ПРОЕКТЫ

Змеева Вера Анатольевна

«Проект — это совокупность задач или мероприятий, связанных с достижением запланированной цели, которая обычно имеет уникальный и неповторяющийся...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  «Родничок» г. Советский»

Методическая разработка

Экологический проект

Тема: «Защитники природы»

(дети 5-6лет)

Авторы разработки:

воспитатель-эколог: Змеева В.А.,

                                                                                2013 г.

Академик  Д. С. Лихачёв «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

 Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов.

   Деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе нужно воспитывать у детей с ранних лет. Именно с ранних лет человек начинает познавать  красоту, разнообразие природы.

   Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! Их бережное, любовное, заботливое отношение к природе.

   Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озёра, поля и реки.

   В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе нет и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых  может привести к крайне нежелательным последствиям.

   Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде.

 

Актуальность. Дошкольный возраст- самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности.

Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания. Выработка гуманного к ней отношения и осознанного к ней поведения в природной среде.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств может быть экологический проект.

 Проблема проекта:

Как сохранить  окружающую нас природу?

Цель:

Привлечь внимание дошкольников и их родителей к проблеме защиты окружающей нас природы, сформировать активную позицию по вопросам её сохранения.

Задачи:

1.   Закреплять умение устанавливать причинно - следственные связи между природными явлениями.

2.    Формировать основы экологической, проектной культуры и культуры безопасности.

3.    Обогащать опыт отражения знаний, впечатлений в различных видах деятельности.(игровой, художественно- творческой, трудовой.)

4.   Развивать любознательность, наблюдательность, эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира, творческие способности детей, формировать стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы.

Методы и приёмы:

1 .Экологическая акция.

2.Наблюденияв природе.

3. Экологические экскурсии.

4.Познавательное чтение.

5.Продуктивная деятельность ( изготовление кормушек, листовок)

6.Опыты и эксперименты.

7.Театральная деятельность

 8.Экологические,подвижные и дидактические игры

 Ожидаемый результат,

Сформировать у детей активную позицию по вопросам защиты окружающей среды, умение находить способы решения экологических проблем.

1.  Название проекта: «Защитники природы».

2.  Вид проекта: Краткосрочный, групповой, комплексный с заданным практическим результатом для детей старшей группы.

3.  Цель работы детей в рамках проекта: Найти способы защитить и сохранить окружающую нас природу.

4.  Сроки реализации март месяц.

5.  Итоговое мероприятие.

Выставка -презентация листовок.

«Защитим природу»

Театральная деятельность: спектакль « Защитники природы»    

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие.

Социально- коммуникативное развитие.

Речевое развитие.

Художественное –эстетическое развитие.

Физическое развитие.

Этапы проекта.

Подготовительный этап.

На этапе формировалась проблема, цели и задачи проекта, изучение проблемы, разработка мероприятий, Сбор информации о природоохранной деятельности человека, формирование необходимых сведений.

Основной этап.

Связан с проведением различных мероприятий с детьми родителями воспитанников, осуществляем педагогами с детьми познавательно- исследовательской, игровой, трудовой, продуктивной, художественной деятельности в соответствий с планом .

Заключительный этап.

Определение эффективности мероприятия. проведение итоговых мероприятий, объявление благодарностей, награждение дипломами.

Участники проекта:

Дети старшей группы «Природолюбы».

Родители.

 Воспитатели  

Маракова Н.Л.

МихайловаО.И.

Воспитатель- эколог Змеева В. А

Продукты проекта:

Дидактические игры, фонотека дисков, стенды, фотографии, иллюстрации, папки передвижки, рисунки, листовки, схемы, познавательные материалы о природе.

Ресурсы проекта:

1. Материалы флоры и фауны экологического кабинета.

2. Методическая литература кабинета.

3. Уголки природы групповых комнат .

4. Территория детского сада.

5. Парк нашего города.

6. Библиотека экологического кабинета.

7. Видеотека кабинета экологии.

8. Взаимосвязь со школой № 1.

9. Минизоопарк.

Перспективы дальнейшего развития проекта. Существует возможность дальнейшего продолжения проекта.

1.   Обогащение предметно- развивающей среды в группах и в целом по детскому саду.

2.    Расширение территории- городской парк, контингента участников-специалисты детского сада, учащиеся 1 школы, школьное лесничество.

3.  Провести цикл консультаций для родителей и воспитателей в целях повышения компетентности по экологическому воспитанию дошкольников.

План - карта действий по реализации проекта.

 Подготовительный этап

Мероприятие

Ответственный

дата

1

Сбор информации, подбор                воспитатели художественной и методической                                         литературы.

воспитатели

14.03.2014г

2

  Родительское собрание и участие    Родители,

в проекте.

Воспитатели, родители

13.03.2014г

3

Приобретение пособий и                   

оборудования.

Воспитатели, родители

19.03 2014г

4

Анкетирование родителей

Воспитатели, родители

13.03.2014

Основной этап

Мероприятие

Ответственный

дата

1

Организованная образовательная

деятельность. Познание

Весь месяц

Тема: «Планета Земля в опасности.»

Воспитатель-эколог

Тема: «Мир живой природы»

Воспитатели,

Тема: «Красная Книга сигнал опасности»

Воспитатель-эколог

2

Исследовательская деятельность

Экспериментирование.

Тема: «Живая земля.»

Воспитатель-эколог

Тема: «Вода вокруг нас .»                 

Воспитатель-эколог,

3

       Оформление книги: «Жалобная  книга природы»

Воспитатель-эколог, родители

4

Чтение книги «Экология в                 

картинках»

Воспитатель-эколог

5

Разучивание стихов и загадок о    природе     

Воспитатели

6

6        Оформление дидактических игр

         «Экологический                                                                 

светофор»,»Красная книга

Воспитатели

7

Оформление листовок» Защитим       природу»

Родители

8

      Составление запрещающих знаков

в природе

Родители

Заключительный этап

Мероприятие

Ответственный

дата

1

Выставка -презентация листовок        воспитатели

 «Защитим природу»

Воспитатели, родители

2

Конкурс рисунков- знаков                  

Воспитатели, родители

3

Театральная деятельность.                 

Спектакль: » Защитники природы»    

Воспитатели, родители

Акция: «Покормите птиц зимой»

Цель: Воспитывать чуткое и заботливое отношение к птицам в зимнее время.

Этапы акции        

Совместная деятельность  педагога с детьми         

Взаимодействие с

семьёй

1

Экологическая тревога.             

Птицам нет еды.                 

Наблюдения, беседы.

Оформление коробки для корма птиц

2

Экологические знаки        

2       Аппликация  «Птицы на           

кормушке»          

2       Составление                            картотеки, что едят птицы

3

Территория детского сада             

   Раскладывание корма в             

кормушки.                                 

          Изготовление

кормушек, развешивание на участке д. сада.

4

Художественно-эстетическая деятельность.

Разучивание стихов о птицах    

Изготовление

памяток- листовок «Покормите птиц зимой»

5

                                              Оформление презентации «Покормите птиц зимой»

Литература:

1.     «Перелетные и зимующие птицы России» Горьканова А.Н.

2.    «Прогулки в детском саду» Кравченко И.В., Долгова Т.Л.

3.    «Пернатые друзья лесов» Строкова В.В.

4.    «Спутник юного защитника природы» Борейко В.Е., Грицеко В.Н,

5.    «Покормите птиц зимой» Александр Яшин.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  «Родничок» г. Советский»

Методическая разработка

Экологический проект

Тема: «Красная книга Югры»

(дети 6-7 лет)

Авторы разработки:

воспитатель-эколог: Змеева В.А.,

2015 г.

                                                                                                                       

                          Содержание.

           

                 1.  Пояснительная записка        

                 2.  Цели и задачи проекта .

                 3. Продолжительность, участники, вид, форма, число  участников                      проекта.

                 4. Основное содержание проекта        

                  ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ        

                  ЭТАП – ОСНОВНОЙ        

                  ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ            

                5. Предполагаемые результаты реализации проекта.       

                6.  Формы работы с родителями и педагогами.                   

                7 .  Методическое обеспечение проекта:        

                8.  Взаимодействие с организациями:     

                9. Перспективный план мероприятий по проекту:       

                10.Взаимодействие с организациями:        

                11.  Литература

Люблю тебя, Югорский край!

Ты вечный зов, ты божество.

Любите родную природу -

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля

1.Пояснительная записка.

Ни для кого не секрет, что проблема загрязнения окружающей среды все больше обращает на себя внимание современного общества. Загрязнение питьевой воды, воздуха выбросами промышленных предприятий, увеличение количества отравляющих веществ, внесенных в почву для повышения урожайности культурных растений и борьбы с насекомыми вредителями, влечет за собой ухудшение здоровья населения планеты. Перенаселенность мегаполисов и их засоренность отходами жизнедеятельности людей влечет за собой неконтролируемое размножение насекомых и грызунов, которые являются переносчиками различных инфекционных заболеваний. Вот наиболее бросающиеся в глаза проблемы современного общества, касающиеся экологии. Поэтому актуальность охраны окружающей среды не подлежит сомнению. Воспитание у детей экологической грамотности все больше выступает на первый план в современной системе образования. Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, и окружающим людям. Проблема загрязнения окружающей среды последнее время все больше обращает на себя внимание современного общества. Поэтому актуальность охраны окружающей среды остается на первом месте… Воспитание у детей экологической грамотности все больше выступает на первый план в современной системе образования.

На одном экологическом занятии мы с детьми знакомились с Красной книгой. После чего у детей возникло очень много вопросов «Почему?» «А как?», и мы решили это всё разузнать, изучить. Появилась идея проекта о создании Красной книги Югры.  Детям очень было интересно узнавать о животных, растениях, насекомых, исчезающих у нас в Югре, выяснить по каким причинам это происходит. И конечно появилось желание создать свою « Красную книгу».  

 2.ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

 Выяснить какие животные  являются редкими в нашем регионе, какие из них официально включены в Красную книгу России. Определить роль человека в сохранении природы.

ЗАДАЧИ:

1. Развивать поисковую деятельность детей,

- способность к определению задач на основе поставленной проблемы,

- умение планировать этапы своих действий, в соответствии с поставленными задачами,

- аргументировать свой выбор.

2. Уточнять, расширить представления детей о  исчезающих видах  животных нашего края.

3. Сформировать представление  о роли человека в сохранении природы.

4. Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности.

5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

 3.Продолжительность проекта:  10 дней.

Участники проекта:

Дети подготовительной к школе группы,  родители.

Воспитатели: Палтусова Р.Р. Калмыкова Я.Ю.

Руководитель: воспитатель- эколог Змеева В.А

 По виду деятельности:

 познавательно- продуктивный, творческий. 

По форме:

 интегрированный, познавательно-творческий 

По числу участников:

групповой, подготовительная к школе группа (возраст детей 6-7 лет.

4.Проект включает три этапа:

подготовительный,

 основной,

заключительный .

Подготовительный этап:

 - погружение в проблему: показ презентации.

- работа с родителями: заинтересовать родителей проектом, дать представление о том, как можно участвовать в проекте; направить на совместную творческую деятельность с детьми, - поиск информации в детских электронных книгах и энциклопедиях.

 - совместные поиски информации,

- подготовка наглядного, дидактического и теоретического материала для выставки по тематики акции.

 

Основной этап:

 -беседа и рассматривание материалов из Красной книги ХМАО (фотографий исчезающих животных, растений, насекомых, цветов и т. д.)

- тематические занятия и экскурсия: ( уголок хантыйской культуры) ;

- художественная деятельность: изготовление с детьми экологических знаков, поделок и рисунков: «Животные  лесов нашего края»

 - изготовление страниц «По страницам Красной книги ХМАО-Югры»,  совместно родители и их детьми.

- чтение худ. литературы, заучивание стихотворений местных поэтов о родном крае.

- разгадывание загадок, головоломок о животном и растительном мире Сибирской тайги.

- работа над рабочими тетрадями по экологии, "Буровичок - Югорка".

- заучивание пословиц о родной природе, крае.

- изучение правил поведения на природе, правил по пожарной безопасности в лесу.

- запоминание природно-охраняемых знаков и изготовление их для сюжетно-ролевых игр.

- дидактические игры: "Моя Югра", "Животные Севера", "Растения", "Что растет В Сибирской тайги? " , Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»

- просмотр  видеороликов о природном парке «Кондинские озёр»,

заповеднике «Малая Сосьва»-

-акция: «Принеси книгу о природе».

Цель: изучение природоведческой литературы домашней и детского сада, библиотек.  

-музыкально- ритмическая деятельность « Дети солнца»

Заключительный этап:

- Выставка совместных творческих работ детей и родителей по теме проекта.

- НОД Оформление Красной книги Югры

- Презентация проекта.

 5.Ожидаемый результат: 

 - Пробуждение в детях познавательного  интереса и уважительного отношение к окружающей среде нашего округа и природе родного края;

-  Повышение социальной компетентности дошкольников.

- Вовлечь родителей в активное эколого-образовательное пространство детского сада

4. Воспитание чувства патриотизма, бережное отношение к природе своего края.

6.Формы реализации проекта:

 - непосредственно образовательная деятельность

 - беседы

  −оснащение предметно-развивающей среды

- чтение художественной литературы

- художественная деятельность

- дидактические игры

- работа с родителями

- игровые технологии

 - акции

7.  Методическое обеспечение проекта:

Методическая литература детского сада, кабинета эколога. Уголок природ ы группы. Видеотека   кабинета. Ресурсы советской центральной детской библиотеки.  Дидактические и сюжетно ролевые игры. Иллюстрированный и художественный материал.(альбомы, картины)   

8. Взаимодействие с организациями:

Советская центральная детская библиотека.

 Перспективный план мероприятий по проекту:      

дата

        тема

            цель

Ответственные,

участники

24.11

Презентация: Экологические бедствия.

 Дать детям представления  об бедствиях; пожар в лесу разлив нефти, мусор, вырубка леса.

Воспитатель  -эколог, дети.

25.11

Консультация для родителей: «Основы экологического воспитания дошкольника»

 Вовлечь родителей в работу над проектом.

Воспитатели группы, эколог.

25.11

Красная книга

Югры.

 Определению задач на основе поставленной проблемы.

Воспитатели, эколог, родители.  

23.11-33.11

 Изготовление страниц «По страницам Красной книги ХМАО-Югры»,  совместно родители и их детьми.

 Совместный поиск информации в детских электронных книгах и энциклопедиях.

Родители, дети.

2.11

Беседа и рассматривание материалов из Красной книги ХМАО (фотографий исчезающих животных.) Дидактические игры: "Моя Югра", "Животные Севера", "Растения". Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»

Уточнять, расширить представления детей о  исчезающих видах  животных нашего края

Воспитатель-эколог, дети.

24.11

Нод: « Югра Мой – дом» - Дидактические игры: "Моя Югра",   "Кто живёт в сибирской тайге? "

 

Дать представления о коренных жителях округа.

Воспитатель,

дети.

20.11

Художественная деятельность: изготовление с детьми экологических знаков,  и рисунков.

Через художественную деятельность формировать предпосылки природоохранной деятельности детей.

Воспитатель, дети

23.11-4.12

 Чтение худ. литературы, заучивание стихотворений местных поэтов о родном крае.

 Разгадывание загадок, головоломок о животном и растительном мире Сибирской тайги.

 Работа над рабочими тетрадями по экологии, "Буровичок - Югорка".

 Заучивание пословиц о родной природе, крае.

 Изучение правил поведения на природе, правил по пожарной безопасности в лесу.

 

Рисуем: охраняемые знаки  и изготовление их для сюжетно-ролевых игр.

Продолжать формировать представление детей растительном и животном мире  тайги. Знакомить с художественными произведениями местных поэтов о родном  крае.

Закрепить знания детей о правилах поведения в природе.

Воспитатель- эколог, дети.

12.11

 Рассматривание видеороликов о природном парке «Кондинские озёр»,

заповеднике «Малая Сосьва»

Дать представление об охраняемых территориях.

Воспитатель- эколог, дети.

1.12-4.11

Акция: «Принеси книгу о природе».

Изучение природоведческой литературы домашней и детского сада, библиотек.  

Родители, дети,

воспитатели.

10.11

Совместное мероприятие с детской библиотекой.

Сотрудники библиотеки,

воспитатели.

3.12

Внеклассное мероприятие : «Красная книга

Югры».

Закладывание основ экологической культуры у дошкольников

Воспитатели,  дети, специалисты

Использованная литература:

- Иванова А. И. "Живая экология" (Программа экологического образования дошкольников) - М., 2007 г. ;

- Бондаренко Т. М "Экологические занятия с детьми 5-6 лет" - Воронеж, 2007 г. ;

- Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». М. ; «Просвещение, 2002 г. ;

- Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми», Минск «Асар» 1996г. ;

-Художественная литература, стихотворения поэтов ХМАО о природе родного края, выставки в книжном уголке, иллюстрации о природе родного края;

- Песни о природе, животных и растениях.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Красная книга ХМАО-Югры Животные Экологический проект

Слайд 2

Люблю тебя, Югорский край! Ты вечный зов, ты божество. Любите родную природу - Озера, леса и поля. Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля

Слайд 3

Участники проекта: Дети подготовительной к школе группы: «Радужные лучики», родители. Воспитатели: Палтусова Р.Р. Калмыкова Я.Ю. Руководитель: воспитатель- эколог Змеева В.А

Слайд 4

Проблема На одном экологическом занятии мы с детьми знакомились с Красной книгой. После чего у детей возникло очень много вопросов «Почему?» «А как?», и мы решили это всё разузнать, изучить. Появилась идея проекта о создании Красной книги Югры. Детям очень было интересно узнавать о животных, растениях, насекомых, исчезающих у нас в Югре, выяснить по каким причинам это происходит. И конечно появилось желание создать свою « Красную книгу».

Слайд 5

Цель Выяснить какие животные являются редкими в нашем регионе, какие из них официально включены в Красную книгу ХМАО- Югры. ЗАДАЧИ: 1. Развивать поисковую деятельность детей, - способность к определению задач на основе поставленной проблемы, - умение планировать этапы своих действий, в соответствии с поставленными задачами, - аргументировать свой выбор. 2 . Уточнять, расширить представления детей о исчезающих видах животных нашего края. 3 . Сформировать представление о роли человека в сохранении природы. 4 . Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности. 5 . Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Слайд 7

И зготовление страниц «По страницам Красной книги ХМАО-Югры», совместно родителями с детьми.

Слайд 9

Б еседа и рассматривание материалов из Красной книги ХМАО (фотографий исчезающих животных, растений, насекомых, цветов и т. д.)

Слайд 10

Ч тение худ. литературы, заучивание стихотворений местных поэтов о родном крае , заучивание пословиц о родной природе, крае.

Слайд 11

Х удожественная деятельность: изготовление с детьми экологических знаков, поделок и рисунков: «Животные лесов нашего края »

Слайд 12

П росмотр видеороликов о природном парке « Кондинские озёр», заповеднике «Малая Сосьва»- А кция : «Принеси книгу о природе».

Слайд 13

Д идактические игры: "Моя Югра", "Животные Севера", "Растения", "Что растет В Сибирской тайги? " , Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»

Слайд 14

С овместное мероприятие с детской библиотекой. Тема: «Путешествие по Красной книге»

Слайд 15

Внеклассное мероприятие по тематике « Югре 85». Тема: «Красная книга Югры»

Слайд 16

Красная книга МАДУ детского сада: «Родничок»