Агрессивный и гиперактивный ребенок

Гладкая Елена Ивановна

 

1.

Что мне помогает в работе, справляется с агрессивным ребенком.

Прогулка с лазаньем по всему, на что он может залезть без риска для жизни. Гимнастический уголок в спортивном зале для такого ребенка просто необходим.

Когда ребенок рассердился на сверстника, и обзывает его, предлагаю ему нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется “оскорбленному”. Если ребенок умеет писать, можно позволит ему подписать рисунок так, как он хочет, если нё умеет сделать подпись под его диктовку. Подобную работу провожу один на один с ребенком, вне поля зрения обидчика. Этот метод работы со словесной агрессией рекомендует В.Оклендер в своей книге “Окна в мир ребенка”.

Еще один способ помочь ребенку легально выразить вербальную агрессию поиграть с ними в игру “Обзывалки”.

Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.

Предлагаю выразить гнев в  “Мешочек для криков”. Подойти к  “Мешочку для криков” и как можно громче покричать в него. Таким образом, он “избавляется” от своего крика.

Предлагаю игру “Камушек в ботинке”.

В эту игру полезно играть, когда ребёнок обижен, сердит, расстроен, когда внутренние переживания мешают ребенку заниматься делом, когда назревает конфликт. Если ребенок скажет: “У меня камушек в ботинке”, я понимаю, что ему что-то мешает, и мы поговорим об этом.

Провожу Подвижные игры:

"Два барана"

Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность "легальным образом" выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

"Толкалки"

Цель: научить детей контролировать свои движения.

"Рубка дров"

Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и "истратить" ее во время игры.

Детям очень нравится игра "Бумажные мячики" Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.

2

Что мне помогает в работе, справляется с гиперактивным ребенком.

 Во время прогулок, использую двигательные упражнения в игровой форме индивидуально или с небольшой подгруппой.

 Провожу коллективные игры ритмичного характера, сопровождая стихотворным текстом и спокойным пением.  

         Провожу пальчиковые игры, подвижные игры, психогимнастику, свободное и тематическое рисование, сочинение историй, сказкотерапия, релаксационные упражнения, что способствуют улучшению внимания, развитию самоконтроля, повышению самооценки таких детей.

Детям нравятся игры:

«Передай хорошее  настроение» игра-разминка.

Цель: создать положительный эмоциональный настрой.

«Считалочки-бормоталочки».

Цель: развитие произвольности психических процессов, внимания.

« Будь внимательным».

Цель: развитие внимания, памяти, формирование самоконтроля двигательной активности.

Взрослый предлагает детям показать разные движения – упражнения.

«Чужие колени или ладошки».

 Цель: развитие концентрации внимания, сосредоточенности, взаимоконтроля деятельности.

 «Встреча»

Цель. Снять мышечное напряжение, развивать умение переключать внимание.

«Развивающие кубики».

Цель: развитие внимания, памяти, комбинаторные способности, логическое мышление, пространственное представление и воображение.

«Кричалки - шепталки -молчалки»

Цель. Развивать наблюдательность, умение действовать по правилу, волевую регуляцию.

«Ласковые лапки» (И.В. Шевцова)

Цель. Снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развивать чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.

Игра развивает у гиперактивных детей фантазию, мышление, логику, творческие способности и умение концентрироваться.