Использование ИКТ в работе с родителями и детьми первой младшей группы.

Полякова Оксана Алексеевна

 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ.

 

Подготовила:

воспитатель
ГБОУ детский сад № 2725, г. Москва
Полякова Оксана Алексеевна

Цель работы посредством ИКТ: вовлечение родителей в совместную деятельность с ДОУ и  воспитателями группы. Решение актуальных проблем развития детей при взаимодействии воспитывающих взрослых.

Взаимодействие детского сада и семьи –является необходимым условием полноценного развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.

 Одна из проблем  современной семьи – отстранённость от педагогического процесса ДОУ, причины которой, прежде всего, в недостаточности элементарных психолого-педагогических  знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка.

 Новые современные возможности помогают  в работе не только с детьми, но и с их родителями. Ведь одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребёнка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Привлечение родителей к участию в воспитательном процессе в дошкольном учреждении способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в ДОУ и за его пределами. Работа по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность, использование ИКТ позволяет  сделать работу более успешной.

Традиционные формы, работы с родителями при всех их положительных характеристиках, имеют объективные трудности это:

- ограниченное количество времени у родителей, как для посещения родительских собраний, так и посещения консультаций в детском саду;

- отсутствие возможностей для своевременного предоставления необходимой информации родителям.

На первых этапах, когда родители не имеют представления о том, как нужно заниматься с детьми дома, эффективным средством знакомства с особенностями работы воспитателя является проведение консультации для родителей с помощью ИКТ.

Не все родители имеют возможность и запас времени систематически посещать родительские собрания и присутствовать на проводимых для них консультациях. Современные родители мало стали обращать внимание на информационные папки-передвижки в группах, редко замечают объявления, пока воспитатель не обратит их (родителей) внимание. Несмотря на свою занятость, проверить электронную почту всегда найдется время.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе — это одно из современных направлений в дошкольном образовании. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом. Преимущества их использования во взаимодействии с семьями дошкольников очевидны и заключаются в следующем:

- минимизация времени доступа родителей к информации;

- обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников;

- оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой;

- рост объема информации;

- оперативное получение информации родителями;

- обеспечение диалога воспитателя и родителей группы;

- оптимизация взаимодействия педагога с семьей.

Поэтому в нашей группе стало традицией проведение консультаций с использованием ИКТ. На организационном родительском собрании было решено проводить регулярные консультации, в заранее определенное время, по вопросам, которые волнуют родителей и требуют общего или частного решения.Оповещение родителей происходит посредством рассылки электронных сообщений на почтовые ящики, указанные ими с целью доведения информации по теме обсуждаемого вопроса или теме консультации.

В назначенное время происходит сеанс связи в виде индивидуального общения либо в виде конференции, предусматривающей возможности обсуждения или поиска обоюдно приемлемых решений.

 

Таким образом, в условиях развития современного общества все еще немногие педагоги используют разнообразные формы работы с родителями дошкольной группы с использованием ИКТ (сотовая связь, сайты ДОУ, общение с родителями по электронной почте, использование личной веб-страницы). Я призываю всех педагогов направить свои творческие способности и умения в русло технических инноваций для получения еще лучших результатов работы.

«Проведение НОД с применением ИКТ в первой младшей группе (ДОУ)»

 

Вступление:

Информационно-коммуникационные технологии входят в число современных образовательных технологий и для того, чтобы соответствовать сегодняшнему уровню образования, педагог, безусловно, должен использовать их на своих занятиях.

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в современной дошкольной педагогике.

Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой не только проявляется, но, прежде всего, формируется и развивается личность ребенка. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что развивающие мультимедийные презентации можно использовать как при групповой работе, так и при индивидуальной.

Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

В форме обучающей игры с детьми дошкольного возраста можно проводить любые занятия: математику, путешествия по стране, городу, развитие речи, обучение грамоте, конст­руирование, рисование и др.

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

В своей педагогической деятельности, я часто использую видео-, фото-, аудио- и компьютерную технику с целью проведения, как непосредственной образовательной деятельности, так и при организации режимных моментов.

Далее хочу предложить конспект проведения НОД в первой младшей группе.

«Летят листочки».

Программное содержание:

- побуждать детей находить, узнавать и называть предметы по просьбе взрослого;

- сравнивать предметы по величине и цвету;

- развивать наблюдательность, воспитывать доброжелательное отношение.

Материал:

Кукла Таня с корзиночкой, листья кленовые разные по величине и цвету.

Используемая техника:

Диапроектор, экран для демонстрации видеоматериалов, слайды с изображением примет осени, музыкальный центр.

Ход проведения НОД:

(Звучит музыкальная композиция про осень)

Воспитатель и дети наблюдают за погодой через окно в группе, отмечают, что на улице холодно, дует ветер, идёт дождь, падают листочки. Воспитатель обращает внимание детей на экран, где демонстрируются слайды про осенние явления погоды со звуковым сопровождением (идет дождь, осенний лес, осеннее хмурое небо, ветер и падающие листья, улетают птицы в теплые края).

После просмотра слайдов, воспитатель предлагает позвать куклу Таню, которая гуляет.

Дети зовут куклу.

- Таня приходи к нам.

Появляется кукла с корзинкой, где лежат листочки. Воспитатель помогает Тане снять пальто, шапку. Затем ведет диалог с куклой:

- Танечка, где ты была?

- На улице.

- Что ты там делала?

- Листочки собирала.

- Покажи листочки детям.

Кукла Таня достаёт по одному листочку, даёт детям и приговаривает:

- Это большой жёлтый листочек. Саша, на большой желтый листочек.

- Марина, найди такой же большой жёлтый листочек.

- Это маленький красный листочек. Вера, на маленький красный листочек.

- Сережа, найди такой же маленький красный листочек.

В конце занятия дети вместе с воспитателем играют в игру «Листочки».

(В это время демонстрируется видео ролик падающих, разноцветных листьев и звучит музыкальная композиция)

Дует, дует ветерок,

(дети качаются с листочками)

Полетел и наш листок

(бегают с листочками врассыпную)

Кукла Таня собирает листочки:

- Какой листочек мне Сережа даёт?

- Маленький красный.

- Какой листочек мне Вера даёт?

- Большой жёлтый листочек.

- Вот и собрала я все листочки.

Таня одевается и прощается с детьми:

- Мне пора к другим детям, показать какие красивые бывают осенью листочки с деревьев. (Уходит)

В заключение хочется добавить, что роль информационных инноваций в работе с дошкольниками велика. ИКТ помогают заинтересовать, активизировать детей не только в познавательном, но и в речевом плане, что очень важно для наших детей. Компьютерные технологии не заменяют традиционных игр и занятий, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.

Использованная литература:

  1. Журавлёв А.А., «Что такое педагогические технологии и как ими пользоваться?..», 2007 г.
  1. Колодинская В.И., «Информатика и информационные технологии дошколятам», 2008 г.
  1. Карпухина Н.А., «Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ», 2010 г.