Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы

Прянишникова Ирина Владимировна

  Пояснительная записка

 

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 – 7  классов составлена на основе:

  • Закона РФ «Об образовании»;
  • Устава МОУ СОШ № 1;
  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от «17» декабря 2010 г.);
  • Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству в 5 – 8 классах (решение федерального учебно-методического объединения по начальному образования (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15));
  • Программы основного общего образования МОУ СОШ № 1 г. Хвалынска (протокол педсовета № 1 от 31.08.17 г.);
  • Согласно базисному плану МОУ СОШ №1 г.Хвалынска на 2017-2018 учебный год (приказ № 92 от 08.08.17 г.);
  • Положение о рабочей программе педагога МОУ СОШ №1 г. Хвалынска (протокол педсовета № 9 от 04.07.15 г.);
  • Программы по изобразительному искусству к учебно-методическому комплекту под редакцией Б.М. Неменский для 5 – 8 классов.

 

Общая характеристика учебного предмета

 

Целью художественного образования является приобщение обучающихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном; воспитание умения видеть, чувствовать, понимать и создавать, проявляя самостоятельность и творческую активность; вырастить из воспитанника Зрителя, Мастера, Художника.

Задачи:

- Овладение основами грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка через жанровый принцип

         - Овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме.

- Формирование знаний о качестве, глубины художественных произведений и расширение ассоциативных возможностей мышления.

- Развитие  художественно-творческих способностей обучающихся, практического опыта использования цвета, формы, пространства для образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности.

- Воспитание  культуры восприятия произведений изобразительного искусства: об особенностях видения мира в разные эпохи; о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения  в искусстве.

- Активизация самостоятельной и творческой работы учащихся на основе замысла.

 

Результаты освоения учебного предмета

 

         В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изоб­разительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

         Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

      Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро­ванности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де­ятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов;

        Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художе­ственно-творческой деятельности, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах;
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика), декоративно-прикладных; 
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразитель­ного искусства, освоение практических умений и навыков вос­приятия, интерпретации и оценки произведений искусства; фор­мирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ.

Описание места учебного предмета

 

В соответствии с Образовательной программой школы на 2017 – 2018 учебный год предмет «Изобразительное искусство» изучается в 5 – 8 классе 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Планируется в I триместре – 10 часов,  во II триместре – 11 часов, в III триместре – 13 часов.

Основные методы, которые планируется использовать:

        1.Словесные методы:

-Рассказ

-Объяснение

-Беседа

-Дискуссия

-Лекция

        2.Работа с учебником и книгой

- Конспектирование

- Составление плана текста

- Цитирование

        3.Наглядные методы:

- Метод иллюстраций

- Метод демонстраций

        4.Практические методы:

Форма контроля:

- самостоятельная работа;

- устный опрос;

- взаимоопрос;

- тест;

- контрольная работа

-отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchaya_programma.docx79.44 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

ШМО предметов гуманитарного цикла

(протокол № ___

 от «     » _________2020 г.)

«Согласовано»

Зам. директора по УР МОУ «СОШ № 1 г. Хвалынска Саратовской области»

«   »  ____________    2020 г.

                        Охулина С. А.

«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ № 1 г. Хвалынска Саратовской области» (приказ №____ от                  « ___ » августа 2020 г.)      

 Пудовочкин А.Г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 г. Хвалынска

Рабочая  программа по учебному предмету

«Изобразительное искусство»

для учащихся 5 - 7 классов  (ФГОС СОО)

срок реализации программы 2020-2021 год

Рассмотрено на  заседании  

                                                                                                          педагогического совета

                                                                                                  протокол  № _____

                                                                                                                  от  «____»_________2020г.

Составитель:  Прянишникова Ирина Владимировна,

 учитель музыки,

первая квалификационная категория;

г. Хвалынск

2020 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 – 7  классов составлена на основе:

  • Закона РФ «Об образовании»;
  • Устава МОУ СОШ № 1;
  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от «17» декабря 2010 г.);
  • Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству в 5 – 8 классах (решение федерального учебно-методического объединения по начальному образования (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15));
  • Программы основного общего образования МОУ СОШ № 1 г. Хвалынска (протокол педсовета № 1 от 31.08.17 г.);
  • Согласно базисному плану МОУ СОШ №1 г.Хвалынска на 2017-2018 учебный год (приказ № 92 от 08.08.17 г.);
  • Положение о рабочей программе педагога МОУ СОШ №1 г. Хвалынска (протокол педсовета № 9 от 04.07.15 г.);
  • Программы по изобразительному искусству к учебно-методическому комплекту под редакцией Б.М. Неменский для 5 – 8 классов.

Общая характеристика учебного предмета

Целью художественного образования является приобщение обучающихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном; воспитание умения видеть, чувствовать, понимать и создавать, проявляя самостоятельность и творческую активность; вырастить из воспитанника Зрителя, Мастера, Художника.

Задачи:

- Овладение основами грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка через жанровый принцип

         - Овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме.

- Формирование знаний о качестве, глубины художественных произведений и расширение ассоциативных возможностей мышления.

- Развитие  художественно-творческих способностей обучающихся, практического опыта использования цвета, формы, пространства для образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности.

- Воспитание  культуры восприятия произведений изобразительного искусства: об особенностях видения мира в разные эпохи; о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения  в искусстве.

- Активизация самостоятельной и творческой работы учащихся на основе замысла.

Результаты освоения учебного предмета

                В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

              Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

      Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

        Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах;
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика), декоративно-прикладных;  
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ.

Описание места учебного предмета

В соответствии с Образовательной программой школы на 2017 – 2018 учебный год предмет «Изобразительное искусство» изучается в 5 – 8 классе 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Планируется в I триместре – 10 часов,  во II триместре – 11 часов, в III триместре – 13 часов.

Основные методы, которые планируется использовать:

        1.Словесные методы:

-Рассказ

-Объяснение

-Беседа

-Дискуссия

-Лекция

        2.Работа с учебником и книгой

- Конспектирование

- Составление плана текста

- Цитирование

        3.Наглядные методы:

- Метод иллюстраций

- Метод демонстраций

        4.Практические методы:

Форма контроля:

- самостоятельная работа;

- устный опрос;

- взаимоопрос;

- тест;

- контрольная работа

-отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ

Содержание учебного предмета

Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры.

В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства. Программа включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, театра, фото- и киноискусства.

Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство», суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный мировой опыт. Как целостность, состоящая из народного искусства и профессионально-художественного, проявляющихся и живущих по своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии.

В программу включены следующие основные виды художественно-творческой деятельности:

  • ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность;
  • изобразительная деятельность (основы художественного изображения);
  • декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства);
  • художественно-конструкторская деятельность (элементы дизайна и архитектуры);
  • художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.

Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности.

Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоении практического применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История России», «Обществознание», «География», «Математика», «Технология».

Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности.

Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоении практического применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История России», «Обществознание», «География», «Математика», «Технология».

Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты

Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в народном искусстве.

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре.

Понимание смысла деятельности художника

Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).

Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).

Вечные темы и великие исторические события в искусстве

Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.

Конструктивное искусство: архитектура и дизайн

Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды.

Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв.

Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское барокко.

Искусство полиграфии

Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.

Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв.

Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А. Федотов). «Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи). Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов). Исторический жанр (В.И. Суриков). «Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт - Петербурге). Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский).

Взаимосвязь истории искусства и истории человечества

Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея). Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Художественно-творческие проекты.

Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография

Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник. Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Художественно-творческие проекты.

Планируемые предметные результаты

Выпускник научится:

  • характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
  • раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
  • создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
  • создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
  • определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;
  • создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
  • распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
  • характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
  • различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
  • различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
  • находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;
  • различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
  • называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;
  • классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
  • объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
  • композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
  • создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
  • простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
  • навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);
  • изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
  • создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
  • строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
  • характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
  • передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
  • творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;
  • выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
  • рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;
  • применять перспективу в практической творческой работе;
  • навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
  • навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;
  • видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;
  • навыкам создания пейзажных зарисовок;
  • различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
  • пользоваться правилами работы на пленэре;
  • использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;
  • навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;
  • различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
  • определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
  • пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
  • различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
  • различать и характеризовать виды портрета;
  • понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
  • пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
  • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
  • использовать графические материалы в работе над портретом;
  • использовать образные возможности освещения в портрете;
  • пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
  • называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;
  • навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
  • навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
  • навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
  • рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
  • приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;
  • характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;
  • объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;
  • изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
  • узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;
  • перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;
  • характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;
  • узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;
  • характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;
  • рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;
  • называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;
  • творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;
  • творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на историческую тему;
  • творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
  • представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
  • называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;
  • узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;
  • характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
  • рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;
  • описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;
  • творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;
  • анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;
  • культуре зрительского восприятия;
  • характеризовать временные и пространственные искусства;
  • понимать разницу между реальностью и художественным образом;
  • представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;
  • опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;
  • собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
  • представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;
  • опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;
  • систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;
  • распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
  • понимать сочетание различных объемов в здании;
  • понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
  • иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;
  • понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
  • различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
  • характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;
  • понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;
  • осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
  • применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;
  • применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
  • создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
  • создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;
  • получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
  • приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
  • характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
  • понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;
  • называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
  • понимать основы краткой истории костюма;
  • характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;
  • применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны;
  • использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
  • отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;
  • использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
  • узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;
  • различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;
  • различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;
  • узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
  • характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;
  • раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;
  • работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
  • различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
  • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
  • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
  • сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;
  • рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
  • ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
  • использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;
  • выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;
  • характеризовать признаки и особенности московского барокко;
  • создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.

Выпускник получит возможность научиться:

  • активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
  • владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
  • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;
  • понимать специфику изображения в полиграфии;
  • различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
  • различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
  • проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
  • создавать художественную композицию макета книги, журнала;
  • называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;
  • называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;
  • называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;
  • называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;
  • называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;
  • понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;
  • активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
  • определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;
  • использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
  • называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;
  • создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
  • узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
  • узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;
  • осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;
  • применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;
  • понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;
  • характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
  • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
  • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
  • использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
  • характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
  • получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;
  • использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;
  • понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
  • понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
  • называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);
  • различать особенности художественной фотографии;
  • различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);
  • понимать изобразительную природу экранных искусств;
  • характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
  • различать понятия: игровой и документальный фильм;
  • называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
  • понимать основы искусства телевидения;
  • понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
  • применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;
  • применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;
  • добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;
  • использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;
  • применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
  • пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;
  • понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
  • применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
  • применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
  • использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;
  • применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;
  • смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;
  • использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;
  • реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.

Перечень учебно - методического обеспечения.

Программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 5 - 8 классах дидактико-технологическое оснащение, электронную энциклопедию, медиатеку и т. п.

- «Изобразительное искусство»: Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского – М.: «Просвещение», 2015 г.

- «Изобразительное искусство»: Искусство в жизни человека: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений /Л.А. Неменская ; под ред. Б.М.Неменского  - М.: «Просвещение», 2015 г.

-  «Изобразительное искусство»: Дизайн и архитектура в жизни человека: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений /А.С.Питерских, Г.Е.Гуров; под редакцией Б.М.Неменского – М.: «Просвещение», 2015 г.

-  «Изобразительное искусство»: Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений /А.С.Питерских; под редакцией Б.М.Неменского – М.: «Просвещение», 2015 г.

Учебно-методический комплект «ИЗО 5-8 классы», М., Просвещение, 2015 г.

- Методическое пособие для учителя «ИЗО 5 – 8 класс», М.,Просвещение, 2015 г.

- Творческая тетрадь «ИЗО 5 – 8 класс», М., Просвещение, 2015 г.

- Поурочные планы «ИЗО 5 – 8 класс», М., Просвещение 2005 г.

Список методической литературы

  1. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. - СПб.: Каро, 2004 г.
  1. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. - М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997 г.

5. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. - М.: 000 «Фирма МХК», 2000 г.

  1. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. - М.: Профиздат, 1991 г.
  2. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. - М.: Детская литература, 1998 г.
  1. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. - М.: Просвещение, 2003 г.
  2. Неменский, Б. М. Твоя мастерская. - М.: Просвещение, 2003 г.
  3. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1-8 классы. - М.: Просвещение, 2003 г.
  4. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. - Обнинск: Титул, 1998 г.
  5. Шоган, В. В. Технологии личностно ориентированного урока. - Воронеж: Учитель, 2004 г.

Учебно - тематическое планирование предмета «ИЗО» 5 класса

Тема урока

Дата проведения

5 «а» класс

Дата проведения

5 «б» класс

план

факт

план

факт

«Древние корни народного искусства»         (9 ч.)

1.

Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы

17.09.1

2.

Декор русской избы

3.

Внутренний мир русской избы

4.

Конструкция и декор предметов народного быта

5.

Конструкция предметов народного труда

6.

Русская прялка

7.

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

8.

Народный праздничный костюм

9.

Народные праздничные обряды

«Связь времён в народном искусстве» (7 ч.)

10.

Древние образы в современных народных игрушках

11.

Искусство Гжели

12.

Истоки и современное развитие промысла Гжели

13.

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла

14.

Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие

15.

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. Жостовские букеты

16.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни

«Декор – человек, общество, время» (11ч.)

17.

Зачем людям украшения

18.

Роль декоративного искусства в эпоху Египта

19.

Костюм эпохи Древней Греции

20.

Костюм эпохи Средневековья

21.

Эскиз русского народного костюма

22.

Изготовление куклы-берегини в русском народном костюме

23.

Одежда говорит о человеке

24.

Бал в интерьере дворца

25.

О чём рассказывают гербы

26.

Что такое эмблемы, зачем они нужны людям

27.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

«Декоративное искусство в современном мире» (7 ч.)

28.

Современное выставочное искусство

29.

Современное декоративное искусство

30.

Древние образы в современном декоративном искусстве

31.

Народные промыслы родного края

32.

Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства

33.

Деление общей композиции

34.

Работы учащихся

Учебно - тематическое планирование предмета «ИЗО» 6 классы

Тема урока

Дата проведения

6 «а» класс

Дата проведения

6 «б» класс

план

факт

план

факт

«Виды изобразительного искусства» (8 ч.)

1.

Изобразительное искусство в     семье пластических  искусств

17.09.1

2.

Рисунок - основа  изобразительного творчества

3.

Линия и ее выразительные возможности

4.

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

5.

Цвет. Основы цветоведения

6.

Цвет   в произведениях живописи

7.

Объемные   изображения в скульптуре

8.

Основы языка изображения

«Мир наших вещей. Натюрморт» (8 ч.)

9.

Реальность и фантазия в творчестве художника

10.

Реальность изображения предметного мира: натюрморт

11.

Понятие формы. Многообразие форм  окружающего  мира

12.

Изображение объёма на плоскости и линейная перспект

13.

Освещение. Свет и тень

14.

Натюрморт в графике

15.

Цвет в натюрморте

16.

Выразительные возможности натюрморта

«Вглядываясь в человека. Портрет» (9 ч.)

17.

Образ человека   - главная тема    искусства

18.

Конструкция головы человека и её пропорции

19.

Изображение головы человека в пространстве

20.

Графический портретный    рисунок и выразительность образа человека

21.

Портрет в живописи

22.

Сатирические образы человека

23.

Образные возможности освещения в портрете

24.

Портрет в скульптуре

25.

Роль цвета в портрете. Проект «Великие портретисты»

«Человек и пространство в изобразительном искусстве» (9 ч.)

26.

Жанры   в изобразительном искусстве

27.

Изображение пространства. Правила линейной и воздушной перспективы

28.

Портрет. Натюрморт. Пейзаж        

29.

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства

30.

Утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении. Природа и художник

31.

Беседа по пейзажам К. Моне, П. Сезанна, И. Грабаря, К. Юона

32.

Городской пейзаж. Образы города в российском искусстве XX века

33.

Выразительные возможности изобразительного искусства.   Язык и смысл

34.

Защита проекта на тему «Портрет, натюрморт, пейзаж»

Учебно - тематическое планирование предмета «ИЗО» 7 класса

Тема урока

Дата проведения

план

факт

«Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек».

 «Художник  - дизайн – архитектура.

Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры » (8 ч.)

1.

Мир, который создаёт человек

2.

Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесём порядок в хаос!»

3.

Прямые линии и организация пространства

4.

Цвет – элемент композиционного творчества» Свободные формы: линии и тоновые пятна

5.

Буква – строка – текст. Искусство шрифта

6.

Когда текст и изображение вместе

7.

В бескрайнем море книг и журналов

8.

Современное декоративно-прикладное искусство

«В мире вещей и зданий».

«Художественный язык конструктивных искусств» (7 ч.)

9.

От плоскостного изображения к объёмному макету

10.

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете

11.

Здание как сочетание различных объёмов» «Понятие модуля

12.

Важнейшие архитектурные элементы зданий

13.

Вещь как сочетание объёмов и образ времени

14.

Форма и материал

15.

Роль цвета в формотворчестве

«Город и человек».

«Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека» ( 10 ч.)

16.

Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека

17.

Образы материальной культуры прошлого

18.

Богатство форм и образно стилевого языка искусства архитектуры разных народов мира

19.

Русская архитектура – неотделимая часть мирового искусства

20.

Пути развития современной архитектуры и дизайна

21.

Город, микрорайон, улица

22.

Городской дизайн

23.

Интерьер и вещь в доме.

24.

Организация архитектурно – ландшафтного пространства

25.

Замысел архитектурного проекта и его осуществление

«Человек в зеркале дизайна и архитектуры».

«Образ человека и индивидуальное проектирование» ( 9ч.)

26.

Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом

27.

Интерьер, который мы создаём

28.

Пугало в огороде, или… под шепот фонтанных струй

29.

Цветы – частица сада в доме

30.

Композиционно – конструктивные принципы дизайна одежды

31.

Встречают по одежке

32.

Автопортрет на каждый день

33.

Имидж: лик или личина? Сфера имиджа дизайна

34.

Заключительный урок – творческая работа

Учебно - тематическое планирование предмета «ИЗО» 8 классы

Тема урока

Дата проведения

8 «а» класс

Дата проведения

8 «б» класс

план

факт

план

факт

«Художник и искусство театра.

«Роль изображения в синтетических искусствах» (8 ч.)

1.

Образная сила искусства. Изображение в театре и кино.

17.09.1

2.

Правда и магия театра. Театральное искусство и художник

3.

Безграничное  пространство сцены. Сценография  - особый вид художественного творчества.

4.

Сценография как искусство и производство.

5.

Тайны актерского перевоплощения Костюм, грим и маска, или магическое «если бы».

6.

Привет от Карабаса – Барабаса.
Художник в театре кукол.

7.

Третий звонок.

Спектакль – от замысла к воплощению.

8.

Обобщающий урок 1 часть

«Эстафета искусств: от рисунка к фотографии».

«Эволюция изобразительных искусств и технологий» (7 ч.)

9.

Фотография – взгляд сохраненный навсегда. Фотография  - новое изображение реальности.

10.

Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать

11.

Фотография искусство «светописи». Вещь: свет и фактура.

12.

«На фоне Пушкина снимается  семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера

13.

Операторское мастерство фотооператора.

14.

Искусство фоторепортажа.

15.

Документ для фальсификации: факт и его компьютерная трактовка.

«Фильм – творец и зритель» «Что мы знаем об искусстве кино?» (10 ч.)

16.

Синтетическая природа фильма и монтаж

17.

Пространство и время в кино

18.

Художественное творчество в игровом фильме

19.

От большого экрана к твоему видео

20.

Азбука киноязыка

21.

Фильм – «рассказ в картинках»

22.

Воплощение замысла

23.

Чудо движения: увидеть и снять

24.

Искусство анимации или когда художник больше чем художник

25.

Живые рисунки на твоем компьютере

«Телевидение – пространство культуры». «Экран – искусство – зритель» (9 ч.)

26.

Информационная и
художественная природа

телевизионного изображения.

27.

Телевизионная  документалистика:
от видеосюжета до телерепортажа

28.

Кинонаблюдение – основа

документального видеотворчества

29.

Видеоэтюд в пейзаже и портрете

30.

Видеосюжет в репортаже, очерке,

интервью

31.

Современные формы экранного языка

32.

Роль визуально – зрелищных искусств в жизни общества и человека

33.

Искусство – зритель - -современность

34.

Заключительный урок – творческая работа