Проблемы поведения ребенка

Киселёва Ирина Павловна

Оказать теоерическую и практическую помощь педагогам и родителям в понимании проблем в поведении детей раннего возраста, о причинах негативного поведения, пути их эффективного разврешения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_povedeniya_rebenka.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл консультативного материала   из серии «Проблемы поведения детей дошкольного возраста», или «Уроки психологического здоровья», или «Как сохранить психологическое здоровье детей дошкольного возраста» с разработкой практических рекомендаций педагога – психолога Киселевой И.П.;

ПЛАН:

Нарушения поведения: норма и патология. (признаки, свидетельствующие о том, что у ребенка есть поражения ЦНС; признаки, свидетельствующие о наличии  у ребенка гипердинамического  синдрома (СДВГ); признаки, свидетельствующие наличие у ребенка гипокинестического  синдрома( синдрома  гипоактивности)

Как помочь детям с нарушениями поведения:

невропатолог назначает препараты. Улучшающие мозговое кровообращение;

массаж ребенку;

лечение у квалифицированного остеопата;

физиотерапия;

лечебная физкультура (ЛФК);

занятия в бассейне;

 поведенческая терапия; это такая организация режима дня и занятий с ребенком, при которой гиперактивный ребенок будет постепенно (очень медленно) учиться контролировать себя, а гипоактивные ребенок станет активнее и инициативнее. Подбор индивидуальных приемов поведенческой терапии, которые будут наиболее действенны для конкретного малыша осуществляет только психолог на индивидуальной консультации. К нему (педагогу – психологу) следует обратиться сразу после консультации с невропатологом;

Материал из книги:

Фурманов И.А. Психология депривированного ребенка: пособие для  психологов и педагогов/ И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова. – М. Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 319 с. (Библиотека психолога).

Аннотация: в пособии представлены материалы, раскрывающие  психологическую природу депривации, особенности психического развития и состояния депривированного ребенка, даны педагогические рекомендации по коррекции личностных и поведенческих проблем. Пособие  адресовано психологам, педагогам, социальным работникам.

Материал из книги:

Хухлаевой О.В.

Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: Учеб. Пособие для студ. Выш. Пед. Учеб. Заведений. – М.:Издательский центр «Академия», 2003 – 176 с.: 8 л. ил.: ил.

Раскрывается содержание индивидуальной коррекционной работы психолога дошкольного образовательного учреждения и средней общеобразовательной школы с детьми, имеющих отклонения в психологическом здоровье. При этом дается определение понятия «психологическое здоровья», классификация его нарушений, показаны особенности диагностики, характеризуются методы коррекции. Представлена программа практической  работы с детьми, проиллюстрированная примерами из опыта работы автора и рисунками детей. Полезно учителям, родителям, школьным психологам, воспитателям, психологам ДОУ;

Для выяснения глубинных механизмов нарушениях поведения необходимо:

Знать особенности возраста ребенка!

Иметь терпение и такт в выяснении причины конфликта («плохого» поведения ) ребенка.

Уметь правильно отреагировать на отрицательные реакции ребенка ( на «плохое» поведение ребенка);

С младшего дошкольного возраста учит детей осознавать элементарные нормы поведения, используя для этого разнообразные методы и приемы, при этом четко зная особенности соматического и психического состояние ребенка.

 Видеоматериал Центра практической психологии «Катарсис»

  «Как научить ребенка контролировать свои эмоции» (элементы телесной терапии    

      на занятиях и в повседневной жизни);

«Как помочь  детям с эмоциональными проблемами (тревогой, страхом, агрессией.

       Игры и упражнения для психологов, педагогов, родителей.

        Содержание:

  • Причины эмоциональных проблем у детей;
  • Возрастные и личностные особенности тревоги, страха и агрессии.
  • Терапевтические занятия с детьми: работа со страхами, тревогой и агрессией.
  • Коррекция эмоциональных проблем;
  • Обучающие занятия с детьми;
  • Требования к занятиям с детьми. Влияние детских игрушек, ТВ на

                    эмоциональное развитие детей.

  • Детская релаксация.

Коррекционная работа по эмоциональным нарушениям детей дошкольного возраста в темной сенсорной комнате посредством релаксационного оборудования, с использованием в комплексе музыку, ароматерапию и цветотерапию.

Коррекционная работа по эмоциональным нарушениям посредством игр с водой,

песком; (аквацентр).

Коррекционная работа по эмоциональным нарушениям детей дошкольного возраста посредством игротерапии;

 Программы коррекции  поведения детей (разных эмоциональных нарушений;

Составить библиографию ( литература по проблемам поведения детей дошкольного возраста);

Составить картотеку игр и игровых пособий по коррекции поведения детей дошкольного возраста;

Выступление педагога – психолога Киселевой И.П.

для родителей при ПМСС Центра «Дар» по теме

«Проблемы поведения детей раннего возраста»

от 22.12.2011 года

ЦЕЛЬ:

1.Оказать помощь родителям в воспитании  детей раннего возраста.

Задачи:

1.1 Сообщение знаний об особенностях психического развития детей раннего возраста, (о разных причинах проблемного поведения детей раннего возраста ; дать  понятия «норма» и «патология» в поведении ребенка раннего возраста: кризис 3-х лет );

1.2 Способствовать повышению их компетентности в правильном выборе воспитательных средств, приемов и методов  при воздействии на ребенка раннего возраста в ситуациях  его проблемного поведения :  кризис 3-х лет);

1.3 Разработать практические рекомендации для родителей в периоды проблемного поведения ребенка раннего возраста.

1.4 Оформить папки – передвижки по проблемам поведения ребенка раннего возраста;

При правильном воспитании у ребенка раннего возраста преобладает бодрое активное состояние. В таком эмоционально – положительном состоянии они правильно реагируют на просьбы взрослых, охотно едят, спокойно идут спать, Они очень эмоциональны, часто улыбаются, смеются, очень подвижны, деятельны и  ласковы.

Такое поведение свидетельствует о состоянии оптимальной возбудимости  нервной системы ребенка, эмоциональном комфорте ребенка со взрослыми. Однако,  психологи  анализируя  поведение ребенка  в течении первых 3-х лет, отмечают крайнюю неустойчивость состояния возбудимости (поведения, разных эмоциональных состояний).Иногда от незначительной причины

( пример, небольшого изменения режима сна)  ребенок приходит в состояние повышенной возбудимости, при котором возникают различные нарушения поведения, или проблемы в поведении: это упрямство, негативизм, агрессия, отказ от еды. сна, вспышки раздражения, истерики, чрезмерная активность, ребенок может укусить, драться и др.

Изучение проблемного поведения детей раннего возраста началось еще в начале 20 – го века. Проблемами поведения детей раннего возраста серьезно изучались учеными: Н.М.Аксариной, Л.Ф. Островской, Н.М. Щеловановой.

Они установили  основные причины  проблем поведения детей раннего возраста , а также их коррекция (исправление)

  1. Причина проблемного поведения - заболевание.

      Каждое , даже незначительное заболевание влечет за собой какие – либо

     изменения  в состоянии нервной системе (падает работоспособность,

     ребенок становится или слишком раздражительным, либо вялым в

     зависимости от тяжести заболевания, изменяется его обычное поведение

     (капризы, истерики, отказ от пищи и др.) Отсюда – правильные действия

     родителей,  терпимость по отношению к больному ребенку!

  1. Причина проблемного поведения - недостаточное удовлетворении органических потребностей ребенка (например, голод). Даже незначительное нарушение в удовлетворении физиологических потребностей организма ребенка ведет к изменению

     его поведения:  небольшое запаздывание с обедом, несвоевременное

     укладывание спать, неудобная одежда, мешающая двигаться на улице и  

     др.

     Правильные действия взрослого - ,для предупреждения нежелательного

     поведения родители должны  обеспечить  ребенку правильное и

     полноценное питание, точное выполнение режима, активные игры,

     поддерживать самостоятельность.

  1. Причина проблемного поведения - отсутствие условий для активной деятельности, в частности для движений.(недостаток физических упражнений, накопившиеся неизрасходованная энергия) является одной из часто встречающейся причиной конфликта взрослого и ребенка (представьте , вы пришли усталые с работы, а ребенок со своими потребностями тут как тут и посыпались многочисленные просьбы «поиграй со мной. Давай погуляем и др., и чаще всего ваша реакция – я устала…, подожди.. или еще хуже: окрики «отойди..», правильная реакция взрослого – это  уделить любимому чадо время, уметь их  занять, поиграть в подвижные игры.

4. Причина проблемного поведения - недостаточное общение со взрослым. Не получая удовлетворения этой потребности ребенок становится или вялым или раздражительным, или замыкается в себе. По этой же причине появляются разные невротические  вредные привычки: сосание пальцев, кусание ногтей, выдергивание волос и др. В рисунках детей этот дефицит общения очень ярко проявляется!

5. Наиболее  главной причиной в наш 21 век проблемного поведения ребенка до 3 – х лет - неправильные подходы взрослых к воспитанию детей раннего возраста:

  • Чаще всего в семье , где нет единых требований со стороны взрослых к ребенку возникают  чаще  истерики , капризы, плач, агрессия и др. негативные проявления в поведении ( мама с папой требуют , а бабушка разрешает; или папа  жестко держит и воспитывает сына , а мама жалеет).
  • Использование в воспитании ребенка раннего возраста частых запретов, ограничений также вызывают негативные действия ребенка. Нужно помнить, что ребенок в этом возрасте  не умеет контролировать свои действия, для него познание мира предметов на первом плане: есть такой мудрый прием: если что – то запрещаешь ребенку раннего возраста,  то обязательно придумай а что можно.. (пример, пылесос тебе нельзя трогать, а вот веник  возьми, и мы с тобой наведем чистоту! Правильная , последовательные и согласованные требования к малышу со стороны всех взрослых в семье, установление единых правил, запретов, ограничений,  порицаний.
  • Причина проблемного поведения ребенка раннего возраста -  детско – родительские отношения: стиль общения ребенка и родителей (авторитарный стиль воспитания: жесткие правила и требования, дети замкнуты, боязливы, угрюмы, агрессивные; либеральный или попустительский : родители совсем не контролируют поведение детей, полная свобода действий; отвергающий стиль общения: открыто демонстрируют неприятие ребенка;  эгоцентричный стиль общения: ребенок «кумир» « смысл жизни «родителей, вседозволенность, маленький тиран взрослых; демократически или авторитетный), В Выбор  взрослыми неправильного стиля общения могут быть и негативные воспоминания о детстве (чрезмерно строгие родители – также начинают воспитывать своих детей)
  • Причина проблемного поведения детей раннего возраста  - незнания специфики и развития нервной системы ребенка в ранний период, его особенности восприятия окружающего мира.  Хочу напомнить эти особенности  развития детей раннего возраста: излишняя ранимость, эгоцентризм ( я воспринимаю мир через собственные ощущения из – за маленького жизненного опыта), малая выносливость и  быстрая утомляемость , неуравновешанность - эмоции возникают спонтанно и ребенок ведет себя импульсивно , неустойчивость настроения: улыбка моментально может смениться слезами ,  быстрая смена настроения: малыш легко переходит от плача к смеху и наоборот, поэтому его легко успокоить, недостаточная подвижность нервных процессов: быстро возбуждаемость и долго успокаиваются, эмоциональная заражаемость ( стоит одному заплакать, другие начинают плакать). Поведение  ребенка раннего возраста целиком зависит от внешних обстоятельств. Чувства ребенка  побуждают к поступкам, и в поступках они закрепляются. У этих детей рано проявляется способность к сопереживанию, они научаются уже оценивать поступки свои и чужие.  Но сознательно управлять своим поведением ребенку не удается, для этого ему нужен взрослый, который помогал ему не делать то, что нельзя..  Ведь ребенку очень трудно в таком возрасте выполнять непривлекательные действия: убирать игрушки,  тяжело удержаться от немедленного удовлетворения возникшего желания - сьесть немедленно конфетку.
  • Одной из причин нежелательного агрессивного поведения ребенка раннего возраста является – ревность к другим детям в семье. Чаще всего – это рождение  второго ребенка в семье . Поэтому надо заранее готовить ребенка к появлению братика или сестрички.

6. Проблемы в поведении у ребенка могут быть и наследственного характера – они чаще всего возникают в семьях, где родители , страдают  депрессией, шизофренией, родителей с патологическими чертами личности: аффективность, тревожность, эгоцентричность и др.

7. Также очень часто проблемы в поведении у детей в раннем возрасте встречаются в семьях, где наблюдается дисгармония супружеских отношений (развод родителей, конфликты между родителями , ведь ребенок в этом возрасте очень чувствителен к настроению родителей, особенно , матери: мать тревожная, ребенок – тоже.)

     8. Проблемы в поведении ребенка раннего возраста могут быть

       связаны и    кризисными периодами. Эти кризисы закономерны,

       неизбежны.

       Важнейшим новообразованием раннего детства является к обозначению

       себя личным местоимением «Я сам», отделение себя от мира взрослых.

       К     3-м годам у ребенка появляются желания. Не совпадающие с

       желаниями взрослого, нарастает тенденция к самостоятельности,

       стремление отделить свое «Я» от взрослого, а для этого надо стараться  

       делать все самому!

       Это приводит к  проблемам в общении ребенка со взрослым

       С 3-х лет ребенок перестает себя называть в третьем лице, а называет

       себя по имени, обозначает себя местоимением «Я». В этот период,

       отделившись от взрослого , ребенок начинает стремиться к достижению

       результата любой доступной деятельности, желает продемонстрировать

       свои успехи взрослому, получить одобрение, у него появляется

       обостренное чувство собственного достоинства, которое проявляется  в

       повышенной обидчивости и эмоциональной чувствительности.

       Л.С. Выготский описывает 7 характеристик кризиса  (папка);

     9. Темперамент и поведение ребенка.

         Ребенок «сильного типа» - сангвиник: свойственна активность,

        любопытство в достижении цели. Преобладает хорошее настроение,

        «заводила», аппетит и сон хороший. Его нельзя грубо наказывать,

       запугивать, обижать. Воспитывать такого ребенка легко!

       Неугомонный «холерик»: упрямство, настаивание на своем,

        целеустремленный. Бесстрашный., эмоциональный, сон чуткий.

       Для   воспитания нужно терпение, выдержка со стороны взрослых!

       «Невозмутимый» флегматик – тихий, медленный в действиях. мыслях,

        трудолюбивый, осторожный, рассудительный, тихий, покладистый,

        спокойный.

       «Чувствительные» меланхолики – очень впечатлительные, приветливые,

         отзывчивые.

Подавление же врожденного темперамента может вызвать невротические реакции! Постарайтесь воспитывать своего ребенка в соответствии с его индивидуальностью!

Проблемы в поведении у детей – явление обычное и преодолимое. Все нежелательные поступки , действия и слова ребенка  всегда имеют  свои причины. И мудрость родителей, матери, правильно определить причину такого поведения, и тем самым предотвратить последующие вспышки детской раздражительности. В раннем детстве нельзя принуждать ребенка к чему – то, иначе можно добиться обратного эффекта. Необходимо старательно и терпеливо обьяснять ребенку, что от него требуется, приучать с детства к дисциплине,  знакомит с элементарными правилами поведения в обществе, прививать культуру поведения. Родителям необходимо знать потребности и чувства своего ребенка.

НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ ДО 5-ти ЛЕТ:

Застенчивость; причина: неуверенность в себе.

Страхи: они всегда присутствуют у детей,так как у ребенка мал жизненный опыт; но существуют нормы страхов (по Захарову). Страх уколов, сказочных героев, высоты, пожара и др. Страхи появляются в течении всей жизни человека и их происхождение зависит от опыта самого человека. У наших детей чаще всего страхи создают сами взрослые: мультфильмы о всяких нечеловеческих существах: человек – паук и др.

Ревность: второй ребенок; тревожность, нервозность, плохой сон, аппетит и др.

Упрямство: пик упрямства 2,5 года. Защитная реакция, настойчивость. немотивированное упрямство.

Поиск внимания  к себе:

Вспышки раздражительности:

Чрезмерная активность: гиперактивность или темперамент, или ограничение ребенка в двигательной активности и др.

Агрессивность – кусание и драчливость:

Различают физическую, вербальную, направленную на себя (причинение боли себе) Ребенок  дерется. (учить социально приемлимым способам разрешения конфликтных ситуаций. Драки между старшим и младшим ребенком в семье – явление обычное и закономерное, если еще разница в возрасте небольшая. Ребенок портит вещи: продолжается с 1 года до 2 –х лет. Причина? зависть, самоутверждение, желание творить. Бранные слова: пример родителям или киногероям. (вербальная агрессия).Ребенок причиняет себе боль (самоагрессия, аутоагрессия): неуверенность в себе, недостаток любви, ласки, понимания со стороны взрослых, но это может быть и признак психического заболевания. Научиться разряжаться!

Учить приемлемым способам для выражения гнева:  музыка. Бег и др.

Причина агрессивности - может быть и неудачные роды, беременность.

Ребенок кусается в норме до 3-х лет: причины: неуверенность, ревность, агрессия.

Неприличные слова: ребенок их не понимает, но это подражание родителям.

Ложь: (выдумывание историй): до 5 лет ребенок не говорит правду – это норма, но после 5 лет стоит обратиться к психологу;

Эгоизм: дети раннего возраста эгоцентричны, они не имеют понятия, что надо считаться с другими людьми, это приходит постепенно. В них развития или присутствует нормальная склонность добиваться и получать все, что им хочется, (очень маленький жизненный опыт).Постепенно путем обьяснений и игр с детьми – эти понятия у них воспитываются.

Плач:- это особый язык ребенка; причина плача: или голод, мамы нет и др. Беспричинный плач.

Проблемы со сном: проблемы со сном: ребенок кричит во сне; ребенок не хочет спать, ребенок ложиться к родителям.. Тишина и распорядок!

После болезни, развод родителей и др.

Плохой аппетит  и отказ от пищи:

Вредные привычки: сосание пальцев,  кусание  ногтей и другие навязчивые движения. Причина: самоуспокоение, недостаток тепла, ласки, признак нервозности.

22.12.2011           Педагог-психолог МДОУ № 50 «Родничок»: Киселева И.П.

                ВАШИ ДЕЙСТВИЯ  ПРИ ЛЮБОМ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОМ

                ПОВЕДЕНИИ  РЕБЕНКА:

  1. Любое проявление характера у ребенка в раннем возрасте  обязательно имеет свои  причины ! Отсюда, главная цель родителей  при разрешении любого нежелательного поведения ребенка – это устранить причину такого нежелательного поведения ребенка, а не подавлять его.
  2. При выборе каких – либо методов воздействия на ребенка надо знать

          особенности  нервной системы детей раннего возраста:

малая выносливость, быстрая утомляемость, неуравновешанность и недостаточная подвижность нервные процессов: возбуждения и торможения (быстро возбуждаются, трудно успокаиваются), эмоциональная заражаемость (если один заплачет, другие  начинают также плакать), эгоцентризм ( весь мир для него), такие понятия, как «хорошо» и «плохо» имеет для ребенка особое понимание: «хорошо» для ребенка – это  то, что интересно и завлекательно. Это соединение понятий «хорошо» и «приятно» характерно только для детей раннего возраста! Постепенно ребенок приобретает опыт, и позднее он считает, что «хорошо» - это то , за что хвалят!

  1. Сотрудничать с ребенком , а не руководить им. Приказы, резкие

      запреты могут спровоцировать агрессивную вспышку.

  1. Использовать в общении краткие и четкие  понятные малышу инструкции.
  2. Постарайтесь, чтобы вашему ребенку было уютно, безопасно с вами.
  3. Чаще говорите ребенку, что вы его любите.
  4. Быть терпеливым не допускать чрезмерных вспышек в ответ на его нежелательное поведение.
  5. Учите элементарным правилам этикета.
  6. Создайте для ребенка развивающую среду  и  обеспечьте ему достаточную самостоятельность и свободу действий (под вашим контролем)
  7.  При любом нежелательном поведении вспоминайте свое детство: когда я была маленькой…..; рассказывайте разные небылицы о непослушных детях, говорите от лица любимых игрушек и  др.
  8. Дети с 3-х лет вполне способны понять логические обьяснения взрослых: почему надо поступать так, а не иначе…
  9. Во время истерик, плача и других выраженных негативных проявлениях не пытайтесь что – либо внушить детям, в таком состоянии они не слышат вас, но оставайтесь рядом, не уходите.

( рекомендации педагога – психолога МДОУ № 50  Киселевой И.П.)

        

Семинар для родителей при консультативном Центре  ПМСС Центра «Дар»   был проведен  22 декабря 2012 года.

Тема: «Проблемы поведения детей раннего возраста»

Присутствовало 9 – 10 родителей ?

Начало 18.00 часов, закончился в 19.30

План выступления:

  1. Начало:  мини – лекция «Проблемы поведения детей раннего возраста»; с 18.00 – 18.40 часов
  2. Обмен мнениями; ответы на вопросы родителей по теме: с 18.40 – 19.20
  3. Папка – передвижка с практическими  рекомендациями : «Кризис 3-х лет»; «Если ребенок много капризничает и плачет», «Если ребенок сосет палец», «Ох, как хочется побаловать».
  4. Практические рекомендации для родителей: «Ваши действия при любом нежелательном поведении  вашего ребенка»

Атмосфера  была очень доброжелательной и доверительной. Родители проявили большой интерес к данной теме, было очень много предложено ситуаций психологу, на которые родители получили ответ  ( глазами психолога);  Родители с большим желаниям делились своим опытом, грамотно рассуждали;

Цель:

Оказать психологическую помощь родителям в воспитании ребенка раннего возраста, особенно в кризис 3-х лет.

           

          Задачи:

   

  1. Дать элементарные знания родителям об особенностях психического развития ребенка раннего возраста; (о  разных причинах проблемного поведения детей раннего возраста, показать и разьединить норму и  патологию в поведении: кризис 3-х лет));
  2. Способствовать повышению компетентности  родителей в правильном подборе воспитательных средств, приемов и методов  при  воздействии на  ребенка раннего возраста в  ситуациях его проблемного поведения р ( поведение родителей в период кризиса).
  3. Разработать практические рекомендации для родителей «Ваши действия при любом нежелательном поведении ребенка.
  4. Оформить папки – передвижки по проблемам поведения детей раннего возраста.