Для учащихся

Шингаева Ирина Васильевна

Уважаемые подростки!

Ваш возраст - это время большой "перестройки" не только вашего организма, но и личности. У каждого из вас есть огромные ресурсы и энергия для их реализации, но при этом ещё не определён вектор их приложения, не выработаны важные жизненненные умения, необходимые для созидания и развития. У каждого из вас есть мечты и желания, но вы, подчас, не представляете, как их достичь. Вы полны противоречивых чувств и мыслей. Порой не можете объяснить свои поступки. Но именно в этот трудный период жизни вам нужно ответить на главные вопросы: как я хочу прожить свою жизнь, чему её посвятить, как добиться успеха? Возможно, в ваших размышлениях помогут слова известного писателя и поэта Роберта Льюиса Стивенсона:

Тот преуспел в жизни, кто жил славно, много смеялся и любил от души,

кто у умных людей снискал уважение, а у детей любовь,

кто заполнил свою нишу и выполнил своё предназначение,

кто оставляет мир лучшим, чем застал его, - не важно, вывел ли он новый сорт мака, написал поэму или спас заблудшую душу,

кто не испытывал недостатка в возможностях любоваться красотами земли и выразить своё восхищение ими,

кто искал в людях лучшее и отдавал им лучшее, что было в нём самом.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ваш способ восприятия

Тот знает достаточно,

кто знает, как надо узнавать.

Генри Брукс Адамс, историк

То, каким образом вы устваиваете новые знания, зависит от ощущений, которые поставляют информацию в ваш мозг.

Некоторые лучше всего учатся на слух, полагаются на слуховое восприятие. Другие лучше всего запоминают, читая или глядя на изображения, то есть пользуясь зрительным восприятием. Есть и такие, которым, чтобы учиться, надо что-то делать, например записывать. Это двигательное или кинестетическое восприятие.

Знание наилучшего для вас способа обучения может помочь вам в учёбе.

Отвечая на эти вопросы, выбирайте первое, что придёт вам на ум. Не тратьте время на обдумывание.

  1. Каким образом вы предпочли бы узнать, как работает компьютер?
  1. посмотрев учебный фильм
  2. прослушав объяснения
  3. разобрав компьютер и самостоятельно попытавшись понять, что там к чему?
  1. Что бы вы предпочли почитать для развлечения?
  1. Книгу о путешествиях со множеством иллюстраций
  2. Детектив со множеством диалогов
  3. Книгу с задачками, загадками и головоломками
  1. Если вы не уверены, как пишется слово, что вы скорее всего сделаете?
  1. Напишите, чтобы посмотреть, так ли оно выглядит, как надо
  2. Произнесёте его
  3. Напишите, обращая внимание на свои ощущения, те ли они?
  1. Если вы были на вечеринке, что вы скорее всего будете вспоминать на следующий день?
  1. Лица тех, кто там был, но не их имена
  2. Имена, но не лица
  3. То, что вы там сами говорили и делали
  1. Как вы скорее всего будете готовиться к контрольной работе?
  1. Читать свои конспекты, заголовки книг, рассматривать схемы и иллюстрации
  2. Попросите кого-нибудь задавать вам вопросы или сами будете повторять про себя
  3. Записывать то, что надо знать, на карточках и рисовать схемы
  1. Когда вы видите слово с-о-б-а-к-а, что вы делаете первым делом:
  1. Представляете себе собаку
  2. Мысленно произносите слово «собака»
  3. Представляете, что можно делать с собакой – гладить её, играть с ней и т.д.
  1. Что вам больше всего мешает, когда вы пытаетесь сосредоточиться?
  1. Зрительные отвлекающие моменты
  2. Шум
  3. Другие ощущения вроде голода, тесной обуви или тревоги
  1. Как вы предпочитаете справляться с трудностями?
  1. Составить список, определить этапы и вычёркивать то, что сделано
  2. Сделать несколько звонков по телефону, чтобы посоветоваться со специалистами и друзьями
  3. Представить проблему в уме и пройти по всем возможным этапам её решения
  1. Что вы скорее всего будете делать, стоя в очереди за билетами в кино?
  1. Рассматривать плакаты и объявления
  2. Беседовать с теми, кто стоит поблизости
  3. Притоптывать ногой или ходить туда-сюда
  1.  Вы пришли в музей. Что вы сделаете для начала?
  1. Осмотритесь, чтобы найти схему выставок
  2. Спросите у служащего, где какие выставки?
  3. Начнёте с первой выставки, какая приглянется, а дальше – как получится
  1. Если вы разозлитесь, что скорее всего станете делать?
  1. Мимикой покажете своё недовольство
  2. Кричать
  3. Топать ногами и хлопать дверьми
  1. Если вы обрадуетесь, что скорее всего сделаете?
  1. Сделаете обрадованное лицо
  2. Закричите от радости
  3. Запрыгаете от радости
  1. Какой кружок вы предпочитаете?
  1. Художественный
  2. Музыкальный
  3. Спортивный
  1. Что вы делаете, когда слушаете музыку?
  1. Мечтаете (представляете себе разные картины)
  2. Подпеваете себе под нос
  3. Двигаетесь под музыку, притоптываете ногой и т.п.
  1. Как бы вы поведали историю о каком-нибудь случае?
  1. Написали
  2. Рассказали
  3. Разыграли
  1. В какой ресторан вы бы не пошли?
  1. Где слишком яркое освещение
  2. Где слишком громкая музыка
  3. Где слишком неудобные стулья

Подсчитайте количество выбранных «a» , «b» и «c»:

«a»  ____    «b»  ____   «c»   ____

  1. Если у вас больше всего «a», вы в учёбе больше полагаетесь на зрительное восприятие. Вы учитесь глазами.
  2. Если у вас больше всего «b», вы у учёбе больше полагаетесь на слуховое восприятие. Вы учитесь ушами.
  3. Если у вас больше всего «c», вы в учёбе больше всего полагаетесь на кинестетическое восприятие. Вы учитесь в движении и руками.
  4. Если вы обвели все буквы примерно одинаковое число раз, вы в учёбе зависите от нескольких способов восприятия.

Не так уж необычно пользоваться в разных случаях разными способами восприятия. Повторяя вслух английские слова, вы пользуетесь слуховым восприятием для изучения языка. Просматривая перед экзаменом по математике решённые ранее задачки, вы пользуетесь зрительным восприятием. Выполняя опыты по химии во время лабораторной работы, вы пользуетесь кинестетическим каналом восприятия. И каждый из этих видов восприятия помогает вам получить необходимые знания.

Когда вы будете готовиться к контрольной работе или экзамену в следующий раз, используйте сведения, полученные с помощью этого теста.

Если ваш стиль учёбы основан на слуховом восприятии, громко произносите то, что вам надо усвоить.

При кинестетическом восприятии совершайте действия, которые могут вам помочь в усвоении нужной информации.

При зрительном восприятии читайте учебники и изучайте иллюстрации. 



Предварительный просмотр:

Ваш мозг «левый» или «правый»

Знаете ли вы, что ваш мозг составлен из двух половинок-полушарий? ЛЕВАЯ сторона вашего мозга управляет ПРАВОЙ стороной вашего тела, а ПРАВАЯ сторона мозга управляет ЛЕВОЙ стороной тела. Обе половины мозга соединены системой нервных волокон, называемой «мозолистое тело».

Левая половина мозга – логическая, аналитическая, используется для решения задач, которые требуют употребления слов. Правая сторона воспринимает вещи в целом, а не по отдельным деталям, и больше задействована в творческих процессах.

По степени преобладания работы одного из полушарий людей можно охарактеризовать как «левополушарных» (логический склад мышления) или «правополушарных» (творческий склад мышления). Но современная наука говорит о том, что не всё так просто. В исследованиях последнего времени главное внимание уделяется «обоеполушарности», согласованности работы обоих полушарий.

В любом случае, стоит задуматься над тем, как работает ваш мозг.

Прочтите каждый вопрос и обведите «a» или «b», в зависимости от того, какой ответ соответствует вам больше:

  1. Что более характеризует вас?
  1. Стремление к тому, чтобы всё шло, как надо, держит меня в постоянном напряжении
  2. Я спокойно позволяю всему идти своим чередом
  1. Часто ли вы, находясь в мрачной местности, чувствуете себя расстроенным и подавленным?
  1. Нет
  2. Да
  1. Что вас больше привлекает в музыке?
  1. Ритм
  2. Мелодия
  1. Какой способ учёбы нравится вам больше?
  1. По книгам и лекциям
  2. На практических занятиях
  1. Какой их школьных предметов нравится вам больше?
  1. Математика
  2. Рисование
  1. Какие игры нравятся вам больше?
  1. Игры в слова
  2. Шахматы или шашки
  1. Как вы покупаете вещи?
  1. Если вещь нужна и подходит по цене, то покупаю
  2. Просто покупаю, и всё
  1. При покупках вы проверяете сдачу?
  1. Да, пересчитываю
  2. Нет
  1. Если вы что-то обдумываете, то как вы это делаете?
  1. По частям, а потом составляю всё вместе
  2. Ответ приходит сразу, как бы ударило
  1. Какие головоломки нравятся вам больше?
  1. Типа кроссвордов
  2. Типа мозаики
  1. Часто у вас бывают предчувствия?
  1. Никогда или почти никогда
  2. Часто
  1. Что вы предпочитаете?
  1. Читать
  2. Смотреть телевизор
  1. Как вам удаётся выражать свои чувства словами?
  1. Хорошо удаётся
  2. У меня с этим трудности
  1. Если вы занимаетесь каким-либо видом спорта или играете на каком-либо инструменте, как вы это делаете?
  1. Каждый день в определённое время в течение определённого срока
  2. Когда в настроении, и если время для этого есть
  1. Вы собираетесь ехать на велосипеде к приятелю, у которого никогда раньше не были. Как вы будете выяснять дорогу?
  1. Спрошу и запишу названия улиц и ориентиры по дороге
  2. Спрошу адрес и посмотрю на карте
  1. Какие материалы для одежды вы предпочитаете?
  1. Ткани без особой фактуры (ситцевая, джинсовая)
  2. Материалы с богатой фактурой (бархат, замша)
  1. Хорошая у вас память на лица?
  1. Нет
  2. Да
  1. Хорошая у вас память на имена?
  1. Нет
  2. Да
  1. Как вы относитесь к утверждениям о существовании экстрасенсов и тому подобного?
  1. Глупости это всё антинаучные
  2. Наука не в состоянии объяснить всего, здесь стоит разобраться
  1. Ваши успехи в спорте лучше, чем в учёбе?
  1. Нет
  2. Да

Подсчитайте, сколько получилось «a» и сколько «b». «a» - левополушарные ответы, «b» - правополушарные ответы.

  1. 17 или более «a» или «b» означает, что соответствующее полушарие у вас имеет сильный перевес.
  2. 15 «a» или «b» значит, что соответствующее полушарие у вас имеет некоторый перевес.
  3. По 10 или 11 «a» и «b» значит, что значение обоих полушарий у вас примерно одинаково.



Предварительный просмотр:

Являешься ли ты «капитаном» своей жизни?

Для ответа на этот вопрос необходимо прочитать пятнадцать суждений.

Если ты согласен с ним, пометь его знаком «+». Если не согласен – «-». Если не знаешь, согласен или нет, ставь «0».

  1. Я всегда чувствую личную ответственность за всё, что случается в моей жизни.
  2. В моей жизни не было бы столько проблем, если бы некоторые люди изменили своё отношение ко мне.
  3. Я предпочитаю действовать, а не размышлять о причинах своих неудач.
  4. Иногда мне кажется, что я родился каким-то несчастливым.
  5. Я полагаю, что алкоголики сами виноваты в своей болезни.
  6. Иногда я думаю, что за многое в моей жизни ответственные люди, под влиянием которых я стал таким, какой я есть.
  7. Если я простужаюсь, я стараюсь не пить лекарства и увиливаю от того, что прописал мне врач.
  8. В противном характере девчонок (мальчишек), которые так раздражают, виноваты не они сами, а другие люди.
  9. Любую проблему можно решить, и я не понимаю людей, у которых всегда возникают какие-то жизненные трудности.
  10. Я люблю помогать людям потому, что чувствую благодарность за то, что другие сделали для меня.
  11. Если случается конфликт, то, размышляя о том, кто в нем виноват, я обычно начинаю с самого себя.
  12. Если чёрная кошка перейдёт мне дорогу, я предпочитаю перейти на другую сторону улицы.
  13. Я убеждён, что каждый человек независимо от обстоятельств должен быть сильным и самостоятельным.
  14. Я знаю свои недостатки, но хочу, чтобы окружающие относились к ним снисходительно.
  15. Обычно я мирюсь с ситуацией, повлиять на которую я не в состоянии.

За каждый «+» на суждения с номерами 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13 поставь себе по 10 очков.

За каждый «-» на суждения с номерами 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 15 поставь себе также по 10 очков.

За каждый «0», то есть за каждое «не знаю» - по 5 очков.

Подсчитай теперь общее количество очков.

Если получилось…

100 – 150 очков: ты капитан собственной жизни. Ты чувствуешь ответственность за всё, что с тобой происходит, многое берёшь на себя – преодолеваешь трудности, не преувеличивая их и не делая из этого особенных проблем. Ты видишь перед собой цель и думаешь над тем, как её можно достигнуть. Что при этом ты чувствуешь, что происходит в твоей душе – загадка для окружающих.

50 -  99 очков: ты охотно бываешь рулевым на собственном жизненном корабле. Если это необходимо, ты способен передавать руль управления (штурвал) в верные руки. При оценке собственных трудностей ты не имеешь склонности заблуждаться. Гибкость, рассудительность и чуткость обычно бывают твоими союзниками. Случаются ситуации, которые никак тебя не касаются и за которые ты не несёшь никакой ответственности, но тем не менее, если это требуется, ты всё-таки берёшь ответственность на себя. Ты умеешь жить в согласии с другими людьми.

До 49 очков: ты часто бываешь «пассажиром» в собственной жизни. Ты легко соглашаешься с мнением большинства, имеешь некоторую склонность подчиняться внешним силам, говоря: «Это судьба, так сложились обстоятельства». В своих трудностях ты обвиняешь кого угодно, весь белый свет, но только не себя. Тем не менее, ты умеешь мирно сосуществовать, не заботясь подчас, какие люди тебя окружают и как они относятся к тебе.