Сценарии уроков, мероприятий

Рудакова Людмила Петровна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Сценарий ПЗ- 2025.

Сказка – это серьезно!

Звонок говорит.

Здравствуйте, уважаемые гости этого праздника!  

Ровно 11 лет я сопровождал учеников из класса в класс, с урока на урок, а сейчас пришел проводить их в новую  жизнь, школьные ступеньки все пройдены от первого до 11 класса. Сегодня, как только зазвучит моя прощальная песня, мы поставим точку в истории под названием «Школьная жизнь».

Но как, известно, с детством расставаться очень не хочется, поэтому давайте сегодня мы вспомним добрые старые сказки, которые в читали в детстве

Звонок превращается в Колобка. Покатился по страницам нашей истории…
листается страница первой истории «детство»

Блок 1. Детство. 

Ведущий 1

А что такое сказка?

Ведущий 2

Сказка – это вполне серьёзно, о чём свидетельствуют исследования учёных.

Простые сюжеты заставляют играть воображение. Тем удивительнее тот факт, что жанру сказки более тысячи лет. 

Ведущий 3

Значит, в сказках мудрость человечества. И в них- полно чудес!

Ведущий 4

Мы ждем чудес и верим в чудо, потому что это особенность русского характера.  Без чудес невозможно жить на свете!

Ведущий 1

В детстве было много прочитано сказок про то, как чудо-печь сама готовит, расстилается скатерть-самобранка, золотая рыбка исполняет желания, и ты летишь на ковре-самолете и видишь с высоты весь мир, чтобы найти загадочную неуловимую жар-птицу.

Ведущий 2

Жар-птица в сказке лишь бывает,

А где живет она, кто знает?

Мечтают все ее поймать –

Свои желания исполнять!

Ведущий 3

Жар-птица прилетает к нам,

Когда не ждём её, но верим,

Но только не вспугни ты сам,

Открой навстречу счастью двери.

Интервью выпускников о любимых сказках, сказки, ставшие друзьями, почему сказки не только для детства.  Видео.

Ведущий 1

Чудеса бывают разные, есть те, которые мы творим своими руками.

Ведущий 2

Ведь, разве не чудо- наше детство, весь тот мир, где мы были маленькими и счастливыми,

Ведущий 3

Мир, наполненный забавами и сказками.

Ведущий 4

Но … Улетает детство в дальние дали, в  волшебный край, которого нет на карте.

Обращение к Жар-птице

Если сказки это серьезно, то мы хотим загадать исполнение желания. Пусть Жар-птица вернет нас в детство и напомнит, какими мы были маленькие, когда пришли в первый класс…

Музыка/ переход   Выступление малышей

С добрым утром, рыжий кот!

С добрым утром, птицы!

Начался учебный год,

Я иду учиться!

Маму за руку веду –

Ей немного страшно.

Вспоминаю на ходу

О делах вчерашних.

Как ходили мы с дружком

За четыре моря,

Как лепили снежный ком,

Радуясь и споря.

И в фуражках набекрень,

Мчась на карусели,

Как мы ждали этот день –

Первый день осенний!

Чтобы делу научиться, надо много потрудиться,

Нас всему научат в школе, воспитают нашу волю.

Инженеры и ткачи, космонавты и врачи –

Все ходили в первый класс, точно так, как мы сейчас.

Даже важный генерал все со школы начинал,

Правда, он тогда не знал, что он будет генерал.

Чтоб мечту осуществить, должен мир на свете быть,

Самым первым наш народ это слово назовет!

От самых маленьких ребят

Примите маленький стишок!

Уж не вернетесь вы назад,

Звенит последний ваш звонок!

Мы вам ЕГЭ желаем сдать

И в вузы поступить успешно,

С улыбкой школу вспоминать

И быть счастливыми, конечно!

Примером быть и гордостью

Желаем вам сейчас.

Пускай все первоклассники

Равняются на вас.

Свою дорогу в жизни

Желаем вам найти.

Удачи вам, успеха,

Счастливого пути!


Блок 2. Первые учителя

Колобок

Каждый человек многим обязан своему первому учителю. Забыть его невозможно. 

И несмотря на все перипетии.

Учитель у доски опять стоит.

Как преданный слуга своей России

О счастье, о любви нам говорит»

Ведущий 1

Листая страницы первых учебников… на своих первых уроках мы любовались красочными  картинками, они были на каждой странице .. персонажи из сказок. (Слайд страницы букваря)

Ведущий 2

О чем эти сказки?

Они - о любви

Ведущий 3

О дружбе

О чести и долге

Ведущий 4

И все - о Доброте.  Вспомните сказку про Емелю- ленивого и легкомысленного

Ведущий 1

Как только он начинает проявлять свою доброту, ему попадается настоящая удача – волшебная щука из проруби. И-и… по щучьему велению, по моему хотенью…Все желания исполняются.

Ведущий 2

Из сказки про  «Кота в сапогах» мы усвоили, что если ты  умеешь находить  найти подход, то можно расположить к себе даже короля.

Ведущий 3

А смекалка, находчивость— важнее любого наследства!

Ведущий 4

Одиннадцать лет назад родители привели нас в первый класс.  Школа открыла нам свои двери и мы пошли по большим просторным коридорам

Ведущий 1

Девочки в белых бантах, мальчики в своих первых  костюмах, с огромными букетами цветов (фото коллаж выпускников из начальной школы)

Ведущий 2

Какое это было чудо! Большие светлые классы и первые, добрые, заботливые учителя!

Ведущий 3

Наши слова любви и признательности мы посвящаем вам (первые учителя)

Ведущий 4

Первый учитель — сердечный и строгий

С вас начинаются в школу дороги,

Мудрый, веселый, в глазах — теплота,

В сердце — любовь и еще доброта!

Первый учитель, последний звонок,

Пусть не кончается первый  урок,

Вам благодарность за труд и терпение,

За понимание, за  снисхождение!

Вместе

Спасибо Вам! Дарят цветы.

Слова- напутствия от первых учителей ( видео).

Загадать желание

Согласно старинным легендам, феями называют мифических существ, они  умеют летать, они  очень добрые и красивые. Магическую силу они черпают из природных стихий. Мы хотели попросить этих волшебниц- о заботе о наших первых любимых учителях, пусть они будут всегда здоровы и обаятельны!

Блок 3 . Школьные  друзья

Колобок

На чём держится земля русская?.... В чем источник нашей силы?

Ведущий 1

Былинные богатыри- еще один хорошо известный всем сказочный персонаж. Символ русской силы.

Ведущий 2

А что значит  русская сила ? Одна из особенностей загадочной  русской души и  непонятного для посторонних несгибаемого русского характера.  

Ведущий 3

Мы знаем: «Русь всегда была славна богатырями, кои на ней никогда не переводились». Только они приходят к нам в разном обличье.

Ведущий 4

Богатыри –защитники Родины,

Богатыри - в своей профессии!

Ведущий 1

Богатыри -  спортсмены!

Богатыри- таланты в разных областях!

Ведущий 2

Всем хорошо известен сценарий, в котором богатыри на перекрестке трех дорог выбирают именно тот путь, который ведет их к новым познаниям и свершениям.

И мы сегодня на распутье…  как  сказочные богатыри.  

Ведущий 3

Станция «Обернитесь»

Можно смотреть в окно…

Что исправлять? Уймитесь…

Время прошло давно…

Ведущий 4

Станция «Не сдавайтесь»

Едет вагон вперёд.

Падая, поднимайтесь!

День неудач пройдёт…

Ведущий 1

Станция «Улыбайтесь»

Встретьте знакомых тут.

Номером обменяйтесь

И… – «Извините, ждут…»

Ведущий 2

Станция «Лучик света»

Это пришла весна…

Сердце в любовь одето.

Счастьем душа полна…

Ведущий 3

Станция «Не дождётесь»

Крылья расправить всем!

С верою пронесётесь

Над чередой проблем…

Ведущий 4

Станция «Помечтайте»

Сбудутся все мечты…

Даже из-под асфальта

Могут взойти цветы…

Ведущий 1

Сердцу не изменяя,

Курс выбирать учись!

Мчится, маршрут меняя,

Поезд с названьем «ЖИЗНЬ»…

Ведущий 2

Школьная дружба… Настоящий друг познается в беде и в радости, он отдаст последний кусок хлеба, он придет на помощь, он развеселит. С настоящим другом ничего не страшно и всегда интересно. Найти такого человека не просто, но герои сказок и рассказов про дружбу смогли повстречать свою родственную душу! Персонажи …

Песня о дружбе


Блок 4. Семья

Ведущий 1

Сегодня самый важный праздник для наших родителей, для наших семей. С  приятными воспоминаниями о детстве,  мы просматриваем  старые семейные фотографии

Ведущий 2

Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

– Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ведущий 3

Ну, «Я» – мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Ведущий 4

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили?

Ведущий 1

Получается семь человек,

Семь «Я»!

– А если есть собака?

Выходит восемь «Я»?

Ведущий 2

– Нет, если есть собака,

Выходит Во! – семья.

Ведущий 3

В каждой сказке есть мудрые мысли о семье:

Семья воюет, а одинокий горюет.

Ведущий 4

Вся семья вместе, так и душа на месте

Родительское благословение на воде не тонет, на огне не горит

Ведущий 1

На свете все найдешь, кроме отца и матери.

В семье лад и жизни рад

Ведущий 2

Наши любимые родители! Ваши  терпение, внимание, любовь, поддержка, помогли пройти нам непростые школьные испытания.

Ведущий 3

Вы делили с нами бессонные ночи перед контрольными, волнение и трепет перед открытыми уроками и переживания за плохие оценки.

Ведущий 4

Мы знаем, как нелегко вам было и как искренне хотелось помочь.

Ведущий 1

Спасибо вам за тот неоценимый вклад в наше будущее, который вы вносите день за днем и за ту огромную любовь, которую мы постоянно ощущаем.

Ведущий 2

Впереди нас ждет еще много испытаний, но мы знаем, что сможем их преодолеть, благодаря вашей вере в нас.

Ведущий 3

Желанья есть для Рыбки Золотой,

О чём просить в уме перебираю.

Исполнит три, и выбор не простой,

Важнее то, сильней чего желаю.

Ведущий 4

Богатым стать и вечно молодым?

Но, ставший вечным, многое теряет.

Богатство может превратиться в дым

И быть счастливым редко позволяет.

Ведущий 1

Забрать всю власть, и беззаботно жить?

Но быть Владыкой Мира не желаю.

Что делать с Рыбкой, может отпустить?

Стою, молчу, чего желать не знаю...

Ведущий 2

Хочу просить у Рыбки Золотой –

Пусть стороной родных беда обходит.

Чтоб были дома счастье и покой,

И рядом друг, который не подводит...

Песня 3 – посвящение   семье. Песня  

Блок 5.  Учителя

колобок

Настало время чудесных поздравлений главных волшебникам этого школьного дома- учителям

Ведущий 1

Верите ли вы в то, что на свете живут волшебники?

Ведущий 2

Да, в это важно верить!

Ведущий 3

А для чего нужны волшебники?

Ведущий 4

Волшебники нужны для исполнения желаний.

Ведущий 1

Волшебники очень важны.  Если б их не было, то все бы было по-другому.

Ведущий 2

Еще они очень хорошо придумывают сказки.

Ведущий 3

Волшебники так же могут поднять настроение своим волшебством. 

Ведущий 4

Каждому из нас хочется раскрыться в любви и творчестве, понять свой талант, и помогают нам в этом наши учителя- настоящие волшебники!

Ведущий 1

Вы верите в волшебников? Я верю!

В Деда Мороза, в домовенка, фею.

Но есть еще волшебники на свете,

Вокруг которых стайкой вьются дети.

Ведущий 2

Учителя – волшебники у нас,

Я это поняла, войдя в наш класс.

 У вас и палочка волшебная в руках,

Взмахнете ей – и сразу блеск у всех в глазах.

Ведущий 3

И сразу знаки на доске интерактивной

Вмиг превращаются в прекрасные картины.

Ведущий 4

Я как открыла свой учебник –

Так поняла, что вы – волшебник.

В нем столько непонятных тем,

А вы все объяснили всем.

Ведущий 1

И чудо главное на свете:

Я, ты, и он, и все мы – дети?

 Как просыпается Земля?

Ответ найдут учителя!

Ведущий 2

Они волшебники у нас!

Мы с ними полетим на Марс,

Мы жизнь откроем на Венере,

Нам только надо в это верить!

Ведущий 3

Наша  благодарность директору Хибинской гимназии Людмиле Алексеевне,  Администрации Хибинской гимназии- Валерию Станиславовичу, Наталье Ивановне, Татьяне Юрьевне,  Марине Николаевне,  Лидии Александровне

Ведущий 4

Пускай благополучие

Приходит к вам почаще,

А с ним – всё только лучшее:

добро, надежда, счастье.

Пусть все мечты сбываются,

Звенит в душе апрель,

Желания исполняются,

Успех стучится в дверь.

Ведущий 1

Пускай спешат к вам радость,

Добро и вдохновение.

Пусть будет замечательным

Всё время настроение.

Улыбок, продуктивности,

Отличных перемен,

Событий позитивных

Вам в каждый новый день!

Ведущий 2

Учителя. Они каждый день совершают чудеса

Чудеса превращения

Они помогают раскрыться нашим крыльям

И зажечь свою звезду!

Ведущий 3

Они хотят, чтобы эти звёзды были!

Добрые, мудрые

Справедливые, заботливые, самые – самые

Дорогие наши учителя!

Вместе

Вы – уникальны и неповторимы!

Наши учителя- Людмила Анатольевна, Тамара Романовна, Дарья Игоревна, Елена Олеговна,   Ольга Адольфовна, Людмила Петровна, Владимир Сергеевич, Ирина Владимировна, Юлия Леонидовна, Тамара Лечевна и Юлия Владимировна, Андрей Владимирович, Дмитрий Александрович,

Вместе

Спасибо вам, дорогие наши учителя!  

Ведущий 1

Благодарим за огромный труд сотрудников  гимназии, за прекрасные условия, в которых мы жили,  учились, общались, питались, лечились,  занимались спортом, творчеством: Вадим Григорьевич, Елена Павловна  Маргарита Анатольевна, Марина Алексеевна, Надежда Николаевна и Ольга Юрьевна, Дмитрий Александрович.

Ведущий 2

Мы  желаем счастья вам

В каждой сфере жизни.

Позитивно, креативно

Непременно мыслить.

Счастье будет ваше пусть

Ярким и безбрежным,

Освещает вашу жизнь

Солнца лучик нежный.

Всем вручаются цветы под музыку )

Вальс

Ведущий 1

Последний школьный вальс и радостный, и грустный.

Мелодия плывёт от школьного крыльца.

Закончен школьный год, сегодня в классах пусто,

Звучит прощальный вальс, и грусти нет конца.

Ведущий 2

В судьбе у каждого он что-нибудь да значит!

Чтоб вовсе ничего - нельзя предположить!

Таков уж вальс! С ним встреча, как с удачей -

Не удержать, но точно не забыть!

Вальс школьный посвящается учителям, всем работникам гимназии, родителям.

5. Финал

Ведущий 1

Наш колобок из сказки, провел нас по станицам праздника Последнего звонка. Почему он был сегодня с нами?

Ведущий 2

Мораль этой сказки очевидна: дети должны слушаться родителей, быть с ними на связи,  им нельзя убегать от них далеко, забыв о доме, посмотрите, сколько опасностей подстерегает человека в пути.

Ведущий 3

Сказки — это свет. Самое ценное, что есть в здешней темноте

Ведущий 4

Сказки — больше, чем правда, не потому, что в них рассказывается о существовании драконов, а потому, что они говорят нам: драконов можно победить

Ведущий 1

Сказка есть сказка, и если ты решил не обращать на неё внимания, она отойдёт в сторону, и жизнь снова станет простой как трамвай

Ведущий 2

В каждой детской сказке живёт ещё одна, которую в полной мере может понять лишь взрослый

Ведущий 3

Самое главное призвание – служение добру!

Самые святые понятия – семья, Родина

Ведущий 4

Самое лучшее  дело – то, которому ты предан!

Самое сильное чувство – любовь!

Ведущий 1

Самая прочная жизненная опора – знания!

А самая лучшая школа

Вместе

Хибинская гимназия!!!

Финальная песня!!!

Звонок

А теперь, юные выпускники и дорогие гости, настало время мне прозвенеть весело и тревожно, с маленькой грустью и большой надеждой

Право дать последний звонок предоставляется

Провожаем наших выпускников. В добрый путь, ребята!

Внимание школа, торжественная линейка, посвященная последнему звонку объявляется закрытой



Предварительный просмотр:

Интерактивное занятие к Декаде SOS.  

Проблема наркомании в молодежной среде.

9-11 класс.

Цель: обозначить проблемы, связанные с наркоманией формирование умения поступать в соответствии с собственным решением; выработка навыка отказа различными способами.

Оборудование и материалы: презентация, раздаточный материал, видеоролики по теме

Ход занятия

1. Актуализация знаний. «ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ» (ассистенты собирают листочки)

1.  Существует ли проблема наркомании в нашем обществе?  / Да, нет, не знаю/варианты ответов/ желтый листок

2.  Сталкивались ли с этой проблемой вы или ваши близкие?  / Да, нет, не знаю/варианты ответов/ синий листок

3.    Знаете ли вы тех людей, которые погибли от наркотиков?  /красный листок

4. Как проблема наркомании может повлиять на будущее Земли?  / зелёный листок

ИГРА «СПОРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ» / учащиеся поднимают карточки со словами «согласен», «не согласен», «?- незнаю, не уверен»

1.  Наркомания - это преступление.  

2.  Лѐгкие наркотики безвредны.

 3.  Наркотики повышают творческий потенциал.  

4.  Наркомания это болезнь.  

5.  Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.  

6.  Наркомания излечима.  

7.  Многие подростки начинают употребление наркотиков "за компанию".  

8.  Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.  

9.  Наркоман может умереть от СПИДа.  

10.  Зависимость  от  наркотиков  формируется  только  после  их  многократного

употребления.  

11.  По  внешнему  виду  человека  можно  определить,  употребляет  он  наркотики  или

нет.  

12.  Наркоман может умереть от передозировки.  

13.  Продажа наркотиков не преследуется законом.  

14.  Лечение и реабилитация наркоманов должны быть абсолютно бесплатным, если

государство хочет решить эту проблему.  

15.  Наркоманы - это не люди.  

1  участник. Проблема наркомании остается одной из самых актуальных в России, ведь согласно статистике количество наркоманов среди российских граждан растет с огромной скоростью — за последние 10 лет их стало больше в 2,5 раза. И это только по официальным данным. Социальное бедствие приобрело новые масштабы, когда процент употребляющей ПАВ молодежи достиг половины от всего числа наркозависимых РФ, а в кругах подростков наркотические вещества перестали быть «запрещенными». Сегодня наркомания превратилась в затяжную эпидемию 21 века.

2 участник. Пик наркомании в России пришелся на время пандемии COVID-19, коснулась проблема больше подростков, которые вынуждены были изолироваться от внешнего мира. Соответственно, дилеры перекочевали в интернет. В 2020 − 2021 годах число наркоманов в России увеличилось до 5 млн, а периодически принимают наркотики около 13 млн россиян.

3 участник. Средний возраст наркозависимых — от 16 до 30 лет. Более 60% составляет молодежь 18−25 лет, 20% — люди старше этого порога, а на остальные 20% приходятся несовершеннолетние лица, начиная с 7-летнего возраста.  За 8 месяцев  2022 года на территорию государства пытались ввезти свыше 20 тонн наркотических веществ, что в 40 раз больше, чем в  2021 году.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ НАРКОТИКИ НА РОССИЙСКОМ ДАРКНЕТ-РЫНКЕ

Масштабное исследование, проведенное изданием «Проект» в 2019 году, позволило определить наиболее востребованные ПАВ среди россиян. (Информация получена в результате анализа одной из крупнейших онлайн-площадок по продаже наркотиков в даркнете).

В перечне преобладают «синтетики», которые в 2023 году захватили наркорынок и привели к росту наркомании в России.

МЕФЕДРОН. Одна из самых опасных синтетических смесей, вызывающая зависимость уже после первого приема. Долгое время «меф» продавался в виде солей для ванн, которые убивали сотни тысяч наркозависимых по всей планете. Уличные «варщики» меняют состав мефедрона по сей день, тем самым делая его более токсичным и смертоносным.

ГАШИШ. Популярностью пользуется именно искусственный гашиш, который не содержит даже отходов сушеной марихуаны. Вместо конопли используют кофе, табак для кальяна, чайные смеси — сырье пропитывают синтетическими каннабиноидами. Для наркотика характерна высокая летальность, так как рассчитать безопасную дозу крайне сложно.

АЛЬФА-ПВП. Синтетический психостимулятор обладает схожим эффектом с амфетамином и мефедроном, однако отличается более выраженным воздействием на ЦНС. Зависимость от препарата формируется почти моментально, а нарушения в работе органов наступают через несколько месяцев после начала употребления — человек угасает на глазах.

  1. Наркотики и здоровье.

Наркотики несут тотальное разрушение организма. Употребление запрещенных препаратов приводит к вымыванию всех витаминов и полезных веществ, что делает невозможным процесс восстановления от различных повреждений.

Негативные последствия наступают для всех органов:

  1. В первую очередь «под удар» попадают печень, костная ткань, зубы, суставы, волосы, ногти.
  2. При внутривенном применении из-за постоянных уколов начинаются проблемы с кожей: появляются язвы, возникают очаги гниения, высок риск развития гангрены.
  3. Разрушается нервная и сердечно-сосудистая системы, уничтожаются клетки головного мозга.
  4. Из-за пониженного иммунитета организм наркомана легко «подхватывает» инфекционные заболевания. Нестерильные условия употребления наркотиков приводят к заражению ВИЧ-инфекцией и различными гепатитами.
  5. У женщин со временем развивается бесплодие, у мужчин – импотенция.
  6. Еще одним негативным последствием является преждевременное старение, когда за короткий срок внешность человека резко меняется в худшую сторону.
  1. Наркотики и красота.

Жизнь  наркомана меняется кардинально, но и внешний вид тоже. Например,

Сжимание челюсти, лицевые гримасы. Эти признаки сразу бросаются в глаза. Они характерны для наркозависимых, употребляющих стимуляторы, особенно синтетические (соли, меф). Мышцы лица в таком состоянии непроизвольно подергиваются, иногда это выглядит очень страшно. Гримасы могут быть очень резкие, дерганые и внезапные. 

Вытянутая форма лица, заостренные черты

Вытянутая форма лица характерна для героиновых наркоманов со стажем. У таких людей «торчат» нос и скулы.

  • Странное выражение лица (безразличие, недоумение и т.д.)

В процессе употребления зависимые уходят в себя и живут внутренними мыслями и переживаниями. В этот момент на лице твориться абсолютно, что угодно.

В обычной домашней ситуации вы можете заметить на лице наркомана испуг, подозрения, замешательство, улыбку или удивление без какой-либо видимой на то причины.

Некоторые психоактивные вещества слуховые и зрительные галлюцинации. В них наркоман погружается с головой, забывая, что происходит и где он находится на самом деле.

Длительный прием психоактивных веществ неизбежно приводит к проблемам с кожей.

  • Бледный или покрасневший цвет

Цвет лица наркомана и независимого человека значительно отличаются. Под воздействием зелья лицо бывает красное или красноватого оттенка. Это объясняется обильным притоком крови. Лицо становится бледным в случае длительного периода без еды и сна, а также при превышении дозы. При передозировке наркоман может начать синеть.

По глазам наркомана можно не только определить факт употребления, но и какой тип наркотиков человек принимал. Наркозависимые об этом знают и поэтому всеми силами стараются скрыть эти признаки. Наркоманы никогда не смотрят прямо в глаза, опускают или отводят взгляд. Прячут глаза под козырьком кепки, под капюшоном или за темными очками. 

  1. Наркотики и юридическая ответственность.
  • За незаконный оборот наркотических средств ответственность наступает с 16 лет
  • Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта запрещенных веществ- штраф 4-5 т. рублей или административный арест до 15 суток;
  • Потребление наркотических средств…. штраф 4-5 т. рублей или административный арест до 15 суток;
  • Приобретение, хранение, изготовление наркотиков без цели сбыта- в значительном размере до 3 лет, в крупном размере от 3 до 10 лет, в особо крупном- до 15 лет лишения свободы.
  • Производство, сбыт или пересылка наркотиков (ст. 228 УК РФ) до 8 лет лишения свободы.
  •  В образовательных учреждениях, в сети Интернет до 12 лет лишения свободы
  • В особо крупном размере от 15 до 20 лет лишения свободы или пожизненно.

Упражнение

  1. Рядом с тобой не всегда будут люди, которые желают тебе добра. Встречаются и доброжелатели, предлагающие «брать от жизни все». Если ты поверишь их уверениям в том, что наркотики помогут тебе приобщиться к обществу избранных, твоя жизнь закончиться, не успев начаться.  /

Упражнение. Взять лист, в котором написано, то, что человек любит больше всего, что ему интересно/  и бросает его на пол.

Наркоман теряет все, что ему было дорого, он не может это сохранить.

 А ты разберись в ситуации, подумай о последствиях (как это отразиться на моем здоровье,  как измениться мой внешний вид, не возникнет ли проблем с родителями,  друзьями, как я буду относиться к себе?

 ПРИМИ свое решение и СООБЩИ о нем.

Стой или иди, выпрямившись.

Смотри людям в глаза  прямо

Говори ясно и по делу, обычным голосом

Не оправдывайся

Упражнение- как сказать «НЕТ». Раздаются записки произвольно с формой отказа. Ребята громко озвучивают текст или продумать фразу-отказ и озвучить ее.

  1. Независимость- это умение говорить «нет» Каждый раз, когда ты говоришь «нет», ты становишься свободнее, независимее. Встать на ноги, идти своим путем- смысл независимости.

 А как стать независимым?

 -Научись ценить себя.

-Определи и прими свои сильные и слабые стороны. Гордись собой, таким, какой ты ест.

-Развивайся. Разносторонние люди интересны окружающим.

- Не  бойся новых идей и способов воплощения жизненных планов, меняйся!

- Пробуй себя в разных видах деятельности, живи не только для себя, но и для других!

-Развивай свой талан. Гордись своими победами, как большими, так и малыми.

-Не позволяй прошлым неудачам удерживать тебя. Если ошибку можно исправить- это не ошибка.

- находи время, чтобы побыть наедине со своими мыслями и чувствами.

Источники.

  1. Наркомания в России. https://kas.clinic/blog/narkomaniya-v-rossii/ 
  2. Источник: https://creative-news.ru/statistika-narkozavisimosti-v-gorodah-rossii-gde-bolshe-vsego-lyudey-zavisimyh-ot-narkotikov
  3. Влияние наркотиков на женский организм https://czr.su/vliyanie-narkotikov-na-zhenshhinu/ 
  4. Опасность наркомании. https://www.alcoclinic.ru/poleznaja-informacija/opasnost-narkomanii/ 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок истории в 10 кл . «Коллективизация в СССР» в рамках дистанционного обучения, региональный конкурс «Лучшая практика дистанционного обучения».

Слайд 2

Ссылка на урок https:// drive.google.com/file/d/19Q882h9OUR5f2V8LoGnozGMSOHZ7UXIb/view?usp=sharing



Предварительный просмотр:

Л.П.Рудакова  учитель истории МБОУ «Хибинская гимназия» г. Кировск, Мурманская область, категория высшая.

НОМИНАЦИЯ-  «Лучшая методическая разработка педагогических работников общеобразовательных организаций по формированию толерантного сознания учащихся»

(Автор  прошел  стажировку  в институте Яд Вашем, г. Иерусалим  (Израиль)  по проблеме формировании толерантного сознания молодежи в 2011 г. (Сертификат),    в 2012 г. прошел обучение  на виртуальных курсах «Катастрофа европейского еврейства»  г. Иерусалим,  Яд Вашем (Сертификат).

Методическая разработка урока обществознания

11 класс (1ч.)

Тема:  «НЕТ ПЛОХИХ НАРОДОВ…»

 Цели урока: 

- Образовательная: на примере политики Холокост (Катастрофа),  показать роль людей разных национальностей в спасении европейского еврейства, обреченного нацистами в годы Второй мировой войны на полное уничтожение;

- Развивающая: способствовать развитию  компетентности анализировать текст, оценивать поступки людей, работать с документом, работать в группе, объяснять мотивы нравственного выбора участников событий;

- Воспитательная: способствовать формированию толерантного отношения к людям другой национальности, религиозных взглядов, формированию установки - «нет плохих народов».

Оборудование: мультимедиа проектор, интерактивная доска

Средства обучения: раздаточный материал   для работы в группах с  заданиями, учебная презентация. 

Опережающее задание: прочитать  раздаточные материалы (Из истории политики Холокост на территории СССР, информация для работы в группах)

Ход урока.

Организационный. Учитель сообщает тему, выдвигает учебные проблемы; знакомит группы  с заданиями; определяет формы самостоятельной работы учащихся.

 Актуализация знаний.

Учитель. Вспомним страницу истории. Вторая мировая война…идеология нацизма….Холокост. Шоа… Преднамеренная попытка полного истребления целой нации, приведшая к уничтожению 60 % евреев Европы и примерно 35 % еврейского населения мира, а также от четверти до трети цыганского народа, около 10 % поляков,  полному уничтожению «чернокожих» немцев и душевнобольных, около 3-х миллионов советских военнопленных и др.

Система, предназначенная для массового уничтожения людей: были найдены многочисленные списки потенциальных жертв и свидетельства об убийствах. Во время Второй мировой войны на оккупированных Германией территориях были построены лагеря смерти, предназначенные для убийства миллионов людей; при этом технология уничтожения совершенствовалась.

Истребление продолжалось вплоть до вторжения на территорию Германии и её последующей капитуляции в мае 1945.

(Опережающее задание- учащиеся при подготовке к уроку, повторили основные события истории Холокоста)

 Основные вехи истории Холокоста:

  • Начало преследованиям положил бойкот евреев с 1 апреля 1933 года и последующая волна расовых законов, нацеленных на евреев, работающих в государственных учреждениях или по определенным профессиям. 
  • «Нюрнбергский закон» от 15 сентября 1935 года положил конец равноправию евреев в Германии и определял еврейство в расовых терминах.
  • Антиеврейская истерия в Германии привела в 1938 году (в ночь с 9 на 10 ноября) к массовым погромам, вошедшим в историю как «Хрустальная ночь» (из-за осколков стекла, которыми были усыпаны улицы немецких городов).
  • В 1933—1939 годах из Германии и Австрии бежало 330 тысяч евреев. Около 110 000 еврейских беженцев вырвались из Германии и Австрии в соседние страны, но подвергались преследованиям уже во время войны.
  • С началом войны, нацисты захватили регионы с компактным еврейским населением — Польша, Прибалтика, Украина, Белоруссия.
  • В крупных городах (намного реже — в городах небольших) создавались еврейские гетто, куда сгонялось всё еврейское население города и окрестностей.
  • На территории СССР крупнейшими гетто были гетто во Львове, Минске, Вильнюсе, Белостоке. 
  • Население еврейских местечек СССР уничтожалось сразу и на месте т. н. эйнзацгруппами, а также украинскими и прибалтийскими коллаборационистами.
  • Уничтожением евреев в оккупированной Одесской области занимались румынские войска. По всей Прибалтике, Украине, Белоруссии, почти возле каждого небольшого города, возле многих деревень находятся т. н. «ямы» — естественные овраги, куда сгоняли и расстреливали мужчин, женщин, детей.
  • В середине октября 1941 года началась депортация евреев из Германии, и спустя несколько дней была запрещена еврейская эмиграция.
  • Также в октябре были выбраны места для строительства лагерей уничтожения Хелмно и Белжец. В начале декабря первый из них, Хелмно, начал функционировать. Там евреев убивали угарным газом, который вырабатывали огромные дизельные двигатели, закачивавшие газ в газовые камеры.
  • В 1942 году, в Ванзее , нацисты принимают программу «окончательного решения еврейского вопроса». Это решение не афишировалось, и мало кто (в том числе и будущие жертвы) в то время мог поверить, что в ХХ веке такое возможно. Евреев Германии, Франции, Голландии, Бельгии посылали на восток, в лагеря и гетто Польши и Белоруссии, рассказывая им о временности такого переселения. В Польше создавались т. н. «лагеря смерти», которые вообще не были рассчитаны на проживание большого количества людей — только на быстрое уничтожение новоприбывших.
  • Протокол совещания фигурировал на Нюрнбергском процессе как одно из важнейших доказательств в разделе «Преследование евреев».
  • Судьба евреев оккупированных территорий была предрешена. Лишённые поддержки местного населения, многие из этих людей не имели шансов выжить вне стен гетто.

Учитель.

Вопрос классу: Была ли возможность у евреев Западной Европы возможность спастись?

 (Предполагаемые ответы учащихся: во многом, их спасение зависело только от людей, готовых прийти им на помощь).

Учитель.

                                     В годы Катастрофы любая помощь евреям была запрещена законом, а бросать вызов нацистскому режиму было трудно и опасно. Тех, кто отважился спасать евреев во время Катастрофы, было меньшинство. Даже среди тех, кто был против преследования евреев, немногим достало смелости попытаться их спасти или вообще что бы то ни было сделать. Учитывая, что спасение евреев было опасным для жизни и благополучия, причем не только спасавшего, но и всей его семьи, такая ситуация по-человечески объяснима. Тем более уникальны те люди, которые несмотря ни на что решили спасать евреев.

 Проблемное задание урока:

         Задания по группам.

     Представить свою тему, показать роль людей разных национальностей в спасении еврейского народа. Ответить на вопрос: «Какими мотивами руководствовались люди, спасавшие евреев?»

Иностранные дипломаты.

Рауль Валленберг (Швеция),

Семпо Сугихара (Япония)

Датское подполье.

Личное мужество. Аделаида Оваль (Франция).

Вера Спарнинг (Латвия)

Личное мужество. Николай Киселев, Василий Орлов  (СССР).

+ работа по документу «Свидетельство Феликса Сорина»

Личное мужество.

Ирена Сендлер

(Польша)

Приложение1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

      Приложение 1.

                Иностранные дипломаты – особая категория Праведников. В их случае основной вопрос при присвоении звания заключается в том, рисковали ли они собой и подвергалась ли их жизнь опасности; ведь, как правило, эти люди обладали дипломатической неприкосновенностью в тех странах, где работали, и не оказывались в ситуациях, представлявших непосредственную угрозу для жизни. Тем не менее, многие из них лишились работы и погубили свою репутацию, многие пострадали в результате своей гуманности, и поэтому комиссия удостоила их звания Праведника.

                Рауль Валленберг

                В марте 1944 года немцы оккупировали Венгрию, а к маю того же года началась депортация евреев в лагерь Освенцим-Биркенау. С мая по июль 1944 года были депортированы около 435.000 венгерских евреев; в столице Венгрии, Будапеште, осталось около 200.000 евреев. Вскоре после вторжения гитлеровцев шведская дипломатическая миссия в Будапеште начала операцию спасения. Министр иностранных дел Швеции предложил выдавать временные шведские паспорта венгерским евреям, хоть как-то связанным с гражданами Швеции. В июле, по рекомендации шведского отделения Всемирного еврейского конгресса и при поддержке Совета по делам беженцев войны при президенте Рузвельте, министерство иностранных дел Швеции направило в Будапешт Рауля Валленберга, чтобы он возглавил операцию. Валленберг был родом из известной старинной шведской семьи, многие члены которой были банкирами. Шведское посольство в Будапеште предоставило ему дипломатический статус. К октябрю 1944 года, когда к власти пришла венгерская нацистская партия «Скрещенные стрелы», депортации в лагеря смерти возобновились в полном объеме.

                Однако Валленберг уже занял пост и в течение последующих трех месяцев выдал несколько тысяч «защитных паспортов». Когда Адольф Эйхман приказал отправить будапештских евреев в марш смерти к австрийской границе, Валленберг на своей машине догнал колонну, чтобы вызволить оттуда евреев, обладавших шведскими документами. Он даже подсказал тем, у кого не было шведских документов, заявить, что такие документы у них есть, и вернул их в Будапешт. Он вызволял евреев из лагерей принудительных работ и с поездов, которые должны были отправиться в Освенцим.

            Цви Эрез был спасен Валленбергом во время марша смерти осенью 1944 года. Он рассказывает:

        "Когда мы подошли к городу в процессе марша, мы увидели на обочине дороги двух человек. Один из них [...] сообщил нам, что он из шведской дипломатической миссии, и спросил, есть ли у нас шведские паспорта. Если нет, сказал он, то возможно, у нас их отобрали или порвали люди из «Скрещенных стрел» […] Мы поняли намек и ответили «Да». Он внес наши имена в список, и мы пошли дальше […] На следующей станции мы снова увидели Валленберга […] Размахивая списком, он требовал, чтобы всех, кто был в списке, отпустили. Они начали кричать друг на друга по-немецки […] В конце концов, к нашему изумлению, Валленберг настоял на своем, и примерно 280-300 евреям позволили вернуться в Будапешт».

                Валленберг также расселял евреев в так называемых «безопасных домах». Вскоре и другие дипломатические миссии в Будапеште последовали его примеру, создав сеть международных убежищ для евреев.

                Красная армия вошла в Будапешт 16 января 1945 года. Валленберг пытался договориться с советскими властями, убедиться в том, что они будут хорошо относиться к евреям. Однако Советы заподозрили, что Валленберг является шпионом, и после встречи в советском штабе он бесследно исчез.

                После смерти Иосифа Сталина в 1953 году советское правительство признало, что Валленберг действительно был арестован и впоследствии умер в тюрьме в 1947 году. Однако некоторые заключенные в советских лагерях утверждали, что видели Валленберга живым и позднее. Однозначного доказательства его смерти нет.

                Валленберг стал легендой. США, Канада и Израиль присвоили ему звание почетного гражданина. После войны шведское правительство не стало требовать, чтобы советские власти освободили Валленберга, а дало понять, что считает его погибшим, таким образом, возможно, решив его судьбу. Шведское правительство преуменьшало заслуги Валленберга и значение его деятельности во время войны, поскольку он происходил из семьи, считавшейся «капиталистическим врагом» шведского народа. Кроме того, его семья долгие годы отказывалась признать, что он погиб. Лишь в 1990-е годы его подвиги были официально признаны. Яд Вашем официально признал Рауля Валленберга Праведником народов мира в 1963 году.

                Семпо Сугихара был японским консулом в Каунасе (Ковно), Литва. В 1940 году ему передали план спасения евреев, согласно которому еврейские беженцы могли добраться до Кюрасао – острова в Карибском море, принадлежащего Нидерландам, для въезда на который не требовалась виза. Чтобы добраться до Кюрасао, беженцам было необходимо проехать через территорию Советского Союза и Японии. Советские власти соглашались выпустить беженцев из страны при условии, что Япония предоставит им визы. Япония, являвшаяся союзником Германии, отказалась одобрить план. Сугихара решил действовать вопреки распоряжениям своего правительства и начал выдачу транзитных виз. В течение последующих нескольких недель он и его жена выдали 1880 виз. Позднее он говорил:

                «Мне было очень тяжело, и в течение двух ночей я не мог заснуть. Я думал: «Я могу выдать эти транзитные визы […] Как консул я не могу допустить, чтобы погибли люди, обратившиеся ко мне за помощью, люди, которым угрожает смерть. Каким бы ни было ожидающее меня наказание, мне ясно, что я должен поступать так, как велит мне совесть». 
(Отрывок из интервью Семпо Сугихары в японской газете, 24 января 1985 года).
Чиуне Семпо Сугихара

        Когда Сугихара вернулся в Японию в 1947 году, его уволили с дипломатической службы за демонстративное неповиновение в 1940-м.

             Яд Вашем признал Сугихару Праведником народов мира в 1984 году. Сейчас его память чтут и в Японии.

**********************************************************************

Приложение 2.

Единственной страной Европы, которая была оккупирована нацистами, и которая при этом сумела организованно спасти свою еврейскую общину, была Дания. До Второй мировой войны в Дании проживало примерно 7800 евреев. Германская армия оккупировала страну 9 апреля 1940 года, но, поскольку датчане не оказали открытого сопротивления, немцы позволили им сохранить свое правительство. В договоре между Данией и Германией был пункт о защите датских евреев – датчане упрямо настаивали на включении его в соглашение. Эта недвусмысленная позиция, выраженная как правительством, так и общественностью Дании, дала понять нацистам, что им лучше воздержаться, хотя бы временно, от действий против датских евреев.

                Важно подчеркнуть, что немецкая оккупация Дании была весьма умеренной по целому ряду причин. Согласно нацистской идеологии, датчане были народом, расово близким немцам, а потому заслуживали лучшего отношения, чем, например, поляки, которые, будучи славянами, находились на «более низкой ступени расовой пирамиды». Еще одной причиной было то, что немцы опасались британского вторжения и надеялись таким образом обеспечить безопасность побережья Дании. Германия не хотела подвергнуть опасности поставки продовольствия из Дании. Как следствие, датское социал-демократическое правительство осталось у власти, а датские евреи до 1943 года даже имели право голосовать.

                Однако весной 1943 года ситуация изменилась. Датское подполье, вдохновленное победами союзных сил над Германией, активизировало свою деятельность. В августе 1943 года датское правительство ушло в отставку в знак протеста против новых требований Германии относительно евреев. Немцы ввели военное положение и взяли на себя непосредственное управление страной. Вернер Бест, наместник Германии в Копенгагене, решил, что пришло время предложить нацистскому руководству в Берлине план депортации евреев. 28 августа 1943 года немецкий дипломат Георг Фердинанд Дуквиц рассказал о плане депортации евреев Георгу Хетдопту, руководителю датской социал-демократической партии. Последний немедленно передал информацию руководителям еврейской общины Дании и датскому подполью. В ночь на 1 октября 1943 года немецкая полиция планировала начать аресты евреев. Многие государственные учреждения встали на защиту евреев, и немецкие власти получили десятки протестов от коммерческих и общественных организаций. Протест выразили и король Кристиан Х, и церковные лидеры, и другие известные деятели. Университеты закрылись на неделю, и студенты приняли участие в операции спасения. В течение трех недель бóльшая часть датских евреев – 7200 человек, а также 700 их родственников-неевреев – были тайно переправлены в Швецию. Операцию облегчило согласие шведского правительства принять еврейских беженцев. Датчане помогли евреям добраться до берега, и датские рыбаки переправили их в Швецию на лодках. В ночь планируемых арестов, с 1 на 2 октября 1943 года, немецкая полиция не нашла большинства датских евреев. План по депортации евреев Дании был полностью сорван.

                Из тех, кому не удалось спастись на рыбацких лодках, около 500 евреев, в большинстве своем стариков и больных, было арестовано и депортировано в Терезин (Терезиенштадт). Датское правительство выразило решительный протест против депортаций и потребовало, чтобы группе представителей Дании было разрешено посетить лагерь. Визит датской делегации и комиссии Международного Красного Креста состоялся летом 1944 года. В результате отказа датчан бросить своих соотечественников-евреев в беде датские евреи не были депортированы из Терезина в Освенцим-Биркенау; большинство было отправлено в Швецию незадолго до окончания войны.

                Решительное сопротивление датского народа дискриминационным мерам по отношению к евреям, операция по эвакуации большинства датских евреев в Швецию, а также защита тех, кого депортировали в Терезин, выделяются в истории того периода как исключительное проявление моральной и политической смелости и ответственности.

Яд Вашем присвоил многим датчанам звание Праведника народов мира. Деятельность датского подполья также была отмечена посадкой отдельного дерева на аллее Праведников. Далее мы приведем пример датской четы, членов подполья, которые были признаны Праведниками народов мира.

***********************************************************************

Приложение 3.

Аделаида Оваль – французский врач, в 1965 году получившая от института Яд Вашем звание Праведника народов мира за помощь евреям, оказанную во времена Катастрофы.

        В апреле 1942 года Аделаида Оваль была задержана при попытке пересечь границу, отделявшую оккупированную зону Франции от неоккупированной. Она пыталась попасть на похороны матери. Ее арестовали и посадили в тюрьму в ожидании суда. Во время заключения Оваль резко выступала против бесчеловечного обращения с заключенными-евреями. В наказание за открытое выражение своего мнения ее депортировали в Освенцим-Биркенау; на ее документах стояла пометка «сочувствующая евреям». В Освенциме ее заставили работать врачом, и она старалась защитить как можно больше заключенных, в том числе группу женщин, больных тифом – как евреек, так и неевреек. Оваль спрятала женщин на верхнем этаже блока, чтобы нацисты не узнали об эпидемии и не убили всех инфицированных, как делали это обычно.

                Позднее один из врачей СС, работавших в Освенциме, предложил Оваль «поработать в сфере гинекологии». Оваль вскоре выяснила, что врачи-эсэсовцы использовали беззащитных женщин-заключенных как подопытных кроликов, подвергая их жестоким псевдонаучным медицинским экспериментам. Оваль выразила свой протест против опытов и отказалась в них участвовать. После этого, в середине 1944 года, ее перевели в женский лагерь Равенсбрюк, где она находилась до освобождения в апреле 1945 года. В 1964 году Аделаида Оваль выступила свидетелем на суде бывшего врача СС, утверждавшего, что в Освенциме не повиноваться приказам было нельзя. По окончании процесса британский судья заявил: «Аделаида Оваль – один из самых храбрых и сильных людей, когда-либо дававших свидетельские показания в суде».

Вера Леонардовна Спарнинг родилась в 1902 году в латышской семье и всю жизнь прожила в Минске. Она работала с детьми. До войны она была директором детского садика-интерната в санатории для туберкулезных детей. С началом войны в июне 1941 года родители детей, находившихся в детском саду, забрали их оттуда, и сад прекратил свое существование. Вера Спарнинг (Баранова)

                Однако с началом нацистской оккупации появились другие проблемы. Многие дети Минска превратились в сирот. О них и начала заботиться Вера Леонардовна. В первую очередь она собирала таких детей и организовывала для них кров и базовые условия жизни. Почти сразу она была назначена Отделом детей минской управы директором 7-го детского дома, в котором оказалось поначалу около 70 детей, часть из которых были евреи. Этот детский дом находился на окраине города, недалеко от сельскохозяйственной зоны, что позволяло выращивать некоторое количество овощей для детей. Жители окружающих домов также жертвовали еду, так что можно было обеспечить минимальные потребности детей. Вера Спарнинг была отличным организатором и использовала свои довоенные связи. Ей удалось, кроме всего прочего, договориться о получении детдомом излишков производства местного молокозавода. Она также наладила связи с местной баптистской церковью, которая также жертвовала детдому еду, одежду, заботилась о профессиональной подготовке более старших детей и проводила занятия на темы веры и этики. Пастор Яков Рапецкий говорил детям на занятиях об обязанности любви к людям и ответственности друг перед другом, о грехе предательства. В беседах самой Веры Спарнинг с воспитателями она много говорила о равенстве между всеми людьми.

                Поскольку Спарнинг сама подбирала воспитателей детдома, она заботилась о том, чтобы это были подходящие люди и чтобы они хранили тайну нахождения еврейских детей в детдоме. Еврейские дети попадали в детдом самыми разными путями. После прибытия в детдом еврейских детей директор придумывала им русские имена и легенды, которые детям следовало повторять во время проверок. Поскольку значительная часть еврейских детей не имели «русской» внешности, их было легко идентифицировать, поэтому у Веры Спарнинг было несколько путей спасения таких детей. Вот что рассказывает Давид Таубкин, свидетель, спасенный Верой Спарнинг:

        «Вера Леонардовна проводила политику: “У нас нет евреев!” и строго наказывала за проявление “детского антисемитизма”. Когда ожидались проверки по выявлению евреев, она старалась упрятать детей с типичными семитскими лицами куда-нибудь подальше или укладывала их в постель и говорила, что они больны. Таким образом, в этом детском доме дождались прихода советской армии более тридцати еврейских детей (из 120 детдомовцев)».

******************************************************************

Приложение 4. 

Василий Орлов  занимал в оккупированном Минске должность директора Детского отдела местной управы,  благодаря которому сотни еврейских детей остались в живых. Василий Орлов

        Судя по всему, в Минске существовала подпольная сеть по спасению еврейских детей, во главе которой стоял Орлов. Он отправлял этих детей в 7-й детдом, зная, что речь идет о еврейских детях и о том, что именно там можно этих детей спрятать. Он также направлял детей в другие детские дома. Вот один эпизод из деятельности Орлова, о котором рассказывает физически спасенный им Феликс Сорин. Нацисты знали, что в детдомах прячут еврейских детей, и поэтому постоянно устраивали проверки, комиссии, чтобы таких детей выявить. Вот как это было:

        «Мужчина за руку подвёл меня к столу. Первый вопрос задала женщина, сидящая слева. Она спросила, как меня зовут и где я жил перед войной. Я ответил, что зовут меня Феликс, и что перед войной жил в Ошмянах. На вопрос, где работал отец, ответил, что он был рабочим на дрожжевом заводе. Дальше мужчина провожал меня вдоль стола от одного члена комиссии к другому. Задавались различные вопросы, и я на них отвечал почти интуитивно, где правдой, а где нет. Когда кто-то спросил, как звали мою маму, я сказал, что Феня Ивановна, хотя на самом деле её звали Фрида Исааковна, а я знал, что это имя еврейское. Я начал немного успокаиваться. Но вот передо мной оказался полицай в чёрной форме. Бросилась в глаза круглая коротко стриженая голова. Первый его вопрос был совершенно неожиданным. Он спросил: «А в синагогу ты ходил?» Я знал, что такое синагога, хотя ни разу в ней не был. Семья наша не была религиозной. Я ответил вопросом на вопрос: «А что такое синагога?» Тогда он спросил, как меня зовут. Я ответил: «Феликс». «А какая у тебя фамилия?» Я ответил: «Сорин». Он немного подумал и, обращаясь к своему соседу за столом то ли с утверждением, то ли с вопросом, сказал: «Сорин, на «ин» кончается, наверно жидовская фамилия». Я заволновался. В это время сосед, обернувшись к полицаю, спокойно и очень уверенно сказал, что это русская фамилия, что у Чехова (он назвал произведение) есть персонаж - Сорин, помещик, дворянин, а в России дворянами евреи быть не могли. А, затем, немного повысив голос, чётко произнёс: «У него чисто русская фамилия». После этих слов я как-то воспрял духом, почувствовал человеческую поддержку, и мне подумалось, что всё ещё может кончиться хорошо. Я понятия не имел, кто этот человек, так неожиданно защитивший меня, вселивший в меня надежду. Запомнились лишь какие-то своеобразные, светящиеся из глубины, ласковые глаза. А в это время над перегородкой, что отделяла комнату от коридора, (перегородка не доходила до потолка) появилась белобрысая детская рожица и заявила: «Он не еврей, он русский, мы Филю знаем!» Рожица исчезла, а за стенкой слышались детские голоса. В этом эпизоде больше всего меня почему-то поразило не то, что кто-то осмелился встать на мою защиту, а то, что этот мальчик назвал меня моим домашним именем, которое мало кому было известно».         (Феликс Сорин, Свидетельство).

        Позднее выяснилось, что спаситель Феликса и есть Василий Орлов, который по долгу службы участвовал в таких «комиссиях», и который сколько мог, под любым предлогом выгораживал еврейских детей. После войны Орлова взяли органы НКВД, как «пособника» нацистов, однако, благодаря письмам и свидетельствам спасенных детей, дело было закрыто, а Орлов очищен от всякой вины.

Вопросы по документу (Свидетельство Феликса Сорина):

1) Как удалось Василию Орлову спасти мальчика Феликса?

2) Каким  запомнился Феликсу Василий Орлов?

******************************************************************Irena Sendlerowa 1942.jpg

Приложение 5. Ирена Сендлер (1910-2008) была членом Варшавского управления здравоохранения и одновременно членом организации Жегота («Жегота» - это кодовое название совета помощи евреям).  По долгу службы она часто посещала Варшавское гетто, чтобы следить за больными детьми. Во время этих посещений она вывезла около 2500 еврейских детей, которых передавали в детские дома, польские семьи и монастыри. Сендлер вывозила детей самыми различными способами: младенцев она прятала в ящик, более старших детей вывозила под брезентом. Ирена Сендлер записывала данные всех спасенных ею детей, надеясь после войны вернуть их семьям. Она прятала списки в стеклянную банку и закапывала ее во дворе своего дома.

        В 1943 году Сендлер была арестована, пережила жуткие пытки и была приговорена к смертной казни. Однако польским подпольщикам удалось подкупить охранников, которые сопровождали Сендлер к месту казни, и Ирена была спасена. Вот то что позднее рассказывала сама Ирена Сендлер об этом событии:         «Одна моя подчиненная не вынесла побоев, она выдала им меня. Так немцы узнали, что я принадлежу организации, которая помогает евреям. Немцы били меня, пытали меня, сломали мне ступни и ноги, и покончив с этим, они приговорили меня к смерти. Тем временем мои коллеги по Жеготе сделали всё, что могли, чтобы освободить меня. Не только ради меня лично, но еще и потому, что я была единственная, кто владел закодированной информацией о 2500 еврейских детях, спрятанных Жеготой в разных потайных местах, в монастырях, а также в частных домах. И запись этой информации хранилась у меня дома. Благодаря счастливым обстоятельствам, она не попала в руки нацистов».
        В официальных немецких бумагах, при этом, она значилась казненной. До конца войны Сендлер скрывалась, но продолжала помогать еврейским детям. После войны она раскопала тайник с данными детей и пыталась найти их родственников. Однако выяснилось, что абсолютное большинство из них погибло в концентрационных лагерях и лагерях смерти.

        В 1965 году Ирене Сендлер было присвоено звание Праведницы народов мира (в числе первых Праведников). Она была награждена многими государственными наградами Польши и Израиля. В 2006 году президент Польши и премьер-министр Израиля выдвинули кандидатуру Сендлер на получение Нобелевской премии мира, однако в том году эту премию присвоили бывшему вице-президенту США Альберту Гору.

! Каждая группа, после своего выступления, приходит к выводу, что люди, спасавшие евреев, руководствовались в своих действиях чувствами сострадания, сочувствия, осознания несправедливости всего происходящего.

Подведение итогов работы в группах.http://dvbpro.ru/wp-content/uploads/2010/07/answer.jpg

 Вопрос учителя  к аудитории,  после представлении работы группы.

Какую нужно иметь национальную принадлежность, чтобы иметь способность сочувствовать, сострадать, проявлять милосердие и  человечность? (предполагаемый ответ учащихся-  на подобные чувства способны люди любой национальности, это люди, которые имеют совесть, личное мужество, человеколюбие).

Мудрей Конфуций говорил: "Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством".

    Заключение.  Чувства, которые может переживать  люди  различны:   негативные, позитивные… но ни одна наука не связывает преобладание определенного спектра чувств  с этнической принадлежностью человека. Вот еще примеры. Немецкая семья Лендорф проживала в огромном особняке, где было около ста комнат и в котором на протяжении многих столетий обитали ее предки. Граф Генрих фон Лендорф-Штайнорт, был крупным землевладельцем, офицером запаса и в свое время принимал деятельное участие во вступлении Гитлера (Adolf Hitler) во власть. Случилось так, что он оказался свидетелем издевательств и убийств еврейских детей, это  подтолкнуло его выступить против Гитлера и его власти — он примкнул к Движению Сопротивления нацистскому режиму Германии и стал одним из главных его участников. 20 июля 1944 года Генрих фон Лендорф принимал участие в покушении на Гитлера, которое было подавлено и кульминацией которого стала казнь Граф был казнен  через повешение 4 сентября 1944 года. После этой расправы все члены его семьи были отправлены в трудовые лагеря, где и находились до конца Второй мировой войны. Война оставила без крова многих, в том числе и семью Лендорф. http://worldwar2blog.ru/wp-content/uploads/2012/03/249-kenig-01.jpg

Другой пример. Гейдрих Рейнхард   (1904–1942) — сентиментальный музыкант, романтический моряк, хитрый и жестокий шеф Главного Управления Имперской Безопасности (РСХА), прекрасный фехтовальщик, образцовый отец, грациозный наездник и бесстрашный летчик-истребитель — все это одно лицо, имя которому Рейнхард Гейдрих.
Гейдрих являлся одним из главных архитекторов Холокоста и реализаторов замысла геноцида евреев в Германии и оккупированных странах.Bundesarchiv Bild 146-1969-054-16, Reinhard Heydrich.jpg

После оккупации Польши Гейдрих отдал приказ создать для евреев специальные районы компактного поселения в крупных городах – гетто. Отправка евреев в гетто была для Гейдриха лишь этапом, промежуточной станцией на пути к окончательной цели — полному уничтожению еврейского населения Европы. В рамках своего проекта Гейдрих предлагал отправить евреев на принудительные работы на Восток, где большая их часть должна была погибнуть от изнурительного труда. Выжившие должны были подвергнуться «специальному обращению», то есть физически уничтожены. Всего по подсчётам ликвидации подлежали одиннадцать миллионов евреев. Таким образом, именно Гейдрих сформулировал основы «окончательного решения еврейского вопроса». НИ КАПЛИ СОСТРАДАНИЯ, ОТЧАЯННАЯ ЖЕСТОКОСТЬ.

Оба немцы по национальному происхождению, но так, по-разному, проявившие себя в годы нацистской диктатуры.

Английский философ Уолтер Баджот еще из 19 века  заметил: «Нации соприкасаются своими вершинами». И эти «вершины»- всё человеческое в человеке.
Востребованность человеком толерантности и поиск или создание вокруг себя толерантных отношений является характеристикой демократической личности.      Демократическая личность формируется в процессе "нормальной" социализации и характеризуется отсутствием этнических предрассудков, широтой мышления, толерантностью, признанием равенства людей, открытостью, низким уровнем тревожности, приоритетом рационального начала, активной жизненной позицией и чувством ответственности за других.

Надо понимать одну, очень  важную вещь: «Нет плохих народов, есть плохие люди». Это то, что должно стать ценностью толерантной личности.

Рефлексия. Чему мы учимся на таких историях?

Литература и источники.

  1. Катастрофа и память о ней. И. Гутман, Н.Галиль. 2010г. Иерусалим.
  2. Материалы Виртуального курса «Катастрофа европейского еврейства». Яд Вашем. Иерусали. 2011 г.
  3. Холокост. Режим доступа- http://ru.science.wikia.com/
  4. Музей истории Катастрофы Яд Вашем. http://www.yadvashem.org/yv/ru/resources/index.asp


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

«Деятельность П.А. Столыпина:  успокоение или реформы»

Урок, посвященный

Цели:

1. применение  изученного  материала по разделу «Российская империя в начале ХХ века»

2. развитие ключевых компетентностей  старшеклассников

3.формирование  мировоззренческой позиции через критическое осмысление деятельности  исторической личности

Планируемые результаты:

Личностные УУД: умение проявлять познавательный интерес к изучаемой теме; оценивать правильность выполнения учебной задачи; развитие умения отвечать на вопросы,  аргументировать и отстаивать своё мнение; осознавать успешность своей деятельности.

Метапредметные УУД:

  • Познавательные УУД: умение извлекать необходимую информацию из разных источников; оперировать понятиями, определять задачи, которые решал П. Столыпин,  сопоставлять их со сферами жизнедеятельности общества; делать выводы о результатах проведенных мероприятий; давать оценку проведенным мероприятиям.
  • Регулятивные УУД:  определять лично значимую цель в рамках учебной темы; устанавливать последовательность действий по выполнению задания.
  • Коммуникативные УУД: умение работать в группе (работа в парах, работа в    малой группе), проявлять готовность к учебному сотрудничеству.

Предметные УУД: сформировать представление о выдающейся исторической личности, какой является  П.А. Столыпин; оценить степень реализации политических усилий исторического деятеля, понимать роль личности в истории

Образовательная технология: ИК- технологии, технология деловой игры

 Тип урока: урок применения  знаний

Форма урока: деловая игра (пресс-конференция)

Методы обучения  учебной деятельности:

- иллюстративно-репродуктивный,

- частично-поисковый,

- проблемный,

- наглядный

Оборудование: кабинет истории, оснащенный компьютерами на базе Windows MultiPoint Server, интерактивная доска, мультимедиа-проектор, принтер

Оформление кабинета: фронтально друг другу расположены столы для прессы и столы, с компьютерами для  представителей прессы и столы для публики, электронная презентация  

 

Роли: эксперты, представляющие позицию П.Столыпина и отвечающие на вопросы прессы,  представители прессы, задающие вопросы экспертам, журналисты, готовящие во время пресс-конференции статьи для газеты (рабочие места журналистов, оснащены  компьютерами на базе Windows MultiPoint Server, подключены к Интернет, к техническим устройствам (принтер, SmartBoаrd), публика :

-газета «Речь»- кадетская  газета

-газета «Новое время»- выражает интересы правительства

-газета «Московские ведомости»- крайне правая, откровенные сторонники монархии

-либеральная газета «Право»

- «Рабочий путь»- большевистская газета

- газета «Народный вестник»- газета социалистов-революционеров

Для справки:       

 Наибольшее влияние на общество приобрели кадетские издания, особенно ежедневная столичная газета «Речь», во главе которой стоял П.Н. Милюков. Она издавалась как политическая и литературная с февраля 1906 г.        Газета стояла за укрепление буржуазного строя, категорически отвергала революцию, революционную «романтику».      Ее публицисты признавали только мирные конституционные методы политической борьбы, а революционное движение стремились направить в русло парламентской деятельности.

          Газета постоянно ставила крестьянский вопрос, защищая требование увеличения земельных угодий крестьян за счет принудительного отчуждения части государственных земель и тех площадей, которые не обрабатывали помещики. И хотя издание доходило до радикального утверждения, что земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает, о ликвидации помещичьего землевладения речи в газете не шло. За добавленную землю крестьяне должны были, по мнению кадетов, платить выкуп.

Газета издавалась в 1756-1917 годах в Москве, принадлежала Московскому университету. В начале ХХ века «Московские ведомости стали черносотенной газетой, проповедовавшей погромы и преследования рабочих и революционной интеллигенции.  С 1905 года- орган монархической печати.

       В начале века приобрела популярность еженедельная газета «Право». Пропагандируя идеи твердого буржуазного правопорядка и расширения личных прав граждан, она являлась как бы легальным отделением эмигрантского журнала «Освобождение».

       Вела  неуклонную пропаганду революционного свержения царского режима, безвозмездной передачи земли крестьянам, фабрик рабочим, защищали идею демократической диктатуры пролетариата и крестьянства.

        Вся социал-демократическая, эсеровская, а иногда и кадетская печать преследовалась правительством, цензурой. Поэтому неудивительно, что на место одних запрещенных изданий часто приходилось создавать другие под новым заглавием. Этим объясняется то, что многие радикальные оппозиционные газеты и журналы были недолговечны, но зато представлены весьма большим числом названий.

Задание к уроку:  для журналистов- подготовить шаблон будущей газеты, наброски статей, дающих оценки деятельности П. Столыпина с позиции правых, левых и центристских партий; для экспертов- подготовиться к ответам на вопросы по деятельности П. Столыпина в двух аспектах «Деятельность П. Столыпина по успокоению страны» и «Реформы  П. Столыпина»,  индивидуальное задание ученику подготовить презентацию о П.А. Столыпине для выступления на уроке.

Ход урока:

Организационный момент: учитель разъясняет порядок работы

Вступление учителя: История не творится произвольными деяниями «великих людей», не творится и безличными силами, выражающимися в деяниях и настроениях масс, история- это сплошная равнодействующая поступков множества личностей, каждая из которых действует в зависимости  от условий, от персональных свойств и общественного положения личности. Нет сомнений, что в истории России за первые годы ХХ века с исключительной силой проступила личность Петра Аркадьевича Столыпина.

«Вешатель», «реакционер», «либеральный консерватор» - различные, порой взаимоисключающие характеристики, в зависимости от занимаемых теми или иными людьми позиций, давались одному из наиболее ярких государственных деятелей России-премьер-министру П. Столыпину.

Роль личности в истории заключается в том, что выдающиеся деятели могут влиять на политическое, социальное и культурное развитие своих стран и мировую историю в целом. Во многих случаях именно решение одного человека, его личные качества и идеалы становятся катализатором великих перемен.

Проблемное задание урока:

Какую собственную оценку политическим взглядам и деятельности П. Столыпина вы дадите?

Сообщение ученика об исторической эпохе и о  П. Столыпине  (Презентация)

Учитель: деятельность П. Столыпина приходится на сложный период отечественной истории 1906-1910 г.г., первая русская революция, высокая степень политизации общества, создание партий, интенсивный рост периодической печати. Манифест 17  октября 1905 г. ввел, хотя и неполную свободу печати. Она была освобождена от предварительной цензуры, только задними  числом подвергаясь судебным и административным преследованиям за «антиправительственный характер», и хотя понятие «антиправительственный» толковалось властями широко, все же перспективы издательской деятельности стали более привлекательными.

Я предлагаю провести пресс-конференцию  по теме «Деятельность П. Столыпина: успокоение и реформы», чтобы лучше понять  неоднозначность происходящего  более 100 лет назад, понять реакцию общества через деятельность  прессы в начале ХХ века.

Приглашаются эксперты (4-5 человека), представители прессы с бейджиками,  журналисты занимают свои места у компьютеров c  подключением к локальной сети и Интернету, некоторые из них за время конференции подготовят статьи  в программе Publisher (одна сторона буклета, формат А4, публика готовится  задавать вопросы представителям прессы.

Предлагаемые вопросы и ответы для проведения пресс-конференции:

Вопросы прессы

Ответы экспертов

Газета «Речь»- Какими мерами правительство Столыпина намеревалось навести порядок в стране в условиях продолжавшейся революции 1905-1907 годов?

-Меры требовалось совершенно адекватные тому насилию, которое вершилось. Столыпин намерен был продолжить  реакционный курс предшественника Горемыкина, но мере развития ситуации курс должен был корректироваться.

Газета «Московские ведомости»- России нужна сильная монархическая власть. Не собиралось ли правительство пойти по пути усиления самодержавия и ограничения политических свобод?

-Укрепление позиций монарха возможно только при условии, если эту власть кто-то поддерживает. И это не 1% населения страны, а более значительная часть населения. Так как Россия крестьянская страна, то социальную базу надо создавать за счет основной части населения. Надо помнить, чем сильнее власть, тем слабее позиции революционно настроенных элементов.

«Рабочий путь»- Понимал ли Столыпин, что разгоном I Государственной Думы он лишь подливал масло в огонь революции?

-Да, он это осознавал, но ограничиваться только такими методами он не собирался. Наряду с этим планировалась ужесточить политический режим.

«Рабочий путь»- Военно-полевые суды, преследования профсоюзов- это тоже часть сценария, который должен был успокоить страну?

-Да, Россия, ввергнутая в бунт, не способна созидать. На нападки революционеров Столыпин отвечал так: «Вам, господа, нужны великие потрясения; нам - нужна великая Россия». 

Газета «Право»- Чем  руководствовались, поддерживая решение государя о роспуске I Г. Думы и расставляя караул у здания Таврического дворца

- Решение о роспуске было принято главой правительства И.Л. Горемыкиным, он лишь его реализовал. Дума выразила недоверие правительству, возникла ситуация кризиса, в этих условиях, нужен новый избирательный закон и новый состав Гос. Думы

Газета «Право» - А разгон II Гос. Думы, это было больше решение самого Столыпина. Кадеты не одобрили этот шаг и назвали это заговором Столыпина и К против народного представительства и основных государственных законов. НЕ боялся  ли Столыпин потерять поддержку  либерально настроенной части общества?

- Роспуск II г. Думы был не популярным шагом, но в условиях не стихающей революции, нужны были более кардинальные меры. II Г. Дума оказалась еще более левой, чем первая, революционные настроения не  стихали. Разгон   II Г. Думы   означал и конец революции.

Газета «Речь»- Столыпин П.А.- потомственный дворянин, с хорошим образованием, умный, дальновидный политик, но из-за политической реакции, развернутой правительством Столыпина, его политический имидж значительно пострадал. Как же он решился на подобный поворот?

-Столыпин понимал, что реформирование страны невозможно в условиях революции, в августе 1906 года был принят закон о введении военно-полевых судов. А этому предшествовало следующее: не было дня без стачек и демонстраций, оживилась террористическая деятельность, 12 августа совершено покушение на Столыпина  (32 человека было убито, 22 ранено, погибли сами террористы). Столыпин получил легкую контузию, а его дети Наташа и Аркадий были ранены, дочь особенно тяжело, были раздроблены ноги, врачи настаивали на ампутации обеих ног. Все это и подтолкнуло к более решительным шагам правительства по наведению порядка. П.А. -Столыпин говорил: «Умейте отличать кровь на руках врача от крови на руках палача".   Россию надо лечить и реформировать.

Газета «Московские ведомости»- Реформирование страны размоет политическую основу общества, которое может держаться  только на самодержавии. Неужели Столыпин не понимал,  как губительны для страны какие-либо реформы?

-Столыпин понимал, что без широкой социальной опоры самодержавию скоро придет конец. Правительство же, наоборот, стремится экономически укрепить крестьянское хозяйство, создать слой зажиточных мужиков и таким образом создать эту социальную базу монархии и укрепить политический строй России.

«Народный вестник»-  Эсеры использовали в своей деятельности тактику террора. Каково отношение Столыпина к политике эсеровского террора? Удалось ли, таким образом, создать напряженную ситуацию  в стране и запугать власть?

Столыпин нетерпимо относился к террору как гражданин и как человек, но покушений не боялся. За короткий промежуток времени с 1905 по 1911 годы на Столыпина планировалось или  было совершено от 10 до 18 покушений. «Все нападки на  правительство  рассчитаны на то, чтобы вызвать  паралич воли и мысли», говорил Столыпин  … «Ответить им можно  только двумя словами: «Не запугаете».

«Каждое утро творю молитву и смотрю на предстоящий день как на последний в жизни.  Я понимаю смерть как расплату за убеждения»

В первых строках вскрытого завещания Столыпина было написано: «Я хочу быть погребённым там, где меня убьют». 

Газета «Речь»- Какова была главная цель программы реформ Столыпина?

-Выступая фактически с программой реформ  10 мая 1907 года на заседании II Государственной думы Столыпин изложил суть задуманной реформы следующим образом: «Правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьянство богатым, достаточным, так как где достаток, там, конечно, и просвещение, там и настоящая свобода… Но для этого необходимо дать возможность способному трудолюбивому крестьянину, т.е. соли земли русской освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни, в которых он в настоящее время находится… Богатство народов создает и могущество страны».

Газета «Рабочий путь»- Социалисты защищали интересы крестьянства, не желали видеть его нищим.  Почему же реформа, имеющая такие благие цели, не поддержана левыми, в частности социал-демократами?

-Социал-демократы предлагали полную национализацию земли. А Столыпин выступал категорически против национализации. Он говорил, что «признание национализации земли при условии вознаграждения за отчуждаемую землю или без него,  поведет к такому социальному перевороту, изменению всех социальных, правовых и гражданских отношений, какого не видала еще история»

Газета «Московские ведомости»- Почему программу реформ П. Столыпина не поддержали и правые.

-Программа была ориентирована на частнособственнические интересы, предполагалось перевести с/х на капиталистические рельсы и нормализовать рыночные отношения, а правые выступали за сохранение и укрепление существующих порядков, за помещичье землевладение, внеэкономическое принуждение. Эта система отношений исчерпала себя давно.

Газета «Право»- реформы Столыпина в большей степени соответствовали интересам либералов, но не следует ли признать, что реформа предлагала неосуществимые варианты (например, его переселенческая политика). Считаете ли Вы, что Столыпин был далек все же от реальности?

-Нет. Столыпин Петр Аркадьевич был реалистом, постоянно корректировал ход реформы. Количество переселенцев постоянно возрастало. Так в 1906 году переселенцев насчитывалось 216 т.человек, а в 1908 г.- 758 т. человек. Был и процент обратного переселения, например, в 1915 г.он составил 80%! В сентябре 1910 г Столыпин вместе с главноуправляющим землеустройством и земледелием А.В. Кривошеиным предпринял поездку в Сибирь и Поволжье, результатом которого стала обширная записка, предлагающая ряд действенных мер для упорядочения переселения.

Газета «Рабочий путь»- Крестьяне страдают от нищеты и малоземелья, как,  не устранив помещичьего землевладения можно решить эти проблемы? Согласно аграрной реформе  правительства крестьяне получат земли, которой им будет недостаточно.

-Крестьяне получали в  собственность тот надел земли, которым они пользовались до реформы, за излишки земли надо было заплатить по выкупной цене 1861 года, казенные и удельные земли передавались Крестьянскому банку для продажи крестьянам на льготных условиях (около 9 млн.десятин земли). С 1906 года по 1914 год  Крестьянским банком было выдано более 420 млн.руб. ссуд, с их помощью крестьяне приобрели около 200 тыс.хуторских хозяйств.

«Народный вестник»- Когда аграрная  реформа могла бы дать  свои результаты?

-Редактору саратовской газеты «Волга» в своем интервью Столыпин сказал: «Дайте государству 20 лет покоя, внутреннего и внешнего,  и вы не узнаете нынешней России».  

Подведение итогов пресс-конференции.

Учитель: Личность Столыпина П.А. неоднозначно, его деятельность подвергалась нападкам как справа, так и слева, газеты критиковали его и откровенно ругали. Видный политический деятель России П.Н. Милюков избрал эпиграфом к своей статье, вышедшей в Петербурге накануне первой русской революции, слова французского политика- консерватора по убеждениям Де Бональда: «Государство может быть приведено в смятение вследствие того, что говорят журналы, но оно может погибнуть вследствие того, что они молчат».

Журналисты представляют свои статьи аудитории, «выпускают» газету. (Приложение 3)

Решение проблемного задания урока:

Учитель: в учебниках истории Столыпин представляется как реакционер и как реформатор. Так кто же он в истории?

               Какую собственную оценку политическим взглядам и       деятельности       П. Столыпина вы дадите?

Выводы по  уроку:

  • Столыпин был не только известным политическим деятелем, в жизни он представлял собой богатую уверенную натуру, в которой редкостное самообладание, выдержка и терпение сочеталось с сильными волевыми импульсами, поступками, когда нужно было сломить противостояние самых невыгодных обстоятельств, когда только решимость могла остановить анархию, хаос, и восстановить порядок.
  • Столыпин как бы свыкся со своим положением, с той обязательной жертвой, которую он должен принести ради умиротворения, укрепления и возвышения горячо любимой им России
  • Мужество  Столыпина придали ему много симпатий со стороны самых разных людей и даже целых сословий: «Последний витязь», «Рыцарь без страха и упрека», «Борец за благо России», «Железный Бисмарк России» - такими звучными эпитетами чествовали его при жизни и особенно после нее политические деятели самых разных ориентаций, литераторы и историки.
  • Столыпин имел четкое представление о способах улучшения общественной жизни, государственного устройства.
  • Успешная деятельность Столыпина на государственном посту во многом объясняется и его исключительной бескорыстностью, умением ставить народные интересы выше всех личных расчетов. И его друзья, и даже враги признавали, что стремление к личной выгоде было совершенно чуждо его честной и неподкупной натуре.
  • Тогда, в начале ХХ века и на сегодняшний день,  существовали и существуют противоречивые точки зрения в отношении деятельности Столыпина.

Литература:

  1. Материалы и познавательные задания по отечественной истории. Г.М. Плоткин., М., Просвещение, 1996г., стр. 18
  2. П.А. Столыпин. Воспоминания о моем отце. М.П.Бок, М., Новости, 1992 г., стр.5
  3. Россия на рубеже двух эпох. О.И.Бородина, Москва, 1992 г., стр.36
  4. История Отечества 1900-1940 гг. Л. Жарова, И. Мишина, М., Просвещение, 1992 г.
  5. http://stolypin-info.ru/biography/agrarnaya_reforma
  6. http://www.evartist.narod.ru/text1/86.htm
  7. http://starosti.ru/gazet_mosved.php