Классному руководителю

Ракчеева Наталия Александровна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Профилактика девиантного поведения подростков»

 Цель:  обсужнение проблем  и предложение профилактических мер  при воспитании подростков  с девиантным поведением.

Задачи:

- дать понятие дивиантному поведению, как системе поступков, отклоняющихся от принятых в обществе стандартов и норм;

-определить виды и особенности  дивиантного поведения;

-определить влияние  социального окружения  на возникновение девиантного поведения;

- выделить качества, жизненно необходимые в общении с ребенком.

- определить роль различных ситуации, возникающие  в семье, на возникновение дивиантного поведения.

     

Тема нашего родительского собрания актуальна для любой возрастной категории обучающихся.

         Трудные дети: что стоит за этим всем известным термином? Для полицейского – это хулиган; для учителя – «неформальный лидер», оказывающий неблагоприятное влияние на одноклассников; для воспитателей детского сада – шумный, подвижный, неуправляемый ребёнок.

         А для родителей? В каждой семье свои трудные дети и свои проблемы. Те отклонения в поведении, которые в одной семье считаются проблемой, в другой – естественной нормой жизни. Так кто же всё-таки трудные дети?

         Трудные дети – это те, чьё поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм, причиняющих реальный вред личности или обществу. Такое поведение детей называется девиантным.

           Выделяют следующие виды девиантного поведения:

1.Делинквентное поведение - поведение на грани криминала: нарушение общественного порядка, акты вандализма, драки, домашние кражи, угоны, срывы уроков, вызывающее поведение в общественных местах, хулиганство.

2.Уходы из дому и бродяжничество.

3.Отклонения сексуального поведения.

4.Токсикоманическое поведение.

5.Суицидальное поведение.

       

           Для того,  чтобы знать, как исправлять дефекты поведения, необходимо сначала понять, что исправлять, т.е. причины девиантного поведения.

         Причины отклоняющегося от норм поведения подразделяют на две группы:

- причины, связанные с психофизиологическими расстройствами;

- причины социального и психологического характера.

 

                 Среди особенностей девиантного поведения  можно выделить следующие:

  •  негативная психическая напряженность;
  •  акцентуированная готовность к риску;
  •  психическая фригидность;
  •  выраженная ориентация на нормы  девиантной  подростковой группы;
  •  непредсказуемость поведения;
  •  высокая агрессивность.

            Всё перечисленное следует оценивать в соответствии со средой, в которой живёт и развивается подросток.

       

        Наиболее общей причиной социального характера является отношение общества к подросткам. Проблемы подросткового возраста и трудных подростков возникли только тогда, когда общество стало рассматривать подростков как особую группу людей и наделять их особыми правами. Вплоть до 18 века проблемы трудных подростков, детского и подросткового возраста вообще не существовало ни в медицине, ни в философии, ни в педагогике. В средние века дети включались во взрослый мир, начиная с семилетнего возраста, и переходного, трудного возраста не существовало. Только в 18 веке были сформированы основные особенности детей как особой группы, требующей специального внимания. В этот период в обществе были определены обязанности родителей по отношению к духовному и физическому благосостоянию своих детей. Как ни парадоксально, чем больше внимания общество уделяет подросткам и чем больше особых прав им предоставляет, тем острее становится проблема трудного возраста, в результате которого возникает отклоняющееся поведение, очень существенно влияющее на формирование характера, который определяет всю будущую жизнь человека.

 Если такое поведение вовремя не остановить и не подправить, то общество получит неуравновешенного, морально незрелого, подверженного различным влияниям, без жизненных принципов и нравственного стержня, слабого, неврастенического человека.

Сейчас мы с вами проведём игру-тренинг.

Участники по кругу продолжают фразу и называют свои ассоциации на слово «детство».

Например, начнём с фразы:

- В детстве можно… (драться, играть, весело жить, плакать и т.д.)

Если кто-то с каким-то аргументом не согласен, он хлопает в ладоши.

- В юности нельзя… (лениться, быть жестоким, врать, драться, грубить и т.д.)

Если с фразой не согласны, хлопайте в ладоши.

Сколько же запретов мы ставим перед своими детьми! 

Здоровый, нормально развивающийся ребёнок активен, жизнерадостен, романтически настроен к действительности, эмоционален. Трудный подросток возникает в той семье, где не занимаются воспитанием детей,  где постоянно происходят конфликты,  где взрослые, не понимая сложности этого возраста, не признают за подростком стремления к самостоятельности и независимости, где вместо помощи потчуют его нотациями и нравоучениями, где практикуется жестокое обращение или гиперопека со стороны родителей, происходит психологическое или сексуальное насилие.  

В подростковом возрасте  ребёнок начинает выражать свой протест как средство самоутверждения, протест против действительности и требований взрослых. Взрослым стоит лишь пересмотреть своё отношение к подросшим детям, и проблема решится сама собой.

     Представляем вам для размышления следующую ситуацию:

Вы приходите домой в неурочный час неожиданно для дочери и застаёте её курящей возле открытого окна. Увидев вас, она не прекращает курение, а с вызовом говорит вам, что таким образом расслабляется после нервного учебного дня. Ваши действия?

    Опираясь на  слайд презентации, подготовьте ваш ответ.

Стратегия воспитания

Примеры поведения родителей

Характерная ответная реакция ребенка

Причина

такого поведения

резкое подавление агрессивного поведения ребенка

«Прекрати»

«Не смей наказания

агрессивная (прекращает действовать лишь на время, выплеснет чувства в другое время)

копирует стиль родителей, учится у них агрессивным формам поведения

игнорирование

агрессивного поведения

родители делают вид, что не замечают агрессии

агрессивная (продолжает подобное поведение)

 ребёнок думает, что  всё делает       правильно формы девиантного поведения закрепляются, превращаются в черту характера

Родители дают возможность выплеснуть

агрессию приемлемым

способом, ограничивают

агрессивное поведение в

тактичной форме,

запрещают вести себя

агрессивно по отношению к другим

вовлекают в игру, которая

помогает отреагировать

гнев, объясняют, как надо

вести в определенной

ситуации, рассказывают

о чувствах других, учат

правилам поведения

  • ребенок учится управлять
  • своим поведением,
  • становится приятным в
  • общении

ребенок учится анализировать ситуации, берет пример со своих тактичных родителей

Исходя из вышесказанного, можно выделить пять качеств, жизненно необходимых в общении с ребенком.

Самое важное из них- терпение.

 Родитель должен суметь разобраться и объяснять причину неправильного поведения ребёнка. Важно быть щедрым, чаще хвалить и поощрять ребёнка.  Воспитывать  уверенность в нём, поддерживать в неудачах – и он будет чувствовать себя личностью.

Самый тяжёлый труд –это воспитание ребёнка, поэтому и родителям, и педагогам  нужно чётко определить стратегическую цель, каким мы хотим видеть ребёнка, и под эту цель подбирать приёмы и методы.

 Большое влияние на возникновение девиантного поведения оказывает социальное окружения, в котором живёт и развивается ребёнок. Развиваясь в социально неблагополучной среде, подросток усваивает её нормы и ценности. Даже если они противоречат принятым в обществе,  для ребёнка они – наиболее правильные, поскольку он не имеет опыта жизни в иной социальной среде.

 Если у ребёнка не сформированы моральные нормы и ценности, навыки самостоятельного планирования жизни, он может преступить принятые в обществе нормы поведения вначале в виде протеста, затем нарушить закон с  целью повышения своего уровня жизни (кражи, махинации и т.д.).

Даже в благополучной атмосфере ребёнок может пуститься на «поиски приключений» или найти поддержку в неблагополучной среде и начать следовать её законам и нормам.

       Самую большую роль оказывает на ребёнка ситуации, возникающие  в семье. Сюда входят:

- недостаток внимания, контроля со стороны родителей;

      - негативный пример, который подают родители детям;

      - низкий уровень жизни, нищета в семьях;

     - безработица и пьянство родителей;

     - снижение интеллектуального уровня родителей.

             Кроме этих причин достаточно негативное влияние средств массовой информации (особенно телевидения, видеофильмов), влияние плохой компании, отсутствие у детей целей в жизни, идеалов и ценностей, а также уменьшение количества бесплатных кружков и секций.

             Именно семья является естественной средой, созданной для воспитания и формирования определённого образа жизни детей. Микросреда семьи является индикатором поведения ребёнка.

     

               Проведённое нами  исследование отношения родителей к проблемам трудного ребёнка позволило сделать следующие выводы:

  1.  Основная масса детей большую половину дня предоставлена сама себе, и родители не владеют информацией, чем занимаются их дети днём.
  2.  Основной мерой воздействия в семье на поведение ребёнка является наказание в виде лишения ребёнка выбора вида деятельности в свободное время.
  3.  Многие родители не задумываются над проблемой девиантного поведения детей, при этом основной причиной отклоняющегося от нормы поведения родители считают влияние улицы и в меньшей степени – их занятость.
  4.  По мнению большинства родителей, проблемами трудного ребёнка должен заниматься классный руководитель,психолог, социальный педагог, однако, если у ребёнка появляются проблемы, родители будут самостоятельно решать эти проблемы.

Незанятость детей и подростков, наличие у них массы свободного времени, с одной стороны, и материальные проблемы родителей, с другой, - вот те основные причины, которые провоцируют порой наших детей на девиацию.

Всё пережитое детьми в любом возрасте не проходит бесследно, влияет на психическое развитие ребёнка.  Нравственные качества человека, его жизненные установки, стиль поведения – всё это формируется в семье и часто, как в зеркале, отражает облик его родителей. Всё: и слова, и поступки, и поведение родителей- играет свою роль в воспитании ребёнка.

А.С. Макаренко был глубоко уверен, что «родительские требования к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом- вот первый и самый главный метод воспитания, и если с ребёнком неблагополучно, нужно прежде всего самого себя положить под микроскоп».

Уважаемые родители, нужно относиться к подростку так, как каждый взрослый хотел бы, чтобы относились к нему самому. 

          Если даже Ваши сын или дочь выросли, они – ваши дети. Их ошибки – это ваши бессонные ночи, горькие слёзы, отсутствие радости жизни.

Помните об этом, когда уходите от общения с ними, замалчиваете проблемы, скрываете факты, которые могут привести к трагедии.

                       

Вы обязаны знать:

  1. С кем дружит ваш ребёнок, в каких компаниях бывает.
  2.  Кто его лучший друг или подруга. 
  3.  Чем увлекается, какие у него интересы. 

Вы должны тревожиться, если ваш ребёнок:

  1. Вам грубит, дерзит, уходит их дома, не ставя вас об этом в известность.
  2. Вам лжёт.
  3. Требует у вас деньги.
  4. Становится зависимым от алкоголя, наркотиков, курения.
  5. Перестаёт с вами общаться и не реагирует на ваши требования.

Знайте:  Из любой самой трудной ситуации есть выход. Надо только попытаться его найти.

             Наше собрание хотелось бы закончить следующей притчей:

            Жил один прозорливец. Люди со всей округи и даже из других городов приходили к нему за советом. И ни один из них не уходил безутешным. Слава о его мудрости разнеслась по всей стране. 
Прослышал об этом один завистливый человек, позавидовал прозорливцу и думает: 
— Дай-ка я над ним посмеюсь! 
Поймал этот человек бабочку, меж сомкнутых ладоней посадил и к прозорливцу направился. Идет и про себя веселится: 
— Скажу ему, мол, какая бабочка в руках моих — мертвая или живая. Скажет, что живая, так я ее в кулаке сожму. Скажет, что мертвая, так я ее и выпущу. Пришел человек к прозорливцу и говорит: 
— Все тебе видно, все открыто. Скажи, мертвую бабочку я тебе принес или живую? Посмотрел на него прозорливец и говорит:

— Все в руках твоих! 

                Желаем вам удачи в деле воспитания и  здоровья всем вам и вашим близким!