Модифицированная дополнительная программа "Этика: азбука добра"

Судикова Елена Семёновна

Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей.

          Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных

классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой

личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам

общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки.

Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем,

что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны

для детей данного возраста.

 Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_2kl.docx58.43 КБ
Файл rabochaya_programma_kruzhka_2kl.docx58.43 КБ

Предварительный просмотр:

некоммерческий фонд

детский епархиальный образовательный центр

филиал нефтегорский

                                                                                    « утверждаю»                    Директор НФ «ДЕОЦ»

                                                                         _______Матанцева М. А.

                                                                      «____»________2013г.

                                                           Программа принята на основании

                                                       решения методического совета

                                                           протокол №___ от «___»___2013г.

Модифицированная дополнительная программа

«Этика: азбука добра»

(духовно-нравственное направление)

Возраст детей от7 до 10лет

Срок реализации 1 год

Cоставитель: СудиковаЕ.С.

   педагог дополнительного образования

г.Нефтегорск

2013г.

                          Содержание

1.Паспорт программы……………………..2

2.Пояснительная записка…………………..4                                                          3.Содержание программы…………….......6

4.Тематическое планирование…………….8

5.Методическое обеспечение……………13

6.Техника безопасности………………….13

7.Список используемой литературы………14

                                                                                                                                                     2

Паспорт программы

1.Учреждение НФ «Детский епархиальный образовательный центр

2.Название программы:  «Этика: азбука  добра»

3.Сведения oб авторе:

   -фамилия, имя, отчество: Судикова  Елена Семёновна, педагог 2 категории.

   -место работы: ГБОУ СОШ №3, г. Нефтегорск                                                                      4. Сведения о программе:                                                                                                       4.1.Область применения: для учащихся детских епархиальных образовательных центров, занимающихся по программе дополнительного образования.

4.2.Продолжительность изучения курса – 1год.

4.3.Напрвленность ДОП: духовно-нравственное.

4.4.Вид программы: модифицированная.

4.6.Состав группы: учащиеся 8-9 лет.

4.7. Форма занятий: групповые занятия.

4.8.Режим занятий: 1год обучения-3 занятия в группе еженедельно.

4.9.Количество обучающихся детей: по 13 человек в группе.

                                                                                                                                                 3

                           Пояснительная записка

Данная образовательная программа была составлена на основе  программы А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по направлению «Духовно - нравственное». Учебно-тематический план адаптирован к условиям некоммерческого фонда «ДЕОЦ».

Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.

Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.

Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей.

          Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных

классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой

личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам

общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки.

Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем,

что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны

для детей данного возраста.

 Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.

Основная цель программы – создание условий для духовно-нравственного развития  детей  с помощью приобщения их к православной религии, духовным богатствам человечества.

Основные задачи реализации программы:

-вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных      качеств,                             -приучение воспитанников к социальным нормам культурной жизни;

-воспитание у детей чувства самоуважения, уважения к членам своей семьи и своим друзьям;

-воспитание чувства любви и бережного отношения родной природе.  лджр

                                                                                                                                                         4

Отличительной особенностью программы является

принцип гуманизма, который лежит  в основе отбора содержания нравственного

образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе.

Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как

основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости;

на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Содержание программы ориентировано на игровые, творческие формы,

проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной

литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка

представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах,

сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков.

Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование

художественного произведения позволит учителю использовать

1эмоционально-образную форму народных произведений и художественной

детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

            В основе программы находится следующая  концептуальная  идея:                             Добро как общая категория, отражающая закон человеческой жизни, обеспечивающий человека. Добро — все то, что является благом для другого. Внимание к “другому” как исходное основание для жизни по законам добра. Индивидуальный вариант поведения по законам добра.  

                                                                Организация учебно-воспитательного процесса

                Возраст воспитанников 8 лет.

       Программа  рассчитана на один учебный год.  Курс включает 108  занятий: 3 занятия в неделю. Продолжительность занятий -40 минут. 

       Формы проведения занятий: беседа-диалог, беседа-практикум, ролевая игра, тренинговые упражнения, поисковые  занятия, творческие задания.

     

 Ожидаемые результаты:

-      приобретение знаний, умений и навыков для сохранения здоровья;        

-     формирование навыков и привычек нравственного поведения;

-  накопление и обогащение опыта нравственного поведения  путем организации  практической деятельности воспитанников;

-    вооружение воспитанников знаниями о морали, формирование моральных норм.

Форма подведения итогов по данной программе:

праздники,  выставки творческих работ, конкурсы, стенгазета о работе  об]единения.

                                                                                                                                                                                           5

Содержание программы

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). -

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в

школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное

сотрудничество.

- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

- Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.

Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на

перемене).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых

поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи

художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа

близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное

освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения

в установлении добрых отношений с окружающими.

- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и

вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к

родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое

знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без

конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк,

признание своей вины).

- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их

оценивание.

Универсальные учебные действия

Использовать в речи слова вежливости.

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме,

анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в

реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации

словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать

сюжетную картинку (серию).

Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии.

- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность

школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).

Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная

ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки

учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к

вещам, созданным трудом других людей.

- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от

неорганизованности, недисциплинированности).

- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда,

дежурства.

                                                                                                                                                         6

Универсальные учебные действия__

Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня,

корректировать его.

Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

Культура внешнего вида.

- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих,

собственного хорошего самочувствия.

- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность,

опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в

практических и жизненных ситуациях.

Оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет.

- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.

Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице,

в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за

причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться

первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы»,

говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.

- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре

и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко

высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия

Использовать доброжелательный тон в общении.

Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в

общественных местах.

Формы деятельности:

  • просмотр мультфильмов;
  • посещение детского музея;
  • конкурсы;

 сюжетно - ролевые игры;

  • посещение детской библиотеки
  • праздники.
  • общественно – полезные дела

Методические средства деятельности

  • игровая;
  • познавательная;
  • краеведческая;

                                                                                                                                                     7

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Тематика занятий

            Раздел 1. Этика общения (12 часов)

Тема 1. Если песни петь, с ними веселей.

Разговор о вежливости. Что значит быть воспитанным? От улыбки станет всем теплей. Разучивание песни А. Варламова «Солнечные зайчики».

Тема 2. Добрым жить на белом свете радостно.

Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». Разговор о доброте и смелости. Конкурс рисунков о путешествии друзей к Гудвину.

Тема 3. Добро творить – себя веселить.

 Разучивание песни А.Варламова «Жестокость». Выставка рисунков о добре.

Тема 4. Подумай о других.

Беседа о добре, о добрых поступках. Раскрытие правила «Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе».

Тема 5. Подарок коллективу.

Урок-сюрприз, урок общения.

Тема 6. Делу – время, потехе - час.

Объяснение пословицы: «Делу – время, потехе - час». Изготовление значка - вежливость. Работа в группах

Тема 7. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

Выставка значков для школы вежливости. Разговор о доброжелательности и равноправии в отношениях. Заучивание волшебного правила: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».

Раздел 2. Этикет (8 часов)

Тема 8. По  правилам этикета.

Беседа: «Что такое этикет?» Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач по культуре поведения. Объяснение пословицы: «Уважая человека – уважаешь себя».

                                                                                                                                          8

Тема 9. Приглашение к столу.

Путешествие в страну Этикета. Практическое занятие за столом. Разыгрывание сценок, где действующие лица сказочные герои. Игра «Концерт для именинников».

Тема 10. Вот школа, дом, где мы живем.

Разбор этикетных ситуаций в форме «Экзамен». Формулирование правил этикета.

Тема 11. Вот магазин, куда идем.

Знакомство с правилами этикета в магазине. Разыгрывание ситуаций.

Тема 12. Дороги, транспорт, пеший путь.

Игра «Светофор». Практическое занятие по правилам дорожного движения. Знакомство с правилами этикета в транспорте.

Тема 13 - 14. Лес, речка, луг, где можно отдохнуть.

Путешествие на лесную полянку. Знакомство с правилами поведения в лесу, на лугу, на речке.

Тема 15. В гостях у Вежливости.

Новогодний праздник.

Раздел 3. Этика отношений с окружающими (9 часов)

Тема 16. Подари другому радость.

Игровая программа «Хоровод вокруг елки». Составление предложения «Подари другому радость». Беседа на тему: «Кому и как мы можем дарить радость».

Тема 17. От чего зависит настроение.

Беседа «От чего зависит настроение». Знакомство с правилами создания хорошего настроения.

Тема 18. Вахта памяти.

Познавательная беседа. Участие в концерте для ветеранов. Изготовление поздравительных открыток.

Тема 19. Мой дом – моя семья.

Дискуссия на тему: «Какой домик нужно построить гномику Пыху и Старичку - лесовичку».

Тема 20. В труде человек хорошеет.

Практическое занятие: «Наш общий дом»

Тема 21. Все на белом свете солнышкины дети.

Путешествие на полянку к Старичку – лесовичку и гномику Пыху. Сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев».

Тема 22. Поздравляем наших мам.

Занятие в виде праздника. Концерт для мам. Выставка рисунков и поделок.

Тема 23. Со взрослыми и сверстниками.

Фотогаллерея «Мой самый лучший друг». Беседа «Кого я могу назвать своим лучшим другом». Советы-пословицы о добре. Добрый совет другу.

Тема 24. Цени доверие других.

Итоговое занятие по теме «Этика отношений с окружающими». Письмо гномику Пыху и Старичку - лесовичку.

Этика отношений в коллективе (8 часов)

Тема 25. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

Беседа «Как провели каникулы». Общеколлективная цветопись настроения. Беседа о том, как можно улучшить настроение. Песня «Настоящий друг».

                                                                                                                                            9

Тема 26. Советуем друг другу.

Игра. Разговор с волшебным зеркальцем: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Что мне посоветуют ребята в классе?»

Тема 27. Общее и особенное для мальчиков и девочек.

Сбор советов для мальчиков и для девочек. Составление требований к классному коллективу. Выбор ответственных за выполнение этих советов.

Тема 28. Поговорил бы кто со мной.

Путешествие к дедушке Этикету. Практическая работа по составлению своего разговора.

Тема 29. Путешествие по весеннему лесу.

Экскурсия в парк, лес, в процессе которой вырабатываются правила поведения в лесу.

Тема 30. Подарок коллективу.

Коллективная деятельность, в процессе которой каждый ребенок должен проявить себя. Даря свои умения, знания, таланты, мысли коллективу.

Тема 31. Делаем газету.

Беседа о работе по курсу «Этическая грамматика» за год. Дети выражают свои впечатления и пожелания приемом «свитка», который после прочтения помещаются в газету. Оформление газеты.

Тема 32. Доброта что солнце.

Итоговое занятие. Игры. Песни. Собирание лепестков.

                                                                                                                                          10

                                    Тематическое планирование

Название темы

Кол

часов

Форма деятельности

Этика общения. 24ч.

1-4

Если песни петь, с ними веселей

4

Познавательная беседа. Игра. Разучивание песни

5-8

Добрым жить на белом свете радостно

4

Путешествие в сказку. Конкурс рисунков

9-12

Твори добро

4

. Рисунки. Песня

          13-14

Подари другу радость

2

Познавательная игра.

         15-18

Подарок учителям.

4

Изготовление подарка для ветерана-педагога Буянкиной Л.В.

Участие в концерте ко Дню учителя

         19-20

Делу – время, потехе - час

2

Работа с пословицами. Практическая работа. Работа в группах.

21-22

Чего в другом не любишь, того и сам не делай

2

Познавательная беседа. Игра.

Этикет.23 ч.

23-28

По  правилам этикета

6

Беседа. Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач. Инсценирование.

29-32

Приглашение к столу.

4

Практическое занятие. Разыгрывание ситуаций. Игра.

33-36

Вот школа, дом, где мы живем

4

Сценки-миниатюры

37-40

Вот магазин, куда идем

4

Познавательная беседа. Разыгрывание ситуаций. Посещение магазина.

41-44

Дороги, транспорт, пеший путь

4

Познавательная беседа. Игра. Практическое занятие на улицах города.

45-46

Лес, речка, луг, где можно отдохнуть

2

Заочное путешествие на лесную полянку.

Этические нормы отношений с окружающими. 33ч.

         47-56

Подумай о других. Экологическая акция.

10

Познавательная беседа. Изготовление и развешивание кормушек. Подкормка зимующих птиц.

1157-58

От чего зависит настроение

2

Познавательная беседа. Игра

59-62

Добрые и плохие поступки

4

Чтение десяти заповедей Ветхого завета. Дискуссия

63-64

В труде человек хорошеет

2

Познавательная беседа. Практическое занятие.

66-69

Все на белом свете солнышкины дети

4

Путешествие в сказку. Просмотр мультфильма.

70-75

Поздравляем наших мам

6

Подготовка к празднику. Рисунки. Конкурсы.

76-77

Дорога в храм

2

Экскурсия в церковь

78-79

Цени доверие других

1

Познавательная беседа. Путешествие на детский остров.

Этика отношений в коллективе. 28ч.

81-84

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались

4

Познавательная беседа. Игра. Песня «Настоящий друг»

85-86

Советуем друг другу

2

Познавательная беседа. Просмотр отрывка сказки.

87-88

Общее и особенное для мальчиков и девочек

2

Познавательная беседа. Игра

89-92

Поговорил бы кто со мной

4

Путешествие в весенний парк. Практическая работа.

93-96

Путешествие по весеннему лесу

4

Экскурсия.

97-98

Подарок коллективу

2

Урок – сюрприз.

99-102

Делаем газету о работе объединения

4

Познавательная беседа. Игра.

103-108

Доброта что солнце

6

Подготовка к празднику. Праздник.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                               

                                                                                                                                          12

  Материально-техническое и методическое обеспечение

программы:

1.Компьютор;

2.Видеопроектор;

3.Интерактивная доска;

4.Диски с мультфильмами и детскими песнями

5.

                                          Техника безопасности

1.учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимом труда и отдыха.

2.во иэбежание падения из окна, а также ранения стеклом, не вставать на подоконники.

       3.При плохом самочувствии сообщить об этом учителю.

4.Не подходить к электрооборудованию без присмотра учителя.

5.При обнаружении незнакомого предмета учащиеся должны сообщить учителю.

6.Учащиеся должны знать и соблюдать правила личной гигиены.

                                                                                                                                                    13

Список рекомендованной литературы

для учителя                                                                                                                         

  1. Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
  2. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
  3. Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
  4.   Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
  5. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
  6. Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
  7. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006
  8. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем не обычный урок”. Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.
  9. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.

Список рекомендованной литературы

для детей

     Барто А.Л. В театре.

  1. Волков А. М. Волшебник Изумрудного города/ Худож. М. Светланов. – Т.: Укитувчи. 1989.
  2. Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
  3. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.
  4. Маршак С.Я. Вот какой рассеянный.
  5. Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.
  6. Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
  7. Осеева В.А. Волшебное слово
  8. Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
  9. Русская народная сказка. Лиса и Журавль

                            Список использованной литературы

       1Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г

.2.Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”,    1999

       .4.Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010

       5.Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие                 для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996.

6Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю.   Часть1 – 2. -  М.: Школа-Пресс, 1999.

  7.Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

8.Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.                                          9.Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.

                                                                                                                                                    14

                                                                                                                                                     



Предварительный просмотр:

некоммерческий фонд

детский епархиальный образовательный центр

филиал нефтегорский

                                                                                    « утверждаю»                    Директор НФ «ДЕОЦ»

                                                                         _______Матанцева М. А.

                                                                      «____»________2013г.

                                                           Программа принята на основании

                                                       решения методического совета

                                                           протокол №___ от «___»___2013г.

Модифицированная дополнительная программа

«Этика: азбука добра»

(духовно-нравственное направление)

Возраст детей от7 до 10лет

Срок реализации 1 год

Cоставитель: СудиковаЕ.С.

   педагог дополнительного образования

г.Нефтегорск

2013г.

                          Содержание

1.Паспорт программы……………………..2

2.Пояснительная записка…………………..4                                                          3.Содержание программы…………….......6

4.Тематическое планирование…………….8

5.Методическое обеспечение……………13

6.Техника безопасности………………….13

7.Список используемой литературы………14

                                                                                                                                                     2

Паспорт программы

1.Учреждение НФ «Детский епархиальный образовательный центр

2.Название программы:  «Этика: азбука  добра»

3.Сведения oб авторе:

   -фамилия, имя, отчество: Судикова  Елена Семёновна, педагог 2 категории.

   -место работы: ГБОУ СОШ №3, г. Нефтегорск                                                                      4. Сведения о программе:                                                                                                       4.1.Область применения: для учащихся детских епархиальных образовательных центров, занимающихся по программе дополнительного образования.

4.2.Продолжительность изучения курса – 1год.

4.3.Напрвленность ДОП: духовно-нравственное.

4.4.Вид программы: модифицированная.

4.6.Состав группы: учащиеся 8-9 лет.

4.7. Форма занятий: групповые занятия.

4.8.Режим занятий: 1год обучения-3 занятия в группе еженедельно.

4.9.Количество обучающихся детей: по 13 человек в группе.

                                                                                                                                                 3

                           Пояснительная записка

Данная образовательная программа была составлена на основе  программы А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по направлению «Духовно - нравственное». Учебно-тематический план адаптирован к условиям некоммерческого фонда «ДЕОЦ».

Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.

Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.

Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей.

          Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных

классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой

личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам

общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки.

Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем,

что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны

для детей данного возраста.

 Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.

Основная цель программы – создание условий для духовно-нравственного развития  детей  с помощью приобщения их к православной религии, духовным богатствам человечества.

Основные задачи реализации программы:

-вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных      качеств,                             -приучение воспитанников к социальным нормам культурной жизни;

-воспитание у детей чувства самоуважения, уважения к членам своей семьи и своим друзьям;

-воспитание чувства любви и бережного отношения родной природе.  лджр

                                                                                                                                                         4

Отличительной особенностью программы является

принцип гуманизма, который лежит  в основе отбора содержания нравственного

образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе.

Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как

основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости;

на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Содержание программы ориентировано на игровые, творческие формы,

проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной

литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка

представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах,

сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков.

Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование

художественного произведения позволит учителю использовать

1эмоционально-образную форму народных произведений и художественной

детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

            В основе программы находится следующая  концептуальная  идея:                             Добро как общая категория, отражающая закон человеческой жизни, обеспечивающий человека. Добро — все то, что является благом для другого. Внимание к “другому” как исходное основание для жизни по законам добра. Индивидуальный вариант поведения по законам добра.  

                                                                Организация учебно-воспитательного процесса

                Возраст воспитанников 8 лет.

       Программа  рассчитана на один учебный год.  Курс включает 108  занятий: 3 занятия в неделю. Продолжительность занятий -40 минут. 

       Формы проведения занятий: беседа-диалог, беседа-практикум, ролевая игра, тренинговые упражнения, поисковые  занятия, творческие задания.

     

 Ожидаемые результаты:

-      приобретение знаний, умений и навыков для сохранения здоровья;        

-     формирование навыков и привычек нравственного поведения;

-  накопление и обогащение опыта нравственного поведения  путем организации  практической деятельности воспитанников;

-    вооружение воспитанников знаниями о морали, формирование моральных норм.

Форма подведения итогов по данной программе:

праздники,  выставки творческих работ, конкурсы, стенгазета о работе  об]единения.

                                                                                                                                                                                           5

Содержание программы

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). -

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в

школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное

сотрудничество.

- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

- Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.

Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на

перемене).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых

поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи

художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа

близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное

освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения

в установлении добрых отношений с окружающими.

- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и

вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к

родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое

знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без

конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк,

признание своей вины).

- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их

оценивание.

Универсальные учебные действия

Использовать в речи слова вежливости.

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме,

анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в

реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации

словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать

сюжетную картинку (серию).

Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии.

- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность

школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).

Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная

ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки

учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к

вещам, созданным трудом других людей.

- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от

неорганизованности, недисциплинированности).

- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда,

дежурства.

                                                                                                                                                         6

Универсальные учебные действия__

Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня,

корректировать его.

Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

Культура внешнего вида.

- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих,

собственного хорошего самочувствия.

- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность,

опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в

практических и жизненных ситуациях.

Оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет.

- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.

Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице,

в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за

причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться

первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы»,

говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.

- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре

и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко

высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия

Использовать доброжелательный тон в общении.

Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в

общественных местах.

Формы деятельности:

  • просмотр мультфильмов;
  • посещение детского музея;
  • конкурсы;

 сюжетно - ролевые игры;

  • посещение детской библиотеки
  • праздники.
  • общественно – полезные дела

Методические средства деятельности

  • игровая;
  • познавательная;
  • краеведческая;

                                                                                                                                                     7

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Тематика занятий

            Раздел 1. Этика общения (12 часов)

Тема 1. Если песни петь, с ними веселей.

Разговор о вежливости. Что значит быть воспитанным? От улыбки станет всем теплей. Разучивание песни А. Варламова «Солнечные зайчики».

Тема 2. Добрым жить на белом свете радостно.

Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». Разговор о доброте и смелости. Конкурс рисунков о путешествии друзей к Гудвину.

Тема 3. Добро творить – себя веселить.

 Разучивание песни А.Варламова «Жестокость». Выставка рисунков о добре.

Тема 4. Подумай о других.

Беседа о добре, о добрых поступках. Раскрытие правила «Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе».

Тема 5. Подарок коллективу.

Урок-сюрприз, урок общения.

Тема 6. Делу – время, потехе - час.

Объяснение пословицы: «Делу – время, потехе - час». Изготовление значка - вежливость. Работа в группах

Тема 7. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

Выставка значков для школы вежливости. Разговор о доброжелательности и равноправии в отношениях. Заучивание волшебного правила: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».

Раздел 2. Этикет (8 часов)

Тема 8. По  правилам этикета.

Беседа: «Что такое этикет?» Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач по культуре поведения. Объяснение пословицы: «Уважая человека – уважаешь себя».

                                                                                                                                          8

Тема 9. Приглашение к столу.

Путешествие в страну Этикета. Практическое занятие за столом. Разыгрывание сценок, где действующие лица сказочные герои. Игра «Концерт для именинников».

Тема 10. Вот школа, дом, где мы живем.

Разбор этикетных ситуаций в форме «Экзамен». Формулирование правил этикета.

Тема 11. Вот магазин, куда идем.

Знакомство с правилами этикета в магазине. Разыгрывание ситуаций.

Тема 12. Дороги, транспорт, пеший путь.

Игра «Светофор». Практическое занятие по правилам дорожного движения. Знакомство с правилами этикета в транспорте.

Тема 13 - 14. Лес, речка, луг, где можно отдохнуть.

Путешествие на лесную полянку. Знакомство с правилами поведения в лесу, на лугу, на речке.

Тема 15. В гостях у Вежливости.

Новогодний праздник.

Раздел 3. Этика отношений с окружающими (9 часов)

Тема 16. Подари другому радость.

Игровая программа «Хоровод вокруг елки». Составление предложения «Подари другому радость». Беседа на тему: «Кому и как мы можем дарить радость».

Тема 17. От чего зависит настроение.

Беседа «От чего зависит настроение». Знакомство с правилами создания хорошего настроения.

Тема 18. Вахта памяти.

Познавательная беседа. Участие в концерте для ветеранов. Изготовление поздравительных открыток.

Тема 19. Мой дом – моя семья.

Дискуссия на тему: «Какой домик нужно построить гномику Пыху и Старичку - лесовичку».

Тема 20. В труде человек хорошеет.

Практическое занятие: «Наш общий дом»

Тема 21. Все на белом свете солнышкины дети.

Путешествие на полянку к Старичку – лесовичку и гномику Пыху. Сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев».

Тема 22. Поздравляем наших мам.

Занятие в виде праздника. Концерт для мам. Выставка рисунков и поделок.

Тема 23. Со взрослыми и сверстниками.

Фотогаллерея «Мой самый лучший друг». Беседа «Кого я могу назвать своим лучшим другом». Советы-пословицы о добре. Добрый совет другу.

Тема 24. Цени доверие других.

Итоговое занятие по теме «Этика отношений с окружающими». Письмо гномику Пыху и Старичку - лесовичку.

Этика отношений в коллективе (8 часов)

Тема 25. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

Беседа «Как провели каникулы». Общеколлективная цветопись настроения. Беседа о том, как можно улучшить настроение. Песня «Настоящий друг».

                                                                                                                                            9

Тема 26. Советуем друг другу.

Игра. Разговор с волшебным зеркальцем: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Что мне посоветуют ребята в классе?»

Тема 27. Общее и особенное для мальчиков и девочек.

Сбор советов для мальчиков и для девочек. Составление требований к классному коллективу. Выбор ответственных за выполнение этих советов.

Тема 28. Поговорил бы кто со мной.

Путешествие к дедушке Этикету. Практическая работа по составлению своего разговора.

Тема 29. Путешествие по весеннему лесу.

Экскурсия в парк, лес, в процессе которой вырабатываются правила поведения в лесу.

Тема 30. Подарок коллективу.

Коллективная деятельность, в процессе которой каждый ребенок должен проявить себя. Даря свои умения, знания, таланты, мысли коллективу.

Тема 31. Делаем газету.

Беседа о работе по курсу «Этическая грамматика» за год. Дети выражают свои впечатления и пожелания приемом «свитка», который после прочтения помещаются в газету. Оформление газеты.

Тема 32. Доброта что солнце.

Итоговое занятие. Игры. Песни. Собирание лепестков.

                                                                                                                                          10

                                    Тематическое планирование

Название темы

Кол

часов

Форма деятельности

Этика общения. 24ч.

1-4

Если песни петь, с ними веселей

4

Познавательная беседа. Игра. Разучивание песни

5-8

Добрым жить на белом свете радостно

4

Путешествие в сказку. Конкурс рисунков

9-12

Твори добро

4

. Рисунки. Песня

          13-14

Подари другу радость

2

Познавательная игра.

         15-18

Подарок учителям.

4

Изготовление подарка для ветерана-педагога Буянкиной Л.В.

Участие в концерте ко Дню учителя

         19-20

Делу – время, потехе - час

2

Работа с пословицами. Практическая работа. Работа в группах.

21-22

Чего в другом не любишь, того и сам не делай

2

Познавательная беседа. Игра.

Этикет.23 ч.

23-28

По  правилам этикета

6

Беседа. Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач. Инсценирование.

29-32

Приглашение к столу.

4

Практическое занятие. Разыгрывание ситуаций. Игра.

33-36

Вот школа, дом, где мы живем

4

Сценки-миниатюры

37-40

Вот магазин, куда идем

4

Познавательная беседа. Разыгрывание ситуаций. Посещение магазина.

41-44

Дороги, транспорт, пеший путь

4

Познавательная беседа. Игра. Практическое занятие на улицах города.

45-46

Лес, речка, луг, где можно отдохнуть

2

Заочное путешествие на лесную полянку.

Этические нормы отношений с окружающими. 33ч.

         47-56

Подумай о других. Экологическая акция.

10

Познавательная беседа. Изготовление и развешивание кормушек. Подкормка зимующих птиц.

1157-58

От чего зависит настроение

2

Познавательная беседа. Игра

59-62

Добрые и плохие поступки

4

Чтение десяти заповедей Ветхого завета. Дискуссия

63-64

В труде человек хорошеет

2

Познавательная беседа. Практическое занятие.

66-69

Все на белом свете солнышкины дети

4

Путешествие в сказку. Просмотр мультфильма.

70-75

Поздравляем наших мам

6

Подготовка к празднику. Рисунки. Конкурсы.

76-77

Дорога в храм

2

Экскурсия в церковь

78-79

Цени доверие других

1

Познавательная беседа. Путешествие на детский остров.

Этика отношений в коллективе. 28ч.

81-84

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались

4

Познавательная беседа. Игра. Песня «Настоящий друг»

85-86

Советуем друг другу

2

Познавательная беседа. Просмотр отрывка сказки.

87-88

Общее и особенное для мальчиков и девочек

2

Познавательная беседа. Игра

89-92

Поговорил бы кто со мной

4

Путешествие в весенний парк. Практическая работа.

93-96

Путешествие по весеннему лесу

4

Экскурсия.

97-98

Подарок коллективу

2

Урок – сюрприз.

99-102

Делаем газету о работе объединения

4

Познавательная беседа. Игра.

103-108

Доброта что солнце

6

Подготовка к празднику. Праздник.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                               

                                                                                                                                          12

  Материально-техническое и методическое обеспечение

программы:

1.Компьютор;

2.Видеопроектор;

3.Интерактивная доска;

4.Диски с мультфильмами и детскими песнями

5.

                                          Техника безопасности

1.учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимом труда и отдыха.

2.во иэбежание падения из окна, а также ранения стеклом, не вставать на подоконники.

       3.При плохом самочувствии сообщить об этом учителю.

4.Не подходить к электрооборудованию без присмотра учителя.

5.При обнаружении незнакомого предмета учащиеся должны сообщить учителю.

6.Учащиеся должны знать и соблюдать правила личной гигиены.

                                                                                                                                                    13

Список рекомендованной литературы

для учителя                                                                                                                         

  1. Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
  2. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
  3. Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
  4.   Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
  5. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
  6. Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
  7. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006
  8. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем не обычный урок”. Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.
  9. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.

Список рекомендованной литературы

для детей

     Барто А.Л. В театре.

  1. Волков А. М. Волшебник Изумрудного города/ Худож. М. Светланов. – Т.: Укитувчи. 1989.
  2. Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
  3. Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.
  4. Маршак С.Я. Вот какой рассеянный.
  5. Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.
  6. Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
  7. Осеева В.А. Волшебное слово
  8. Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
  9. Русская народная сказка. Лиса и Журавль

                            Список использованной литературы

       1Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г

.2.Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”,    1999

       .4.Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010

       5.Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие                 для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996.

6Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю.   Часть1 – 2. -  М.: Школа-Пресс, 1999.

  7.Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

8.Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.                                          9.Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.

                                                                                                                                                    14