для Вас родители!!!

Безменова Ирина Юрьевна

 

Звуковой анализ слова. Экскурс для родителей.
 

 

Проверяя домашние занятия, я увидела, что упражнения на звуковой анализ слова у многих из вас вызывают затруднения. Сегодня я решила вас научить, как правильно выполнять такие задания. Ведь если вы не сможете помочь своему ребенку дома закрепить новый материал, то наша с вами коррекционная работа не будет столь эффективной. Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие), определение места звука в слове.
Уважаемые родители, помните, что до начала освоения навыка чтения ребенку необходимо пройти важный этап подготовки к обучению грамоте. Он должен представлять, что такое звуки речи, дифференцировать их, делить слова на звуки и слоги. Только после этого этапа можно будет начинать знакомить детей с правилами озвучивания букв, буквосочетаний и послогового чтения. Ваша заинтересованность в развитии ребенка в настоящее время — залог его успехов в будущем.
С целью довести до родителей необходимые понятия, о том, как выполнять дома задания логопеда, каков порядок работы по изучению звука, что значит дать характеристику звука, что такое звуковой, слоговой и звукобуквенный разбор слова, представлена ниже "Шпаргалка для родителей", в которой в краткой и доступной форме изложены все необходимые сведения.

Наша речь состоит из предложений.
Предложение - это законченная мысль.
Предложения состоят из слов.
Слова состоят из звуков.
Звук речи - то, что мы слышим и произносим.
Буква - это знак, обозначающий звук или несколько звуков. Буквы мы видим, пишем и читаем.
Звук на письме обозначается буквой.
Звуки речи делятся на гласные и согласные.
В русском языке шесть гласных звуков: [А, У, О, И, Э, Ы].
При произнесении гласных звуков воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды, выходит свободно. Гласным звуком мы можем позвать того, кто находится далеко от нас.
На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
Гласных букв – десять А, У, О, И, Э, Ы - соответствуют звукам, Я, Ю, Е, Ё (йотированные), которые обозначают два звука: (Я - [ЙА], Ю - [ЙУ], Е - [ЙЭ], Ё - [ЙО])
- в начале слова (яма, ель, ёж, юла);
- после гласного звука (маяк, каюта, поёт, тает);
- после мягкого и твердого знаков (семья, подъезд).
В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук:
Я - [А]. Ю - [У], Е - [Э], Ё - [О] (ключ - буква ю обозначает звук [у] и мягкость согласного звука [л'], мяч - буква я обозначает звук [а] и мягкость согласного звука [м']).
Согласные звуки - звуки, при произнесении которых воздух, выходящий изо рта, встречает преграду (губы, язык, зубы).
Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяется ладошкой, приложенной к горлышку:
глухие согласные звуки - голосовые связки не работают ("горлышко не дрожит") состоят из шума: К, П, С, Т, Ф, X и их мягкие пары, Ц, Ч, Ш, Щ;
звонкие согласные звуки - голосовые связки работают ("горлышко дрожит") состоят из голоса и шума: Б, В, Г, Д, Л, М, Н, Р, 3 и их мягкие пары, Ж, Й.
Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух:
согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими: Б, БЬ, В, ВЬ, Г, ГЬ, Д, ДЬ, 3, ЗЬ, К, КЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ, П, ПЬ, Р, РЬ, С, СЬ, Т, ТЬ, Ф, ФЬ, X, ХЬ;
всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц
всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ
Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом, мягкие - зеленым.
При определении наличия или отсутствия звука в слове, места звука в слове, следует использовать прием интонационного выделения голосом заданного звука.
Например: "Есть ли в слове "сон" звук О? Послушай внимательно как я произнесу это слово: сОООн. Какой первый звук в слове "сон"? Послушай, как я произнесу это слово: СССон. А теперь послушай, как звучит последний звук в слове "сон" и назови его: соННН. Теперь назови все звуки в слове "сон" по порядку: с, о, н. Сколько всего звуков в этом слове?"
Играем с детьми и составляем звуковой анализ слова.
Для занятий с ребенком необходимо сделать карточки (кружки или квадратики красного, синего, зеленого цветов).
Игра 1. Перемешиваем карточки и переворачиваем тыльной стороной. По очереди берем карточку. Называем слово, начинающее на звук соответствующий картинке. Например, попалась карточка с кружочком красного цвета, называете слово АНАНАС, синего цвета – СТУЛ, зеленого цвета – МЯЧ. Если правильно ребенок назвал слово – карточку берет себе, нет – кладет в общую стопку. У кого больше карточек в конце игры тот и выиграл.

Игра 2. Для этой игры понадобятся маленькие игрушки (можно из киндер-сюрприза). С двух сторон стола размещаем по игрушке. Между игрушками выкладываете из карточек слово (например, бык). Разбираете это слово с малышом. Спросите у ребенка какой первый звук в слове, какой последний, как тот или другой звук обозначается. Где в слове гласный, как он обозначается. Убедились, что ребенок понял схему – разбираете мостик и предлагаете малышу его отремонтировать.
История для ребенка: Игрушки большие друзья, но живут на разных берегах речки. Берега речки соединены волшебным мостиком из карточек. Прилетел злой волшебник и сломал мостик (или подул сильный ветер). Помоги друзьям построить мостик. Для этого нужно сложить из карточек волшебное слово, которое поможет соединить два берега реки.
Когда малыш научится самостоятельно складывать схемы слов, сразу предлагайте ребенку сделать мостик самостоятельно.

Игра 3. Участвует минимум два игрока (мама и ребенок). Мама говорит слово, а малыш складывает схему этого слова. Затем мама и ребенок меняются ролями. Если верно сложена схема, тогда игрок составивший схему зарабатывает очко. Нет – очко зарабатывает игрок загадавший слово, но только в том случае если найдет ошибку в схеме. У кого больше очков тот и выиграл.
Уважаемые родители! Во время занятий с ребенком будьте терпеливы, тактичны и внимательны! Не проявляйте излишней настойчивости, но учите ребенка доводить начатое дело до конца. Хвалите и поощряйте его за правильные ответы, а в случае ошибок подбадривайте, и верьте в то, что у Вас всё получится!
Желаю удачи!

Учитель-логопед