ЗОЖ

Оюн Елена Лапчаевна
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ КАДЕТСКОЙ ШКОЛЫ (Беседа для родителей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zozh.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования науки Республики Тыва

ГБОУ «Республиканская школа-интернат»

Кадетский корпус Республики Тыва

        

ДОКЛАД

« Здоровый образ жизни

учащихся кадетской школы »

Учитель первой категории по

физической культуре Оюн Е.Л.

        

        Кызыл -2012


ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

УЧАЩИХСЯ КАДЕТСКОЙ  ШКОЛЫ

(Беседа для родителей)

     Сегодня в России молодых людей в возрасте до 18 лет всего 30,5 млн. человек. Из них (по последним данным) более 600 тыс. – лица с ограниченной жизнедеятельностью в связи с нарушениями здоровья или развития. Резко упала физическая активность детей. Значительная часть детей теряет свое здоровье в стенах общеобразовательных учреждений. За период обучения в школе с 1 по 8 кл. число здоровых детей снижается в 4 раза. Поэтому за здоровье наших детей должны бороться не только медики, но и родители, педагоги, воспитатели – все те, кто занят работой с подрастающим поколением. В своем докладе я остановлюсь на советах для родителей и учащихся кадетской школы по ведению здорового образа жизни и укреплению здоровья.

     Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни. Здоровый образ жизни – это наиболее оптимальная система поведения человека в повседневной жизни, позволяющая ему максимально реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного и социального благополучия. Для того чтобы сформировать систему здорового образа жизни, необходимо знать факторы, которые положительно влияют на здоровье человека. К ним можно отнести:

1) соблюдение режима дня;

2) рациональное питание;

3) закаливание;

4) занятие физической культурой и спортом;

5) доброжелательное отношение к окружающим.

Необходимо также учитывать и факторы, отрицательно влияющие на здоровье: курение, употребление алкоголя и наркотиков, эмоциональная и психическая напряженность при общении с окружающими, а также неблагоприятная экологическая обстановка.

     Таким образом, здоровый образ жизни – это цельная, продуманная и спланированная человеком система поведения, которую он соблюдает не по принуждению, а с удовольствием и при этом уверен, что она дает положительные результаты в сохранении и укреплении здоровья. Суть такого поведения отнюдь не фанатичное следование каким-то установкам здорового образа жизни. Естественно, перестройка поведения всегда требует дополнительных усилий, но всё должно совершаться на грани удовольствия от затраченных усилий должно быть столько, чтобы усилия не показались напрасными.

     Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения. Выбор этого пути должен сделать каждый человек самостоятельно, но мы должны помочь школьникам в этом, подтолкнуть, подучить вырабатывать в себе необходимые качества. Дети должны понять, что достичь высокого уровня здоровья можно при условии, если постоянно соблюдать правила здорового образа жизни, которые прививаются с раннего возраста.

     Пропаганду здорового образа жизни нужно вести не только среди учащихся, но и родителей. Ведь именно семейное воспитание один из способов воспитать такую личность, которая сможет вести здоровый образ жизни. В семье формируются положительные внутренние качества личности, черты характера, моральные принципы.

     Н.М. Карамзин писал: «Здоровье, столь мало уважаемое в юных летах, делается в летах зрелости истинным благом; самое чувство жизни бывает гораздо милее тогда, когда уже пролетела её быстрая половина».

     Родители, учите с детства своего ребенка этим простым жизненным истинам, учите их любить жизнь, и притом здоровую. Для того чтобы ваши дети смогли сохранить подольше это милое чувство жизни, для того, чтобы само наличие здоровья порождало как можно больше чувство удовольствия во второй половине их жизни, необходимо с детства воспитывать разумный подход к выбору образа своей жизни. И личный пример родителей – самое надежное средство привлечь детей к здоровому образу жизни, к занятиям физкультурой и спортом.

     В кадетской местности легко встать на лыжи всей семьей и отправиться на прогулку прямо от дома. Почему мы должны привлечь внимание детей к лыжам? Да потому, что двигательная активность наших детей в зимнее время значительно падает. Много времени они проводят неподвижно, сидя на уроках и дома, выполняя домашнее задание. При передвижении же на лыжах в работу включаются все основные группы мышц, усиливается работа всех органов и систем нашего организма, и, что особенно важно, все, что происходит на чистом и морозном воздухе. Закаливающее влияние лыжного спорта исключительно велико. А кроме сохранения здоровья лыжные прогулки всей семьёй способствует укреплению семьи, воспитывает чувство прекрасного. Прогулки и катание со склонов в красивом лесу в солнечную погоду, когда снег на лыжне искрится, а кругом стоят мохнатые ели, доставляют истинное наслаждение.

     Велика роль родителей в приучении детей к водно-гигиеническим процедурам:

правильно мыть руки с мылом, чистить зубы, следить за чистотой кожи. Кожа должна быть чистой. Это защита организма от проникновения болезнетворных микробов, солнечных лучей, поддержание нормальной температуры тела и обогащение организма кислородом. Многие семьи в селе имеют бани. Вопрос о пользе и вреде бани дискуссируется. Но все знают, что после бани, когда тело очищается, человеку становится легче дышать и двигаться. Баня дает эффект очищающих и закаливающих процедур. Мощная и полезная процедура – париться веником из молодой березы, дуба, смородины, можжевельника, пихты, крапивы. Дети и родители должны знать, что не надо бояться бани или сауны. Надо бояться состояния, когда ты не можешь принимать банные процедуры. Здесь, как и при других физических нагрузках, все достигается последовательно и постепенно, критерием нормального состояния в бане является ровный пульс и отсутствие одышки.

О режиме дня. Режим, который поможет разумно расходовать свои силы, займет детей полезными делами, отвлекая их от влияния улицы и сомнительной компании. Режим дня должен учитывать все возрастные анатомо-физиологические особенности детей и их здоровья. Ведь то, насколько правильно организован день, может оказать существенное влияние на рост, общее развитие организма, на формирование защитных реакций организма, на привитие полезных привычек и укрепление волевых качеств. Можно предложить детям «Памятку «Режим дня», где предусмотрены самостоятельность, творческая деятельность, самообслуживание, помощь по дому, гимнастика и т.д.:

  1. Если ты проснулся, распрямись и потянись.
  2. Не задерживайся в постели долго, не расслабляйся, помни, что у тебя впереди долгий рабочий день.
  3. Ложись спать не позднее 22 часов (21 ч.). Организму необходимо 7 – 8 часов сна, чтобы восстановится.
  4. Вставай пораньше, сделай утреннюю зарядку.
  5. Почисти зубы, прими душ (умойся), приведи волосы и одежду в порядок.
  6. Плотно позавтракай утром.
  7. Иди в школу пешком, если позволяет время и расстояние.
  8. Не планируй слишком много дел на один день, учитывай свои возможности.
  9. Не забывай, что умственный труд полезно чередовать с физическим.
  10. Не сиди долго без движения или в одной и той же позе.
  11. Делай перерыв для зарядки или просто потанцуй под музыку.
  12. Береги зрение, не читай лежа в постели.
  13. Не сиди долго у компьютера, сделай зарядку для глаз.
  14. Не переедай на ночь.

Надо убеждать детей, что раннее пробуждение заряжает человека хорошим настроением. Красота утреннего рассвета положительно сказывается на нашем организме. В организм попадают гормоны радости. Они влияют на «центры угнетения», которые находятся в головном мозге и которые особенно активны ночью. Раннее утреннее пробуждение гарантирует хорошее настроение и бодрость в течении всего дня.

     Очень многих родителей беспокоит вопрос питания школьников. Мы, конечно, знаем, что полноценное питание относится к факторам, которые сохраняют и укрепляют здоровье. При неправильном питании нарушается обмен веществ. И недостаточное питание, и переедание является причиной многих заболеваний. Знаем, что умеренное питание – одно из необходимых условий сохранения здоровья. Соблюдение режима питания – залог правильного роста и умственного развития ребенка.

Важно знать:

  1. школьникам рекомендовано 4-х разовое питание;
  2. перерывы между приемами пищи не должны быть более 4 часов;
  3. на завтрак полезен творог или яйца, хлеб с маслом, с сыром;
  4. в обед: первое блюдо является основным, второе – обязательно рыбное или мясное с гарниром;
  5. на полдник: чай с ватрушкой (и т.п.), кефир, молоко + ягоды и фрукты;
  6. ужин: лучше из крупяных и овощных блюд;
  7. не переедать в вечернее время. Если ребенок переедает в вечернее время, то это может привести к повышению кровяного давления, заболеваниям сердца и болезням желудочно-кишечного тракта. Есть вечером надо за 2 -3 часа до сна;
  8. если ваш ребенок отвлекается во время еды (читает, разговаривает, смотрит ТВ и т.п.), то в это время процесс выделения пищеварительных соков затормаживается. А это означает, что процесс пищеварения ухудшается;
  9. зимне-весенний период опасен авитаминозом. Следите за употреблением зелени, фруктов, овощей, соков с мякотью. Или давайте ребенку специальные поливитаминные препараты.

И в заключение. Положительный микроклимат семьи, духовная близость и взаимопонимание всех ее членов избавит детей от чувства тревоги и страха, стрессовых ситуаций. И помогут вам сохранить душевное благополучие вашего ребенка, а значит, и его здоровье. Постоянный страх перед наказанием, конфликты в семье могут привести к развитию нервозов. А от них недалеко и до пагубных пристрастий. Учитесь помогать ребенку, учитесь вместе с вашим ребенком вести здоровый образ жизни, который включает:

  1. занятие физкультурой и спортом;
  2. рациональное питание;
  3. отсутствие вредных привычек;
  4. здоровый семейный микроклимат;
  5. соблюдение режима дня;
  6. жизнь без стрессов и конфликтов;
  7. трудовая активность;
  8. наличие здорового рассудка, заботящегося о своем здоровье.