Главные вкладки
Воспитательная система взаимодействия с родителями
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 58.32 КБ | |
| 65.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Согласовано
зам. директора по УВР
____________/Баженова И. В./
от____________2019
Программа организации
Воспитательной работы
с родителями и социальными партнёрами
Объединения «Перспектива»
Срок реализации: 5 лет
Возраст детей: от 7 до 12 лет
Руководитель объединения
учитель ИЗО и черчения
I квалификационной категории
МАОУ «СОШ № 7»
Садовая Елена Леонидовна
Когалым 2019
Пояснительная записка
Краткая аннотация
Воспитательная система построена на традициях творческой деятельности каждого участника объединения, основывающейся на партнёрских отношениях педагога с детьми, ориентации на максимальную самореализацию личности, с введением корректирующей цели в области общения разновозрастных групп.
Характеристика детского объединения
Детское объединение «Перспектива» предназначен для детей 7-12 лет общеобразовательной школы с обычными способностями. Данное объединение способствует эстетическому воспитанию детей. В ходе работы у детей формируются навыки владения техникой ручная вышивка, способность создавать изделия из текстильных материалов (предметы одежды, интерьера), ухаживать за вышитыми вещами; развивается эстетический вкус и творческая индивидуальность учащихся.
При этом наряду с традиционным обучением декоративно-прикладному творчеству предусмотрены и другие формы занятий: тематические беседы; работа с информационными средствами обучения; самостоятельные творческие задания, участие в общешкольных мероприятиях; посещение и выступления на мастер-классах и родительских собраниях; совместная работа с социальными партерами и родителями, походы на концерты; участие в конкурсах, творческие отчёты, встречи с интересными людьми; индивидуальные занятия с одаренными детьми, тестирования.
Воспитательная деятельность в школе охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеклассную образовательную сферу и внеучебную работу. Чтобы воспитательная система была эффективной, необходимо максимально согласованное функционирование этих подсистем.
При этом воспитательная деятельность должна отвечать следующим требованиям:
- гуманистический стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса;
- разумная дисциплина и порядок;
- возможность проявления детской инициативы и ее поддержка со стороны взрослых;
- демократические принципы управления учреждением.
Цель
Способствовать формированию основ общения: доброжелательности, отзывчивости, чуткости, честности, гуманности, коммуникабельности.
Задачи
- Побуждать детей к саморазвитию и самовоспитанию.
- Обучить методам самоанализа и работы над собой.
- Вовлекать детей в положительные виды деятельности, направленные на милосердие, помощь.
- Способствовать проявлению творческой активности детей.
- Формировать гражданско-патриотическое сознание, содействовать формированию нравственных позиций, основ культуры общения.
Для эффективного решения задач необходимо дополнительно использовать следующие идеи:
Идея развития:
- развитие ученика, его творческой индивидуальности в учебно-воспитательном процессе и в рамках дополнительного образования;
Идея творчества:
- создание атмосферы, стимулирующей к творчеству всех участников образовательного процесса;
- охват творчеством всех сфер жизнедеятельности участников образовательного процесса.
Идея сотрудничества:
- партнерские отношения субъектов воспитательной системы;
- совместная деятельность детей и взрослых, обеспечивающая творческую позицию каждого на всех этапах коллективной жизнедеятельности: от выдвижения цели до оценки результатов.
Идея толерантности:
- развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;
- развитие социальной восприимчивости учащихся, доверия, способности к сочувствию;
- обучение конструктивным способам выхода из конфликтов.
Проектируемое состояние воспитательной системы:
Идея саморазвития, самовоспитания ведущая в гуманистической педагогике – подводит к сущности воспитания, которая состоит в том, что это совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Демократизация - это самоуправление и партнёрские отношения педагога. Педагог должен управлять не личностью, а процессом её развития и воспитания. При этом надо ориентироваться на цель – идеал: всестороннее и гармоничное развитие личности. Гармонизация личности и среды – это ориентация на максимальную самореализацию личности. В то же время необходимо соизмерять свою деятельность с конкретными целевыми установками. И, наконец, такой принцип воспитательной системы, как совместная творческая деятельность. Благодаря разнообразным мероприятиям создаётся и поддерживается активность воспитательной системы. Оптимальная организация общения, воспитание коммуникативной культуры, умения видеть и чувствовать собеседника – всё это важные аспекты воспитательной задачи, реализация которой возможна лишь в активной деятельности. Необходимо применять все виды воспитывающей деятельности: познавательную, общественную, ценностно-ориентированную, художественную, спортивно-оздоровительную, трудовую и свободное общение.
Воспитательные задачи решаются и в процессе подготовки и проведения мероприятий, направленных на реализацию творческих способностей детей. Эти мероприятия подбираются таким образом, чтобы в них обязательно присутствовали задачи по нравственному и моральному формированию детей.
Правильно организовать воспитательный процесс можно только в единстве детей, педагогов и родителей. Причём взрослые тоже осваивают процесс самовоспитания. Необходимо сотрудничество руководителя объединения с другими педагогами и с родителями детей.
Родители всегда принимают активное участие во всех мероприятиях и проектах детей. Посещают выставки декоративно – прикладного творчества, мастер – классы учащихся, проводимых в рамках дня открытых дверей, на базе школы; выставки лучших работ учащихся города, проводимых в музейно-выставочном центре. В планах по воспитательной работе всегда учитываются пожелания родителей.
Показатели, по которым можно будет судить о результативности данной воспитательной системы – это отношения детей к людям (коллективизм и товарищество, доброта и отзывчивость, честность и правдивость, гуманность) и нравственная позиция (милосердие, ответственность, справедливость, характер). Критерии оценки определяются по методикам М.И.Шиловой и Н.П.Капустина. Для этого необходимо провести диагностику в начале учебного года и в конце. Объектом изучения будет изменение отношения детей, как к своим ровесникам, так и к старшему и младшему поколениям. Приложение 1
Механизм реализации воспитательной работы строится и планируется по 3 основным модулям:
- Традиционные мероприятия школы (по общему плану воспитательной работы совместно с классными руководителями, педагогами-организаторами).
- Мероприятия, планируемые внутри объединения и мероприятия социально-направленной деятельности.
- Работа с родительской общественностью.
На каждый учебный год составляется план воспитательной работы, цели и задачи которого соответствуют общему плану воспитательной работы школы.
Общий план воспитательной работы школы на 2016-2020 учебный год
Цель воспитательной работы:
- Совершенствование воспитательной работы школы на основе личностно ориентированной и информационно-коммуникативной технологий.
Основные задачи:
- Создать условия для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей.
- Формировать у воспитанников межличностные отношения, толерантность, развитие их творческих способностей.
- Содействовать развитию общей культуры школьников.
- Способствовать развитию положительных личностных качеств ученика.
Практические задачи:
- Совершенствовать формы и методы работы по нравственному образованию и воспитанию.
- Совершенствовать методическое мастерство педагогов.
- Совершенствовать деятельность ученического самоуправления.
План традиционных мероприятий школы на 2014-2015
Месяц | Название мероприятия |
Сентябрь | 1. День знаний. 2. Посвящение в юные пешеходы. |
Октябрь | 1.День учителя. 2. Посвящение в первоклассники. 3. Праздник осени для начальной школы. 4. Осенний бал для старшеклассников. |
Ноябрь | 1. Пришкольный лагерь «Оснянка». 2. Фестиваль «Дружба народов». 3. Акция «Не переступи черту». |
Декабрь | 1. Подготовка и проведение новогодних спектаклей. 2. Городской фестиваль «В семье единой». |
Январь | 1.Декада науки. |
Февраль | 1.Месячник военно-патриотического воспитания. 2. Вечер встречи выпускников. 3. День защитника Отечества. |
Март | 1. День 8 марта. 2. Городские конкурсы детского творчества. |
Апрель | 1. Городской конкурс «Юнтагор». 2. Творческие отчеты в кружках доолнительногообразования. |
Май | 1.Вахта памяти. 2. Городское родительское собрание. 3. Выпускной вечер 4-х классов. 4. Праздник последнего звонка. 5. Праздник «Путь к совершенству». |
План воспитательной работы
Объединения «Перспектива»
на 2016-2020 учебный год
Месяц | Название мероприятия |
Сентябрь | 1.Посещение родительских собраний для родителей учащихся, занимающихся в объединении и с целью привлечения в новых детей. 2.Организационные собрания в группах. 3. Анкетирование детей. Тематические беседы.
4.День города. Мастер-классы мастеров города. |
Октябрь | 1. Изготовление подарочных открыток ко дню Учителя 2.Посещение КДК Галактика («Золотая лента») |
Ноябрь | 1.Беседа в группах на тему «Воспитание и уважение к женщине-матери». 2.Изготление сувениров ко Дню матери |
Декабрь | 1.Круглый стол «Празднование Нового года в разных странах». 2.Изготовление ёлочных игрушек. |
Январь | 1.Экскурсии в ателье, магазин «Югорский сувенир». 2.Творчество в соавторстве с родителями. 3. Организация выставок на родительских собраниях «Национальная культура ханты и манси». |
Февраль | 1. Встречи с мастерами и мастерицами города, посещение мастер-классов. 2.Создание «Книги добрых правил». |
Март | 1.Подготовка работ для участия в городской выставке декоративно-прикладного творчества. 2.Изготовление подарков и сувениров на 8 марта. |
Апрель | 1. Изготовление сувениров и подарков для ветеранов войны и труда. 2. Организация выставок на родительских собраниях «Успехи воспитанников». 3. Посещение родителями открытых занятий. |
Май | 1.Участие детских работ в городской выставке декоративно-прикладного творчества. 2.Посещение музейно-выставочного центра, подведение итогов выставки. 3. Родительское собрание – подведение итогов года 4. Награждение активных родителей на празднике успеха 5. Городская родительская конференция |
Приложение 1
Уровни воспитанности из методики диагностических программ,
разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой и др.
Анкета «Как определить уровень воспитанности»
Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале.
- “0” - всегда нет или никогда.
- “1” - очень редко, чаще случайно.
- “2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.
- “3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.
- “4”- всегда да, постоянно.
Долг и ответственность | ||||||
1 | Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Вношу предложения по совершенствованию работы класса. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Бережливость
1 | Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Бережно отношусь к школьной мебели (не рисую, не черчу на партах. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Бережно отношусь к своей одежде (слежу за чистотой и опрятностью). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Экономлю природные ресурсы (электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Дисциплинированность
1 | Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе (в школе). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Ответственное отношение к учебе
1 | Прихожу в школу с выполненным домашним заданием. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Использую дополнительную литературу (пользуюсь средствами Интернета). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Аккуратен, исполнителен, точен. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Отношение к общественному труду
1 | Своевременно и точно выполняю порученные мне задания. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Принимаю участие в трудовых рейдах (уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Выполняю трудовые поручения родителей. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Добросовестно выполняю все поручения. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Коллективизм, чувство товарищества
1 | Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Доброта и отзывчивость
1 | Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Ко мне всегда можно обратиться за помощью. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Честность и справедливость
1 | Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Честно сознаюсь, если что-то натворил. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Простота и скромность
1 | Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Понимаю, что человека уважают не за деньги. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Иногда люблю похвастаться. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Культурный уровень
1 | Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы (из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Соблюдаю правила поведения в общественных местах (в том числе транспорте) | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Расчет делать по каждому пункту.
Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 (максимальное кол-во баллов) (3+4+3+4)/16
Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 9. (1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/9
- До 0,5 – низкий уровень воспитанности.
Слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.
- 0,6 -0,8 средний уровень воспитанности.
Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.
- До 0,9 уровень воспитанности выше среднего.
Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.
- 1- высокий уровень воспитанности.
Высокий уровень: устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.
Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности коллектива.
Анализ работы педагога дополнительного образования
Садовой Е.Л.
1. Учебная работа.
Художественное направление «Перспектива» Образовательная программа
дополнительного образования детей.
Возраст детей: 7-10 лет
Сроки реализации: 3 года
- Цели: развивать детский, сплоченный коллектив через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки;
- воспитывать творческую, активную личность, проявляющую интерес к техническому и художественному творчеству.
- Задачи: формировать элементы обобщённых технологических и организационных знаний, общетрудовых и специальных умений (преимущественно ручного труда);
- развивать творческие возможности учащихся;
- воспитывать самостоятельность, ответственность, инициативность.
всего | 1 класс | 2 класс | 3 класс |
241 | 117 | 16 | 8 |
Индивидуальная работа с учащимися среднего и старшего звена. 5- 11 классы |
Год обучения | Запланированный результат по программе | Какие знания, умения и навыки воспитанников контролируются в конце года | Формы контроля |
1 | К концу 1 года обучения учащиеся должны знать: - названия, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, ткани; - названия, виды и свойства материалов, которые используются в работе; - правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов; - приёмы разметки: сгибание и по шаблону; - последовательность изготовления несложных изделий; - способы соединения деталей с помощью клея, ниток; - виды отделки: раскрашивание, аппликация, отделочная строчка. | К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь: - наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения; - правильно называть ручные инструменты и использовать по назначению; - различать материалы по их назначению; - организовывать рабочее место и соблюдать порядок во время работы; - понимать рисунки, эскизы (определять названия детали, форму, размер, материал, из которого она должна быть изготовлена); - выполнять работу самостоятельно без напоминания; - качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий (экономную разметку деталей, резание ножницами, сборку изделия с помощью клея, эстетичное и аккуратное оформление изделия рисунками, аппликациями, отделочной строчкой). | Тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение. |
2 | К концу 2 года обучения учащиеся должны знать: - названия, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, ткани; - названия, виды и свойства материалов, которые используются в работе; - правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов; - приёмы разметки: сгибание и по шаблону, по схеме; - последовательность изготовления простых и сложных изделий; - способы соединения деталей с помощью клея, ниток; - виды отделки: раскрашивание, аппликация, отделочная строчка. | К концу 2 года обучения учащиеся должны уметь: - наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения; - правильно называть ручные инструменты и использовать по назначению; - различать материалы по их назначению; - организовывать рабочее место и соблюдать порядок во время работы; - понимать рисунки, эскизы (определять названия детали, форму, размер, материал, из которого она должна быть изготовлена); - выполнять работу самостоятельно без напоминания; - качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий (экономную разметку деталей, резание ножницами, сборку изделия с помощью клея, эстетичное и аккуратное оформление изделия рисунками, аппликациями, отделочной строчкой). | Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование |
3 | К концу 3 года обучения учащиеся должны знать: - названия, назначение, правила пользования ручными инструментами для работы с бисером, проволоки; - названия, виды и свойства материалов, которые используются в работе; - правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов; - приёмы разметки: сгибание и по шаблону, по схеме; - последовательность изготовления простых и сложных изделий; - способы соединения деталей с помощью пластилина, теста, проволоки, ниток; - виды отделки: раскрашивание, аппликация, бисероплетение, лепка. | К концу 3 года обучения учащиеся должны уметь: - наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения; - правильно называть ручные инструменты и использовать по назначению; - различать материалы по их назначению; - организовывать рабочее место и соблюдать порядок во время работы; - понимать рисунки, эскизы (определять названия детали, форму, размер, материал, из которого она должна быть изготовлена); - выполнять работу самостоятельно без напоминания; - качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий (экономную разметку деталей, резание ножницами, сборку изделия с помощью проволоки, эстетичное и аккуратное оформление изделия) | Представление продукта на разных уровнях. |
При индивидуальном контроле каждый воспитанник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.
При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные. Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий.
При фронтальном контроле задания предлагаются всей группе. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.
Основные методы, которые использовались в работе :
- наблюдения ;
- беседы, обсуждения (анализ работ);
- метод анкетирования и опроса для определения уровня знаний, умений и навыков по изо;
Наиболее часто я использовала следующие формы работы:
- сбор материалов для работы в различных техниках;
- работа с различными источниками с целью получения необходимой информации;
- обработка и оформление работ;
- подбор материалов для проведения занятий;
- изготовление образцов и систематизация работ;
- участие в конкурсах разного уровня.
Эффективность обучения по данной программе я отслеживала по следующим критериям:
- Участие членов кружка в конкурсах (количество и качество);
- Участие в культурно – массовых мероприятиях школы, города.
2. Работа с детским коллективом.
Количество воспитанников на начало года – 241
Количество воспитанников на конец года – 241
Общие выводы о работе детского коллектива:
Результаты работы позволяют сделать вывод, что занятия в кружке «Мастерилка» способствуют развитию творческой активности учащихся, образного мышления, художественных навыков работы различными материалами и техниками, коммуникативных качеств, повышению качества обучения по изо и технологии.
3. Методическая работа.
-Разработан раздаточный материал для обучающихся.
-Сценарии массовых дел.
-Проведен мастер – класс по теме «Окно Победы»
- Изготовлены наглядные пособия.
-Подготовлены и проведены выставочные экспозиции.
4.Культурно - досуговая работа.
Городской | Всероссийский | Международный |
конкурс рисунков- «Мы за ЗОЖ», III место Убайдуллаева Яна 8 класс, Серикова Тамара 7 класс
«Городской конкурс художественного конкурса!» :8 участников Кохов Владимир 1 место Шаброва Полина 2 место Сикаченко Родион 2 место | «Золотое дыхание осени» Ферзиллаева Карина 1 место РОСТ «Центр профессионального и личностного роста» Азизова Оксана 1 место | Международная олимпиада «Мега талант» 5 участников «Милая мама» Садовой Егор 1 место |
Рейтинг достижений и результатов учащихся в конкурсах муниципального, регионального, всероссийского уровней за 2016-2020 учебные годы
Вид мероприятия | Количество участников | Фамилия, имя учащегося | Класс | Муници-пальный уровень, место | Региональ-ный уровень, место | ВсероссийскийМеждународный уровень, место |
2016-2017 учебный год | ||||||
Городской конкурс художественного творчества «Детство живет в нас всегда!» | 8 | Кохов Владимир | 4 | 3 | ||
Отарян Людмила | 5 | 2 | ||||
Приходько Милана | 5 | 2 | ||||
Муштаев Максим | 6 | 3 | ||||
Ильина Анна | 9 | 2 | ||||
«Под небом голубым – есть город Когалым» | 10 | Муштаев Максим | 1 | |||
Ферзиллаева Карина | 9 | 3 | ||||
Алиев Мухаммад | 9 | 2 | ||||
Симонов Кирилл | 9 | 1 1 | ||||
Мустафина Лиана | 4 | 1 | ||||
«Золотое дыхание осени» | 1 | Ферзиллаева Карина | 9 | 1 | ||
«Марафон знаний по ИЗО» | 4 | 6 6 7 7 | 2 место (команда) | |||
2018-2019учебный год | ||||||
«Волшебный мир искусства!» | 7 | Кохов Владимир | 5 | 1 | ||
Шаброва Полина | 6 | 2 | ||||
Сикаченко Родион | 1 | 2 | ||||
Арт- талант | 1 | Устюжанина Мария | 5 | 1 | ||
2019-2020 учебный год | ||||||
Городской Конкурс плакатов «Мы за ЗОЖ» | 3 | Серикова Тамара | 7 | 3 | ||
Убайдуллаева Яна | 8 | 3 | ||||
Убайдуллаев Дмитрий | 10 | участие | ||||
«Марафон знаний по ИЗО» | 4 | Бугрова Мария Хуснутдинова Аделина Имамбаева Ригина Прилипухова Светлана | 6 6 7 7 | I место (команда) | ||
Всероссийский конкурс талантов | 1 | Кохов Владимир | 6 | 3 | ||
2020-2021 учебный год 1 полугодие | ||||||
Международная олимпиада «Мега талант» | 5 | Парилова Софья | 4 | сертификат | ||
Василенко Анастасия | 4 | сертификат | ||||
Вебер Екатерина | 4 | сертификат | ||||
Габриелян Мария | 4 | сертификат | ||||
Данич София | 4 | сертификат | ||||
Устюжанина Мария | 6 | участие | ||||
Городской Конкурс плакатов «Мы за ЗОЖ» | 2 | Авдеева Мария | 6 | участие | ||
«Северное сияние» | 2 | Гуминская Виктори | 2 | II место | ||
Кочегин Герман | 11 | I место | ||||
«Милая мама» | 1 | Садовой Егор | 1 | I место | ||
IV детскоюношеские Свято-Елизаветинские чтения «Белый Ангел России» | 2 | Парилова Софья Устюжанина Мария | 4 6 | Участие | ||
РОСТ «Центр профессионального и личностного роста» | 1 | Азизова Оксана | 6 | I место | ||
5.Личные достижения педагога дополнительного образования:
Год | Награждение |
Международный уровень | |
2018 | Благодарственное письмо Международного конкурса –фестиваля в рамках проекта «Планета талантов» |
2020 | Благодарность за проведение в своем образовательном учреждении мероприятии «XX Международная олимпиада по ИЗО для 1-4 классов» |
Федеральный | уровень |
2018 | Диплом Всероссийского тестирования педагогов. |
2020 | Диплом I степени Всероссийского конкурса «Милая мама» |
2020 | Диплом III степени Всероссийской олимпиады ФГОС основного общего образования «Подари знание» |
2020 | Диплом участника Всероссийской педагогической конференции «Организация воспитательной работы в летний период» |
Региональный уровень | |
2016 | Благодарственное письмо Депутата Тюменской областной думы И.В.Лосевой и Депутата Думы ХМАО-Югры С.А.Кочкурова за участие в конкурсе посвященному 30 –летнему юбилею г.Когалыма и 85- летнему юбилею ХМАО-Югры. |
2020 | Диплом регионального конкурса «Северное сияние» за подготовку призера. |
Муниципальный уровень | |
2016 | Благодарственное письмо Управления образования за подготовку призера муниципального этапа олимпиады школьников по черчению в 2016-2017 учебном году. |
2017 | Благодарность ИФНС России по Сургутскому району ХМАО-Югры за профессионализм, за творческий подход в воспитании и обучении учащихся, за подготовку детей к участию в конкурсе поделок и рисунков, посвященного Дню работников налоговых органов. |
2017 | Грамота Когалымская городская организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ за активную работу в Профсоюзе, достигнутые успехи по защите социально-трудовых прав и интересов Профсоюза, большой вклад в развитие профсоюзного движения городской организации Профсоюза г.Когалыма. |
2017 | Благодарственное письмо Управления образования за высокий профессионализм, художественно-эстетическое воспитание подрастающего поколения , подготовку победителя и призеров городского конкурса художественного творчества «Детство живет в нас всегда!» |
2019 | Почетная грамота Управления образования за высокий профессионализм, художественно-эстетическое воспитание подрастающего поколения , подготовку победителя и призеров городского конкурса художественного творчества «Волшебный мир искусства!» |
2019 | Благодарственное письмо Управления Образования г.Когалыма за подготовку призеров конкурчса «Я выбираю жизнь!» |
2020 | Диплом участника городского профессионального конкурса «Учитель года- 2020» |
Анализ работы педагога дополнительного образования включает проведение тематических конкурсов и выставок работ учащихся. Именно в ходе этих мероприятий педагог имеет возможность продемонстрировать успехи своих воспитанников. В течение года работа объединения велась систематически, по расписанию занятий, в строгом соответствии с программой обучения. Получены хорошие результаты.
Лучшие учащиеся объединения получили грамоты за успехи в декоративно-прикладном творчестве, активную работу в объединении, за участие в конкурсах разного уровня.
Программа дополнительного образования детей художественной направленности «Перспектива» была полностью реализована.
На следующий учебный год планируется разработка новой программы декоративно-прикладного творчества, которая будет включать освоение нескольких техник.
На начало следующего года планируется работа по привлечению новых детей в состав объединения:
- показ презентации творческого отчёта объединения учащимся школы,
- беседы руководителя и кружковцев с учащимися школы,
- посещение родительских собраний,
- демонстрация работ детей, выполненных за прошедшее время.
В целом, всю работу объединения «Перспектива», я оцениваю удовлетворительно – намеченные задачи на начало учебного года были решены. К сожалению, в этом году многие дети, приносившие призовые места на городских выставках прошлых лет, не попали в состав новых групп из-за несовпадения смен, следовательно, результаты выставок в этом учебном году не получили положительной динамики.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
города Когалыма
«Рассмотрено» «Согласовано»: «Утверждаю»
на заседании методического заместитель директора по Директор МАОУ СОШ №7
объединения УВР__________________ Овсянников А.А. _____________
Протокол № от « » декабря 2024 года от « » декабря 2024 года
от « » декабря 2024 года
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
базового уровня
«Школа юного урбаниста»
Возраст учащихся: 14-16 лет
Срок реализации: 9 месяцев
Автор: Садовая Е.Л.
учитель ИЗО и черчения высшей квалификационной категории
МАОУ СОШ №7
Когалым
2024
Содержание программы
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы «Школа юного урбаниста»
1.1. Пояснительная записка стр. 3
1.2. Цель и задачи программы стр. 4
1.3. Содержание программы. стр. 5, 12
1.4. Планируемые результаты. стр. 9
2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы «Школа юного урбаниста»
2.1. Календарный учебный график стр. 13
2.2. Условия реализации программы стр. 18
2.3. Формы аттестации стр. 20
2.4. Оценочные материалы стр. 20
2.5. Методические материалы стр. 20
3. Список литературы стр. 21
Пояснительная записка
Урбанистика — наука, посвященная развитию различных городских систем (транспорт, пешеходная инфраструктура, экология, здравоохранения и другие), их взаимодействию между собой и с жителями города. Все, что происходит с городом, что происходило раньше или планируется в будущем.
Урбанист является специалистом, который отвечает за планирование внутри города. Его работа направлена на то, чтобы сделать мегаполис удобным для жизни, передвижения, отдыха: транспортная развязка, ландшафтный дизайн, архитектура, коммерческая и жилая застройка. Профессия новая, ее востребованность ежегодно возрастает, что обусловлено расширением городов, необходимостью внедрять современные технологии в уже имеющуюся инфраструктуру. Урбанистом может стать специалист, который имеет глубокие познания об архитектуре, строительстве, транспортном планировании, градостроительстве.
Актуальность программы. Растущие потребности в кадрах высококвалифицированных архитекторов, строителей и дизайнеров вызывают необходимость привлечения внимания школьников к этим профессиям. Возраст обучающихся (10-11классы) – время для дальнейшего самоопределения, есть возможность попробовать свои силы в новой профессии.
Программа внеурочной деятельности «Школа юного урбаниста» – примерная. В процессе обучения возможны проведение корректировок сложности задач и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими программного материала.
Тип образовательной программы: модифицированная.
Программа разработана в 2024 году, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации».
2.Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р).
3.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629).
4.Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242).
5.Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4. 3648-20 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28).
6.Рекомендации Министерства просвещения России по реализации внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий (письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020г. №ВБ-976/04).
7.Устав МАОУ СОШ №7.
Педагогическая целесообразность: данная программа формирует у школьников начальные профессиональные знания, развивает технику владения чертежными инструментами, графическую грамотность, прививает навыки ориентирования в пространстве и на листе бумаги, расширяет знания и умения детей в решении конструкторских задач. Программа способствует формированию у обучающихся устойчивости замысла, оказывает помощь в умении планировать свой результат, пробуждению чувства творческого удовлетворения.
Цель программы: развитие у обучающихся креативных архитектурно-художественных способностей через проектную деятельность.
Задачи программы:
Обучающие:
- познакомить с понятием «урбанистика», показать ее будущие перспективы;
- сформировать представление о профессии урбаниста, его творческой и практической работе;
- познакомить с основными видами плоскостных композиций, схем и чертежей;
- знакомить с основами конструирования и моделирования;
- сформировать представления о проектной деятельности, научить планировать свою работу, выражать свои идеи, защищать свои проекты;
- обучить приемам построения предметов в трехмерном пространстве;
- познакомить с основными понятиями и определениями композиции, дизайна, архитектуры;
- формировать умения и навыки работы с различными материалами, ручными и чертёжными инструментами;
Воспитательные:
- воспитать культуру поведения на занятиях, культуру общения в коллективе;
- воспитывать чувство уважения к истории культуры города, республики, своего Отечества;
- воспитывать бережное отношение к окружающей природе;
- сформировать культуру восприятия произведений архитектуры и дизайна.
Развивающие:
- развивать пространственное, конструктивное мышление, художественно-творческие способности детей, образное и ассоциативное мышление, фантазию, зрительно-образную память, эмоционально - эстетическое восприятие действительности;
- развивать мелкую моторику кистей рук, зрительную память, глазомер;
- развивать стремление к самообразованию.
Возраст обучающихся. Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования «Школа юного урбаниста» рассчитана на школьников от 14 - 16 лет (8-9 классы) без специальной художественной подготовки.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I модуль обучения.
Раздел 1. Вводное занятие
Всего часов: 2, из них: теоретических -2
Краткое содержание. Организационные вопросы. Оборудование и художественные материалы, необходимые для занятий. Правила внутреннего распорядка. Правила техники безопасной работы инструментами, с материалами и оборудованием.
Форма занятия: фронтальная.
Приёмы методической организации: беседа, рассказ.
Дидактический материал: ПК. Презентация. Информационные материалы.
Форма подведения итогов: устный опрос.
Раздел 2. Основы композиции
Всего часов: 4, из них: теоретических - 2; практических - 4.
Краткое содержание. Виды композиций (плоскостная, объемно-фронтальная, объемно-пространственная, глубинно-пространственная). Средства композиции, приемы и методы работы. Главное и второстепенное в изделии. Пропорции. Симметрия и асимметрия. Композиция объемов и форм из геометрических тел. Динамичность формы. Статичность. Контраст. Принципы построения пространственных и плоскостных композиций. Равновесие формы. Цвет в композиционном решении. Пространственные свойства цвета. Соответствие силуэтной формы и декора. Выявление композиционного центра: выразительным силуэтом, размером, размещением.
Практическая работа:
- Организовать глубинно-пространственную композицию, в основе которой лежит симметрия – сначала относительно оси, затем относительно центра.
- Создать асимметричную композицию, которая была бы пластически интересна со всех сторон.
- Выполнить оригинальную объемно-пространственную композицию, в основе которой лежит ритм, используя цвет и различные графические решения.
Объекты труда: Информационные материалы. Эскизы, чертежи, технические рисунки. Альбом для рисования, формат А0, карандаши, линейки, кисти, гуашь, резак, клей ПВА, ножницы, картон.
Форма занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Приёмы методической организации: беседа, рассказ, показ, объяснение, индивидуальные консультации.
Дидактический материал: Образцы, иллюстрации, таблицы, журналы, книги по дизайну, информационные материалы, мультимедийные презентации.
Раздел 3. Азбука графической грамотности 2 часа
Краткое содержание. Черчение. Инструменты, оборудование и материалы чертёжника. Правила техники безопасной работы чертёжными инструментами. Знакомство с планом и чертежом. Правила оформления чертежей. Графические способы выполнения и чтения изображений процессов, явлений, объектов. Аксонометрические проекции. Изометрическое проецирование. Фронтальное диметрическое проецирование. Технический рисунок. Геометрические проекции куба, параллелепипеда, цилиндра, конуса. Построение комплексного чертежа в системе прямоугольных проекций. Эскизы. Элементы конструирования в черчении. Постановка задачи конструирования.
Практическая работа:
- Приобретение умений и навыков работы инструментами графика.
- Выполнение графической работы «Чертёж плоской детали».
Выполнение практической работы «Аксонометрические проекции
плоских фигур».
- Выполнение графической работы «Изометрическая проекция детали».
- Выполнение практической работы «Технический рисунок детали».
Объекты труда: Информационные материалы. Учебник «Черчение». Эскизы, чертежи, технические рисунки. Формат А4, чертёжные инструменты.
Формы занятий: фронтальная, индивидуальная.
Приёмы методической организации: Беседа, рассказ, показ, объяснение, индивидуальные консультации.
Дидактический материал: ПК, информационные материалы, мультимедийные презентации. Образцы чертежей. Карточки-задания.
Формы подведения итогов: Анализ учебных работ, устный опрос, тестирование, просмотр, отбор лучших проектных работ.
Раздел 4. Основы городского дизайна
Всего часов: 10, из них: теоретических - 2; практических - 8.
Краткое содержание. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Взаимосвязь формы и материала. Объекты декорирования. Дизайн в архитектуре. Ландшафтный дизайн. Стили в ландшафтном дизайне. Направления дизайна среды: дизайн экстерьера, ландшафтный дизайн, экологический дизайн. Специфика ландшафтного дизайна. Принципы планировки, создание микроландшафта. Учёт особенностей микрорельефа. Элементы ландшафтного дизайна. Террасы, дорожки, элементы озеленения. Проектирование пространственной и предметной среды. Инструкции по ТБ.
Практическая работа. Принципы планировки, создание микроландшафта.
- Анализ стилей ландшафтного дизайна.
- Выполнение эскиза ландшафта. Варианты: детская игровая площадка,
школьные клумбы.
- Изготовление макета игровой площадки, школьные клумбы.
Объекты труда: информационные материалы. Материалы: дерево, пластмасса, пенопласт, проволока, жесть, пластилин, бумага, картон, природный материал, акварельные краски, гуашь. Инструменты: карандаши, циркуль, клей, ножницы, молоток, плоскогубцы, круглогубцы, иглы.
Форма занятия: фронтальная, индивидуальная.
Приёмы методической организации: беседа, рассказ, показ, консультации.
Дидактический материал: ПК, мультимедийная презентация. Материалы, оборудование, инструменты как наглядное пособие. Инструкции по ТБ. Форма подведения итогов: устный опрос, выставка макетов, отбор лучших проектных работ.
Раздел 6. Макетирование
Всего часов: 4, из них: теоретических - 1; практических - 4.
Краткое содержание. Основные приемы обработки бумаги, картона, пластичных материалов. Макетирование. Макетирование как вид представления проектов. Наглядность. Объёмность. Выбор материалов для создания макетов. Этапы выполнения макетов из различных материалов. Изобразительные средства передачи фактуры различных материалов. Модель пространства. Рельеф. Основы проектирования. Базовые формы конструирования. Различные виды представления проектов: эскизы, чертежи, технические рисунки, макеты, модели. Законы художественного конструирования: единство формы и содержания. Пространственное расположение объектов. Правила техники безопасной работы инструментами, с материалами и оборудованием.
Практическая работа:
- Анализ обработки бумаги, картона, пластичных материалов.
- Выполнение макета проектируемого изделия. Коллективный мини-проект «Разработка школьной спортивной площадки».
Объекты труда: Информационные материалы. Анализ обработки бумаги, картона, пластичных материалов. Выполнение макета проектируемого изделия. Коллективный мини-проект «Разработка школьной спортивной площадки».
Формы занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Приёмы методической организации: Беседа, рассказ, показ, объяснение, индивидуальные консультации.
Дидактический материал: ПК, информационные материалы, мультимедийные презентации. Образцы, иллюстрации, таблицы, журналы, книги по дизайну и макетированию.
Формы подведения итогов: Устный опрос, просмотр, отбор лучших проектных работ.
Раздел 5. Городское пространство
Всего часов: 10, из них: теоретических - 2; практических - 8.
Краткое содержание. Архитектурное наследие и история мировой архитектуры. Влияние эпох на стиль архитектуры. Основные виды архитектуры. Элементы архитектуры. Этапы возникновения городов. Градостроительство (создание новых городов и поселков и реконструкция старых городских районов). Этапы проектирования архитектурного сооружения. Анализ городского объекта. Понятие архитектурной графики и проектной документации.
Практическая работа:
- Анализ стилей в архитектуре. Обзор памятников архитектуры.
- Тематическая композиция «Мой город».
Объекты труда: Информационные материалы. Книги по архитектуре. Материалы: бумага, картон, гуашь. Инструменты: карандаш, чертежные инструменты, клей, ножницы.
Формы занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Приёмы методической организации: Беседа, рассказ, показ, объяснение, индивидуальные консультации.
Дидактический материал: ПК, информационные материалы, мультимедийные презентации. Образцы, иллюстрации, таблицы, журналы, книги по архитектуре.
Формы подведения итогов: Устный опрос, просмотр, отбор лучших проектных работ.
Раздел 6. Проект
Всего часов: 4, из них: практических - 3.
Практическая работа: «Парк моего детства»; «Школьный автодром»
Объекты труда: Информационные материалы. Книги по архитектуре. Материалы: бумага, картон, гуашь. Инструменты: карандаш, чертежные инструменты, клей, ножницы.
Формы занятий: групповая, коллективная.
Приёмы методической организации: индивидуальные консультации.
Срок реализации программы: 2 года (72 часа)
Форма и режимы занятий: Занятия проводятся в групповой форме 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Межпредметные связи. Программа предусматривает связь с такими предметами как: изобразительное искусство, экология, черчение, начертательная геометрия, история, архитектура, дизайн, технология, математика, ОБЖ.
Ожидаемый результат. Участие в конкурсах, выставках, грантах – реализация проектов в жизни города, округа.
Отличительной особенностью данной программы от всех существующих программ (например, программы «Дизайн и архитектура в жизни человека» под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2018), разработанная программа рассчитана на курс обучения школьников основам урбанистики. Занимаясь созданием проекта, урбанист рассматривает город как крупное предприятие, где пребывают и работают люди, имеющие собственный вкус, привычки, требования. Современная урбанистка имеет несколько направлений: социология города; экология города; архитектура и городской дизайн.
Курс разработан при консультационной поддержке Центра урбанистики и стратегического развития территории Тольяттинского государственного университета.
Программа включает в себя изучение некоторых теоретических положений по курсам геометрии и черчения и закрепление данного материала при выполнении рисунков, чертежей и создание объёмных макетов. Кроме того, занятия архитектурным макетированием содействуют развитию потребности активно преобразовывать окружающую среду в соответствии со своими интересами и потребностями.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
• развитие способности ставить перед собой определенные цели, задачи; умение делать выводы.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- освоить для себя новые художественные знания и умения и, возможно, продолжить образование в данном направлении;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Учащийся получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временной перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии.
Учащийся получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
Учащийся получит возможность научиться:
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• раскрытие потенциала конструктивного мышления и оттачивания творческих способностей;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Предметные результаты
Учащийся научится:
- осознавать современный уровень развития технологий и материалов, используемых в архитектуре и строительстве;
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале объемных композиций;
- анализировать композицию объемов, составляющих общий облик, образ современной постройки;
- композиционным навыкам работы с различными художественными материалами;
- понимать сочетание различных объемов в здании;
- понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
- иметь общее представление об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;
- характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;
- осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов;
- применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
- работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
- овладевать способами обозначения на макете рельефа местности и природных объектов.
- понимать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы и архитектуры.
Учащийся получит возможность научиться:
- понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
- понимать значение преемственности в искусстве архитектуры и искать собственный способ «примирения» прошлого и настоящего в процессе реконструкции городов;
- рассматривать и объяснять планировку города как способ оптимальной организации образа жизни людей;
- учитывать в проекте инженерно-бытовые санитарно-технические задачи;
- владеть навыками формообразования, использования объемов в архитектуре и в пространстве;
- сформировать определенные умения и навыки в художественном конструировании (составление эскизов, рисунков, чертежей проектов, макетирование, моделирование).
Образовательный процесс реализуется в двух формах организации деятельности: теоретическая часть (история архитектуры, дизайна, бумаги, техника безопасности, введение в урбанистику) предполагается в виде бесед с последующим контролем; практическая часть – разработка проектов на улучшение окружающей городской среды (изготовление макетов), защита проектов на конкурсах. Программа предусматривает как индивидуальную форму работы, так и коллективное творчество.
Учебный план
№ п/п | Разделы | Количество часов | |
I год обучения | II год обучения | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 |
2 | Основы композиции. | 4 | 4 |
3 | Азбука графической грамотности | 2 | 2 |
4 | Основы городского дизайна. | 10 | 10 |
5 | Городское пространство | 10 | 10 |
6 | Макетирование | 4 | 4 |
7 | Проект | 4 | 4 |
Итого: | 36 | 36 | |
72 | |||
2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы
«Школа юного урбаниста»
2.1. Календарный учебный график.
Сроки учебных модулей: 1 полугодие – 36 часов, программа реализуется в период с 9 января по 31 мая. 2 полугодие – 36 часов, программа реализуется в период с 1 сентября по 31 декабря.
Не рабочие дни: 4 ноября, 1-8 января, 23 февраля; 8 марта; 1 мая; 9 мая.
Тематический модуль 1 года обучения
№ п/п | Дата | Время | Часы | Тема занятия | Форма контроля |
10.01.2025 | 12 00-13 30 | 2 | Вводное занятие | Тестирование. | |
17.01.2025 | 12 00-13 30 | 2 | Основы композиции. | Текущий. Опрос, наблюдение, самостоятельная творческая работа. | |
24.01.2025 | 12 00-13 30 | 2 | Азбука графической грамотности | ||
31.01.2025 | 12 00-13 30 | 2 | Черчение. Инструменты, оборудование и материалы чертёжника. Знакомство с планом и чертежом. | ||
07.02.2025 | 12 00-13 30 | 2 | Геометрические проекции куба, параллелепипеда, цилиндра, конуса. | ||
14.02.2025 | 12 00-13 30 | 2 | Развертки геометрических тел. | ||
21.02.2025 | 12 00-13 30 | 2 | Основы городского дизайна. | ||
28.02.2025 | 12 00-13 30 | 2 | Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. | ||
07.03.2025 | 12 00-13 30 | 2 | Взаимосвязь формы и материала. | ||
14.03.2025 | 12 00-13 30 | 2 | Дизайн в архитектуре. | ||
21.03.2025 | 12 00-13 30 | 2 | Ландшафтный дизайн. | ||
28.03.2025 | 12 00-13 30 | 2 | Городское пространство | ||
04.04.2025 | 12 00-13 30 | 2 | Архитектурное наследие и история мировой архитектуры. | ||
11.04.2025 | 12 00-13 30 | 2 | Макетирование | ||
18.04.2025 | 12 00-13 30 | 2 | Основные приемы обработки бумаги, картона, пластичных материалов. | ||
25.04.2025 | 12 00-13 30 | 2 | Базовые формы конструирования. | ||
16.05.2025 | 12 00-13 30 | 2 | Изобразительные средства передачи фактуры различных материалов. | ||
23.05.2025 | 12 00-13 30 | 2 | Модель пространства. Рельеф. | ||
Итого: | 36 | 36 |
Тематический модуль 2 года обучения
№ п/п | Дата | Время | Часы | Тема занятия | Форма контроля |
05.09.2025 | 12 00-13 30 | 2 | Вводное занятие. | Тестирование. | |
12.09.2025 | 12 00-13 30 | 2 | Основы композиции. | Текущий. Опрос, наблюдение, самостоятельная творческая работа. | |
19.09.2025 | 12 00-13 30 | 2 | Соразмерность и пропорциональность. | ||
26.09.2025 | 12 00-13 30 | 2 | Смысловое и стилевое единство элементов композиции. | ||
03.10.2025 | 12 00-13 30 | 2 | Азбука графической грамотности | ||
10.10.2025 | 12 00-13 30 | 2 | Построение комплексного чертежа в системе прямоугольных проекций. | ||
17.10.2025 | 12 00-13 30 | 2 | Перспективные и аксонометрические виды. | ||
24.10.2025 | 12 00-13 30 | 2 | Основы городского дизайна. | ||
31.10.2025 | 12 00-13 30 | 2 | Типология городской среды. | ||
07.11.2025 | 12 00-13 30 | 2 | Малые архитектурные формы. | ||
14.11.2025 | 12 00-13 30 | 2 | Городское пространство | ||
21.11.2025 | 12 00-13 30 | 2 | Бионическое формообразование. | ||
28.11.2025 | 12 00-13 30 | 2 | Здания и сооружения. Элементы экстерьера. | ||
05.12.2025 | 12 00-13 30 | 2 | Экология города. Устойчивое развитие. | ||
12.12.2025 | 12 00-13 30 | 2 | Градоформирование Когалыма. | ||
19.12.2025 | 12 00-13 30 | 2 | Макетирование. | ||
26.12.2025 | 12 00-13 30 | 2 | Роль и значение материала в конструкции. | ||
27.12.2025 | 12 00-13 30 | 2 | Проект | ||
Итого: | 36 | Резерв - 0 часов |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
II модуля.
Раздел 1. Вводное занятие
Всего часов: 2, из них: теоретических - 2.
Краткое содержание. Организационные вопросы. Оборудование и художественные материалы, необходимые для занятий. Правила внутреннего распорядка. Правила техники безопасной работы инструментами, с материалами и оборудованием.
Форма занятия: фронтальная.
Приёмы методической организации: беседа, рассказ.
Дидактический материал: ПК. Презентация. Информационные материалы.
Форма подведения итогов: устный опрос.
Раздел 2. Основы композиции
Всего часов: 4, из них: теоретических - 1; практических - 3.
Краткое содержание. Соразмерность и пропорциональность. Структура композиционного построения композиции: массивность – пространственность, асимметрия – асимметрия, легкость – тяжесть, динамика – статика, контраст – нюанс. Смысловое и стилевое единство элементов композиции. Средство архитектурной композиции и их роль в творческом процессе.
Практическая работа. Варианты:
- Композиция с доминантой геометрической формы.
- Композиция на экологическую тематику.
Объекты труда: Информационные материалы. Эскизы, чертежи, технические рисунки. Альбом для рисования, форматы А4, карандаши, линейки, кисти, гуашь, резак, клей ПВА, ножницы, картон.
Форма занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Приёмы методической организации: беседа, рассказ, показ, объяснение, индивидуальные консультации.
Дидактический материал: Образцы, иллюстрации, таблицы, журналы, книги по дизайну, информационные материалы, мультимедийные презентации.
Форма подведения итогов: анализ учебных работ, устный опрос.
Раздел 3. Азбука графической грамотности
Всего часов: 2, из них: теоретических - 1; практических - 1.
Краткое содержание. Построение комплексного чертежа в системе прямоугольных проекций. Перспективные и аксонометрические виды. Прямая линейная перспектива. Панорамная перспектива. Три вида аксонометрии: 1. Изометрия (измерение по всем трём координатным осям одинаковое); 2. Диметрия (измерение по двум координатным осям одинаковое, а по третьей — другое); 3. Триметрия (измерение по всем трём осям различное). Элементы конструирования в черчении. Основа эргономического подхода в формировании пространства. Постановка задачи конструирования. Проектная и архитектурная графика.
Практическая работа:
- Выполнение практической работы «Технический рисунок детали».
- Конструирование по собственному замыслу
Объекты труда: Информационные материалы. Учебник «Черчение». Эскизы, чертежи, технические рисунки. Альбом для черчения, форматы А4, чертёжные инструменты.
Формы занятий: фронтальная, индивидуальная.
Приёмы методической организации: Беседа, рассказ, показ, объяснение, индивидуальные консультации.
Дидактический материал: ПК, информационные материалы, мультимедийные презентации. Образцы чертежей. Карточки-задания.
Формы подведения итогов: Анализ учебных работ, устный опрос, тестирование, просмотр, отбор лучших проектных работ.
Раздел 4. Основы городского дизайна
Всего часов: 10, из них: теоретических - 2; практических - 8.
Краткое содержание. Типология городской среды. Разнообразие видов и форм среды. Разнообразие городского ландшафта. Направления дизайна среды: дизайн экстерьера, ландшафтный дизайн, экологический дизайн. Малые архитектурные формы. Социология города. Город как социально-территориальная общность. Специфика ландшафтного дизайна. Принципы планировки, создание микроландшафта. Учёт особенностей микрорельефа. Элементы ландшафтного дизайна. Террасы, дорожки, элементы озеленения. Объекты декорирования.
Практическая работа: Разработка технополиса «Разумный город».
Объекты труда: информационные материалы. Материалы: бумага, картон, краски. Чертежные инструменты.
Форма занятия: фронтальная, индивидуальная.
Приёмы методической организации: беседа, рассказ, показ, консультации.
Дидактический материал: ПК, мультимедийная презентация. Материалы, оборудование, инструменты как наглядное пособие. Инструкции по ТБ. Форма подведения итогов: устный опрос, отбор лучших работ.
Раздел 5. Городское пространство
Всего часов: 10, из них: теоретических - 2; практических - 8.
Краткое содержание. Архитектурное наследие и история мировой архитектуры. Влияние эпох на стиль архитектуры. Основные виды архитектуры. Элементы архитектуры. Этапы возникновения городов. Градостроительство (создание новых городов и поселков и реконструкция старых городских районов). Этапы проектирования архитектурного сооружения. Анализ городского объекта. Понятие архитектурной графики и проектной документации.
Практическая работа:
- Анализ стилей в архитектуре. Обзор памятников архитектуры.
- Тематическая композиция «Мой город»
Объекты труда: Информационные материалы. Книги по архитектуре. Материалы: бумага, картон, гуашь. Инструменты: карандаш, циркуль, клей, ножницы
Формы занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Приёмы методической организации: Беседа, рассказ, показ, объяснение, индивидуальные консультации.
Дидактический материал: ПК, информационные материалы, мультимедийные презентации. Образцы, иллюстрации, таблицы, журналы, книги по архитектуре.
Формы подведения итогов: Устный опрос, просмотр, отбор лучших проектных работ.
Раздел 6. Макетирование
Всего часов: 4, из них: теоретических - 1; практических - 3.
Краткое содержание. Основные приемы обработки бумаги, картона, пластичных материалов. Роль и значение материала в конструкции. Выбор материалов для создания макетов. Пластические разработки поверхности. Макетные приемы выявления и разработки поверхности. Иллюзорное разрушение плоскости. Объем. Тематическое моделирование. Правила техники безопасной работы инструментами, с материалами и оборудованием.
Практическая работа:
- Плоскостные композиции.
- Открытая пространственная композиция
Объекты труда: Информационные материалы. Книги по макетированию. Материалы: пенопласт, проволока, жесть, бумага, картон, природный материал, акриловые краски. Инструменты: карандаши, циркуль, клей, ножницы, молоток, плоскогубцы, канцелярский нож.
Формы занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Приёмы методической организации: Беседа, рассказ, показ, объяснение, индивидуальные консультации.
Дидактический материал: ПК, информационные материалы, мультимедийные презентации. Образцы, иллюстрации, таблицы, журналы, книги по дизайну и макетированию.
Формы подведения итогов: Устный опрос, просмотр, отбор лучших проектных работ.
Раздел 6. Проект
Всего часов: 4, из них: практических -47.
Практическая работа: «Экогород»; «Скверы родного города»
Объекты труда: Информационные материалы. Книги по архитектуре. Материалы: бумага, картон, гуашь. Инструменты: карандаш, чертежные инструменты, клей, ножницы, канцелярский нож.
Формы занятий: групповая, коллективная.
Приёмы методической организации: индивидуальные консультации.
Дидактический материал: ПК, информационные материалы, мультимедийные презентации. Образцы, иллюстрации, таблицы, журналы, книги по архитектуре.
Условия реализации программы:
Психолого-педагогические условия реализации программы:
уважение к человеческому достоинству учащихся, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
использование в образовательной деятельности форм и методов работы с учащимися, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
построение образовательной деятельности на основе взаимодействия педагога с учащимися, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
поддержка положительного, доброжелательного отношения учащихся друг к другу и взаимодействия, учащихся друг с другом в разных видах деятельности;
поддержка инициативы и самостоятельности учащихся;
возможность выбора учащимися видов активности;
защита учащихся от всех форм физического и психического насилия.
Кадровые условия: программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий высшее педагогическое образование, прошедший курсы повышения квалификации по теме: «Использование современного учебного оборудования при реализации дополнительных программ технической направленности в центрах цифрового образования “IT – куб”».
Финансовые условия реализации программы:
Прием на обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе осуществляется за счет средств от предпринимательской деятельности (сертификат дополнительного образования) в рамках системы Персонифицированного финансирования города Когалыма. Финансирование реализации программы осуществляется в соответствии с установленной ценой услуги дополнительного образования, не превышающей нормативную стоимость образовательной программы, рассчитанной в соответствии с Правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования. (Приказ Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31.03.2023 №10-II-775 «О внесении изменений в приказ Департамента образования и молодежной политики от 4 августа 2016 года №1224 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты- Мансийском автономном округе – Югре»).
Формы подведения итогов: просмотр, отбор лучших проектных работ.
В современном понимании урбанистика является синтезом архитектуры, дизайна, сооружений, комплексов зданий и сооружений, а также населенных пунктов и комплексов населенных пунктов, основным предназначением которых является обеспечение различных потребностей человека. В эпоху всеобщей компьютеризации общественность уже забывает про ручную подачу проектов. А при этом лишь бумага обладает такими пластическими свойствами как гибкость, прочность, вариативность одновременно. Таким образом предполагается макетирование от простых геометрических форм, абстрактных композиций домов до детально проработанных усложнённых средовых композиций целых улиц, районов, собственного представления города будущего.
Материально-техническое обеспечение
Заключается в оснащении аудитории для практической работы, где можно выполнять макеты различной сложности. Основными материалами для макетов служат простые в обращении однотонная бумага типа «Ватман» и тонкий картон, а также современные и более трудоемкие, такие как оракал, фомикс и др. Все выше перечисленные материалы наиболее приближены к основным архитектурно-строительным материалам по многим характеристикам и одновременно достаточно абстрактны для того, чтобы обеспечить устойчивый момент обобщения и предельную степень сравнимости, что очень важно при обсуждении работ.
Для работы с бумагой и картоном необходимы следующие инструменты:
1. Макетный нож или резак с лезвием из стали особой закалки, хорошо заточенный. Желательно пользоваться макетными ножами с лезвиями стандартной ширины в 9 или 18 мм.
2. Циркульный нож для вырезания окружностей и дуг. Если такого ножа нет, то можно использовать измеритель с сильно заточенной иглой, чтобы он прорезал бумагу или циркуль с рейсфедером. Для этого в рейсфедер вставляется обломанная по диагонали бритва и крепко зажимается.
3. Ножницы с прямыми концами.
4. Клей. Наиболее удобен для склеивания бумаги и картона клей ПВА, так как он белого цвета и не оставляет следов на листе
5. Чертежная доска или подрамник для вычерчивания разверток, деталей макета.
6. Специальная основа для резки деталей макета (можно использовать небольшой кусок фанеры, пластика, оргалита или линолеума).
7. Чертежные принадлежности.
8. Металлическая линейка.
9. Пинцет.
Формы аттестации.
Виды контроля:
Вводный контроль Изучение стартового уровня знаний, умений и навыков по выбранной дисциплине, уровня мотивации к занятию творчеством.
Текущий контроль Изучение уровня освоения тем образовательной программы.
Итоговый контроль Оценка качества освоения образовательной программы
Формы контроля:
Проверка теоретических знаний Тестирование, опрос.
Проверка практической подготовки Выполнение проектной работы, зачёт.
Оценочные материалы.
Оценка результативности выполнения программы осуществляется по трём уровням освоения учащимися образовательной программы: высокий, средний, ниже среднего.
Оценивания практических навыков осуществляется по критериям:
1. уровень ниже среднего - работа по образцу.
2. средний уровень - работа по условию (выполнение практического задания, требующего творческой активности).
3. высокий уровень - работа по собственному замыслу (самостоятельная постановка цели и задач и поиск способов её решения).
Оценивания теоретических знаний осуществляется по критериям:
1. уровень ниже среднего - большая часть ответов удовлетворяет требованиям «среднего уровня», но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Учащийся владеет знаниями в объёме не менее 50%;
2. средний уровень - соответствие основным требованиям ответа «высокого уровня», но допущены неточности в изложении понятий, объяснений взаимосвязей; объём правильных ответов составляет 50-85%;
3. высокий уровень - наличие точных знаний по теме.
Вид контроля Время проведения Цель проведения контроля Формы и средства выявления результата Формы фиксации и предъявления результата
Стартовая диагностика Январь оценка исходного уровня знаний на первом году обучения в начале учебного года. Опрос
Текущий контроль Февраль
оценка усвоения учащимися содержания конкретной программы (темы, раздела и т.д.) в период обучения. Опрос, зачёт. Выставка работ, выполнение проектной работы
Итоговый контроль Декабрь оценка уровня достижений учащихся, заявленных в образовательных программах, по окончанию всего курса образовательной программы. Тестирование Итоговое занятие. Зачёт
При реализации программы с применением дистанционных образовательных технологий для проведения промежуточной аттестации и текущего контроля качества результатов освоения образовательной программы могут применяться формы добровольной самодиагностики приобретаемых знаний и компетенций, выполнение исследовательских, проектных или творческих работ, участие в конкурсах.
Методические материалы.
В процессе реализации программы применяются педагогические технологии:
1. Здоровьесберегающая технология. На занятиях учащиеся работают с чертежными инструментами, иногда за ноутбуками. Симптомы последствий воздействия ноутбука на обучающегося очень разнообразны. Для снятия зрительной нагрузки во время работы за ноутбуком систематически проводятся гимнастика для глаз, физкультминутки, выполнять упражнения для пальцев, рук, плеч.
2. Объяснительно-иллюстративная технология. Предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами).
3. Компьютерная технология. Компьютерные средства обучения обладают способностью «откликаться» на действия ученика и педагога, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.
4. Игровая интерактивная технология. Именно при использовании интерактивных технологии, учащиеся учат искать информацию, систематизировать ее и обобщать. Методические возможности современных педагогических технологии дают возможность педагогу свободно чувствовать, используя их многогранность и разнообразие. Использование компьютерной техники делает занятие интересным и современным.
5. Проектная деятельность. Технология организации образовательных ситуаций, в которых учащихся ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
В период временных ограничений, связанных с эпидемиологической или климатической ситуацией, в течение которой федеральными и/или региональными и/или местными правовыми актами устанавливается запрет и/или ограничение на реализацию дополнительных общеобразовательных программ в очной форме, реализация программы в этот период осуществляется с применением дистанционных образовательных технологий.
В этот период деятельность организовывается с использованием:
1. Образовательных технологий (мастер-классы, развивающие занятия, консультации, тематические классные часы, конференции и другие активности, проводимые в режиме реального времени при помощи телекоммуникационных систем).
2. Возможностей электронного обучения (формирование подборок образовательных, просветительских и развивающих материалов, онлайн-тренажеров, представленных на сайте Министерства просвещения Российской Федерации по адресу https://edu.gov.ru/distance для самостоятельного использования учащимися).
3. Бесплатных интернет-ресурсов, сайтов учреждений культуры, открывших трансляций концертов, мастер-классов, а также организаций, предоставивших доступ к музейным, литературным, архивным фондам.
4. Ресурсов средств массовой информации (образовательные и научно-популярные передачи, фильмы и интервью на радио и телевидении, в том числе эфиры образовательного телеканала «Моя школа в online»).
5. Образовательных и развивающих материалов на печатной основе (демонстрационные варианты олимпиадных и диагностических заданий, печатные учебные издания).
Список литературы
1. Бартенев И.А., Батажова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей: Учебное пособие. – М.: Изобразительное искусство, 1983
2. Ботвинников А.Д. Черчение: Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. - М.: ООО Астрель, АСТ, 2001
- Журналы и каталоги по дизайну.
4. Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Макетирование из бумаги и картона: Учебное пособие. – М.: Книжный дом «Университет», 2000
5. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объёмного конструирования. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001
6. Сокольникова И.М. Основы композиции, - Обнинск: Титул, 1996
7. Соловьев С.А. Перспектива. – М.: Просвещение, 1981
8. Холмянский Л.М., ЩипановА.С. Дизайн, - М.: Просвещение, 1985
9. https://docplayer.ru/28550005-Arhitekturnoe-maketirovanie.html
Архитектурное макетирование: метод. указания к лабораторным занятиям / Т.Б. Ефимова; под общ. ред. д-ра техн. наук, проф. Ю.П. Скачкова. – Пенза: ПГУАС, 2014. – 16 с.
10. https://docplayer.ru/35941250-Kompozicionnoe-modelirovanie.html
Архитектурное макетирование: метод. Указания к лабораторным занятиям / Т.Б. Ефимова; под общ. ред. д-ра техн. наук, проф. Ю.П. Скачкова. – Пенза: ПГУАС, 2014. – 16 с.
