Инновационные проекты

Ракчеева Наталия Александровна

Предварительный просмотр:

Инновационный проект по теме:

Электронный учебно-методический комплекс  как средство методического обеспечения  преподавания учебной дисциплины «Биология»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В условиях  модернизации образования, внедрения Федерального образовательного стандарта   среднего общего образования  в системе профессионального образования перед  педагогом ставятся новые задачи: управление качеством образовательного процесса, создание нового научно-методического обеспечения  образовательных программ, реализация которых в  профессиональных образовательных организациях начата в 2015-2016 учебном году. В соответствии с требованиями стандарта профессиональной деятельности педагога возникает потребность в педагоге, способном к научно-исследовательской и научно-методической работе, обеспечивающем создание качественных учебно-методических комплексов, организацию познавательной деятельности студентов, развитие их творческой активности.

В настоящее время значительно  выросло требование к педагогическому  обеспечению образовательного процесса (А.П. Беляева, М.А. Петухов, В.А. Скакун, Е.Е. Тонков, и др.). И это закономерно. Педагогическая наука и практика убедительно доказывают, что качество образовательного процесса существенно повышаются, если его комплексное научно-методическое обеспечение осуществляется системно и на высоком уровне. Учебно- методический комплекс по учебной дисциплине   -  это важный ресурс  методического обеспечения   реализации  ФГОС  СОО нового поколения. Поэтому в  условиях новой экономической и образовательной политики, определилась острая необходимость в разработке, создании инновационного учебно-методического комплекса,  обеспечивающего современный уровень качественной профессиональной подготовки компетентных специалистов в колледже.

 Данный проект предназначен обучающихся средних професиональных учреждений, изучающих учебную дисциплину «Биология»  и для преподавателей, работающих  в учебных образовательных учреждениях СПО. 

Актуальность темы  обусловлена потребностью в разработке и  создании инновационного учебно-методического комплекса,  обеспечивающего  совокупность образовательных услуг, необходимых и достаточных для эффективного преподавания и самостоятельного изучения студентами учебной дисциплины «Биология».

При использовании электронного учебно-методического комплекса студент является участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания.  Использование  данного пособия обеспечивает: высокую мотивацию, прочность знаний, коммуникабельность, активную жизненную позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения. Все это формирует профессионально-коммуникативную и информационную компетентность, что является основным приоритетом современного профессионального образования.

Для подготовки выпускника, отвечающего современным требованиям, необходимо внедрять новые формы организации учебного процесса и педагогические технологии с применением современных компьютерных и мультимедийных средств. Стандарты образования третьего поколения требуют от выпускников профессиональных компетенций. Основным критерием качества обучения студентов становится их компетентность в различных сферах будущей деятельности: профессиональной, коммуникативной, социально-экономической и общекультурной. Формирование профессионально-коммуникативной и информационной компетентности учащихся - один из основных приоритетов современного профессионального образования.

Новизна данного проекта заключается в том, чтобы внедрить в образовательный процесс новые технологии, сделать это точно и целенаправленно для повышения эффективности обучения.

Инновационный подход ориентирует на внедрение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамического развития жизнедеятельности и потребностями личности, общества и государства, а так же в выработке у студентов социально полезных знаний, убеждений, отношений и опыта поведения в различных ситуациях.

Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения.

Особенности этого взаимодействия состоят в следующем:

1) пребывание субъектов образования в едином пространстве мысли;

2) совместное погружение в условия задачи (проблему), то есть включение в единое творческое пространство;

3) согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;

совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.

Основная особенность интерактивных методов - это высокий уровень взаимно направленной активности студентов взаимодействующих друг с другом эмоционально, духовно тем самым, сплачивая участников.

При использовании интерактивных методов студент становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не столько даёт готовые знания, сколько побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в

интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и студента: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.

Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) – это совокупность структурированных учебно-методических материалов, объединенных посредством компьютерной среды обучения, обеспечивающих полный дидактический цикл обучения и предназначенных для оптимизации овладения студентом профессиональных компетенций

  • рамках учебной дисциплины.

Для реализации  требования  ФГОС СОО  как средство методического обеспечения  преподавания учебной дисциплины «Биология» и самостоятельной внеаудиторной деятельности обучающихся  был разработан и внедрен электронный учебно-методический комплекс, который позволил практически применить интерактивное обучение.

Цель данного проекта явилась  организация познавательной деятельности студентов, развитие  творческой активности и их интеграцию в информационное пространство. 

  • рамках внедрения данного курса были поставлены следующие задачи: 
  1. развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
  2. эффективное усвоение учебного материала;

3) самостоятельный поиск обучающимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи;

4) установление воздействия между обучающимися, обучение работать в команде;

5) развитие навыков сотрудничества, уважительного отношения к мнению других членов группы;

6)  формирование жизненных и профессиональных навыков;

7) выход на уровень осознанной компетентности обучающихся.

Противоречия:

- между требованием к высокому научному уровню учебных знаний с обязательным выделением взаимосвязей между отдельными объектами и низким уровнем востребованности полученных знаний на практике;

- между необходимостью формирования информационно-коммуникативной компетентности обучающихся  и недостаточной разработанностью соответствующих методик;

- между формализованным характером организации образовательной среды в колледже и необходимостью сделать ее сферой творческой реализации обучающихся.

Условия реализации проекта:

-опыт  преподавателя;

- уровень профессионализма;

-стремление развивать и воспитывать творческую личность обучающегося посредством преподавания  своей учебной дисциплины.

Электронный  УМК выполнен в виде сайта, разделы  которого имеют разветвленную структуру.  Содержание учебно-методического комплекса      соответствует Положению об УМК, утвержденному в колледже. Все  содержимое УМК классифицировано и разделено на блоки. 

Нормативный блок содержит выписку из ФГОС СОО  и рабочую программу  учебной дисциплины.

В теоретическом блоке размещен электронный  учебник, рекомендованный  в качестве основного учебного издания  и  краткий курс лекций, содержащий  теоретические  и контрольные вопросы.

Информационный блок содержит глоссарий,  где приведены  основные понятия, используемые при изучении дисциплины; электронные пособия; ссылки на интернет- ресурсы;   персональный сайт преподавателя (раздел Биология), где можно найти и скачать дополнительную информацию; перечень рекомендуемой учебной и  дополнительной литературы. Информационный блок  содержит также  обучающую программу, которую можно использовать как тренажер на этапе  первичного закрепления  знаний  или при итоговом  контроле  знаний обучающихся с выставлением оценки.

Практический блок содержит рабочую тетрадь по дисциплине; ссылку на компьютерную программу «Фабрика кроссвордов»,  с помощью которой  обучающиеся развивают  эрудицию, расширяют  словарный запас, тренируют память и внимание;  ссылку на компьютерную программу «Онлайн- доска как средство визуализации и организации коллективной работы обучающихся», которая  используется  студентами   при  выполнении  внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине.

Практический блок содержит также  интерактивные задания  по различным темам,  в которых заложен компьютерный контроль этапов выполнения и ошибок, имеется система подсказок для выбора следующего шага, система ветвлений в зависимости от результатов выполнения первого этапа, а также   практический блок содержит  различные биологические игры и тренажеры.

Методический блок включает в себя  УМК студента,  методические пособия по изучению дисциплины, методические указания и рекомендации по  организации внеаудиторной самостоятельной работы,   целью которой  является приобретение новых знаний, умений и навыков с использованием имеющихся базовых знаний и умений. 

Выполняя обязательные задания обучающиеся отвечают на вопросы тестов,  решают кроссворды,  дают обоснованные ответы на вопросы для самоконтроля, готовят презентационные доклады. При выполнении заданий по выбору обучающиеся  создают  мини-проекты; пишут  рефераты; составляют  в соответствии с рекомендациями  многоуровневые  тесты. Обучающимся предлагаются как индивидуальные, так и групповые формы работы.

 Также методический блок содержит сборник методических указаний по выполнению практических работ,  рекомендации по написанию реферата, по подготовке к  дифференцированному зачету, которые  дают возможность подготовиться к промежуточному контролю по учебной дисциплине «Биология».

Блок контроля включает текущий контроль по разделам и темам,  представленный  в форме   интерактивных тестов, выполненных в программе TestМaker, имеющие   задания с выбором  одного  или нескольких правильных вариантов ответа,  по итогам которых  автоматически  выставляется оценка.  

 Рубежный контроль содержит  банк  интерактивных тестов  и  набор кейсов по темам:  «Закономерности изменчивости», «Химическая организация клетки», «Основные положения теории Ч.Дарвина».

Промежуточный контроль включает  комплекс контрольно-измерительных материалов по дисциплине, который проводится в форме дифференцированного  зачета.

Дополнительно в УМК для наглядного представления информации предусмотрен  перечень средств обучения,  включающий   флеш-анимации,  показывающие короткую динамику процесса  и презентации, созданные в программе Power Point.

Этапы реализации проекта:

  1. Организационный – 2015-2016 г.г.
  2. Практический – 2016-2017 г.г.
  3. Аналитико-рефлексивный – 2017-2018 г.г.

Практическая реализация инновации:

   Обучающиеся  самостоятельно  участвуют в  создании  тренажеров, электронных шпаргалок, викторин, буклетов, презентаций, видеороликов, которые я использую в образовательном процессе и во внеурочной деятельности.

 Студенты под   руководством  преподавателя выполняют   творческие работы (проекты, исследования) с применением информационно – коммуникационных технологий,  демонстрируя хорошие навыки работы с прикладными программами. Все выполненные ими работы  также представляются  на  учебных занятиях, внеклассных мероприятиях, научно-практических конференциях различного уровня.

Используя сеть Интернет,  студенты активно  участвуют в дистанционных олимпиадах и конкурсах, где становятся победителями и лауреатами  этих мероприятий (http://nsportal.ru/node/1758135).

Эффективность использования инновации:

 Как показывает практика, в результате использования электронного УМК, увеличивается познавательная деятельность студентов, происходит  развитие их творческой активности. За последние три года прослеживается позитивная динамика результатов учебных достижений обучающихся по учебной дисциплине «Биология».

   Динамика показателей уровня успеваемости и  качества знаний обучающихся  по биологии   за три учебных года представлена в таблице 1.

2015-2016 уч. год

2016-2017 уч. год

2017-2018 уч. год

Уровень успеваемости, в %

100

100

100

Уровень качества  знаний, %

66, 18

67, 96

74,00

Созданное  электронное  учебно-методическое сопровождение учебной дисциплины «Биология» помогает:

- обучающимся рационально организовать свою учебную деятельность;

- преподавателю обеспечить реализацию задач курса учебной дисциплины, способствовать формированию основ для последующего освоения программ профессиональных модулей будущих специалистов среднего профессионального образования.

Список литературы:

  1. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.-метод. пособие. – М.: Высшая школа, 2012.
  2. Богданова, А.Л., Гурьянова Ф.А., Зуева Л.А, Родигин Л.А. Шаблонно-проектный подход в методическом обеспечении программы СПО «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Профессиональная подготовка в системе СПО: методика и практика / под общей редакцией Г.Т. Зориной. - Химки: РМАТ, - 2010 .
  3. Богданова, А.Л., Родигина В.В. Совершенствование электронного учебно-методи-ческого комплекса кафедры информатики // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». - 2012.
  4. Душенков П. А. Учебно-методическое сопровождение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения: Учебное пособие/Е.С. Трегубова, Т.Н. Ищук, С.В. Лапик, С.И. Петрова, И.А. Левина. -:М, Высшая школа,  2009.
  5. Зайнутдинова Л.Х. Создание теоретических образов как метод повышения эффективности электронных учебников//Материалы научно-технической конференции "Новые информационные технологии в региональной инфраструктуре (НИТРИ-97)". - Астрахань: АГТУ, 2012.
  6. Коржова С.Н. ЭУМК «Информационно-технологическая культура учителя» // Модернизация системы инженерно-педагогического образования: опыт, проблемы, перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2011.
  7. Терелецкая Н.В. Научно-методическое обеспечение введения ФГОС в образовательный процесс колледжа http://www.ntk.rus52.ru/metodsluzhba3.html
  8. Ширшов Е.В. Педагогические условия проектирования электронных учебно-методических комплексов: Монография / Е.В. Ширшов, О.В. Чурбанова. – Архангельск: Изд-во Архангельского государственного технического университета, 2012.



Предварительный просмотр:

Использование электронного УМК  как средство методического обеспечения  преподавания учебной дисциплины  Экологические основы природопользования

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «Экологические основы природопользования» призвана  повышать экологическую грамотность, развивать экологическое мышление и сознание, тем самым способствуя повышению уровня индивидуальной экологической культуры специалиста среднего профессионального образования.

В разделе 7, п.7.16  ФГОС отмечено, что образовательная программа  должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам и  профессиональным модулям и доступом каждого обучающегося к электронным базам данных.

Для реализации этого требования  ФГОС мною разработан электронный УМК  по УД «Экологические основы природопользования», который размещен в библиотеке колледжа, откуда каждый обучающийся скачивает  на собственный электронный носитель и пользуется  им при изучении дисциплины.

Актуальность темы  обусловлена потребностью в разработке и  создании инновационного учебно-методического комплекса,  обеспечивающего  совокупность образовательных услуг, необходимых и достаточных для эффективного преподавания и самостоятельного изучения студентами учебной дисциплины «Экологические основы природопользования».

Использование  данного пособия обеспечивает: высокую мотивацию, прочность знаний, коммуникабельность, активную жизненную позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения. Все это формирует профессионально-коммуникативную и информационную компетентность, что является основным приоритетом современного профессионального образования.

Для подготовки выпускника, отвечающего современным требованиям, необходимо внедрять новые формы организации учебного процесса и педагогические технологии с применением современных компьютерных и мультимедийных средств. Стандарты образования третьего поколения требуют от выпускников профессиональных компетенций. Основным критерием качества обучения студентов становится их компетентность в различных сферах будущей деятельности: профессиональной, коммуникативной, социально-экономической и общекультурной. Формирование профессионально-коммуникативной и информационной компетентности обучающихся - один из основных приоритетов современного профессионального образования.

Новизна данного проекта заключается  внедрением в практику передового педагогического опыта. Учебно-воспитательный процесс, занимающий в современной науке ведущее место, направлен на передачу обучающимся  знаний, умений, навыков, на формирование  аналитического мышления, саморазвития. 

Инновационный подход ориентирует на внедрение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамического развития жизнедеятельности и потребностями личности, общества и государства, а так же в выработке у студентов социально полезных знаний, убеждений, отношений и опыта поведения в различных ситуациях.

Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения.

Особенности этого взаимодействия состоят в следующем:

1) пребывание субъектов образования в едином пространстве мысли;

2) совместное погружение в условия задачи (проблему), то есть включение в единое творческое пространство;

3) согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;

совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.

Основная особенность интерактивных методов - это высокий уровень взаимно направленной активности студентов взаимодействующих друг с другом эмоционально, духовно тем самым, сплачивая участников.

При использовании интерактивных методов студент становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не столько даёт готовые знания, сколько побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в

интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и студента: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.

Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) – это совокупность структурированных учебно-методических материалов, объединенных посредством компьютерной среды обучения, обеспечивающих полный дидактический цикл обучения и предназначенных для оптимизации овладения студентом профессиональных компетенций

  • рамках учебной дисциплины.

Для реализации  требования  ФГОС СОО  как средство методического обеспечения  преподавания учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» и самостоятельной внеаудиторной деятельности обучающихся  был разработан и внедрен электронный учебно-методический комплекс, который позволил практически применить интерактивное обучение.

Цель данного проекта явилась  организация познавательной деятельности студентов, развитие  творческой активности и их интеграцию в информационное пространство. 

  • рамках внедрения данного курса были поставлены следующие задачи: 
  1. развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
  2. эффективное усвоение учебного материала;

3) самостоятельный поиск обучающимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи;

4) установление воздействия между обучающимися, обучение работать в команде;

5) развитие навыков сотрудничества, уважительного отношения к мнению других членов группы;

6)  формирование жизненных и профессиональных навыков;

7) выход на уровень осознанной компетентности обучающихся.

Противоречия:

- между требованием к высокому научному уровню учебных знаний с обязательным выделением взаимосвязей между отдельными объектами и низким уровнем востребованности полученных знаний на практике;

- между необходимостью формирования информационно-коммуникативной компетентности обучающихся  и недостаточной разработанностью соответствующих методик;

- между формализованным характером организации образовательной среды в колледже и необходимостью сделать ее сферой творческой реализации обучающихся.

Условия реализации проекта:

-опыт  преподавателя;

- уровень профессионализма;

-стремление развивать и воспитывать творческую личность обучающегося посредством преподавания  своей учебной дисциплины.

Электронный  УМК выполнен в виде сайта, разделы  которого имеют разветвленную структуру.  Содержание учебно-методического комплекса      соответствует Положению об УМК, утвержденному в колледже. Все  содержимое УМК классифицировано и разделено на блоки.

Нормативный блок содержит выписку из ФГОС и рабочую программу дисциплины, разработанную  за счет вариативной части Федерального государственного образовательного стандарта.

В теоретическом блоке размещен электронный учебник, рекомендованный  в качестве основного учебного издания и  краткий курс лекций, содержащий  теоретические  и контрольные вопросы.

Информационный блок содержит глоссарий, где приведены  основные понятия, используемые при изучении дисциплины,  перечень рекомендуемой учебной и  дополнительной литературы, полезные ссылки на интернет- ресурсы,  мой персональный сайт (раздел Экология), где можно найти и скачать дополнительную информацию,  а также справочный материал, экологические таблицы, блок-схемы, интерактивные  плакаты, которые    представляют изучаемый  материал в  более наглядной и эффективной форме. 

Методический блок содержит рекомендации по изучению дисциплины,  подготовке к  зачету, выполнению тестовых заданий, практических работ.

Практические работы  по  учебной дисциплине  способствуют тому, что  обучающиеся  лучше познают естественнонаучную картину мира, устанавливают причинно-следственные связи в изменении и развитии природной среды, связи и взаимозависимости между ее отдельными компонентами.

 Тематика  практических  работ максимально приближена к наиболее актуальным проблемам современности.  В каждой  практической  работе коротко изложены проблемы, связанные с состоянием окружающей среды и пути их решения.

Тестовые задания  предназначены для выработки умений и навыков практического применения теоретических знаний, их можно использовать в качестве самоподготовки и  текущего контроля.

 Рекомендации  для подготовки  к  зачету дают возможность подготовиться к итоговому контролю знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и в  процессе самостоятельной работы.

В период  подготовки  к зачету обучающиеся  вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только закрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка обучающихся  к зачету включает в себя три этапа:

–самостоятельная работа в течение семестра;

–непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачету по темам курса;

–подготовка к ответу на вопросы, содержащихся в билетах.

 Литература для подготовки к зачету рекомендуется преподавателем. Для полноты учебной информации и ее сравнения лучше использовать не менее двух учебников. Обучающийся  вправе сам придерживаться любой из представленных в учебниках точек зрения по спорной проблеме (в том числе отличной от преподавателя), но при условии достаточной научной аргументации.

 Основным источником подготовки к зачету  является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией. В ходе подготовки к зачету обучающимся  необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.

 Зачет проводится по билетам, охватывающим весь пройденный материал. По окончании ответа преподаватель может задать обучающемуся  дополнительные и уточняющие вопросы. Результаты зачета объявляются обучающемуся  после окончания его ответа в день сдачи.

Особую роль в УМК выполняют методические указания  по организации самостоятельной работы, целью которой  является приобретение новых знаний, умений и навыков с использованием имеющихся базовых знаний и умений.

Методические указания содержат:

– тематический план изучения дисциплины;

–технологическую  карту, содержащую  тематику и виды самостоятельной  работы  (как обязательные, так и по выбору);

– перечень тем и рекомендаций по выполнению самостоятельной работы;

– порядок оформления видов и форм отчётности (изучение источников информации по вопросам плана изучаемых тем, подготовку презентаций, рефератов, проработку конспекта,  ответа на вопросы самоконтроля);

– перечень теоретических вопросов для подготовки к зачету;

– критерии оценки знаний и умений.

Выполняя обязательные задания обучающиеся отвечают на вопросы тестов,  решают кроссворд,  дают обоснованные ответы на вопросы для самоконтроля, готовят презентационные доклады.

При выполнении заданий по выбору обучающиеся  создают  мини-проекты; разрабатывают  интерактивный плакат; пишут  рефераты; составляют  в соответствии с рекомендациями  многоуровневый  тест.

Обучающимся предлагаются как индивидуальные, так и групповые формы работы.

Блок контроля включает текущий контроль,  представленный  в форме  кроссвордов, нестандартного домашнего задания, задач и упражнений, интерактивных тесов, написанных на языке   програмирования HTML  c проверкой ответов.

  Рубежный контроль содержит  набор кейсов по разделу  «Особенности взаимодействия общества и природы»,  темы рефератов,  банк  интерактивных тесов, созданных  в программе  TestМaker. Тесты имеют  задания с выбором  одного  или нескольких правильных вариантов ответа,  по итогам которых  автоматически  выставляется оценка.

Промежуточный контроль включает  комплекс контрольно-измерительных материалов по дисциплине, который проводится в форме зачета.

Чтобы представить  большой объём информации наглядно  в  перечень средств обучения  включены  также видеофильмы,  флеш-анимации и презентации, созданные в программе Power Point,  что  делают материал более доступным для восприятия.

    Как показывает практика, использование УМК позволяет оптимизировать процесс экологического образования  и воспитания обучающихся, способствует их профессиональному становлению.  Созданное  электронное методическое сопровождение  дисциплины «Экологические основы природопользования» помогает:

– обучающимся рационально организовать свою учебную деятельность;

–преподавателю обеспечить реализацию задач курса учебной дисциплины, способствовать формированию основ для последующего освоения программ профессиональных модулей будущих специалистов среднего профессионального образования.

Этапы реализации проекта:

  1. Организационный – 2013-2014 г.г.
  2. Практический – 2014-2015 г.г.
  3. Аналитико-рефлексивный – 2015-2016 г.г.

Практическая реализация инновации:

   Обучающиеся  самостоятельно  участвуют в  создании  тренажеров, электронных шпаргалок, викторин, буклетов, презентаций, видеороликов, которые я использую в образовательном процессе и во внеурочной деятельности.

 Студенты под   руководством  преподавателя выполняют   творческие работы (проекты, исследования) с применением информационно – коммуникационных технологий,  демонстрируя хорошие навыки работы с прикладными программами. Все выполненные ими работы  также представляются  на  учебных занятиях, внеклассных мероприятиях, научно-практических конференциях различного уровня.

Используя сеть Интернет,  студенты активно  участвуют в дистанционных олимпиадах и конкурсах, где становятся победителями и лауреатами  этих мероприятий (http://nsportal.ru/node/1758135).

Эффективность использования инновации:

 Как показывает практика, в результате использования электронного УМК, увеличивается познавательная деятельность студентов, происходит  развитие их творческой активности. За последние три года прослеживается позитивная динамика результатов учебных достижений обучающихся по учебной дисциплине «Экологические основы природопользования».

   Динамика показателей уровня успеваемости и  качества знаний обучающихся  по химии   за три учебных года представлена в таблице 1.

2013-2014 уч. год

2014-2015 уч. год

2015-2016 уч. год

Уровень успеваемости, в %

100

100

100

Уровень качества  знаний, %

66, 35

67, 42

82,12

Созданное  электронное  учебно-методическое сопровождение учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» помогает:

- обучающимся рационально организовать свою учебную деятельность;

- преподавателю обеспечить реализацию задач курса учебной дисциплины, способствовать формированию основ для последующего освоения программ профессиональных модулей будущих специалистов среднего профессионального образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.-метод. пособие. – М.: Высшая школа, 2009. – 144 с.
  2. Зайнутдинова Л.Х. Создание теоретических образов как метод повышения эффективности электронных учебников//Материалы научно-технической конференции "Новые информационные технологии в региональной инфраструктуре (НИТРИ-97)". - Астрахань: АГТУ, Изд-во 2009.
  3. Коржова С.Н. ЭУМК «Информационно-технологическая культура учителя» // Модернизация системы инженерно-педагогического образования: опыт, проблемы, перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2010 г. – С. 60-65.
  4. Ширшов Е.В. Педагогические условия проектирования электронных учебно-методических комплексов: Монография / Е.В. Ширшов, О.В. Чурбанова. – Архангельск: Изд-во Архангельского государственного технического университета, 2010. – 307 с.



Предварительный просмотр:

Инновационный проект

Персональный сайт преподавателя

как средство повышения качества и совершенствования  методического обеспечения образовательного процесса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования - внедрение средств новых информационных технологий в систему образования.

Это сделает возможным:

-совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования информационно-методических материалов;

-совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, соответствующих задачам развития личности обучающихся в современных условиях информатизации общества;

-создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучающихся, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;

-создание и использование компьютерных тестирующих, контролирующих и оценивающих систем.

  Следовательно, интернет играет неоценимую роль  в работе преподавателя. Связано это, в первую  очередь, с поиском сайтов, в которых предлагается дидактический материал для подготовки и проведения занятий и внеклассных мероприятий, выступлений на педагогических советах, различных семинарах.

Одним из перспективных направлений развития современной образовательной системы является создание и  использование предметных сайтов.

Сайт оказывает огромную роль на развитие, самосовершенствование преподавателя как профессионала и как личности. При этом у каждого есть возможность не только представить опыт своей работы, рассказать о достижениях, успехах, но и взглянуть на себя, свою деятельность со стороны, понять, куда двигаться дальше.

Систематизация дидактических материалов, методических разработок занятий, образовательных программ, электронных учебников, видео- ресурсов, иллюстраций просто необходима преподавателю в современном информационном обществе. Грамотная систематизация накопленных преподавателем ресурсов, помогает сократить время на их поиски в бумажных папках, на полках шкафов в личном архиве и т.д. В любой момент, на занятии, конференции или в беседе с обучающимися, используя мобильный телефон, планшетный, персональный компьютер с выходом в интернет, преподаватель может воспользоваться необходимыми ему материалами, вывести их на мультимедиа оборудование или распечатать на принтере.

Актуальность темы обусловлена потребностью в разработке и  создании электронного ресурса,  обеспечивающей  совокупность образовательных услуг, необходимых и достаточных для эффективного преподавания и самостоятельного изучения студентами учебных дисциплин  Химия и Биология.

Использование данного электронного ресурса обеспечивает: высокую мотивацию, прочность знаний, коммуникабельность, активную жизненную позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения. Все это формирует коммуникативно- информационную компетентность, что является основным приоритетом современного профессионального образования.

Новизна данного проекта заключается во  внедринии  в образовательный процесс  информационных технологий для  целенаправленного  повышения эффективности обучения.

Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения.

Особенности этого взаимодействия состоят в следующем:

1)   пребывание субъектов образования в едином пространстве мысли;

2) совместное погружение в условия задачи (проблему), то есть включение в единое творческое пространство;

3)   согласованность в выборе средств и методов реализации решения задач.

Основная особенность интерактивных методов - это высокий уровень взаимно направленной активности студентов взаимодействующих друг с другом эмоционально, духовно, тем самым, сплачивая участников.

При использовании интерактивных методов студент становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не столько даёт готовые знания, сколько побуждает обучающихся к самостоятельному поиску.

По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и студента: активность педагога уступает место активности обучающихся, а задачей преподавателя становится создание условий для их инициативы.

Для реализации  требования  ФГОС СОО  как средство методического обеспечения  преподавания учебных дисциплин и самостоятельной внеаудиторной деятельности обучающихся  был разработан и внедрен персональный сайт преподавателя, который позволил практически применить интерактивное обучение.

 При верстке веб-сайта использовалась методология, разработанная компанией «Яндекс» - БЭМ (блок-элемент-модификатор). Данная методология позволяет разделять верстку на определенные структурные компоненты, что позволяет повысить уровень разработки в скорости и уровень поддержки.

Клиентская часть работает с помощью фреймворкаVue.JS. Отличительной особенность является двусторонняя привязка данных, навигация без перезагрузки страницы, что дает огромный прирост скорости и рост производительности за счёт отрисовки страницы на стороне пользователя.

Каждая страница представляет собой отдельный компонент, где располагается отображение (шаблон) для данного компонента и сам функционал данной страницы на стороне клиента. Получение данных (список тестов, добавление тестов и т.д.) осуществляется с помощью асинхронных HTTP-запросов на веб-сервер.

При разработке файловой системы сайта использовалось локальное хранилище данных, а за обозначение структуры – JSON-файлы. Данный подход позволяет в любой момент  добавлять, редактировать или обновлять файлы. Стоит всего добавить или изменить запись в JSON-файл. Таким же образом строятся и все разделы (Химия и Биология).

При загрузке страницы, на стороне компонента данной страницы, происходит загрузка JSON-схемы файловой структуры, после чего происходит поиск определенного блока файловой системы (блок «Методичный», к примеру). При нахождении, создаются динамические гиперссылки, ведущие на  просмотр файла (через браузер) или скачивание файла.Файловая система поддерживает исключительно латиницу за счет браузеров, поэтому во время разработки была написана обычная программа для конвертации названий файлов с кириллицы на латиницу, что решило данный вопрос.

Для разработки функциональной части сайта был выбран язык программирования PHP версии 7.0 и микро фреймворк Lumen 5.2.0.  Микро- фреймворк использует паттерн проектирования MVC(Model-View-Controller), что позволяет разделить веб- приложение на составные компоненты. Это дает огромный плюс к поддержке продукта.

Функциональная часть берет на себя систему тестирования, авторизацию пользователей. Система тестирования состоит из трёх таблиц в базе данных, которые между связаны между собой (в виду реляционной базы данных). Данные приходят с клиентской части HTTP-запрос, после чего веб-сервер обрабатывает запрос, выполняет входящую фильтрацию и в случае, если все верно, добавляет новый тест и прилегающую к нему информацию (вопросы, ответы) в базу данных. Процесс получения тестов и прохождения тестов схож по своему принципу (получение HTTP-запроса, обработка запроса и выдача результата).

Авторизация используется для использования административной части сайта. Пароль хранится в хешированном виде, что не дает возможности его получить (даже при получении доступа к базе данных). Авторизация происходит через HTTP-запрос, после чего сервер отдает положительный ответ, если данные введены верно.

Для запуска веб-сайта необходима версия PHPне ниже 7.0, установленный веб-сервер(Apache/Nginx), исходные файлы.При расположении всех файлов, индексная страница становится «URL/»>.

Целью данного проекта явилась  организация познавательной деятельности студентов, развитие  творческой активности и их интеграцию в информационное пространство посредством создания персонального  сайта преподавателя дисциплин естественно-научного цикла.

  • рамках внедрения данного проекта были поставлены следующие задачи: 
  1. развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
  2. эффективное усвоение учебного материала;

3) самостоятельный поиск обучающимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи;

4)  установление взаимодействия между обучающимися, обучение работать в команде;

5) развитие навыков сотрудничества, уважительного отношения к мнению других   членов группы;

6)  выход на уровень осознанной компетентности обучающихся.

Противоречия:

- между требованием к высокому научному уровню учебных знаний с обязательным выделением взаимосвязей между отдельными объектами и низким уровнем востребованности полученных знаний на практике;

- между необходимостью формирования информационно-коммуникативной компетентности обучающихся  и недостаточной разработанностью соответствующих методик;

- между формализованным характером организации образовательной среды в образовательном учреждении и необходимостью сделать ее сферой творческой реализации обучающихся.

Условия реализации проекта:

-опыт  преподавателя;

- уровень профессионализма;

-стремление развивать и воспитывать творческую личность обучающегося посредством преподавания  своих учебных дисциплин.

Предлагаемый проект имеет четкую и понятную для пользователей (обучающихся, родителей, коллег) информационную структуру, которую можно изменять и дополнять по мере наполнения сайта новыми материалами.

Электронный ресурс содержит  несколько законченных взаимосвязанных фрагментов, каждый из которых визуально представлен отдельным разделами.

Взаимосвязь между разделами осуществляется через содержание, согласно которому, обучающийся может перейти к любому разделу пособия.

Навигация между разделами электронного ресурса осуществляется с помощью гиперссылок.

Структура сайта понятна, не содержит логических противоречий, позволяет посетителю сайта легко найти всю опубликованную информацию.

Главное меню - на каждой странице, внешние ссылки - открываться в отдельном "окне" для того, чтобы посетитель сайта не ушел далеко с рассматриваемого информационного ресурса.

Данный ресурс содержит  электронный вариант портфолио, которое является  визитной карточкой преподавателя и его педагогической деятельности (участие в конкурсах, конференциях, вебинарах, сведения о печатных материалах, наградах и др.), а также информацию об участии студентов в различных конкурсах, конференциях, олимпиадах.

Данный сайт по своей структуре  является открытой  системой,   наполнен разнообразной информацией по учебным дисциплинам Химия и Биология (лекции, флеш-анимации, презентации, компьютерные программы и др.). Вся информация классифицирована и разделена на разделы.

Раздел нормативных документов, регламентирующих   деятельность преподавателя, который включает  рабочую программу, перспективно-тематический план, контрольно-измерительные материалы. Для перехода к нормативныи документам  предусмотрен  ввод пароля по  специальной ссылке.

Теоретический раздел содержит электронный  учебник, рекомендованный  в качестве основного учебного издания  и  краткий курс лекций, содержащий  теоретические  и контрольные вопросы.

Информационный раздел  содержит глоссарий,  где приведены  основные понятия, используемые при изучении дисциплины; электронные пособия; ссылки на интернет – ресурсы, где можно найти и скачать дополнительную информацию; перечень рекомендуемой учебной и  дополнительной литературы. Информационный блок  содержит также обучающую программу, которую можно использовать как тренажер на этапе  первичного закрепления  знаний  или при итоговом  контроле  знаний обучающихся с выставлением оценки.

Практический раздел содержит рабочую тетрадь по дисциплине, которая имеет как фронтальные так и индивидуальные задания; ссылку на компьютерную программу «Фабрика кроссвордов»,  с помощью которой  обучающиеся развивают  эрудицию, расширяют  словарный запас, тренируют память и внимание;  ссылку на компьютерную программу «Онлайн - доска как средство визуализации и организации коллективной работы обучающихся», которая  используется  студентами  при  выполнении  внеаудиторных самостоятельных работ по учебным  дисциплинам.

Практический блок содержит также  интерактивные задания  по различным темам,  в которых заложен компьютерный контроль этапов выполнения и ошибок, имеется система подсказок для выбора следующего шага, система ветвлений в зависимости от результатов выполнения первого этапа. Разный уровень сложности заданий позволяет осуществлять дифференцированный подход  к обучающимся с учётом уровня обученности.

Методический раздел  включает в себя  УМК студента,  методические пособия по изучению дисциплин, методические указания и рекомендации по  организации внеаудиторной самостоятельной работы,   целью которой  является приобретение новых знаний, умений и навыков с использованием имеющихся базовых знаний и умений. 

 Также методический раздел  содержит рекомендации по написанию реферата, по подготовке к  дифференцированному зачету, которые  дают возможность подготовиться к промежуточному контролю по учебном дисциплинам Биология и Химия.

Раздел контроля  включает текущий контроль по разделам и темам,  представленный  в форме   интерактивных тестов, выполненных в программе TestМaker, имеющие   задания с выбором  одного  или нескольких правильных вариантов ответа,  по итогам которых  автоматически  выставляется оценка.  

 Рубежный контроль содержит  банк  интерактивных тестов  и  набор кейсов по некоторым  темам.

Промежуточный контроль включает  комплекс контрольно-измерительных материалов по дисциплине, который проводится в форме дифференцированного  зачета.

Дополнительно в электронном пособии  для наглядного представления информации предусмотрен  перечень средств обучения,  включающий   флеш-анимации,  показывающие короткую динамику процесса  и презентации, созданные в программе Power Point.

Электронный ресурс имеет раздел- онлайн- тестирование, которое  дает возможность быстрого и эффективного контроля знаний  студентов.  Данный программный продукт содержит электронный журнал, позволяющий фиксировать   уровень знаний студента по каждой теме курса (учитывается не только отметка и число попыток решения, но и затраченное время на выполнение заданий). Система оценки результатов дает возможность определить рейтинг студента по каждой теме, проследить динамику успеваемости и скорректировать учебный процесс в соответствии с показанными результатами. Кроме того, использование контролирующих программ способствует формированию адекватной самооценки у студентов.

Электронный ресурс имеет ссылки на сайты, регламентирующие   деятельность преподавателя.

Админ-панель дает возможность дополнять, корректировать, модифицировать информацию в процессе эксплуатации сайта.

Этапы реализации проекта:

  1. Организационный – 2016-2017 г.г.
  2. Практический – 2017-2018 г.г.
  3. Аналитико-рефлексивный – 2018-2019 г.г.

Практическая реализация инновации:

   Обучающиеся  самостоятельно  участвуют в  создании  тренажеров, электронных шпаргалок, викторин, буклетов, презентаций, видеороликов, которые я использую в образовательном процессе и во внеурочной деятельности.

 Студенты под   руководством  преподавателя выполняют   творческие работы (проекты, исследования) с применением информационно – коммуникационных технологий,  демонстрируя хорошие навыки работы с прикладными программами. Все выполненные ими работы  также представляются  на  учебных занятиях, внеклассных мероприятиях, научно-практических конференциях различного уровня.

Используя сеть Интернет,  студенты активно  участвуют в дистанционных олимпиадах и конкурсах, где становятся победителями и лауреатами  этих мероприятий.

Эффективность использования инновации:

Электронные ресурсы, созданные на основе ИКТ, обладают интерактивностью (способностью взаимодействовать с обучающимися) и способны повлиять на эффективность качества образовательного процесса и обеспечить высокую мотивационную базу в обучении. 

 Как показывает практика, в результате использования данного  электронного ресурса, увеличивается познавательная деятельность студентов, происходит  развитие их творческой активности. За последние три года прослеживается позитивная динамика результатов учебных достижений обучающихся по учебнм дисциплинам Химия и Биология.

   Динамика показателей уровня успеваемости и  качества знаний обучающихся  по  учебным дисциплинам Химия и Биология   за три учебных года представлена в таблице.

Химия

Биология

2016-2017г.г.

2017-2018г.г.

2018-2019г.г.

2016-2017г.г.

2017-2018г.г.

2018-2019г.г.

Уровень успеваемости, в %

100

100

100

100

100

100

Уровень качества  знаний, %

66, 35

67, 42

82,12

69, 45

71, 49

92,45

Созданный электронный ресурс помогает:

- обучающимся рационально организовать свою учебную деятельность;

- преподавателю реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения и   новые формы учебного сотрудничества, открывающие возможности для  совместного творчества преподавателя и студента  и их  личностного развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.-метод. пособие. – М.: Высшая школа, 2014.
  2. Зайнутдинова Л.Х. Создание теоретических образов как метод повышения эффективности электронных учебников//Материалы научно-технической конференции "Новые информационные технологии в региональной инфраструктуре (НИТРИ-97)". - Астрахань: Изд-во АГТУ, 2015.
  3. Коржова С.Н. ЭУМК «Информационно-технологическая культура учителя» // Модернизация системы инженерно-педагогического образования: опыт, проблемы, перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2014 г.
  4. Ширшов Е.В. Педагогические условия проектирования электронных учебно-методических комплексов: Монография / Е.В. Ширшов, О.В. Чурбанова. – Архангельск: Изд-во Архангельского государственного технического университета, 2014.



Предварительный просмотр:

Инновационный проект по теме:

Создание инновационного учебно-методического комплекса по учебной дисциплине «Химия», как средство   методического обеспечения преподавания учебной дисциплины

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с требованиями стандарта профессиональной деятельности педагога возникает потребность в педагоге, способном к научно-исследовательской и научно-методической работе, обеспечивающем создание качественных учебно-методических комплексов, организацию познавательной деятельности студентов, развитие их творческой активности.

В настоящее время значительно выросло требование к методическому обеспечению образовательного процесса. Педагогическая наука и практика убедительно доказывают, что качество образовательного процесса существенно повышаются, если его комплексное научно-методическое обеспечение осуществляется системно и на высоком уровне. Учебно- методический комплекс по учебной дисциплине - это важный ресурс методического обеспечения реализации ФГОС СОО нового поколения. Поэтому в условиях новой экономической и образовательной политики, определилась острая необходимость в разработке, создании инновационного учебно-методического комплекса, обеспечивающего современный уровень качественной профессиональной подготовки компетентных специалистов в колледже.

Данный проект предназначен обучающихся средних професиональных учреждений, изучающих учебную дисциплину «Химия» и для преподавателей, работающих в учебных образовательных учреждениях СПО.

Актуальность темы обусловлена потребностью в разработке и  создании инновационного учебно-методического комплекса,  обеспечивающего  совокупность образовательных услуг, необходимых и достаточных для эффективного преподавания и самостоятельного изучения студентами учебной дисциплины «Химия».

При использовании электронного учебно-методического комплекса студент является участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания.  Использование данного пособия обеспечивает: высокую мотивацию, прочность знаний, коммуникабельность, активную жизненную позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения. Все это формирует профессионально-коммуникативную и информационную компетентность, что является основным приоритетом современного профессионального образования.

Для подготовки выпускника, отвечающего современным требованиям, необходимо внедрять новые формы организации учебного процесса и педагогические технологии с применением современных компьютерных и мультимедийных средств. Стандарты образования третьего поколения требуют от выпускников профессиональных компетенций. Основным критерием качества обучения студентов становится их компетентность в различных сферах будущей деятельности: профессиональной, коммуникативной, социально-экономической и общекультурной. Формирование профессионально-коммуникативной и информационной компетентности учащихся - один из основных приоритетов современного профессионального образования.

Новизна данного проекта заключается в том, чтобы внедрить в образовательный процесс новые технологии, сделать это точно и целенаправленно для повышения эффективности обучения.

Инновационный подход ориентирует на внедрение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамического развития жизнедеятельности и потребностями личности, общества и государства, а также в выработке у студентов социально полезных знаний, убеждений, отношений и опыта поведения в различных ситуациях.

Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения.

Особенности этого взаимодействия состоят в следующем:

1) пребывание субъектов образования в едином пространстве мысли;

2) совместное погружение в условия задачи (проблему), то есть включение в единое творческое пространство;

3) согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;

совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.

Основная особенность интерактивных методов - это высокий уровень взаимно направленной активности студентов взаимодействующих друг с другом эмоционально, духовно тем самым, сплачивая участников.

При использовании интерактивных методов студент становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не столько даёт готовые знания, сколько побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в

интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и студента: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.

Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) – это совокупность структурированных учебно-методических материалов, объединенных посредством компьютерной среды обучения, обеспечивающих полный дидактический цикл обучения и предназначенных для оптимизации овладения студентом профессиональных компетенций

  • рамках учебной дисциплины.

Для реализации требования ФГОС СОО  как средство методического обеспечения  преподавания учебной дисциплины «Химия» и самостоятельной внеаудиторной деятельности обучающихся  был разработан и внедрен электронный учебно-методический комплекс, который позволил практически применить интерактивное обучение.

Целью данного проекта явилась организация познавательной деятельности студентов, развитие  творческой активности и их интеграцию в информационное пространство. 

  • рамках внедрения данного курса были поставлены следующие задачи: 
  1. развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
  2. эффективное усвоение учебного материала;

3) самостоятельный поиск обучающимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи;

4) установление воздействия между обучающимися, обучение работать в команде;

5) развитие навыков сотрудничества, уважительного отношения к мнению других членов группы;

6)  формирование жизненных и профессиональных навыков;

7) выход на уровень осознанной компетентности обучающихся.

Противоречия:

- между требованием к высокому научному уровню учебных знаний с обязательным выделением взаимосвязей между отдельными объектами и низким уровнем востребованности полученных знаний на практике;

- между необходимостью формирования информационно-коммуникативной компетентности обучающихся и недостаточной разработанностью соответствующих методик;

- между формализованным характером организации образовательной среды в колледже и необходимостью сделать ее сферой творческой реализации обучающихся.

Условия реализации проекта:

-опыт преподавателя;

- уровень профессионализма;

-стремление развивать и воспитывать творческую личность обучающегося посредством преподавания своей учебной дисциплины.

Электронный УМК выполнен в виде сайта, разделы которого имеют разветвленную структуру.  Содержание учебно-методического комплекса      соответствует Положению об УМК, утвержденному в колледже. Все содержимое УМК классифицировано и разделено на блоки. 

Нормативный блок содержит выписку из ФГОС СОО, рабочую программу и календарно-тематический план учебной дисциплины.

В теоретическом блоке размещен электронный учебник, рекомендованный в качестве основного учебного издания и краткий курс лекций, содержащий  теоретические  и контрольные вопросы.

Информационный блок содержит глоссарий, где приведены основные понятия, используемые при изучении дисциплины; электронные пособия; ссылки на интернет- ресурсы; персональный сайт преподавателя (раздел Химия), где можно найти и скачать дополнительную информацию; перечень рекомендуемой учебной и  дополнительной литературы. Информационный блок содержит также обучающую программу, которую можно использовать как тренажер на этапе первичного закрепления  знаний  или при итоговом  контроле  знаний обучающихся с выставлением оценки.

Практический блок содержит рабочую тетрадь по дисциплине; ссылку на компьютерную программу «Фабрика кроссвордов», с помощью которой обучающиеся развивают эрудицию, расширяют словарный запас, тренируют память и внимание;  ссылку на компьютерную программу «Онлайн- доска как средство визуализации и организации коллективной работы обучающихся», которая  используется  студентами   при  выполнении  внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине.

Практический блок содержит также интерактивные задания по различным темам, в которых заложен компьютерный контроль этапов выполнения и ошибок, имеется система подсказок для выбора следующего шага, система ветвлений в зависимости от результатов выполнения первого этапа, а также   практический блок содержит  различные биологические игры и тренажеры.

         Методический блок включает в себя УМК студента, методические пособия по изучению дисциплины, методические указания и рекомендации по  организации внеаудиторной самостоятельной работы,   целью которой  является приобретение новых знаний, умений и навыков с использованием имеющихся базовых знаний и умений. 

Выполняя обязательные задания, обучающиеся отвечают на вопросы тестов, решают кроссворды, дают обоснованные ответы на вопросы для самоконтроля, готовят презентационные доклады. При выполнении заданий по выбору обучающиеся создают мини-проекты; пишут рефераты; составляют в соответствии с рекомендациями многоуровневые  тесты. Обучающимся предлагаются как индивидуальные, так и групповые формы работы.

 Также методический блок содержит сборник методических указаний по выполнению практических работ, рекомендации по написанию реферата, по подготовке к  дифференцированному зачету, которые  дают возможность подготовиться к промежуточному контролю по учебной дисциплине «Химия».

Блок контроля включает текущий контроль по разделам и темам, представленный в форме   интерактивных тестов, выполненных в программе TestМaker, имеющие   задания с выбором одного или нескольких правильных вариантов ответа,  по итогам которых  автоматически  выставляется оценка.  

 Рубежный контроль содержит банк интерактивных тестов и набор кейсов по темам.

Промежуточный контроль включает комплекс контрольно-измерительных материалов по дисциплине, который проводится в форме дифференцированного зачета.

Дополнительно в УМК для наглядного представления информации предусмотрен перечень средств обучения, включающий   флеш-анимации,  показывающие короткую динамику процесса  и презентации, созданные в программе Power Point.

Этапы реализации проекта:

  1. Организационный – 2017-2018 г.г.
  2. Практический – 2018-2019 г.г.
  3. Аналитико-рефлексивный – 2019-2020 г.г.

Практическая реализация инновации:

   Обучающиеся самостоятельно участвуют в создании тренажеров, электронных шпаргалок, викторин, буклетов, презентаций, видеороликов, которые я использую в образовательном процессе и во внеурочной деятельности.

 Студенты под   руководством преподавателя выполняют   творческие работы (проекты, исследования) с применением информационно – коммуникационных технологий, демонстрируя хорошие навыки работы с прикладными программами. Все выполненные ими работы также представляются на  учебных занятиях, внеклассных мероприятиях, научно-практических конференциях различного уровня.

Используя сеть Интернет,  студенты активно  участвуют в дистанционных олимпиадах и конкурсах, где становятся победителями и лауреатами  этих мероприятий (http://nsportal.ru/node/1758135).

Эффективность использования инновации:

 Как показывает практика, в результате использования электронного УМК, увеличивается познавательная деятельность студентов, происходит развитие их творческой активности. За последние три года прослеживается позитивная динамика результатов учебных достижений обучающихся по учебной дисциплине «Химия».

   Динамика показателей уровня успеваемости и качества знаний обучающихся по химии   за три учебных года представлена в таблице 1.

2017-2018 уч. год

2018-2019 уч. год

2019-2020 уч. год

Уровень успеваемости, в %

100

100

100

Уровень качества  знаний, %

75, 8

76, 12

92,00

Созданное электронное  учебно-методическое сопровождение учебной дисциплины «Химия» помогает:

- обучающимся рационально организовать свою учебную деятельность;

- преподавателю обеспечить реализацию задач курса учебной дисциплины, способствовать формированию основ для последующего освоения программ профессиональных модулей будущих специалистов среднего профессионального образования.

Список литературы:

  1. Беспалько, В.П. Татур, Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.-метод. пособие. – М.: Высшая школа, 2016.
  2. Богданова, А.Л. Гурьянова, Ф.А. Зуева, Л.А Родигин, Л.А. Шаблонно-проектный подход в методическом обеспечении программы СПО «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Профессиональная подготовка в системе СПО: методика и практика / под общей редакцией Г.Т. Зориной. - Химки: РМАТ, - 2010 .
  3. Богданова, А.Л. Родигина, В.В. Совершенствование электронного учебно-методи-ческого комплекса кафедры информатики // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». - 2014.
  4. Душенков, П. А. Учебно-методическое сопровождение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения: Учебное пособие/Е.С. Трегубова, Т.Н. Ищук, С.В. Лапик, С.И. Петрова, И.А. Левина. -:М, Высшая школа,  2014.
  5. Зайнутдинова, Л.Х. Создание теоретических образов как метод повышения эффективности электронных учебников//Материалы научно-технической конференции "Новые информационные технологии в региональной инфраструктуре (НИТРИ-97)". - Астрахань: АГТУ, 2014.
  6. Коржова, С.Н. ЭУМК «Информационно-технологическая культура учителя» // Модернизация системы инженерно-педагогического образования: опыт, проблемы, перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2015.
  7. Терелецкая, Н.В. Научно-методическое обеспечение введения ФГОС в образовательный процесс колледжа http://www.ntk.rus52.ru/metodsluzhba3.html
  8. Ширшов, Е.В. Педагогические условия проектирования электронных учебно-методических комплексов: Монография / Е.В. Ширшов, О.В. Чурбанова. – Архангельск: Изд-во Архангельского государственного технического университета, 2016.