Обмен опытом

Полякова Оксана Алексеевна

Предварительный просмотр:

Круглый стол с педагогами «Детский сад – семья-социум. Пути привлечения родителей к сотрудничеству»

Несмотря на то, что содержание работы с семьей по своей сути очень специфично, оно постоянно меняется под влиянием экономических, социокультурных и других трансформаций в обществе. Семья сегодня рассматривается не как носитель социальной функции, а как субъект, имеющий собственное отношение к воспитательно-образовательной деятельности и к собственному месту в этой деятельности. Поэтому очень важно ориентироваться в работе с семьей на субъект-субъектное межличностное общение педагога и родителя, на признание приоритета интересов и личностных потребностей семьи в педагогическом просвещении и консультировании.

Сегодня нельзя рассматривать семью в качестве объекта воздействия (пригласить на собрание и выдать «нужную» информацию). Необходима срочная перестройка от такой позиции: от игнорирования личного педагогического опыта и интересов родителей – к солидарности и партнерству; от закрытости – к совместной деятельности по постановке цели, выдвижению задач, принятию и внедрению эффективных решений. 

Но здесь, конечно же, присутствуют педагоги, которые все это давно осознали, поэтому поговорим непосредственно об основных направлениях и формах взаимодействия с семьей.

1) Как эмпирические, так и научные данные показывают, что сложности в налаживании взаимодействия детского сада с родителями возникают из-за неверной трактовки, а зачастую и из-за недооценки семьей роли дошкольного учреждения, поэтому одним из важнейших блоков является рекламный блок, подразумевающий пропаганду дошкольного образования, рекламу собственных педагогических кадров и образовательных услуг. 

ДОУ, со своей стороны, должно обязательно иметь рекламные стенды, распространять рекламные листовки и буклеты, создать действующий сайт детского сада.

А что может сделать со своей стороны воспитатель, чтобы повысить свой авторитет в глазах родителей. Несколько советов:

первое впечатление самое сильное, поэтому важно достойное представление. Мы осуществляем такое представление следующим образом: 

а) при проведении дня открытых дверей наши воспитатели готовят на двери своих групп плакаты, на которых подробно указывают все свои «заслуги» (пример);
б) в сентябре – при наборе новой группы воспитатели готовят плакат «С вашими детьми работают» с указанием образования, квалификации и других положительных заслуг;
постоянное освещение воспитательно-образовательной работы группы: фото-альбом, альманах типа «Интересно мы живем», стенды с фотографиями о прошедших интересных событиях; выставки достижений детей (рисунки, интересные высказывания, творческие рассказы и др.).

2) Отбор содержания, средств, форм и методов взаимодействия с семьей невозможен без выявления образовательных потребностей семьи, уровня психолого-педагогической культуры родителей, без всестороннего изучения детско-родительских отношений, поэтому важнейшим звеном работы является диагностический блок. Он включает социологическое исследование семей, тематическое анкетирование и опросы, беседы и интервью, работу «анонимной почты» - так наз. «Почтовый ящик», наблюдения. 
3) Блок психолого-педагогического просвещения представляет собой непосредственное планирование форм и направлений взаимодействия. Сюда включены наглядная педагогическая пропаганда, родительские собрания, всевозможные формы методических мероприятий. 
Долго останавливаться на этом направлении не буду, все вы знаете эти формы работы, хочется только подчеркнуть, что каждая из них должна быть ориентирована на действительно важную цель – не для «галочки», а во имя детей. Ведь в конечном итоге все наши усилия по налаживанию партнерства с семьей направлены на помощь семье в таком важном деле, как воспитание и развитие дошкольника.


Несколько советов по поводу проведения любого мероприятия для родителей:


  • давайте родителям возможность проявлять активность: не читайте им лекцию, пожалейте себя – ведь из всего, что Вы им прочтете, усвоится лишь 15-20%; используйте больше игровых, проблемно-поисковых методов; почаще ставьте родителей в позицию ребенка, чтобы помочь им понять его сложный внутренний мир;

  • как показывает практика, родителей «отпугивает» название «родительское собрание», поэтому, если вы хотите, чтобы родители посещали ваши собрания активнее, заинтересуйте их уже на этапе его объявления: «Приглашаем Вас обсудить за чашкой чая…», «Интересна ли Вас проблема… - обсудим ее вместе», «Приглашаем Вас в увлекательное путешествие в мир детской игры» и т.д…. 

И еще один важный момент в работе с семьей. Выше я уже говорила, что семьи очень различны: по образовательному и профессиональному статусу, по составу и типу семей, по особенностям развития ребенка, по индивидуальным потребностям. Именно поэтому очень важно организовывать мероприятия, ориентированные на отдельные категории семей. Несколько примеров из нашей практики:
Современные папы - все ли они проявляют активность в воспитании своего ребенка, а ведь мы знаем, насколько важно участие папы в данном процессе. Размышляя, как активизировать наших пап, мы решили провести опрос о том, хотели бы они принять участие в наших встречах и какие вопросы их больше всего беспокоят. Исходя из результатов, мы разработали проект «Папина школа», основными задачами которого стали: развитие у отца понимания собственной роли в развитии ребенка, обучение диалогу с ребенком. Не сразу все получилось, но главное, что нам удалось увлечь их, такие встречи стали традиционными. Анализ результатов работы «Папиной школы» показал, что папы стали интересоваться жизнью ребенка в детском саду, поняли важность и значимость этого периода в жизни маленького человека.

Нельзя не сказать о роли старшего поколения в воспитании ребенка, ведь опыт дедушек и бабушек, их душевная щедрость должны стать достоянием молодых родителей. Мало кто знает, что А.С. Пушкин не говорил до 5 лет, поэтому мать решила отправить его подальше от светского общества. И вот, такому трудному мальчику несказанно повезло: его воспитателем стала Арина Родионовна. Ее спокойный добрый нрав и народная мудрость смогла напитать восприимчивую детскую душу маленького Саши самыми возвышенными мелодичными и прекрасными образами русского фольклора.

Мы решили, что бабушки должны быть активными участницами наших собраний, дискуссий. Наши бабушки настолько заинтересовались этими встречами, что назрела необходимость организации формы общения для них, так родились традиционные «Бабушкины посиделки». В ходе этих встреч были и презентации генеалогического древа, и традиционные «бабушкины» пироги, и мудрые советы по воспитанию для пап и мам.

Много достижений, но много и планов на будущее. Контингент родителей очень разнообразен: многодетные семьи, семьи, пережившие развод; семьи, где ребенок много времени проводит с няней и многие другие. Ни одна из этих семей не должна быть упущена.

4) Логическим продолжением блока педагогического просвещения родителей является блок привлечения родителей в образовательный процесс. Он включает ряд мероприятий по привлечению родителей к участию во всех сторонах функционирования детского сада: разработка нормативных и локальных актов, планирование, наградная культура, благоустройство учреждения, воспитательно-образовательная и досуговая работа с детьми.

Несколько примеров из практики работы наших воспитателей:

Существует в некоторых наших группах такая практика проведения нетрадиционных занятий, на которые приходят родители и рассказывают о своей работе, показывают свои умения. Будь это повар, художник, портниха или просто родители-умельцы, которые на глазах у детей могут совершить маленькое чудо и, тем самым, создать такую атмосферу доверия, уважения, вызвать у детей гордость своими родителями и благодарность в адрес воспитателей. У нас была одна мама, которая говорила, что ничего не умеет, ничего не может показать, а на деле оказалось, что она прекрасно танцует «Барыню». Нужно было видеть глаза ее ребенка и всех остальных ребят, которые, как зачарованные, смотрели на нее и потом еще долго вспоминали о ее приходе в группу.

Привлекая родителей к воспитательно-образовательному процессу, мы ориентируемся на все основные направления развития ребенка. Возьмем, как пример, художественно-эстетическое направление: у нас сложилась давняя традиция проведения совместных литературно-поэтических вечеров. Мы стали завсегдатаями Третьяковки, где у нас есть уже свой экскурсовод. Нет счастливее родителей, которые обнаруживают, как много знает их чадо, ведь нашими детьми восхищаются и посетители, и смотрители музея, спрашивая «У вас какой-то особенный детский сад?». 

^ Родители зачастую обнаруживают, что знают меньше своих детей, поэтому у нас назрела необходимость проведения цикла лекций, посвященных изучаемым с детьми темам.

Нашей гордостью являются совместные постановки мюзиклов, которые готовят вместе родители, дети и педагоги. Наши маленькие артисты выступают перед сотрудниками и детьми детского сада, а также в Доме малютки.

Любой воспитатель знает, как тяжело привлечь родителей к субботникам. У нас субботник – это не только «трудовой десант», а целый день досугов, соревнований, детско-родительских развлечений, заканчивающихся совместным пикником, поэтому родители напоминают о субботниках сами и ждут – не дождутся этого времени.

^ Есть у нас традиция праздновать «День рождения группы»: каждый год весной воспитатели, родители и дети готовятся к этому событию с огромным энтузиазмом. 

Заканчивая, хочется подчеркнуть, что когда педагог и родители осознают себя участниками одного и того же процесса, имеют сходные, а лучше единые представления о целях и задачах этого процесса, - построение отношений партнерства проходит успешно и эффективно. 



Предварительный просмотр:

hello_html_m503b5747.gif«Взаимодействие детского сада и семьи

по вопросам нравственно - патриотического воспитания дошкольников».

(выступление на педагогическом совете)

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста

В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.

Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

В словаре слово «воспитание» определяется как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду». Таким образом, воспитание, само по себе подразумевает приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, познавая которые ребенок формирует опыт нравственных отношений и общения, которые характеризуются способностью к содействию и сотрудничеству в деятельности, умением понять и принять позицию другого, потребностью гармонизировать деятельность и взаимоотношения с миром, привязанностью к культуре, к родным местам – нравственное воспитание.

От эпохи к эпохе менялись воззрения, взгляды, идеи на проблемы нравственного воспитания.

Долгие годы педагогический процесс больше был направлен на социум (интересы общества, государства), превалирование общественного интереса над личным.

Вплотную занимались и занимаются проблемами нравственности наши современники – педагоги, психологи, философы. Осмысливая проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста современные исследователи значительное место отводят разным аспектам нравственного воспитания: формирование культуры поведения – С.В. Петерина; формирование гуманных отношений – Виноградова А.М., Воробева М.В., Буре Р.С., и др.; формирование любви к Родине – Козлова С.А., Беляева Л.И., Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И., Суслова Э.К.; воспитание нравственно-волевых качеств – Суровцева А.Р., Демурова Е.Ю., Буре Р.С., Стародубова Н.А и др.

Проблеме формирования эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей, воспитанию у детей этим межнационального общения (посвятили свои исследования Е.И Радина, Р.И. Жуковкая, М.И. Богомолова, Э.К. Суслова, В.Д. Бондарь, А.П.Усова и др.

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к ценностям конкретного общества (С.А. Козлова).

Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Предлагаю назвать задачи нравственно – патриотического воспитания дошкольников:

Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

В каких видах детской деятельности решаются данные задачи:

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота .

У каждого народа свои сказки, и все они передаются от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Давайте с вами составим схему последовательности системы работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей:

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:


Безусловно, настоящая схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу. Все эти задачи присутствуют как бы внутри работы по нравственно-патриотическому воспитанию. Задача педагога – отобрать из массы впечатлений,получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, жизнь дома ( детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795, ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней — от дошкольного до высшего профессионального.

В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции.

«Все и хорошее и плохое человек получает в семье».

Эта мудрость известна всем. Ведь ребенок рождается не злым или добрым, не нравственным и не безнравственным. Воспитание этих качеств зависит от отношения к ребенку взрослых, от того, как они его воспитывают.

Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания — воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине.

Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. В словаре русского языка С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада.

"Современные проблемы взаимодействия

детского сада и семьи"

"Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить  нравственные  основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения  и  умению жить среди людей – вот главные идеи  воспитания   нравственно-патриотических  чувств у  дошкольников. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых  и  высоконравственных детей.

В то же время это период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.

В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка".

Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье.

Педагог в ДОУ должен работать таким образом, чтобы родитель смог:

  • Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
  • Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;
  • Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;
  • Быть эмоциональной поддержкой ребёнку в формировании чувства патриотизма..

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в "Концепции дошкольного воспитания", "Положение о дошкольном образовательном учреждении", Законе "Об образовании" и др.

Так, в законе "Об образовании" записано, что "родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте".

В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

Ещё Н.К.Крупская в своих "Педагогических сочинениях" писала: "Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада". Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит "организующим центром" и "влияет …на домашнее воспитание", поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. "…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила". Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.

Взаимодействие ДОУ и семьи


Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится  любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.

Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Происходит снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и нравственного воспитания.. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его нравственных качеств, способностей и т.д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании.

Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, в нравственно – патриотическом воспитании детей необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.

Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.

На втором этапе родителям дают практические знания по формированию патриотических чувств у ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т.д.

Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах нравственного воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.

Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию нравственной личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные нравственные качества воспитателя.

Использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам патриотического воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся знания.

Особенности взаимодействия

педагогов с родителями детей в ДОУ

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:

  • приобщение родителей к педагогическому процессу;
  • расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
  • пребывание родителей на занятиях по нравственно – патриотическому воспитанию;
  • создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
  • информационно-педагогические материалы по данной теме, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
  • разнообразные проекты совместной деятельности детей и родителей по нравственно – патриотическому воспитанию;
  • объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по формированию патриотических чувств: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
  • проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
  • уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

Именно потому, что семья ребенка является ключевым звеном направления нравственно-патриотического воспитания детей, а также в свете новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу, воспитание у детей патриотических чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями, семьей.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Нетрадиционное взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения на развитие личности детей дошкольного возраста можно проследить в осуществлении педагогического принципа - единство воспитательных воздействий.

Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения на развитие личности детей дошкольного возраста осуществляется также в принципе единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности или, в другом варианте, принципе совместной деятельности воспитателей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений, который требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Если такое единство и координация усилий не достигаются, то участники воспитательного процесса уподобляются крыловским персонажам - Раку, Лебедю и Щуке, которые, как известно, тянули воз в разные стороны. Если воспитательные усилия не складываются, а противодействуют, то на успех рассчитывать трудно.

Воспитанник при этом испытывает огромные психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Освободить его от этой перегрузки, сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние на личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий.

В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д.

Высокие результаты в нравственном развитии детей возможны лишь при взаимодействии ДОУ и семьи, направленные на морально - ценностные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми, при взаимной заботе педагогов и родителей о поддержании авторитета взрослых в глазах детей. Важно, чтобы влияние семьи и детского сада на ребенка шло в едином направлении. Отсутствие контактов между ними приводит к раздвоенности личности ребенка, поскольку он пытается приспосабливаться к нередко противоречивым требованиям.

Нравственные формирования личности дошкольника требует не только единства воспитания родителей и педагогов, но и соблюдения определённых педагогических условий:

- чёткой поставки воспитательных задач, направленных на создание гуманных взаимоотношений в детском коллективе;

- гуманного отношения воспитателя к детям, стремления понять ребёнка, его состояние, мотивы поступков;

- создание условий для активной деятельности детей, формирующей доброжелательные отношения, принципы коллективизма.

Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются:

Цели:

1.Изучение потребности родителей в образовательных услугах

2..Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.

3..Создание условий  благоприятного климата взаимодействия с родителями для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела.

4.Вовлечение семьи в единое образовательное пространство для развития нравственной воспитанности детей дошкольного возраст

5.Просвещение родителей в вопросах нравственно – патриотического воспитания детей.

Задачи, решающие названные проблемы

1.Создать условия для работы дошкольного образовательного учреждения по повышению психолого-педагогической культуры родителей.

2.Ориентировать родителей на  формирование  предпосылок морального развития ребёнка.

3.Во взаимодействии семьи и ДОУ продолжать формировать  нормы поведения и положительные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

4.Формировать доверие ребёнка к взрослому как к партнёру по внеситуативно-личностному общению.

5.В партнёрстве ДОУ и родителей, продолжать развивать в детях  патриотическое отношение к своей стране.

6.Повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

7.Помочь родителям сохранить и развивать любознательность детей в процессе совместных мероприятий: родители – дети – детский сад.

Исходя из этих направлений, и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников.

Для определения перспектив развития учреждения, содержания работы по нравственно – патриотическому воспитанию проводится анкетирование родителей, опросы.

Анкетирование. Что это такое?

Слово "анкета" в переводе с французского языка означает "список вопросов". Этот метод пришёл в педагогику из социологии, анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способа ответов.

Различают открытые вопросы (варианты ответов не предполагаются) и закрытые вопросы (варианты ответов заранее предусмотрены).

Назовите положительные и отрицательные стороны анкетирования.

При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительныё опыт родителей, их трудности, ошибки, отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка.

Возможность охвата большого количества родителей, простота обработки.

Недостатки: формализм, недобросовестное выполнение заданий родителями.

Анализируя результаты анкетирования родителей можно увидеть следующие результаты.

  • родителей пользуются своей интуицией
  • считают, что справятся сами

Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдёт само по себе. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работа.

"Ребёнок должен с радостью идти в детский сад и радостно возвращаться домой. Нужно, чтобы ребёнку в детском саду было весело, хорошо, интересно, чтобы он дружил с ребятами, знал, что дома его ждут любящие взрослые".

1. Что такое работа с родителями?

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

2. Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию детей?

  • Изучение семей детей
  • Привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения по воспитанию патриотических чувств
  • Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей
  • Просвещение родителей в вопросах нравственно – патриотическоговоспитаниядетей?

3. Формы работы с родителями.

I. Массовые: - совместные мероприятия педагогов и родителей

  • родительские собрания
  • конференции
  • консультации
  • вечера для родителей

- совм. мероприятии педагогов, родителей и детей

  • Дни открытых дверей
  • КВН.викторины
  • Совместное творчество
  • праздники
  • род.собрания
  • выпуск Газеты
  • концерты
  • соревнования

2. Индивидуальные

  • беседы
  • посещения на дому
  • выполнение индивидуальных поручений

3. Наглядно-информационные

  • информационно-просветительская (ознакомление родителей с особенностью ДОУ)
  • информационно-аналитическая (опросы, срезы, анкетирование)

6.Считаете ли Вы эффективным такую форму работы с родителями, как открытое занятие. Что это даёт педагогам и родителям?

В этот день родители активно посещают занятия с участием детей.

Эта форма работы позволяет увидеть реальные достижения каждого ребёнка.

Они могут увидеть ребенка в обстановке, отличной от семейной, наблюдать за его общением со сверстниками, педагогами, посмотреть на него в ходе проведения занятия, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребёнка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении.

Взаимодействие с родителями в нашем ДОУ

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:

Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья», «Край, в котором я живу», посвящённый 75 – летию Алтайского края, 70 – летию г. Горняка, «Чтобы счастлив и силён был любимый наш район»; «День защитников отечества»;«Край, в котором я живу»и др.

  • Оформление групповых комнат.
  • Благоустройство ДОУ.
  • Труд бытовой в природе.
  • Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.

Природоохраняемые акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и др.

Родители принимают активное участие в проектах, в создании мини – музеев. Поделитесь опытом работы с родителями.

Работа с родителямиПрактика показывает, что одним из путей вовлечения родителей в совместное решение данной проблемы является проектная деятельность. Проектная деятельность способствует более тесному взаимодействию взрослых и детей, проявлению у родителей интереса к проблемам дошкольного учреждения и становлению родителей, как активных участников  жизни детского садачто позволяет более эффективному воспитанию нравственности у детей старшего дошкольного возраста.

Работа с родителями в рамках практического блока строится по двум направлениям:

- просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу (лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы и т.п.).

- организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства в ходе реализации каждого из тематических проектов.

Некоторые направления работы:

  • Проведение родительских собраний («Посеять в детских душах доброту», «Нравственные отношения в семье и в детском саду» и др.) и индивидуальных консультаций с родителями.
  • Создание информационных уголков в группах.
  • Участие в подготовке и проведении народных календарных праздников.
  • Издание информационных стендов («Широкая Масленица», «Прилет птиц», «Семейный герб», «Мастерим вместе с папой» и др.), газета «Пока все дома», «Древо рода моей семьи».
  • Оформлены выставки детских работ и совместного творчества, фотовыставки («Новогодний сувенир», «Овощная радуга» и др.).
  • Разработаны информационные материалы для родителей по народным календарным праздникам.
  • Создан мини-музей в ДОУ. Экспозиции: «Люби и знай свой край», «Уголок русских традиций».

"Общение воспитателя с родителями воспитанников"

Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей.

Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.

Да, трудностей на самом деле в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению. Из чего же складывается успех общения?

Это и желание пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть вдругом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников».

Какого же педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями?

В содержание профессиональной компетентности входят следующие личностные качества и установки: знания, умения и навыки .

Нарисуем портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников.

Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе.

Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать. Рассмотрим примерный кодекс общения.

Педагогу в работе с семьей и в психолого-педагогическом просвещении родителей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка. Это достаточно сложно, поскольку воспитатель в ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как «официальное лицо» - представитель образовательного учреждения и как доверительный собеседник, с которым поделиться, не опасаясь осуждения.

Деловая игра

Заключение

Не останавливаться на достигнутом,необходимо искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих родных и близких. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно будут решать проблемы нравственно – патриотического воспитания детей.



Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете на тему:

«Родословная – старинная семейная традиция».

Уважаемые коллеги!

Мы поговорим о самом важном в жизни каждого человека – семье. Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, приголубит, поймёт и утешит? Конечно, ваши мамы, бабушки, папы, родные и близкие вам люди – семья.

Семья – место физического и духовного рождения человека. В каждой семье должно быть интересно! Дом должен давать пищу детскому воображению и чувствам. Ведь дети по своей природе чрезвычайно жадны до впечатлений, им всё мало. Им хочется участвовать в каких-то делах, праздниках, радостных волнениях. Так давайте же мы, родители, не будем лениться доставлять радость нашим детям, давайте сделаем их жизнь интереснее и насыщеннее! Всё в наших силах, главное захотеть!

Традиции семьи – это огромная мастерская, в которой переплетается всё – вдохновение, игра, радость, творчество, умение, точность, искусство… Традиции одухотворяют пространство событий и творят атмосферу нашего дома… Какая она – атмосфера нашей семьи?

Известно, что у каждой семьи есть своя «живая душа», в которой есть и цветущий райский сад, и родники «живой» воды, и могучие дерева, уходящие ветвями высоко в небо, а корнями – глубоко в землю… Добрые традиции подобны этим родникам укрепляют – животворят семью. В каждом роду, семье – своя сокровищница традиций, которые вместе с приданым в кованых сундуках, передавались детям в наследство. Эти традиции – драгоценность духа, золотой фонд в нашей культуре духовно-нравственного наследия.

«Традиция» переводится с латинского как «передача», «преемственность». Такая «передача» включает в себя все формы восприятия и запечатлевается всё: слово, действие, вкус, запах, цвет, одежда, оформление пространства. Поэтому традиция празднования Нового года «пахнет» ёлкой и снегом, «звучит» пожеланиями новому году, а на «вкус» …! В каждом доме это один из самых «вкусных» праздников, потому что встречают желанного «гостя» - новый (следующий) год.


Издавна одной из традиций в русской семье была традиция знать своих предков, составлять родословную.

В последние годы всё чаще и чаще в СМИ встречается слово «генеалогия», история рода, фамильное дерево. Эти слова звучат по радио, упоминаются в телевизионных передачах.

Генеалогия, если говорить кратко, - наука о предках ныне живущих людей. Стало модным интересоваться своими предками, составлять генеалогическое древо или фамильное древо своего рода. Иногда ещё говорят: «Родословное древо», «Родословие». Да и что тут удивительного! Ведь так важно для каждого, ощутить себя не отдельной личностью, чай век недолог, а частью целого рода, звеном в цепи поколений, частью истории, наконец. А разве картина с фамильным древом на стене, не превращает обычное жилище в обитель предков.

В советское время было опасно интересоваться генеалогией. Вдруг выясниться, что ваши предки были дворянами или купцами, да ещё их угораздило оказаться за границей. Лучше было этого не знать. Да и бабушки сговорились с дедушками и упорно твердили, что предки сплошь были бедными крестьянами.

Теперь всё изменилось. Стали выходить журналы, посвящённые генеалогии.

Уверена, что каждый из вас не один раз пытался упорядочить семейный архив, разложить в альбом старые фотографии и документы. Наверняка пытались записать какие-то интересные факты из биографии ваших предков. Возможно, даже пытались рисовать родословное дерево своей семьи, но на каком-то очередном родственнике откладывали эту работу на потом. И каждый раз, провожая в последний путь близкого человека, жалели о том, что не успели при жизни расспросить его о предках. При этом наверняка давали себе слово вернуться к работе над составлением родословного дерева семьи.


C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Мои рисунки\img122.jpg

Пополняйте свою родословную, узнавайте о своих родственниках.
И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.

У  молодых  родителей мало  педагогических  знаний,  воспитание  в  семье осуществляется в основном стихийно. Молодые родители не осознают, что они духовно отдалены от своих детей, какими невосполнимыми потерями в становлении  растущей  личности  оборачивается  дефицит  общения  с родителями.  

Совместная работа педагогов, родителей и детей сплачивает их друг с другом, создается особая форма общения, которая обозначается как доверительный деловой  контакт.  Только  на  основе  этой  достигнутой  доверительности возникает потребность у родителей поделиться сведениями о семье, о ребенке, что является главным условием успешной работы с семьей.

Для любого человека очень важно знать историю своей семьи,
чувствовать себя  частью  большого  рода,  гордиться  своими  предками.  Фотографии, художественно оформлено в красивую рамочку висело на видном месте в домах знатных людей и являлось предметом гордости за  свой   род.

Практически каждый знатный род имел свой родовой герб.

Изучая на занятиях ознакомление окружающего мира, дети сталкиваются с социальной проблемой: они не знают своего генеалогического дерева. Эта тема  становится  актуальной.  Проблема  изучения  истории  своей  семьи является одной из значимых.

Родовое древо

Возникновение потребности ребёнка в общении с членами семьи - важнейшее условие его психического развития.

Появилась идея создания родового древа семьи каждого ребёнка. Можно спросить у детей, как их называют в семье, как они называют маму, бабушку, папу, дедушку, других членов семьи. Предложить рассказать о каком-нибудь одном члене семьи (по выбору и желанию ребенка).

Всем ходом беседы желательно подвести ребёнка к обобщению: семья - это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Семья нужна каждому человеку. Замечательно, если она большая. Однако семья может быть и маленькой: например, только мама и сын. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это настоящая семья.

Целесообразно предложить детям перечислить, какие добрые дела делают их родные и какие они сами могут делать дома, чем умеют порадовать близких. В ходе бесед дети довольно быстро осваивают представление о своей социальной роли в семье.

И, конечно же, нужен наглядный материал. В данном случае это нарисованное древо, где видны корни, ствол, ветки и плоды. Корни - мамы и папы дедушек и бабушек. Ствол - мама и папа родителей ребёнка, ветки - мама и папа самого ребёнка, а также его дяди и тети, а плод - сам ребёнок.

Древо раскрашивается. Над каждым из них работают все вместе: дети, воспитатели, родители. Их бережно хранят дома, на видных местах. Дети с гордостью и уважением рассказывают о своих близких сверстникам, родственникам. А самое главное, это служит установлению взаимопонимания между родителями и детьми. Недаром говорят: «Счастье - это когда тебя понимают».

Ствол служит опорой для кроны, в нём совершаете сокодвижение. В этом смысле перед каждым из людей стоит такая же задача. Каждый из нас является проводником родовых «соков» к следующим поколениям. Дерево с гнилой сердцевиной непрочно стоит на земле точно так же, как и род с подгнившим нутром неустойчив.

Наиболее распространенная форма записок «о своей жизни» - ведение дневниковых записей. Многие школьники и сейчас продолжают эту традицию русской интеллигенции, хотя, конечно, в большинстве своём она утрачена или носит отрывочный характер. Разумеется, большинство людей, которые вели дневники, писали их не с целью оставить для потомков сведения о себе. Здесь цели преследовались иные: желание закрепить документально уходящий день или проследить свой путь к той или иной цели. Или кто-то просто бессознательно кому-то подражал.

Дневники великих людей - это, как правило, необычный взгляд на жизнь, откровения, касающиеся творческого процесса, взаимоотношений с другими известными личностями. Порой они бывают гораздо интереснее творчества писателя, которое предназначалось для читателя, зрителя. Часто дневники содержат планы будущих произведений, иногда дополняют их, помогают нам глубже понять автора.

Даже простое установление имён в родословной приносит глубокое удовлетворение нашему историческому чувству. Мы осознаем, что за каждым именем стоит целая жизнь, эпоха, наполненная разного рода событиями, но пока мы находимся на пороге истории собственного рода и нам всё прочее неизвестно, мы можем лишь чем-то фантазировать, что-то домысливать, ожидать.

Прошлое носит характер не просто таинственный, но почти мистический. Именно поэтому мы любим листать старые альбомы, любоваться старыми, принадлежавшими нашим предкам вещами, заглядывать в приоткрывающийся иногда бабушкин сундук или сервант.

В родовых вещах, в родовом предании заложен дух семьи.



Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для педагогов «Современные подходы в организации работы по экологическому воспитанию дошкольников с учётом ФГОС в ДОУ».

Одним из приоритетных направлений в работе с детьми для меня является экологическое воспитание. И этот выбор не случаен. Убеждена, что в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области ты не специализировался. На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, что, на мой взгляд, обуславливается низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые. А ведь в настоящее время, когда ухудшающее состояние окружающей среды носит угрожающий характер, необходимо предпринимать все возможные шаги к тому, чтобы каждый человек осознал свою непрерывную связь с природой, понял необходимость ее сохранения для будущих поколений.

Дошкольный возраст характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, накоплению личного опыта взаимодействия с окружающим миром. В связи с этим, экологическое воспитание детей-дошкольников приобретает важнейшее значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является неотъемлемой частью духовной культуры человека. И мне, как воспитателю дошкольного учреждения, формирование у детей экологической культуры представляется первоочередной задачей, и любое свое действие, любой содержательный материал я оцениваю с позиции их соответствия требованиям экологического образования.

Из всего выше сказанного, главной целью экологического воспитания мне представляется формирование экологической культуры как совокупности экологического сознанияэкологических чувствэкологической деятельности через воспитание любви к природе, понимание происходящих в ней процессов и их взаимосвязях.

Достижение поставленной цели стараюсь осуществить через решение следующих задач экологического воспитания:

• воспитание любви к природе через непосредственное общение с ней;

• формирование элементарных естественно - научных представлений, знаний о природе;

• формирование навыков поисково-экспериментальной деятельности;

• развитие сопереживаний к бедствиям природы, потребности бороться за её сохранение.

Поставленные цель и задачи, которыми я стремлюсь руководствоваться в своей работе, мне бы хотелось прокомментировать словами профессора М. М. Камшилова: «Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т. е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения… будущее человечества окажется в серьезных руках».

Особое внимание, я думаю, следует предавать формированию экологически грамотного поведения ребёнка в природе. Вопрос этот  недостаточно разрешен, так как родителями чаще всего предлагаются образцы поведения в окружающей среде запретительного характера и преимущественно в готовом виде: “не рви!”, “не шуми!”, “не вреди!”, “не ломай!”, “не топчи!”. Но, как говорил ещё К. Д. Ушинский, подобная “сухая

 сентенция нисколько не поможет делу, но, напротив, только повредит”. Итак, “правила поведения” чаще всего носят не действенный характер и нередко выполняются только под контролем взрослых.

Поэтому ребенок должен не только знать правила поведения, но, прежде всего, понимать необходимость их выполнения. Он будет тихо и спокойно идти по лесу, если поймёт, что шум беспокоит и пугает лесных обитателей. И сам он не увидит и не услышит ничего интересного, потому что всё живое спрячется - убегут звери, улетят птицы, затаятся насекомые.

Детям важно понимать необходимость выполнения запретов и предписаний в природной и социальной среде, поэтому при рассмотрении конкретных экологических ситуаций важно показать значения поведения и деятельности человека в окружающей среде. Это позволит мотивированно и обоснованно подвести детей к выводу о необходимости защиты и охраны природных объектов, нашего общего земного дома.

Используя различные формы работы, условно можно разделить на три направления:

1) НОД;

2) Совместная деятельность воспитателя с детьми: беседы, наблюдения и опыты, праздники («Наш дом - природа»«Праздник цветов»«Овощной марафон» и другие); познавательные природоведческие игры, чтение художественной литературы, труд в природе;

3) Самостоятельная деятельность детей.

На занятиях происходит последовательное формирование у детей системы элементарных знаний и представлений о многообразии природных явлений, расширение представлений о домашних и диких животных и их детенышах, о растениях, как живых существах.

Уже в раннем возрасте, дети получают первые элементарные представления о мире природы. В дальнейшем, расширяя и углубляя представления детей об объектах живой природы, природных явлениях, знакомя с сезонными изменениями в природе, стремлюсь сформировать у детей первоначальную научно- обоснованную систему представлений о природе, о неразрывной связи её с человеком. Чтобы более легко и непринужденно донести до детей знания и понимание взаимосвязанных в природе процессов, стараюсь разнообразить формы проведения занятий «Путешествие в зимний лес»«Зимовье зверей»«Зимняя сказка», отдавая предпочтение игровым приемам. Стараюсь чаще организовывать экскурсии, наблюдения за живыми объектами, элементарные опыты и многое другое. Во время экскурсий дети могли познакомиться с многообразием растительного мира нашего поселка, с их необычными интересными особенностями, родиной их произрастания и т. д.

Но надо заметить, что интерес детей к природоведческим и экологическим знаниям, и их познавательные возможности достаточно велики, и одних только специально организуемых экологических занятий недостаточно для реализации стоящих задач. Наиболее всего познавательная активность детей проявляется во время проведения различных наблюдений и экспериментов, а также собственной продуктивной деятельности.

Наблюдение - одно из самых значимых средств познания окружающего мира, так как именно наблюдения позволяют показать детям природу в естественных условиях во всем её многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Непосредственное общение с природой, наблюдение за её объектами является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений, эмоционального воздействия на детей, познания связей и отношений в природе. Как пример, можно привести наблюдения за погодными явлениями, которые впоследствии дети с удовольствием отражают в календаре погоды и в своих рисунках.

Летом проводим наблюдения за насекомыми: муравьи, мухи, бабочки, жуки, а также паучки, гусеницы, червячки – все становится объектом внимания детей. Рассматривая их, дети учатся сравнивать, находить сходство и различие, различать строение тела (есть лапки, крылья, брюшко, у дождевых червей тело состоит из колечек). Выносим на участок лупу, чтобы более детально рассмотреть увиденных насекомых, объяснить, чем они полезны, предложить сравнить их с другими представителями фауны – птицами, животными: то есть подвести к умению классифицировать живые организмы.

В зимнее время на нашем участке всегда бывают вывешены кормушки, что позволяет вести наблюдения за птицами, запоминать их внешний вид, названия, изучать повадки. Наблюдения за прилетающими к кормушке птицами помогают воспитывать бережное, внимательное отношение к живым объектам, чувство ответственности, доброту. Дети понимают, что рядом с ними нельзя шуметь, а то они испугаются и улетят, что необходимо постоянно подсыпать корм в кормушку, выходя на прогулку, они напоминают, что нужно взять хлебушек для птиц, приносят семечки из дома.

Еще один путь к познанию окружающего мира – детское экспериментирование. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все, что получилось в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. При этом очень важно, чтобы ребенок делал все сам, а не был в роли наблюдателя.

Надо заметить, что проведение подобной работы вызывает у детей самый живой интерес, побуждает их к размышлениям, позволяет на практике познавать законы природы.

Наряду с наблюдениями, занятиями, играми, чтением художественной литературы, огромное значение, воспитательное и образовательное, имеет трудовая деятельность, а именно труд в природе. В труде как нигде, воспитывается любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. Кроме того, формируются практические навыки ухода за растениями и животными. В процессе труда в природе, у детей формируются знания о растениях (их строении, потребностях, основных стадиях развития, сезонных изменениях, о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения и др.). Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой.

Детей всегда привлекает этот вид деятельности. Попробуйте расположиться в группе с цветочным горшком, леечкой, совочком, как тут же, побросав все дела, дети окружат вас, а предложение поучаствовать в совместном труде вызовет бурю восторга и энтузиазма.

У своих детей я с самого раннего возраста стараюсь поддерживать эту заинтересованность, привлекая их к уходу за растениями в группе, давая им посильные задания в оказании помощи воспитателю, индивидуальные поручения (полив, рыхление, помощь в пересадке растений).

Каждую зиму один подоконник в группе мы выделяем под «зеленый огород»: совместно с детьми выращивали из семян укроп, петрушку, высаживали в горшок семена огурцов и томатов, выращиваем всю зиму на подоконнике зеленый лук.

Часто вместе с детьми с целью наблюдения посещаем наш «Зимний сад», в котором собраны разнообразные растения.

Огромную роль в воспитании экологической культуры детей, гуманного отношения к природе играет семья, родители ребенка, поскольку именно родители являются главными авторитетами для него. Для родителей оформляю папки-передвижки на экологическую темунапример«Экологические законы»«Деревья-целители», «Комнатные Провожу родительские собрания (темы«За все мы на земле в ответе»«Огонь – друг, огонь – враг»«Ребенок и природа» и другие, анкетирование. Привлекаю родителей к совместному с детьми творчеству по изготовлению поделок из природного, бросового материала, участию в конкурсах поделок.

Формирование экологической культурыэкологического сознания процесс длительный и не простой. И существует, как известно, большое разнообразие форм и методов работы в этом направлении, создано много различных программ и методических разработок. Но, все - таки, решающим фактором в формировании практических навыков экологически осознанного поведения является поведение взрослых, в первую очередь педагогов и родителей.

Если ребенок видит, как взрослые любовно ухаживают за растениями и животными, общаются друг с другом, как продуманно ведут себя в природе, он фиксирует соответствующие эмоциональные реакции взрослых, формы их поведения, включает эти сведения в структуру личности и сохраняет на всю жизнь в качестве исходной базы данных.