Мои программы
Рабочие программы по информатике и ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по информатике 9 класс | 271 КБ |
Рабочая программа по информатике 10 класс | 239.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Базовый уровень
Рабочая программа составлена в соответствии с Примерной программой основного общего образования по информатике и информационным технологиям на базовом уровне с учетом Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 июня 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 1312», Приказом департамента образования ЯНАО от 17 июня 2011 №1012 «О внесении изменений в региональный базисный план для общеобразовательных учреждений ЯНАО, реализующих программы общего и профильного образования, утверждённый приказом департамента образования ЯНАО от 11 мая 2006 г. № 500» и на основе Программы курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы) Н.Д.Угринович (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М.Н.Бородин. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010)
Структура документа
- Пояснительная записка:
- требования к уровню подготовки учащихся
- содержание тем учебного предмета
- технологии, формы, методы, приёмы обучения
- учебно-методическое обеспечение
- Календарно-тематическое планирование
- Практическая часть
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа разработана в полном соответствии с примерной программой курса «Информатика и ИКТ» (базовый уровень) (8-9 классы) Н.Д.Угринович (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М.Н.Бородин) и учебно-методическим комплектом и направлена на достижение следующих целей и задач:
Цели:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Задачи:
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Место предмета в базисном учебном плане
Данная программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» предназначена для обучения школьников 9 класса, обеспечивая выход на стандарт основного общего образования в общеобразовательных учреждениях. Программа рассчитана на 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся 9 класса, прошедшие обучение по данной программе, должны овладеть базовыми знаниями и умениями, а именно:
знать/понимать
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Кроме того, учащиеся девятого класса, обучающиеся по данной программе, помимо базовых, овладевают следующими универсальными учебными действиями:
Учебно-организационные (владеть различными способами самоконтроля; определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины; определять содержание своей учебной деятельности; корректировать объем собственной учебной деятельности; соблюдать последовательность действий по достижению целей самообразовательной деятельности);
Учебно-информационные (составлять конспект текста, выступления; составлять рецензию на ответ; выполнять реферативные работы; выбирать стиль изложения в соответствии с задачами текста; использовать, исходя из учебной задачи, различные виды моделирования);
Учебно-логические (определять причинно-следственную связь между компонентами объекта; выполнять сравнение по аналогии; осуществлять опровержение аргументов; решать проблемные учебные задачи; комбинировать известные средства для решения новых задач; проводить работу исследовательского характера; владеть навыками анализа и синтеза; осуществлять мысленный эксперимент);
Учебно-коммуникативные (выступать перед аудиторией; вести полемику, участвовать в дискуссии; быть корректным к мнению других; находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения; уметь донести свое мнение до других).
При изучении курса используются следующие методы, приёмы и формы работы: индивидуальная работа учащихся, работа в парах постоянного и сменного состава, коллективные, групповые формы, беседы, компьютерные практикумы и т.д.
В курсе информатики и ИКТ 9-го класса предусмотрены формы контроля: наблюдение; беседа; фронтальный опрос; опрос в парах; проектная работа; тестирование, контрольная работа; компьютерный практикум.
На основании решения заседания методического объединения учителей математики, физики и информатики (протокол №1от 30.08.2014.) в 9-х классах предусмотрено:
-практическая зачетная работа – 3;
-контрольные работы – 2;
-проверочные работы – 2;
-практические работы – 31.
Содержание тем учебного предмета «Информатика и ИКТ»
I полугодие - 34 часа
II полугодие - 36 часов
(2 ч в неделю)
1 Кодирование и обработка графической и мультимедийной информацией. 15ч.
2 Кодирование и обработка текстовой информации. 9ч.
3 Кодирование и обработка числовой информации. 10ч.
4 Основы алгоритмизации и объектно — ориентированного программирования. 20ч.
5 Моделирование и формализация 10ч.
6 Информационное общество 3ч.
7 Повторение 3ч.
Межпредметные связи
Важнейшее место в курсе занимает тема «Моделирование и формализация», в которой исследуются модели из различных предметных областей: математики, физики, химии и собственно информатики. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика и ИКТ» межпредметный характер.
Учебно-методическое обеспечение
Преподавание курса ориентировано на использование учебного программно-методического комплекта, в который входит:
- Информатика и ИКТ. Базовый уровень.: учебник для 9 класса / Н.Д.Угринович. – М,:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
- Информатика и ИКТ. 8–11 классы. Методическое пособие. /Н.Д.Угринович.- М,:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
- Информатика. Задачник – практикум в 2т. Под ред. И.Г Семакина, Л.А. Залоговой, С.В.Русакова: – М.: БИНОМ, 2011
- Практикум по информатике и информационным технологиям. Н.Д.Угринович и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
- Программа курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы) Н.Д.Угринович //Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М.Н.Бородин. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010)
Электронное сопровождение УМК:
- Авторская мастерская Н.Д. Угриновича (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/ )
- ЭОР клавиатурный тренажер «Руки солиста» (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/e66d4719-53e2-43e8-b493-78766646c3c1/77774/?interface=pupil&class=49&subject=19
Для обеспечения плодотворного учебного процесса используюется информация и материалы Интернет- ресурсов:
- Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://www.mega.km.ru
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://window.edu.ru/catalog?p_rubr=2.2.75.6
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Информатика и ИКТ» в 9 б классе на 2014/2015уч.год
№ | Дата | Тема урока | Тип урока | Основное (элементы) содержания урока | ЗУН обучающихся | Вид контроля | Домашнее задание | Коррекция и повторение |
I четверть | ||||||||
Глава 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации – 15 часов | ||||||||
1 | Техника безопасности. Понятие информации | Урок усвоения новых знаний | Техника безопасности в классе ВТ, правила поведения в классе ВТ, подписи в журнале по технике безопасности. | Учащиеся должны знать ТБ и правила поведения в кабинете ВТ. | Фронтальный опрос | выучить технику безопасности | ||
2 | Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора | Урок усвоения новых знаний | Аналоговая и дискретная форма информации. Пиксель. Разрешающая способность изображения. Глубина цвета | Знать особенности растровой и векторной графики; форматы графических файлов; основные понятия компьютерной графики: пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять. Уметь решать задачи на кодирование графической информации; запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории): - запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов); - текстов, (в том числе с использованием сканера и переписки, учебной публикации (доклад, реферат) программ распознавания, расшифровки устной речи); - музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры); Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов. Проектирование и моделирование. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов Знать форматы звуковых файлов. Уметь оцифровывать звуковые записи и сохранять их в различных форматах. Знать характеристики, влияющие на качество оцифрованного звука. Уметь решать задачи на кодирование звуковой информации. | Решение задач | изучить § 1.1.1.; 1.1.2; решить 1.3; 1.4 | ||
3 | Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB | Комбини-рованный урок | Разложение белого цвета в спектр. Основные системы передачи цветов. Палитра цветов в разных системах | Фронтальный опрос | выучить опр. § 1.1.3 | |||
4 | Практическая работа №1.1. Кодирование графической информации | Урок применения и совершенствований знаний | Графический режим экрана монитора в операционной системе Windows | Практическая работа на компьютере | выполнить задания 1.6.; 1.7 на с. 21 | |||
5 | Растровая и векторная графика | Урок усвоения новых знаний | Растровые и векторные графические редакторы. Форматы изображений | Вопросно-ответная Фронтальный опрос | прочитать. § 1.2.1.; 1.2.2 ответить на вопросы на с. 24, 26 | |||
6 | Практическая работа №1.2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе | Урок применения и совершенствований знаний | Возможности растровых и век-торных графических редакторов | Практическая работа на компьютере | создать векторный рисунок | |||
7 | Интерфейс и основные возможности графических редакторов | Комбини-рованный урок | Графические примитивы. Инструменты рисования и объекты в растровых и векторных графических редакторах | Практическая работа на компьютере | изучить § 1.3 | |||
8 | Практическая работа №1.3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе | Урок применения и совершенствований знаний | Графические примитивы. Объекты. | Самостоятельная работа на компьютере | создать векторный рисунок | |||
9 | Растровая и векторная анимация | Урок усвоения новых знаний | Gif-анимация. Flash-анимация. Анимация в презентациях | Фронтальный опрос | изучить § 1.4, ответить на вопросы на с. 40 | |||
10 | Практическая работа №1.4. Создание GIF- и Flash-анимации | Урок применения и совершенствований знаний | Практическая работа по созданию Gif- и Flash-анимации | Самостоятельная работа на компьютере | создать презентацию с анимацией | |||
11 | Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео | Урок усвоения новых знаний | Временнáя дискретизация звука. Частота дискретизации. Глубина кодирования. Качество оцифрованного звука. Цифровое фото и видео | Фронтальный опрос | выучить определения § 1.5 | |||
12 | Практическая работа № 1.5. Кодирование и обработка звуковой информации | Урок применения и совершенствований знаний | Сохранение звуковых файлов в различных форматах | Самостоятельная работа на компьютере | решить задачи 1.9-1.11 | |||
13 | Практическая работа № 1.6. Захват и цифрового фото и создание слайд-шоу | Урок применения и совершенствований знаний | Сканирование и редактирование растровых изображений и фотографий. Слайд-шоу. | Самостоятельная работа на компьютере | изучить § 1.6 | |||
14 | Практическая работа № 1.7. Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа | Урок применения и совершенствований знаний | Системы линейного и нелинейного видеомонтажа | Самостоятельная работа на компьютере | создать слайд-шоу | |||
15 | Практическая зачетная работа по теме «Графика» | Урок применения и совершенствований знаний | Выполнение зачетной работы. | Самостоятельная работа на компьютере | повторить определения | |||
Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации – 9 часов | ||||||||
16 | Кодирование и обработка текстовой информации. Практическая работа № 2.1 Кодирование текстовой информации. | Урок усвоения новых знаний | Двоичное кодирование. Кодировки знаков. Определение числовых кодов символов. Перекодировка текста. | Знать способы кодировки информации, возможности текстового редактора; основные операции редактирования изображений. уметь кодировать и декодировать информацию по предложенным кодам, работать с конкретным текстовым редактором. Навыки работы с текстом и умение вставить объект пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий; структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; создавать и использовать различные формы представления информации: фор-мулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы; | Вопросно-ответная Фронтальный опрос Самостоятельная работа на компьютере | прочитать§ 2.1, задание 2.1 на с. 52 | ||
17 | Создание, ввод и редактирование документов в текстовых редакторах. Сохранение и печать документов | Комбинированный урок | Текстовый редактор. Параметры страницы. Колонтитулы. Копирование и перемещение фрагментов документа. Параметры печати. | Самостоятельная работа на компьютере | изучить § 2.2; 2.3.; 2.4. | |||
18 | Практическая работа № 2.2. Вставка в документ формул | Урок применения и совершенствований знаний | Редактор формул | Самостоятельная работа на компьютере | создать текстовый файл с формулами | |||
II четверть | Самостоятельная работа на компьютере | выучить § 2.5; создать документ с колонтитулом | ||||||
19 | Форматирование документа. Практическая работа № 2..3. Форматирование символов и абзацев | Комбинирован ный урок | Шрифт. Начертание. Абзац. Нумерованные и маркированные списки. Текстовый редактор. Символ. Абзац | |||||
20 | Практическая работа № 2..4. Создание и форматирование списков. Таблицы | Комбинированный урок | Шрифт. Начертание. Абзац. Нумерованные и маркированные списки. Строки. Столбцы. Ячейки. Границы и заливка | Самостоятельная работа на компьютере | создать текстовый документ со списком | |||
21 | Практическая работа № 2.5. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными | Урок применения и совершенствований знаний | Строки. Столбцы. Ячейки. Границы и заливка | Самостоятельная работа на компьютере | создать документ с расписанием уроков § 2.6; | |||
22 | Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Практическая работа № 2.6. Перевод текста с помощью компьютерного словаря | Комбинированный урок | Системы компьютерного пере-вода. Компьютерные словари | Вопросно-ответная Фронтальный опрос Практическая работа | изучить § 2.7, 2.8 | |||
23 | Системы оптического распознавания документов. Практическая работа № 2.7. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа | Урок усвоения новых знаний | Знакомство с системами оптического распознавания документов. Сканер. Программа распознавания текста | Вопросно-ответная Фронтальный опрос Практическая работа | ответить на вопрос 1, стр.73 | |||
24 | Практическая зачетная работа по теме «Текст» | Урок контроля и проверки знаний | Выполнение зачетной работы | Практическая работа | повторить определения | |||
Глава 3. Кодирование и обработка числовой информации – 10 часов | ||||||||
25 | Представление числовой информации с помощью систем счисления | Урок усвоения новых знаний | Система счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Римская система счисления | Знать правила перевода чисел; основания систем счисления Уметь переводить любые числа из одной системы счисления в другую и обратно; Навыки: отработать правила перевода чисел. | Фронтальный опрос | выучить,§ 3.1.1 | ||
26 | Практическая работа № 3.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора | Урок применения и совершенствований знаний | Система счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Римская система счисления | Практическая работа | выполнить задания 3.1 - 3.5 на с. 80 | |||
27 | Арифметические операции в позиционных системах счисления | Комбинированный урок | Арифметические операции в позиционных системах счисления | Решение примеров | прочитать § 3.1.2, задание 3.6. на с. 82 | |||
28 | Основные параметры электронных таблиц. Основные параметры и форматы данных | Комбинированный урок | Электронные таблицы. Рабочие листы и книги. Диапазон ячеек. Форматы данных | Практическая работа | изучить § 3.2.1.; 3.2.2. задание 3.9. | |||
29 | Контрольная работа по теме «Кодирование информации» | Урок контроля и проверки знаний | Зачет | Зачет | повторить определения | |||
30 | Работа над ошибками. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. | Урок усвоения новых знаний | Значение и оформление относительных, абсолютных и смешанных ссылок | Знать общие принципы размещения информации в электронной таблице и основные способы получения результатов с ее использованием. Уметь размещать информацию в электронной таблице; решать простейшие хорошо поставленные вычислительные задачи с помощью электронных таблиц. Навыки работы с таблицами. | Решение задач | изучить § 3.2.3; 3.2.4 | ||
31 | Практическая работа № 3.2 Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах | Урок-практикум | Практическая работа по созданию относительных, абсолютных и смешанных ссылок | Практическая работа | выполнить задание 3.10-3.12 | |||
32 | Построение диаграмм и графиков Практическая работа № 3.3 Создание таблиц | Комбинированный урок | Типы диаграмм. Исходные данные Практическая работа по созданию таблиц значений функций в электронных таблицах | Ответы на вопросы | выучить определения § 3.3 | |||
III четверть | ||||||||
33 | Практическая работа № 3.4. Построение диаграмм различных типов. Базы данных | Урок-практикум | Практическая работа по построению диаграмм различных типов | Знать / уметь Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике. Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных | Практическая работа | ответить на вопросы 2,3 | ||
34 | Проверочная работа по теме «Таблицы». Практическая работа № 3.5 Сортировка | Урок контроля усвоения знаний | Представление базы данных в виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных | Ответы на вопросы в учебнике Практическая работа | изучить § 3.4; ответить на вопросы 1 - 3 | |||
Глава 4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования – 20 часов | ||||||||
35 | Алгоритм и его формальное исполнение. | Урок усвоения новых знаний | Свойства алгоритма и его исполнителей. | Знание свойств алгоритма. | Ответы на вопросы | изучить § 4.1.1 | ||
36 | Блок-схемы алгоритмов | Урок усвоения новых знаний | Блок-схемы алгоритмов | Навыки построения блок-схем алгоритмов | Построение блок-схем | конспектировать § 4.1.2 | ||
37 | Линейный алгоритм | Комбинированный урок | Блок-схема линейного алгоритма. Выполнение линейного алгоритма в среде Basic | Навыки построения блок-схемы линейного алгоритма | Построение блок-схемы | составить линейный алгоритм § 4.2.1; | ||
38 | Алгоритмическая структура «полное ветвление» | Комбинированный урок | Блок-схема линейного алгоритма. Выполнение линейного алгоритма в среде Basic | Навыки построения блок-схемы линейного алгоритма | Тестирование | составить алгоритм | ||
39 | Алгоритмическая структура «неполное ветвление» | Комбинированный урок | Блок-схема алгоритмической структуры «ветвление». Выполнение структуры в среде Basic | Навыки построения блок-схемы алгоритмической структуры «ветвление» | Письменный опрос | изучить § 4.2.2; задание 4.2. на с. 115 | ||
40 | Алгоритмическая структура «выбор» | Комбинированный урок | Блок-схема алгоритмической структуры «выборе». Выполнение структуры в среде Basic | Навыки построения блок-схемы алгоритмической структуры «выбор» | Индивидуальный опрос | прочитать § 4.2.3; ответить на вопросы 1-2 | ||
41 | Алгоритмическая структура «цикл» | Комбинированный урок | Блок-схема алгоритмической структуры «цикл». Выполнение структуры в среде Basic | Навыки построения блок-схемы алгоритмической структуры «цикл | Фронтальный опрос | выполнить задание 4.4 на с. 119§ 4.2.4; | ||
42 | Проверочная работа по теме «Алгоритмические структуры». Переменные: тип, имя, значение | Урок контроля и проверки знаний | Типы переменных. Объявление переменных | Знание типов переменных. Навыки объявления переменных | Письменные ответы на вопросы | ответить на вопросы 1-3 на с. 122,§ 4.3; | ||
43 | Арифметические, строковые и логические выражения | Урок усвоения новых знаний | Определение арифметических, строковых и логических выражений | Знание определений арифметических, строковых и логических выражений | Письменные ответы на вопросы | ответить на вопросы на с. 124§ 4.4 | ||
44 | Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования | Урок усвоения новых знаний | Математические функции. Строковые функции. Функции даты и времени. | Знание основных функций в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования | Письменные ответы на вопросы | изучить § 4.5; решить задачу | ||
45 | Основы объектно-ориентированного визуального программирования | Урок усвоения новых знаний | Графический интерфейс проекта. Объекты. Свойства объекта. Методы. События | Знание основ объектно-ориентированного визуального программирования | Письменные ответы на вопросы | конспектировать § 4.6 | ||
46 | Практическая работа № 4.1. Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования | Урок-практикум | Форма. Элементы управления. Этапы разработки проекта. | Знание основных элементов систем объектно-ориентированного и алгоритмического программирования | Практическая работа | выучить конспект | ||
47 | Практическая работа № 4.2 «Переменные» | Урок-практикум | Конструктор форм. Переменные. Основы программирования в среде Basic | Знание основ программирования в среде Basic | Практическая работа | записать методы | ||
48 | Практическая работа № 4.3 Проект «Калькулятор» | Урок-практикум | Практическая работа по выполнению проекта в среде Basic | Знание основ программирования в среде Basic | Практическая работа | написать программу | ||
49 | Практическая работа № 4.4 Проект «Строковый калькулятор» | Урок-практикум | Практическая работа по выполнению проекта в среде Basic | Знание основ программирования в среде Basic | Практическая работа | дописать проект с. 246-249 | ||
50 | Практическая работа № 4.5 Проект «Дата и время» | Урок-практикум | Практическая работа по выполнению проекта в среде Basic | Знание основ программирования в среде Basic | Практическая работа | изучить с. 249-251 | ||
51 | Практическая работа № 4.6 Проект «Сравнение кодов символов» | Урок-практикум | Практическая работа по выполнению проекта в среде Basic | Знание основ программирования в среде Basic | Практическая работа | конспектировать с. 252-255 | ||
52 | Практическая работа № 4.7 Проект «Отметка» Практическая работа № 4.8 Проект «Коды символов» | Урок-практикум | Практическая работа по выполнению проекта в среде Basic | Знание основ программирования в среде Basic | Практическая работа | доработать проект | ||
IV четверть | ||||||||
53 | Практическая работа № 4.9 Проект «Слово-перевертыш» | Урок-практикум | Практическая работа по выполнению проекта в среде Basic | Знание основ программирования в среде Basic | Практическая работа | составить проект | ||
54 | Практическая зачетная работа по теме «Алгоритмы» | Урок контроля и проверки знаний | Практическая работа. | Знание основ программирования в среде Basic | Практическая работа | повторить определения | ||
Глава 5. Моделирование и формализация – 10 часов | ||||||||
55 | Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели | Урок усвоения новых знаний | Понятие модели. Виды и свойства моделей. Материальные и информационные модели. | Понимание моделирования как метода познания | Письменные ответы на вопросы | изучить § 5.2.1 задания 5.1; 5.2 на с. 148 | ||
56 | Формализация и визуализация информационных моделей | Комбинированный урок | Описательные информационные модели. Формализация и визуализация информационных моделей | Знание основ формализации и визуализация информационных моделей | Письменные ответы на вопросы | прочитать § 5.2.3; задание 5.3 | ||
57 | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере | Комбинированный урок | Выявление основных этапов разработки и исследования моделей на компьютере | Знание основных этапов разработки и исследования моделей на компьютере | Письменные ответы на вопросы | выучить этапы § 5.3 | ||
58 | Построение и исследование физических моделей | Комбинированный урок | Постановка задачи исследования. Компьютерная модель движения тела. | Знание основных этапов построения и исследования физических моделей | Письменные ответы на вопросы | ответить на вопросы на с. 156§ 5.4; | ||
59 | Практическая работа № 5.1. Проект «Бросание мячика в площадку» | Урок-практикум | Практическая работа по выполнению проекта в среде Basic | Знание основ программирования в среде Basic | Практическая работа | решить задачу | ||
60 | Экспертные системы распознавания химических веществ | Комбинированный урок | Экспертные системы. Компьютерная модель экспертной системы. | Знание основ построения экспертных систем | Письменные ответы на вопросы | составить таблицу § 5.6 | ||
61 | Практическая работа № 5.3 Проект «Распознавание удобрений» | Урок-практикум | Практическая работа по выполнению проекта в среде Basic | Знание основ программирования в среде Basic | Практическая работа | конспектировать с. 283-285 | ||
62 | Информационные модели управления объектами | Комбинированный урок | Информационные модели управления различными объектами | Знание основ программирования в среде Basic | Практическая работа | изучить § 5.7 | ||
63 | Практическая работа № 5.4 Проект «Модели систем управления» | Урок-практикум | Практическая работа по выполнению проекта в среде Basic | Знание основ программирования в среде Basic | Практическая работа | ответить на вопросы на с. 163 | ||
64 | Проверочная работа по теме «Моделирование» | Урок контроля усвоения знаний | Письменная проверочная работа | Знание основ программирования в среде Basic | Проверочная работа | повторить тему «Информация» | ||
Глава 6.– Информационное общество 3 часа | ||||||||
65 | Информационное общество. Информационная культура | Урок усвоения новых знаний | Индустриальное общество. Информационное общество. Информационная культура. | Знание и понимание степени влияния информационных технологий на развитие общества | Письменные ответы на вопросы | написать сообщение | ||
66 | Перспективы развития информационных и коммуни-кационных технологий | Комбинированный урок | Этапы развития информационных и коммуникационных технологий | Знание этапов развития информационных и коммуникационных технологий | Письменные ответы на вопросы | подготовиться к контр.р. | ||
67 | Итоговая контрольная работа | Урок контроля и проверки знаний | Основы алгоритмизации. Моделирование | Знание основ алгоритмизации и моделирования | Письменная контрольная работа | повторить определения | ||
Повторение 3 часа | ||||||||
68 | Повторение темы «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации» | Урок повторение | Решение задач по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации» | Знать : Определения и термины Уметь : Работать с информацией | Фронтальный опрос, решение задач | нарисовать рисунок | ||
69 | Повторение темы «Кодирование и обработка числовой информации» | Урок повторение | Решение задач по теме «Кодирование и обработка числовой информации» | Знать : Определения и термины Уметь : Работать с информацией | Фронтальный опрос, решение задач | индивидуальное задание | ||
70 | Повторение темы «Моделирование и формализация » | Урок повторение | Решение задач по теме «Моделирование и формализация » | Знать : Определения и термины Уметь : Работать с информацией | Фронтальный опрос, решение задач |
Практическая часть по учебному предмету «Информатика и ИКТ» в 9 б классе на 2014/2015уч.год
№ п/п | Дата | № урока | Вид работы | Тема |
4 | Практическая работа | 1.1 Кодирование графической информации | ||
6 | Практическая работа | 1.2 Редактирование изображений в растровом графическом редакторе | ||
8 | Практическая работа | 1.3 Создание рисунков в векторном графическом редакторе | ||
10 | Практическая работа | 1.4 Создание Gif и Flash-анимации | ||
12 | Практическая работа | 1.5 Кодирование и обработка звуковой информации | ||
13 | Практическая работа | 1.6 Захват цифрового фото и создание слайд-шоу | ||
14 | Практическая работа | 1.7 Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа | ||
15 | Практическая зачетная работа | «Графика» | ||
16 | Практическая работа | 2.1 Кодирование текстовой информации | ||
18 | Практическая работа | 2.2 Вставка в документ формул | ||
19 | Практическая работа | 2.3 Форматирование символов и абзацев. | ||
20 | Практическая работа | 2.4 Создание и форматирование списков. | ||
21 | Практическая работа | 2.5 Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными | ||
22 | Практическая работа | Практическая работа 2.6. Перевод текста с помощью компьютерного словаря | ||
23 | Практическая работа | Практическая работа 2.7. Сканирование и распознавание бумажного текстового документа | ||
24 | Практическая зачетная работа | «Текст» | ||
26 | Практическая работа | Практическая работа 3.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора | ||
29 | Контрольная работа | Кодирование информации | ||
31 | Практическая работа | Практическая работа 3.2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах | ||
32 | Практическая работа | 3.3. Создание таблиц | ||
33 | Практическая работа | 3.4. Построение диаграмм различных типов | ||
34 | Проверочная работа | Таблицы | ||
34 | Практическая работа | 3.5. Сортировка | ||
42 | Проверочная работа | Алгоритмические структуры | ||
46 | Практическая работа | 4.1. Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования | ||
47 | Практическая работа | 4.2. Проект «Переменные» | ||
48 | Практическая работа | 4.3. Проект «Калькулятор» | ||
49 | Практическая работа | 4.4. Проект «Строковый калькулятор» | ||
50 | Практическая работа | 4.5. Проект «Даты и время» | ||
51 | Практическая работа | 4.6. Проект «Сравнение кодов символов» | ||
52 | Практическая работа | 4.7. Проект «Отметка» | ||
52 | Практическая работа | 4.8. Проект «Коды символов» | ||
53 | Практическая работа | 4.9. Проект «Слово-перевертыш» | ||
54 | Практическая зачетная работа | «Алгоритмы» | ||
59 | Практическая работа | 5.1. Проект «Бросание мячика в площадку» | ||
61 | Практическая работа | 5.3. Проект «Распознавание удобрений» | ||
63 | Практическая работа | 5.4. Проект «Модели систем управления» | ||
64 | Проверочная работа | Моделирование | ||
67 | Итоговая контрольная работа | . |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Базовый уровень
Рабочая программа составлена в соответствии с Примерной программой среднего общего образования по информатике и информационным технологиям на базовом уровне с учетом Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего общего образования, в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 июня 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего и профильного образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 1312», Приказом департамента образования ЯНАО от 17 июня 2011 №1012 «О внесении изменений в региональный базисный план для общеобразовательных учреждений ЯНАО, реализующих программы общего образования, утверждённый приказом департамента образования ЯНАО от 11 мая 2006 г. № 500» и на основе Программы курса «Информатика и ИКТ» (базовый и профильный уровни) (10-11 классы) Н.Д.Угринович (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М.Н.Бородин. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010)
Структура документа
- Пояснительная записка:
- требования к уровню подготовки выпускников
- содержание тем учебного курса
- технологии, формы, методы, приёмы обучения
- учебно-методическое обеспечение
- Календарно-тематическое планирование
- Практическая часть
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа разработана в полном соответствии с программой курса «Программы курса «Информатика и ИКТ» (базовый и профильный уровни) (10-11 классы) Н.Д.Угринович (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М.Н.Бородин. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010), учебно-методическим комплектом и направлена на достижение следующих целей и задач:
Цели:
- развитие навыков проектирования и работы с информацией средствами предмета «Информатика и ИКТ», освоение основных знаний и формирование умений по обеспечению информационной культуры, стиля мышления, адекватного требованиям современного информационного общества.
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных школьных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- формирование опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Задачи:
- образовательные: освоение основ программирования; закрепление приобретенных на предыдущих уровнях обучения системы базовых знаний в образовательной области «Информатика»; практическое применение изученного материала; освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации.
- развивающие: развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся; развитие навыков индивидуальной практической деятельности; развитие коммуникационной компетентности у учащихся; развитие способности логически рассуждать, делать выводы; формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний; развитие умения применять полученные знания для решения задач различного рода;
- воспитательные: воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать; воспитание трудолюбия, чувства уважения к науке; профессиональная ориентация и подготовка к трудовой деятельности.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы
Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий
Место предмета в базисном учебном плане
Данная программа по информатике и ИКТ предназначена для обучения школьников 10 класса на базовом уровне, обеспечивая выход на стандарт общего образования в общеобразовательных учреждениях. Программа рассчитана на 35 часов, из расчета 1 час в неделю.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся 10 класса, прошедшие обучение по данной программе, должны овладеть базовыми знаниями и умениями, а именно:
должны знать и понимать:
- устройство средств информационных и коммуникационных технологий, необходимых в данном профиле и их функциях, в частности: периферийных устройств, шин, интерфейсов, носителей информации;
- особенности восприятия, запоминания и обработки информации человеком;
- источник и приемник информации, способы кодирования и декодирования, причины искажения информации при передаче; принципы организации и функционирования Интернета, систему адресации в Интернете;
- средства массовой информации, информационную этику и право, информационную безопасность, особенности информационных потоков в профильной области;
должны уметь (владеть способами познавательной деятельности):
- оперировать с информационными объектами, используя имеющиеся знания о возможностях информационных и коммуникационных технологий, в том числе:
- пользоваться экранной справочной системой;
- соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, в частности, при рассмотрении выполнимости проекта, выборе оптимального способа действий:
- объем памяти, необходимый для хранения информации;
- скорость передачи и обработки информации;
- создавать информационные объекты различной формы представления с уровнем сложности, отвечающим потребностям образовательного процесса в рамках профиля; преобразовывать одну форму представления в другую без потери смысла и полноты информации; создавать видеофильмы (в том числе с использованием систем нелинейного монтажа) и простейшие мультипликации;
- строить информационные модели различных объектов, используя для этого типовые средства (таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.п.).
- решать простейшие задачи, относящиеся к базовым математическим объектам;
- выделять и анализировать информационный аспект в деятельности человека в профильных дисциплинах;
- составлять последовательность предписаний, описывающих ход решения задачи, на естественном языке и переводить ее на формализованный язык (алгоритмический или язык блок-схем);
- определять необходимые источники информации: публикации СМИ, библиотеки научной и учебной литературы, файлы и базы данных, электронные библиотеки, информационные ресурсы сети Интернет.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- выполнять операции, связанные с использованием современных средств ИКТ на уровне квалифицированного пользователя, свободно пользоваться персональным компьютером и его типовым периферийным оборудованием (принтер, сканер, мультимедийный проектор, цифровая камера, модем), использовать специализированное оборудование в соответствии с профилем;
- знать и практически использовать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
- уметь выбрать устройства и носители информации в соответствии с решаемой задачей;
- искать информацию по профилю с применением конструкций и правил поиска: в базах данных, в Интернете, в некомпьютерных источниках информации при выполнении заданий и проектов, знать основные образовательные и профильные информационные ресурсы в сети Интернет, уметь находить, отбирать и использовать эти ресурсы в учебной и повседневной деятельности;
- представлять информацию в виде мультимедиа объекта с системой ссылок (например, для размещения в Интернете); готовить и проводить выступления, участвовать в групповом обсуждении, фиксировать его ход и результаты;
- использовать цифровую телекоммуникацию в коллективной учебной деятельности по профилю: передавать информацию по телекоммуникационным каналам, соблюдая соответствующие нормы и этикет, сохранять для индивидуального использования объекты из Интернета и ссылки на них, подписываться на рассылку, участвовать в телеконференции, видеоконференции.
Содержание тем учебного предмета «Информатика и ИКТ»
I полугодие - 16 часов
II полугодие – 19 часов
(1 ч в неделю)
Тема 1. Введение. Информация и информационные процессы - 4 часа
Информатика и ИКТ-10: Введение. Информация и информационные процессы.
Тема 2. Информационные технологии – 13 часов
1.1. Кодирование и обработка текстовой информации 1.1.1. Кодирование текстовой информации 1.1.2. Создание документов в текстовых редакторах 1.1.3. Форматирование документов в текстовых редакторах 1.1.4. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов 1.1.5. Системы оптического распознавания документов
1.2. Кодирование и обработка графической информации 1.2.1. Кодирование графической информации 1.2.2. Растровая графика 1.2.3. Векторная графика 1.3. Кодирование звуковой информации
1.4. Компьютерные презентации
1.5. Кодирование и обработка числовой информации 1.5.1. Представление числовой информации с помощью систем счисления 1.5.2. Электронные таблицы 1.5.3. Построение диаграмм и графиков
| Практическая работа 1.1. Кодировки русских букв Практическая работа 1.2. Создание и форматирование документа Практическая работа 1.3. Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика Практическая работа 1.4. Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа Практическая работа 1.5. Кодирование графической информации Практическая работа 1.6. Растровая графика Практическая работа 1.7. Трехмерная векторная графика Практические работы 1.8.1.-1.8.5. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС Практическая работа 1.9. Создание Flash-анимации Практическая работа 1.10. Создание и редактирование оцифрованного звука Практическая работа 1.11. Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера» Практическая работа 1.12. Разработка презентации «История развития ВТ» Практическая работа 1.13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора Практическая работа 1.14. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах Практическая работа 1.15. Построение диаграмм различных типов |
Контроль знаний и умений: самостоятельная работа, тестирование, практическая работа. | |
Информатика и ИКТ-10: Глава 1. Информационные технологии. |
Тема 3. Коммуникационные технологии – 16 часов
2.1. Локальные компьютерные сети 2.2. Глобальная компьютерная сеть Интернет 2.3. Подключение к Интернету 2.4. Всемирная паутина 2.5. Электронная почта 2.6. Общение в Интернете в реальном времени 2.7. Файловые архивы 2.8. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете 2.9. Геоинформационные системы в Интернете 2.10. Поиск информации в Интернете 2.11. Электронная коммерция в Интернете 2.12. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете 2.13. Основы языка разметки гипертекста | Практическая работа 2.1. Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети Практическая работа 2.2. Создание подключения к Интернету Практическая работа 2.3. Подключения к Интернету и определение IP-адреса Практическая работа 2.4. Настройка браузера Практическая работа 2.5. Работа с электронной почтой. Практическая работа 2.6. Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях Практическая работа 2.7. Работа с файловыми архивами Практическая работа 2.8. Геоинформационные системы в Интернете Практическая работа 2.9. Поиск в Интернете Практическая работа 2.10. Заказ в Интернет-магазине Практическая работа 2.11. Разработка сайта с использованием Web-редактора |
Контроль знаний и умений: тестирование | |
Информатика и ИКТ-10: Глава 2. Коммуникационные технологии. |
Повторение 2 часа
При изучении курса используются следующие методы, приёмы и формы работы: индивидуальная работа учащихся, работа в парах постоянного и сменного состава, коллективные, групповые формы, беседы, компьютерные практикумы и т.д.
В курсе информатики и ИКТ 10-го класса предусмотрены формы контроля: наблюдение; беседа; фронтальный опрос; опрос в парах; проектная работа; тестирование, контрольная работа; компьютерный практикум, практическая работа, тестирование.
На основании решения заседания методического объединения учителей математики, физики и информатики (протокол №1от30.09.2014.) в 10-х классах по Программе среднего общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень),
-контрольных работ – 3;
-практических работ – 20;
-тестирование – 3.
Межпредметные связи
В курсе изучаются темы «Информационные технологии» и «Коммуникационные технологии», в которых используются понятия из различных предметных областей: математики, физики, химии и собственно информатики. Эти темы способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика и ИКТ» межпредметный характер.
Учебно-методическое обеспечение
Преподавание курса ориентировано на использование учебного программно-методического комплекта, в который входит:
- Информатика и ИКТ. Базовый уровень.: учебник для 10 класса / Н.Д.Угринович. – М,:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Информатика и ИКТ. 8–11 классы. Методическое пособие. /Н.Д.Угринович.- М,:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
- Практикум по информатике и информационным технологиям. Н.Д.Угринович и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
а также дополнительная литература:
- Информатика и ИКТ. 10-11 кл. Профильный уровень. В 2 ч. Ч 1:10 кл.: учебник для общеобразоват.учреждений / М.Е.Фиошин, А.А.Рссин, С.М.Юнусов. – М.:Дрофа, 2009
- Информатика. Задачник – практикум в 2т. Под ред. И.Г Семакина, Л.А. Залоговой, С.В.Русакова: – М.: БИНОМ, 2011
Для обеспечения плодотворного учебного процесса используюется информация и материалы Интернет- ресурсов:
- Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://www.mega.km.ru
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://window.edu.ru/catalog?p_rubr=2.2.75.6
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Информатика и ИКТ»
в 10 а,б классах (базовый уровень) на 2014/2015 уч.год
№ | Дата | Тема урока | Тип урока | Основное (элементы) содержания урока | ЗУН обучающихся | Вид контроля | ДЗ | Коррекция и повторение |
I полугодие - 16 часов | ||||||||
Введение. Информация и информационные процессы - 4 часа | ||||||||
1 | Введение. Техника безопасности. Информация. | Комбинированный урок | Вводный инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе. Информация, её свойства и информационные процессы. | Знать технику безопасности проведения уроков в кабинете, определение информатики и информации. Уметь классифицировать информацию по видам. | Составление опорного конспекта | Выучить технику безопасности; | ||
2 | Количество информации. . | Урок применения и совершенствования знаний. | Измерение количества информации. Измерение полезности информации. | Знать основные подходы к определению количества информации. Уметь определять количество информации вероятностным и алфавитным способами. | Тестовые задания | изучить стр. 9-11, | ||
3 | Алфавитный подход. | Комбинированный урок | Измерение количества информации с помощью алфавитного подхода. | Тестовые задания | решить инд. задания | |||
4 | Вероятностный подход | Комбинированный урок | Измерение количества информации с помощью вероятностного подхода. | Тестовые задания | ответить на вопрос 6, с.11 | |||
Тема 1. Информационные технологии - 13часов | ||||||||
Кодирование и обработка текстовой информации - 4 часа | ||||||||
5 | Кодирование. Практическая работа 1.1. Кодировки русских букв | Урок применения и совершенствования знаний. | Кодирование текстовой информации, ознакомление с кодировками букв. Практическая работа 1.1. Кодировки русских букв | Знать способы кодировки информации, возможности текстового редактора; Навыки работы с текстом и умение вставить объект. | Практическая работа. | прочитать стр. 14 п1.1.1, ответить на воп 1. | ||
6 | Тестирование по теме «Кодировки» Создание документов. Практическая работа 1.2. Создание и форматирование документа. | Комбинированный урок | Создание документов в текстовых редакторах различными способами. Выполнение самостоятельной работы. Форматирование документов в текстовых редакторах. Практическая работа 1.2. Создание и форматирование документа. | Тестирование Практическая работа. | создать документ | |||
7 | Компьютерные словари. Практическая работа 1.3. Перевод | Урок лекция, Урок применения и совершенствования знаний | Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Практическая работа 1.3 Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика | Иметь представление о возможности компьютерных словарей (многоязычность, содержание слов из различных областей знаний, обеспечение быстрого поиска словарных статей, мультимедийность). Знать приемы создания текстовых документов с использованием вспомогательных программ словарей и подготовку документа к печати с использованием периферийного устройства (принтер). Уметь переводить текст с использованием системы машинного перевода (небольшой блок текста) | Фронтальный опрос. Практическое задание. | изучить п.1.1.4 стр. 28 | ||
8 | Системы распознавания документов. Практическая работа 1.4. Сканирование | Комбинированный урок | Системы оптического распознавания документов. Практическая работа 1.4. Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа. | Индивидуальный опрос Практическая работа. | индивидуальные задания | |||
Тема 2 Кодирование и обработка графической и звуковой информации 7 часов | ||||||||
9 | Кодирование графики. Практическая работа 1.5. Кодирование графики. | Урок защита оценки. | Коррекция ЗУН по изученной теме. Кодирование графической информации | Знать что такое растр, пиксель, пространственная дискретизация, палитра цветов, глубина цвета; глубина кодирования, частота дискретизации, основные понятия машинной графики; основные правила построения изображений и способы их хранения в памяти компьютера в зависимости от редактора. Уметь находить соответствие между глубиной цвета и количеством отображаемых цветов; пользоваться конкретным графическим редактором, создавать в нем изображения различного характера | Мини опрос | ответить на вопросы 2-4стр.36-38 п.1.2.1 | ||
10 | Тестирование по теме «Кодирование графики». Растровая и векторная графика. | Урок применения и совершенствования знаний. | Практическая работа 1.5. Кодирование графической информации Выполнение самостоятельной работы. Практическая работа 1.6. Растровая графика Векторная графика. Основные примитивы. Правила построения изображений в векторных редакторах. | Тестирование, практическая работа, | выполнить индив. задание, | |||
11 | Практическая работа 1.7. Трехмерная графика | Урок-консультация. | Практическая работа 1.7. Трехмерная векторная графика | Тестирование, практическое задание. | прочитать, стр.53-55 выучить форматы | |||
12 | Система КОМПАС. Практическая работа 1.8.1 Геометрическое построение угла. Практическая работа 1.8.2. Построить треугольник | Комбинированный урок | Знакомство с системой компьютерного черчения КОМПАС. Принципы работы. Практическая работа 1.8.1. Геометрическое построение угла, равного заданному. Составление опорного конспекта, выполнение практической работы. Практическая работа 1.8.2. Построить треугольник по двум сторонам и углу между ними. | Знать основные понятия машинной графики; основные правила построения изображений и способы их хранения в памяти компьютера в редакторе КОМПАС. Уметь пользоваться графическим редактором КОМПАС, создавать в нем изображения различного характера | Письменный фронтальный опрос, практическая работа | выполнить пр.р. 1.8.3. | Биссектриса, угол, вспомогательная прямая | |
13 | Практическая работа 1.8.4. Построение перпендикуляра Практическая работа 1.8.5. Построение биссектрисы | Урок применения и совершенствования знаний | Практическая работа 1.8.4. Построение перпендикуляра к заданной прямой. Практическая работа 1.8.5. Построение биссектрисы неразвернутого угла. | Практическая работа | достроить чертеж | Перпендикуляр и биссектриса . | ||
14 | Практическая работа 1.9. Создание флэш-анимации. Практическая работа 1.11. Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство ПК». | Урок практикум | Анимация. Практическая работа 1.9. Создание флэш-анимации. Кодирование звуковой информации. 1 Разработка и создание презентации с использование различных макетов. Разработка и создание презентации с использованием автопилота. | Знать принципы работы в редакторе Macromedia Flash и принципы звуковой информации; Уметь выполнять простые операции и измерять информационный объем звуковой информации; Навыки записи и воспроизведения звуковой информации. | Программирован-ное задание. | учить п.1.3 стр.72 | ||
15 | Контрольная работа по теме «Информационные технологии». | Урок контроля и проверки знаний | Контрольная работа по теме «Информационные технологии». | Знание теоретического материала раздела и умение применять на практике | Письменная контрольная работа | повторить записи в тетради | ||
Кодирование и обработка числовой информации 2 часа | ||||||||
16 | Системы счисления. Практическая работа 1.13 Перевод чисел из одной системы счисления в другую. | Комбинированный урок | Системы счисления, правила перевода. Практическая работа 1.13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора | Знать правила перевода чисел; основания систем счисления Уметь переводить любые числа из одной системы счисления в другую и обратно; Навыки: отработать правила перевода чисел. | Практическое задание. | учить прави ла, перевести д.р | ||
II полугодие – 19 часов | ||||||||
17 | Электронные таблицы. Заполнение электронных таблиц. | Урок практикум | Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах Построение диаграмм различных типов | Знать общие принципы размещения информации в электронной таблице и основные способы получения результатов с ее использованием. Уметь размещать информацию в электронной таблице; Навыки работы с таблицами. | Практическое задание. | выписать определения стр.96, 102 | ||
Тема 3 Коммуникационные технологии 16 часов | ||||||||
18 | Тестирование по теме «Электронные таблицы» Локальные компьютерные сети. | Тестирование Практикум | Определение компьютерных сетей, топология, аппаратное и программное обеспечение проводных и беспроводных сетей. | Знать сущностные характеристики сетей, особенности их топологий. | Тестирование | ответить на вопросы 1,2 стр.119 | ||
19 | Интернет безопасность | Урок консультация | Интернет безопасность. Список сайтов, безопасных для учащихся, общие правила пользования сетью Интернет | Учащиеся должны знать правила безопасного нахождения в сети Интернет | Фронтальный опрос | подготовить сообщение | ||
20 | Глобальная компьютерная сеть Интернет. | Комбинированный урок | Состав Интернета. Глобальная компьютерная сеть Интернет. | Знать сущностные характеристики, назначение глобальных сетей; протоколы передачи данных и их назначение. Иметь представление об аппаратных и программных средствах организации компьютерных сетей. | Текущий контроль | конспект. стр.126 | ||
21 | Подключение к Интернету.
| Комбинированный урок. | Подключения к Интернету и определение IP-адреса | Знать способы адресации в Интернете; информационные сервисы. | Текущий контроль | написать сообщение «Flash технологии». | ||
22 | Практическая работа 2.1. Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети | Комбинированный урок. | Модем. Назначение. Характеристики. Создание подключения к Интернету | Знать принципы подключения к Интернету с помощью модема. | Фронтальный опрос | индивидуальное задание | ||
23 | Практическая работа 2.3. Подключения к Интернету и определение IP-адреса | Урок применения и совершенствования знаний. | Практическая работа 2.3. Подключения к Интернету и определение IP-адреса | Знать сущностные характеристики, назначение глобальных сетей; протоколы передачи данных и их назначение. | Практическая работа | проанализировать дом.подкл. | ||
24 | Всемирная паутина. | Урок лекция | Настройка браузера | Учащиеся должны знать: назначение и суть работы поисковых серверов ресурсы и наиболее употребительные сервисы Интернета. Учащиеся должны находить необходимую информацию в сети уметь: ориентироваться в информационном пространстве сети Интернет, создавать сайты. Навыки: работа в сети, написание гипертекстового документа. | Текущий контроль | написать реферат; | ||
25 | Практическая работа 2.4. Настройка браузера | Урок применения и совершенствования знаний. | Практическая работа 2.4. Настройка браузера | Компьютерный практикум | подготовить сообщение | |||
26 | Электронная почта | Урок применения и совершенствования знаний. | Электронная почта | Компьютерный практикум | написать письмо | |||
27 | Практическая работа 2.5. Работа с электронной почтой. | Урок применения и совершенствования знаний. | Практическая работа 2.5. Работа с электронной почтой. | Текущий контроль | ответить на вопр. стр.150 | |||
28 | Практическая работа 2.6. Общение в реальном времени | Урок лекция | Общение в Интернете в реальном времени. Практическая работа 2.6. Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях. Файловые архивы. | Учащиеся должны знать: ресурсы и наиболее употребительные сервисы Интернета. Учащиеся должны уметь: ориентироваться в информационном пространстве сети Интернет, создавать сайты. Навыки: работа в сети | Фронтальный опрос | подготовиться к к.р. | ||
29 | Контрольная работа по теме «Общение в Интернет». Интернет-вещание. | Комбинированный урок | Контрольная работа по теме «Общение в Интернет». Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Геоинформационные системы в Интернете. | Письменная контрольная работа | выполнить практические работы 2.8-2.9 | |||
30 | Работа над ошибками. Поиск информации. Практическая работа 2.10. Заказ в Интернет-магазине. | Практикум | Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Практическая работа 2.10. Заказ в Интернет-магазине. | Фронтальный опрос | изучить стр.184 | |||
31 | Основы языка разметки гипертекста. | Комбинированный урок | Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Основы языка разметки гипертекста | Учащиеся должны знать: ресурсы и наиболее употребительные сервисы Интернета, что такое гиперссылка; как вставляются изображения Учащиеся должны уметь: ориентироваться в информационном пространстве сети Интернет, создавать сайты. Навыки: работа в сети, написание гипертекстового документа. • | Текущий контроль | ответить на вопрос стр.201 | ||
32 | Практическая работа 2.11. Разработка сайта с использованием Web-редактора. | Урок применения и совершенствования знаний | Практическая работа 2.11. Разработка сайта с использованием Web-редактора. | Практическое задание | подготовка к контр. работе | |||
33 | Контрольная работа по теме «Коммуникационные технологии». | Контрольная работа | Контрольная работа по теме «Коммуникационные технологии». | Письменная контрольная работа | повторить записи в тетради | |||
Повторение -2 часа | ||||||||
34 | Работа над ошибками. Повторение темы «Информационные технологии» | Урок обобщения знаний. | Выявление пробелов в знаниях и их устранение Выполнение заданий по теме | Знать материал изученной темы Уметь применять его на практике | Решение тестовых задач | индивидуальное задание | ||
35 | Повторение темы «Информационные технологии» | Урок обобщения знаний. | Выполнение заданий по теме | Знать материал изученной темы Уметь применять его на практике | Решение тестовых задач |
Практическая часть по учебному предмету «Информатика и ИКТ»
в 10 а,б классах (базовый уровень) на 2014/2015 уч.год
№ п/п | Дата | № урока | Вид работы | Тема |
5 | Практическая работа | 1.1 Кодировки русских букв | ||
6 | Тестирование | Кодировки | ||
6 | Практическая работа | 1.2 Создание и форматирование документа | ||
7 | Практическая работа | 1.3 Перевод | ||
8 | Практическая работа | 1.4Сканирование | ||
9 | Практическая работа | 1.5 Кодирование графики | ||
10 | Тестирование | Кодирование графики | ||
11 | Практическая работа | 1.7 Трехмерная графика | ||
12 | Практическая работа | 1.8.1Геометрическое построение угла | ||
12 | Практическая работа | 1.8.2 Построение треугольника (по двум сторонам и углу между ними) | ||
13 | Практическая работа | 1.8.4 Построение перпендикуляра | ||
13 | Практическая работа | 1.8.5 Построение биссектрисы | ||
14 | Практическая работа | 1.9 Создание флеш-анимации. | ||
14 | Практическая работа | 1.11 Разработка мультимедийной презентации «Устройство ПК» | ||
15 | Контрольная работа | Информационные технологии | ||
16 | Практическая работа | 1.13 Перевод чисел из одной системы счисления в другую. | ||
18 | Тестирование | Кодирование и обработка числовой информации | ||
22 | Практическая работа | 2.1. Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети | ||
23 | Практическая работа | 2.3. Подключения к Интернету и определение IP-адреса | ||
24 | Практическая работа | 2.4. Настройка браузера | ||
27 | Практическая работа | 2.5. Работа с электронной почтой. | ||
28 | Практическая работа | 2.6. Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях. | ||
29 | Контрольная работа | Общение в Интернет. | ||
30 | Практическая работа | 2.10 Заказ в интернет магазине | ||
32 | Практическая работа | 2.11.Разработка сайта с использованием Web-редактора. | ||
33 | Контрольная работа | Коммуникационные технологии. |