголке жег свечу на чердаке?

Кто пример для всех ребят, четко, ясно знает, что шутить с огнем опасно…

Дым и огонь не к добру, так и знай, взрослых на помощь скорей призывай!

Беседа «Можно или нельзя»

Дать понятие ребенку о правилах безопасности дома, о том, как нужно себя вести, если остался дома одни.

Дидактическая игра «Можно или нельзя»

1. Можно открывать дверь незнакомому человеку?           нельзя

2. А если он скажет, что котёнка принес? Или конфеты?  нельзя

3. Если скажет что пришёл полицейский или врач?           нельзя

4. Можно играть кубиками?                                                   можно

5. Можно играть с ножницами?                                             нельзя

6. Можно ли играть с иголками?                                            нельзя

7. Можно брать иголки в рот?                                                нельзя

8. Можно убирать игрушки на место?                                   можно

9. Можно ли кушать таблетки, когда здоров?                       нельзя

10. Играть с таблетками или угощать друзей?                      нельзя

11. Можно играть в игрушки?                                                 можно

12. Можно включать утюг без спросу?                                  нельзя

13. Газовую плиту можно включать?                                     нельзя

14. Можно играть со спичками?                                              нельзя

15. Можно помогать маме?                                                      можно

16. Можно залезать на подоконник?                                       нельзя

17. Можно облокачиваться на стекло?                                    нельзя

18. Высовываться в открытые окна?                                       нельзя

Беседа «Окно-это хорошо или плохо?» 

Обратить внимание детей на то, что в помещении особую опасность представляют открытые окна. Если ты живешь в многоэтажном доме, тебя ждет ещё одна опасность — это балкон. Очень опасно выходить одному на балкон.

Почему так говорят?

1.Человек не птица, удобнее по лестнице спуститься.

2. Без парашюта с высоты прыгают только коты.

3. Балкон – не место для игры

    Без взрослого туда не выходи.

    Опасно там играть и веселиться,

    Ты можешь с высоты большой свалиться.

 

Дети не должны оставаться одни в комнате с открытым окном, балконом. Подходить к открытому окну или выходить на балкон без взрослого. Очень опасно высовываться в открытое окно, играть на подоконнике. Если вы вышли на балкон, никогда не играйте на балконе в подвижные игры, не прыгайте. Не перегибайся через перила балкона. Если вы думаете, что внизу что-то интересное, лучше спуститься вниз по лестнице.

Запомните, дети эти правила, тогда с вами не случится никакой беды!

Игра «Ответь быстро»

- Что такое тротуар? (дорога для пешеходов)

- Что такое зебра? (пешеходный переход)

- Кого называют пешеходом? (человека без транспортного средства)

- Как правильно обходить автобус? (сзади)

- Кого называют водителем? (человека, управляющего каким-либо транспортом)

- Где следует ходить пешеходам? (по тротуару)

- Где можно детям играть на улице? (в специальных местах, отведенных для игр)

- По какому краю дороги должны идти пешеходы в тех местах, где нет тротуара (по левому, навстречу движущемуся транспорту)

- Если ты едешь в автобусе или в автомобиле, то ты кто? (пассажир)

- Голос автомобиля (сигнал)

- Как называется место, где люди ожидают автобус? (остановка)

- Назовите транспортное средство, сделанное доброй феей из тыквы, на котором Золушка поехала на бал? (карета)

- Назовите двух или трехколесное транспортное средство, водителем которого вы можете стать? (велосипед)

- Кто следит на дороге за выполнением правил дорожного движения? (постовой, или инспектор ГИБДД)

- Для чего нужны дорожные знаки? (чтобы не было аварий)

Скажите мне, а если правила нарушишь,

Травмы разные получишь,

И вдруг случится беда,

Что же делать нам тогда?     (Звонить по номеру 03, в скорую помощь)

У каждой службы есть свой номер:

У пожарных – 01, у полиции – 02, скорая помощь – 03.

Или можно позвонить по номеру 112, это тоже служба спасения.

Рисование и лепка

Темы: «Пожарный», «Опасные ситуации».

Родителям совместно с детьми нарисовать рисунок или слепить на противопожарную безопасность.

Загадки по пожарной безопасности:

1. Кротким пленником годами
Я живу внутри печи
И варю супы с борщами,
Выпекаю калачи.
Я даю тепло для дома,
Но во мне всегда, поверь,
Пострашней раскатов грома
Кровожадный спрятан зверь.    (огонь)

2. Без него мы как без рук,
Нам он самый лучший друг,
Но порою он, ребята,
Может стать врагом заклятым!     (огонь)

3. Отец горяч и красен,
Бывает он опасен.
А сын взовьется птицей,
К отцу не возвратится.     (огонь и дым)

4. Он таким бывает разным -
Белым, голубым и красным,
Ярко-жёлтым и, ещё же,
Олимпийским быть он может.    (огонь)

5. Гривастый, словно рыжий конь,
В камине прыгает …(огонь).

6. Жар – птица летает,
Золотые перья роняет.      (огонь)

7. Он поглощает всё вокруг,
Когда бушует, озверев.
А дома он - хороший друг,
Даёт и свет, и обогрев.        (огонь)

8. Он может сильно бушевать
И все вокруг испепелить.
Не хочешь если жертвой стать,
Так поспеши водой залить.     (огонь)

9. Все меня любят и все меня губят.     (огонь)

10. Могу я кротким быть порой,
Ваш дом согрею я зимой.
Но коль со мной играть возьмутся -
Могу пожаром обернуться!      (огонь)

11. Чуть родился – он забавный,
Тихий, слабый, но коварный.
Подрастет – трещит и жжется,
Роем искр опасно вьется
И, танцуя на углях,
Вызывает часто страх.      (огонь)

12. На кухне - пьезозажигалка,
Надёжней спичек та "мигалка".
Нажмёшь на этот инструмент -
Она родится в сей момент.     (искра)

13. Полено в топке полыхает
И "звезды" эти в нас бросает.
Одна горящая частица
Пожаром может обратиться.      (искра)

14. Они, как брызги от огня,
Всё норовят обжечь меня.       (искры)

15. И мала, и зла, чуть свечу.
Но уж если прилечу - много горя принесу.     (искра)

16. Висит – молчит,
А перевернешь, шипит,
И пена летит.    (огнетушитель)

17. В рубашке в ярко-красной,
В работе безотказный.
Прибор по имени ОП-5
Обязан школьник каждый знать!    (огнетушитель)

18. Лезет в пламя напролом
Инвентарь пожарный ...(лом)

19. В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки –
Раздают всем огоньки.     (спички)

20. Спят смирно дочки
В фанерном домочке.
У сонь, у тихонь
В головках огонь.       (спички)

21. Это тесный-тесный дом:
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестер
Может вспыхнуть, как костер!
Не шути с сестричками,
Тоненькими ... (спичками)



Предварительный просмотр:

«900 ДНЕЙ БЛОКАДЫ»

Дети должны знать:
· какой праздник отмечается в нашей стране 9 мая и почему он называется День Победы;
· кто из родственников принимал участие в Великой Отечественной войне;
· что на День Победы принято возлагать цветы к Вечному огню, устраивать парад, салют,
- рассмотрите иллюстрации, фотографии в книгах, прочитайте или расскажите о героях ВОВ,
- ВСПОМНИТЕ, кто из ближайших родственников принимал участие в Великой Отечественной войне, рассмотрите фотографии родственников,
- примите участие в акции "Бессмертный полк".

ЛЕКСИКА:
Существительные: мир, победа, салют, награды, орден, медаль, ветераны, враг, герой, солдаты, оружие, смелость, защитник, сражение, бой, атака, поражение, автомат, пушка, пулемёт и т.д.
Прилагательные: смелый, отважный, героический, мужественный, военный, мирный, солдатский, раненый, счастливый, радостный, долгожданная, трудное, победный, великий, майский, танковый…
Глаголы: победить, сражаться, стрелять, воевать, салютовать, помнить, поздравлять, вспоминать, искать, награждать, поднимать и т.д.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ:

"Один – много". Ветеран – ветераны – много ветеранов
Воин, орден, герой, награда, снаряд, пушка, автомат, патрон, орудие, пистолет, мина, ракета, каска, орден, медаль, ремень, танк, самолёт, пулемёт, рядовой, генерал,

«Образуй новое слово» (упражнять детей в словообразовании)
Сила - сильный; храбрость – храбрый; смелость – смелый;
Быстрота – быстрый; ловкость – ловкий; находчивость – находчивый;
Ум – умный; храбрый – храбрец; удалый – удалец; умелый – умелец;
Быстрый – быстро; смелый – смело; храбрый – храбро; отважно – отважный; лёгкий - легко.

«Скажи наоборот» (упражнять в подборе антонимов)
Смелый – трусливый; победитель - побеждённый; друг – враг; защитник – завоеватель; война – мир; добро – зло; герой – трус; победа – поражение.

«Скажи иначе» (упражнять в подборе синонимов)
Солдат – боец, воин, рядовой, военнослужащий…..
Смелый – храбрый, отважный, мужественный, решительный….

«Какой? Какие?»: Солдаты стреляют – стреляющие солдаты.
Армия наступает – наступающая армия.
Воин сражается – сражающийся воин;
Боец защищает – защищающий боец.
Ветераны вспоминают – вспоминающие ветераны.
Враги отступают – отступающие враги.
Страна празднует – празднующая страна.

«Сосчитай»: один танк, два танка, три танка, четыре танка, пять танков.
Самолёт, вертолёт, корабль, флаг, пистолет, автомат, матрос, пилот, разведчик, орден, медаль, десантник, каска, тельняшка, фуражка, Каска, танкист, раненый.

«Четвертый лишний».
Танк, истребитель, вертолет, самолет – бомбардировщик
Артиллерист, снайпер повар, десантник. Барабан, пулемет, автомат, миномет.
Тельняшка, шинель, джинсы, китель. Снайпер, сапер, танкист, артист.
Пистолет, снайпер, винтовка, ружье. Генерал, офицер, кондитер, рядовой.

Связная речь. Пересказ рассказа (формирование связной монологической речи)
Рассказать ребёнку о том, что во время войны у солдат были верные помощники – это хорошо обученные собаки-санитары, которые разыскивали на поле боя раненых солдат и спасали их.

«Собака-санитар»
Солдат был ранен в руку и ногу. Он потерял много крови и лежал без сознания. Когда очнулся, он услышал, что рядом фыркает собака. Это была санитарная собака. На спине у неё была сумка с красным крестом. Там были бинты и лекарства. Раненый перевязал себе раны. Собака убежала и скоро привела санитаров. Санитары доставили раненого в госпиталь. Там солдата вылечили. Так собака-санитар спасла раненого.

Вопросы:
- Куда был ранен солдат? (Солдат был ранен в руку и ногу).
- Что случилось солдатом после ранения? (Он потерял много крови и лежал без сознания).
- Что услышал солдат когда очнулся? (Вдруг он слышит: фыркает собака).
- Какая была собака? (Это была санитарная собака).
- Что было у собаки на спине? (На спине у неё была сумка с красным крестом).
- Что лежало в сумке с красным крестом? (Там были бинты и лекарства)
- Как был спасен раненый?