педагогические находки

Николаева Наталия Николаевна

 Примерная структура портфолио  

 

 

 

УУД

                                Разделы портфолио

Мой портрет

Мои учебные помощники

Мои рабочие материалы

Мои достижения

Личностные

Смысловая линия «Я сам», «Я чувствую», «Мое отношение»

Автопортрет, «Моя семья»,схема «Мир увлечений»,анкеты

Таблица «Это нужно знать для того, чтобы…», правила поведения в школе, законы жизни класса

Примеры заданий из учебников и рабочих тетрадей, таблица «Что такое хорошо и что такое плохо?»(выводы по собственным жизненным и литературным событиям)

Продукты творческой деятельности, отражающие информацию из схемы «Мир моих увлечений»,  «Мои самые важные поступки в школе и дома»

Регулятивные

Смысловая линия

«Я могу», «Я  знаю как», «Я знаю разные способы»

«Что я могу, умею делать?», «Что я хочу делать и чему могу научиться?»

План-список чтения, план график работы в проекте, план-памятка решения задач, памятка, как поступать в стрессовых ситуациях (при возникновении опасности)

Самостоятельные работы по предметам

Самые лучшие работы

ОбщеучебныеСмысловая линия «Я учусь»

«Я учусь в школе – значит,  я ученик», «Дерево проблем», «Мои любимые книги»

Вопросы для работы с разными видами текста

Тексты, вырезки из журналов по выбранной теме, образцы самостоятельных работ

Словарь новых терминов, лучшие работы, сочинения

Коммуникативные

Смысловая линия «Мы вместе», «Способы Общения»

«Мои друзья»

Памятка «Правила общения», рисуночные анкеты

Примеры заданий из учебников и рабочих тетрадей

Продукты совместного творчества         (с родителями, одноклассниками)

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Работа  над сказками

        Возможные баллы

       Моя оценка в баллах

Правильно определен вид сказки

Из 5 баллов

Правильно  названы признаки данного вида сказки

Из 4 баллов

Правильно выбраны слова для передачи настроения

Из 10 баллов

Даны  развернутые характеристики всех героев

Из 10 баллов

              Я - собеседник

Возможные баллы

Моя оценка в баллах

Могу пересказать все события

Из 30 баллов

Могу назвать поэтапно все действия

Из 30 баллов

Пересказываю без пауз

Из 10 баллов

Грамотно строю фразы

Из 30 баллов

             Я- автор

Возможные баллы

Моя оценка в баллах

Правильно формулирую мысль

Из 30 баллов

Могу обосновать ответ

Из 30 баллов

Могу делать выводы

Из 30 баллов

Использую изобразительные средства языка

Из 30 баллов

               Я- эксперт

Возможные баллы

Моя оценка в баллах

Умею оценить ответ другого

Из 30 баллов

Умею обосновать свою оценку другому

Из 30 баллов

Могу дать совет для лучшего ответа

Из 30 баллов

 

              Я- слушатель

Возможные баллы

Моя оценка в баллах

Я умею слушать другого

Из 20 баллов

Я могу найти и запомнить ошибки другого

Из 30 баллов

Я умею вести диалог

Из 30 баллов

Этапы работы над текстами:

1. Этап   первоначального самоопределения в тексте.

Используем :

знакомство с автором и названием произведения, его жанром;

прогнозирование содержания по заголовку, иллюстрациям, ключевым словам; выразительное чтение произведения учителем;

«медленное», «пошаговое» чтение произведения учащимися (чтение с комментариями, попутной формулировкой вопросов, выделение в тексте непонятных мест (слов);

обмен мнениями, намеренные остановки в чтении, прогнозирование возможного продолжения сюжета, реконструкция отсутствующих частей и т.д.

2. Этап анализа текста и интерпретация его смысла.

  Творческий диалог читателей с автором произведения по поводу прочитанного.

Используем :

определить жанр произведения;

охарактеризовать образы персонажей;

освоить некоторые художественные приёмы;

раскрыть нравственную идею произведения;

составление вопросов и заданий по тексту;

выполнение в группах самостоятельных заданий по тексту, а затем коллективное обсуждение полученных наблюдений;

составление плана текста;

мини-исследование по тексту (выбор слов, характеризующих образы персонажей; выбор средств, используемых при создании образов; обсуждение значения некоторых слов, особенно важных для осмысления авторской идеи и т.д.)

3.Этап работы с текстом после чтения.

Используем :

выполнение мини-проверочных работ;

тестирование с целью оценки  уровня   участия в уроке и осмыслении произведения;

проведение творческих работ на основе прочитанного (творческое пересказывание, инсценирование, составление отзывов, иллюстрирование текста, написание сочинений-рассуждений в жанре эссе и др.)



Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления

Бортовые журналы

Что я знаю о тундре?

Что я узнал нового о тундре?

Бортовой журнал:

Предположения

Новая информация 

Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:

– Заполните свой «дневник исследователя» :

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста? 

Дети заполняют левую колонку. При работе с различными источниками информации, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку «дневника исследователя», исходя из полученной информации и своих знаний, опыта. Проводя подобную работу, учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, чтобы потом ученики могли этим пользоваться.

На смысловой стадии работа может быть организована так: один из членов пары работает со списком в графе «предположения», ставит знаки «+» и «–», в зависимости от правильности предположений; второй записывает только новую информацию. Учащиеся работают индивидуально. На стадии рефлексии (размышления) идет предварительное подведение итогов: сопоставление двух частей «бортового журнала», суммирование информации, ее запись и подготовка к обсуждению в классе. Организация записей может носить индивидуальный характер, т.е. каждый член пары ведет записи в обеих частях таблицы самостоятельно, результаты работы обсуждаются в паре. Затем следует новый цикл работы со следующей частью текста. Очень важной является итоговая рефлексия или окончательное подведение итогов, которое может стать выходом на новое задание: исследование, эссе и т.д.



Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления Ромашка Блума

«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума») 

Картинка

Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.

Шесть лепестков – шесть типов вопросов.

· Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Их часто формулируют на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.

· Уточняющие вопросы . Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что...?».

Воспроизведение

Простые

Кто? Когда? Где? Как?

Понимание

Уточняющие

Правильно ли я понял..?

Применение

Практические

Как можно применить..?

Что можно сделать из..?

Анализ

Интерпретационные

Почему?

Синтез

Творческие вопросы

Что будет, если..?

Оценка

Оценочные

Как вы относитесь ?

· Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.

· Творческие вопросы . Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в мире, если бы у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»

· Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.

· Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим. «Где вы в обычной жизни могли наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».

Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры).



Предварительный просмотр:

Кейс-технология состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебной литературы, мультимедийный видеокурс, виртуальную лабораторию и обучающих программ на CD-ROM, а также электронную рабочую тетрадь. Последняя представляет собой своеобразный путеводитель по курсу и содержит рекомендации по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. Изучая материал курса, обучающийся может запрашивать помощь по электронной почте, отправлять результаты выполнения практических заданий, лабораторных работ. 

Технологии этой группы используют компьютерные сети и современные коммуникации для проведения консультаций, конференций, переписки и обеспечения обучаемых учебной и другой информацией из электронных библиотек, баз данных и систем электронного администрирования. Важным достоинством этой группы технологий является возможность более оперативного руководства обучаемым, его воспитания в процессе общения с преподавателем и группой, что является неоспоримым преимуществом традиционных форм очного обучения.

Учебно-методические материалы, используемые в данной группе технологий, отличаются полнотой и целостностью системно организованного комплекта материалов. К их достоинствам можно отнести:

  • доступность, как возможность организации самостоятельной работы в электронной библиотеке, так и дома;
  • наглядность, т.е. красочные иллюстрации, видеофрагменты, мультимедиа-компоненты, схемы, квантованный текст с выделенными важными определениями и т.д.;
  • звуковое сопровождение лекций;
  • наличие интерактивных заданий;
  • анимированные примеры решения задач;
  • возможность нелинейной работы с материалом, обеспеченного гиперссылками.



Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления Дерево предсказаний

 Описание приёма:

Схема

Прием «Дерево предсказаний» заимствован у американского учителя Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. 

Пример:

Схема

– Как изменяются имена существительные?
– Прочитайте название раздела. Поясним каждое слово.
– Что значит изменить слово?
/Изменить его окончание./
– Что получается в результате такого изменения? /Форма этого слова./
– Как вы думаете, что такое падеж? Сколько падежей в русском языке?
– Давайте составим «дерево предсказаний».
 

Цель:

Формирование нестандартного мышления, умения отличать вероятные ситуации от тех, которые никогда не могут произойти.

Правила составления дерева предсказаний:

Схема

1 этап - учитель предлагает учащимся высказать предположения (предсказания) по какой-либо теме (например, по материалу, который предполагается изучить на данном уроке).

2 этап - учащиеся озвучивают идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи.

На доске предположения учащихся визуализируются по предложенной слева схеме, где:

  • ствол дерева – тема,
  • ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество ветвей не ограничено),
  • листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. 

Дерево предсказаний может выглядеть в виде кластера. Использовать классический вариант не обязательно.

3 этап - после изучения новой темы нужно вновь вернуться к «дереву предсказаний» и проверить, оправдались ли предположения детей.



Предварительный просмотр:

 Оригинальные  приёмы педагогической техники

Применение  этимологического прогнозирования с элементами исследовательского метода на уроках русского языка в работе над непроверяемыми написаниями.

 Приём этимологического прогнозирования является одним из средств, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний.

        Этимологический анализ является основным приёмом повышения эффективности работы с трудными словами, потому что запоминание, основанное на понимании, безусловно, продуктивнее, чем запоминание, не опирающееся на понимание.

        Задача использования данного приёма – показать возможные пути развития орфографической зоркости в работе над непроверяемыми написаниями путём применения приёма этимологического прогнозирования с элементами исследовательской деятельности обучающегося.

        Для этого я включаю в работу над языковым материалом следующие разделы:

  1. Толкование слова.
  2.  К истокам слова.
  3.  Однокоренные слова.  
  4.  Сочетаемость слов.
  5.  Синонимы, антонимы.
  6.  Когда так говорят?
  7.  Практический материал: загадки, пословицы, поговорки, предложения, тексты.

        Немаловажным методическим условием, обеспечивающим результативность   приёма   этимологического  прогнозирования,  является  развитие эмоциональных  процессов  личности  обучающегося. Сформировать орфографическую зоркость – значит научить детей  видеть  орфограммы. Для выделения орфограммы необходимо учащимся знать опознавательные признаки.  Важно стремиться к тому, чтобы основная нагрузка ложилась на исследовательские «открытия»  обучающихся приходилась не на память, а на их мышление, чтобы основой обучения была не воспроизводящая деятельность учеников, а  творческая, чтобы существенную часть знаний школьники  получали не в готовом виде, а в процессе самостоятельного поиска информации.

  1. Рассмотрим слайд на экране  с изображением рисунка земляники.

Дети делают свои первые «открытия»: земляника – «земляная ягода», ягоды этого растения нередко лежат прямо на земле. Неслучайно народ придумал о землянике такую загадку:

«Красна, сладка, душиста,

Растёт низко, к земле близко».

  1. Синица – «синяя» (в окраске её оперения есть синий цвет).
  2. Шиповник (шип). В слове пишется безударная гласная «и» в корне потому, что на стеблях данного кустарника есть шипы.

Развивающее обучение, связанное с организацией на уроках самостоятельных поисков, «открытий» обучающихся  новых для них научных истин, не только формирует положительное отношение к учению, но и стимулирует их  преодолевать трудности.

        Ребята знают о том, что русский язык, как и все языки мира, развивается. И каждое слово имеет свою историю. Дети поняли, что узнавать историю слов, догадываться об их происхождении и написании, уточнять по словарю очень интересно и увлекательно.

        К.Г. Паустовский очень тепло рассказал о встрече с лесником, который любил искать словам объяснение, и это доставляло ему большую радость. «Найдёшь слову объяснение – и радуешься», - признался лесник писателю. Используя приём этимологического прогнозирования с элементами исследования, учащиеся пытаются догадаться, почему так, а не иначе названы растения, птицы, животные, предметы.

        Работу над трудными словами провожу в начале урока, потому что только при этом условии можно включать новые слова во все тренировочные упражнения, предусмотренные планом урока, и таким образом «провести их через сознание» детей несколько раз, причём в разных формах. Работа организована таким  образом, что в усвоении каждого нового слова активное участие принимают зрительная, слуховая, моторная память и сознание.

        Практически изучение каждого нового слова складывается из следующих моментов:

  1. Ученикам предлагается найти в орфографическом словаре  новое слово.  Ребята вчитываются в него. Запоминается графический образ слова.
  2. Детьми даётся объяснение лексического значения слова.
  3. Учитель дополняет ответы учащихся.  Затем дети чётко проговаривают слово, запоминается его слуховой образ.
  4. Только после того, как этимологический прогноз уже сделан, учитель пишет слово на доске, а учащиеся – в тетрадях.  Отмечается ударный слог, подчёркивается буква, которая требует особого внимания. Этимологическая справка сообщается детям на уроке знакомства с новым словом. Чем ярче будет первое восприятие этих слов, тем лучше учащиеся запомнят их написание.

        Языковой материал по каждому новому слову отрабатываю с учениками, включая следующие разделы: толкование слова; к истокам слова; однокоренные слова; сочетаемость слов; синонимы, антонимы; когда так говорят? Практический материал.

         На следующих уроках при проведении словарных диктантов, при записи изученного слова с непроверяемым написанием этимологическая справка используется для проверки.

Предупреждение ошибок осуществляется на каждом уроке. Упражнения- пятиминутки помогают добиться прочной грамотности. Они могут быть разнообразными и по форме, и по содержанию.

        Строгая последовательность введения в работу слов с непроверяемыми написаниями, обращение к этимологическому и орфографическому словарям, рациональное повторение их при выполнении разных видов письменных работ в течение года – вот что является гарантией прочного их усвоения обучающимися.

        Каждое слово или группа слов имеет нацеленный выход в речевую практику учащихся, иначе просто не будет запоминания. Когда словарный запас активизирован, орфографическая работа проведена, можно писать творческую работу.

        Этимологический анализ является основным приёмом повышения эффективности работы с трудными словами, потому что запоминание, основанное на понимании, безусловно, продуктивнее, чем запоминание, не опирающееся на понимание. Главная цель использования данного приёма - добиться орфографической зоркости в работе над непроверяемыми написаниями. Немаловажным  методическим приёмом, обеспечивающим результативность приёма этимологического прогнозирования с элементами исследовательской деятельности, является развитие эмоциональных процессов  личности. Имеется в виду не просто показ рисунка, толкование слова, которые много делают в плане формирования интереса к слову, его написанию. Речь идёт о познании слова, правильности его понимания, точности употребления в речи в разных значениях. Такой эмоциональный подъём постоянно отмечается на уроках русского языка.

        И действительно, такая методика даёт положительные результаты. На уроках царит атмосфера доброжелательности, внимания и творчества.



Предварительный просмотр:

Основной идеей  поиска находок является формирование компетентностей современного самостоятельного читателя. Для реализации данной идеи  используются разные способы понимания текстов (анализ, интерпретация, «пошаговое чтение», прогнозирование текста, «раскадровка», работа с микротемами и др.). Весь  урок представлен как поиск, исследование различных сторон действительности на материале разных текстов, заданий, моделей, схем, проектов. Все новые понятия, которые ученики открывают в процессе исследования, посильны для осознания и применения в практической деятельности. Знакомство с понятиями происходит в логике разворачивания предметного содержания, новое понятие имеет особое обозначение – пиктограмму.  В учебнике в специальных учебных текстах для формирования способа чтения рассказывается о достижениях в разных областях знаний человека. В рамках каждого «условного урока» дается мотивационный момент с целью продвижения детских размышлений, гипотез на заданную литературную тему, проблему. Каждый раздел учебника предваряется обращением  , в котором отражены идеи патриотизма, любви и уважения к людям, своему народу, Отечеству.  
В каждом уроке учебника представлен специальный этап учебной деятельности, на котором формируется способ тактового смыслового чтения. Все тексты   сопровождаются специальными задания на прочтение или составление партитуры для отработки способа чтения. Предваряют работу с учебными текстами специальные упражнения под пиктограммой «бужу голос». От урока к уроку поэтапно в заданиях даю модели такта, паузы, ударного слова в тактах, модель повышения и понижения тона в такте.
 Содержание учебных текстов и системы вопросов к ним формирует способность аргументировано высказывать свою точку зрения: в каждом уроке каждого раздела перед исследованием художественного текста дано задание, которое требует от ученика особой точки зрения на какую-то проблему. На формирование коммуникативных умений, связанных с аргументированным высказыванием личной точки зрения каждого ученика направлены все задания, отмеченные особой пиктограммой «Я собеседник. Работаем в паре, группе». Также в учебнике есть специальные задания творческого характера, где требуется в небольшом ответе представить личную точку зрения на исследуемую проблему на уроке. В данном случае ученики осваивают учебную позицию «Я автор».  
 Задания, нацеливающие на применение знаний в практической деятельности, связаны с формированием способов действий чтения, говорения, слушания, письма. В каждый урок учебника включены задания на формирование всех видов речевой деятельности.
 В учебнике в каждый урок обязательно введены специальные задания для формирования действий контроля и оценки учащихся, даны оценочные таблицы с критериями для самопроверки выполненных заданий. На данные задания обращает внимание пиктограмма «Я эксперт».  Я разработала к учебнику   таблицы позволяют «оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки», со временем выпускник научится «осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату» и «вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок», следовательно, «адекватно воспринимать оценку учителя» и «самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
 В заданиях учебника прослеживается связь с русским языком, изобразительным искусством; театром; музыкой, окружающим миром, физической культурой. Задания в учебнике формулируются таким образом, что ученик оказывается в ситуации квазиисследования: он открывает законы тактового смыслового чтения; анализирует произведения разных жанров, самостоятельно открывая мир творчества писателей и поэтов; выполняет творческие работы, интерпретируя произведения, например, создавая мультфильм, сценку, иллюстрацию.
 
 Материал учебника способствует развитию личности, поскольку в нем собраны произведения, раскрывающие социокультурные, духовно-нравственные ценности человека, рассказывающие о нормах поведения в семье, обществе, государстве.