Консультация для педагогов

Ляличкина Людмила Николаевна

Информация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_gimnastika.docx22.91 КБ
Microsoft Office document icon emotsii.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Атемарский детский сад № 1 «Теремок» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ.

                                                       Подготовила: инструктор по физ. культуре

    Ляличкина Л.Н.

Атемар 2016

ГИМНАСТИКА  ДЛЯ  МАЛЫШЕЙ  3-4 лет

        Систематическая гимнастика обеспечивает правильное развитие скелета и мышечной системы детей, полноценную работу сердца и легких, повышает обмен веществ, улучшает аппетит и усвоение пищи. Все это вместе обусловливает нормальный рост и развитие ребенка.

        Для того чтобы занятия были разнообразнее и увлекательнее, рекомендуется использовать различные предметы и несложное оборудование: мячи, флажки, обручи, скамейки, лестницы  и т.п. Конечно, все это по размерам и весу должно соответствовать возрасту и физическому развитию ребенка.

        Лучше всего проводить занятия в утренние часы, через 1-1/2 часа после завтрака или после дневного сна. Длительность занятия 15-20 минут.

        Занятия с малышами рекомендуется вести в форме двигательных рассказов, используя знакомые ребенку образы из виденного в жизни и на картинках или почерпнутые из сказок (работа на огороде, сбор в лесу ягод или грибов, встреча с лесными зверями и пр.) Подражательные движения развивают творческую фантазию детей, делают упражнения привлекательными, интересными.

        Следует помнить, что внимание у детей неустойчиво и пространные объяснения утомляют их. Надо больше показывать и меньше объяснять, часто менять упражнения.

        Координация движений у детей дошкольного возраста, особенно у 3-4-летних, еще несовершенна, поэтому не следует требовать от них абсолютно правильного выполнения упражнения.

        Основной принцип занятий с малышами физическими упражнениями – это игра. Веселый тон, шутка, активное участие взрослого в игре всегда увлекают детей, возбуждают у них положительные эмоции.

        Исключительно важное значение имеет дозировка упражнений. Дело в том, что дети младшего возраста быстро устают и могут утратить интерес к занятиям, поэтому число повторений движений рекомендуется от 2-3 до 5-6. Начинать надо с минимальной дозировки упражнений и внимательно следить за тем, чтобы ребенок не уставал.

        Нет необходимости обиваться, чтобы дети сознательно регулировали дыхание и согласовывали его с движениями. Дыхание должно быть произвольным и свободным, важно лишь, чтобы ребенок его не задерживал. У детей надо воспитывать естественную привычку (без специального обучения) дышать носом.

        Большое значение имеет то, как держатся дети во время выполнения движений; надо следить, чтобы они не опускали голову, не горбились, держались по возможности прямо.

        Желательно подбирать упражнения преимущественно для развития больших мышечных групп и особенно для укрепления мышц спины и живота, чтобы создать естественный «мышечный корсет», необходимый для формирования у детей правильной осанки.

        Важную роль играет равномерное распределение (рассеивание) нагрузки на все части тела, т.е. постоянная смена движений рук, ног  и туловища. Обязательное условие – чередование трудных упражнений с легкими.

        Учитывая быструю утомляемость дошкольников, необходимо после наиболее трудных упражнений делать кратковременные паузы для отдыха (30-60 секунд), придавая паузам оттенок игры. Например, можно предлагать детям сесть или лечь, говоря: «Собачка села отдохнуть», «Мишка лег спать».

        Из предлагаемых упражнений рекомендуется в одно занятие включать не более 8-10.

        1. Упражнения без предметов

        (имитационные упражнения, выполняемые  индивидуально или группой)

  1. «СОРВИ ЯБЛОКО»

        Встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Поочередно поднимать руки вверх, поднимаясь на носки, как бы срывая с дерева высоко висящие яблоки. Повторить 3-4 раза.

        2. «ЗАЙЧИК»

        Встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Приседать, сгибая руки к плечам ладонями вперед, как зайчик, становящийся на задние лапки. Повторить 5-7 раз.

        3. «КАЧАНИЕ ДЕРЕВЬЕВ»        

        Встать прямо, ноги врозь, поднять руки в стороны. Наклониться влево, затем вправо, не опуская рук. Повторить 4-6 раз.

        4. «МИШКА ПОДНЯЛ ЛАПУ»        

        Встать на четвереньки, не опуская головы. Поднять попеременно то одну, то другую руку вверх, смотря на нее и опуская обратно на пол. Повторить по 3-4 раза каждой рукой.

        5. «ЦАПЛЯ»        

        Ходить по комнате, поочередно высоко поднимая то одну, то другую ногу. Выполнять в течение 30-40 секунд.

        6 «ДРОВОСЕК»

        Встать прямо, широко расставив ноги, руки поднять вверх и сцепить пальцы над головой. Быстро наклоняться вперед, опуская руки между ногами, подражая движениям при колке дров. Повторить 5-8 раз.

        7. «КАТИСЬ, АК КОЛОБОК»

        Лечь на спину, поднять руки вверх, а ноги вытянуть. Повернуться на живот, потом с живота на спину, опять на живот и на спину. Выполнять в течение 30-40 секунд.

        П. Упражнения с предметами

        (выполняются индивидуально, парами или  группами)

        А.  С маленьким резиновым или теннисным мячом.

        8. БРОСАНИЕ МЯЧА В ЦЕЛЬ

        Стараться забросить мяч в корзину (в обруч), стоящую на расстоянии 80 см – 1 м. Повторить 8-10 раз.

        Б. С большим мячом

        9. БРОСКИ МЯЧА ИЗ-ЗА ГОЛОВЫ

        Стоя, держать мяч согнутыми руками за головой. Поднять мяч вытянутыми руками вверх и бросить его вперед. Повторить 4-6 раз.

        10. ОТТАЛКИВАНИЕ МЯЧА НОГАМИ

        Дети сидят на полу друг против друга, согнув ноги и опираясь на руки, отведенные назад. К ним подкатывают мячи партнеры и они отталкивают их от себя обеими ногами. Повторить 4-6 раз. Затем партнеры меняются.

        В. С малой гимнастической палкой

        11. ХОДЬБА С ПАЛКОЙ

        Ходить по комнате, заложив палку за спину и удерживая ее на уровне лопаток. Выполнять в течение 30-40 секунд.

        12. «ЛОДОЧКА»

        Сидя верхом на скамеечке друг против друга (парами), держаться за гимнастические палки. Наклоны туловища вправо и влево. Повторить 2-3 раза в каждую сторону.

        13. «ГРЕБЛЯ»

        Сидя верхом на скамеечке друг против друга (парами), держаться за гимнастические палки. Наклоны туловища вперед и назад. Повторить 3-4 раза.

        Г. С флажками

        14. ВЗМАХИВАНИЕ ФЛАЖКАМИ

        Стать прямо, ноги слегка расставить, руки с флажками опустить. Попеременно взмахивать одной рукой вверх. Повторить 4-6 раз.

        Д. С обручем

        15. ПОВОРОТЫ С ОБРУЧЕМ

        Стать прямо, ноги врозь, держать обруч за спиной. Поворачиваться вправо и влево. Повторить 6-8 раз.

        Е. С кеглями (булавками)

        16. НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ ВОКРУГ КЕГЛЕЙ

        Поставить кегли и передвигаться вокруг них на четвереньках, меняя направление. Выполнять в  течение 20-30 секунд.

        Ж. С мешочком

        17. ХОДЬБА С МЕШОЧКОМ НА ГОЛОВЕ (вес мешочка 50-100 г.)

        Ходить по комнате, удерживая голову и туловище в прямом положении, стараясь не уронить мешочек, положенный на темя. Выполнять в течение 40-60 секунд.

        З. С кубиками

        18. ПЕРЕШАГИВАНИЕ ЧЕРЕЗ УБИКИ

        Шагать через расставленные на расстоянии 20-25 см кубики. Выполнять в течение 40-80 секунд.

        И. С веревкой

        19. ХОДЬБА ПО ВЕРЕВКЕ

        На полу лежит вытянутая веревка. Пройти по ней, сохраняя равновесие. Проделать 2-3 раза.

        20. ПЕРЕШАГНУТЬ И ПРОПОЛЗТИ

        Две веревки натянуты на расстоянии 25-30 см одна над другой и на 35-40 см от пола. Перешагнуть через одну и пролезть под другую. Проделать по 2-3 раза.

        21. НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ ВДОЛЬ ВЕРЕВКИ

        Веревка лежит на полу. Двигаться на четвереньках вдоль веревки, ноги ставить на веревку, а руки справа и слева от неё. Выполнять 40-50 секунд.

        22. ПЕРЕТЯГИВАНИЕ ВЕРЕВКИ (парами)

        Стоя, широко расставив ноги и держась за концы веревки (скакалки), перетягивать ее каждому в свою сторону. Веревку не выпускать из рук. Выполнять в течение 30-40 секунд.

        Следует помнить о том, что приспособительные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем у ребенка ниже, чем у взрослого, поэтому физические упражнения надо строго дозировать, учитывая его возраст.

Правильное соблюдение исходных положений – обязательное условие при выполнении каких-либо гимнастических упражнений. Объяснение и показ упражнений воспитателем должны быть четкими и краткими. Особенно нежелательна длительная статическая поза, что отрицательно сказывается на осанке в целом и в основном формировании свода стопы ребенка.

        Дети четвертого года жизни стараются достаточно уверенно выполнять упражнения в ходьбе и беге, иногда с хорошей координацией движений рук и ног. Однако у большинства детей во время ходьбы руки прижаты к туловищу и походка в основном шаркающая. Темп ходьбы еще неравномерный, с неодинаковой длиной шага. В беге согласованность движений рук и ног несколько лучше по сравнению с ходьбой. Это связано с тем, что быстрый темп передвижения для ребенка более характерен, чем медленный, однако и беге координация движений также еще несовершенна. Малыши бегут на всей стопе, работа рук выражена нечетко.

        Воспитатель следит за тем, чтобы все дети занимали правильное исходное положение, именно оно определяет физическую нагрузку на различные группы мышц. Исходные положения разнообразны – стоя, сидя, в стойке на коленях, лежа на животе (при условии занятий в помещении). Важна также и последовательность перехода от одного исходного положения к другому. Так, для перехода из исходного положения стоя в положение стойка на коленях надо, чтобы дети спокойно присели и затем плавно опустились (не ударяя колени о пол). Для перехода из положения стоя в положение лежа предлагается сначала поставить ноги поближе, плавно опускаясь присесть, а затем уже лечь. В положении стоя для малышей, как правило, используются две позиции ног: на ширине ступни и на ширине плеч.

        У детей 3-4 лет крупная мускулатура в своем развитии преобладает над мелкой, но в то же время детям этого возраста вполне доступны упражнения в поднимании рук в стороны, вверх, наклоны, приседания, что воспитывает навык владения своим телом.

        Воспитатель должен выполнять упражнения вместе с детьми, показывая, поясняя их и задавая тем самым правильный темп. Наклоны и приседания педагог может делать вместе с детьми 2-3 раза, а далее малыши выполняют их самостоятельно, следуя его указаниям.

        Ритм прыжков обычно задается музыкальным сопровождением или ударами в бубен (хлопки в ладоши или четкое произнесение слов «раз-два» и т.п.). Несколько прыжков вместе с детьми выполняет и педагог, а в паузе он делает те или иные замечания.

        Младший дошкольник еще не может сознательно регулировать дыхание, поэтому при выполнении гимнастических упражнений следует обращать внимание на момент выдоха, а не вдоха. Важно приучать детей дышать носом естественно и без задержки.

        Дыхательным упражнениях при нарушениях осанки уделяется большое внимание. Дыхательные упражнения проводятся на каждом занятии в соответствии с корригирующими упражнениями как 1:2. Вдох выполняется носом, выдох ртом, сложенным трубочкой; выдох должен быть вдвое длиннее вдоха. Следует постепенно углублять дыхание, увеличивать счет, переменно выполнять грудное и брюшное дыхание, не задерживая дыхание при общеразвивающих и корригирующих упражнениях. Дыхательные упражнения могут быть статическими (собственно дыхательная гимнастика) и динамическими ( дыхательная гимнастика с различными движениями рук, ног и туловища).

        При построении занятий с детьми нельзя ограничиваться решением узких задач, необходимо содействовать развитию и формированию организма в целом, создавая тем самым более благоприятные условия для коррекции дефектов осанки.

Примерный комплекс утренней гигиенической гимнастики

        1. «Тянитесь и будете здоровы». И.п. – основная стойка. Руки вверх, ладонями вовнутрь (достать потолок), смотреть на кончики пальцев. Руки вниз. Повторить 2-3 раза.

        2. «Дровосек» И.п.- руки вверх, сплести пальцы, ноги врозь- вдох. Мах руками и наклон вперёд, руки провести между ногами – выдох. Исходное положение. Повторить 4-6 раз.

        Примерные комплексы утренней гигиенической гимнастики для детей.

        Упражнения для дошкольников

        1. «Тянитесь и будете здоровы». Исходное положение (и.п.) – основная стойка. Руки вверх, ладонями во внутрь (достать потолок), смотреть на кончики пальцев. Руки вниз. Повторить 2-3 раза.

        2. «Дровосеки» И.п. – руки вверх, сплести пальцы, ноги врозь – вдох. Мах руками и наклон вперед, руки повести между ногами – выдох. Исходное положение. Повторить 4-6 раз.

        3. И.п. – основная стойка. Руки назад – вдох. Исходное положение – выдох. Повторить 3 раза.

        4. «Кошка». И.п. – стоя на четвереньках. Сделать круглую спину («кошка сердится»). Исходное положение, дыхание произвольное. Повторить 4-6 раз.

        5. «Пружина». И.п. – ноги на ширине плеч, ступни параллельны, руки вверх, смотреть на кончики пальцев. Присед, руки вперед (пятки от пола не отделять). Встать – руки вверх. Повторить 6-10 раз.

        6. И.п. – руки вперед, скрестно. Руки в стороны – вдох (лопатки соединены). Исходное положение. Повторить 2 раза.

        7. «Попрыгаем как мячик». И.п. – основная стойка, руки на поясе. Прыжком ноги врозь. Прыжком ноги вместе. Повторить 15-20 раз. Дыхание произвольное.

        8. Ходьба по комнате 30-60 с. Дыхание произвольное. Остановка. А теперь более глубокий – вдох – выдох. Повторить 2 раза.



Предварительный просмотр:

«Эмоциональное развитие дошкольников на занятиях физической культурой».

В каждом ребенке таится заложенная природой неуемная потребность движения. Для ребенка бегать наперегонки скакать на одной ноге, подражать движениям окружающих его людей, зверей, птиц столь же естественно и необходимо, как и дышать. Но вот занятия физкультурой: «Руки в стороны, руки вверх, присели – встали…» - с детства всем знакомый набор упражнений физической зарядки. И, кажется, сложно придумать что-нибудь новое. Когда речь заходит о физическом воспитание дошкольников, мы все, следуя традициям, прежде всего, представляем себе бег, прыжки, лазание и другие виды движений. Но, оказывается, обучая детей спортивным играм, можно отличным образом решать различные задачи: укреплять здоровье, прививать спортивные навыки, формировать такие нравственные качества как умение добиваться цели и сотрудничать, проявлять выдержку и настойчивость, действовать в коллективе и по команде.

Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные, отражающие динамику состояния здоровья российских детей в последние годы, свидетельствуют о том, что так называемая гуманитарная катастрофа – уже не тревожащая перспектива, которая маячит где-то в неопределенном завтра, а суровая реальность наших дней. Некоторую надежду вселяет то, что общество переживает лишь раннюю стадию гуманитарной катастрофы, а значит, еще располагает известными ресурсами для ее преодоления.

Не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объема учебно-познавательного материала, гармоническое развитие дошкольника без физического воспитания невозможно. Двигательная активность - естественная потребность в движении, удовлетворение которой определяет психическую работоспособность, является важнейшим условием формирования основных структур и функций организма.

Однако вопросы развития эмоциональной устойчивости дошкольников в процессе двигательной деятельности изучены недостаточно. В массовой практике физического воспитания развивающая педагогическая работа фактически подменяется «тренерской» при недостаточном внимании к вопросам развития эмоциональной сферы дошкольников в процессе двигательной деятельности. В этой связи возникают противоречия:

– между необходимостью развития эмоциональной устойчивости детей дошкольного возраста и неэффективностью существующей педагогической практики;

– между возможностью развития эмоциональной устойчивости детей средствами физической культуры и отсутствием адекватной методики;

– между необходимостью использования методики развития эмоциональной устойчивости детей средствами физической культуры и недостаточной профессиональной подготовкой воспитателей.

1. Эмоционально-волевая сфера дошкольника.

Эмоциональная устойчивость ребёнка дошкольного возраста может быть рассмотрена как один из базовых компонентов психического здоровья и индивидуальная характеристика эмоциональной сферы, выражающаяся в адекватности эмоционального реагирования ребёнка при взаимодействии с окружающей действительностью.

Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности.

Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям. Малыш научается в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.

Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

Вся жизнь ребенка подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Ребенок, который катается по полу от смеха, может внезапно расплакаться или прийти в отчаяние, а минуту спустя, с еще не высохшими глазами, опять заразительно смеяться. Подобное поведение детей совершенно нормально.

Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Нарушение привычной ситуации (изменение режима, уклада жизни ребенка) может привести к появлению аффективных реакций, а также страха. Неудовлетворение (подавление) новых потребностей у ребенка в кризисный период может вызвать состояние фрустрации агрессии или депрессии.

Условия развития эмоций и чувств дошкольника.

Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий.

1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками.

2. При специально организованной деятельности дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием (например, музыки).

3. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности - в игре, насыщенной переживаниями.

4. В процессе выполнения совместных трудовых занятий развивается эмоциональное единство группы дошкольников.

В зависимости от сложившейся ситуации любые качественно разнообразные чувства и эмоции могут быть положительными, отрицательными, ориентировочными. Дети относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще жизнерадостное бодрое настроение.

Сохранение физического здоровья детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает важное место.

Сегодня не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности гармоническое развитие организма дошкольника невозможно без физического воспитания.

Развитие ребенка дошкольного возраста предполагает важность воздействия на его организм методами физической культуры и ориентирует и родителей и педагогов на становление у детей этого возраста здорового образа жизни именно методами физической культуры и физического воспитания.

Многочисленные исследования доказали особую роль движений для жизнедеятельности организма, совершенствования основных его функций. Чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое, умственное развитие, крепче здоровье.

Не случайно известный отечественный физиолог Н.М.Щелованов отмечал,

что эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребёнка, но и имеют очень важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма.

Положительные эмоции создают бодрое, жизнерадостное настроение, они, как и движения, Благотворно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигательных навыков и умений.

В психолого-педагогических исследованиях (А.Д.Кошелева, В.И.Перегуд, И.Ю.Ильина, Г.А.Свердлова, Е.П.Арнаутова и др.) положительное эмоциональное состояние дошкольника рассматривается как основа отношения ребёнка к миру и влияет в дальнейшем на особенности переживания семейной ситуации, познавательную, эмоционально-волевую сферы, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношения со сверстниками.

Положительные эмоции тонизируют кору больших полушарий головного мозга, заставляют энергично работать органы человеческого тела, все функции организма и тем способствуют их развитию.

Увлечённые двигательной деятельностью дети напрягают и развивают все

свои физические и психические силы.

Двигательные задания, эмоционально окрашенные, позволяют ребёнку многократно упражняться в одних и тех же движениях с наименьшей степенью усталости более длительное время.

Результативность данного процесса определяется комплексом педагогических условий.

– обогащение основных форм физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях специально сконструированными, рационально подобранными средствами физической культуры, наполненными психологическим содержанием и вариативность их использования;

– обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к детям;

– осуществление специальной подготовки педагогов к использованию средств физической культуры.

Физическое развитие детей должно быть направлено на укрепление здоровья ребенка; формирование правильной осанки; развитие произвольных движений, физической работоспособности; тренировки сердечнососудистой и дыхательной систем; закаливание организма. В дошкольном возрасте движение становится потребностью, поэтому физическое воспитание особенно ценно в данный возрастной период.

В системе физического воспитания используются следующие организационные формы двигательной активности детей в период дошкольного детства: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, ритмика, физкультминутки на занятиях, подвижные игры на прогулках, спортивные праздники.

Физическое воспитание в дошкольном возрасте осуществляется в процессе игровой деятельности, в результате ребенок учится взаимодействию с другими детьми, у него формируются нравственные формы поведения.

Что касается характеристики психоэмоциональной сферы дошкольников, то все они отмечают подъем настроения от занятий, чувство бодрости, прилив сил и желание заниматься еще и еще. Это подтверждает, что физкультура приносит и глубокое эстетическое удовлетворение. Человек, который хорошо выполняет упражнения (особенно под музыку, как бы танцуя), испытывает неповторимое ощущение от умения владеть своим телом, от свободы и легкости своих движений, его радуют их точность, красота и пластичность. Музыкальное сопровождение движений эмоционально обогащает детей, дает возможность полнее понять движение и лучше его выполнять, т.к. средства музыкальной выразительности (сила звука, темп, ритм и др.) вызывают ответные оттенки реакций в движениях,

определяют их образный характер.

Музыкальное сопровождение (бубен, барабан, фортепиано, аудиозаписи) оставит неизгладимый след в памяти дошкольников и будет способствовать наиболее яркому восприятию движений.

Формирование личности дошкольника в процессе занятий физическими упражнениями.

Дошкольный возраст - это период первоначального складывания личности, период развития личностных механизмов поведения. Главная цель развития личности - реализация ребенком своего «Я», а также переживания себя в качестве социального индивида - успешно может решаться в процессе занятий физическими упражнениями в детском саду.

Ребенок оценивает свое «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.

В сложных действиях проявляется воля ребенка - преодоление препятствий при достижении поставленной цели. Действенными факторами воспитания воли дошкольника могут служить условия, побуждающие к преодолению трудностей. Особенно ценными в этом отношении являются подвижные и спортивные игры, физические упражнения, основанные на продолжительном и многоразовом повторении однообразных двигательных действий. Их выполнение ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстником, оказать помощь в выполнении двигательного задания, найти оптимальные варианты согласований действий. При их выполнении требуется приложить волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения. Большое значение имеют применения методов стимулирования волевых усилий, контроль и учет степени развития волевых качеств.

Подвижная игра, как деятельность, отвечающая возрастным потребностям детей, и как средство разностороннего развития, имеет первостепенное значение. В ней заключён целый комплекс эмоционально-оздоровительных, познавательных и воспитательных компонентов.

Одним из видов подвижных игр являются - игры-эстафеты.

Игры-эстафеты - сознательная, активная деятельность соревнующихся между собой команд, направленная на достижение общей цели путём выигрыша благодаря более быстрому, правильному, рациональному выполнению игровых заданий каждым участником на своём этапе, связанная с обязательным соблюдением правил и активным преодолением встречающихся препятствий.

Соревнование создаёт в них особый эмоциональный и физиологический фон, опосредованный план отношения и оценки собственной деятельности через оценку продуктов, итогов деятельности другого ребёнка. Оно усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма, как правило, более значительному, чем при внешне аналогичных несоревновательных нагрузках.

Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания.

Воспитатель старается показать зависимость общего результата от выполнения каждым ребенком определенных действий, от доброго и справедливого отношения к товарищам (помочь товарищу, если он не может выполнить правила игры, использовать вежливые формы предложения услуг, замечаний). Наличие игрового момента способствует поддержанию у всех детей интереса к выполнению общей двигательной задачи, без чего невозможно достичь умения видеть другого, действовать с ним. Взаимная ответственность обеспечивает ребенку возможность самоутверждения, развивает уверенность, инициативность, формирует чувство товарищества.

Таким образом, занятия физическими упражнениями - важный фактор формирования личности ребенка дошкольника.

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях.

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, которая помимо указанных компонентов включает так же учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие физическое воспитание. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам.

Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни. В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, и всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.

Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Благодаря пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Большинство их (ползание, бег, ходьба, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) дети используют в повседневной жизни как средство передвижения.

Двигательные навыки облегчают связь с окружающей средой и способствуют ее познанию: ребенок, ползая сам, приближается к тем предметам, которые его интересуют, и знакомится с ними. Правильное выполнение физических упражнений эффективно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костной системы.

Двигательные навыки, сформированные у детей дошкольного возраста, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. В процессе формирования двигательных навыков у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции). Объем двигательных навыков по возрастным данным находится в программе.

У дошкольников необходимо сформировать навыки выполнения строевых, общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений. Кроме того, следует научить детей играть в спортивные игры (городки, настольный теннис) и выполнять элементы спортивных игр (баскетбол, хоккей, футбол и т.д.). В этом возрасте важное значение приобретает привитие первоначальных навыков личной и общественной гигиены (мытье рук, забота о костюме, обуви и т.д.). Полученные знания позволяют детям заниматься физическими упражнениями более осознанно и более полноценно, самостоятельно использовать средства физического воспитания в детском саду и семье.

Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Первые семь лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическими особенностями основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющим фактором с первых месяцев жизни является окружающая среда и воспитание ребенка. Поэтому очень важно создать такие условия и так организовать воспитание, чтобы было обеспечено бодрое, положительно эмоциональное состояние ребенка, полноценное физическое и психическое развитие.

Физическое воспитание благоприятствует осуществлению эстетического воспитания. В процессе выполнения физических упражнений следует развивать способность воспринимать, испытывать эстетическое удовольствие, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений. Дети также овладевают трудовыми навыками, связанными с оборудованием помещения (устройство ямы с песком для прыжков в длину, заливка катка и т.д.).

Целью физического воспитания является формирование у детей навыков здорового образа жизни. Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм человека. Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и т.д.) составляет обязательное условие для решения задач физического воспитания.

Они повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Например, занятие физическими упражнениями лучше содействует развитию костной и мышечной системы. Чистота помещений, физкультурного инвентаря, игрушек, одежды, обуви служат профилактикой заболеваний.

Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: они способствуют нормальной работе всех органов и систем. Например, регулярное и доброкачественное питание положительно влияет на деятельность органов пищеварения и обеспечивает своевременную доставку другим органам необходимыми питательными веществами, а значит, содействует нормальному росту и развитию ребенка.

Полноценный сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Правильное освещение предупреждает возникновение заболевания глаз. Соблюдение твердого режима дня приучает к организованности, дисциплинированности и т.д.

Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливает положительное влияние физических упражнений на организм, и повышают работоспособность человека. В процессе занятий физическими упражнениями на воздухе при солнечных излучениях или в воде (плавание) возникает положительные эмоции, повышаются функциональные возможности отдельных органов и систем организма (больше потребляется кислорода, усиливается обмен веществ).

Естественные силы природы могут использоваться и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи, механического воздействия на тело человека. Воздух с лесов, садов, парков, содержащий особые вещества финтоциды, способствуют уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом, благотворно влияет на организм человека. Солнечные лучи способствуют отложению витамина Д под кожей, убивает различные микробы и охраняет человека от заболевания рахитом. Для разностороннего влияния на организм следует принимать все естественные силы природы, целесообразно сочетая их.

Физические упражнения - основное специфическое средство физического воспитания оказывающего на человека разностороннее воздействие. Они используются для решения задач физического воспитания: содействуют осуществлению умственного, трудового, а также являются средством лечения при многих заболеваниях.

Движения, физические упражнения считаются специфическим средством физического воспитания. Двигательная активность - биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.

Сюжетные занятия физкультурой дошкольников, как пример эмоционального развития дошкольников в ходе занятий физкультурой.

Сюжетное занятие - одна из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующая воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения физических упражнений. В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания, используемые в сюжетном занятии, подчинены определенному сюжету (например, в комплексе "Морское царство" применяются упражнения дыхательной гимнастики "Парус", "Волны шипят" и др., общеразвивающие упражнения "Рыбка", "Русалочка", "Медуза" и др., подвижные игры "Цунами", "Невод", "Водяной" и др., танец "Раки", круговая тренировка "Матросы на корабле в шторм" и т.п.).

Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности. Психокоррекционные игры и упражнения направлены на развитие внимания, памяти, координации движений, быстроты реакции, которые можно использовать в водной части занятий.

Программа проведения сюжетных игр направлена на решение следующих задач: укрепление здоровья детей, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности; гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки; совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств; развитие психических способностей и эмоциональной сферы; развитие музыкально-ритмических способностей, воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.

Подбор средств и методов физического воспитания определяется возрастными (анатомо-физиологическими, психологическими и моторными) особенностями детей. Для решения поставленных задач можно использовать различные физические упражнения, последовательность которых соответствует общепринятой трехчастной структуре. При этом упражнения, используемые в подготовительной и заключительной частях занятий, а также этюды психогимнастики, танцы и игры можно менять через 2-3 занятия, варьируя их в соответствии с сюжетом. После разучивания упражнений в течение 3-4 занятий они выполняются под музыку поточным способом по методике ритмической гимнастики. Использование ритмичной музыки вызывает у детей положительные эмоции, способствует воспитанию чувства ритма, облегчает формирование двигательных навыков.

В процессе сюжетных занятий рекомендуется использовать стихи, загадки, песни, соответствующие сюжету: например, перед разучиванием танца "Раки" загадать загадку "Под водой живет народ - ходит задом наперед"; при выполнении несложных по структуре упражнений невысокой интенсивности "Морская волна" и "Я на солнышке лежу" предложить детям всем вместе произнести вслух отрывок из сказки А.С. Пушкина "Ты волна моя, волна..." или спеть песенку из мультфильма "Как львенок и черепаха пели песню".

При подборе музыкального сопровождения для упражнений, направленных на овладение навыком произвольного расслабления, и некоторых этюдов психогимнастики рекомендуется использовать специальную музыку, тематически связанную с сюжетом, для релаксации в сочетании с естественными природными звуками (например, в комплексе "Морское царство" применяются музыкальные композиции "Океан", "Песнь кита", "Морские сны", "Путь дельфина" , "Благоговение" , "Морские мелодии" и др.). Звуки океанских волн, согласно данным научно-методической литературы, самые расслабляющие, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, овладению навыками физиологического самоконтроля, развитию психических способностей.

Многие музыкальные композиции, включающие естественные звуки природы (крики чаек, голоса дельфинов, "пение" китов, шум морского прибоя и др.), создают ощущение гармонии с окружающим миром, помогают пережить, прочувствовать тесную связь, единство Человека и Природы, что имеет важное воспитательное значение.

В результате проведённого исследования по теме "Эмоциональное развитие дошкольников на занятиях физкультурой" можно сделать ряд выводов:

Дети дошкольного возраста характеризуются разными уровнями проявления эмоциональной устойчивости. Критериями и показателями уровней выступают:

– адекватность эмоционального реагирования ребёнка при взаимодействии с окружающей действительностью (содержание эмоционального реагирования ребёнка при взаимодействии с окружающими людьми в привычной обстановке);

– сила выраженности переживаемых эмоций (интенсивность эмоциональных проявлений, эмоциональная лабильность, длительность эмоциональной реакции);

– стабильность особенностей эмоционального реагирования (эмоциональный фон, модальное содержание, экспрессивность при эмоциональном реагировании, отсутствие эмоциональных отклонений).

Индивидуальные особенности проявления эмоциональной устойчивости детей дошкольного возраста выражаются в индивидуальном сочетании ряда показателей эмоциональной устойчивости, которые обусловлены типом нервной системы ребёнка, особенностями воспитания, физическим и психическим состоянием в данный момент и др.

Если начать развивать эмоциональную сферу в детстве, развивать и тренировать способности предвидеть, брать на себя ответственность и руководить своими действиями, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия и совершенства в управлении самим собой.

Физическая культура дошкольника подразумевает овладение ребенком знаниями о физической культуре, умениями их использовать в деятельности, ведущей для этого возраста, а именно - в игровой, проявляя при этом творчество, основанное на воображении и реализуя свои духовные и физические способности.

Развитие физической культуры дошкольника можно представить как единство освоения предшествующей культуры в доступной для него форме и созидания новых, соответствующих его потребностям и интересам культурных ценностей. Одним из показателей развития физической культуры дошкольника является характер его отношения к природе, другим людям, к самому себе, вся совокупность потребностей и способностей, которая способствует положительным изменениям в его физическом, психическом и личностном развитии. Деятельная сторона в этом процессе является ведущей.

Физическая культура дошкольников, как и любая сфера культуры, предполагает работу с духовным миром ребенка - его знаниями и умениями, его эмоциональным отношением, ценностными ориентирами, его мироощущением применительно к телесной организации в сочетании с двигательной активностью.

Физическую культуру в дошкольных учреждениях нельзя рассматривать в отрыве от ее социальных функций. В конечном счете все должно быть направлено на сознательное управление жизнедеятельностью детей, где преобладающим должно быть одухотворенность физического, т.е. физическое развитие должно рассматриваться с психическим и личностным в тесной взаимосвязи.

Преодоление трудностей, связанных с недостаточной материальной базой и недостаточным методическим обеспечением, требует от педагогов поиска новых методик проведения занятий по физической культуре. Используя новые теоретические и методические разработки, отражающие достижения в психологии, педагогике, теории и методике физического воспитания, ориентируясь на использование физических упражнений не только как средства физического, но и психического и личностного развития детей, а также развития и повышения их физической культуры.

Именно поэтому всё чаще педагоги используют такие методики, как например:

Образно-игровая ритмическая гимнастика, главными составляющими которой служат образные или подражательные физические упражнения, музыка и элементы игры. Занятия ритмической гимнастикой способствуют развитию устойчивого внимания и собранности – важных предпосылок успешной учёбы, а так же формирует уверенность в себе, помогает преодолеть застенчивость, робость, повышает самооценку, формируются умения и навыки в согласовании движений с темпом и ритмом музыкального сопровождения, развиваются музыкальные способности.

Танцевально-игровая гимнастика способствует развитию мышления, воображения, находчивости и познавательной активности, расширяет кругозор. При занятиях данным видом деятельности у детей воспитывается умение эмоционального выражения, раскрепощённости и творчества в движениях, развивается инициатива, чувство товарищества, взаимопомощь, лидерство. Она включает в себя несколько разделов:

1.игроритмика

2.игротанцы

3.пальчиковая гимнастика

7.Игровой самомассаж

8.Музыкально-подвижные игры

9.Игры-путешествия (или сюжетные занятия)

10.креативная гимнастика.

Игроритмика является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяет красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку.

Игротанцы направлены на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребёнка. Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость.

Пальчиковая гимнастика является основой развития ручной умелости, мелкой моторике рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребёнка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.

Самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребёнка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

Креативная гимнастика предусматривает целенаправленную работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы.

Музыкально-подвижные игры. В них используются приёмы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования.

Креативная гимнастика предусматривает целенаправленную работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных занятий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этим занятиям создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощённости.

Игры-путешествия включают все виды подвижной деятельности, используя средства предыдущих разделов, служит основой для закрепления умений и навыков, приобретённых ранее, помогает сплотить ребят, даёт возможность стать тем, кем мечтаешь, побывать, где хочешь и увидеть что пожелаешь.

Список литературы:

Бланин А.А. Становление физических качеств дошкольников в зависимости от их двигательной активности и соматотипа. Автореферат диссертации на соискание учебной степени кондидата пед. наук. - М.: МГАФК, 2000.

Бочарова Н.И. Физическая культура дошкольника в ДОУ. Программно-методический комплекс. - М.: Издательство: Центр педагогического образования, 2007.

Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий. Развитие креативности дошкольников.- М.: Издательство: 5 ЗА ЗНАНИЯ, 2007.

Кожухова Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 2000. - №3.

Мащенко М.В., Шишкина В.А. Физическая культура дошкольника. - Мн.: Уроджай, 2000.

Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1986.

Панкратьев Е.И. Педагогические проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста. // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 11.

Реализация социально-педагогической защиты дошкольного детства в условиях малых городов России: Сб. науч. тр. / под ред. И.Г. Андреевой, Т.В. Атапиной. -- Балашов: Изд-во «Николаев», 2005.

Смирнова Е.О., Собкин В.С., Асадулина О.Э. Специфика эмоционально личностной сферы дошкольника. // Вопросы психологии. - 1999. - №6.

Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М., 1991.

В.А.Шишкина, М.В.Мащенко Какая физкультура нужна дошкольнику. Просвещение 2000г.

М.А.Рунова Двигательная активность ребёнка в детском саду. //Мозаика-Синтез Москва 2000г.