Методическая страничка.

Карпова Вероника Антольевна.

 

Перечень электронных образовательных ресурсов, используемых в образовательном процессе.

 

Общая характеристика ЭОР

     В нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно.

ЭОР (ЦОР) - специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Цифровые образовательные ресурсы правомерно рассматривать как один из видов разрабатываемых в настоящее время ЭОР нового поколения:

 

Методика работы с учебниками "Музыка" 1-4 класс. Авторы Е. Д. КРИТСКАЯ, Г. П. СЕРГЕЕВА, Т. С. ШМАГИНАдля 1-2классов  аудиовизуальное знакомство с произведением, историей его создания, с музыкальными инструментами, интерактивные формы взаимодействия ученика с ЭОР на узнавание звучания инструментов  

ПРЕДИСЛОВИЕ

      Это методическое пособие адресовано учителям музыки, работающим по учебно-методическим комплектам «Музыка» для I—IV классов начальной школы, рекомендованным Министерством образования Российской Федерации для образовательных учреждений разного типа.Учебно-методические комплекты (УМК) по музыке для каждого класса включают в себя учебник и рабочую тетрадь для учащихся,хрестоматию музыкального материала и фонохрестоматию (аудиокассеты) для учителя.

      Содержание УМК основывается на закономерностях музыкального искусства, на тех базовых категориях и понятиях, которые отражены в Требованиях к содержанию общего начального образования образовательной области «Искусство», а также в той или иной мере воплощены в действующих программах по предмету «Музыка» (в частности, в программе «Музыка. 1—4 классы» авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной). Особо следует отметить, что принципиальной позицией авторов является опора на идеи музыкально-педагогическойконцепции Д. Б. Кабалевского, появившейся в 70-е годы и нашедшей претворение в практической деятельности учителей музыки.

      Освоение содержания УМК является начальной ступенью формирования у школьников целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной музыкальной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. В центре УМК — различные явления русской музыкальной культуры. И это не случайно, так как комплекты предназначены для учащихся школ России.

      Учебники и тетради имеют разделы, в названиях которых выражены художественно-педагогические идеи блока уроков четверти, года. Они и могут стать своеобразным нравственно-эстетическим стержнем уроков музыки, так как помогают раскрыть наиболее важные для формирования личности ребенка «вечные темы» — темы добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, материнства, защиты Отечества и др.

      В учебнике-тетради для I класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты», которые ориентируют учащихся на знакомство с музыкой в широком культурологическом контексте. Это необходимо для того, чтобы дети могли осознать роль музыки в повседневной жизни человека вообще, в своей собственной и постичь своеобразие выражения в музыкальных произведениях чувств и мыслей человека, отображения окружающего его мира. Учебники для учащихся II, III и IV классов состоят из семи разделов: «Россия — Родина моя», «День, полный событий», «О России петь — что стремиться в храм…», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…», — которые дают ориентиры для вариативного планирования уроков музыки.

      Задача уроков музыки заключается в том, чтобы сделать «своими» для детей наиболее значимые в мировой музыкальной культуре художественные произведения. Музыкальное и общехудожественное развитие невозможно без воспитания у учащихся чувства стиля, формирования их «интонационного словаря». Поэтому отбор и организация музыкального материала УМК осуществлялись в опоре на понимание интонационности в широком смысле слова, закономерности искусства, ярко выраженные в стиле каждого художника, что дает возможность детям с первого класса войти в мир композитора, почувствовать своеобразие его музыки, характерные особенности его музыкального высказывания — его музыкальной речи.

      Постоянные целенаправленные сопоставления произведений с характерными для данного жанра, стиля интонациями, закономерностями развития музыки, соотнесение практически каждого произведения с некоторым множеством произведений, специально подобранных в УМК по сходству и различию, разовьют у учащихся способность отличать музыку одного композитора от музыки другого, определять на слух тот или иной стиль. А это является важнейшим качеством восприятия, определяет музыкальную грамотность учащихся.

      Естественно, что различные интонационно-стилевые характеристики учащимися не осознаются, поэтому необходимо развивать их интуицию как способ художественного обобщения, познания музыки. Дети могут воспринимать гораздо более сложный и содержательный пласт музыки, чем это предполагается.

      Интонационно-образное сопоставление произведений различных стилей (эпохальных, национальных, индивидуальных) позволяет многократно возвращаться к одним и тем же сочинениям, полнее постигая творческую индивидуальность их авторов. Для этой цели в УМК представлены различные жанры и формы музыкального искусства, включая произведения крупной формы (симфония, опера, балет, концерт, кантата и др ). Страницы учебников и рабочих тетрадей выполняют важную дидактическую функцию — помогают детям войти в мир большой музыки уже на начальном этапе обучения, а не в средней школе, как это обычно происходит на практике. Музыкальные сочинения в УМК с первого года обучения подобраны и организованы так, чтобы в дальнейшем (при повторном к ним обращении) учащиеся почувствовали и осознали их неповторимость и своеобразие с позиций традиций и новаторства, смогли выявить черты, составляющие «сердцевину» творчества того или иного композитора. Структурной, смысловой единицей учебников и тетрадей является разворот, открывающий перед учащимися широкое культурологическое пространство.

      Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов «слышания» («видения») конкретных музыкальных сочинений, что позволяет детям устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной фотографией и т. п. Все это способствует развитию ассоциативного мышления, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» детей. Свобода ребенка в выборе изобразительных, пластических, речевых и других аналогов музыкальных произведений, предлагаемых в УМК, — залог успешной работы.

      Нотная графика выполняет в учебниках и рабочих тетрадях несколько функций. Она служит фоном для художественно-изобразительного воплощения образа конкретного музыкального произведения, является ориентиром для освоения его жанровых особенностей, непосредственно знакомит с нотной грамотой. Запись мелодий, отдельных интонаций, попевок, главных тем из классических музыкальных сочинений поможет освоению элементов музыкального языка, средств музыкальной выразительности.

      В разделах даются основные понятия, музыкальные термины, которыми учащиеся по мере накопления музыкально-слухового опыта начинают постепенно овладевать и использовать их в своей музыкальной деятельности. Важно, чтобы у детей постепенно формировалось свое понимание того или иного термина. В этом им поможет воплощение звуковых образов музыкальных произведений в вокальном или пластическом интонировании, слове, рисунке и др.

      Литературный ряд учебника (стихи, сказки и легенды, сведения о композиторах и их произведениях, рассказы о музыкальных инструментах и др.) призван усилить впечатления от звучащей на уроках музыки, способствовать развитию живой и выразительной речи детей. Система вопросов и творческих заданий направляет внимание учащихся на сравнение музыкальных произведений, анализ их интонационно-образного строя, определение жанров, элементов музыкального языка, стилевого своеобразия музыки, особенностей формы и композиции музыкальных сочинений.

      Акцент на уроках музыки в системе массового музыкального воспитания и образования должен быть поставлен, по нашему мнению, не столько на приобретение теоретических знаний, сколько на расширение интонационно-образного багажа ребенка, развитие его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству как части окружающей его жизни. Главным являются не столько знания о музыке, сколько погружение детей в саму музыку, знание самой музыки. Этому способствует прежде всего исполнительская деятельность школьников, развитие навыков коллективного музицирования — пения, игры на музыкальных инструментах, пластического интонирования, простейших импровизаций и др.

      Методика работы с УМК «Музыка» в начальной школе предполагает органичное и естественное его включение в учебный процесс, где главным является сама музыка, а также обращение ребенка к учебникам и рабочим тетрадям дома с целью восстановления в памяти и сознании образа музыки, звучащей на уроке.

      Проведение урока с использованием УМК нацеливает учителя на расширение образовательной среды и повышение интереса детей к классической музыке через эмоционально открытое общение с ней в музыкальных радио- и телепрограммах, при посещении концертов, «слышание» музыки в фильмах, спектаклях, на понимание ее роли в школьных праздниках, при организации домашнего досуга, детского музицирования и пр.

      Методический принцип сходства и различия, основанный на принципе «тождества и контраста» (Б. В. Асафьев), определил выстраивание музыкального материала в УМК и способ подачи методического материала в данном пособии. На страницах этого пособия вы найдете конкретные рекомендации по применению таких методов музыкального образования и воспитания младших школьников, как метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод эмоциональной драматургии; метод концентричности организации музыкального материала; метод «забегания вперед и возвращения к пройденному» (перспективы и ретроспективы в обучении); метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.); метод игры; метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).

      В учебном процессе эти методы применяются как при работе с конкретными музыкальными сочинениями, так и при изучении той или иной тематической линии, в связи с воплощением какой-либо художественно-педагогической идеи. Некоторые из этих методов (метод «забегания вперед и возвращения к пройденному» и метод концентричности организации музыкального материала) нашли свое отражение в структуре данного пособия.

      В методике работы с учащимися I класса предлагается последовательное изучение материала. Это позволит уже на начальном этапе обучения сконцентрировать внимание школьников на тех музыкальных сочинениях золотого фонда классики, к которым они обратятся в следующих классах. Конкретные способы и приемы подачи музыкального материала, описанные в этом пособии, безусловно, можно применять вариативно.

      Методика работы с УМК II—IV классов излагается по концентрическому принципу, путем сквозного описания каждого из семи разделов. Это позволит творчески подходить к выбору последовательности изучения музыкального (художественного) материала, вариативно планировать учебный процесс и драматургию конкретного урока.

      Обобщенные темы разделов учебников I—IV классов дают возможность учителю музыки «дозировать» объем изучаемого детьми материала, который, конечно, зависит от уровня общего и музыкального развития учащихся. С учетом этого уровня можно прогнозировать степень интенсивности прохождения материала, уровень формирования навыков музицирования, усвоения основных понятий и категорий музыкального искусства, элементов языка других искусств.

      Авторы выражают надежду на то, что данное пособие и предлагаемые в нем рекомендации помогут с самого начала музыкального образования учащихся познакомить их со всем тем, что, по словам Б. В. Асафьева, может заставить «и радоваться, и печалиться, и вздохнуть, и поучиться интригам музыкального развития, и ощутить в себе энергию и суровое мужество», «и все это услышать не по поводу музыки или под музыку, а испытать в ее интонациях».



Источни

Примерное тематическое планирование
уроков музыки в начальной школе
в учебных часах по годам обучения

№ п/п

Разделы и темы

Кол-во часов

I

I класс (33 ч)

Музыка вокруг нас

 

16

1

«И муза вечная со мной»

 

1

2

Хоровод муз

1

3

Повсюду музыка слышна 

1

4

Душа музыки — мелодия 

1

5, 6

Музыка осени

2

7

Сочини мелодию

1

8

«Азбука, азбука каждому нужна». Из русского былинного сказа

1

Обобщающий урок I четверти

1

II

Музыка и ты

17

17

Край, в котором ты живешь

1

18

Поэт, художник, композитор

1

19

Музыка утра

1

20

Музыка вечера

1

21

Музыкальные портреты

1

22

Разыграй сказку («Баба-Яга», русская народная сказка)

1

23

«Музы не молчали»

1

24

У каждого свой музыкальный инструмент. Музыкальные инструменты

1

25

Мамин праздник

1

26

Музыкальные инструменты. «Чудесная лютня». По алжирской сказке. Звучащие картины

1

27

Обобщающий урок III четверти

1

28

Музыка в цирке

1

29, 30 

Дом, который звучит. Опера-сказка

2

31

«Ничего на свете лучше нету»

1

32

Обобщающий урок IV четверти

1

33

Заключительный урок-концерт

1

I

II класс (34 ч)

Россия — Родина моя

 

3

1

Мелодия

1

2

Здравствуй, Родина моя! Моя Россия

1

3

Гимн России 

1

II

День, полный событий

6

4

Музыкальные инструменты (фортепиано)

1

5

Природа и музыка. Прогулка

1

6

Танцы, танцы, танцы... 

1

7

Эти разные марши. Звучащие картины

1

8

Расскажи сказку. Колыбельные. Мама 

1

9

Обобщающий урок I четверти

1

III

«О России петь — что стремиться в храм»

5

10

Великий колокольный звон. Звучащие картины

1

11

Святые земли Русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский 

1

12

Молитва

1

13

С Рождеством Христовым! Музыка на Новогоднем празднике

1

14

Обобщающий урок II четверти

1

IV

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

4

15

Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню

1

16

Музыка в народном стиле. Сочини песенку

1

17

Проводы зимы

1

18

Встреча весны

1

V

В музыкальном театре

5

19, 20 

Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Опера. Балет

2

21

Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера

1

22, 23 

Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал 

2

VI

В концертном зале

5

24

Симфоническая сказка (С. Прокофьев «Петя и волк»)

1

25

Обобщающий урок III четверти

1

26

Картинки с выставки. Музыкальное впечатление

1

27, 28 

«Звучит нестареющий Моцарт». Симфония № 40. Увертюра

2

VII

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

6

29

Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это — Бах 

1

30

Все в движении. Попутная песня 

1

31

Музыка учит людей понимать друг друга 

1

32

Два лада. Легенда. Природа и музыка

1

33

Печаль моя светла. Первый

1

34

Мир композитора (П. Чайковский, С. Прокофьев). Могут ли иссякнуть мелодии? 

1

Заключительный урок-концерт 

I

III класс (34 ч)

Россия — Родина моя

 

5

1

Мелодия — душа музыки

1

2

Природа и музыка (романс). Звучащие картины

1

3

Виват, Россия! (кант). Наша слава — русская держава

1

4

Кантата «Александр Невский»

1

5

Опера «Иван Сусанин». Да будет во веки веков сильна...

1

II

День, полный событий

4

6

Утро

1

7

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек

1

8

«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер

1

9

Обобщающий урок I четверти

1

III

«О России петь — что стремиться в храм»

4

10

Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся! 

1

11

Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама! 

1

12

Вербное воскресенье. Вербочки. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир

1

13

Обобщающий урок II четверти

1

IV

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

4

14, 15 

Настрою гусли на старинный лад... (былины). Былина о Садко и Морском царе

2

16

Певцы русской старины (Баян. Садко). Лель мой Лель...

1

17

Звучащие картины. Прощание с Масленицей

1

V

В музыкальном театре

6

18

Опера «Руслан и Людмила». Я славил лирою преданья. Фарлаф. Увертюра 

1

19

Опера «Орфей и Эвридика» 

1

20, 21 

Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа... В заповедном лесу 

2

22

«Океан — море синее». Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу 

1

23

В современных ритмах (мюзиклы) 

1

VI

В концертном зале

6

24

Музыкальное состязание (концерт)

1

25

Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины 

1

26

Обобщающий урок III четверти

1

27

Музыкальные инструменты (скрипка)

1

28

Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. Севера песня родная

1

29

«Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. Мир Бетховена

1

VII

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

5

30

Чудо-музыка. Острый ритм — джаза звуки

1

31

Люблю я грусть твоих просторов. Мир Прокофьева

1

32

Певцы родной природы (Э. Григ, П. Чайковский)

1

33

Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет

1

34

Обобщающий урок IV четверти

1

Заключительный урок-концерт

I

IV класс

Россия — Родина моя

 

3

1

Мелодия. Ты запой мне ту песню... «Что не выразишь словами, звуком на душу навей...» 

1

2

Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?»

1

3

Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь! 

1

II

«О России петь — что стремиться в храм»

1

4

Святые земли Русской. Илья Муромец 

1

III

День, полный событий

5

5

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...»

1

6

«Что за прелесть эти сказки!» Три чуда 

1

7

Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь

1

8

«Приют, сияньем муз одетый...»

1

9

Обобщающий урок I четверти

1

IV

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

2

10

Композитор — имя ему народ. Музыкальные инструменты России

1

11

Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка 

1

V

В концертном зале

5

12

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо

1

13

Старый замок. Счастье в сирени живет... 

1

14

Не молкнет сердце чуткое Шопена... Танцы, танцы, танцы...

1

15

Патетическая соната. Годы странствий. Царит гармония оркестра 

1

16

Обобщающий урок II четверти

1

VI

День, полный событий

1

17 

Зимнее утро. Зимний вечер 

1

VII

В музыкальном театре

6

18

Опера «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля. За Русь все стеной стоим...

1

19

Сцена в лесу 

1

20

Исходила младешенька

1

21

Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы

1

22

Балет «Петрушка»

1

23

Театр музыкальной комедии

1

 

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

3

24

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд

1

25

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара)

1

26

Обобщающий урок III четверти

1

 

«О России петь — что стремиться в храм»

3

27

Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше

1

28

Родной обычай старины. Светлый праздник

1

29

Кирилл и Мефодий 

1

 

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

1

30 

Народные праздники. «Троица»

1

 

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

4

31

В интонации спрятан человек

1

32

Музыкальный сказочник

1

33

Рассвет на Москве-реке

1

34

Обобщающий урок III четверти

1

Заключительный урок-концерт

1



Требования к учащимся начальной школы

I класс

• развитие устойчивого интереса к музыкальным занятиям;
• пробуждение эмоционального отклика на музыку разных жанров; 
• развитие умений учащихся   воспринимать  музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;
• формирование навыков выражения своего отношения к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике;
• развитие певческих умений и навыков (координация между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен;
• развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера;
• формирование навыков элементарного музицирования на простейших инструментах;
• освоение элементов музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи.

II класс

• развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;
• понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл; 
• накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке;  об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
• развитие умений и навыков хорового пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
• расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также  элементарного музицирования на детских инструментах;
• включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
• накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях.

III класс

• обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка русских и зарубежных композиторов;
• накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);
• выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с 
более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) 
миром музыкальных образов;
• совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель);
• развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного) пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;
• совершенствование умения эмоционально откликаться на музыку различного характера, передавать его в выразительных движениях (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»; 
• освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования;
• развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;
• развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.

IV класс

• расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и  композиторских школ;
• выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
• воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
• развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
• формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
• формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности; 
• развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования – формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;
• расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;
• совершенствование умений и навыков творческой  музыкально-эстетической деятельности.