Программа по внеурочной деятельности "Я-гражданин России"

Судикова Елена Семёновна

           Программа “Я – гражданин России”  предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya-grazhdanin_rossii.docx39.39 КБ

Предварительный просмотр:

                             

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №3 «Образовательный центр»города Нефтегорска  муниципального района НефтегорскийСамарской области446600: Самарская область, г. Нефтегорск, ул. Нефтяников, д. 35_Тел. (факс): 8 (846 70) 2-22-38; E-mail: school3.09@mail.ru___________

«Рассмотрено»                                             «Согласовано»

На заседании МО                                        Зам.директора  

Учителей нач.классов                                К.И. Орлова_____

Протокол № ___ от _______ 20___ г.

                               «Утверждаю»

по  ВР                    Директор  ГБОУ СОШ №3                                          

                               С.А.Загайнов __________  

                                     ПРОГРАММА

внеурочной деятельности по

духовно-нравственному  направлению

 «Я-гражданин России»

            Возраст детей  8 – 9 лет (2 класс)

Срок реализации 1 год

                                                                                                                                            Автор-составитель:

                                                                                                                          СудиковаЕ.С.,

учитель начальных

клаассов

                                                             г.Нефтегорск, 2013  год

                                   

                                  Пояснительная записка

        Рабочая программа «Я – гражданин России» для 1 класса разработана  на основе программы курса «Я – гражданин России» (Автор С.В.Сабина), сборника программ внеурочной деятельности для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – М.: 2011 и Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения. Бю

Программа «Я -  гражданин России» имеет гражданско – патриотическую, социально – педагогическую и воспитательную направленность.

              Содержание данной программы рассчитано на учащихся 8-9 лет (2 класс).

            Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь обучающимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

           Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации,   взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.  

           Программа “Я – гражданин России”  предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

              Содержание данной программы рассчитано на учащихся 8-9 лет (2 класс)

Программа рассчитана на 68 часов

Количество учебных недель – 34

Количество часов в неделю – 2

                  Цели программы: 

- воспитание у детей духовно-нравственных ценностей, предполагающих развитие стремления к самосовершенствованию;

-    воспитание и развитие патриотических чувств;

-  формирование у обучающихся социально–психологических качеств, навыков и умений, необходимых человеку и определяемых понятием «патриот».

- развитие творческой активности обучающихся, сформирование эстетического отношения к окружающему миру, развитие мелкой моторики.        

                                 Задачи:

- знакомство обучающихся с героической историей Отечества, с именами и подвигами;

- сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;

- сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;

- формирование патриотических чувств и сознания обучающихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения;

- Изучение природы, истории и культуры Отечества и родного края. .

Методы и приемы: 

  • диалоги; элементы дискуссий
  • игры-практикумы;
  • проблемные ситуации;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • конкурсы, викторины;
  • беседы;
  • коллективно-творческие дела.

 Формы организациизанятицй. 

  • рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов,
  • экскурсия, поход
  • практическое занятие, викторина
  • встречи с участниками исторических событий

                                                                                                                                         Программа “Я – гражданин России” включает  шесть  направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

        Программа  «Я-гражданин России» активно использует программно-методические комплексы «Академия младшего школьника»,  «Мир музыки», «Учимся изучать историю», которые  в свою очередь активизирует познавательную деятельность младших школьников во внеурочной деятельности и повышает эмоциональное состояние учащегося в процессе обучения.

                                             

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.“Я и я”(5ч) – формирование гражданского отношения к себе.

Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком.               Используется программно-методический комплекс «Фантазёры. МУЛЬТИтворчество».

IКонкурсы рисунков.

2.“Я и семья”(16ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.

Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мой папа – мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки.  

Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел.

Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Народный лечебник. Бабушкины советы.

Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи ветеранам войны.

3.“Я и культура”(10ч) – формирование отношения к искусству.

Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука.  

Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской.    

Мои любимые книги. Дети войны. Встреча с ветераном войны.

Новогодние зарисовки. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг.    Используются программно-методический комплекс «Мир музыки».   

4.“Я и школа”(11ч) – формирование гражданского отношения к школе.

Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем.

Вежливая улица.  По каким правилам мы живем.

Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка.

Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика. Трудовой десант. Высаживание рассады.

Используется  программно-методический комплекс «Мир музыки».

5.“Я и мое Отечество”(18ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России.

Город, в котором я живу. Дорогая моя столица.  История страны в названиях улиц. История Отечества.  Путешествие по стране.  

 Они служили в Армии. Ветераны ВОВ.Честь имею!

О подвигах женщин в военное время.

Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

Используется  программно-методический комплекс «Учимся изучать историю».

6.“Я и планета”(8ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Осень в родном городе.

Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены. Подкормка птиц. Чем живет планета  Земля?   Конкурсы сочинений, рисунков. Десант чистоты и порядка.

Используется  программно-методический комплекс «Учимся изучать историю».

Формы проведения контроля:

Рисунок, рассказ,  сочинение, викторина, презентация.

Оформление творческих выставок. Работа с разнообразными информационными источниками.

  Отслеживание результатов воспитания проводится с помощью изучения, анализа, тестирования, наблюдения обучающихся.

         

                  УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Всего

1

 Беседа «С чего начинается Родина».

1

2

 Знакомство с символами Российского государства.

1

3

 Мой класс – моя семья. Беседа.

1

4

 Мои права и обязанности. Беседа.

1

5

 Ты и твои друзья. Игра.

1

6

 В гостях у предков. Сказочный марафон.

1

7

  Праздник осени (ДК «Нефтяник»).

1

8

 Наша страна – Россия. Путешествие по страницам журнала.

1

9

 Осень в родном городе. Конкурс рисунков.

1

10

 Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Беседа.

1

11

 Вежливая улица. Викторина.

1

12

 Каков я в школе? Анкетирование.

1

13

 Животные из Красной книги. Просмотр видеофильма.

1

14

 Доброта в стихах и сказках. Инсценировка отрывков из стихотворений и сказок.

1

15-18

 Кому нужна моя помощь? Разведка добрых дел. Навещание больного одноклассника и ветерана педагогического труда.

4

19

 Сценки из школьной жизни.

1

20

Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Конкурс песен.

1

21

 Люблю тебя, моя Россия. Музыкальный час.

1

22

 Мои любимые книги. Выставка книг.

1

23

 Слайд-шоу «Азбука маленького Россиянина».

1

24

 Уважения достойны. Беседа о пожилых людях.

1

26

Золотые бабушкины руки. Конкурс стихов.

1

27-30

   Изготовление кормушек вместе с родителями и подкормка  зимующих птиц. 

4

41

 Город, в котором я живу. Конкурс рисунков.

1

32

 Моя семья – моя радость. Беседа с творческим заданием.

1

33

 По каким правилам мы живем. Игра.

1

34

 Конституция – основной закон жизни страны. Беседа с творческим заданием.

1

35

 Новогодние зарисовки. Конкурс рисунков. 

1

36

 Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Заочное путешествие.  

1

37-40

 Изготовление кормушек вместе с родителями и подкормка зимующих птиц

4

41

 Для чего я рожден? Беседа с творческим заданием.

1

42

 Животные – рекордсмены. Просмотр видеофильма.

1

43

 Чем живет планета  Земля? КВН

1

44

 Наш город. Интеллектуальная игра.

1

45-46

 Мастерская по изготовлению русских сувениров.

2

47

Знаешь ли ты свой край? Викторина

1

48

 Правила поведения в общественных местах. Слайд-шоу.

1

49

 Они служили в Армии. Конкурс сочинений о службе в Армии родных.

1

50

 Честь имею. Игровая программа.

1

51

 Мамины помощники. Ролевая игра.

1

52

 О подвигах женщин в военное время. Просмотр и обсуждение фильма.

1

53

 Народный лечебник. Бабушкины советы.

1

54

 У моих родителей – золотые руки. Выставка семейных поделок.   

1

55

  Подготовка и проведение праздника «Любовь к Родине начинается с любви к матери».

4

56

 Дорогая моя столица. Слайд=шоу

1

57

 Спешите творить добро! Ситуативный практикум.

1

58

 Правила ДД, культуры поведения в транспорте. Игровая программа «Поле чудес».

1

59

Наша школа в будущем. Конкурс сочинений.

1

60

 День птиц. Викторина.

1

61-62

 Дети войны. Литературное чтение.

2

63-66

 История города в названиях улиц. Презентация.

4

67

 Встреча с участником войны.

1

68

 Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка.

1

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

                                                  ПРОГРАММЫ

Личностными результатами являются следующие умения и качества:

- уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;

- уважительно относиться к защитникам Родины;

- различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);

- с любовью относиться  к родной природе, городу, людям своего города ;

- приобретать навыки  культуры общения (дома, в школе, в обществе).

Межпредметными результатами являются формирование УУД.

РегулятивныеУУД:

применять полученные знания на практике;

работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;

вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.

понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, наши праздники;

- ориентироваться в историческом времени;

Познавательные  УУД

- ориентироваться в историческом времени;

- рассказывать о родной стране, своем городе (селе);

- различать символы государства - флаг, герб России и флаг, герб;

-использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты.

Коммуникативные  УУД

-анализировать ответы товарищей;

- осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.

-формировать собственную позицию;

-вырабатывать и отстаивать свою точку зрения

Учебно-методические средства обучения

1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.

2. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.:

3. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru

2009. - №17. -  9 - 13с.  

4. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.

5. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.