Мои работы

Буркова Майя Валерьевна

 В помощь коллегам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Эффективность использование интерактивной доски при изучении географии. 2012г39.5 КБ
Файл Профессиональная компетентность учителя 20131.7 МБ
Файл «Нетрадиционные формы работы на уроке географии с применением ИД в условиях реализации ФГОС» 201747.11 КБ
Файл США. конспект урока для ИД 11 кл738 КБ
Файл Реки - артерии Земли. конспект урока для ИД 6 кл2.84 МБ
Файл Развитие хозяйства страны. конспект урока для ИД 9 кл1.07 МБ
Файл Население Африки.конспект урока для ИД 7 кл2.4 МБ
Файл Школа компетентного родителя - проект для ОУ69.67 КБ
Файл развивающие возможности учебника нового поколения часть 12.82 МБ
Файл развивающие возможности учебника нового поколения часть 21.75 МБ
Файл развивающие возможности учебника нового поколения часть 31.67 МБ
Файл подготовка видеоуроков по средствам ПО ИД20.68 КБ
Файл карточка - опрос . атмосферное давление и ВМ20.27 КБ
Файл Юго- Восточная Азия769.37 КБ
Файл чек - лист тема : Страны мира. 7 кл130.77 КБ
Файл чек - лист тема: Подземные воды и ледники39.23 КБ
Файл карточки для опроса по теме история заселения14.44 КБ
Файл чек - лист атмосфера 6 класс19.72 КБ
Файл опрос дз трудовые ресурсы 8 класс15.99 КБ
Файл чек -лист степи 8 класс16.73 КБ
Файл чек лист - Поволжье 9 класс16.51 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИД во внеклассной работе.

         Использование ИД в работе с картами при подготовке спортсменов в туристическом кружке открыла большие возможности.  Теперь нет необходимости использовать громосткий наглядный материал

( транспортиры и линейки больших размеров) -  все эти инструменты есть в ИД, включая калькулятор для расчетов.

        Следует заметить и тот факт , что отпала проблема с поиском топографических карт больших размеров ( для объяснения темы у доски), любую, даже очень мелкую карту можно сканировать и воспроизвести на ИД, более того можно увеличить непосредственно работая с ИД необходимый участок поверхности.

        На своих занятиях «за рамками программы» в кружке «Турист Сахалина» я использую большие возможности ИД, ребята с удовольствием пробуют на ней работать и у многих – неплохие результаты как в теории, так и на практики ( на соревнованиях).


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ с.Восток                                                           М.В. Буркова

  1. Актуальность

        Нельзя    представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизма. Изучение географии прививает любовь к Родине, к родным местам, к природе, доброжелательное отношение к людям, другим странам и народам.

        ФГОС основного общего образования предполагает серьезные изменения в организации образовательного процесса, в том числе и в преподавании географии. На современном этапе цель географического образования - формирование в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире. В результате цель школьной географии имеет три уровня: 1) формирование научной картины мира; 2) приобретение школьниками знаний и умений; 3) воспитание и всестороннее развитие личности. Изменились цели, меняется концепция предмета «география». Произошла интеграция школьной географии. Деление предмета на физическую и экономическую географию нет, есть единый предмет. Современная география изучает пространственно-временные взаимосвязи, природно-антропогенные факторы и особенности развития различных территориальных систем, т.е. изучается географическая среда, в которой живет человек.

        Одна из задач школьной географии на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия, но и научить грамотно  работать с разнообразными носителями информации.Сегодня одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности, стимулировать и развивать психические процессы, мышление, восприятие, память школьников.Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России  наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание как традиционных методов обучения так и нетрадиционных  современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

        Нетрадиционные форма урока используются, в первую очередь, для повышения эффективности образовательного процесса за счет активизации деятельности учеников на уроке. Они  дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний.

Эффективность образования всегда зависела от уровня подготовки преподавателей. Сегодня преподаватель по-прежнему остается критичным звеном процесса обучения, однако интеграция информационных технологий и образования способствует формированию новой роли учителя. Преподаватель в высокотехнологичной среде является не только источником информации и академических фактов - он помогает учащимся понять сам процесс обучения. Учитель помогает ученикам найти необходимую им информацию; выяснить, соответствует ли она заданным требованиям; а также понять, как использовать эту информацию для ответа на поставленные вопросы и решения сложных проблем.

  1. Цели и задачи

        Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой цель :необходимо использовать  «Нетрадиционные формы работы на уроке географии с применением икт в условиях реализации ФГОС». Причиной этого явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности.

Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.

  • Цель данной работы:повышение эффективности изучения географии путем внедрения в него современных форм обучения

Исходя из охарактеризованной выше цели необходимо поставить следующие задачи:

  • Обеспечить качество усвоения знаний по географии.
  • Развиватьобщеучебные умения и навыки.
  • Содействовать развитию ИКТ-компетентности.
  • Ориентировать обучающихся на приобретение фундаментальных знаний, составляющих основу миропонимания, на развитие их мышления
  • Формировать практические знания и умения прикладного характера
  • Усилить личностную направленность географического образования;
  • Использовать дифференцированное и индивидуальное обучение;
  • Развивать познавательный интерес и творческую активность к урокам географии;
  • Ожидаемые результаты:
  • повышение качества знаний;
  • развитие учебной мотивации;
  • обучение общим методам мышления;
  • повышение общей компетентности учащихся в отрасли компьютерных технологий;
  • развитие монологической  речи и умение работать на аудиторию.

  1. Нестандартные  формы работы на уроке географии с применением ИКТ в условиях реализации ФГОС

        Урок - это, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.

Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.

        В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков:

- уроки изучения нового учебного материала;

- уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.);

- уроки обобщения и систематизации;

- комбинированные уроки;

- уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Одной из задач современной школы является коренное качественное улучшение подготовки учащихся к жизни в условиях современного общества. Эту задачу школа может решить только на основе существенного повышения педагогического мастерства учителей и применения новых методов и форм их решения.

        Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это попытка повышения эффективности обучения возможности свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.

        Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислю наиболее распространенные типы нестандартных уроков, которые практикую:

  • Уроки — деловые игры
  • Уроки — соревнования
  • Уроки с групповыми формами работы
  • Уроки взаимообучение учащихся
  • Уроки-зачеты
  • Уроки — конкурсы
  • Уроки — обобщения
  • Уроки — игры
  • Уроки семинары
  • Уроки – круговая тренировка»
  • Уроки – игры «Поле чудес».

        К таким урокам нужно тщательно готовиться: давать предварительные задания, объяснять построение урока, роль и задачи каждого ученика; готовить наглядные пособия, карты, дидактический материал. Предусматривается ход занятий с учетом уровня и особенностей как класса в целом, так и отдельных школьников, характера и способностей учеников, получивших конкретное задание, последовательность операций.Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными, что в конечном счете приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

        Нетрадиционные формы урока содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путем использования различных способов изучения нового материала на уроке.Для учащихся нетрадиционные формы урока - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве значит новые обязанности и ответственность.Для педагога нетрадиционная форма урока - это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.Нетрадиционные формы урока позволяют шире вводить элементы занимательности, что повышает интерес к предмету.

        Сама организация нетрадиционной формы урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, особенно результатов деятельности человека, т.е. нетрадиционные формы урока способствуют выработке определенного позитивного отношения к учёбе.

В процессе проведения нетрадиционных форм урока складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов.Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока, чем снимается традиционность урока, оживляется мысль.Нетрадиционные формы урока - это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук.

Проблему качества обучения на уроках географии эффективно помогают решить и информационные и коммуникационные технологии. Итак, какие плюсы:

  • Оперативность информации: только информационные технологии позволяют достаточно быстро получить полную и новую информацию
  • Динамичность хранения. Позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решить проблему наглядности. В последнее время перед учителями географии стоит проблема обеспечения учебного процесса географическими картами. Благодаря информационным технологиям мы любую карту можем, по мере необходимости, с диска компьютера вывести на экран и использовать в учебном процессе.
  • Коммуникативность (дает возможность организации электронных конференций, проектной деятельности, участию в методических объединениях).

Эти свойства информационных технологий позволяют использовать новые формы в педагогической деятельности:

  • Электронные учебники.
  • Презентации.
  • Интерактивная доска
  • Онлайн – технологии и др

Также учитель должен учитывать уровень технических навыков обучающихся, планируя темп урока и количество выносимого на занятия материала.Компьютер – это величайшее достижение современной технологии - должен стать незаменимым помощником учителя. Школа должна готовить конкурентоспособных учеников, готовых свободно ориентироваться в мировом информационном пространстве.

В последнее время в педагогических кругах стало складываться правильное понимание той роли, которую могут сыграть информационные технологии в организации учебного процесса.Компьютерная технология развивает идеи программированного обучения, открывает совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров.

Использование ИКТ на уроках географии имеет ряд преимуществ:

  • Во-первых, это экономит время.
  • Во-вторых, дает возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся.
  • В-третьих, повышение мотивации обучения, усиление интереса учащихся к урокам.
  • В-четвертых, работая на компьютере, каждый учащийся выбирает свой темп работы; одни учащиеся понимают нас с полуслова, а другим требуется повторять одно и тоже несколько раз. Диалог ученика с компьютером происходит индивидуально.

Можно назвать и ряд других преимуществ, почему мы должны использовать компьютер на уроках географии.Использование ИКТ на уроках необходимо вводить не вместо, а наряду с другими современными технологиями.

Ученик должен уметь самостоятельно анализировать, сравнивать, описывать, а для этого ему нужно уметь говорить. Поэтому только машинный контроль знаний учащихся для школы не подходит. Конечно, никакая даже самая умная программа не способна заменить наблюдения в природе, использование отрывков из художественных произведений при описании природы. А вот, например, спустится на дно Мирового океана или увидеть общую циркуляцию атмосферы из космоса, доведется далеко не каждому. Вот именно в познании этих уголков Земли компьютер станет ученику и учителю верным помощником.

Использование мультимедийных средств при выводе изображения на большой экран существенно повышает наглядность обучения.Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств. При построении учебных программ по географии следует помнить, что:

  • на уроках освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал;
  • на уроке закрепления целесообразно использовать программы-контролеры, где учащиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки по данной теме;
  • на контрольном уроке, используя ПК, учитель может тщательно проверить, насколько ученик усвоил большой объем пройденного материала;
  • на уроках-практикумах учащиеся совершенствуют свои умения сопоставлять карты, заполнять таблицы, делать выводы, работать со статистическими таблицами.

Несомненным новшеством педагогической практики географического образования последнего времени признано внедрение в учебный процесс мультимедиа электронных учебников.На уроках изучения нового материала или при закреплении пройденного материала можно использовать:

  • мультимедийные путеводители – интерактивная справочная информация по какому-либо объекту природы с красочными фотографиями, видеороликами;
  • мультимедийные энциклопедии - интерактивная справочная информация с включением красочной графики, анимации, звуковых эффектов.

Для каждой работы определены цели, разработаны задания. Учащимся предлагается сопоставить карты, заполнить таблицы, сделать выводы. Все практические работы имеют справочный материал. После выполнения работы предлагается выполнить контролирующие оценочные тесты. Для активизации знаний можно включать в программу игровые моменты, что оживляет восприятие учащимися материала, прививает интерес к изучению предмета, совершенствует творческие способности. Например, можно использовать кроссворды.

  1. Использование нестандартных  форм  работы на уроке географии с применением ИКТ в условиях реализации ФГОС

 (описание опыта работы)

        Каждый педагог вправе выбирать те педагогические технологии, которые комфортны для него и соответствуют индивидуальным особенностям обучающихся – авторские,  новаторские, традиционные и использовать нетрадиционные уроки.

        Педагоги постоянно ищут способы оживления урока, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи.Разумеется, никто не требует отмены традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.

        Я , как и многие творчески работающие учителя,  стала использовать необычные разновидности урока, новые построения учебных занятий, в корне отличающиеся от так называемых нестандартных уроков классического образца.ФГОС предусматривает приоритетное использование системно-деятельностного подхода в организации обучения, усиление практической и прикладной направленности обучения  на предметном и метапредметном уровнях. Разработана специальная программа формирования универсальных учебных действий, которая входит в основную образовательную программу учреждения образования.С введением ФГОС появилась необходимость совмещать нестандартные формы и методы работы с использованием возможностей ИКТ.Вот несколько  из них:

  • Уроки — соревнования

Цель урока — закрепление умений и навыков работать с картой. Заранее формируется жюри. Каждому учащемуся присваивается порядковый номер, согласно жеребьевке, соответственно номеру расставляются и подписываются страницы на ИД. Необходимо за 1 минуту нанести как можно больше объектов на карту, при подведении итогов учитывается не только количество, но главное правильность нанесения географических объектов.   Завершается урок подведением итогов и объявлением  победителей.

  • Заочная экскурсия

В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать о самобытности русской культуры и т.д. принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны.

  • Нестандартная  форма зачета.

Индивидуально-групповая форма работы с выведением результата на общий монитор (программаExcel), при этом можно отследить как уровень знаний (средний балл)каждого ученика отдельно по каждому из вопросов, так и класса в целом. При этом дается определяется уровень знаний по каждому вопросу класса, что дает возможность вернуться к теме и повторить, проработать ее. Причем можно воспользоваться помощью ученика – консультанта, определив его по количеству полученных баллов.

  • Проверка д\з

Проверка домашнего задания с использованием специального ПО: 9,11 класс –собрать мозаику «состав экономического района», «политическая карта мира», 7 кл- занятость населения стран и материков, 8 кл.- «реки России» и т.д. програмное обеспечение ИД позволяет не просто проверить знания по теме, дать оценку, но  и вовлекает в работу весь класс, повышая интерес к теме и стпень запоминания географических объектов.

  • Составление  образа

Составление образа (региона, религии и тд.) работа ведется в группах, зарание дается задание, ребята готовят материал на эл. носителе (не текст- это важно!) фото, рисунки , знаки. Также можно воспользоваться папкой общего пользования с уже имеющимися заготовками. Затем каждая группа на своей страничке создает «образ» (региона, страны, материка и тд.)

  • Конкурс  рекламы.

Учащиеся готовят, в качестве домашнего задания,  рекламный проспект , согласно теме (турпоездки, автомобиля, фейшениндустрии,  образовательных туров и тд.). время выступления ограничено 2-4 минутами, оценивается ораторское искусство, умение грамотно составить презентацию, разбираться в теме вопроса, отвечать на вопросы слушателей. Оценивают такую работу сами учащиеся.

  • Составление плана местности.

Составление  плана местности в программе Visio.  При изучении темы план местности интересно использовать программу для составления плана местности , нанесения на план объектов , а затем высчитывать масштаб, направления дорог и т.д.

  1. Заключение

        В последние годы интерес к нетрадиционным урокам в школе значимо усилился. Это связано с различными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для перестроечных процессов в сфере образования ¾ создания новых типов уроков, активного внедрения в уроки различных педагогических методов и способов развития интереса у детей школьного возраста, авторских программ и учебников.Организация нетрадиционного урока предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но и дает существенные сдвиги в умственном развитии.

        Нетрадиционные уроки лучше проводить как итоговые. Для успешной подготовки урока учитель должен хорошо знать предмет и методику, творчески подойти к работе. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока, чем снимается традиционность урока, оживляется мысль. Нетрадиционные формы урока - это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук. .

Но в выборе нестандартных уроков нужна мера. Ученики привыкают к необычным способам работы, теряют интерес. Место нетрадиционных уроков в общей системе должно определятся самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя.

        Успех нетрадиционных уроков зависит от отдельных педагогических условий:

-взаимосвязь содержания нетрадиционных уроков с учебным материалом урока;

-направленность игры на развитие у учащихся интереса к изучаемому материалу;

-формирование у учащихся нравственных качеств

Нестандартные формы уроков повышают эффективность урока и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала.

Наиболее важные особенности современного урока:

- создаётся доброжелательная атмосфера;

- формируется высокий уровень мотивации;

- придаётся большое значение способам учебной работы;

- уделяется специальное внимание развитию у учащихся умений самостоятельной познавательной деятельности.

Подготовка  учителя к уроку: Учёт особенностей учащихся класса; уровень класса; отношение учащихся к предмету; темп работы класса; отношение к разным видам учебной деятельности.

Подводя итог, отмечу, что применение средств ИКТ в системе общего образования, прежде всего, направлено на совершенствование существующих технологий обучения и управления. Вместе с тем необходимо отметить, что они привносят в известные методы обучения и управления специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией. Средства ИКТ являются эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников. Применение средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе, особенно в домашних условиях, требует развитости критического мышления, на что необходимо уделять специальное внимание учителям и родителям. Применение сетевых технологий в системе общего образования способствует интеграции общеобразовательных учреждений различного типа, распространению передового педагогического опыта.

        Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

        Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными, что в конечном счете приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Компьютерные технологии помогают мне сделать работу на уроке и внеурочное время интересной, повышают мотивацию ученика, ускоряют подготовку к уроку и приносят удовлетворение своей работой.

Внедрение новых информационных технологий и компьютерной техники в образовательный процесс позволяет изменять традиционную систему образования. Это относится и к географии, в которой наряду с традиционными формами, методами и средствами обучения, заложены огромные возможности для применения компьютерных технологий мультимедийных средств. Следует отметить, что использование ИКТ дает учителю широкие возможности планировать свой урок, составлять конспект занятия, использовать кинофрагменты, электронные презентации и осуществлять контроль усвоения знаний. На уроках географии важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении.

Таким образом, очевидно, что развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках географии сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета.

Литература

  1. И. И. Мархель. Компьютерная технология обучения.// Педагогика. – 1990. - №5.
  2. В. А. Каймин. От компьютерной грамотности к новой информационной культуре.// Педагогика. – 1990. - №4.
  3. Клейман Т.М. Школы будущего: Компьютеры в процессе обучения. – М.: Радио и связь, 1997.
  4.  Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа..- М.,1998.
  5. Занкова Л.В. Обучение и развитие .- М, 1975.
  6. Снигирев Валерий АнатольевичИздательство: ВладосМ: 2015



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при президенте Российской Федерации

Приморский филиал

Тема проекта:

«Школа формирования компетентного родителя»

Слушатели:

  1. Буркова Майя Валерьевна
  2. Шейкина Любовь Ивановна
  3. Стебенёва Виктория Владимировна
  4. Багдасарова Галина Рубеновна
  5. Шмарова Марина Викторовна
  6. Трофименко Наталья Владиславовна
  7. Савенко Елена Владимировна
  8. Илющенкова Галина Анатольевна
  9. Шулунова Стелла Викторовна

Модератор: Лихачёва Ольга Глебовна

        


Директор                                                                              А.С.Белов

        

2-18  апреля 2014

г. Владивосток


Школа формирования компетентного родителя

Паспорт проекта

Руководитель программы (ФИО, наименование должности, адрес с индексом, тел., факс, эл. почта)

Осипова Наталья Анатольевна, начальник учебно-методического отдела Приморского филиала РАНХ и ГС,

690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая,14  тел. 8 (423) 263-42-88, факс 8 (423) 263-42-88,

эл.почтаumo@prim.ranepa.ru, pigmu_umu@ mail.ru

Руководитель проектной работы (ФИО.должность в организации, адрес с индексом, телефоны: рабочий, мобильный, эл. почта)

Бережнова Елена Ивановна,заместитель директора Приморского филиала РАНХ и ГС

690034, г. Владивосток, ул.Стрелковая,14, тел. 8 (423) 263-75-20, факс 8 (423) 263-75-20, эл. почта zamond@prim.ranepa.ru

Модератор (ФИО.должность в организации, адрес с индексом, телефоны: рабочий, мобильный, эл. почта)

 Лихачёва Ольга Глебовна, модератор Приморского филиала РАНХ и ГС,

690035, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 14, тел. 89147192315,  почта rcprim@mail.ru

Участники проекта (ФИО.должность в организации, адрес с индексом, телефоны: рабочий, мобильный, эл. почта)

Шейкина Любовь Ивановна, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №2 г. Невельска  Сахалинской области

694745, Сахалинская область,

г.Невельск, ул.Школьная, 42

8(42436)62083 89147667565

itqrbyf1963@mail.ru

Стебенёва Виктория Владимировна, заместитель директора МБОУ  СОШ с. Горнозаводска    Сахалинской области

694760, Сахалинская область,

Невельский район, с. Горнозаводск,

 ул. Клубная дом 10

8(42436)98133

stiebienieva@mail.ru

Багдасарова Галина Рубеновна,

 директор МБОУ СОШ с. Леонидово, Сахалинской области

694230, Сахалинская область,

Поронайский район, с.Леонидово, ул.Поронайская, 33

8(42431)96116, с.89147664509

ps-leonidovo@mail.ru

 Буркова Майя Валерьевна,

заместитель директора по ВР МБОУ СОШ с. Восток    Сахалинской области

694201, Сахалинская область, Поронайский район, с. Восток,ул Гагарина, 17-19

8(42431) 98-3-17, 89241998415

bmw08_74 @ mail.ru

Шмарова Марина Викторовна, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ  №8, г. Поронайска Сахалинской области

694240 г. Поронайск, ул. 2-ая Восточная, 29

8(42431) 4-19-81, 89241828646

ps_school_8@mail.ru

Трофименко Наталья Владиславовна, заместитель директора по УВР,

 МБОУ СОШ №2, г. Поронайска Сахалинской области

 694240 г. Поронайск, ул. Октябрьская, 31,

8(42431) 4-20-22,   89241935670

ps_school_2@mail.ru

Савенко Елена Владимировна,

заместитель директора по УВР,  МКСОУ VIII вида   г. Поронайска.   Сахалинской области

 694240 г. Поронайск, ул. Саперная 5,

8(42431)42300. 892428744

ps_shcool_4@mail.ru,

Илющенкова Галина Анатольевна, директор МКОУ СОШ с. Гастелло  Сахалинской области

694210, Сахалинская область, Поронайский район,  с. Гастелло, ул. Центральная, д.54.

84243197111,

ps_gastello@mail.ru

 Шулунова Стелла Викторовна, заместитель директора по УВР МКОУ СОШ с. Малиновка Сахалинской области

694211, Сахалинская область,

 Поронайский район,

с. Малиновка, ул. Школьная, д.17.

8(42431)92323, 89147487399 ps_malinovka@mail.ru

Продолжительность проекта

2  учебных года

Стоимость проекта в рублях

Требуется

Привлечено

Волонтерская работа

 704 400

50000

90 000


Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….

1Аналитическая часть………………………………………………………………….

1.1      Анализ ситуации…………………………………………………………………..

1.2      SWOТ –анализ……………………………………………………………………..

1.3      PEST-анализ…………………………………………………………………………

2Проектная часть………………………………………………………………………

2.1 Ресурсы проекта………………………………………………………………………

2.2       Реализация проекта…………………………………………………………………...

2.3       Риски проекта…………………………………………………………………………

3Оценка эффективности проекта……………………………………………………..

3.1Ожидаемые результаты………………………………………………………………

3.2 Эффекты и эффективность проекта…………………..……………………………..

Заключение……………………………………………………………………………………

Список использованных источников……………………………………………………….

Приложение…………………………………………………………………………………..

5

7

7

7

7

9

9

10

20

21

21

21

23

24

25

Введение

«Отдавая ребенка в школу, мы радуемся,

что, наконец – то, его обучением и

 воспитанием займется кто – то другой…»

 Современная школа должна быть открытой социально-педагогической системой, включающей в себя взаимодействие педагогического, родительского и ученического коллективов, как равноправных партнеров, которые стремятся к диалогу, межличностному общению, широкому социальному сотрудничеству. Такое взаимодействие позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, формировании ценных жизненных ориентаций.

В «Концепции  развития воспитания в системе образования  Сахалинской области до 2020 года», одобренной коллегией министерства образования Сахалинской области от 16.05.2013 сказано, что во многих образовательных учреждениях Сахалинской области созданы и успешно функционируют воспитательные системы, ориентированные на потребности учащихся, педагогов и родителей, учитывающие конкретные социально - педагогические условия, что позволяет расширить диапазон возможностей воспитательного воздействия на личность. Вместе с тем, в регионе еще существуют проблемы в деле воспитания.

        Проблема состоит в недостаточном уровне знаний  родителей для успешного развития, воспитания и обучения ребенка.

Поиск путей решения обозначенной проблемы ведется.

В настоящее время на рынке услуг присутствуют только услуги по дошкольной подготовке будущих учеников и  их родителей, но нет комплексной услуги воспитательного и обучающе-консультативного характера для родителей и учащихся.

Принимая во внимание вышесказанное,  и учитывая возрастающие требования общества к уровню знаний и воспитанности родителей, считаем, что возникла необходимость создания "Школы формирования компетентного родителя».

Предлагаемый проект позволит родителям овладеть необходимым объёмом знаний и умений  для успешного развития, воспитания и обучения ребенка.

Особенностью современного подхода к оценке воспитательной деятельности образовательных учреждений является системное видение процесса воспитания и обучения, что   обеспечивает эффективность данного проекта.

Потребителем данного проекта являются  родители и обучающиеся  образовательного учреждения. Основным фактором успеха проекта является востребованностьданного вида услуги для   родителей в условиях быстроменяющегося образовательного пространства.

          Идея:

Создание модели «Школы формирования компетентного родителя», как центра по обучению родителей для достижения более качественного образования.

Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. Впервые в Законе «Об образовании» в ст. 44 сказано то, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а школа существует в помощь семье. Сменились акценты, главной стала семья, поэтому  вопросы педагогического просвещения актуальны. Но это должно быть не одностороннее воздействие на родителей, а взаимодействие школы и семьи, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями.

Цель:

Создание условий  для повышения компетентности родителей  в вопросах воспитания и образования   через работу «Школы формирования компетентного родителя».

Задачи:

  • Повысить компетентность родителей в вопросах физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка;
  • Повысить юридическую грамотность родителей  в вопросах воспитания и образования ребенка;
  • Организовать консультативную помощь специалистов (логопеда, психолога, дефектолога)
  • Организовать оказание  адресной помощи семьям в ТЖС
  • Мониторинг и оценка проекта

  1. Аналитическая часть
  1. Анализ ситуации

Слабая активность образовательных учреждений в вопросах организации просветительской работы по повышению психолого-педагогической компетенции родителей. Как показал опрос родителей одной из школ г. Южно-Сахалинска, только 43% опрошенных родителей посещают родительские собрания. В 39% случаев родителей вызывают в школу по поводу проблем ребенка в обучении, в 21% случаев в связи с выставлением четвертных оценок, в 12% случаев в связи с нарушением ребенком дисциплины.

Как следствие, современных родителей волнуют только проблемы успеваемости ребенка (72%), поведения ребенка в школе (28%), отношений ребенка с одноклассниками (24%). А в семьях с детьми подросткового возраста (5-9 классы) половину родителей волнует проблема отсутствия взаимопонимания с ними. Это признает каждая третья мать (33%) и каждый второй отец (50%). К сожалению, 50% опрошенных родителей считают, что школа чаще всего нуждается в них, как в источнике материальной помощи.

  1. SWOТ -анализ

S - Сильные стороны

O - Возможности

  1.  Наличие материально- технической базы, соответствующей  цели и задачам проекта
  2. Наличие квалифицированных кадров ОУ, среди родителей
  3. Наличие НПБ федерального и регионального уровней, подтверждающих своевременность и необходимость реализации данного проекта
  4. Наличие действующего направления воспитательной работы ОУ с родителями
  5. Наличие бюджетных средств ОУ
  6. Ориентация на всех участников образовательного процесса

  1. Дополнительная поддержка  со стороны администрации МО
  2. Межведомственное партнерство
  3. Повышение рейтинга ОУ

W - Слабые стороны

T- Угрозы

  1. Незаинтересованность участников проекта на начальном этапе
  2. Преобладание в коллективе традиционных  устаревших подходов к организации работы с родителями
  3. Увеличение нагрузки работников, задействованных в реализации проекта
  4. Текучесть кадров

  1. Частичная зависимость от внешних источников поддержки проекта
  2. Спонтанное изменение запросов родителей
  3. Сложность корректировки режима  взаимодействия с профильными ведомствами

  1. PEST-анализ

P-Политические факторы

 Наличие НПБ в области образования

Структуры власти, оказывающие влияние на развитие образования.

Уровень правовой грамотности населения

E-Экономические факторы

Инфляция, повышение заработной платы работников ОУ, грантовая поддержка, уровень доходов населения

        S-Социальные факторы        

Изменение численности и структуры населения (культурный уровень, половозрастная  структура,  национальность, качество населения)

Мнение целевой группы (участники реализации проекта)

СМИ

T-Технологические факторы

Развитие авторских технологий

Интернет (увеличение скорости подключения, дистанционная форма общения)

  1. Проектная  часть

2.1. Ресурсы проекта

Мы предлагаем следующее решение выявленной проблемы: создание в общеобразовательном учреждении «Школы формирования компетентного родителя».

Реализация проекта требует наличия следующих ресурсов:

Кадровые ресурсы

Разработаны в соответствии с единым квалификационным справочником должностей работников образования, штатным расписанием, в пределах фонда оплаты труда образовательного учреждения:

- заместители директора по ВР, по УВР, по НМР,

-социальный педагог,  

-педагог – психолог,

- инструктор по физической культуре,

- руководитель ШМО истории и обществознания,

- представитель Управляющего совета школы,

- представитель КДН и ЗП,

- специалисты (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог).

Информационные ресурсы:

- интернет – ресурсы,

- аудио-видео материалы,

- школьный сайт,

- специальная литература,

- памятки, листовки.

Нормативно-правовые:

- ФЗ№ 273 «Об образовании»,

- Семейный кодекс РФ,

- Административный кодекс РФ,

- Концепция развития воспитания в системе образования Сахалинской области,

 - локальные акты ОУ.

Материально- технические:

- учебные кабинеты,

- специализированные кабинеты,

- библиотека,

- актовый зал,

- оргтехника,

-технические средства обучения,

- методическое обеспечение.

Инфраструктурные:

- здание школы,

- территория школы,

- коммуникации.

Партнёрские:

- представитель Управляющего совета Школы,

- представитель КДН и ЗП,

- учитель-дефектолог,

- юрист.  

Финансовые:

 - фонд оплаты труда персонала,

 - премиальные выплаты,

- внебюджетные средства,

- благотворительная поддержка.

Временные:

2 учебных года.

2.2. Реализация проекта

Организационный план

№ п/п

Участник проекта

Функциональные обязанности

                

Форма привлечения

Предполагаемая форма оплаты труда

Кадровая политика

        

1

Руководитель  проекта (заместитель директора по ВР)

Руководит созданием рабочих групп, программ работы, составляет график проведения мероприятий; анализирует индивидуальные запросы родителей, составляет график проведения индивидуальных консультаций, привлекает к работе специалистов из числа родителей

Постоянная работа в школе

Фонд оплаты труда, премиальный фонд

Приказ по ОУ

2

Директор

Координирует работу

Постоянная работа в школе

Фонд оплаты труда, премиальный фонд

Приказ по ОУ

3

Заместитель директора по УВР

Организует  учебный процесс в «Школе формирования компетентного родителя», руководит им и осуществляет контроль над развитием этого процесса

Постоянная работа в школе

Фонд оплаты    труда, премиальный фонд

Приказ по ОУ

4

Заместитель директора по НМР

Консультирует по вопросам модернизации образования

Постоянная работа в школе

Фонд оплаты труда, премиальный фонд

Приказ по ОУ

5

Классные руководители

Обеспечивает  связь «Школы формирования компетентного родителя»  с семьей;

устанавливает контакт с родителями (законными представителями) обучающихся;

взаимодействует с педагогическими работниками, а также привлеченными специалистами

Постоянная работа в школе

Фонд оплаты труда, премиальный фонд

Приказ по ОУ

6

Педагог- психолог

Консультирует и пропагандирует психолого-педагогические знания среди родителей

Постоянная работа в школе

Фонд оплаты труда, премиальный фонд

Приказ по ОУ

7

Социальный педагог

Оказывает консультативную социально-педагогическую помощь родителям.

Взаимодействует в решении социально-педагогических проблем с органами власти и местного самоуправления, общественными организациями.

Постоянная работа в школе

Фонд оплаты труда, премиальный фонд

Приказ по ОУ

8

Инструктор по физической культуре

Осуществляет просветительскую работу среди родителей (законных представителей) обучающихся, педагогических работников с привлечением соответствующих специалистов

Постоянная работа в школе

Фонд оплаты труда, премиальный фонд

Приказ по ОУ

9

Юрист

Оказывает консультативную помощь по юридическим вопросам.

Привлеченный  специалист

Благотворительный взнос

Устная договоренность

10

Руководитель ШМО истории и обществознания

Ведет разъяснительную работу по юридическим вопросам.

Постоянная работа в школе

Фонд оплаты труда, премиальный фонд

Приказ по ОУ

11

Представитель управляющего совета

Содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития «Школа формирования компетентного родителя», определяет цели и направления их

расходования

Привлеченный  специалист

Благотворительный взнос

Решение управляющего совета

12

Инспектор полиции

Ведет консультирование родителей по вопросам правовой ответственности несовершеннолетних и их родителей за правонарушения и противоправные действия подростков.

Привлеченный  специалист

Благотворительный взнос

Устная договоренность

13

Представитель КДН и ЗП

Оказывает  консультативную помощь по вопросам воспитания  несовершеннолетних, совершивших правонарушения,  дальнейшего обучения и трудоустройства, охраны прав несовершеннолетних.

Привлеченный  специалист

Благотворительная помощь

Устная договоренность

14

Логопед

Консультирует родителей (лиц их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющих отклонения в развитии речи.

Постоянная работа в школе

Фонд оплаты труда, премиальный фонд

Приказ по ОУ

Привлеченный  специалист

Благотворительная помощь.

 устная договоренность

15

Дефектолог

Дает рекомендации для выбора оптимальных условий обучения и воспитания ребенка;

оказывает консультативную и методическую помощь родителям  по вопросам обучения и развития, исходя из индивидуальных возможностей обучающихся.

Постоянная работа в школе

Фонд оплаты труда, премиальный фонд

Приказ по ОУ

Привлеченный  специалист

Благотворительная помощь

устная договоренность

Производственный план проекта

  1. Повысить компетентность родителей в вопросах физического, нравственного, интеллектуального развития личности

Этап

Содержание

(что планируется сделать)

Ответственные

1.

Подготовительный этап

Формирование рабочей группы

Заместитель директора по воспитательной работе

Разработка нормативно-правовой базы

Подбор методических материалов для методической копилки и медиатеки психолого-педагогических тем, презентаций, видеофильмов

Заместитель директора по научно-методической работе, психолог, социальный педагог, инструктор по физической культуре, классные руководители

2.

Организационно-деятельностный этап

- проведение лекториев по темам нравственного, физического и интеллектуального развития личности

- проведение мастер-классов, психологических тренингов, диспутов, круглых столов

- проведение индивидуальных консультаций

- издание и распространение буклетов, брошюр, листовок

Заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по НМР, социальный педагог, психолог, инструктор по физической культуре, классные руководители

3.

Диагностический этап

- проведение анкетирования

- мониторинг участия родителей в совместных мероприятиях

- мониторинг распространённых буклетов, брошюр, листовок

Заместитель директора по воспитательной работе, психолог, классные руководители

  1. Повысить юридическую грамотность родителей

1.

Подготовительный этап

Формирование рабочей группы

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Разработка нормативно-правовой базы

Подбор методических материалов для методической копилки и медиатеки юридических  тем, презентаций, видеофильмов

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, социальный педагог, руководитель ШМО истории и обществознания

Опрос родителей с целью создания банка индивидуальных запросов родителей по юридическим вопросам

Классные руководители

2.

Организационно – деятельностный этап

- проведение лекториев, тренингов, круглых столов

- проведение индивидуальных консультаций

- выпуск буклетов, брошюр по юридическим вопросам

Социальный педагог, руководитель ШМО истории и обществознания, классные руководителей, представитель управляющего совета школы, специалист КДН и ЗП, инспектор полиции

3.

Диагностический этап

- анкетирование родителей

- мониторинг участия родителей в совместной деятельности

- мониторинг распространённых буклетов, брошюр

Заместитель директора по УВР, социальный педагог, классные руководители

  1. Организовать консультационную помощь специалистов

1.

Подготовительный

Опрос родителей с целью создания банка индивидуальных запросов родителей

Классные руководители

Составление графика индивидуальных консультаций

Заместитель директора по воспитательной работе

Составление графика совместных занятий специалист – руководитель - ребёнок

Специалисты

2.

Организационно – деятельностный этап

- проведение индивидуальных консультаций

- проведение совместных занятий специалист – родитель - ребёнок

Психолог, логопед, дефектолог

3.

Диагностический этап

- анкетирование родителей, учителей-предметников, обучающихся

- мониторинг участия родителей и обучающихся  в консультациях

Специалисты, классные руководители

  1. Организовать адресную помощь семьям, находящимся в тяжёлой жизненной ситуации

1.

Подготовительный этап

Выяснение списков семей обучающихся, находящихся в тяжёлой жизненной ситуации в отделе социальной защиты населения

Социальный педагог

2.

Организационно-деятельностный этап

Ознакомление классных руководителей со списками семей, находящихся в ТЖС

Социальный педагог

Организация рейдов в семьи обучающихся

Классные руководители, социальный педагог

Выявление семей, нуждающихся в социальной и материальной помощи

Классные руководители и социальный педагог

Помощь в оформлении документов для постановки на учёт в отдел социальной защиты населения

Социальный педагог

Проведение Акций «Помоги собраться в школу», «Мы живём рядом»

Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, представители родительских комитетов классов

3.

Диагностический этап

- анкетирование родителей

- мониторинг семей, находящихся в тяжёлой жизненной ситуации

  1. Мониторинг и оценка проекта

1.

Подготовительный этап

Создание копилки анкет и мониторинга по проекту

Заместитель директора по воспитательной работе

2.

Организационно-деятельностный этап

- общий анализ всех результатов анкет и мониторинга за период работы проекта

- осуществление контроля за ходом реализации проекта

3.

Диагностический этап

- оценка реализации проекта

- ознакомление с ходом и результатами реализации проекта педагогической и родительской общественности

Маркетинговый  план

Продукт (обучающий, консультативно-просветительский) нашей группы направлен на всех участников образовательного процесса (педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей).

     Исследовав ситуацию в регионе, мы выяснили, что на рынке образовательных услуг существует подобный продукт. Но тот продукт, который предлагаем мы, более комплексный, разнообразный по формам работы, индивидуально направленный и  гибкий, потому что реализация нашего продукта осуществляется через лекции, круглые столы, диспуты, тренинги, мастер-классы, индивидуальные консультации с узкими специалистами, совместными занятиями специалист-родитель-ребёнок.

     Продвижение услуг «Школы формирования компетентного родителя»  осуществляется путём проведения рекламной кампании на территории школы и микросоциума в виде печатной продукции, презентаций на родительских собраниях, рассылки информации на электронную почту родителей, реклама на сайте школы.

Массовая рекламная поддержка необходима только на первом этапе внедрения проекта, так как хорошие рекомендации родителей будут работать лучше всякой рекламы.

Финансовый план

(стоимость всех затрат и расчет окупаемости проекта)

Статьи расходов

Количество

Количество отработанного времени

За 1 час

Собственные ресурсы (вклад)

Благотворительность

Спонсорские

Стоимость

(2 года)

Оплата труда

11 чел

198 ч.

1000 руб.

198 000 руб.

198 000 руб.

Оплата привлеченных специалистов

4 чел

90 ч

1000 руб.

90 000

руб.

90 000

руб.

Расходные материалы

40 000 руб.

40 000

руб.

Реклама

10 000 руб.

10 000

руб.

 Эксплуатация помещения

70 400 руб.

70 400

руб.

Амортизация оборудования

300 000 руб.

300 000 руб.

Интернет, телефон и др.

36 000 руб.

36 000

руб.

ИТОГО:

604 400 руб.

90 000

руб.

50 000 руб.

744 400 руб.

Для реализации проекта необходимо участие  части специалистов ОУ (11 человек) и привлечение 4 специалистов из числа родителей. По плану реализации проекта педагогический  персонал школы будет проводить 1 занятие, продолжительностью  60 минут 1 раз в месяц каждого учебного года. Оплата трудозатрат каждого работника осуществляется за счет премиального фонда ОУ по критериям Локального акта школы из ФОТ. Для проведения консультаций, лекций, тренингов привлекаются  на благотворительной основе следующие специалисты: юристы,  дефектолог(из числа родителей).

Расходные материалы (бумага, фотобумага,  заправка картриджей, приобретение новых картриджей, канцтовары, лампы-освещения помещений, моющие средства  для уборки помещений и др.)  необходимые для подготовки листовок, буклетов, рекламы, а также для  создания комфортных условий  работы, будут приобретены за счет спонсорской помощи.

Занятия «Школы формирования компетентного родителя» будут проходить в помещениях школы (2 учебных кабинета, актовый зал, библиотека, кабинет информатики). Соблюдение санитарно-гигиенических требований в данных помещениях будет осуществляться за счет расходов ОУ из средств, предусмотренных на содержание помещения (оплата  содержания помещения, электроснабжение, водоснабжение и водоотведение, уборка).

Кабинеты и библиотека школы обеспечены необходимым оборудованием: персональный компьютер учителя и библиотекаря, интерактивные доски, мультимедийные проекторы,  МФУ, фото и видеокамеры. В кабинете информатики 10 автоматизированных рабочих мест ученика.  В актовом зале имеется ноутбук, проектор, экран. Амортизация данного оборудования за 2 года составит 300 000 рублей.  Данные средства будут выделены из бюджета школы со статьи учебные расходы.

Пользование  Интернетом и телефоном для реализации проекта будет осуществляться за счет расходов ОУ из средств, предусмотренных на содержание помещения.

В общем, на реализацию проекта необходимо 744 400 рублей, из которых средства ОУ составят  604 400 рублей, спонсорская помощь- 50 000 рублей, благотворительность – 90 000 рублей.

ооо


Календарный план

           2014                                                2015                                                    2016

08

09

10

11

12

01

02

03

04

05

06

08

09

10

11

12

01

02

03

04

05

06

Подготовительный этап

Формирование рабочих групп

Разработка нормативно-правовой базы

Подбор методических материалов для методической копилки

Рекламная кампания

Опрос родителей с целью создания банка индивидуальных запросов родителей по юридическим вопросам

Составление графика индивидуальных консультаций

Составление графика совместных занятий специалист – руководитель - ребёнок

Выяснение списков семей обучающихся, находящихся в тяжёлой жизненной ситуации

Создание  копилки анкет и мониторингов по проекту

Организационно – деятельностный этап

Проведение лекториев

Проведение мастер-классов, психологических тренингов, диспутов, круглых столов

 Проведение индивидуальных консультаций

Издание и распространение буклетов, брошюр, листовок

Проведение совместных занятий специалист – руководитель - ребёнок

Ознакомление классных руководителей со списками семей, находящихся в ТЖС

Организация рейдов в семьи обучающихся

Помощь в оформлении документов для постановки на учёт в отдел социальной защиты населения

Проведение Акций «Помоги собраться в школу», «Мы живём рядом»

Диагностический этап

Проведение анкетирования

Мониторинг участия родителей в совместных мероприятиях

Мониторинг распространённых буклетов, брошюр, листовок

Анкетирование учителей-предметников, обучающихся

Мониторинг участия родителей и обучающихся  в индивидуальных  консультациях

Общий анализ всех результатов анкет и мониторингов за период работы проекта

Осуществление контроля за ходом реализации проекта

Оценка реализации проекта

Ознакомление с ходом и результатами реализации проекта педагогической и родительской общественности


2.3. Риски проекта

Риски

Пути решения

Трудности привлечения целевой группы (родителей)

Разработан маркетинговый план, позволяющий минимизировать  данный риск.

Частичная зависимость от внешних источников поддержки проекта

Наличие устойчивых партнерских отношений.

Спонтанное изменение запросов родителей

Мониторинг и корректировка управления проектом.

Сложность корректировки режима  взаимодействия с профильными ведомствами

Создание плана взаимозаменяемости.

Привлечение на начальном этапе избыточного числа участников.

Изменение численности и структуры населения

Корректировка программ работы с учетом произошедших изменений.

3. Оценка эффективности проекта

3.1. Ожидаемые  результаты

  1. Создана и функционирует «Школа формирования компетентного родителя».
  2. Сформирована библиотека информационно-методических материалов.
  3. Не менее 60%  родителей повысят компетентность в вопросах   физического, нравственного и интеллектуального развития личности  ребенка, получат индивидуальную консультативную помощь по интересующим их вопросам (проведены все запланированные мероприятия).
  4. Не менее 40%  родителей повысят  юридическую грамотность  в вопросах воспитания и образования ребенка, получат  индивидуальную консультативнуюпомощь по интересующим их вопросам.
  5. 100% обратившихся родителей оказана консультативная помощь по интересующим их вопросам.
  6. Оказана необходимая помощь 100%   семей, находящихся в ТЖС.
  7.  На основании результатов  мониторинга и оценки повышена эффективность  работы проекта.

3.2. Эффекты и эффективность

  1. Возможность реализации проекта на территории любого ОУ Сахалинской области.
  2. Возрастание ответственности родителей за развитие, воспитание и обучение детей.
  3. Повышение уровня родительской активности в организации совместной деятельности.
  4. Расширение сети социальных партнёров.
  5. Улучшение взаимоотношений детей и родителей.
  6. Повышение статуса учителя.
  7. Повышение рейтинга ОУ.


Заключение

Цель нашей проектной работы заключалась в создании условий  для повышения компетентности родителей  в вопросах воспитания и образования   через работу «Школы формирования компетентного родителя».

        Группой разработчиков данного проекта проведен анализ сильных и слабых сторон, возможных рисков при реализации проекта, просчитано ресурсное обеспечение: кадровое, материально-техническое и финансовое. Предложен производственный, организационный, маркетинговый и календарный планы реализации мероприятий,  указаны источники финансирования.

Позитивными результатами   нашего проекта являются следующие:

  1. Создана и функционирует «Школа формирования компетентного родителя».
  2. Сформирована библиотека информационно-методических материалов.
  3. Не менее 60%  родителей повысят компетентность в вопросах   физического, нравственного и интеллектуального развития личности  ребенка, получат индивидуальную консультативную помощь по интересующим их вопросам (проведены все запланированные мероприятия).
  4. Не менее 40%  родителей повысят  юридическую грамотность  в вопросах воспитания и образования ребенка, получат  индивидуальную консультативнуюпомощь по интересующим их вопросам.
  5. 100% обратившихся родителей оказана консультативная помощь по интересующим их вопросам.
  6. Оказана необходимая помощь 100%   семей, находящихся в ТЖС.
  7.  На основании результатов  мониторинга и оценки повышена эффективность  работы проекта.

        Важно отметить, что реализация данного проекта возможна в  любом ОУ Сахалинской области.

Список использованных источников

  1. Конституция РФ;
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» № 273 – ФЗ от 29.12.2012г.;
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644).
  4. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, утверждена (Постановление Правительства Российской Федерации от 07 февраля 2011 г. № 61).
  5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждена (Президентом Российской Федерации от 04 февраля 2010 г. №Пр-271).
  6. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утверждена (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07 февраля 2011 г. № 163-р).
  7. Конвенция ООН о правах ребенка (Принята Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1989 г.)
  8. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» №124 – 83 от 24 июня 1998 г.
  9. Типовое положение об ОУ (утвержденное постановлением Правительства РФ № 196 от 19.03.2001 г.)
  10. Загладина Х.Т., Карасева Е.О., Харисова Л.А. Задача формирования у школьника семейных ценностей в контексте деятельностно-компетентностной парадигмы общего образования // Институт системных исследований и координации социальных проектов. 2012 г., №12.
  11. Проведение в ОУ «Уроков семьи и семейных ценностей» (методические рекомендации). Электронный ресурс сайт

           http://ippk.arkh-edu.ru/about/news_detail.php?ID=142640


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Буркова Майя Валерьевна

Учитель географии

, тел: 89241998415

Подготовка видеоуроков по средством ПОИД.

        В марте 2020 года, по оценкам ЮНЕСКО, школы приостановили обучение в очном формате для 92% детей по всему миру. Дистанционное обучение вошло в нашу жизнь не эволюционным путем, а по методу «шоковой терапии». Школе пришлось искать пути решения задач в режиме реального времени и очень стремительно. Но именно в этих условиях в образовательных организациях России родился уникальный опыт организации обучения с применением дистанционных (электронных) технологий.

В школах дистанционное обучение — не такая уж и новинка. Еще до карантина приблизительно 600 000 российских школьников учились из дома. Причины у всех были свои: кто-то жил за границей, кому-то здоровье не позволяло ходить в школу. Так что в обучении онлайн нет ничего принципиально нового и необычного. Пандемия показала, что в жизни бывают ситуации, которые не дают возможности детям учиться очно, посещать школу, осуществлять полноценный учебный процесс, где дети сидят за партами в классе. Несмотря на всю сложность и уникальность ситуации, дети по всей стране продолжали учиться дистанционно, получать оценки, проходить промежуточную и текущую аттестации. 

Несмотря на то, что количество школьников, обучающихся дистанционно, и так росло с каждым годом, а во время карантина приблизилось к 100%, министерство просвещения так и не разработало единого портала для дистанционного образования, где обучающийся и учитель могли бы найти все, что нужно для учебы.

Работа учителя — не сидеть вечерами над горой тетрадей. Его миссия — вдохновлять учеников, мотивировать их, находить индивидуальный подход к каждому в классе. Ни одна система пока на это не способна. Но она может облегчить работу преподавателя и помочь ему сделать уроки интереснее, увлекательнее и современнее. Дистанционное обучение — это форма, которую каждый преподаватель может наполнить содержанием.

Дистанционное обучение предполагает, что учитель и обучающийся общаются в реальном времени (например, на видеоконференции). При электронном обучении учитель направляет обучающемуся задания для самостоятельной работы (страницы параграфа, ссылки на тренажеры, номера упражнений), а потом проверяет усвоение материала, общение как бы отложено во времени. Практика весны 2020 года показала, что не бывает отдельно дистанционного или электронного обучения. Сегодня оба формата комбинируются для достижения максимального результата при имеющихся возможностях.

Также в практике обучения существует синхронное и асинхронное обучение. Синхронное обучение – форма организации образовательного процесса в режиме реального времени вне зависимости от наличия/отсутствия цифровых технологий (учитель и ученики могут здесь и сейчас общаться, получать обратную связь). Асинхронное обучение – форма организации образовательного процесса, при которой обратная связь возможна с задержкой во времени (например, обучение с использованием электронной почты).

Важно! Прежде чем отдать предпочтение одной из форм, проверьте, насколько Ваши ученики подготовлены с технической точки зрения: есть ли у них планшеты/компьютеры с камерой и микрофоном, а также доступ к стабильному и быстрому интернету.

Важно: период дистанционного обучения — отличная возможность для учащегося проявить самостоятельность и ответственность. Расскажите родителям, что, если что-то не получается с первого раза, — это совершенно нормально 

Обучение учащихся можно выстроить через интерактивные учебные материалы, которые содержат инструкции, учебный контент (видео, интерактивные видео, текст, рисунки), самопроверку, ссылки и т.д. При помощи таких учебных материалов ученик изучает новую тему самостоятельно. Привычные формулировки заданий в электронном журнале “  стр.23-25, прочитать и ответить на вопросы” в дистанционном обучении становятся бессмысленными, так как не содержат обучающей функции. Организовать учебную работу дистанционно — значит помочь ученику самостоятельно разобраться с тем, что он не знает и не умеет. А для этого у ученика должны быть учебные материалы и задания, посильные для той возрастной группы, с которой мы работаем. К учебным материалам добавляйте инструкции по работе (так, как если бы вы объяснили в классе), указывайте время, которое требуется для работы над заданием и по изучению материалов, необходимые стратегии,  рекомендации и подсказки 

Можно использовать уже готовые учебные материалы, созданные кем-то другим, можно создавать самим

Вопросу типологии уроков посвящено много педагогических исследований. Уроки классифицировали исходя из методов обучения, способов организации учебной деятельности обучаемых, из содержания и способов проведения уроков. Поэтому единой общепризнанной классификации уроков в современной педагогике нет, наблюдаются различные подходы к делению уроков.

Однако при дистанционном обучении приемлемы несколько основных форм:

1. Видеообучение. (Видеоуроки, Видеокурс. Видеолекция)

2. Вебинар (конференц-связь).

3. Работа в системе дистанционного образования Moodle.

4. Индивидуальные и групповые занятия через Skype. 

5. Симуляторы, тренажёры, игры онлайн.

6.Экскурсия онлайн это такой вид занятия, форма которого индивидуальная.

Подготовка видеоуроков по средством программного обеспечения интерактивнй доски.

 Видеообучение — одна из форм дистанционного обучения. Представляет собой набор систематически подобранных видеоуроков по какой-либо теме, снятых с озвучиванием на видеокамеру, либо записанных с экрана монитора с помощью специальных программ для захвата видео. Для повышения наглядности нередко применяется компьютерная анимация, в т.ч. интерактивная.

В отличие от дистанционного обучения, предполагающего регулярный контроль со стороны учебного заведения, выполнение упражнений, контрольных заданий и получение аттестата, видеообучение чаще применяется для самообразования.

Видеоуроки вписываются в определённые рамки, это изучения нового материла (1 тип); совершенствования знаний, умений, навыков (2 тип). Или урок закрепления изучаемого материала, урок повторения, урок систематизации и обобщения нового материала. Оценивать можно самому себя или отдельно, вне рамок видеообучения. Здесь реализуется, как правило, индивидуальная форма обучения. Хотя, возможно показать видеоурок или видеолекцию группе обучающихся.

Видеолекция это такой вид занятия, форма которого индивидуальная и групповая. Тип урока – Урок изучения нового материала и формирования и первичного закрепления новых знаний, урок повторения, урок систематизации и обобщения нового материала.

ПОИД позволяет делать запись урока в видеоформате с использованием презентации, видеоряда ( компьютерная графика, отрывок мультфильма, научно-популярного фильма), при этом ученик слышит знакомый и привычный ему голос своего учителя.

Прежде чем приступить к записи нужно приготовить материал как в электронном формате , так и в бумажном, использовать текст учебника, разработать задания для получения новых знаний  и вопросы для само проверки.

Для создания видеоурока необходима особая подготовка.

 Для отправки выполненных заданий ученик может использовать многочисленные способы современных дистанционных коммуникаций. Я видео записи уроков отправляются учащимся на адрес эл почте в формате  видеофайла, который просматривается дома. Удобство таких уроков заключается в том , что можно прослушать весь урок ( или часть урока), приступить к выполнению задания,  а если что- то  непонятно – вернуться и прослушать ( просмотреть) и легко изучить материал повторно. Особым плюсом хочется отметить что темы готовлю сама в соответствии с теми УМК, к которым привыкли ребята ( многие уже готовые видеоуроки в сети интернет не  полностью совпадают с текстами учебника)

Электронное обучение, несмотря на всю сложность, является одним из основных способов освоить учебный материал и не отстать от программы в ситуации карантина. 

Тестирование, промежуточная и текущая аттестации проходят гораздо проще. Такое обучение уменьшает степень волнения и придаёт спокойствие и уверенность детям. В этом случае фактор местонахождения и времени не является существенным, так как все взаимодействие организовывается в отложенном режиме.

Системный подход в построении учебного материала сетевых учебных курсов способствует развитию у обучающегося навыка самообразования, эффективной и продуктивной деятельности, а также возникновению устойчивой мотивации познавательной деятельности по многим направлениям, что способствует универсальности и повышения качества образованности обучающегося.

Мы понимаем, что дистанционное обучение является сложным процессом. Однако существование современных образовательных ресурсов призвано облегчить задачи учителя по организации изучения материала и контроля его освоения. Только важно правильно подобрать материал и поддерживать связь со своими учениками, постоянно давая понять, что Вы рядом с ними и учение является Вашей общей важной задачей.



Предварительный просмотр:

Продолжи схему:

  1. Подпиши территории ( экватор, тропики, умеренные широты, полюса)
  2. Попиши атмосферное давление на каждой территории
  3. Нанеси направления постоянных ветров
  4. Подпиши названия постоянных ветров.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Юго-Восточная Азия Цель?

Слайд 2

11 суверенных государств Две части к онтинентальная островная

Слайд 3

Общие сведения План описания Рельеф Климат Природные зоны Водные ресурсы Минеральные ресурсы Вывод:

Слайд 4

Население План описания Этнический состав Религия Естественный прирост Размещение Урбанизация Вывод:

Слайд 5

Экономика Промышленность Сельское хозяйство Вывод: Рыболовство

Слайд 6

Домашнее задание § 47, атлас Нанести на контурную карту страны Азии



Предварительный просмотр:

_______________________________________  

Тема : страны мира

  1. Чем страны мира отличаются друг от друга?

а) всего в мире насчитывается _______________________ стран

б) На эти шесть стран приходится чуть меньше половины всей площади суши . выпиши эти страны_______________________________________________________________________.

______________________________________________________________________________

а) запиши самые большие по площади страны мира:____________________________________.

_____________________________________________________________________________________.б) запиши самые большие по численности страны мира:___________________________________.

____________________________________________________________________________________.

 какие страны обозначены цифрами? 1_______________, 2_______________,3___________.

4____________. 5______________.6___________.7_____________.8_____________.9_________

https://fedoroff.net/_ld/11/62626927.png

2. Республики и монархии — каких стран больше

Продолжи предложение

а) монархия это_______________________________________________________________________.

_____________________________________________________________________________________.б) республика это_____________________________________________________________________.

_____________________________________________________________________________________.

перечисли страны относящиеся к

а) монархииям_______________________________________________________________________.

б)республикам_______________________________________________________________________.

какие страны обозначены цифрами? 1_______________, 2_______________,3___________.

4____________. 5______________.6___________.

https://fedoroff.net/_ld/11/62626927.png

3. Какие страны самые развитые

Какие страны считаются:

а)бедными__________________________________________________________________________.

б) со средним достатком______________________________________________________________.

в) развитые_________________________________________________________________________.

По каким показателям  определяют экономическую мощь страны? _____________________.

________________________________________________________________________________

Какие виды хозяйства преобладают в высокоразвитых странах?

____________________________________________________________________________________.

____________________________________________________________________________________.

____________________________________________________________________________________.



Предварительный просмотр:

ФИ________________________________________     класс___________

Чек-лист 1

Подземные воды  

А) Продолжи предложение:

  1. Что является главным источником подземных вод _____________________________________.

______________________________________________________________________________.

  1. Подземные воды- это______________________________________________________________.

________________________________________________________________________________.

  1. породы называют водопроницаемыми, которые_______________________________________.

________________________________________________________________________________.

  1. водоупорный слой – это____________________________________________________________.

________________________________________________________________________________.

  1. грунтовые воды- это______________________________________________________________.

________________________________________________________________________________.

  1. межпластовые воды- это __________________________________________________________.

________________________________________________________________________________

  1. артезианские воды – это___________________________________________________________.

________________________________________________________________________________.

  1. минеральные воды- это ____________________________________________________________.

_________________________________________________________________________________

http://cdn01.ru/files/users/images/a9/ff/a9ff69bbb4a8c413a626c9f775e285c5.png

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ФИ________________________________________     класс___________

Чек-лист 2 

Подземные воды  

Б)  Ответь на вопрос:

1. В каком агрегатном состоянии находится вода в земной коре? ____________________________.

____________________________________________________________________________________

2.Что является питанием подземных вод?  ________________________________________________

3. Почему появляются пустоты в земной коре?____________________________________________.

____________________________________________________________________________________.

4. Что происходит на месте вскрытия подземных вод?______________________________________.

____________________________________________________________________________________.

5. Какие воды обладают целебными действиями?__________________________________________.

6. Запиши самые известные Российские курорты______________________________________________.

____________________________________________________________________________________________.

ФИ________________________________________     класс___________

Чек-лист 3

  Ледники

В) выполни задание

1. начерти схему:

Виды ледников

                                      __________________                              ___________________

2.   назови самые крупные ледники мира: _____________________________________________________

3. объясни как образуются айсберги:____________________________________________________.

___________________________________________________________________________________.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------http://cdn01.ru/files/users/images/a9/ff/a9ff69bbb4a8c413a626c9f775e285c5.png

ФИ________________________________________     класс___________

Чек-лист 3

  Подземные воды и ледники

1. Где сосредоточены основные запасы пресной воды в гидросфере?__________________________.

2. Чем различаются грунтовые и межпластовые воды?______________________________________.

____________________________________________________________________________________.

3.  Где находятся самые крупные покровные ледники?_____________________________________.

____________________________________________________________________________________.

5. Какое из утверждений верное?

А. Песок относится к водопроницаемым породам.

Б. На Кавказе находятся известные курорты Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки.

1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Оба верны
4) Оба неверны



Предварительный просмотр:

1581—1582 гг. Отрядами под руководством Ермака к России присоединено _____________________________________________________________________________________

1639 г. Отряд Ивана Москвитина  _____________________________________________________.

_____________________________________________________________________________________

1644 г.  отряд Василия Пояркова ______________________________________________________.

_____________________________________________________________________________________

1648 г. Семён Дежнёв ________________________________________________________________.

_____________________________________________________________________________________

1650 г. Ерофей Хабаров _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

1737—1741 гг. Степан Крашенинников ________________________________________________.

____________________________________________________________________________________

1581—1582 гг. Отрядами под руководством Ермака к России присоединено _____________________________________________________________________________________

1639 г. Отряд Ивана Москвитина  _____________________________________________________.

_____________________________________________________________________________________

1644 г.  отряд Василия Пояркова ______________________________________________________.

_____________________________________________________________________________________

1648 г. Семён Дежнёв ________________________________________________________________.

_____________________________________________________________________________________

1650 г. Ерофей Хабаров _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

1737—1741 гг. Степан Крашенинников ________________________________________________.

____________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Число:_________________ класс:_____________

Фамилия , имя:____________________________________________

  1. Что такое атмосфера и каков её газовый состав?______________.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

2. Распределите газы по мере уменьшения их доли в составе атмосферного воздуха: а) углекислый газ; б) кислород; в) азот.

3. Выберите верное утверждение:

A) В составе атмосферы бо́льшую часть занимает кислород.

Б) Атмосфера вращается вместе с Землёй.

B) Стратосфера — наиболее плотный слой атмосферы.

Г) Мощность тропосферы одинакова на всех широтах.

4. от чего  нагревается воздух атмосферы?____________________.

__________________________________________________________.

5. Как изменяется температура воздуха с высотой?_______________.

__________________________________________________________.

6. Какое из утверждений верное?

А. Температура воздуха с высотой повышается.

Б. Температура воздуха с высотой понижается.

1) Верно только А              2) Верно только Б
3) Оба верны                       4) Оба неверны

7. Почему утром и вечером холоднее, чем днём?________________.

__________________________________________________________.

___________________________________________________ _______.

__________________________________________________________

8. Как вы считаете, когда песок пляжа будет нагреваться сильнее: в полдень или вечером? Объясните почему.______________________.

_____________________________________________________________________________________________________________________.

___________________________________________________ _______

9.Что такое атмосферное давление?__________ _________________.

_____________________________________________________________________________________________________________________.

Число:_________________ класс:_____________

Фамилия , имя:____________________________________________

  1. Что такое атмосфера и каков её газовый состав?______________.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

2. Распределите газы по мере уменьшения их доли в составе атмосферного воздуха: а) углекислый газ; б) кислород; в) азот.

3. Выберите верное утверждение:

A) В составе атмосферы бо́льшую часть занимает кислород.

Б) Атмосфера вращается вместе с Землёй.

B) Стратосфера — наиболее плотный слой атмосферы.

Г) Мощность тропосферы одинакова на всех широтах.

4. от чего  нагревается воздух атмосферы?____________________.

__________________________________________________________.

5. Как изменяется температура воздуха с высотой?_______________.

__________________________________________________________.

6. Какое из утверждений верное?

А. Температура воздуха с высотой повышается.

Б. Температура воздуха с высотой понижается.

1) Верно только А              2) Верно только Б
3) Оба верны                       4) Оба неверны

7. Почему утром и вечером холоднее, чем днём?________________.

__________________________________________________________.

___________________________________________________ _______.

__________________________________________________________

8. Как вы считаете, когда песок пляжа будет нагреваться сильнее: в полдень или вечером? Объясните почему.______________________.

_____________________________________________________________________________________________________________________.

___________________________________________________ _______

9.Что такое атмосферное давление?__________ _________________.

__________________________________________________________.

__________________________________________________________.

10. Каким прибором  определяют атмосферное давление?_________.

__________________________________________________________.

11. Ветер, меняющий своё направление два раза в сутки, называется: а) штилем; б) бризом; в) муссоном.

12. Какое утверждение верно?

А. Ветер всегда дует в том направлении, в каком понижается атмосферное давление.

Б. Бриз меняет направление дважды в сутки.

1) Верно только А    2) Верно только Б
3) Оба верны             4) Оба неверны

13. Влажность воздуха измеряется: а) барометром; б) гигрометром; в) термометром.

14. Как различаются насыщенный и ненасыщенный воздух?___________________________________________________.

_____________________________________________________________________________________________________________________.

__________________________________________________________.

15. Перечислите основные типы облаков.______________________.

_____________________________________________________________________________________________________________________.

__________________________________________________________.

16. Какие виды осадков вы знаете?________________________ ____.

__________________________________________________________.

10. Каким прибором  определяют атмосферное давление?_________.

__________________________________________________________.

11. Ветер, меняющий своё направление два раза в сутки, называется: а) штилем; б) бризом; в) муссоном.

12. Какое утверждение верно?

А. Ветер всегда дует в том направлении, в каком понижается атмосферное давление.

Б. Бриз меняет направление дважды в сутки.

1) Верно только А    2) Верно только Б
3) Оба верны             4) Оба неверны

13. Влажность воздуха измеряется: а) барометром; б) гигрометром; в) термометром.

14. Как различаются насыщенный и ненасыщенный воздух?___________________________________________________.

_____________________________________________________________________________________________________________________.

__________________________________________________________.

15. Перечислите основные типы облаков.______________________.

_____________________________________________________________________________________________________________________.

__________________________________________________________.

16. Какие виды осадков вы знаете?________________________ ____.

__________________________________________________________.



Предварительный просмотр:

1.Трудовые ресурсы – это______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

2.Трудоспособный  возраст – это___________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 3.Экономически - активное население- это_______________________________________________

____________________________________________________________________________________ 4.безработный - это ______________________________________________________________

5.Выберите верный ответ.

Населением в трудоспособном возрасте считаются:

а) все мужчины и женщины в возрасте от 16 до 59 лет;

б) мужчины в возрасте от 16 до 59 лет, женщины в возрасте от 16 до 54 лет;

в) мужчины в возрасте от 20 до 65 лет, женщины в возрасте от 18 до 60 лет.

 6.Какое из утверждений является верным?

а) Высокий уровень безработицы наблюдается в районах нового освоения.

б) Районы с высоким естественным приростом населения имеют высокий уровень безработицы.

в) К трудовым ресурсам относят население в трудоспособном возрасте.

1.Трудовые ресурсы – это______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

2.Трудоспособный  возраст – это___________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 3.Экономически - активное население- это_______________________________________________

____________________________________________________________________________________ 4.безработный - это ______________________________________________________________

5.Выберите верный ответ.

Населением в трудоспособном возрасте считаются:

а) все мужчины и женщины в возрасте от 16 до 59 лет;

б) мужчины в возрасте от 16 до 59 лет, женщины в возрасте от 16 до 54 лет;

в) мужчины в возрасте от 20 до 65 лет, женщины в возрасте от 18 до 60 лет.

 6.Какое из утверждений является верным?

а) Высокий уровень безработицы наблюдается в районах нового освоения.

б) Районы с высоким естественным приростом населения имеют высокий уровень безработицы.

в) К трудовым ресурсам относят население в трудоспособном возрасте.

1.Трудовые ресурсы – это______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

2.Трудоспособный  возраст – это___________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 3.Экономически - активное население- это_______________________________________________

____________________________________________________________________________________ 4.безработный - это ______________________________________________________________

5.Выберите верный ответ.

Населением в трудоспособном возрасте считаются:

а) все мужчины и женщины в возрасте от 16 до 59 лет;

б) мужчины в возрасте от 16 до 59 лет, женщины в возрасте от 16 до 54 лет;

в) мужчины в возрасте от 20 до 65 лет, женщины в возрасте от 18 до 60 лет.

 6.Какое из утверждений является верным?

а) Высокий уровень безработицы наблюдается в районах нового освоения.

б) Районы с высоким естественным приростом населения имеют высокий уровень безработицы.

в) К трудовым ресурсам относят население в трудоспособном возрасте.



Предварительный просмотр:

Степи и лесостепи России

  1. Продолжи предложение:

-Лесостепь — это_________________________________________________________

-Главный признак степи —это______________________________________________.
________________________________________________________________________

-Степи — это____________________________________________________________.

________________________________________________________________________

-Главная особенность степей — это_________________________________________.

________________________________________________________________________ -Безжалостная эксплуатация чернозёмных почв привела к _____________________.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.ответь на вопросы:

- перечисли растительный мир степей_______________________________________.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-перечисли животный мир степей __________________________________________.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- назови почвы степей ____________________________________________________

3. заполни таблицу:

Сельское хозяйство

Степной , лесостепной зоны

промышленность

Факторы размещения промышленности

растениеводство

животноводство



Предварительный просмотр:

Поволжье: освоение территории и население

Прочитай параграф выполни задания

  1. Этапы освоения и заселения Поволжья ( выпиши)

VII—X вв. –

VII—XIII вв.-

XV в. –

XVIв.-

В конце XVI в. –

В XIX — начале XX в. –

в 1941—1942 гг. –

После Великой Отечественной войны –

В начале 1970-х гг. –

2 промышленность Поволжья

Производство

город

Казань, Ульяновск , Самара, Саратов

Тольятти

Балаково

Набережных Челнах

Ульяновске

3 народы Поволжья

народы

характеристика

Татары 

Немцы

Калмыки

Казахи

4 города Поволжья

Прочитать , приготовить презентацию ( 5-7 слайдов) про любой из городов Поволжья. Каждый слайд должен содержать  иллюстрацию