план практических занятий с педагогами по общению

Киселёва Ирина Павловна

расширение возможностей понимания ребека дошкольного возраста (особого ребенка, ребенка "группы риска").выработка новых наиболее эффективных енавыков взаимодействия с детьми в условиях детского дома

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_zanyatiy_s_pedagogami_po_obshcheniyu_2009_-_2010.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

ВОПРОСЫ    К  1-му   практическому    занятию :   из  серии  

 «УЧИМСЯ   ОБЩАТЬСЯ  с  РЕБЕНКОМ».                            (от   24.02.2010)

 1. Что  такое   воспитывать   детей  ?

2.»ТРУДНОВОСПИТУЕМЫЕ»  дети -  кто  они   такие ?

3.Есть  ли  в  вашей  группе    такие   дети ?  Назовите   их.

4.Назовите   наиболее   часто   встречающие    проблемы    в   поведении  

детей  вашей  группы.

5.С  какой  категорией   детей  вы   испытываете    трудности   в  общении:

агрессивными:

гиперактивными ( двигательно-расторможенными):

тревожными :

замкнутыми:

6. Как  вы  считаете: упрямство, капризы, негативизм (отказ  от  всего: пищи, занятий  и  др.)    это   норма  или   отклонение   в  поведении  детей  

дошкольного  возраста?

7.Ваши  пожелания    педагогу-психологу    в  планировании    работы    на

следующий   2010-2011 год.

                                               ЗАРАНЕЕ   ВАМ    БЛАГОДАРНЫ !  

Цикл практических занятий с педагогами

ГОУ «Нарьян – Марский детский дом»  
              «УМЕЕМ  ЛИ   МЫ   ОБЩАТЬСЯ   С    ДЕТЬМИ»

ЦЕЛЬ:

1.Расширение  возможностей  понимания  ребенка   в  группе. («особого  ребенка», ребенка  «группы  риска»).

2.Улучшение  рефлексии  своих  взаимоотношений   с  ребенком.

(осознание   взрослым  того, как  он  ведет  себя  с  ребенком;

осознание  взрослым  в  процессе  контакта с  ребенком   своих   чувств и  своего  внутреннего  состояния;  понимание  взрослым  причин, по  которым   он  сам,  взрослый, испытывает  те  или  иные    чувства).

3.Выработка   новых , наиболее  эффективных    навыков   взаимодействия  с  детьми  в   условиях  детского  дома.

4.Обобщение   опыта   наиболее   успешных  педагогов   в  общении с  детьми  «группы   риска».

ПРОГРАММА    включает   12  занятий    с   педагогами    всех    возрастных    групп.

ВРЕМЯ:    до    40    минут

ЛИТЕРАТУРА:

Малкин-Пых  И.Г.

 «Возрастные   кризисы:   Справочник   практического  психолога . -М.: Изд-во  Эксмо,  205.- 896        стр.262

2. «Учимся  общаться  с  ребенком»: Руководство   для  воспитателей детского  сада. В.А. Петровский,  А.М. Виноградова, Л.М. Кларина  и  др.-М. Просвещение, 1993.-191 с.           Стр.20

3.Лютова    Е.К., Монина  Г.Б.

«Тренинг эффективного взаимодействия    с  детьми.-СПб: ООО Издательство  «Речь», 2001. – 190 с., ил .          стр.72

4.«Вы  решили   усыновить   ребенка». –М : Дрофа, 2001, - 288 с.     Стр.50

5.Фурманов    И.А.

 Психология   депривированного     ребенка:  пособие  для   психологов  и   педагогов. И.А. Фурманов,  Н.В. Фурманова.- М. : Гуманитар.  Изд.  Центр  ВЛАДОС,  2004. – 319 с.- (Библиотека   психолога).     Стр. 99

1-е    занятие  из  серии   «Умеем  ли   общаться  с  детьми»

Тема: Мир   взрослых   и   мир  детей. (от 24.02.2010)

Материал:

Фотоаппарат, фотографии детей :  Володи  Зыкова, Светланы  Лаптандер,

Ивана  Выучейского, Марии  Баракулевой, Ивана   Вылко.

Выставка   книг  о   проблемах    детей   дошкольного  возраста.

Пособие  «Способы  избавления   от   тревоги  и  гнева», Игровые   пособия  на  развитие   чувств  и   эмоций. Музыка   для   релаксации. Лист   ватмана  для  разработки  приемлимых  и  эффективных  способов  разрешение  конфликтов  с   детьми.

Педагогические   задачи. Психологический практикум. Пиктограммы  эмоций.

ХОД:

Вступление:  

Проблема  воспитания   детей  дошкольного возраста  наиболее  актуальна   становится  в   наш    21-й  век.(век  космоса  и   компьютеризации, и  др.)

Проблемы    наркомании, алкоголизма, проблемы  здоровья   подрастающего   поколения, а  также  проблема   социального  сиротства. В   наше   время    растет   число  брошенных   детей, «социальных   сирот»  - дети  при    живых  родителей.   У  них  нет   семьи. Поэтому  с   малых  лет   они    чувствуют   свою  «ненужность», «никчемность».

Но  в   дошкольном  возрасте   дети   это   осознают  не  вполне   отчетливо. Болезненно. Поэтому   именно   в    детском  доме   мы   еще    можем   вернуть   веру , сгладить    негативный  опыт   семейной    жизни.

Отсюда   тема   нашего     первого  занятия   по   оптимизации  отношений    между   детьми  и   взрослыми: «Мир  взрослых   глазами   ребенка, мир  детей   глазами  взрослых» (мир  взрослых  и   мир  детей).

Занятие  построено  на   практических  заданиях, вопросах  и  ответах.

Время  занятия   зависит  от   вашей   активности.

ВОПРОС   к   педагогам: « Что   означает  воспитывать?»

Ответы, связанные  с  различного  рода   воздействия  на  ребенка, с желанием  что-либо  в  нем  изменить,  как-то  его   переделать.

Или  ответ, связанный  с  задачами   воспитания, носящий  идеальный   характер. Многие   педагоги  обьясняли  понятие  «Воспитывать»  как     лозунги  типа:  научить    жить, сделать   ребенка    человеком, дать   ребенку    все, что  выработало    человечество, подготовить    к   школе, дать   знания  и  навыки……

В   этих  идеях   проповедовали  идеи   авторитарной  политики.

Педагоги, сторонники   личностно-ориентированного   воспитания   детей  отвечали   так: «воспитывать – это   любить   детей, развивать  их  способности», «….раскрыть  в  ребенке   его   индивидуальность», «Отдавать  свою  душу,  быть  доброжелательной, терпимой. Знать  психологию   ребенка», «влиять  на  ребенка   так.  Чтобы   он   понимал  тебя, хотел   бы  с  тобой  общаться», « прежде   всего  видеть  в   ребенке  особого    человека.»

По   мнению  этих  педагогов   термин «воспитание»  прежде   всего  связан  

С  его  уникальностью  как  личности, о   желании   сделать  его   жизнь   радостной, об   умении  стать  на  позицию   ребенка  и  др.

К   сожалению  все   наше   воспитание  направлено    на  то, чтобы    ребенок  в  любом    учреждении   был     удобен: вежлив, послушен, хорош.

ВОПРОС  2-й :Что  такое   трудновоспитуемый  ребенок? (поведение  которого  не  соответствует   выработанным  нормам).

ВОПРОС  3-й : С  какими   чаще  эмоциональными  нарушениями  в   поведении вам  чаще  приходиться  встречаться  в  практике?

(капризы, упрямство, негативизм – это   есть   непослушание).

ВОПРОС  4-й: Бытует  мнение: что  воспитывать   детей  в  детских  домах    труднее?  Почему?

ВОПРОС  :Как   выглядит   трудновоспитуемый  ребенок?  (показываю  пиктограммы  эмоциональных  состояний  детей) Лицо, внешность, поведение  в  игре  и  др.

ЧТО  ТАКОЕ  КОФЛИКТ?

С  латинского   означает   «столкновение», отсутствие  согласия   между   двумя  и  более  сторонами. Конфликт   всегда  порождает  большие  психическое  напряжение, провоцирующее  различные    невротические  расстройства.  Отсюда  следует, что   во   избежании    всех   негативных   проявлений,  вреда  для  детской   психики   педагогу  лучше   не   доводить    ситуацию   до    конфликтной.

ОБСУЖДАЕМ   СИТУАЦИИ   из    жизни  группы  детей.

Цель: найти   способы   мирного    разрешения .

  ОБСУЖДАЕМ    СИТУАЦИИ,  КОГДА   ПРОИЗОШЕЛ  КОНФЛИКТ.

«Воспитатель   занимался  с  ребенком, вдруг  в  игровом   уголке   раздался   рев  и   крики   дерущихся  детей, дети  не  поделили   игрушки. Ваши  действия?»

«В  конце   смены  вы  с   ужасом  заметили, что  сломана    новая    игрушка?. Ваши   действия?»

«Света  подошла  к  Ване  и  стукнула  его. Ваши  действия:

ПРИМЕРЫ  ИЗ  НАШЕЙ  ПРАКТИКИ:

Главные   герои   следующих   ситуаций – воспитанники  детского  дома.   У    меня  условие   решения   находить     будут   воспитатели    других  групп.

«Володя  Зыков   сломал  чашку, на    замечание  воспитателя  он сидел  и   улыбался» Ваши  действия? (учет  возраста, особенностей   психики ,здоровья).

«В  младшей   группе  Баркулева  Мария   демонстративно    отказывается  заправлять  кровать. Ваши  действия?»

«Дети   средней  группы   идут  на  экскурсию, Ваня    долго  завязывает  шапку, он  может  не успеть . Ваши  действия.(Статус: инвалид, особенности  темперамента  и  др.)

« Света  Л.  не   смогла   заснуть, и  когда   воспитатель   ушел,   она  стала  будить   соседку    Карину. Вы  пришли, а  группа  вся   бодрствует.

Ваши  действия?» 

Исследования  показали, что внимание  педагога  в  основном  направлено  на  то,   чтобы  ликвидировать  конфликт разводит  детей  по  углам).  Он  не  старается    вникнуть  в   подробности      и   тонкости  конфликта. Желание  как  можно  быстрее   устранить  конфликт     приводить  к   формальному    подходу  в  решении  задач    воспитания.

Конфликты  обычно  воспитатели   разрешают   следующими  способами:

Вопросы  к  детям: кто  ударил? Кто  разрушил? …и  с  последующими   замечаниями: ты  плохо  себя  ведешь!

Требованиями: не  мешай, отойди, перестаньте  ссориться, возьмите  

другую  игрушку  и  др.

Наказаниями: лишение  игрушек, запрещение  играть, изоляция  от    коллектива  и  др.

Нотации, грубая  оценку….

И  в   редких   случаях  используют  такие  способы:

Выяснение  мотива   поступка.

Убеждения, разьяснения : я  вам    расскажу,   почему   вы   поссорились  и  др.

Использование   опыта  детей, ориентация  на  их  самостоятельность  и   активность: помиритесь  сами -   попробуйте   понять, кто  из  вас    виноват  и  др.

Использование   в  данной    ситуации  поступков   отрицательных  и   положительных   героев  из   книг  и  др.

Использование   прошлого   опыта   из  жизни   взрослых ( когда   я  была   маленькой ….)

 

ВЫВОДЫ:

Научиться    педагогам  не   доводить  ситуации  до   конфликта!

В  случае   конфликта    педагогу  необходимо  возраст  ребенка.

Для  чего  это  надо   знать? (норма  и  патология:  кризисы 3-х  лет.

Иметь  терпение   и  такт     в   выяснении     причины  конфликта   ребенка!

Уметь  правильно   отреагировать  на   негативное  поведение   ребенка!

Учить   осознавать  нормы  поведения   ребенка.

(результаты  диагностики  детей  старшей  группы  : методики   осознания  детьми   личностных  качеств   людей  (честность - ложь, смелость - трусость, трудолюбие -  лень,  жадность - щедрость.

Когда  бывает  человеку   интересно, грустно.  А  когда  горе.  Когда  он  удивляется.  Когда получает  удовольствие  и  др.)

Свое  выступление  хочу   закончить  стихотворением:

 «Отчего   страдают  дети»(обращение  детей  к  вам   взрослые)

Долой  упреки, замечания. Ворчанье, крики, наказания.

Скучают   дети  по    общению, по   жалости  и  по  прощению!

По  разговорам  по   душам.  По нежным . ласковым  словам,

По  уваженью. Пониманью. По  драгоценному  вниманью!

Чтоб  стали   дети   лучше. Краше, им  требуется  помощь  наша!

Любовь. Тепло и состраданье – без  них   напрасны  наказанья!

Наше   следующее  занятие   проведу   в   сентябре. Тема

 «Учимся  общаться  с  агрессивными  детьми».

Домашнее  задание:  до  1-го   марта  заполнить    2  анкеты.

Просьба :  отвечать    адекватно, с  осознанием  тематики ,  сдавать  вовремя.

24.02.2010                                                   Педагог – психолог: Киселева И.П.

РЕКОМЕНДАЦИИ  ДЛЯ   РОДИТЕЛЕЙ  « ПЕРВЫЕ  ШАГИ   ПО     РАЗРЕШЕНИЮ    КОНФЛИКТА     С  ДЕТЬМИ»

ЧТОБЫ   РАЗРЕШИТЬ   КОНФЛИКТ,   НЕОБХОДИМО:

1.Знать  особенности  возраста  детей – участников   конфликта  (кризисы, особенности  соматического  состояния - здоровья, заболеваний  нервной   системы.)

2. Иметь  терпение  и  такт  в  выяснении  причины  конфликта (плохого  поведения) ребенка! Это  может   быть  требования  внимания  к  себе,

показать  свою  власть, утверждение  себя  как  личности, как  мстительность  на    несправедливое  наказание  и  др.)

3.Уметь  правильно   отреагировать  на  негативное  поведение   ребенка!

Во  время   плача,  крика  не   внушайте   ребенку  - это   бесполезно. Он  вас  не  слышит! Полезны   разные  отвлекающие   моменты: когда  я  была маленькой….,заинтересовать   игрушкой (мишка   на   тебя  смотрит…, использование   стихов  « что  ты  плачешь    ревушка , ….»

Дети   4-5 лет  вполне   способны   понять   логичные   обьяснения   взрослых.

4. Обучать  детей  с   3-х  лет   элементарным   нормам  поведения, знать  и   различать  понятия: МОЖНО  И   НЕЛЬЗЯ.

                               ПОМНИТЕ:  

   

Очень  важно  правильно  вести   себя  с   ребенком   в    конфликтных  ситуациях, потому  что  ВАШИ  неправильные  действия  и   эмоциональная   реакция     могут   привести  к  различным     невротическим     заболеваниям: заикание (логоневроз), появлению  вредных  привычек( сосание, грызение   ногтей, качание  и  др.), появление    энуреза  и  др.