Календарно-тематическое планирование уроков дальневосточной литературы для 6 класса

Садчикова Татьяна Александровна

 

Календарно-тематическое планирование уроков дальневосточной литературы в 6 классе.

 

№п/п

Дата

Содержание урока

Кол-во часов

Теория литературы

Умения и навыки, вырабатываемые на уроке

Диагностика обученности

1.

 

Мифы, предания, сказки, благопожелания, запреты, обычаи древних народов Дальнего Востока. Их связь с мифами народов мира. Особенности шаманской мифологии. Фантас­тическое представление древнего человека об окружающем его мире. Культовый обряд как инсценировка мифа. Этический характер промыслового обряда.

 

1

Мифы, предания, сказки, благопожелания, запреты, мифология, виды мифов.

Культовый обряд, промысловый обряд

Умение пересказывать миф

Выразительное чтение, пересказ

2.

 

"Благопожелания" эвенов к природе и реке, их нравственная основа. Особенности стиля и художественной изобразительности "благопожеланий". Возможности стилизаций это­го жанра.

1

Благопожелания, стилизация

Выразительное чтение, проба стилизации

Ответ на проблемный вопрос

3.

 

Солнце как высшее божество в мифологии Приамурья и севера. Схожесть представле­ний об этом источнике жизни у народов мира. Отражение этих представлений в "Балладе о том, как инки начали поклоняться солнцу" Р. Рождественского.

1

Баллада

 

Чтение наизусть «Молитвы инка» Р. Рождественского

4.

 

"Как звери и птицы достали солнце". Эски­мосская сказка.

1

Сказка, виды сказок, сказочные элементы

Умение отличать сказку от мифа и доказывать это, умение найти примеры волшебного в произведении

Художественный пересказ и сказывание сказки

5.

 

Огонь — сын солнца и земли. Отношение к огню как к источнику тепла и жизни. Эвен­кийская легенда "Разгневанный огонь". Фан­тастическое в ней. Связь легенды со сказ­кой. Роль огня в запретах - оберегах.

1

Легенда, сказка, запрет-оберег

Умение соотнести русские и эвенкийские приметы, запреты-обереги

Доказательство принадлежности жанру

6.

 

Популярность у северных народов мифов о происхождении оленя. Эвенское предание "Первый олень из дерева  родился".

1

 

Умение подробно пересказывать предание

Пересказ, иллюстрирование произведения

7.

 

Сотворение земли в представлении дальне­восточных аборигенов. Нанайская сказка "Как орел землю добыл" и эвенское предание "Орла эвены не убивают". Роль орла в сказке и  предании.   Приметы  эвенов,   связанные  с этой птицей.

1

Предание

Умение определять жанр произведения

Подробный пересказ

8.

 

Нивхский  миф   "О   сотворении  мира".   Роль утки-чирка в нем. Поэтический перевод   мифа О.Юрьева.

1

Миф

Умение определять жанр произведения

Сопоставление сказок, преданий и мифов разных народов

9.

 

"Прародители"   малочисленных  народов   Приа­мурья   и  севера.   Нанайские легенды   "Откуда произошел род Самар — Монгол" и "Род Ахтанка - тигриный род".

1

 

 

Ответ на проблемный вопрос, иллюстрирование легенды или составление рисованного фильма

10.

 

Общее   и  различное  между  мифами  народов мира и дальневосточными мифами. Уроки до­бра и нравственности в них.

1

 

Обобщение итогов по теме «Мифы, легенды, сказки, предания».

Проверочная работа по теме,

Создание моноспектакля

11.

 

Владимир   Санги.  Эпическая  поэма   "Человек Ыхмифа" (отрывок). Оценка роли сказителя в произведении.  Отражение в нем мифологии народов  Приамурья  и  дальневосточного   се­вера.   Закрепление понятий   "эпическая  поэма" и "дактиль".

1

Поэма

эпическая  поэма

дактиль

Умение найти в поэме ключевые выражения, характеризующие героя, умение определять трехсложный размер стиха

Самостоятельная работа

12.

 

Литература и другие  виды  искусства.  Мифы, легенды,  предания   в живописи,   графике,   ху­дожественно-прикладном искусстве

1

Живопись, графика, художественно-прикладное искусство

Умение писать сочинение по личным впечатлениям

Домашнее сочинение

13-14-15.

 

Анатолий Максимов. Повесть "Норка". Сходство повести со сказкой-былью.

Способы изо­бражения мира живой природы. Роль глаголов в "очеловечивании" норки и других обитате­лей леса.

Природоохранная идея произве­дения.

3

Олицетворение Повесть,

сказка-быль

Тема, идея

Умение находить средства художественной образности и анализировать их

Подробный и выборочный пересказ

Самостоятельная работа

Иллюстрирование произведения

16-17.

 

Повесть  А.Максимова  "Лесные клады",  глава "Погоня".   История   дружбы   Вероломного   и Потапа. 

Взаимоотношения человека и живот­ного.

2

Тема, идея

Умение находить средства художественной образности и анализировать их

Ответ на проблемный вопрос

18.

 

Стихотворение  Виктора Соломатова   "Тайга пылала...". Проблематика произведения.  Ав­торская позиция в нем.  Закрепление понятия о двухсложном размере стиха — ямбе.

1

Двусложный размер стиха - ямб

Умение определить авторскую позицию

Чтение наизусть, определение размера  стиха

19.

 

Глава  "Танк Москвилы"  из  повести   "Лесные клады"   А.Максимова.   Тема   исторического прошлого в главе. Противоречивость главно­го героя. Патриотизм как доминирующее ка­чество его характера.

1

Тема стихотворения

Умение производить элементарный анализ стихотворения

Выразительное чтение и чтение наизусть

20-21-22-23-24-25.

 

Виктор   Николаевич   Александровский.   По­весть    "Друг мой Омголон" (отрывки). История дружбы коня Омголона и фронтового раз­ведчика Алексея Коркина.

 Мастерство писа­теля в изображении характеров.

Авторское отношение к войне.

Пейзаж в произведении.

Антитеза как основной прием в описании природы.

РР Контрольное сочинение  о дружбе человека и животного или отзыв о прочитанном произведении

6

Характер героя

Антитеза

Пейзаж

Умение анализировать прочитанный текст

Пересказ заданной сцены

Подтверждение тезиса примерами из текста

Ответ на проблемный вопросКонтрольное сочинение 

26.

 

Борис Копалыгин. Стихотворение "Возвраще­ние  солдата".   Особенности в изображении военной темы.  Гуманистическая направлен­ность произведения,  его  автобиографичес­кий характер.

1

Тема стихотворения

Автобиографический характер произведения

Умение найти в произведении авторское отношение к описываемому

Выразительное чтение и чтение наизусть

27-28-29.

 

Сатирические басни Николая Фотьева "Вер­ная опора". "Обоюдная польза", "Элита". Ос­меяние угодничества и добровольного рабо­лепия. 

Отражение в произведениях отрица­тельных   социальных  явлений. 

 Иносказание как  средство  выражения  реальной позиции автора.

3

Басня, иносказание

Умение находить лексику заданной тематики, работать со средствами художественной образности

Выразительное чтение и чтение наизусть

30-31.

 

Лирические стихи дальневосточных поэтов Е.Кохана, В.Суходольского, Н.Капустюк, В.Нефедьева. Отношение авторов к окружающему миру в них.

Настроение в лирическом произ­ведении.

  Закрепление понятий о художест­венных тропах языка.

2

Лирическое стихотворение, художественные тропы

Умение производить элементарный анализ лирического стихотворения

Чтение наизусть

32-33-34.

 

ВЧВнеклассное  чтение и изучение произведе­ний по выбору учителя.

3

 

 

Отзыв о самостоятельно прочитанном произведении

 

Садчикова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №37 г.Комсомольска-на-Амуре,1КК.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование уроков дальневосточной литературы в 6 классе.

№п/п

Дата

Содержание урока

Кол-во часов

Теория литературы

Умения и навыки, вырабатываемые на уроке

Диагностика обученности

1.

Мифы, предания, сказки, благопожелания, запреты, обычаи древних народов Дальнего Востока. Их связь с мифами народов мира. Особенности шаманской мифологии. Фантас тическое представление древнего человека об окружающем его мире. Культовый обряд как инсценировка мифа. Этический характер промыслового обряда.

1

Мифы, предания, сказки, благопожелания, запреты, мифология, виды мифов.

Культовый обряд, промысловый обряд

Умение пересказывать миф

Выразительное чтение, пересказ

2.

"Благопожелания" эвенов к природе и реке, их нравственная основа. Особенности стиля и художественной изобразительности "благопожеланий". Возможности стилизаций это го жанра.

1

Благопожелания, стилизация

Выразительное чтение, проба стилизации

Ответ на проблемный вопрос

3.

Солнце как высшее божество в мифологии Приамурья и севера. Схожесть представле ний об этом источнике жизни у народов мира. Отражение этих представлений в "Балладе о том, как инки начали поклоняться солнцу" Р. Рождественского.

1

Баллада

Чтение наизусть «Молитвы инка» Р. Рождественского

4.

"Как звери и птицы достали солнце". Эски мосская сказка.

1

Сказка, виды сказок, сказочные элементы

Умение отличать сказку от мифа и доказывать это, умение найти примеры волшебного в произведении

Художественный пересказ и сказывание сказки

5.

Огонь — сын солнца и земли. Отношение к огню как к источнику тепла и жизни. Эвен кийская легенда "Разгневанный огонь". Фан тастическое в ней. Связь легенды со сказ кой. Роль огня в запретах - оберегах.

1

Легенда, сказка, запрет-оберег

Умение соотнести русские и эвенкийские приметы, запреты-обереги

Доказательство принадлежности жанру

6.

Популярность у северных народов мифов о происхождении оленя. Эвенское предание "Первый олень из дерева  родился".

1

Умение подробно пересказывать предание

Пересказ, иллюстрирование произведения

7.

Сотворение земли в представлении дальне восточных аборигенов. Нанайская сказка "Как орел землю добыл" и эвенское предание "Орла эвены не убивают". Роль орла в сказке и  предании.   Приметы  эвенов,   связанные  с этой птицей.

1

Предание

Умение определять жанр произведения

Подробный пересказ

8.

Нивхский  миф   "О   сотворении  мира".   Роль утки-чирка в нем. Поэтический перевод   мифа О.Юрьева.

1

Миф

Умение определять жанр произведения

Сопоставление сказок, преданий и мифов разных народов

9.

"Прародители"   малочисленных  народов   Приа мурья   и  севера.   Нанайские легенды   "Откуда произошел род Самар — Монгол" и "Род Ахтанка - тигриный род".

1

Ответ на проблемный вопрос, иллюстрирование легенды или составление рисованного фильма

10.

Общее   и  различное  между  мифами  народов мира и дальневосточными мифами. Уроки до бра и нравственности в них.

1

Обобщение итогов по теме «Мифы, легенды, сказки, предания».

Проверочная работа по теме,

Создание моноспектакля

11.

Владимир   Санги.  Эпическая  поэма   "Человек Ыхмифа" (отрывок). Оценка роли сказителя в произведении.  Отражение в нем мифологии народов  Приамурья  и  дальневосточного   се вера.   Закрепление понятий   "эпическая  поэма" и "дактиль".

1

Поэма

эпическая  поэма

дактиль

Умение найти в поэме ключевые выражения, характеризующие героя, умение определять трехсложный размер стиха

Самостоятельная работа

12.

Литература и другие  виды  искусства.  Мифы, легенды,  предания   в живописи,   графике,   ху дожественно-прикладном искусстве

1

Живопись, графика, художественно-прикладное искусство

Умение писать сочинение по личным впечатлениям

Домашнее сочинение

13-14-15.

Анатолий Максимов. Повесть "Норка". Сходство повести со сказкой-былью.

Способы изо бражения мира живой природы. Роль глаголов в "очеловечивании" норки и других обитате лей леса.

Природоохранная идея произве дения.

3

Олицетворение Повесть,

сказка-быль

Тема, идея

Умение находить средства художественной образности и анализировать их

Подробный и выборочный пересказ

Самостоятельная работа

Иллюстрирование произведения

16-17.

Повесть  А.Максимова  "Лесные клады",  глава "Погоня".   История   дружбы   Вероломного   и Потапа.  

Взаимоотношения человека и живот ного.

2

Тема, идея

Умение находить средства художественной образности и анализировать их

Ответ на проблемный вопрос

18.

Стихотворение  Виктора Соломатова   "Тайга пылала...". Проблематика произведения.  Ав торская позиция в нем.  Закрепление понятия о двухсложном размере стиха — ямбе.

1

Двусложный размер стиха - ямб

Умение определить авторскую позицию

Чтение наизусть, определение размера  стиха

19.

Глава  "Танк Москвилы"  из  повести   "Лесные клады"   А.Максимова.   Тема   исторического прошлого в главе. Противоречивость главно го героя. Патриотизм как доминирующее ка чество его характера.

1

Тема стихотворения

Умение производить элементарный анализ стихотворения

Выразительное чтение и чтение наизусть

20-21-22-23-24-25.

Виктор   Николаевич   Александровский.   По весть    "Друг мой Омголон" (отрывки). История дружбы коня Омголона и фронтового раз ведчика Алексея Коркина.

 Мастерство писа теля в изображении характеров.

Авторское отношение к войне.

Пейзаж в произведении.

Антитеза как основной прием в описании природы.

РР Контрольное сочинение  о дружбе человека и животного или отзыв о прочитанном произведении

6

Характер героя

Антитеза

Пейзаж

Умение анализировать прочитанный текст

Пересказ заданной сцены

Подтверждение тезиса примерами из текста

Ответ на проблемный вопрос Контрольное сочинение  

26.

Борис Копалыгин. Стихотворение "Возвраще ние  солдата".   Особенности в изображении военной темы.  Гуманистическая направлен ность произведения,  его  автобиографичес кий характер.

1

Тема стихотворения

Автобиографический характер произведения

Умение найти в произведении авторское отношение к описываемому

Выразительное чтение и чтение наизусть

27-28-29.

Сатирические басни Николая Фотьева "Вер ная опора". "Обоюдная польза", "Элита". Ос меяние угодничества и добровольного рабо лепия.  

Отражение в произведениях отрица тельных   социальных  явлений.  

 Иносказание как  средство  выражения  реальной позиции автора.

3

Басня, иносказание

Умение находить лексику заданной тематики, работать со средствами художественной образности

Выразительное чтение и чтение наизусть

30-31.

Лирические стихи дальневосточных поэтов Е.Кохана, В.Суходольского, Н.Капустюк, В.Нефедьева. Отношение авторов к окружающему миру в них.

Настроение в лирическом произ ведении.

  Закрепление понятий о художест венных тропах языка.

2

Лирическое стихотворение, художественные тропы

Умение производить элементарный анализ лирического стихотворения

Чтение наизусть

32-33-34.

ВЧ Внеклассное  чтение и изучение произведе ний по выбору учителя.

3

Отзыв о самостоятельно прочитанном произведении

Садчикова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №37 г.Комсомольска-на-Амуре,1КК.