Русский язык 4 класс Открытие новых знаний (урок-исследование)

Мамакова Физания Атласовна

«Правописание частицы не с глаголами»

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Общая часть

Предмет

Русский язык

Класс

4

Тип урока

Открытие новых знаний (урок-исследование)

Тема урока

«Правописание частицы не с глаголами»

Учитель начальных классов

МБОУ «Урсалинская СОШ»

МамаковаФизанияАтласовна

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

-создать условия по организации деятельности учащихся, направленной на формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности;

-на приобретение навыков самостоятельной работы с источниками информации;

-на умение разрешать поставленные проблемы.

П. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Умение осуществлять информационный поиск.

 Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

К. Умение формулировать познавательные цели, найти информацию,  моделировать, провести анализ информации, обобщить в виде правила.

Р.  Умение ставить учебные задачи, проводить контроль, учиться осознавать  качество и уровень усвоения материала, найти ошибки в решении

Устанавливают значимость познавательной деятельности, оценивают усвоение содержания материала, сотрудничают в поиске и сборе информации, оценивают действия партнера, учатся учитывать позицию собеседника

Цель урока

Расширение знаний детей о служебных частях речи;

Знакомство с правописанием отрицательной частицей НЕ и с глаголами.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Исследование, исследователь, служебные части речи, самостоятельные части речи, частица, глагол.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Мультимедийный проектор,  компьютер, музыкальный фрагмент, презентация к уроку, индивидуальные карточки с инструкциями

Ресурсы

Учебник русского языка 4 класса  под редакцией С.В. Иванова.

Время

Технология проведения

Предметные УУД

Деятельность  учителя

Деятельность

учеников

(форма)

Образовательные результаты

3 мин

I. Мотивация к учебной

деятельности

Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Эмоциональный настрой на урок

(стоим в кругу у доски)

  • Здравствуйте! Ребята, поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь друг другу и вперед к новым открытиям.
  • В наших силах сделать урок полезным и интересным. Будем работать вдумчиво и внимательно, порадуем друг друга успехами.

Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату. Прокомментируйте.

Подготовка класса к работе.

Запись даты с объяснением

орфограмм.

Ученик комментирует

Предметные:

Знать правописание числительных.

3мин

II. Самоопределения к деятельности.

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

        - В роли кого вы хотите видеть себя на уроке?  

-Какую роль предлагаете выполнять  мне?  (консультант)

- А я предлагаю вам побыть в роли исследователей.

  • А вы знаете, что значит быть исследователем?
  • Мы сегодня на уроке будем исследователями. Кто такие исследователи?
  •  Какими качествами личности должен обладать исследователь?
  • Что можно исследовать? А на уроке русского языка?

Ну что ж, уважаемые исследователи, прошу вас занять ваши рабочие места.

Ответы детей

(на доске карточки: контролер, исследователь, консультант, путешественник)

Отвечают на вопросы учителя.

Личностные:

Самоопределение к деятельности.

Коммуникативные:

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;

уметь оформлять свои мысли в устной форме.

6мин

III.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Звучит музыкальный фрагмент «Дружба крепкая не сломается

Организует актуализацию знаний учащихся необходимых для «открытия нового знания».

Слайд 2.

- Какую часть речи вы изучали на протяжении нескольких уроков?

(Глагол)

- Что же будет являться объектом исследования?

(Слайд - глагол)

- Вы выполняли проектную работу в группах и составляли «Портрет глагола».

- Давайте посмотрим, какие портреты у вас получились.

 Защита проектов на тему «Портрет Глагола»

- А как вы думаете, данный портрет закончен? Можно ли его дополнить какими-либо новыми данными?

- Глагол - самая живая и яркая часть речи. Глагол обозначает движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.

Слайд3

- Знаете ли вы, что….

По частоте употребления глагол  занимает второе место после имён существительных. На 9 тысяч слов приходится 2,5 тысячи глаголов

- Послушайте музыкальный фрагмент, и постарайтесь запомнить глаголы, которые в нем встретятся.

- Пожалуйста, назовите глаголы.

- Чем они интересны?

(начинаются с не, все отрицательные)

- Что будет объектом нашего исследования? (слайд Тема)

(не с глаголом, написание не с глаголом)

Часто они встречаются в нашей речи?

-Что нам известно о правописании таких глаголов?

Выполняют задания, подводящие к «открытию новых знаний» (фронтальная).

Мы изучали часть речи глагол

НЕ сломается

Не расклеится

Не бросит

Не спросит

Не разлить

Не с глаголом, написание не с глаголом

Глаголы в нашей речи встречаются довольно часто

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.

Уметь определять части речи и дифференцировать их на группы по признакам

2мин

IV. Постановка учебной задачи

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Ставят цели, формулируют тему урока (фронтальная)

Уметь формулировать тему урока.

Цель: обсуждение затруднений, определение цели работы в виде темы урока.

Слайд 4

Я знаю:

 Я, не согласен, не всегда  не с глаголами пишется раздельно, например, глагол «ненавижу»  пишется слитно.

Какова цель нашего исследования?

Я хочу узнать:

-А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться мыслить. Наши исследования мы проведем в группах. Предлагаю создать группы теоретиков, практиков и ученых.

.

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

5мин

V. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: решение устной задачи, обсуждение её решения, составление модели правила.

Организует обучающихся по исследованию проблемной ситуации.

-  Вспомним правила работы в группах.

(слайд  Правила работы в группах)

- Каждая группа получает «Журнал исследований», где записано задание и дана инструкция.

- На работу дается 5 минут.

Организует практическую работу по проверке гипотезы исследования.

1. «Журнал исследований группы №1»  (теоретики)

Задание для исследования:

1. Вам необходимо ответить на вопросы:

1) Какой частью речи является НЕ?

2) Как пишется НЕ с глаголами?

План:

1. Откройте учебник на станице 91-92.

2. Прочитайте правило.

3. Сделайте вывод.

2. «Журнал исследований группы №2» (практики)

Задания для исследования:

  1. Вам необходимо ответить на вопрос: Какое значение имеет НЕ?

         План:

  1. Проанализируйте правила питания

 «Правила питания»

Перед едой не мой руки. Фрукты и овощи надо хорошо мыть. Торопись. Ешь большими кусками. Во время еды разговаривай и чавкай. Переедай. Ешь в меру.  

  1. Согласны ли вы с этими правилами?
  2. Исправьте правила так, чтобы они стали верными.  
  3. Сделайте вывод о значении НЕ (отрицание, утверждение).

3. «Журнал исследований группы №3» (ученые)

Задание для исследования: Всегда ли глаголы пишутся с НЕ раздельно?

План:

1.Прочитайте внимательно текст.

2.Обратите внимание на написание выделенных глаголов.

3. Попробуйте произнести эти слова без НЕ.

4.Сделайте вывод.

5. Объясните смысл пословиц.

Потчевать велено, а неволить грех.

Кто кого обидит, тот того и ненавидит.

Составляют план достижения цели и определяют средства (фронтальная).

Проговаривают этапы работы над исследованием.

Ставят цель, определяют задачи и гипотезы исследования.

Делают вывод о написании частицы НЕ с глаголами.

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Регулятивные:контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта.

3мин

VI. Проверка гипотез детей.

Цель: проговаривание нового знания, организация работы

- Как только группа закончит работать, всех прошу занять свои места.

- Прошу ответственных групп доложить о результатах исследований.

У кого есть дополнения?

- Молодцы! Всем спасибо за работу.

Отчеты групп.

 Ответственные каждой группы докладывают о результатах исследований

Ребята из других групп внимательно слушают и дают оценку работе группы (цветные веера)

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объективно оценивать себя и других, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность.

Регулятивные:  умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция.

6 мин

VII. Первичное закрепление во внешней речи.

- Подведем итоги наших исследований.

Работа с учебником. Самостоятельное чтение правила на стр. 92.

(Слайд - правило)

Частица НЕ -  служебная часть речи,

пишется с глаголами раздельно.

Если  глагол не употребляется безне, то пишется слитно. Это глаголы исключения.

Работа с правилом:

- Прочитайте, пожалуйста, это правило. (1 ученик).

- Повторите самостоятельно.

Уметь распознавать слитное и раздельное написание частицы НЕ с глаголами.

Знать правописание словарных слов: неволить,

негодовать, ненавидеть и т.д.

Уметь пользоваться толковым словарем.

Личностные : формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение)

Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.

5мин

VIII. Закрепление материала.

Физкультминутка под музыкальное сопровождение

Взаимопроверка (ответы на слайде)

Учебник на странице 93,упражнение № 3.

- Выпишите глаголы сне.

- Проверяем по цепочке. Оцените свою работу. (Цветные веера.)

Работа в парах (карточки с заданием)

Раскройте скобки и  в тетради запишите глаголы в 2 группы:

 (не)было, (не)радоваться, (не)хотел, (не)навидел, (не)знал, (не)любил, (не)умею, (не)стыдно, (не)учиться, (не)волить,  (не)спрашивать, (не)говори, (не)здоровиться.

Отвечают на вопросы учителя.

Знакомятся с заданием. Задают вопросы учителю по выполнению задания.

Записывают домашнее задание в дневник.

Познавательные:  умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.

Коммуникативные: объективно оценивать себя.

Регулятивные: умение работать по алгоритму, с памятками, правилами, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

8мин

IX. Включение в систему знаний и повторение.

А)- А сейчас каждый из вас поработает в роли учителя и проверит работу ученика, который тоже учился писать  частицу НЕ с глаголами.

(на партах карточки с заданием, а на доске слайд с «Ловушками»)

 Кто неработает, тот не ест. Правда в огне не горит и в воде нетонет. Не домогать- не значит болеть. Каши маслом не испортишь.

Личностные:формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение)

Познавательные:умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.

Коммуникативные:объективно оценивать себя и других.

2 мин

X.Домашнее задание  

Цель: определение задания на самостоятельное выполнение дома.

Б) Творческая работа.

- Составьте и  запишите, пожалуйста, в тетрадь

«Правила поведения в школе» (3)

«Правила поведения на уроке»

опаздывать в школу,

разговаривать на уроке,

мешать соседу по парте,

рисовать на партах (стуле)

Познавательные:  умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.

Коммуникативные: объективно оценивать себя.

Регулятивные: умение работать по алгоритму, с памятками, правилами, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

2мин

XI.Рефлексия деятельности

Цель: организация осознания учащимися своей учебной деятельности и самооценки результатов деятельности своей и всего класса.

-Достигли мы цели, поставленной в начале урока?  (вернуться к таблице:Я знаю; Я хочу узнать)

1. Весь урок у меня было … настроение

- хорошее             - печальное   ….

2. Задания на уроке были:

-интересными

- необычными

- скучными

3. Я думаю, что учебная задача выполнена мною.

4. Мне больше всего понравилось на уроке:

- Спасибо за работу! Урок окончен!

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, поняли, умеют, смогли и т.д.

Регулятивные:оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения.