АТТЕСТАЦИЯ 2021

Аширова Надия Харрясовна

Портфолио  -  https://disk.yandex.ru/d/lnr-GMSZYPTGGw

Инновационный опыт -  «Трудовое воспитание как фактор становления нравственных качеств дошкольников»

Уникальность - 76,51%

Приложение - Конспект НОД "Знакомство с трудом фермера", Анкета для родителей "Трудовое воспитание в семье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_opyt_ashirova_n._h._trudovoe_vospitanie.docx53.91 КБ
Файл prilozhenie.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

Ашировой Надии Харрясовны

Введение

по теме: «Трудовое воспитание как фактор становления нравственных качеств дошкольников»

Профессиональное образование: высшее, ГОУ ВПО МГПИ  имени М. Е. Евсевьева,  № диплома 0556935,  дата выдачи 15.06.1998 года.

Квалификация: педагог дошкольного образования по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования».

Общий педагогический стаж работы – 30.

стаж работы в ДОУ – 28.

Наличие квалификационной категории: Высшая квалификационная категория.

Дата последней аттестации: МОРМ № 1222     23.12.16.

Актуальность.

С самого раннего детства маленькому человеку приходится вступать со сложностями жизни. Самостоятельно войти в социальный мир  ребёнку непросто. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые умения и индивидуальные особенности закладываются с детства. И здесь, мы взрослые должны ему помочь, приобрести элементарные трудовые способности, а именно познакомить  с разными видами труда. От мастерства взрослого и заинтересованности ребенка к деятельности у детей будут сформированы элементарные трудовые ЗУН (знания, умения, навыки), и тогда, немаловажно, дети станут старательны, усердны, и прилежны к трудовым нагрузкам.

Поэтому, я полагаю, что работу по  формированию трудовых способностей необходимо начинать в дошкольном возрасте.

Именно, поэтому мной была выбрана тема «Трудовое воспитание как фактор становления нравственных качеств дошкольников»

Основная идея опыта.

Основной идеей опыта является формирование самостоятельной, нацеленный на результат личности, способной к самовыражению, творчеству.

В детском саду есть возможность сделать все, чтобы труд доставлял радость ребятам и доставлял им как положительное настроение,  так и яркие впечатления. Мы обязаны подготовить дошкольников к тому, чтобы дошкольники могли смело войти в самостоятельную жизнь.

Теоретическая база.

Теоретическая база опыта очень важна, ведь работа воспитателя в целях повышения уровня воспитанников в области трудового воспитания дошкольников в огромной мере зависит от знаний самого педагога.

Большую роль  в определении цели, задач, путей трудового воспитания для детей дошкольного возраста, своеобразие детского труда, содержание и форм его организации сыграла Н. К. Крупская. Надежда Константиновна отмечала о привлечении детей  к трудовой деятельности с ранних лет. Она выступала против тех, кто оберегает детей от трудовых усилий, кто считает несовместимым такие понятия как «счастливое детство» и «воспитание в труде».

В. А. Сухомлинский утверждал, что: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым  человеком».

К. Д. Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач».

Поэтому работу по теме «Трудовое воспитание как фактор становления духовно – нравственных качеств дошкольников» нужно начинать с дошкольного возраста.

Новизна.

Новизной данной разработки  является сочетание современных и эффективных, традиционных и инновационных средств и приемов в развитии нравственных качеств, таких как трудолюбие, чувство долга, ответственность за порученное дело. И характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для старших дошкольников.  

Трудовая деятельность должна способствовать повышению общественного развития, расширению интересов, появлению форм сотрудничества. Данный опыт работы разработан с учетом требований педагогики, дидактики, психологии.

Технология опыта.

Трудовое воспитание входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично. Поэтому в моей работе с детьми трудовое воспитание занимает одно из первых мест, я работаю над тем, чтобы у детей развивались такие нравственные качества, как трудолюбие, чувство долга, ответственность за порученное ему дело.

Прежде чем приступить к инновационной работе по трудовому воспитанию детей, мной была проведена диагностика для выявления духовно - нравственных качеств и практических, трудовых умений.

Диагностика уровня развития трудовых знаний, умений и навыков

на начало инновационного опыта.

Диагностика уровня развития трудовых знаний, умений и навыков

на конец инновационного опыта.

Цель инновационного педагогического опыта - формирование положительного отношения к труду.

Задачи:

- ознакомление с трудом взрослых;

- формирование представлений об общественной значимости труда и воспитание уважения к людям труда;

- также бережное отношение к его результатам.

Мною разработаны перспективный план мероприятий трудовой направленности; комплекс познавательных занятий по трудовому воспитанию.

Основываясь на требования ФГОС ДО мой инновационный опыт подразумевает использование следующих видов детского труда: самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей); хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка); труд в природе (в уголке природы, цветнике, на огороде, в саду); ручной труд (поддержание порядка в хозяйстве группы: подклеивание книг, коробок, доступный ремонт игрушек, и т.д.). Для полноценного воспитания трудовой деятельности у дошкольников использовала следующие формы: поручения; дежурства; совместный труд.

В процессе работы по трудовому воспитанию дошкольников, я  знакомила детей с профессиями в разных видах деятельности: в образовательной деятельности (на занятиях); в сюжетно-ролевых играх, в самостоятельной деятельности; на экскурсиях. В своей работе с дошкольниками по трудовому воспитанию  использовала разнообразные  методы и приемы, которые позволили сделать работу наиболее интересной. Сохранению интереса детей к трудовой деятельности необходимо использовать проблемные ситуации. С удовольствием  дети выполняют разные поручения, когда на помощь приходят герои знакомых сказок. Детям легче понять и принять ситуацию. Активность детей возрастает, и они стремятся достичь высокого результата работы.  

Разработала и провела конспекты НОД: «Знакомство с профессией почтальона». «Есть такая профессия - дизайнер одежды». «Знакомство с профессией строитель», «Знакомство с трудом фермера».

Были организованы и проведены экскурсии по детскому саду с целью ознакомления с профессиями людей, работающих в детском саду.

Экскурсия в прачечную ДОУ для ознакомления с трудом работника прачечной. Экскурсия на пищеблок ДОУ, с целью ознакомления с профессией и трудом «Повара», знакомство с поварами. Экскурсия в медицинский кабинет ДОУ, для знакомства с профессией и трудом медицинской сестры.

Элементарные представления о труде взрослых, дети получили в играх-ситуациях и в сюжетно-ролевых играх: «Парикмахерская", «Продовольственный магазин», «День рождения в кафе»,  «Замечательный врач».

Вся проделанная работа по трудовому воспитанию, знакомство детей с профессиями взрослых, тесно связана с родителями группы. Для родителей создана постоянно действующая папка – передвижка, где помещается материал по трудовому воспитанию (информация о трудовом воспитании детей дошкольного возраста, воспитание трудолюбия в семье, и т.д.). В рамках реализации инновационного опыта, родители принимали участие в благоустройстве участков и группы, активно обсуждали вопросы воспитания на родительских собраниях.  Был оформлен альбом «Профессии родителей»  с рассказами о труде родителей.

Результативность опыта.

Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей трудовых способностей способствовала обогащению знаний и умений дошкольников в данном направлении. Итоги моей работы показывают на то, что, к концу учебного года у воспитанников:

  • расширены представления детей  о хозяйственно-бытовом труде и его значении в общественной жизни людей;
  • совершенствовались трудовые навыки и умения, развились наблюдательность,
  • сформированы  элементарные навыки самоконтроля и самопроверки в ходе выполнения поставленной задачи;
  • развито ответственное отношение порученному делу;
  • сформировано уважительное отношение к личному труду, труду взрослых и сверстников; нравственные качества: трудолюбие, начальные формы ответственности;
  • расширены представления детей о различных профессиях, элементах и средствах труда.

При совместной деятельности с родителями воспитанников нам удалось достичь следующих результатов:

- родители проявляют искреннюю заинтересованность жизнью ребенка в детском саду;

- родители принимают активное участие в жизни группы и детского сада, понимая, что это необходимо их детям;

- оказывают помощь в создании предметно - развивающей среды.

Анализ педагогического опыта позволяет утверждать, что труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс трудового воспитания детей в детском саду организован так, чтобы дети научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Работая в данном направлении, конечно же, встречались трудности. Недостаток новых методик и литературы по трудовому воспитанию. Воспитатели не имеют возможности ознакомиться с современными методиками по организации трудового воспитания. Низкая заинтересованность со стороны родителей, стараются освобождать детей от трудовой нагрузки, и следствие – пониженный интерес детей к труду.

Организация правильного отношения к труду возможна с учетом возрастных особенностей ребенка и основным видом детской деятельности в сравнении  - игрой. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте - игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом. Но неправильно было бы во всех случаях превращать труд в игру.

Не маловажную роль в трудовом воспитании играет развивающая среда в группе, которую нужно пополнять и обновлять постоянно.

Важно добиться того, чтобы родители поняли необходимость совместной с детским садом работы по трудовому воспитанию детей, поддерживали и продолжали ее дома. Для этого требуется необходимость организации для родителей показа трудовой деятельности детей в дошкольном учреждении. Родители, увидев, каков уровень трудовых умений их ребенка, каково его отношение к труду, могут познакомиться с приемами руководства трудом детей.

Перспективы применения опыта в практике.

Собственный инновационный опыт по трудовому воспитанию позволил повышению качества процесса формирования положительного отношения к труду более захватывающим и эффективным. В результате использования данного опыта у дошкольников обогатились представления о ценности труда, и развилось чувство уважения к людям труда.

Дошкольники проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах трудовой деятельности, обладают установкой положительного отношения к разным видам труда. У детей и дальше продолжат развиваться умения посильной трудовой деятельности, которые у них были развиты при совместном участии с педагогом. Детская трудовая деятельность совместно с взрослыми поможет детям войти в социальный мир, способствует развитию волевых усилий, поможет следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах трудовой деятельности, позволяет соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

Работа за отчетный период по трудовому воспитанию в нашей группе завершена показом презентации «Все работы хороши, выбирай на вкус». Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.

Опыт моей работы может использоваться и другими педагогами для работы с детьми. Материал размещен на личных страничках сайта nsportal maam, Педагог 13. Это «Знакомство с профессией почтальона». «Есть такая профессия - дизайнер одежды». «Знакомство с профессией строитель» и др.

Литература.

1. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.

2. Интернет - ресурсы

3. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А.Козловой. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002.

4. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д.В. Сергеева. М.: Просвещение, 1987. - 96с.



Предварительный просмотр:

Приложение №1.

Конспект НОД «Знакомство с трудом фермера»

в подготовительной к школе группе.

Автор-составитель: Аширова Н.Х.

Цель: Закрепить представление о сельскохозяйственных профессиях, о значимости их труда, воспитать уважение и любовь к труду сельского труженика.

Задачи:

Обучающие: Расширять знания и представления детей о сельскохозяйственных профессиях, обучать группировке профессий. Дать представление о трудовых действиях и результатах труда фермера.

Воспитательные: Воспитывать чувство признательности и уважения к работникам сельского хозяйства.

Развивающие: Обогащать и активизировать словарь по теме: ферма, фермер, фермерское хозяйство, хлеборобы, овощеводы, животноводы, ухаживать, выращивать; формировать нравственные качества личности ребенка: самостоятельность, уважение к труду.

Оборудование: Игрушка Куйгорож, мяч. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет «Знакомимся с профессиями» Антонова М. В., Саранск 2017, стр. 14-17. наглядный материал картинки с изображением труда взрослых в городе и в деревне, фотографии и иллюстрации с изображением «Фермеры», «Фермеры продают продукты своего труда», «Помещения для домашних животных». Простые карандаши на каждого ребёнка, рабочие тетради «Знакомимся с профессиями» на каждого ребёнка. Картинки «Найди 10 отличий» на каждого ребенка.

Предварительная работа: Беседа о жизни на селе, сельскохозяйственных профессиях, рассказы детей из личного опыта. Чтение литературных произведений о сельскохозяйственных профессиях; чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?», сказки «Легкий хлеб». Дидактическая игра «Четвертый лишний. Домашние животные и их детёныши»«Кто, чем питается?».

Сроки реализации: 1 день.

Условия и особенности реализации (описать, что конкретно делаете):

• Разработан дидактический материал;

Разработано электронное приложение: виртуальные экскурсии по предприятиям села Лямбирь;

• Дидактические игры «Четвертый лишний. Домашние животные и их детёныши»;

• Слайдовые презентации «Профессии села»«Профессии моих родителей».

Ожидаемый результат:У детей будут сформированны:

• представления о профессии фермера;

• положительное отношение к труду взрослых и результатам их труда;

• понимание целостного облика человека-труженика в фермерском хозяйстве: тяжелый труд, любовь ко всему живому, забота о людях;

• личностные качества, необходимые для любой профессии.

Ход НОД

Воспитатель. Дети, отгадайте загадку о герое из мордовской сказки, который пришел к нам в гости:

Он рожден у бабки с дедом,

Из прекрасного яйца.

Да чего же хорош, малютка!

Знаете, как звать мальца?

Дети - Куйгорож.

Воспитатель выставляет Куйгорожа и картинки с изображением труда взрослых в городе и в деревне.

Воспитатель.  Вы видите разные картинки, которые принёс Куйгорож. Что на них изображено?

Ответы детей.

Воспитатель. Куйгорож предлагает разделить эти картинки на две группы?

Предположения детей.

Воспитатель. Да, в одну группы мы поставим картинки с изображением людей, которые трудятся в городе. В другую группу – людей, которые трудятся в деревне.

Воспитатель. Чем занимаются люди в деревне?

Ответы детей.

Воспитатель. Да выращивают рожь, пшеницу, из которой в городе пекут хлеб и различные изделия из муки. Разводят домашних животных, выращивают овощи. Это могут быть люди разных профессий. Вспомните, как мы называем людей, которые выращивают рожь и пшеницу.

Дети. Хлеборобы.

Воспитатель. Как бы вы назвали людей, которые выращивают овощи?

Ответы детей.

Воспитатель. Это овощеводы. Они разводят, выращивают овощи.

Куйгорож. А как бы вы назвали людей, которые занимаются разведением домашних животных.

Дети. Животноводы.

Воспитатель. Ребята, мы с вами живем в сельской местности. И многие ваши родители занимаются сельскохозяйственным трудом. Но есть люди, которые покупают землю и занимаются тем же самым трудом. Это фермеры.

Задание № 1. Рабочая тетрадь для детей 5 – 7 лет «Знакомимся с профессиями».

Воспитатель. Дети посмотрите на первую картинку. Вам необходимо составить рассказ о работе фермера.

Дети выполняют задание № 1.

Воспитатель. У каждого фермера есть своя территория, своя земля. На своей земле они могут выращивать овощи, фрукты, цветы, заниматься животноводством. Многие фермеры свою территорию огораживают. На этой территории находятся разные строения.

Слова педагога сопровождаются показом иллюстраций.

Воспитатель. Фермеры продают продукты своего труда. Они отвозят молоко, фрукты, овощи, цветы.

Слова педагога сопровождаются показом иллюстраций.

Задание № 2. Рабочая тетрадь для детей 5 – 7 лет «Знакомимся с профессиями».

Воспитатель.  Ребята, посмотрите на вторую картинку. На ней изображено много разных предметов. Куйгорож предлагает выделить карандашом предметы и животных фермерского хозяйства.

Дети выполняют задание № 2.

Воспитатель. Очень многие фермеры занимаются животноводством. Кто помнит, что это за работа?

Дети. Люди разводят домашний скот.

Воспитатель. А чтобы вспомнить названия домашних животных и их детенышей, мы поиграем в игру.

Физкультминутка с мячом «Мамы и дети».

Задание № 3. Рабочая тетрадь для детей 5 – 7 лет «Знакомимся с профессиями». В руках воспитателя мяч. Воспитатель бросает ребёнку мяч и произносит домашнее животное. Ребёнок ловит мяч и называет детёныша домашнего животного.

Мама – коза, ребёнок – козлёнок;

Мама - крольчиха, ребёнок –

Мама - свинья, ребёнок -

Мама - корова, ребёнок -

Мама - лошадь, ребёнок -

И другие…

После дидактической игры дети присаживаются за столы.

Воспитатель. Домашние животные не могут как дикие животные, сами о себе заботиться. А что необходимо домашним животным для жизни?

Ответы детей.  Помещение, еда.

Воспитатель. Правильно, фермер, прежде всего, строит помещения для домашних животных. Для коров – коровники, иногда их называют молочными фермами. Для свиней – свинарники, для лошадей – конюшни. Эти помещения нужно содержать в чистоте, поэтому каждый день фермер должен их чистить. Слова педагога сопровождаются показом иллюстраций.

Воспитатель. Для домашних животных нужна еда. Летом фермеры выгоняют скот на луга, где они находят себе еду. А вот на зиму нужно еду заготовить заранее. Поэтому фермер косит траву, высушивает её, получается сено, которое едят животные зимой. Но кроме сена, фермер заготавливает и другие корма. Ребята, скажите, пожалуйста, какую пользу приносят домашние животные?

Ответы детей.

Воспитатель. В следующем задании нам необходимо определить, откуда берутся продукты питания на нашем столе. Куйгорож предлагает соединить стрелками продукты и тех, кто их производит.

Задание № 4. Рабочая тетрадь для детей 5 – 7 лет «Знакомимся с профессиями».

Воспитатель. Сегодня, ребята, мы познакомились с трудом фермера. Труд этот очень тяжелый. Поэтому нужно бережно относиться ко всем продуктам питания. Ребята, вы молодцы – справились со всеми заданиями. А Куйгорожу не скучно было с нами?

Куйгорож. Молодцы, ребята. Вы отлично поработали сегодня! О чём бы вы хотели рассказать своим родителям?

• Что такое ферма?

• В чем заключается работа фермера?

• Какими качествами должен обладать фермер?

• Понравилось ли тебе эта профессия?

Куйгорож. Какие хорошие ребята в вашей группе живут. И в благодарность я подарю вам необычные картинки. До свидания!

Каждый ребенок получает картинку «Найди 10 отличий». Задание № 5. Рабочая тетрадь для детей 5 – 7 лет «Знакомимся с профессиями».

Литература.

1. Н. В. Алёшина. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспекты занятий. – М.:УЦ ПЕРСПЕКТИВА, 2008.

2. М. В. Антонова Знакомимся с профессиями. Рабочая тетрадь для детей 5 - лет. Саранск, 2017.