Уроки и презентации.

Конспеты уроков, их фрагменты, презентации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата -

Класс -  7

Тема:  Состраданию быть? Л.Н.Андреев. «Кусака»

Цели: Воспитывать чуткость ко всему живому, ответственность за «братьев наших меньших»

Развивать операции логического мышления: анализ, умение делать выводы, сравнивать; связную речь, навыки просмотрового чтения.

Дать понятие «сострадания», познакомить с некоторыми биографическими фактами писателя, о его реалистическом методе в искусстве, проанализировать рассказ «Кусака», определить его тему, идею, образы героев, роль пейзажа.

Оборудование: карточки слова, раздаточные тексты, аудиозапись песенки.  

Ход урока.

  1. Организационный момент
  2. Целеполагание:  работа с эпиграфом.

               Рассматривая отношения человека с животным миром, Л.Андреев так пояснял свою позицию:

« В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни» (Л.Андреев)

- Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке? (О сострадании, о чуткости, о сочувствии, об отзывчивости, об ответственности)

Запись темы в тетрадь.

  1. Словарная работа:  Сострадание – сочувствие чужому страданию, участие, возбужденное горем, несчастьем другого человека. (Ушаков. Словарь современного русского языка. Т. 4. М., 2001)
  2. Проблемный вопрос – А нужно ли сострадание в жизни?
  3. Работа с литературным материалом.
  1. Обзор содержания произведения – пересказ по готовому плану «История Кусаки» 

а) Жизнь собаки до встречи с дачниками;

б) Как Кусака получила свое имя;

в) В жизни есть счастье: это Леля и другие дети, люди, которым можно служить!

г) Уезжают!

д) Снова одиночество.

(во время пересказа дается задание: составить цитатный план рассказа

- «Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени…»

-« У нее отняли ее непримиримую злобу»

-«Всею своею собачьей душой расцвела Кусака»

-«Как же нам быть с Кусакой?»

-«Собака выла») -  коллективный разбор цитатного плана, оценивание более удачных работ.

2) Беседа по содержанию, элементы лингвистического анализа.  

- Если бы вам предложили нарисовать иллюстрацию к рассказу, то что бы вы изобразили?

- Вспомните самые трогательные эпизоды. Как менялась внешность Кусаки в зависимости от того, чувствовала ли она любовь людей: сначала «грязная и некрасивая», затем она «изменилась до неузнаваемости», и в конце – вновь «промокшая, грязная».  Как эти слова называют с точки зрения русского языка, лексики? (синонимы, антонимичные понятия, контекстуальные синонимы) Какова их роль?

- Какую роль в повествовании играет пейзаж, помогает ли он почувствовать настроение собаки?

- Как Кусака выражала свою любовь и ненависть?

-Как относились люди к Кусаке?

-Почему собаку не взяли с собой в город? Как вы думаете, кто будет больше скучать  и почему: Леля о Кусаке или Кусака о Леле?

-Какой еще пример жестокости людей можно найти в рассказе?

- Вспомните, кто еще из русских писателей создал образы четвероногих друзей? (А.П.Чехов «Каштанка», И.С.Тургенев «Му-му») и др.

- Кто виноват в одиночестве Кусаки?

-Если бы собака жила в других условиях, была ли у нее такая кличка?

- Нужно ли сострадание в жизни? И кому это надо в первую очередь?

3)  Теория литературы:  реалистический метод в искусстве

-Послушайте детскую песенку в исполнении Т.и С.Никитиных «Собака бывает кусачей». Определите интонацию песенки и рассказа. Отличаются ли они? Если да, то чем?

- Сопоставьте слова песни и отрывки из рассказа. (первый и последний абзац рассказа)

Собака хватает прохожих за пятку

Собака съедает гражданку лошадку

А с ней – гражданина кота,

Когда проживает собака не в будке,

Когда у нее завывает в желудке.

И каждому ясно, что эта собака

Круглая сирота.

(Определяется, что в детской песенке страдания собаки передаются схематично,  с некоторой шутливой интонацией. А в рассказе Андреева – мы вместе с героиней переживаем тоже, что и она. И наши чувства более определенны. Так бывает, когда произведение носит реалистический характер.)

Вывод: (запись в тетрадь) Рассказ Л.Андреева «Кусака» можно считать одним из примеров реалистического метода в искусстве, т. к. мы вместе с героиней переживаем то же, что и она, и наши чувства точно определяются.

  1. Личность писателя. Беседа. Самостоятельная работа.

 - Кто же был автор, который создал этот  замечательный рассказ?

       Книга К.И.Чуковского «Из воспоминаний» рассказывает о множестве его современников-писателей. В очерке «Люди и книги» Л.Андреев предстает как необычайно интересный человек.

- Посмотрите на портрет, приведенный в учебнике. Какие черты характера вы могли бы предположить в нем, судя по этому портрету?

ЗАДАНИЕ. Прочитайте очерк в учебнике и ответьте на вопросы:

1 Совпало ли ваше впечатление от портрета с рассказом Чуковского?

2 Какие черты характера Андреева вам симпатичны?

3 Как он работал?

  1. Итог урока. Оценка самостоятельных работ по желанию  обучающихся.

- Может ли такой человек, как Андреев сострадать? Можно ли брать с Андреева пример?

8. Домашнее задание.

1. Написать рассказ о любимом животном: своем, бездомном «Имя моего любимца»

2. Прочитать рассказ А.Платонова «Юшка»

3. Дополнительно. Прочитать рассказ Л.Толстого «Бешеная собака». Определите, в чем сходство этого рассказа и рассказа Л.Андреева.



Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения по басням И.А.Крылова «Баснописец, каких не было»

Цель: познакомить учащихся с баснями И.А. Крылова и их персонажами.

       Задача: развивать творческие способности школьников, навыки выразительного чтения.

Оборудование: костюмы, элементы декораций.

Действующие лица

Ведущий 1. Е.В.

Ведущий 2. И.Х.

Баснописец - И.А. Крылов. – Е.В.

  1. Персонажи басни «Невеста»

Невеста. – Волощенко Любовь        

Жених — старичок (без слов) -  Байранов Аслан

  1. Персонажи басни «Любопытный»

Приятель 1. – Сурикова Любовь

Приятель2. – Тайдла Алина

  1. Персонажи басни «Демьянова уха»

Демьян.  – Диана Майер

Жена.      -  Люба Волощенко

Фока.      – Зарема Адакова

  1. Персонажи басни «Ворона и Лисица»

Ворона. -  Алина Тайдла

     Лиса. – Люба Сурикова

  1. Персонажи басни «Осел и Соловей»        

Ос е л.  – Люба Волощенко        

Соловей – Люба Сурикова

  1. Персонажи басни «Квартет»

 Мартышка.  – Люба Волощенко

Осел – Зарема Адакова

       Козел. – Диана Майер

Мишка.  – Аминат Магомедова

Соловей – Люба Сурикова.

Примечание. красочное оформление сцены: портрет писателя кисти К.П. Брюллова (репродукция), титульный лист четвертого издания басен (изд. и 1815 г.), гравюры художника А.П. Сапожникова - современника И.А. Крылова, изображающие героев его знаменитых произведений.

Ход урока

Е.В. Ведущий 1. Образ дедушки Крылова возникает уже в детском воображении, еще не вполне осознанный, но бесконечно близкий и родной, чем-то напоминающий рождественского Деда Мороза. Он неожиданно появляется где-то рядом с чудесными сказками и первыми художественными впечатлениями детства.

И.Х. Ведущий 2. Сами по себе вошли в нашу жизнь крыловские умные звери с их вполне человеческими мыслями, поступками, размышлениями и рассуждениями. В просторном халате, а может быть, в причудливой мантии в окружении своих удивительных героев Крылов невольно смыкается с волшебным миром народной сказки, столь богатой самыми необыкновенными превращениями.

Е.В. Ведущий 1. Жизнь Крылова сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.

       И.Х. Ведущий 2. Проводя ежедневно долгие служебные часы в канцелярии за переписыванием скучных канцелярских бумаг, Крылов мечтал об иной, более осмысленной жизни. Благодаря смелости и настойчивости Ивану Андреевичу удалось осуществить свои мечты — посвятить свою жизнь литературе.

        Е.В. Ведущий 1. Носитель передовых идей века Просвещения, Крылов по своей натуре был убежденным и последовательным гуманистом.

Е.В. Баснописец (Садится в кресло).

Чинов я пышных не искал;

И счастья в том не полагал,

Чтоб в низком важничать народе, —

               В прихожих ползать не ходил.

Мне чин один лишь лестен был,

               Который я ношу в природе, —

Чин человека; — в нем лишь быть

            Я ставил должностью, забавой;

Его достойно сохранить

      Считал одной неложной славой...

(И.А. Крылов. К другу моему. 1793)  

 И.Х. Ведущий 2. Крылов прожил нелегкую жизнь: он скитался по разным местам, соприкасался с представителями разных общественных кругов. Все это, несомненно, способствовало широкому знакомству Крылова с разными сторонами и явлениями русской жизни, обогащению его житейского опыта.

       Е.В. Ведущий 1. Первые басни Крылова носили подражательный характер. Но, обратившись к басням французского баснописца Лафонтена, Иван Андреевич создает подлинно оригинальные произведения. Так была написана «Разборчивая невеста». Ее героиня — московская девушка-жеманница, одна из тех, которые не раз встречались Крылову в жизни.

Ведущие уходят за кулисы. Далее следует инсценировка басни И.А. Крылова «Разборчивая невеста». На сцене — Баснописец, Невеста и Жених-старичок.

Е.В. Баснописец. Невеста-девушка смышляла жениха;

Тут нет еще греха,

Да вот что грех: она была спесива.

Сыщи ей жениха, чтоб был хорош, умен,

И в лентах, и в чести, и молод был бы он

(Красавица была немножко прихотлива):

Ну, чтобы все имел — кто ж может все иметь?

Еще и то заметь,

Чтобы любить ее, а ревновать не сметь.

Хоть чудно, только так была она счастлива,

Что женихи, как на отбор,

                  Презнатные катили ей на двор.

Но в выборе ее и вкус и мысли тонки:

Такие женихи другим невестам клад,

А ей они на взгляд

Не женихи, а женишонки!

Ну, как ей выбирать из этих женихов?

                          Тот не в чинах, другой без орденов;

А тот бы и в чинах, да жаль, карманы пусты;

То нос широк, то брови густы;

Тут этак, там не так;

Ну, не прийдет никто по мысли ей никак.

Посмолкли женихи, годка два перепали;

Другие новых свах заслали:

Да только женихи середней уж руки.

Люба Невеста (прихорашиваясь перед зеркалом). Какие простаки!

  Е.В.Баснописец. Твердит красавица...

Люба Невеста.  По них ли я невеста?

Ну, право, их затеи не у места!

И не таких я женихов

               С двора с поклоном проводила;

                          Пойду ль я за кого из этих чудаков?

Как будто б я себя замужством торопила,

Мне жизнь девическа ничуть не тяжела:

День весела, и ночь я, право, сплю спокойно:

Так замуж кинуться ничуть мне не пристойно.

Е.В.Баснописец. Толпа и эта уплыла.

Потом, отказы слыша те же,

Уж стали женихи навертываться реже.

Проходит год,

Никто нейдет;

Еще минул годок, еще уплыл год целой:

К ней свах никто не шлет.

Вот наша девушка уж стала девой зрелой.

Зачнет считать своих подруг

(А ей считать большой досуг):

Та замужем давно, другую сговорили;

Ее как будто позабыли.

Закралась грусть в красавицыну грудь.

Посмотришь: зеркало докладывать ей стало,

Что каждый день, а что-нибудь

                          Из прелестей ее лихое время крало.

Сперва румянца нет; там живости в глазах;

Умильны ямочки пропали на щеках;

Веселость, резвости как будто ускользнули;

Там волоска два-три седые проглянули:

Беда со всех сторон!

Бывало, без нее собранье не прелестно;

От пленников ее вкруг ней бывало тесно:

А  ныне, ах! Ее зовут уж на бостон!

             Вот тут спесивица переменяет тон.

Рассудок ей велит замужством торопиться:

Перестает она гордиться.

Как косо на мужчин девица ни глядит,

А сердце ей за нас всегда свое твердит.

Чтоб в одиночестве не кончить веку,

Красавица, пока совсем не отцвела,

За первого, кто к ней присватался, пошла:

И рада, рада уж была,

Что вышла за калеку.

 К Невесте подходит, прихрамывая, старичок, и она, обмахиваясь веером, уходит с ним. На сцену выходят ведущие.

И.Х. Ведущий 2. А вот и другие персонажи - из басни И. А. Крылова «Любопытный». Встретились два приятеля...

Следует инсценировка басни И.А. Крылова «Любопытный». На сцену выходят Приятели — Первый и Второй. Ведущие уходят на задний план сцены.

 Люба С. Приятель  1. Приятель дорогой, здорово! Где ты был?

Алина Приятель 2. В Кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил;

Все видел, высмотрел; от удивленья,

Поверишь ли, не станет ни уменья

Пересказать тебе, ни сил.

Уж подлинно, что там чудес палата!

Куда на выдумки природа таровата!

Каких зверей, каких там птиц я не видал!

Какие бабочки, букашки,

                    Козявки, мушки, таракашки!

Одни, как изумруд, другие, как коралл!

Какие крохотны коровки!

Есть, право, менее булавочной головки!

Люба С. Приятель  1. А видел ли слона? Какой собой на взгляд!

                                              Я чай, подумал ты, что гору встретил?

       Алина Приятель 2. Да разве там он?

       Люба С. Приятель  1. Там.

       Алина Приятель 2. Ну, братец, виноват: Слона-то я и не приметил.

Приятели уходят, садятся на места. 

И.Х.Ведущий 2. Герои следующей басни: Демьян и его сосед.

 Выходят герои «Демьяновой ухи» - Демьян, его Жена, Фока, садятся за стол. Жена стоит рядом  с Демьяном. Фока хлебает уху.

 Диана Демьян.  Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай.

Зарема Фока.        Соседушка, я сыт по горло.

Диана Демьян Нужды нет,

Еще тарелочку; послушай:

Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!

Зарема Фока Я три тарелки съел.

Диана Демьян И, полно, что за счеты:

Лишь стало бы охоты,

А то во здравье: ешь до дна!

Что за уха! Да как жирна:

Как будто янтарем подернулась она.

Потешь же, миленький дружочек!

Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!

Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена! Жена низко кланяется.

Е.В.Б а с н о п и с е ц. Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку

И не давал ни отдыху, ни сроку;

А с Фоки уж давно катился градом пот.

Однако же еще тарелку он берет:

Сбирается с последней силой

И — очищает всю.

Диана Демьян Вот друга я люблю!

Е.В.Б а с н о п и с е ц. Вскричал Демьян.

Диана Демьян  Зато уж чванных не терплю.

              Ну, скушай же еще тарелочку, мой милой!

Фока выскакивает из-за стола и убегает.

Е.В.Б а с н о п и с е ц. Тут бедный Фока мой,

Как ни любил уху, но от беды такой,

Схватя в охапку

Кушак и шапку,

Скорей без памяти домой —

И с той поры к Демьяну ни ногой.

…  Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь;

Но если помолчать во время не умеешь

              И ближнего ушей ты не жалеешь,

              То ведай, что твои и проза и стихи

              Тошнее будут всем Демьяновой ухи.

И.Х. Ведущий 2. Всем хорошо знакомы такие герои басен Крылова, как Лиса, Ворона, Медведь, Волк, Стрекоза, Муравей, Осел и другие животные, птицы, насекомые.

Е.В.Ведущий 1. Человек и зверь живут у писателя в одном прекрасном мире сказки, разговаривают они на одном языке, великолепно понимая друг друга, одинаково думают, хитрят, обманывают, вызывая наше негодование.

И.Х. Ведущий 2. Именно поэтому басни обретают необычайную сюжетную гибкость и являются перед читателем каждый раз со свежим, неожиданным подчас содержанием и смыслом. Кажется порой, что они как будто сегодня написаны.

На сцене — высокое ветвистое дерево, из-за верхних веток посматривает вниз Ворона, в клюве у нее кусои сыра. Внизу под деревом крутится Лиса.

Е.В.Баснописец. Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна;

Но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

                    Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;

Из-за верхних веток высокого ветвистого дерева выглядывает Вороне,  в клюве у нее кусок сыра.

                                  На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала. Появляется Лиса, бежит.

На ту беду Лиса близехонько бежала; Лиса останавливается около дерева.

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

Люба С.Лиса         Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

 Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перушки! Какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой,-светик, не стыдись!

Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица, —

Ведь ты б у нас была царь-птица!

   Е.В.Баснописец. Вещуньина с похвал вскружилась голова,

                         От радости в зобу дыханье сперло, —

                         И на приветливы Лисицыны слова

                       Ворона каркнула во все воронье горло.

Ворона каркает, сыр падает. Лиса подхватывает сыр и убегает.

                      Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

Садятся на места.

И.Х Ведущий 2. Героями следующей басни являются Осел и Соловей. Послушаем, о чем они говорят.

Е.В.Баснописец Осел увидел Соловья И говорит ему...

Люба В Осел.        Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище,

Хотел бы очень я

Сам посудить, твое услышав пенье,

Велико ль подлинно твое уменье?

Е.В.Баснописец 

                              Тут Соловей являть свое искусство стал:

Защелкал, засвистал

На тысячу ладов, тянул, переливался;

То нежно он ослабевал

И томно вдалеке свирелью отдавался,

То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

Внимало все тогда

Любимцу и певцу Авроры:

Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,

И прилегли стада.

Чуть-чуть дыша, пастух им любовался

И только иногда,

Внимая соловью, пастушке улыбался.

                   Скончал певец.

                   Осел, уставясь в землю лбом, изрек:

Люба В. Осел.        Изрядно...

              Сказать неложно,
              Тебя без скуки слушать можно;
             А жаль, что незнаком
        Ты с нашим петухом;

                 Еще б ты боле навострился,

                 Когда бы у него немножко поучился.

Е.В.Баснописец Услыша суд такой, мой бедный Соловей

Вспорхнул и — полетел за тридевять полей.

(Пауза.)

Избави, Бог, и нас от этаких судей.

И.Х. Ведущий 2.0 том, что происходит, когда в «товарищах согласья нет», расскажет нам басня «Квартет».

Выходят Мартышка, Осел, Козел, Медведь. В руках у них музыкальные инструменты. «Звери» садятся на стулья. Перед каждым из них пюпитр с нотами.

Е.В.Баснописец Проказница-Мартышка,

Осел,

Козел,

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

                   И сели на лужок под липки, -

Пленять своим искусством свет.        

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

 Люба В. Мартышка. Стой, братцы, стой!

Е.В.Баснописец Кричит Мартышка.

Люба В. Мартышка.  Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

(Рассаживает «зверей».)

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы;

                   Тогда пойдет уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!

       Е.В.Баснописец Расселись, начали Квартет;

                                   Он все-таки на лад нейдет.

 Зарема Осел.        Постойте ж, я сыскал секрет!

     Е.В.Баснописец Кричит Осел...

Зарема Осел.        Мы, верно, уж поладим,

                          Коль рядом сядем.

Все садятся в ряд. 

Е.В.Баснописец Послушались Осла: уселись чинно в ряд;

А все-таки Квартет нейдет на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

И споры,

Кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Появляется Соловей Люба С.

      Е.В.Баснописец Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.

Люба В. Мартышка. Пожалуйста, возьми на час терпенье,

Зарема Осел. Чтобы Квартет в порядок наш привесь:

Диана Козел.        И ноты есть у нас, и инструменты есть,

Аминат Мишка.Скажи лишь, как нам сесть!

Люба С.Соловей  Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши, ваших понежней...

     Е.В.Баснописец Им отвечает Соловей...

Люба С.Соловей  А вы, друзья, как ни садитесь,

                                 Все в музыканты не годитесь.

                                             Все садятся на свои места.  

        И.Х. Ведущий 2. Наблюдения, представления, мысли народа, весь его многовековой житейский опыт воплотился мастерством писателя в предельно лаконичную форму басенной морали; «У сильного всегда бессильный виноват...», «А ларчик просто открывался…», «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку...»

Е.В. Ведущий 1.Из народного языка, из поговорок и пословиц черпал писатель многие свои сюжеты и мысли.

А теперь у вас, дорогие друзья , будет возможность проверить, как  вы знаете басни Крылова. Я зачитаю всем известные строки, вы же должны назвать, из каких басен они взяты.

«А я скажу: по мне уж лучше пей, Да дело разумей». («Музыканты».)

 «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». («Волк и Ягненок».)

«Ты сер, а я, приятель, сед, И волчью вашу я давно натуру знаю...» («Волк на псарне».)

«Ты все пела? это дело:  Так поди же, попляши!» («Стрекоза и Муравей».)

«Невежи судят точно так: В чем толку не поймут, то все у них пустяк». («Петух и  Жемчужное зерно».)

«Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!» («Слон и Моська».)

«А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь». («Квартет».)

И.Х. Ведущий 2. Прошло более 240 лет  со дни рождения Ивана Андреевича Крылова. И имя его все так же близко и дорого каждому русскому человеку.

Е.В.Ведущий 1. Много баснописцев появилось в последующие времена, но все же дедушка Крылов по-прежнему безраздельно царствует над басенным миром.

Звучит веселая музыка. Все участники литературной композиции выходят на сцену и кланяются зрителям.




Предварительный просмотр:

Тема: Виктор Тепляков (1804 – 1842)

«Отчизна гор в моих очах…»

Цели: 1. Знакомство  с краткими биографическими данными  В.Теплякова, его стихотворением «Кавказ», определение роли кавказского края в творчестве автора, расширение литературного кругозора, пополнение словарного запаса учащихся,  приобщение к миру искусства.

2. Развивать операции  логического мышления: анализ, синтез, умение делать выводы, творческое воображение, долговременную память; навыки вдумчивого выразительного чтения поэтического текста; эстетический вкус.

3. Прививать любовь к литературному искусству, познавательной деятельности, к чтению.

Оборудование: портрет писателя, фотографии, карточки-опросники, слайдовая презентация с музыкальным сопровождением «Симфония № 4» П.И.Чайковского, раздаточный материал (стихотворение «Кавказ» с примечаниями) , словарные карточки, репродукция Г.Михайлова «Прометей»

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала

а) Сообщение темы урока, оформление тетрадей (Слайд 1)

 б) Лекция учителя. (Слайд 2) – словарная работа и слайдовая презентация в ходе лекции.

Словарь :

Мажорный  – веселый

Пессимизм –  склонность видеть во всем только плохое

Эпистолярные послания -  письма

Экзальтированный – восторженный, воодушевленный

Эскулап – врач (ирон.)

Исполин, колосс - великан

Незаурядностью и колоритностью среди русских поэтов 1820-1830-х годов выделяется фигура Виктора Григорьевича Теплякова, Он воспитывался в Благородном пансионе при Московском университете, где уже в отроческом возрасте начал писать стихи, хотя, забегая вперед, скажем, что признание к нему пришло далеко не сразу. Определенный на военную службу, Тепляков тяготился ею и очень скоро вышел в отставку. Более всего он тянулся к литературе, круг его интересов достаточно обширен и разнообразен, но Байрон и Пушкин как поэтические авторитеты находятся для него вне конкуренции. По своим политическим воззрениям Тепляков в известной мере близок к декабризму, и не последнюю роль в усилении оппозиционных настроений по отношению к существующему режиму сыграл друг Пушкина П.П.Каверин, его сослуживец по Павлоградскому гусарскому полку, заодно приобщивший молодого поручика к масонству, за что тот в дальнейшем (после поражения декабристского восстания) пострадал, когда выяснилась его причастность к одной из лож. После 14 декабря 1825 года Тепляков в числе других должен был присягнуть Николаю I, однако решил этого не делать, а на исповедь, на которой обязательно надо было отвечать на сей деликатный вопрос, он посылает своего младшего брата Аггея Теплякова, не вступившего в конфликт с новой властью. Обман раскрылся, братьев арестовали и препроводили в Петропавловскую крепость, откуда они через два с небольшим месяца были освобождены. Кратковременный арест тем не менее оказал самое пагубное влияние на здоровье Теплякова С юных лет он страдал тяжким недугом (ревматизмом и болезнью горла), так что Петропавловка спровоцировала обострение болезней, от которых поэт не смог избавиться до конца своих дней.

 Тепляков обращается с письмом непосредственно к Николаю I с просьбой определить его на место жительства по состоянию здоровья в южные края и получает разрешение поселиться в Херсоне под надзором полиции. Между прочим, Тепляков еще дважды посылает пространные прошения на высочайшее имя (с этими чрезвычайно любопытными со всех точек зрения документами можно ознакомиться по их публикациям в журнале "Русская старина", 1886, №1), и всякий раз, как ни парадоксально, самодержец благосклонно разрешает проблемы, вставшие перед диссидентом. Из Херсона Тепляков, опять-таки с соизволения властей, перемещается в Одессу, находясь там в штате новороссийского и бессарабского генерал-губернатора М.С.Воронцова Затем возглавляет  археологические раскопки в Варне, только что освобожденной от турок. По следам экспедиции он выпустит книгу путевых очерков "Письма из Болгарии".(СЛАЙД 3)

г) Историческая переменка для любознательных. (СЛАЙД 4, ) –

 (Слайд 5) В 18 км от Варны находится удивительная долина, называемая каменным лесом или вбитые камни и заполненная каменными колоннами, возраст которых составляет около 50 млн. лет.

 (Слайд 6) Одно из первых описаний этого чуда оставил корреспондент армии русского генерала Дибича – Виктор Тепляков в 1829 году.

Он к тому же и сделал попытку разгадать происхождение этого явления, приказав солдатам выкопать одну из колонн. Когда яма углубилась на пару метров, стало ясно, что до основания еще очень далеко. 

(СЛАЙД 7) - По делам службы судьба забрасывает Теплякова на Восток, где он посещает Грецию, Египет, Сирию, Палестину, Константинополь. Последние два года жизни занят интенсивными перемещениями по Европе: Франция, Германия, Швейцария, Италия, снова Франция. В адресованном незадолго до смерти письме к брату Алексею Тепляков с печалью констатирует: "Что мне теперь с собой делать? Я видел все, что только есть любопытного в подлунном мире, и все это мне надоело до невыразимой степени". Скончался он в 1842 году в Париже и похоронен на Монмартрском кладбище.

Тонко и глубоко чувствующий, образованный (знал несколько европейских языков, кроме того, персидский, древнегреческий, латинский), Виктор Тепляков как поэт, находившийся в 20-30-е годы буквально на стремнине литературной жизни, тематически и жанрово многолик и неординарен, занимая достойное место в русле русского романтизма. Его лирический герой наделен сложностью душевной жизни, драматизмом переживаний, определяемых одиночеством, отторженностью от мира, в котором не находит отклика его мятущаяся душа. Несмотря порой на мажорные тона, в большинстве поэтических созданий Теплякова явственны ноты скептицизма, отчаяния, пессимизма

(Слайд 8) На Кавказские Минеральные Воды поэт попадает в 1828 году, добившись разрешения приехать сюда для лечения. В связи с этим нелишне затронуть отмеченное нами несколько ранее обстоятельство - специфичность, необычность эпистолярных посланий Теплякова властям предержащим. Создается впечатление, что к верховным особам адресуется не частное лицо, а некий романтический герой, чьи чувства обострены до чрезвычайности, чье положение требует немедленного вмешательства, иначе грянет катастрофа. Не потому ли сановные адресаты (не забудем - среди них сам Николай I), вовлеченные в магический словесный круг экзальтированной чувствительности, неизменно положительно откликались на мольбы страждущего.

Вот Тепляков 17 марта 1827 года ходатайствует перед шефом жандармов Бенкендорфом о переводе из Херсона в Одессу, напомнив попутно тому, что уже имеется соизволение государя для поездки на Кавказ, "к минеральным водам"; "Пораженный уже около двух лет неизлечимою болезнью, отдаленный от всех тех, коих заботливость услаждала хотя несколько мои страдания, долго боролся я с ужасным мучительным недугом, с немилосердною судьбою своею, но все силы души моей наконец истощились; долго надеялся, что Провидение Божие, сжалясь над моими напастями, удостоит наконец освободить от бремени не внемлет призывам моим. Одна только болезнь, болезнь мучительная, невыразимая раздирает мое существование, и нет средства помочь ей! Таковая крайность моего положения была уже готова повергнуть меня в бездну, изрытую мне моим отчаянием; но, может быть, сам Бог удержал злополучного на краю оной, указав ему сердце, полное той священной дружбы к человечеству, коей небесный пламень оживил уже не одного страдальца в бедах его; один ли я буду отринут им? - вот последняя надежда, которая возбудила во мне смелость искать спасения в благодетельном покрове и великодушии Вашего превосходительства". Зная действительно болезненное состояние двадцатитрехлетнего молодого человека, отдаленного от престола громадным расстоянием, нельзя все же не восхититься; каков слог! Какова сила убеждения! После вполне четкой и толковой аргументации правомерности перемены климата, следующей за прочувствованным вступлением, Тепляков кратко и энергично резюмирует: "От вашего великодушия, зависит и спасение и погибель моя". Бенкендорф внял гласу опального подданного, благодаря чему стал возможен переезд в Одессу. (Слайд 9)

Вернемся, однако, к визиту Теплякова на Воды в летние месяцы 1828 года Кавказ очаровал поэта. В письме к брату Алексею Григорьевичу он спешит поделиться восторженным чувством от увиденного; "Если бы мне вздумалось описывать все, что здесь вижу, слышу и чувствую, то у меня не достало бы для сего ни бумаги, ни времени, ни терпения; а у вас сильно бы забилось сердце от желания проверить собственными глазами истину моих описаний".

(Слайд 10, с музыкальным сопровождением) Далее следует выразительное описание вида на кавказскую горную гряду из Пятигорска и окружающего природного ландшафта: "Взгляните на этих седых великанов, взгляните на эти горы - ледяные престолы дикой, но разнообразной и неизъяснимо прелестной природы: это - волшебное царство, это фантастические города, области духов и сильфов! Они вылиты из чистого серебра, усеяны драгоценными карбункулами! Взгляните на эту снеговую громаду, на этот Эльборус двухглавый.  (Слайд 11) Пускай державный Казбек явится во всем своем величии глазам вашим. Пускай ваш взор обнимет эти очаровательные картины истинно романтических окрестностей, эти муравчатые долины, которые, подобно богатым, махровым коврам, подстилаются под стопы гор Бештовых, унизанных кудрявым, как ярко-зеленый бисер, кустарником и низвергающих из недр своих шумные кипучие водопады; подышите этим свежим горным воздухом, упейтесь этими ароматами, которыми тысячи благоуханных растений, неизвестных на холодном Севере, растворяют его..."

(Слайд 12 с музыкальным сопровождением) В своем письме Тепляков не чурается прозаических подробностей, связанных с самим процессом лечения; "Я начал курс моего лечения питьем кисло-серной и серно-соляной вод, купаньем в Ермоловских и потом в Александровских ваннах. По сие время я купался уже около шестидесяти раз. (Слайд 13)  Наружная болезнь моя, т.е. опухоль, не весьма уменьшается; но зато вообще я чувствую или думаю чувствовать гораздо лучше: геморрой сделался, кажется, несколько слабее; голове стало как будто полегче. Теперь я в состоянии сколько-нибудь читать, писать, даже открывать сердце для впечатлений. Недавно перешел в Калмыцкие и Сабанеевские бани; после них буду купаться в кисло-серных и потом отправлюсь на железные воды, отстоящие отсюда на 16 верст.  (Слайд 14) Кислые воды должны окончить лечение - и от них медики (которые здесь <...> как и все другое, куда как не дешевы) ожидают уничтожения опухоли и всего хорошего. Знает один Бог, какое в самом деле последствие будет иметь путешествие мое на Кавказ". Избавиться полностью от болезни Теплякову не удалось, и все же воздействие лечебных процедур на организм оказалось самым благотворным.

 (Слайд 15) Впрочем, погружение в прозаическую сферу собственных болезненных ощущений снова уступает место переполняющим поэта незабываемым впечатлениям; "Часто по предписанию эскулапов обязан я нанимать верховых лошадей для прогулки за колонию нашу. Описывать вам ее очаровательные окрестности, шотландскую колонию, черкесские аулы (где я недавно был на байраме и удивлялся верности Пушкинских изображений) - значит оскорблять поэзию. Я предоставляю себе это удовольствие на грядущее время. Оно должно быть более достойно и Кавказа, и меня самого, и вашего внимания".

Увы, Виктор Тепляков не смог или не захотел возвратиться к исполнению своего замысла.  (Слайд 16) Время, проведенное на Кавминводах, безусловно, было одним из самых отрадных периодов полного злоключений недолгого земного существования Виктора Григорьевича Теплякова, о чем свидетельствует он сам; "Жизнь на Кавказе, разумеется, не в отношении к лечению, с чем никакая скука сравниться не может, но касательно соединившегося здесь прекрасного общества - золотая жизнь", Редко в его письмах встречаются столь оптимистические признания,

 (Слайд 17) Самым значительным из созданных на Кавказских Минеральных Водах стало большое стихотворение "Кавказ", посвященное Г.АРимскому-Корсакову, с которым Теплякова связывали теплые дружеские отношения.

Работа со стихотворением «Кавказ».

а) Знакомство – выразительное чтение текста сильными учащимися.

(С текстом стихотворения дети знакомились дома)

Виктор Тепляков

Кавказ

Г.А.Римскому-Корсакову

Забуду ли кремнистые вершины,

Гремучие ключи, увядшие равнины,

Пустыни знойные; края, где ты со мной

Делил души младые впечатленья!..

Пушкин

Слайд  18

Отчизна гор в моих очах,

Окаменелые гиганты предо мною;

Громады мрачные, как будто на часах,

Стоят гранитною стеною.

В венце из темного кустарника одна,

Зеленым бисером унизана другая;

Там — голых скал семья чернеет вековая,

Над ней волнистых туч клубится пеленаю...

Под тяжкими ее стопами

Вокруг богатыми махровыми коврами

Луга холмистые лежат,

На них, из сердца гор, кипучие фонтаны,

Бушуя, серебром растопленным летят;

В гранитных бронях великаны,

Склоняясь на пропасти, их грозно сторожат;

 И тихо речка голубая,

Змеей сапфирною утесы обвивая,

Журчит меж каменных стремнин.

Но кто сей мрачный властелин?

Иль замок мрачного громад сих властелина?

Огромный, с башнями зубчатыми дворец;

Ряд острых скал — его венец,

Седая дымка туч — одежда исполина.

Ты ль, пасмурный Бешту, колосс сторожевой,

В тумане облаков чело свое скрывая,

Гор пятиглавый царь, чернеешь предо мной

Вдали, как туча громовая?

Так, так, уж не во сне я новый зрю Парнас!

Уж не восторженный богинею рассказа,

О люди, здесь я выше вас

Всей дивной вышиной Кавказа!

Здесь, на скалах Бешту, в утробе сих громад,

В чертогах матери природы;

Здесь, где гранитные их своды

Со мною о веках минувших говорят!

Проснитесь, спящие под их навесом годы!

Вещай, отчизна гор, которая скала

Кровь Прометееву пила?.,

Скажи, как он страданий вечность,

Неволи горькой бесконечность

За дружбу к смертному сносил?

И никогда душой высокой

Глухую непреклонность рока

О примиреньи не молил?..

Но посмотрите, как с Востока

Завеса палевых, свинцовых облаков

Свернулась, движется, сбегает...

И что ж? за нею мир духов,

Из перлов созданный, мелькает!

Я вижу здания янтарных городов,

Покрытых тонкими из снега кружевами;

Там сфинксы дивные; там странных ликов ряд —

Изида, Озирис, живой хрустальный сад —

В тумане розовом слиялись с небесами!

Но ты, святой Эльбрус,1 ты будто конь седой,

На коем смерть предстанет миру,2        

К светилу вечному, к далекому эфиру

Вознесся снежною главой!

Ровесник мира величавый,

Какой орел взлетал на твой венец двуглавый!3

Всемирный океан тебя не поглотил:

Твой верх, как мавзолей надменный,

Белел над влажною могилою вселенной

И первой пристанью любимцу неба был!4

Ты видел, как на мир тот ураган могучий

Своих несметных сил мчал громовые тучи;5

Ты слышал вой их стрел, их бурной керны глас.!6

Но страшный метеор угас —

И силы грозного —дым, пепла прах летучий!

О вы, которых все мечты

К земле продажною прикованы душою,

Рабы ничтожной суеты,

Придите с дикою громад сих красотою

Кумир души своей сравнить!

Но нет! Пигмеям ли о мелких их заботах,

О их тщеславии, о хладных их расчетах

С престолами громов небесных говорить!

Степей обширною темницей утомленный,

Как радостно, отчизна гор,

Мой на тебя открылся взор!

Восторженный, обвороженный

Красой твоих пустынных скал,

Как часто в дикие дедалы

Я на залетном их питомце проникал!

Как часто пировать в порфирные залы

Чад Эпикуровых сбиралася семья!

Но вы уж скрылися, счастливые друзья,

Как это солнце золотое,

Как это небо голубое,

Как эта теплая кавказская весна!

Как ты мертва теперь, пустынная страна'

Как молчалива ты! лишь ветр в ущельях мшистых

Трепещет — и с вершин кремнистых

От скал отторженный гранит

В глухие пропасти катит..,

1 сентября 1828

б) Проверка первичного восприятия. (примерные вопросы)

– Какое настроение вызвало стихотворение?

-  Чем понравилось?

- Какие картины возникли в воображении?

 в)  Слайд 19. Записи в тетради.

Тематика стихотворения «Кавказ»

  1.  «тема исторически бессмысленного  круговорота общества, где каждую цивилизацию ждет неизбежная гибель» (В.Вацуро);
  2. Мысль поэта о мелочности, суетности, ничтожности человеческих помыслов и побуждений перед ликом гармоничной, гордой, божественно прекрасной и величавой природы. Лишь она способна очистить личность от житейской скверны, и блажен тот, кто  припадает к ее стопам.

- Какие выражения и слова привлекли ваше внимание?

- Какие средства выразительности  использовались автором?

г) Практическое задание. Заполнить таблицу. Примеры взяты из первой части стихотворения.   Слайд 20, для проверки Слайд 21

Метафора

Сравнение

Будто на часах

Гранитною стеною

В венце из кустарника

Зеленым бисером унизана

Махровыми коврами

Из сердца гор

Серебром растопленным летят

Слайд 22

в) Выборочное чтение и работа с примечаниями. Прочитайте выделенные строчки, и объясните, как вы их понимаете.

Примечания

1Но ты, святой Эльбрус...

Черкесы называют Эльбрус Уах Гамако, то есть гора святая, чудесная.

2...Ты будто конь седой,        
На коем смерть предстанет миру...

См. Апокалипсис — Клапрот справедливо замечает, что двуглавая вершина Эльборуса имеет вид седла; « черкесского» (А.Очман).

3Какой орел взлетал на твой венец двуглавый?

По наблюдениям г.Вишневского, Эльборус вышиною 16000 футов.

_- "Никто не всходил на вершину горы сей; жители Кавказа полагают, что для сего нужно особенное соизволение божие" (Клапрот).

4 И первой пристанью любимцу неба был!..

Горские народы говорят, что святой ковчег остановился сначала на вершине Эльборуса, и уже после того отплыл к Арарату (Ibid.).

 5 Ты видел, как на мир тот ураган могучий

Своих несметных сил мчал громовые тучи.

Тамерлан. — "Когда властитель судьбы и правитель мира решил в высокой воле своей прекратить войну в стране русских и черкесов, он обратил победоносные фаланги и знамена свои к горе Албрузу... Знамена завоевателя стран направились с признаком победы против Юри Берды и Ярахена, начальников племени асов (оссетинпев). Дорога была непроходима; но он повелел очистить ее, и, оставя там Амира  Гаджи-Сеиф-Эддина с обозами, понес войну к горе Албрузу, сражаясь беспрестанно с неверными — и в горных твердынях их, и в их неприступных ущельях". — История Тимура; соч. Шериф-Эддина Езды; персидская рукопись. (См. Voyage au Caucase par M.Jules Claproth, t II, p.230 et suiv.)

6 ...Их бурной керны глас.

Керна -род военной трубы; она была в большом употреблении в войсках Тамерлановых: говорят, что звук ее действительно ужасен и слышен на расстоянии многих миль (Ричардсон. - См. также поэму "Огнепоклонники" ТМура).

7 Которая скала кровь Прометееву пила?

«Еще сильнее разгневался Зевс на дерзкого титана Прометея и осудил его на вечные мучения. Бог Гефест приковал гордого титана к скале на вершине Кавказских гор. Каждый день прилетал к Прометею орел и выклевывал  ему печень. За ночь раны Прометея заживали, а наутро мучения повторялись вновь» («Мифы Древней Греции» Ю.В.Зайцев) – демонстрация репродукции Г.Михайлова «Прометей».

г) Слово учителя. 

(Слайд 23) Автору "Кавказ" был очень дорог. Подтверждением тому служит посылка стихотворения своему старшему другу генералу И.П.Шабельскому в феврале 1829 года. Именно в Пятигорске произошла встреча и сближение Теплякова с этим участником Отечественной войны 1812 года, после чего между ними завязалась проникнутая взаимной доброжелательностью переписка Хотя поэт прибегает к уничижительным интонациям, но отчетливо ощущается, сколь неравнодушен он к своему детищу. "Желаю, - пишет автор стихотворения, - чтобы оно понравилось вам столько, сколько я сам недоволен им Увы! Прихотливая муза не терпит ни рассеянной головы, ни пустого сердца - неизбежных последствий антипоэтического моего положения. Впрочем, мой абрис снят с природы; большая " часть первых даже красок была, сколько мне помнится, положена в глазах ваших перед пятиглавым Бештау, перед державным Эльборусом.. Счастлив, ежели слабая кисть моя успела схватить хотя некоторые части диких, но неизъяснимо прелестных картин сих За красоту своей копии я ни под каким видом не отвечаю, но за верность рисунка смело ручаюсь - и в этом отношении вы, конечно, согласитесь со мною". слайд 24

  1. Итог урока. Проверочная тестовая работа.

  1. Инструктаж по выполнению работы.
  2. Самостоятельная работа учащихся.
  3. Сбор работ. (Рефлексия)

Вопросы анкеты:

Задание

Ответ.  (+, -)

Обострение болезни В.Теплякова было спровоцировано заключением в Петропавловскую крепость.

+

В.Тепляков не получил разрешения поселиться в южных краях.

-

В.Тепляков знал только русский язык.

-

В.Тепляков во время экспедиций выпустил книгу путевых очерков «Письма из Индии»

-

В.Тепляков посетил много стран.

+

В.Тепляков участвовал в археологических раскопках в Болгарии.

+

В. Тепляков писал письма своей жене.

-

В Тепляков был восхищен природой Кавказа.

+

В. Тепляков стихотворение «Кавказ» посвятил своему другу Г.Римскому-Корсакову.

+

В. Тепляков вылечился и совсем избавился от болезни на КМВ.

-

 

5 Задание на дом.  (Записано на доске)

а) Знакомство со стихотворениями Дениса Давыдова

б) Сообщение «Краткие биографические сведения Д.Давыдова» (по желанию)

в) Значение слов: деспотизм, пафос, баталия, имидж, адекватный, энтузиазм.