Представление опыта работы

Садовая Елена Леонидовна
Представление собственного опыта работы на педагогических советах, заседаниях ГПС учителей изобразительного искусства, педагогов дополнительного образования,
Днях открытых дверей для родительской общественности 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНЦЕПЦИЯ 
преподавания предметной области «Искусство»

 в МАОУ СОШ№7 на  2020-2024годы.

Настоящая Концепция преподавания предметной области «Искусство»
в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (далее соответственно – Концепция, образовательные организации), представляет собой систему теоретических положений, базовых принципов, целей, задач и рекомендаций по решению наиболее актуальных проблем, а также основных направлений совершенствования преподавания предметной области «Искусство»
в образовательных организациях.

Предметная область «Искусство» в образовательных организациях направлена на освоение обучающимися российского и мирового искусства
и на овладение элементарными навыками в области искусства. Учебные предметы имеют огромный воспитательный потенциал, способствующий духовно-нравственному развитию обучающихся.

Значение предметной области «Искусство»

В  Российской  Федерации  как  многонациональном государстве  особое  значение  приобретает искусство,  обладающее  способностью опосредованно передавать духовно-нравственные, эстетические  и  художественные  традиции, содействуя  развитию  художественной  культуры обучающихся  и  ценностному  восприятию

произведений  искусства  и  объектов художественной культуры.

Цели и задачи Концепции

Целью Концепции является обеспечение высокого качества изучения и преподавания предметной области «Искусство» в соответствии с  

  • меняющимися запросами населения,    
  • перспективными задачами развития российского

      общества, вызовами времени.

Задачами Концепции являются

  • совершенствование содержания предметной области «Искусство»;  
  •  развитие общедоступных информационных ресурсов как инструментов деятельности обучающихся и учителей;  
  •  художественное и эстетическое развитие обучающихся через обретение ими базовых умений и знаний в области искусства;  
  •  создание условий для повышения кадрового потенциала педагогических работников.

Проблемы содержательного характера

  • Недостаточно внедрены информационно-коммуникационные технологии.
  •  Недостаточное количество учебного времени для творческой проектной деятельности обучающихся на основе системно-деятельностного подхода.
  •  потенциал учреждений культуры (музеи, консерватории, театры и др.) используется образовательными организациями не в полной мере;.

 Содержание образовательных программ не отражает потенциал этнокультурных особенностей региона

Многолетняя традиция системного изучения предметной области «Искусство» в общеобразовательных организациях, включая методические подходы, учебно-методические материалы, научно-педагогические школы и образовательные практики, представляет собой важнейший потенциал развития российской системы общего образования. Вместе с тем существует целый ряд нерешенных проблем,
в том числе проблемы мотивационного, содержательного и методического характера, а также вопросы подготовки кадров.

Проблемы мотивационного характера

Изменение форм существования музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства в современном мире (виртуальные интерактивные формы искусства; произведения искусства, созданные с применением компьютерных технологий, основанные на сложном нелинейном восприятии музыкального или живописного текста и др.) изменяет отношение обучающихся
к предметной области «Искусство». В результате знакомство обучающихся
с возможностями самореализации в области современного искусства, предполагающего использование компьютерных технологий и интерактивности художественного процесса, усложняется, что снижает уровень мотивации
к изучению предметной области «Искусство».

Фундаментальный уровень существующих образовательных технологий
и методик недостаточно адаптирован к новым формам искусства. По этой причине происходит расхождение между эталонами искусства, которым обучающиеся хотят соответствовать, и недостатком их умений и навыков. Такой подход не позволяет строить образовательную деятельность на основе духовно-нравственной сущности искусства, а также не в полной мере способствует развитию критического отношения к прагматическим повседневным ценностям, пропагандируемым средствами массовой информации.

 Основные направления реализации Концепции

 Общие направления

С целью обеспечения преемственности образовательных программ целесообразно выделить сквозные компетенции, конкретизировать их, сделать однозначно трактуемыми и операциональными, дифференцированными по уровням общего образования и учебным предметам (музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура).

Для достижения высокого уровня обучения необходимо:

в федеральных государственных образовательных стандартах начального общего и основного общего образования детализировать требования к результатам освоения образовательных программ учебных предметов предметной области «Искусство»;

Проблемы методического характера

Недостаточно используются  информационно-коммуникационные технологии из-за отсутствия достаточной методической подготовки педагогических кадров.  

- Не обеспечена преемственность содержания уроков предметной области «Искусство» и внеурочной деятельности.

- Недостаточно разработаны вариативные модели взаимодействия образовательных организаций и учреждений культуры.

Кадровые проблемы

  • Система подготовки педагогических кадров не отвечает требованиям в части формирования компетенций, предусмотренных профессиональным стандартом «Педагог»
  • Многие педагогические работники испытывают затруднения в использовании современных методов, форм и технологий обучения и воспитания.

Основные направления реализации Концепции

Для достижения высокого уровня обучения необходимо:

  • уточнить требования к результатам освоения образовательных программ учебных предметов;  
  • разработать контрольные измерительные материалы для различных форм аттестации и оценки качества по учебным предметам;
  • проводить творческие конкурсы на различных уровнях для повышения мотивации обучающихся к художественному  творчеству;

Для достижения высокого уровня обучения необходимо:

  • определить критерии отбора произведений искусства для изучения на учебных предметах;  
  •   совершенствовать и развивать систему межведомственного взаимодействия с учреждениями культуры;
  • при разработке учебно-методических материалов по учебным предметам учитывать этнокультурные и национальные особенности региона.

Для модернизации содержания и методики преподавания предметной области «Искусство» необходимо создание учебно-методических материалов нового поколения, предполагающих приоритетное развитие самостоятельной творческой работы обучающихся, использование электронных и мультимедийных технологий, современных средств диагностики достижений результатов обучающихся.

Задачи учебного предмета «Изобразительное искусство»

  • Освоение учебного предмета должно предусматривать:  
  • овладение выразительными средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладных и конструктивных искусств;  
  • получение опыта художественно-творческой деятельности в разных видах изобразительного и декоративно-прикладного искусства, художественного проектирования и конструирования;  
  • воспитание эмоционально-ценностного, эстетического отношения к окружающей действительности;  
  • знакомство с шедеврами отечественного и мирового изобразительного искусства, народным декоративно-прикладным искусством;
  •  использование информационно-коммуникационных ресурсов в процессе создания творческого продукта;  
  • формирование умений анализировать, представлять, сопоставлять, интерпретировать произведения изобразительного искусства и создавать на этой основе собственные художественные образы.

 Задачи предметной области «Музыка»

  • Воспитать грамотного слушателя и формировать музыкальный вкус в досуговой сфере.
  • Изучить лучшие образцы произведений народной и классической музыки.
  • Изучать современную музыку академических и массовых жанров.
  • Реализовать комплексный подход к развитию музыкальной культуры с позиций единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя.
  • Приобщить к музыкальной деятельности: хоровое и сольное пение, инструментальное музицирование, элементы импровизации и сочинения, музыкально-сценического действия.
  • Воспитать грамотного слушателя и формировать музыкальный вкус в досуговой сфере.
  • Изучить лучшие образцы произведений народной и классической музыки.
  • Изучать современную музыку академических и массовых жанров.
  • Реализовать комплексный подход к развитию музыкальной культуры с позиций единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя.
  • Приобщить к музыкальной деятельности: хоровое и сольное пение, инструментальное музицирование, элементы импровизации и сочинения, музыкально-сценического действия.

Мировая художественная культура

Учебный предмет «Мировая художественная культура» раскрывает общие закономерности становления, развития и взаимодействия художественных культур как целостной системы, разных сфер духовной деятельности человечества, а также особенности национального и регионального искусства на основе изучения отечественного и мирового искусства (музыка, изобразительное искусство, театр, кино- и фото искусство).

  • Воспитать человека, умеющего понимать искусство и задающего высокую планку развитию отечественной художественной культуры.
  • Создать интегрированную основу обучения, которая позволит овладеть разными способами анализа художественного наследия.
  • Систематизировать знания о видах искусства.
  • Помочь освоить алгоритмы анализа разных видов искусства.
  • Выработать основы критического мышления и помочь определиться ученикам с позицией в отношении культурного наследия и современного искусства.
  • Создать учебно-методические материалы, которые обеспечивают достижение личностных, метапредметных и предметных требований к результатам обучения.
  • Использовать информационно-коммуникационные ресурсы.
  • Формировать знания, умения и навыки восприятия и практической творческой деятельности в процессе подготовки компетентного зрителя, слушателя, постоянного посетителя музеев, выставочных залов, театров.
  • Сочетать наряду с художественно-творческой деятельностью различные формы проектной деятельности

Подготовка кадров

В целях повышения качества работы учителей предметной области «Искусство» необходимо:  

  • совершенствование системы высшего образования по педагогическому профилю и дополнительного профессионального образования
  • повышение значения специальных, культурологических и психолого-педагогических курсов;
  • практико-ориентированный характер обучения;  
  • оптимизация системы оценки качества работы учителей предметной области «Искусство», в том числе аттестации;  
  • развитие системы олимпиад и конкурсов художественно-творческого (музыка, живопись и др.) и педагогического мастерства для педагогических работников

Материально-техническое обеспечение

Для достижения оптимального уровня качества образования в части учебных предметов предметной области «Искусство» необходимо обеспечение условий для приобретения обучающимися базовых умений и навыков в области выбранного ими вида искусства для развития и самореализации обучающихся по общеобразовательным программам (музыкальных/хоровых/танцевальных классов, художественных мастерских, мастерских народных промыслов и др.).

Реализация Концепции

Реализация Концепции обеспечит новый уровень преподавания предметной области «Искусство», а также будет способствовать разработке и апробации механизмов развития образования средствами искусства.  Планируемым механизмом реализации настоящей Концепции является включение соответствующих задач в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и региональных программ и программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов.

План мероприятий по реализации Концепции  преподавания предметной области «Искусство» в МАОУ СОШ№7

№п/п

Мероприятия

Сроки реализации

Ответственные

I.Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности

1.1

Ознакомление педагогов с нормативно-правовой базой

В течении всего периода

Заместители директора по УВР

Педагоги  предметной области «Искусство» МАОУ СОШ№7

1.2

Разработка плана мероприятий  предметной области «Искусство»

2020-2024 годы

Педагоги  предметной области «Искусство» МАОУ СОШ№7

II Общесистемные мероприятия

2.2

Участие в городском конкурсе рисунков

 "Я выбираю жизнь!"

2020-2024 годы

Педагоги  предметной области «Искусство» МАОУ СОШ№7

2.3

Участие в городском Марафоне знаний по изобразительному искусству

2020-2024 годы

Педагоги  предметной области «Искусство» МАОУ СОШ№7

2.4

Участие в городском Марафоне знаний по музыке

2020-2024 годы

Педагоги  предметной области «Искусство» МАОУ СОШ№7

Участие в городском конкурсе художественного творчества

2020-2024 годы

Педагоги  предметной области «Искусство» МАОУ СОШ№7

2.5

Участие в  круглом столе

(изобразительное искусство) «Цифровые ресурсы в преподавании изобразительного искусства»

2020-2024 годы

Педагоги  предметной области «Искусство» МАОУ СОШ№7

2.6

Участие в  круглом столе

 (музыка) «Цифровые ресурсы в преподавании музыки»

2020-2024 годы

Педагоги  предметной области «Искусство» МАОУ СОШ№7

2.7

Участие в семинаре в рамках ГМО «Современные образовательные технологии в условиях реализации концепции предметной области «Искусство»

2020-2024 годы

Педагоги  предметной области «Искусство» МАОУ СОШ№7

2.8

Публикации педагогов

2020-2024 годы

Педагоги  предметной области «Искусство» МАОУ СОШ№7

2.9

Продвижение педагогических практик, диссеминация опыта педагогов предметной области «Искусство»

2020-2024 годы

Заместители директора по УВР

Педагоги  предметной области «Искусство» МАОУ СОШ№7

III Содержание образовательных программ

3.1

Разработка образовательных программ общего образования предметной области «Искусство» на основе примерных образовательных программ, разработанных Министерством просвещения Российской Федерации

2020-2024 годы

Педагоги  предметной области «Искусство» МАОУ СОШ№7

3.2

Проведение школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников  предметной области «Искусство»

2020-2024 годы

Заместители директора по УВР

Педагоги  предметной области «Искусство» МАОУ СОШ№7

IV. Воспитание и социализация обучающихся

4.1

Разработка и проведение образовательно-просветительских проектов для духовно-нравственного воспитания обучающихся

2020-2024 годы

Заместители директора по УВР

Педагоги  предметной области «Искусство» МАОУ СОШ№7

4.2

Участие в творческих конкурсах на различных уровнях, для повышения мотивации обучающихся к художественному и музыкальному творчеству

2020-2024 годы

Заместители директора по УВР

Педагоги  предметной области «Искусство» МАОУ СОШ№7

4.3

Расширение участия в общественно-значимых, в том числе волонтерских социокультурных проектах.

2020-2024 годы

Заместители директора по УВР

Педагоги  предметной области «Искусство» МАОУ СОШ№7

V. Обеспечение условий реализации образовательной деятельности

5.1

Обеспечение эффективной интеграции образовательной программы предметной области «Искусство» с программой воспитания и социализации обучающихся

2020-2024 годы

Заместители директора по УВР

Педагоги  предметной области «Искусство» МАОУ СОШ№7.

5.2

Повышение уровня владения профессиональными компетенциями предметной области «Искусство», т.ч. в части формирования компетенций, необходимых для ведения образовательной деятельности с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, современных технических форм обучения

2020-2024 годы

Педагоги  предметной области «Искусство» МАОУ СОШ№7.

5.3

Материально-техническое обеспечение и комплектация кабинетов музыки и изобразительного искусства

2021-2024 годы

Администрация МАОУ СОШ№7

5.4

Проведение «Кадровой школы для педагогов начальных классов»

2020-2024 годы

Педагоги  предметной области «Искусство» МАОУ СОШ№7.

VI. Дополнительное образование

6.1

Организация и проведение массовых мероприятий предметной направленности: выставки, концерты, конкурсы, фестивали, открытые занятия, дни открытых дверей, предметных недель в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ художественной направленности

2020-2024 годы

Заместители директора по УВР

Педагоги  предметной области «Искусство» МАОУ СОШ№7.

6.2

Выявление и обобщение лучших практик по реализации дополнительных общеобразовательных программ

2020-2024 годы

Заместители директора по УВР

Педагоги  предметной области «Искусство» МАОУ СОШ№7.

6.3

 Участия обучающихся в:

-научно-исследовательских мероприятиях «Шаг в будущее»;

-фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо»;

-городском конкурсе проектов младших школьников «Творческий салют»;

-городском конкурсе проектных и исследовательских работ младших школьников «Гости из будущего»;

-городской конференции младших школьников «Открытие»;

-региональном этапе Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ им. Д.Менделеева.

2020-2024 годы

Заместители директора по УВР

Педагоги  предметной области «Искусство» МАОУ СОШ№7.



Предварительный просмотр:

ПРОТОКОЛ № 15

заседания педагогического совета  от  19 декабря 2016 года 

Тема заседания:                                                                                                  

  «Реализация ФГОС ООО: от теории к практике: передовые идеи»

Присутствовали:

Председатель педсовета:  Наливайкина Т.А., директор  МАОУ  СОШ  №  7   г.  Когалыма.      

Члены педагогического совета.

Секретарь: Акбулдина З.А., учитель русского языка и литературы.

 

ПОВЕСТКА ДНЯ

  1. Профессиональные затруднения педагогов МАОУ СОШ №7 в связи с реализацией ФГОС ООО.
  2. Формирование УУД учащихся.
  3. Деятельностный подход, как основа реализации ФГОС.
  4. Практико-ориентированный урок.
  5. Развитие коммуникативной компетенции учащихся.

       

По первому вопросу слушали Рыжову А.А, заместитель директора по УВР, озвучившую результаты анкеты «Выявление профессиональных затруднений педагогов в условиях реализации ФГОС ООО». В рамках подготовки к педагогическому совету была проведена анкета. В ней приняли участие педагоги 5-11 классов. Анализ анкеты показал, что 74 % учителей  ознакомлены с нормативно-правовой документацией по ФГОС ООО. Такой же процент учителей осуществляют на уроках деятельностный подход, что говорит о необходимости повышения методической грамотности учителей.

         По второму вопросу слушали Самыкину А.В., учителя начальных классов, выступившую с докладом «Деятельность учителя по формированию УУД при внедрении ФГОС НОО. Задача современного педагога – это привитие универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться, и формирование у детей мотивации к обучению. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Включение в урок различных проблемных ситуаций, построение урока в технологии деятельностного подхода обучения способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся, даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии поставленными целями.

           

         По третьему вопросу слушали Садовую Е.Л, выступившую с докладом «Системно - деятельностный подход как концептуальная основа ФГОС общего образования». Главное место при системно – деятельностном подходе отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Цель учителя – средствами ИЗО и личным примером организовывать активный подход в учебном процессе, учитывая интересы учащихся, учить мыслить и действовать творчески, преодолевая все трудности. А фактором развития личности является не только учебная деятельность, но и духовность, способность к активной, творческой деятельности в разных жизненных ситуациях, при этом воплощая принцип системности на деле.

                   

         По четвертому вопросу слушали Амелькину Л.В., учителя русского языка и литературы, выступившую с докладом «Практико-ориентированный урок русского языка и литературы». Целью практико-ориентированного обучения является развитие познавательных потребностей обучающихся, организация поиска новых знаний, повышение эффективности образовательного процесса. При реализации практико-ориентированного обучения необходимо учитывать принцип целеполагания, личностного подхода, продуктивности обучения, ситуативности обучения и образовательной рефлексии. Использование практико-ориентированных технологий на уроках русского языка и литературы обеспечивает активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества,   интеграцию информационных технологий с научными, интеллектуализацию практической  деятельности.

По пятому вопросу слушали Акбулдину З.А., учителя русского языка и литературы, выступившую с докладом «Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы». Способность к полноценному речевому выражается в умении самостоятельно вступать в контакт с любым типом собеседника, слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению, высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение, грамотно разрешать конфликты в общении, оценивать успешность ситуации и корректно ее завершать. Именно уроки гуманитарного направления, в частности уроки русского языка, литературы и риторики создают условия   для формирования коммуникативной и языковой  компетенции. От уровня коммуникативной компетентности личности во многом зависит успешность ее взаимодействия с партнерами по общению и самореализация в обществе.

РЕШЕНИЕ ЗАСЕДАНИЯ

         1.Развивать обмен опытом по реализации ФГОС через  методическую учебу, тематические заседания ППС, педсоветы, семинары, мастер-классы в течение учебного года. (Ответственные: заместители директора, руководители ППС).

         2.Организовать в феврале-марте 2017 года взаимопосещение уроков учителей в 1-6 классах  с целью выявления уровня сформированности у учителей-предметников умения проектировать современный урок согласно требованиям ФГОС. Итоги подвести на методическом совете. (Ответственные: заместители директора, руководители ППС).

         3. Продолжить формирование базы интернет- ресурсов по ФГОС с целью обеспечения информирования по вопросам реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО на сайте учреждения (в течение года).  (Ответственный: Полукарикова А.С.).

         4. Создать рабочую группу по разработке системы мониторинга сформированности универсальных учебных действий и внедрить мониторинг сформированности УУД в образовательный процесс (март 2017). (Ответственный: Рыжова А.А).



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7» города Когалыма

( МАОУ СОШ № 7)

ПРИКАЗ

10 мая  2016года                                                                                     № 374

г.Когалым

О проведении Дня открытых дверей

«Внеурочная деятельность в рамках введения ФГОС»

 

            В целях обеспечения открытости и доступности информации об организации образовательного процесса, ознакомления родителей с организацией внеурочной деятельности

 

ПРИКАЗЫВАЮ:

 

        1.  Провести день открытых дверей «Внеурочная деятельность в рамках введения ФГОС»14 мая 2016г.  в 12.00ч.

        2. Утвердить план открытых мероприятий (Приложение №1).                       

        3. Классным руководителям 3-5 классов довести до сведения родителей учащихся своего класса о Дне открытых дверей   и пригласить родителей для участия в мероприятии.

        4. Контроль за исполнением данного приказа возложить на заместителя директора по воспитательной работе И.В. Баженову.

 

Директор МАОУ СОШ № 7                                                                 Т.А. Наливайкина

И.В. Баженова

Заместитель директора по ВР

        Приказ Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7» города Когалыма от 10.05.2016г. № 374 «О проведении Дня открытых дверей «Внеурочная деятельность в рамках введения ФГОС»

С приказом ознакомлены:

Агеева Л.А.___________

Бахматова О.Г.________

Галиянова Л.Х. _______

Вовк О.И.____________

Думбрава Л.Г._________

Наливайкина А.Е._______

Овсянникова О.Е. _______

Полищук И.Г.__________

Чурашова М.Ю.________

Назаровас Е.В. ________

Устюжанина О.С. ______

Саяхов Э.К. ___________

Лычковская Н.А. _______

Полищук И.Г. _________

Акбулдина З.А. ________

Бондаренко А.В._______

Маяцкая О.В.__________

Старикова Т.Н.________

Чернова С.А.__________

Шевцова Ш.А._________

Баженова И.В. ________

Карпова Т.Н. __________

Садовая Е.Л. __________

Муштаева И.Н. ________

Спиридонова Л.В. _______

Синько Е.А. ____________

Карасева М.Н. __________