Самообразование

Макарцова Людмила Алексеевна

Метод проб и ошибок весьма неплох. Но бывает и так, что “экспериментатор” после очередной “пробы” больше никогда не делает ошибок. Поэтому изучайте опыт других, больше читайте мудрые книги. Все многократно описано. Найди стержень проблемы, ухватись за него покрепче и неуклонно следуй. Вот и все.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12 г.Калининска Саратовской области»

План самообразования воспитателя Макарцовой Людмилы Алексеевны на

 на тему:

«Развитие познавательной активности ребёнка

через организацию занятий по краеведению».

Тема: Развитие познавательной активности ребёнка через организацию занятий по краеведению».

 «Родина для человека-самое дорогое и священное,

                                                                            без чего человек перестает быть личностью».

                                                                                                  В.А. Сухомлинский.

Любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на благо, беречь ее богатства — начинает формироваться уже в дошкольном возрасте.

Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе множество заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты. Другой — славен своими историческими памятниками. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялось в глухой тайге, широко раскинулось в степи или на берегу моря.

Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким ему людям — отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он гуляет, и вид из окна квартиры, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа — все это Родина.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине — месту, где человек родился.

«Родная земля и в горсти мила» - гласит народная пословица. 

Поэтому необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился  и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края необходимо и актуально.

Цель: 

1. Повысить свой теоретический уровень, профессиональное мастерство.

2. Воспитывать у детей любовь и уважение к родному городу;

3. Приобщать к культуре и традициям города;

4. Формировать у детей бережное, созидательное отношение к городу;

5. активизировать поисково-познавательную деятельность детей через различные формы   работы;

6. Дать детям интересную содержательно – упорядоченную информацию о городе.

Задачи:

- формировать представления о маленькой Родине как месте, где человек родился, маленьким гражданином которой он является.

- воспитать интерес и чувство уважения к замечательным людям своего города.

- расширять краеведческий кругозор на основе доступного материала.

- развивать речь, мышление, воображение, умение анализировать и сравнивать.

- ориентировать родителей на патриотическое воспитание в семье.

Месяц

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

«Родина»

Расширять представление детей о Родине,  воспитывать любовь к своей Родине, родному краю; закрепить понятие «Родина».

Изучение литературы.

Пополнение альбома «Мой город» новыми фотографиями

Октябрь

«Наш город»

Расширять знания детей о родном городе Калининске, объяснить, что город-это результат труда людей разных поколений, и каждый житель должен заботиться о нем.

Подготовка теоретического материала.( беседа по теме)

Ноябрь

«Как все начиналось»

Вызвать интерес к истории возникновения г. Калининска; воспитывать желание знать как можно больше о своей Родине.

Подбор материала об истории города Калининска.

Декабрь

«Моя улица»

Расширить и закрепить представление о понятии «улица»; формировать понятие «город»; повторить правила поведения на улице.

Рассматривание карты города. Подбор иллюстраций о поведении на улице, в общественных местах.

Январь

«Наш родной район»

Расширить и закрепить  знания детей о районе, в котором они живут и где находится их дет. сад; воспитывать чувство привязанности к своему району.

Выход за пределы д.с. Экскурсия по улице Советская.

Февраль

«Наши защитники»

Закрепить знания детей о том, как защищали страну люди в годы ВОВ, как живущие чтят память о них, познакомить с памятником «Клятва», с Вечным огнем.

Рассматривание альбома «Вечная память».

Март

«Мое любимое место в г. Калининске»

Совместная работа родителей и ребенка по составлению рассказа о любимом месте отдыха с семьей.

Подбор иллюстраций с изображением мест отдыха (фото из альбома)

Апрель

«Их помнит Россия, их помнит народ»

Уточнить знания детей о людях, которые прославили свою Родину и которым возведены памятники в г. Калининске.  

Изучение биографии М.И. Калинина

Май

«Мой город Калининск»

Закрепить знания детей по истории города; вызвать чувство гордости за свой родной город, стремление сделать его еще краше.

Просмотр видео-  фильма «Наш город Калининск»



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 12 г.Калининска Саратовской области»

План

профессионального самообразования на тему:

 «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Подготовила:

Воспитатель старшей «Б» группы МБДОУ

«Детский сад №12 г.Калининска

Саратовской области»

Макарцова Л.А.

Тема:  Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Актуальность темы:  

Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.

Успехи воспитанников  в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу,  способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это  умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также  самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.

Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.


    Цель:  повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства в развитии  навыков свободного общения со взрослыми и детьми;

    Задачи:     - совершенствовать диалогическую форму речи;

                   -развивать монологическую форму речи;

                  - учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие   сказки, рассказы;

                  - учить (по плану и образцы )  рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с    последовательно развивающими  событиями;

                - развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Срок

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

2015 г.

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии.

Памятки для родителей по обучению связной речи.

Октябрь

2015 г.

Работа над пересказами с использованием опорных схем.

Пересказ рассказов

«Лесной голосок» Г.Скребицкого; «Осень под водой» Н.Сладкова;

«Пушок» Г.Скребицкого.

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;

Обучение детей приемам планирования собственного пересказа;

Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Консультация для родителей на тему:

«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».

Ноябрь-декабрь

2015 г.

Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.

Сказкотерапии: «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», «Непослушный Ваня».

Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы.

Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

Январь

2016 г.

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.

Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам.

Февраль

2016 г.

Работа с загадками.

Показать роль загадки на формирование выразительности речи.

Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

Март

2016 г.

Составление загадок.

Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей.

Тематическое занятие «В мире загадок»

Апрель

2016 г.

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.

Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя.

Д/и «Кто больше назовет» (названия рассмотренных картин)

Май

2016 г.

Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок».

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

Показ сказки «Колобок» детям младшей группы.

Литература:

1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М, 2003. - с.27-43.

2. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.

3. Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.

4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.

5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.

6. Бойко Е.А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011. – 256 с.

7. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004. - 255 с.

8. Воспитание детей в игре /Сост.А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.: Просвещение, 2003. – 136 с.

9. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23.

10. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду // Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду». – Мозаика-Синтез, 2010. – 56 с.

11. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.

12. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2004. – 107 с.

13. Ершова Е.Б. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников // Уроки логопеда. – Астрель, 2011. – 64 с.

14. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М.: ООО «Эксмо», 2003.

15. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.

16. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-12.

17. Шукейло В.А. 90 упражнений для развития речи дошкольников // Готовимся к школе. – Литера, 2009. – 96 с.