Для педагогов

Шингаева Ирина Васильевна

Педагогическая деятельность наиболее сложная, творческая, активно преобразующая социальная профессиональная деятельность. Она предъявляет высокие требования к личности профессионала. Вот как характеризует представителей профессии типа "человек - человек" Е.А. Климов:

Особенности саморегуляции представителей рассматриваемого типа профессий таковы.

Требуется постоянное совершенствование своих знаний и навыков, стремление идти в ногу с быстротекущими процессами социального движения, развития,

заставлять себя быть в курсе текущих общественных событий.

В противном случае рушится взаимопонимание с окружающими.

Необходимы огромная выдержка, способность "не выходить из себя".

Требуется умение строго сообразовывать своё поведение, обращённое к другим людям, с моральными и юридическими нормами, а это отнюдь не всегда просто.

Нужно сочетание доброты с принципиальной требовательностью к себе и другим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Оценка и учебная мотивация48 КБ

Предварительный просмотр:

Оценка как инструмент совершенствования учебной деятельности учащихся начальной школы

Школьная ситуация оценки знаний и умений часто является фактором стресса для ученика, а негативная оценка снижает уровень его учебной мотивации.

При изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой, у детей младшего школьного возраста были опрошены с помощью теста школьной тревожности Филлипса 65 учащихся третьего класса одной из общеобразовательных школ г. Санкт-Петербурга. У большинства учеников (73%) негативное отношение и переживание тревоги вызывают ситуации проверки знаний: 23 человека (35%) показали повышенный уровень тревожности и 25 человек (38%) – высокий уровень. Дальнейшее выяснение причин показало, что школьники боятся дать неправильный ответ и получить низкую отметку. Тревога по поводу отметок и ожидание негативных оценок проявляются у 31 третьеклассника (48%).

Возможно, младшему школьнику не очень понятен сам процесс оценивания. Вот и превращаяется отметка, по словам В.А. Сухомлинского, в школьного идола: «Для одного ребенка он добрый, снисходительный, для другого – жесткий, безжалостный, неумолимый. Почему это так, почему он одному покровительствует, а другого тиранит, - детям непонятно. Ведь не может 7-летний ребенок понять зависимость оценки от своего труда, от личных усилий – для него это пока непостижимо. Он старается удовлетворить или – на худой конец – обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки».

У ребенка может сложиться впечатление, что и отношение к нему окружающих (педагогов, родителей) тоже зависит от его успеваемости. Психолог А.В. Петровский даже составил меткие социальные портреты отметок, названия которых говорят сами за себя: торжествующая пятерка, обнадеживающая четверка, равнодушная тройка, угнетающая двойка, уничтожающая единица.

В начальной школе ребенку сложно самостоятельно верно выделить критерии оценивания своей работы. На вопрос: «Случается ли, что тебе ставят более низкую отметку, чем ты ожидал?», - 77% опрошенных третьеклассников ответили положительно. Почему так происходит?

Если учитель «объявляет» отметку, не давая развернутых комментариев к ней, младший школьник не всегда понимает связь между отметкой и качеством выполнения учебного задания. Его собственные возможности в оценивании результатов своего труда еще достаточно ограничены. Ребенку свойственно положительно оценивать свои школьные успехи по количеству затраченных на выполнение работы собственных усилий и старания, и полученная отметка может ему показаться в этом смысле необъективной, а дети очень чувствительны к несправедливости и необъективности оценки.

Младший школьник в силу своих возрастных особенностей нуждается в более частой и детальной оценке своего труда. Как сделать процесс оценивания более конструктивным и менее тревожным для ученика? Какой должна быть оценка, чтобы она стимулировала успешность учебной деятельности и формировала адекватную самооценку учащегося?

Для формирования положительной мотивации учения необходимо, чтобы ученик сам научился анализировать свою деятельность, понимал и усваивал способы ее оценки. Для этого у младших школьников необходимо развивать регулятивные учебные действия, обеспечивающие организацию их учебной деятельности, и, в частности, действие оценки.

В соответствии с актуальными задачами начального образования ученик младшего школьного возраста должен адекватно воспринимать оценки и отметки, понимать различие между ними. Оценка – это процесс оценивания, констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней; отметка – результат этого процесса, его условно-формальное выражение в баллах.

Развитие у учащегося стремления овладевать новыми знаниями и умениями невозможно без формирования у него действия оценки, т.е. без выделения и осознания учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, без понимания качества и уровня усвоения.

Оценка формируется на операциональной основе контроля учебной деятельности. Прогностическая оценка направлена на выявление возможности реализации деятельности. С помощью ретроспективной оценки анализируются предполагаемые причины неудач, и осуществляется коррекция деятельности.

Для учащихся начальной школы можно выделить несколько уровней сформированности оценки (Г.В. Репкина, Е.В. Заика, 1993):

  1. Отсутствие оценки – ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности оценивать свои действия – ни самостоятельно, ни по просьбе учителя.
  2. Адекватная ретроспективная оценка – умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия.
  3. Неадекватная прогностическая оценка – приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности, однако при этом учитывает лишь факт – знает он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия.
  4. Потенциально адекватная прогностическая оценка – приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности для ее решения, учитывая изменения известных ему способов действий.
  5. Актуально-прогностическая оценка – приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных способов действия.

Для развития у учащихся действия оценки учебной деятельности необходимы следующие условия (А.Г. Поварницына, 2001):

- постановка перед учеником задачи оценивания своей деятельности;

- предмет оценивания – результаты и собственные возможности осуществления учебной деятельности;

- возможность сравнения ребенком его предшествующих и последующих достижений;

- формирование у ученика установки на улучшение результатов своей деятельности;

- формирование у учащегося умения проводить анализ причин неудач и определять условия, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи;

- организация учебного сотрудничества учителя с учеником, основанного на взаимном уважении.

Наряду с традиционной, практикуется так называемая безотметочная система оценивания знаний, в которой вместо отметки используются содержательные четко дифференцированные оценки, основанные на однозначных критериях.

Например, при обучении письму в начальной школе можно предложить ученику самостоятельно оценить выполнение задания по следующим критериям:

  1. сохранение высоты букв и их элементов;
  2. сохранение ширины букв и их элементов;
  3. соблюдение наклона;
  4. соблюдение расстояний между словами;
  5. соответствие внесения исправлений принятым нормам.

Ученик самостоятельно анализирует результаты своей работы и соблюдение каждого критерия обозначает квадратами разных цветов в таблицах, где отдельно фиксируются результаты домашних и классных письменных работ.

В процессе формирования у ученика действия оценки трудно переоценить значение того, как учитель осуществляет процесс оценивания его деятельности. Педагогам важно помнить, что оценка – это инструмент совершенствования учебной деятельности учащегося. Важно не только правильно оценить ученика, сколько помочь ему лучше учиться. Оценка должна наметить направление движения ученика, воодушевить его на хорошую работу.

Достижению этой цели  помогут следующие рекомендации.

Ученику должны быть  понятны четко сформулированные критерии оценки. Например, оценка успешности решения математических задач к завершению начальной школы может быть основана на следующих критериях:

  1. правильное преобразование текста задачи в графическую модель.
  2. соответствие математической формулы графической схеме.
  3. правильность вычислений.
  4. выполнение проверки результатов.

По возможности учителю необходимо аргументировать свою оценку. Любая отметка (кроме «пятерки»), выставляемая без обоснования, часто вызывает у ученика чувство неудовлетворенности, а при несогласии с оценкой – протеста.

Оценку всегда желательно начинать с того, что ученику удалось сделать хорошо.

Через оценку необходимо дать понять учащемуся, что он может и чего пока не может, что умеет, а чему должен еще научиться.

Желательно выявить основные причины ошибок и недоработок ученика. Сам он в силу возрастных особенностей или не в состоянии определить, почему у него что-то не получается, или делает это поверхностно. Объяснение учителем причин ошибок ученика делает оценку более аргументированной, уменьшает вероятность непринятия оценки школьником.

Выставляя низкую отметку, учителю нужно постараться сгладить ее травмирующий эффект подходящим способом. Причем низкими могут быть не только «двойка» или «тройка», но и, например, «четверка» для «круглого отличника».

Оценка должна стимулировать желание ученика учиться лучше. У многих учащихся низкая, по их мнению, отметка вызывает естественное желание ее исправить. Если ученик показал достижения, явно ниже его потенциальных возможностей, учитель, проанализировав с учеником причины неудачи, всегда может предоставить ему шанс еще раз выполнить аналогичную работу и таким образом поддержать веру ученика в свои силы.

Учителю важно четко формулировать новые цели и задачи для ученика или класса. Для того чтобы школьники, получив оценку, подводящую итог определенного этапа своей деятельности, стремились трудиться с еще большей энергией, необходимо поставить перед ними четкую цель. Еще Сенека говорил: «Для того, кто не знает, в какую гавань плывет, нет попутного ветра». Цель является системообразующим фактором в любой деятельности.

Для учителя важно отделить оценку знаний ученика от оценки его личности, поведения, дисциплинированности.

И, конечно, необходимо как можно чаще предоставлять возможность ученикам самим давать оценку своей работе.

Литература

  1. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. – М.: ВЛАДОС, 2004.
  2. Захарова А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. – Минск, 1993.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Психическое развитие младших школьников / под ред. В.В. Давыдова. – М., 1990.
  5. Психологическая служба в современном образовании: Рабочая книга / под ред. И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2009.
  6. Репкина Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности: в помощь учителю начальных классов / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. – Томск, 1993.
  7. Эльконин С.Г. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М., 1984.