Главные вкладки

    Лекции по дисциплинам

    Земцова Людмила Ивановна

    Основы предпринимательства

    Правовое обеспечение профессиональной деятельности

    Экономические ресурсы организации

    МДК 03.01 Управление деятельностью структурных подразделений при выполнении СМР, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений. Раздел 1 Планирование деятельности  структурных подразделений при выполнении СМР, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Оглавление

    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ  ОРГАНИЗАЦИИ        2

    ОРГАНИЗАЦИЯ (ПРЕДПРИЯТИЕ)  В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИКИ        2

    Роль и значение автомобильной отрасли в системе рыночной экономики        2

    Субъекты рынка автомобильной отрасли        3

    Организация  -  понятие  и  основные признаки. Классификация организаций автомобильного транспорта        4

    Типы авторемонтных предприятий        5

    ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ ОРГАНИЗАЦИИ        7

    Понятие и виды капитала фирмы        7

    Сущность и состав основных фондов  предприятия        9

    Методы оценки основных фондов        10

    Амортизация  основных фондов        11

    Показатели использования основных фондов        12

    Производственная мощность предприятия        13

    ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ        14

    Состав и структура оборотных средств        14

    Показатели использования оборотных средств        14

    Нормирование оборотных средств        15

    ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ ОРГАНИЗАЦИИ        15

    Состав и структура кадров предприятия        15

    Численность работников организации        16

    Баланс рабочего времени работника (бюджет рабочего времени)        16

    Производительность труда        17

    ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА        18

    Формы и системы заработной платы        18

    СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ        20

    Смета затрат и калькуляция        20

    Понятие издержек производства        21

    ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ        21

    Прибыль предприятия, ее сущность и  виды        21

    Рентабельность работы предприятия        22

    ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ        22

    Экономическое содержание, функции и виды цен        22

    Тарифы на автомобильном транспорте        23


    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ  ОРГАНИЗАЦИИ

    ОРГАНИЗАЦИЯ (ПРЕДПРИЯТИЕ)  В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИКИ

    Роль и значение автомобильной отрасли в системе рыночной экономики

    АТП — это хозяйственная единица, которая, как самостоятельный экономический субъект, представляющий собой юридическое лицо и имеющий собственный счет в банке, обязана осуществлять финансовое самообеспечение, т. е. самофинансирование.

    Принцип децентрализации управления в рыночной экономике является производным от других принципов и вытекает из свойств этой экономической системы. Децентрализация экономики рыночного типа проявляется в отсутствии государственного плана, который устанавливается центром и подлежит обязательному выполнению. Его заменил индикативный, рекомендательный, советующий план-прогноз (бизнес-план). При децентрализации управления происходит саморегулирование хозяйственной деятельности субъектов рыночной экономики. Для этого необходима разработка системы правил экономического поведения, имеющих общий характер для всех участников экономического процесса. Установление единых правил и норм экономического поведения приводит к хозяйственной самостоятельности экономических субъектов.

    При рыночной экономике действует принцип экономической ответственности. Он предусматривает экономные способы, меры и средства, побуждающие нести ответственность, а также возмещение ущерба лицами и организациями, которые в нем повинны. В основу принципа ставится соблюдение договорных условий, нарушение которых обязательно карается реальными штрафами, санкциями, выплатой неустойки.

    По своим обязательствам хозяйственный субъект отвечает принадлежащим ему имуществом, денежными активами. Субъект, нарушающий свои обязательства, теряет доверие и по существу лишается статуса полноценного надежного партнера, участника делового предпринимательства.

    Рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования, которое проявляется в формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержке и обновлении, контроле над соблюдением; в изъятии части прибыли, дохода через действие системы налогообложения посредством обязательных платежей в бюджет. Государственное регулирование рынка осуществляется на основе законодательства, выпускаемых правительством нормативных актов, через государственное планирование.

    Одним из важных принципов развития современной экономики является конкуренция между предприятиями, организациями, предпринимателями. В западной экономической литературе конкуренция рассматривается как соперничество между товаропроизводителями за лучшие, экономически более выгодные условия производства и реализации продукции.

    Для рыночной экономики характерен принцип социальной защиты населения от неблагоприятных или непредвиденных последствий. Социальная защита осуществляется через систему государственного регулирования посредством ограничений, не позволяющих рыночным эффектам достичь социально опасного уровня, и компенсаций в виде льгот, субсидий, рассрочек, предоставления товаров и услуг по сниженным ценам или бесплатно. Широко практикуются различные формы благотворительности и помощи бедным. При этом поддерживается такой уровень социальной защиты, который не оказывает отрицательного воздействия на эффективное функционирование экономической системы и не приводит к социальному иждивенчеству.

    При изучении экономики рассматриваются макро- и микроэкономические проблемы.

    Макроэкономика дает представление о состоянии народного хозяйства страны в целом; она исследует такие совокупные понятия, как национальный продукт, общий уровень цен и т. п. Основными макроэкономическими проблемами являются объем производства в стране; экономический рост; занятость населения; инфляция; социальные и экономические кризисы и др.

    В микроэкономике исследуют объем произведенной продукции и цены на отдельных рынках, факторы, воздействующие на изменение спроса и предложения; выясняют побудительные мотивы в поведении индивидуума и фирмы.


    Субъекты рынка автомобильной отрасли

    Автомобильный транспорт как сфера бизнеса относится к мобильному рыночному сектору экономики.

    Уровень специализации АТП или Станции технического обслуживания автомобилей (далее СТОА) оценивается по целому ряду показателей, к которым относятся:

    1. число самостоятельных предприятий отрасли;
    2. доля специализированного подвижного состава в общем выпуске автомобилей на линию;
    3. количество родов, классов, видов, типов и моделей изделий или услуг, осуществляемых предприятиями.

    Специализация производства обеспечивает предпосылки для внедрения высокопроизводительной техники, поточных методов; позволяет наладить устойчивые связи с поставщиками и потребителями. Специализация производства — это форма разделения труда, выражающаяся в расщеплении процесса производства на самостоятельные процессы по перевозкам и ремонту подвижного состава.

    Все экономические выгоды специализации являются одновременно и выгодами кооперирования. Кооперирование производства — это форма производственных связей, которые возникают в результате общественного разделения труда и устанавливаются между специализированными предприятиями.

    Но следует иметь в виду, что экономический эффект может быть получен только в том случае, если перевозки грузов или ремонт подвижного состава будут лучшего качества и обойдутся потребителю дешевле, чем при собственном производстве.

    Объединение на одном предприятии нескольких технологически связанных между собой производств дает возможность повысить непрерывность производственных процессов, что формирует необходимые предпосылки для интенсификации производства.

    На рис. 1. представлена сфера прямого воздействия на предприятие АТП в условиях рынка. Поставщиками, с точки зрения АТП, являются поставщики подвижного состава (автомобильные заводы или их дилеры); поставщики топливных и смазочных материалов; поставщики инженерного, управленческого и рабочего персонала (вузы, техникумы, ПТУ, школы подготовки водителей); поставщики капитала (банки); поставщики информации (средства массовой информации, специализированные фирмы).

    Потребителями автотранспортных услуг выступают промышленные предприятия; предприятия торговли, сферы услуг и бытового обслуживания; предприятия сельского хозяйства; государственные организации и учреждения; индивидуальные потребители. Конкурентами АТП являются другие АТП и автотранспортные предприниматели; предприятия других видов транспорта; грузовладельцы, использующие собственный автомобильный транспорт.

    C:\WINDOWS\Temp\FineReader11\media\image2.png

    Рис. 1. Сфера прямого воздействия на АТП

    В качестве посредников могут выступать транспортно-экспедиционные предприятия и фирмы, торгующие информацией о нахождении грузов и автотранспортных средств.

    С АТП могут непосредственно взаимодействовать также органы государственного управления: местные органы исполнительной власти; отделение Российской транспортной инспекции; органы государственной налоговой инспекции; другие органы.

    Сфера косвенного воздействия показана на рис. 2.

    Непрямое воздействие на деятельность АТП оказывают такие факторы, как научно-технический прогресс (далее — НТП), общеэкономическая и политическая ситуация, международная обстановка, деятельность профсоюзов и пр.

    Идеи и конструкторские решения, разрабатываемые в процессе научно-технического развития, влияют на деятельность АТП, заставляя руководство предприятия внедрять достижения НТП прежде, чем это сделают конкуренты. Стабильная политическая ситуация позволяет свободно заключать сделки и обеспечивать их выполнение. Напротив, региональные конфликты затрудняют осуществление перевозок, а в ряде случаев приводят даже к транспортной изоляции целых территорий.

    Стабильное поступательное развитие экономики страны дает возможность предприятиям вкладывать деньги в расширение и модернизацию производства, накапливать средства на счетах в банках и т. д. При нестабильной экономике, для которой характерны инфляция и кризисы, любым предприятиям, в том числе и АТП, становится невыгодно вкладывать средства в расширение и модернизацию производства. В этой ситуации начинается свертывание производства. Средства тратятся не на расширение производства — они либо «проедаются», либо используются для развития «побочного» бизнеса, обеспечивающего более быстрый оборот средств.

    C:\WINDOWS\Temp\FineReader11\media\image3.png

    Рис. 2. Сфера косвенного воздействия на деятельность АТП

    Организация  -  понятие  и  основные признаки. Классификация организаций автомобильного транспорта

    Современный мир нередко рассматривается как множество самых разных организаций, которые взаимодействуют между собой, решая различные задачи, достигая свои и общественные цели, объединяясь между собой, если их деятельность требует специфической координации, или решая свои задачи полностью самостоятельно, руководствуясь правилами, установленными государством и обществом. Управление организацией представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнять формально, пользуясь заученными рекомендациями. Руководитель должен понимать сущность организации, общие управленческие истины и значимость переменных факторов, отличающих одну ситуацию от другой.

    Что же такое организация? Что общего в этом мире организаций, к которым относят и фабрики, и заводы, и школы, и университеты и футбольные команды, и церкви, и военные подразделения, и министерства, и магазины, и клубы, и сельхозкооперативы, и больницы, и почтовые отделения и многие другие. Общее в них то, что везде работают люди. Они могут иметь или не иметь общей собственности, у них могут быть, а может и не быть техники и оборудования, но у них обязательно есть общие цели. Кроме этого каждый идет к цели не самостоятельно, а совместно, у них; общий путь к цели. Поэтому организация- форма объединения людей в рамках определенной структуры для их совместной деятельности, призванная выполнять определенные функции и решать поставленные задачи.

    Другое определение организации дается в «Словаре иностранных слов», согласно которому организация - совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической структуры.

    Автотранспортная организация (АТО) создается для обеспечения функционирования той или иной группы автомобильного транспорта (по его функциональному назначению).

    По форме организации производственной деятельности эксплуатационные организации подразделяются на следующие группы: комплексные АТО, специализированные АТО, автообслуживающие организации, авторемонтные организации, автозаправочные станции, гаражи-стоянки, СТО и автосервисы.

    Комплексные АТО обеспечивают выполнение транспортной работы, хранение и неполный (частичный) объем работ по ТО и ТР подвижного состава. Остальной объем работ выполняется по кооперации другими автотранспортными или автообслуживающими организациями.

    Специализированные АТО выполняют только транспортный процесс. Все виды ТО и ремонта производятся в других организациях на контрактной основе.

    Автообслуживающие организации представляют собой организации, выполняющие определенные производственные функции (например, по ТО и ремонту подвижного состава, перевозке пассажиров) подвижного состава, принадлежащего эксплуатационным организациям, или легковых автомобилей, принадлежащих гражданам.

    Авторемонтные организации предназначены для проведения капитального ремонта автомобилей в целом и их агрегатов. Наибольшее распространение получили специализированные ремонтные организации под конкретный агрегат (например, двигатель, автоматическую коробку передач, кузов и т.д.).

    Автозаправочные станции (АЗС)предназначены для снабжения подвижного состава автоэксплуатационными материалами. На станциях производится заправка автомобилей топливом, дозаправка маслом и доливка охлаждающей жидкости (воды), подкачка шин сжатым воздухом. Кроме того, на станциях обычно продают различные смазочные материалы, тормозную и амортизаторную жидкости, автомобильные детали и принадлежности. Автозаправочные станции по размерам и видам топлива подразделяются на городские и придорожные.

    Гаражи-стоянки представляют собой здания и сооружения, предназначенные для закрытого и открытого специально оборудованного хранения подвижного состава и в зависимости от назначения, могут являться элементом АТО или самостоятельным сооружением.

    СТО и автосервисы сориентированы в основном на обслуживание автомобилей индивидуальных владельцев, но могут представлять услуги для транспорта юридических владельцев.

    В зависимости от мощности (расчетного числа комплексно обслуживаемых автомобилей), размера (числа рабочих постов или автомобилемест в здании СТО), месторасположения, назначения и специализации СТО, виды выполняемых ими работ и их сочетания могут быть различными.

    По характеру основной производственной деятельности и видам выполняемых работ ТО и ТРСТО подразделяют на гарантийные (заводов-изготовителей), комплексные (универсальные), специализированные; по принципу размещения различают СТО городские и дорожные; по производственной мощности и размеру – малые, средние, большие и крупные.

    СТО и автосервисы допускается совмещать с автозаправочным станциями и пунктами оказания технической помощи автомобильному транспорту. В составе городских СТО могут предусматриваться салоны для продажи автомобилей и магазины для продажи запасных частей и автопринадлежностей. Городские СТО допускается совмещать с пунктами коммерческой мойки легковых автомобилей.        

    Типы авторемонтных предприятий

    Авторемонтные предприятия относятся к сервисным предприятиям и выполняют функции, связанные с поддержанием машин в исправном техническом состоянии. Авторемонтные (сервисные) предприятия уже по определению предприятия специализированные. Они выполняют весьма ограниченный объем функций, например техническое обслуживание и ремонт автомобилей, а все остальные функции, связанные с эксплуатацией транспорта (хранение автомобилей, организацию перевозок, обеспечение транспорта всем необходимым), выполняют владельцы транспортных средств или фирмы-посредники.

    Типы авторемонтных предприятий. По масштабу производства АРП делятся на две группы: ремонтные заводы и ремонтные мастерские. По основному назначению с учетом специализации АРП могут быть разделены на виды, каждый из которых определяется номенклатурой товарной продукции.

    Предусмотрены предприятия, осуществляющие ремонт:

    • силовых агрегатов грузовых автомобилей и автобусов (двигателя со сцеплением и коробкой передач или гидромеханической передачей);
    • прочих основных агрегатов грузовых автомобилей и автобусов (мостов, рулевого управления, раздаточной коробки);
    • силовых и прочих агрегатов легковых автомобилей, в том числе передней и задней подвесок в сборе;
    • автобусов на базе получаемых агрегатов.

    К авторемонтным предприятиям относятся базы централизованного технического обслуживания и ремонта (БЦТОР), производственно-технические комбинаты (ПТК), специализированные сервисные производства (ССП), производственные филиалы комплексных предприятий, станции технического обслуживания (СТО).

    Базы централизованного технического обслуживания – это самостоятельные предприятия или предприятия, входящие в состав объединений автомобильного транспорта. Эти предприятия выполняют наиболее трудоемкие виды ТО и текущего ремонта (TP) для автомобильного (технологического) транспорта нескольких АТП и организаций или филиалов объединений, расположенных в районе деятельности предприятия.

    Состав и объем работ, выполняемых централизованно, определяются в зависимости от условий эксплуатации, расположения и оснащенности АТП, состава парка и других факторов. В объем работ, выполняемых БЦТОР, в основном входят наиболее сложные виды профилактических работ (ТО-2, диагностирование) и ТР. Размер БЦТОР определяется числом закрепленных за ней автомобилей, которое составляет от 800 до 5000. Специализируются БЦТОР в основном для грузовых автомобилей и автобусов, а также для обслуживания и ремонта навесного оборудования.

    Производственно-технические комбинаты выполняют те же функции, что и БЦТОР; создавались они в основном для дизельных грузовых автомобилей КамАЗ в 1980-е гг.

    Специализированные сервисные производства – это предприятия, цехи, мастерские, профилактории, участки, специализированные (предметно, подетально или технологически) по определенным видам работ ТО и Р машин. По своему назначению ССП аналогичны БЦТОР и ПТК, но отличаются более узкой специализацией производства и большими объемами выполняемых работ данного вида.

    Преимущественное развитие получают ССП по текущему ремонту двигателей и агрегатов, по ремонту приборов систем питания и электрооборудования, аккумуляторных батарей, по обслуживанию и ремонту технологического навесного оборудования. Мощность ССП обычно составляет 2…10 тыс. ремонтов в год.

    На рисунке 1 изображена классификация предприятий по поддержанию машин в исправном техническом состоянии.

     

     

    ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ ОРГАНИЗАЦИИ

    Понятие и виды капитала фирмы

    Создание и функционирование предпринимательской фирмы связано с необходимостью использования разного рода ресурсов: природных, материальных, трудовых, финансовых. Значительная часть финансовых ресурсов фирмы, авансируемая и инвестируемая в производство с целью получения прибыли, называется капиталом.

    Капитал (от нем. kapital — главное имущество) в общем виде понимают как все, что способно приносить доход или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг. В более узком смысле — вложенный в дело, работающий источник дохода.

    С позиции имущества фирмы «капитал» тесно связан с понятием «активы». Активы представляют собой совокупность имущества и денежных средств, принадлежащих фирме: здания, сооружения, машины и оборудование, материальные запасы, банковские вклады, вложения в ценные бумаги, патенты, авторские права и т.д. В широком смысле слова — это любые ценности, обладающие денежной стоимостью, оцениваемые в деньгах.

    Активы фирмы подразделяются на материальные (вещественные, осязаемые) и нематериальные (неосязаемые, т. е. не являются физическими объектами), к последним относятся права на изобретения, на промышленные образцы, авторские права, цена фирмы и др. В зависимости от длительности сроков функционирования активов различают долгосрочные или внеоборотные активы (основные средства, незавершенные капитальные вложения, долгосрочные финансовые вложения фирмы, нематериальные активы) и текущие, или оборотные активы (производственные активы, готовая продукция, денежные средства, краткосрочные финансовые вложения фирмы, задолженность других предприятий и пр.).

    По принадлежности различают собственный и заемный капитал.

    Собственный капитал представляет собой совокупность средств фирмы, принадлежащих ей на праве собственности. В состав собственного капитала входят: уставный (складочный), добавочный, резервный капитал, нераспределенная прибыль.

    Уставный (складочный) капитал образуется на момент создания фирмы и находится в ее распоряжении на всем протяжении функционирования фирмы. В зависимости от организационно-правовой формы фирмы, ее уставный (складочный) капитал образуется за счет выпуска и последующей продажи акций, либо за счет вложений паев, долей учредителей. Он определяет минимальный размер ее имущества, гарантирующего интересы кредиторов. Таким образом, уставный капитал является основным источником собственных средств и называется уставным потому, что его размер фиксируется в уставе фирмы, который подлежит регистрации в установленном порядке. Его минимальный размер определяется установленным законодательством РФ минимальным размером оплаты труда. В настоящее время для открытых акционерных обществ и для предприятий с иностранными инвестициями размер уставного капитала равен тысячекратной сумме МРОТ, для предприятий остальных организационно-правовых форм — стократной сумме.

    Добавочный капитал включает: безвозмездно полученные фирмой ценности; эмиссионный доход; сумму дооценки основных средств, проводимой в установленном порядке.

    Резервный капитал образуется за счет отчислений от прибыли фирмы в размере, определенном в ее уставе и создается для покрытия ее возможных убытков, а также для погашения облигаций, выпущенных фирмой, и выкупа собственных акций.

    Нераспределенная прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы после расчетов с бюджетом по налогам, представляет собой конечный результат ее деятельности и является важным компонентом собственного капитала фирмы.

    Заемный капитал включает денежные средства или имущественные ценности, которые привлекает фирма на возвратной основе для развития своей деятельности. Все его формы (кредиты банков, займы других предприятий и организаций и т.п.), используемые фирмой, представляют собой ее финансовые обязательства, которые должны быть погашены в определенные сроки.

    По объекту инвестирования различают основной и оборотный капитал.

    Основной капитал представляет собой ту часть финансовых ресурсов фирмы, которая инвестирована во внеоборотные активы (основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, незавершенные капитальные вложения).

    Оборотный капитал — это финансовые ресурсы, инвестированные в оборотные активы фирмы (в производственные запасы, незавершенное производство, готовую продукцию, краткосрочные финансовые вложения и т.д.).

    По форме нахождения в процессе кругооборота капитала выделяют капитал в денежной, производительной и товарной форме (рис. 1).

    Рис. 1. Движение капитала фирмы в процессе его кругооборота

    На первой стадии кругооборота капитал в денежной форме инвестируется в оборотные и внеоборотные активы. Вследствие этого капитал переходит из денежной формы в производительную. На второй стадии в процессе производства продукции, работ, услуг производительный капитал принимает товарную форму. На третьей стадии по мере реализации произведенных товаров, работ, услуг происходит постепенный переход товарного капитала в денежный.


    Сущность и состав основных фондов  предприятия

    Основные фонды — часть имущества организации, которое используется в производственном процессе и непроизводственной сфере в течение периода, превышающего 12 мес.

    Основные фонды за время полезного использования по частям переносят свою стоимость на стоимость произведенной продукции, сохраняя при этом полностью или частично свою натуральную форму.

    Согласно существующей классификации основные фонды по своему составу подразделяются на следующие виды: здания, сооружения и передаточные устройства, машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и прочие объекты.

    В составе основных фондов учитываются также земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы), капитальные вложения в коренное улучшение земель (мелиоративные работы) и т.д.

    В зависимости от назначения основные фонды подразделяются на производственные и непроизводственные основные фонды.

    Производственные основные фонды в зависимости от степени участия в производственном процессе подразделяются на активную и пассивную часть.

    К активной части, непосредственно участвующей в создании продукции, относятся:

    • рабочие машины и оборудование (экскаваторы, бульдозеры, скреперы, башенные краны);
    • силовые машины и оборудование (передвижные электростанции, трансформаторные подстанции, компрессоры и др.);
    • транспортные средства (автомобильный и железнодорожный транспорт);
    • инструменты, которые имеет срок службы более 12 мес.

    Активная часть материальных основных фондов определяет мощность организации.

    Под мощностью предприятия понимается максимально возможный годовой объем выпуска продукции или оказания услуг в условиях нормальной рентабельности деятельности хозяйствующего субъекта.

    Производственная мощность организации определяется в тех же натуральных единицах измерения, в которых планируется и учитывается производство продукции на данном предприятии: тонны, метры, тыс. м2 полезной площади и т.д.

    Мощность определяется и в стоимостном выражении в сопоставимых ценах и условиях.

    Пассивная часть участвует в создании продукции косвенно, т. е. создает условия для изготовления продукции.

    К производственным зданиям относятся: строения, занятые конторами и офисами, складами, лабораториями; здания транспортного и ремонтного хозяйства и все другие здания, обслуживающие строительное производство.

    К сооружениям в строительстве относятся — линии электропередач, мосты, эстакады, шоссейные дороги, железнодорожные насыпи, бункеры для хранения сыпучих материалов.

    Непроизводственные основные фонды предназначены для удовлетворения социально-бытовых потребностей работников. В их состав включаются объекты жилищно-коммунального хозяйства, культурного и бытового обслуживания, здравоохранения и просвещения.

    Результаты деятельности организации зависят от того, насколько оптимальны состав и структура основных фондов. Соотношение между группами основных производственных фондов называется их структурой.

    Специфические особенности строительства заключаются в том, что готовая продукция создается на определенном земельном участке и после завершения работ остается неподвижной, а средства производства и рабочая сила перемещаются на другой объект строительства. Поэтому отличительной чертой структуры основных производственных фондов строительной организации является более высокий удельный вес их активной части по сравнению с их пассивной частью.

    По характеру владения или принадлежности производственные основные фонды подразделяются на собственные, отражаемые в составе баланса строительной организации, и заемные, т.е. привлеченные, взятые во временное пользование у другой организации на условиях аренды или по лизинговому договору (разновидность арендных отношений).

    По признаку пользования различают действующие основные фонды, т. е. функционирующие в процессе строительства, и бездействующие — находящиеся на консервации, в запасе, в ремонте или на стадии реконструкции.

    По участию в процессе производства выделяются установленные и неустановленные основные фонды, находящиеся в наличии. При этом к установленным фондам относятся основные фонды, предназначенные к работе, фактически работающие, резервные и числящиеся в плановом простое.

    Методы оценки основных фондов

    Учет и оценка объектов основных средств производится в натуральных показателях и стоимостном выражении.

    Это необходимо для определения количественного состава основных средств и технико-экономических показателей их функционирования.

    Стоимостная оценка основных средств применяется для целей учета и анализа, экономических расчетов и формирования обобщающих показателей деятельности предприятия.

    Различают следующие основные виды стоимостных оценок основных средств: первоначальная стоимость, восстановительная стоимость, остаточная стоимость, ликвидационная стоимость

    Первоначальная стоимость (цена приобретения объекта, доставка и установка объекта) объектов основных средств определяется путем суммирования фактических затрат на приобретение или изготовление, транспортировку, монтаж, хранение и приведение их в состояние, пригодное для использования.

    C:\WINDOWS\Temp\FineReader10\media\image1.jpeg - ндс

    К бухгалтерскому учету основные средства принимаются по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость основных средств зависит от источников их поступления.

    Для объектов основных средств, приобретенных за плату, первоначальной стоимостью признаются фактические затраты на их приобретение, сооружение и изготовление, включая суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику или подрядной строительной организации; расходы на консультационные и информационные услуги; регистрационные сборы и государственные пошлины, связанные с приобретением прав собственности; таможенные пошлины и сборы; вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, и другие затраты, непосредственно связанные с приобретением основных фондов.

    Поскольку за плату приобретаются как новые, так и бывшие в эксплуатации основные средства, из фактических затрат исключается налог на добавленную стоимость.

    Для объектов основных средств, изготовленных самой организацией, фактические затраты формируются в порядке, установленном для учета затрат соответствующих видов продукции, изготавливаемых этой организацией.

    Для объектов основных средств, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, первоначальной стоимостью признается их денежная оценка, согласованная с учредителями.

    Для объектов основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), первоначальной стоимостью признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, т.е. сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи данного вида основных средств.

    Первоначальная стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, за исключением случаев достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

    Переоценка объектов основных средств производится с целью определения их реальной стоимости с учетом влияния на первоначальную стоимость высоких темпов инфляции.

    При интенсивном росте цен в условиях инфляции несвоевременное проведение переоценки может привести к серьезным нарушениям хозяйственной деятельности организации.

    Коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по восстановительной (текущей) стоимости (затраты на воспроизводство основных фондов в современных условиях) путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. Земельные участки и объекты природопользования переоценке не подлежат.

    C:\WINDOWS\Temp\FineReader10\media\image1.jpeg

    Кроме первоначальной и восстановительной стоимости существует метод оценки по остаточной стоимости (разность между балансовой стоимостью и величиной износа), которая характеризует величину стоимости основных средств, еще не перенесенную на готовую продукцию.

    C:\WINDOWS\Temp\FineReader10\media\image1.jpeg

    При ликвидации и списании объектов основных средств определяется ликвидационная стоимость (стоимость основных фондов на момент выбытия из процесса производства или стоимость металлолома).

    Балансовая стоимость – та стоимость, по которой объект учитывается в балансе предприятия (если объект не подлежал переоценке, то он учитывается по первоначальной стоимости, после переоценки – по восстановительной)

    Амортизация  основных фондов

    Постепенное возмещение в денежной форме износа основных средств в ходе их эксплуатации называется амортизацией. Посредством начисления амортизации постепенно (частями) погашается стоимость основных средств. Амортизация учитывается в себестоимости производимой продукции в виде так называемых амортизационных отчислений.

    Начисление амортизации объектов основных средств производится одним из следующих способов: линейным; уменьшаемого остатка; списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

    Предприятие может использовать сразу несколько способов начисления амортизации основных средств, однако по одной и той же группе объектов только один. При этом по каждому объекту способ амортизации определяется в момент постановки его на баланс и не меняется в течение всего срока полезного использования или до его выбытия.

    Соотношение между величиной ежегодных амортизационных отчислений на возмещение износа основных средств и стоимостью этих средств называется нормой амортизации, которая исчисляется в виде процента к первоначальной стоимости основных средств. На ее основе можно определить, за сколько лет стоимость объекта основных средств может быть погашена.

    Показатели использования основных фондов

    Для оценки эффективности использования основных фондов используется система показателей, которая включает обобщающие (стоимостные) и дифференцированные (частные) показатели.

    Обобщающие показатели характеризуют уровень использования всей совокупности основных производственных фондов в целом, а дифференцированные — уровень использования активной части, т.е. отдельных элементов основных фондов (парк строительных машин, транспортные средства и т.д.).

    Фондоотдача характеризует количество продукции, приходящейся на 1 р. стоимости основных фондов, определяется по формуле:

    где Q  — объем работ, выполняемый собственными силами в сметных ценах, тыс. р.;

    Фосн — среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. р.

    Величина, обратная показателю фондоотдачи, называется фондоемкостью и определяется по формуле:

    Фондоемкость показывает, какая часть стоимости основных производственных фондов приходится на 1 р. выполненного объема строительно-монтажных работ.

    Уровень оснащенности строительных организаций основными производственными фондами характеризуются рядом показателей, в том числе показателем фондовооруженности труда и показателем механовооруженности труда.

    Фондовооруженность показывает, какая часть стоимости основных производственных фондов приходится на одного рабочего и определяется по формуле:

    где N — среднесписочное число рабочих, чел.

    Механовооруженность определяется по формуле:

    где Фосн.акт — среднегодовая стоимость активной части основных фондов (машин, механизмов и т.д.).

    Дифференцированные показатели использования основных фондов характеризуют уровень их использования по времени и производительности.

    Показатель экстенсивного использования активной части основных фондов, характеризуется коэффициентом использования машин по времени:

    где Кэ — коэффициент использования оборудования по времени;

    Тф — фактическое время работы в течение года, ч;

    Тн — нормативное (плановое) время работы в течение года, ч.

    Показатель интенсивного использования активной части основных фондов характеризуется коэффициентом выполнения норм выработки машин за определенный период:

    где Ки — коэффициент норм выработки, натуральные единицы измерения;

    Вн — нормативная (плановая) выработка, натуральные единицы измерения;

    Вф — фактическая выработка, натуральные единицы измерения.

    Обобщающим частным показателем считают коэффициент интегральной загрузки машин и оборудования:

    Интегральный коэффициент характеризует соотношение фактически выполненных и плановых объемов работ для конкретной машины или оборудования за определенный период времени.

    Производственная мощность предприятия

    Объем основных фондов и степень их использования определяют величину производственной мощности максимально возможного выпуска продукции за единицу рабочего времени при условии полного использования производственного оборудования и площадей.

    Мощность подразделяется на входящую (Мвх) (на начало периода) и выходящую (Мвых) (на конец периода), проектную и резервную.

    Среднегодовая производственная мощность определяется по формуле

    где Мвв, Мвыб — ввод и выбытие мощностей в течение года;

    nl, п2 — количество месяцев с момента ввода и выбытия мощностей до конца года.

    Мощность выходящая (исходящая) — это мощность на конец отчетного периода. Она определяется расчетным путем:

    Мвых = Мн + Мвв — Мвыб,

    где Мвых — мощность на конец периода;

    Мн — мощность на начало периода;

    Мвв мощность, вводимая в результате нового строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения;

    Мвыб — мощность выбывающая, вследствие ветхости и износа.

    При определении производственной мощности учитывается максимально возможный фонд рабочего времени, равный произведению длительности года и продолжительности суток в часах:

    ФРВмак = Дг * 24,

    где ФРВмак — календарный (максимально возможный) фонд рабочего времени;

    Дг — число дней в году.

    Номинальный (режимный) фонд характеризует количество часов работы предприятия в соответствии с его рабочим режимом:

    ФРВном = (Дг - Двп) • tcyт,

    где Двп — число праздничных и выходных дней в году;

    tcyт — количество часов работы оборудования в сутках.

    Эффективный (располагаемый, действительный) фонд времени работы оборудования равен режимному фонду за вычетом времени на ремонт, наладку, переналадку и времени нахождения оборудования в резерве, с учетом использования станка во времени и рассчитывается по формуле

    ФРВэф = Дг • tCM • с • Кисп,

    где tCM — длительность рабочей смены;

    с — количество смен в сутках;

    Кисп — коэффициент использования оборудования во времени.

    Расчет производственной мощности М цеха (участка), оснащенного однотипным оборудованием. Этот метод применяется для расчета мощности участка (цеха), выпускающего одинаковую продукцию или перерабатывающего одинаковое сырье на агрегатах станочного типа.

    1) по трудоемкости продукции:

                                                                        http://www.aup.ru/books/m203/img/image016.gif

    где М – производственная мощность цеха (участка);

    N - количество единиц оборудования, выполняющих данную операцию;

    tшт - технически расчетная норма времени на обработку (изготовление) единицы изделия;

     

    2) по производительности оборудования:

    М = ФРВэф * N * Поб ,

    где Поб  - производительность оборудования (норма выработки на 1 станко-час).

    N (Мсргод) – кол-во станков

    ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ

    Состав и структура оборотных средств

    Оборотный капитал представляет собой совокупность материальных и денежных средств, участвующих и потребляемых в одном производственном цикле и полностью переносящих свою стоимость на готовую продукцию.

     

    Показатели использования оборотных средств

    Эффективность использования оборотных средств характеризуется несколькими показателями.

    1. Коэффициент оборачиваемости (Коб) характеризует отношение выручки от сдачи строительно-монтажных работ заказчику, а также выручки от реализации материалов и услуг к среднему остатку оборотных средств за рассматриваемый период.

    Коэффициент оборачиваемости рассчитывается по формуле:

    Коб= Вс-м.рс,

    где Вс-м.р — выручка от сдачи строительно-монтажных работ заказчику и от реализации товаров и услуг, тыс. р.;

    Ос — средний за тот же период остаток оборотных средств, тыс. р.

    2.        Длительность одного оборота в днях представляет собой отношение длительности рассматриваемого периода к величине коэффициента оборачиваемости.

    Длительность одного оборота об) рассчитывается по формуле:

    Доб = Тоб,

    где Т — длительность рассматриваемого периода;

    3.        Коэффициент загрузки оборотных средств отражает отношение среднего остатка оборотных средств за рассматриваемый период к выручке от сдачи строительно-монтажных работ заказчику и реализации материалов и услуг.

    Коэффициент загрузки (К3) определяется по формуле:

    К3 = Ос/ Вс-м.р

    К3 — обратная величина коэффициента оборачиваемости и показывает, какое количество оборотных средств приходится на 1 р. выполненного объема работ и реализации материалов и услуг.

    Нормирование оборотных средств

    Текущий запас необходим для обеспечения непрерывности строительного процесса в период между двумя очередными поставками.

    Страховой запас создается во избежание нарушения ритма производства в случае несвоевременной поставки материалов (30— 50 % текущего запаса).

    Технологический (подготовительный) запас учитывает время на приемку, разгрузку, складирование, комплектацию и подготовку материалов к использованию в производстве.

    Транспортный запас учитывает время нахождения материалов в пути.

    Норматив оборотных средств по каждому виду основных материалов определяется по формуле:

    где Нм — норматив оборотных средств по каждому виду материалов, тыс. р.;

    Пм — потребность в данном виде материалов в рассматриваемом периоде по сметной стоимости строительно-монтажных работ;

    Т — продолжительность периода, дни (для расчетов: год 360 дней, квартал — 90 дней, месяц — 30 дней);

    Н — норма запаса по данному виду материалов, дни;

    отношение (П/Т) — однодневный расход материала.

    ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ ОРГАНИЗАЦИИ

    Состав и структура кадров предприятия

    Кадры (персонал) предприятия — совокупность работников различных профессий и специальностей, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав.

    В зависимости от срока, на который заключается договор найма, все работники подразделяются на постоянных, временных, сезонных.

    Постоянными работниками признаются работники, поступившие на работу без указания срока, временными работникам — поступившие на работу на определенный срок, сезонными — на период сезонных работ.

    Персонал организации — это состав постоянно работающих в данной организации работников.

    Численность штатных работников отражается в штатном расписании.

    Важным направлением классификации кадров является распределение их по профессиям, специальностям и квалификации.

    Профессия — это совокупность специальных теоретических знаний и практических навыков, необходимых для выполнения определенного вида работ в какой-либо отрасли производства.

    Специальность — это деление внутри профессии, требующее дополнительных навыков и знаний для выполнения работы на конкретном участке производства. Так, профессия слесарь включает в себя следующие специальности: слесарь-ремонтник, слесарь-сантехник и т.п.

    Квалификация — это совокупность знаний и практических навыков, позволяющих выполнять работы определенной сложности. Квалификация рабочих определяется разрядами.

    В зависимости от сферы деятельности работники строительной организации делятся на персонал, занятый основной деятельностью, а также персонал, занятый в подсобных производствах и в обслуживающих и прочих хозяйствах.

    Персонал основной деятельности — работники, занятые на строительно-монтажных работах.

    Работники подсобных производств — работники производств, находящиеся на балансе строительной организации (работники бетонных и растворных производств, карьеров по добыче и переработке камня, работники механических, ремонтных мастерских и т.п.).

    Работники обслуживающих и прочих хозяйств — работники транспортных организаций, складов и баз материально-технического снабжения, управлений производственно-технологической комплектации проектных бюро, строительных лабораторий, коммунальных предприятий и т.д.

    В зависимости от выполняемых функций выделяют две категории работников каждого вида производств: рабочие и служащие.

    Служащие по должностным обязанностям и ответственности за выполняемую работу подразделяются на руководителей, специалистов, технических исполнителей.

    Руководители — работники, занимающие должности руководителей организаций и их структурных подразделений.

    Специалисты — работники, занятые инженерно-техническими, экономическими и другими работами: администраторы, инженеры, экономисты, техники и т.п.

    Технические исполнители — работники, обеспечивающие необходимые условия для работы специалистов и руководителей (кассиры, табельщики, учетчики).

    Важная роль в организации и осуществлении работ принадлежит линейным инженерно-техническим работникам: начальникам участков, производителям работ, мастерам — непосредственным руководителям низовых коллективов па стройке.

    Численность работников организации

    Списочная численность — это показатель численности работников списочного состава на определенную дату с учетом принятых и выбывших на этот день работников.

    Явочная численность — это списочная численность за исключением работников, находящихся в отпусках, не вышедших на работу по причине болезни и т. п.

    Среднесписочная численность определяется за какой-либо период (месяц, квартал, год) путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день периода (включая праздничные и выходные дни) и деления полученной суммы на число календарных дней в этом периоде.

    Баланс рабочего времени работника (бюджет рабочего времени)

    1.   Календарный фонд (Тк) равен числу календарных дней за определенный календарный период (месяц, квартал, год). Он может быть рассчитан на всю численность рабочих, группу рабочих предприятия (цеха, участка) и в среднем на одного рабочего (в чел/днях или чел/часах).

    -    в чел/днях: TK = ДК * РСС;

    -    в чел/часах: TK = ДК * РС * ПС,

    где Дк — число календарных дней в данном периоде;

    Рсс — среднесписочная численность рабочих в данном периоде (чел.);

    Пс — средняя установленная продолжительность смены (час).

    2. Табельный (номинальный) фонд рабочего времени (Ттаб) определяется как разность между календарным фондом рабочего времени рабочих (в чел/днях или чел/часах) и количеством праздничных (Тпрз) и выходных (Тв) чел/дней (чел/часов):

    Ттаб = (Тк – Тпрз – Тв) × Рсс (чел/дней)

    или

    Ттаб = (Тк – Тпрз – Тв) × Рсс × Пс (чел/час).

    3. Максимально возможный фонд рабочего времени (Тmax) характеризует потенциальную величину максимально возможного для использования фонда рабочего времени рабочих в данном периоде, кроме выходных, праздничных дней и времени на очередные отпуска (То), и определяется:

    -    в чел/днях:

    Тmax = Тк – (Тпрз + Тв  + То) × Рсс

    или

    Тmax = Ттаб – То × РСС;

    -    в чел/часах:

    Тmax = Тк – (Тпрз + Тв  + То) × Рсс × Пс

    или

    Тmax = Ттаб – То × РСС × Пс.

    4.   Эффективный годовой фонд рабочего времени (Фш) меньше календарного фонда на величину планируемых невыходов рабочих на работу по уважительным причинам (невыходы на работу по болезни и родам, время на выполнение государственных и общественных обязанностей, продолжительность учебных отпусков и др.). Продолжительность эффективного фонда рабочего времени может быть определена на основе баланса рабочего времени по следующей формуле:

    Фш = (Дк – Дв – Дп – До – Дс– Дневых ) × Псм (час),                  

     (дней)                                

    где Дк — количество календарных дней в году;

    Дв — количество выходных дней в году;

    Дп — количество праздничных дней в году;

    До — продолжительность очередных отпусков;

    Дневых - планируемые потери рабочего времени, дней;

    Дс — потери рабочего времени в связи с сокращенным рабочим днем в предпраздничные дни (часы).

    Псм — продолжительность рабочей смены (часы)

    Производительность труда

    Производительность труда - характеризует эффективность затрат труда в материальном производстве и определяется количеством продукции, произведенной в единицу времени, или затратами труда в единицу времени.

    Для измерения производительности труда используют показатели выработки и трудоемкости. Выработка представляет собой количество продукции, произведенной в единицу рабочего времени (час, день) или приходящейся на одного среднесписочного работника.

    В натуральном выражении показатель выработки (В) определяют по следующим формулам:

    В = Q/Затраты

    где В — выработка за единицу времени.

    где Q— количество выпущенной продукции в натуральном выражении;

    З — затраты труда на производство данного объема продукции;

    N — число работающих.

    В стоимостном выражении показатель выработки определяют по следующим формулам:

    В = Q/N

    где N –численность работающих.

    Трудоемкость — это затраты труда (в чел.-ч или в чел.-днях) на выпуск единицы доброкачественной продукции. Для определения трудоемкости единицы продукции затраты на все производство делятся на объем выпушенной продукции за определенный период. Различают нормативную, плановую и фактическую трудоемкость.

    Трудоемкость определяется по формуле:

    Тр = Затраты/Q

    где Тр — трудоемкость, затраты труда на единицу продукции (работы);

    З — затраты труда на производство данного объема продукции (работ);

    Q — объем выполненных работ за определенный период.

    Трудоемкость измеряется в нормочасах (нормоднях) работы (нормативная трудоемкость) или в фактических часах (днях), затраченных на производство продукции (фактическая трудоемкость). Разница между ними определяется степенью выполнения норм. Так, если нормативная трудоемкость производства равна 180 тыс. нормочасов, а фактическая — 150 тыс. человекочасов, то это означает, что в среднем нормы выработки выполняются на 120 %(100* 180 000/150 000).

    Уровень производительности труда рассчитывается по формуле

    где Q – годовой объем товарной (валовой) продукции в сопоставимых ценах

    Nср.сп – среднесписочная численность работников


    ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

    Формы и системы заработной платы

    Заработная плата — это вознаграждение за трудовые показатели, в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества выполненной им работы, условий труда, выплачиваемое ему в установленном законодательством порядке.

    В строительстве организация оплаты труда осуществляется на основе нормирования труда, тарифной или бестарифной системы, форм и систем заработной платы.

    С помощью тарифной системы, представляющей собой совокупность нормативов, производится дифференциация и регулирование уровня заработной платы в зависимости от качества, сложности, трудоемкости, условий и интенсивности труда работника.

    Основные элементы тарифной системы: тарифная сетка, тарифные ставки, тарифно-квалификационный справочник.

    Тарифная сетка — это шкала разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. Тарифные коэффициенты показывают, во сколько раз труд работников более высоких разрядов оплачивается выше труда работника первого разряда. Тарифный коэффициент первого разряда равен единице.

    Тарифная ставка — это размер оплаты труда в денежной форме в зависимости от его сложности или квалификации работника за единицу времени.

    Тарифно-квалификационный справочник служит основой для тарификации работ, определения квалификации работника и присвоения ему соответствующего разряда. По каждой профессии приводятся разряды, характеристика работ, профессиональные и трудовые навыки, необходимые для выполнения работ по данному разряду. В строительстве действует «Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих».

    Существуют две основные формы оплаты труда в сочетании с определенными системами материального поощрения работников: сдельная и повременная.

    Сдельная заработная плата — это оплата за выполненный объем работ, которая производится по сдельным расценкам. Определяется умножением расценки на выполненный объем работ. Под расценкой понимается размер оплаты за единицу доброкачественной продукции. При сдельной форме оплаты труда заработок работника зависит от количества и качества выполненных строительно-монтажных работ.

    Чаще применяется не просто сдельная, а сдельно-премиальная оплата труда, при которой работникам сверх сдельного заработка за выполненный объем работ выплачивается премия за достижение определенных показателей: выполнение производственного задания в установленный срок с высоким качеством, экономию ресурсов, сокращение сроков выполнения работ и др.

    Разновидностью сдельной оплаты является аккордная оплата, при которой заработок начисляется не за отдельные виды работ, а за определенный комплекс работ (устройство кровли, выполнение работ нулевого цикла и т.д.) по укрупненным нормам и расценкам. Аккордные задания могут устанавливаться для бригад, звеньев или на весь объем работ по этапу, очереди, всему объекту.

    Аккордная оплата является одной из основных в строительстве. Она создает условия для повышения производительности труда, сокращения продолжительности строительства, способствует ликвидации потерь рабочего времени, развитию большей самостоятельности рабочих при выполнении строительно-монтажных работ.

    Косвенно-сдельная оплата труда применяется при оплате труда вспомогательных рабочих, обслуживающих машины и оборудование (крановщики, стропальщики, наладчики и др.). Заработная Плата начисляется в процентах от заработной платы основных рабочих.

    В условиях рыночных отношений и предоставления хозяйствующим субъектам самостоятельности в вопросах оплаты труда применяются и другие разновидности сдельной оплаты труда, например, норматив заработной платы от объема выполненных работ устанавливается бригаде или строительному участку в процентах от сметной стоимости работ. В конце месяца в зависимости от фактически выполненного объема работ формируется фонд заработной платы бригады (участка), который потом распределяется в соответствии с коэффициентом трудового участия каждого работника.

    При повременной оплате труда заработная плата зависит от продолжительности работы и уровня квалификации работника. Повременная форма оплаты применяется на работах, где невозможно учесть объем выполненных работ или в случае, если перевод на сдельную оплату может привести к ухудшению качества работ (мотористы, дежурные электромонтеры, слесари-ремонтники и т.д.).

    При простой повременной системе заработная плата начисляется по тарифной ставке работника данного разряда за фактически отработанное время.

    При повременно-премиальной системе помимо заработка за отработанное время работники получают премию за достижение отработанных показателей работы.

    Для руководителей, специалистов и служащих оплата труда производится, как правило, по должностным окладам в соответствии с утвержденным штатным расписанием. Для составления штатного расписания используются квалификационные справочники должностей руководителей, специалистов и служащих.

    Все большее распространение в строительстве получает бестарифная оплата труда, которая предполагает зависимость заработка работника, звена, бригады от конечных результатов работы всего коллектива.

    Индивидуальная заработная плата каждого работника при этом складывается из трех частей:

    • размер первой части зависит от профессионального опыта, квалификационного уровня, коэффициента трудового участия каждого работника;
    • вознаграждение за индивидуальные успехи (премия за высокое качество, интенсивность труда и т.д.) работника;
    • вознаграждение работника по результатам деятельности всей организации.

    Модели бестарифной системы основаны на долевом распределении средств на оплату труда работников, где заработная плата каждого работника представляет собой его долю в заработанном всем коллективом фонде оплаты труда.

    Государство регулирует и регламентирует следующие вопросы, касающиеся организации оплаты труда:

    • минимальный размер заработной платы (МРОТ), ниже которого не допускается уровень месячной оплаты труда работника, отработавшего полную норму рабочего времени;
    • единая тарифная сетка для оплаты работников бюджетной сферы;
    • ставка величины налога на доходы с физических лиц; ставки отчислений по единому социальному налогу во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования) на социальные нужды работников и т.д.

    Фонд оплаты труда складывается из индивидуальной заработной платы всех работников организации. В состав фонда заработной платы включаются суммы оплаты труда в денежной и натуральной формах за отработанное время, за неотработанное время (ежегодные и дополнительные отпуска, учебные отпуска, простои не по вине работника и т.п.), компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, стимулирующие доплаты и надбавки, премии, а также суммы оплаты питания, жилья, топлива и т.д.

    Трудовой кодекс предусматривает следующие виды отпусков (глава 19 ТК РФ):

    • ежегодный оплачиваемый отпуск
    • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (в т.ч. учебный)
    • отпуск без сохранения заработной платы
    • отпуск по беременности и родам
    • отпуск по уходу за ребенком

    В соответствии со статьей 114 ТК РФ работникам гарантируется предоставление ежегодных отпусков с сохранением места работы и оплаты среднего заработка.

    Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются и не оплачиваются.

    Оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы в данной организации. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев.

    Очередность предоставления отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации не позднее, чем за две недели до наступления календарного года. График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника. О времени начала отпуска работник должен быть извещен не позднее, чем за две недели до его начала. По соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней.

    Расчет отпуска и оплата производится не позднее, чем за три дня до начала отпуска. Об этом говорится в статье 136 ТК РФ.

    Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

    При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

    Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 (3) и на 29,4 (среднемесячное число календарных дней).

    Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели.

    Согласно действующему трудовому законодательству в случаях временной нетрудоспособности работника ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий сотрудника (ст. 124 ТК РФ). Данная норма содержится и в п. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2006 № 255ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию. Листок нетрудоспособности, выданный заболевшему или получившему в период нахождения в отпуске травму, подлежит оплате в общеустановленном порядке.

    На основании п. 8 ст. 6 Закона пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу за все календарные дни, включая выходные и праздничные, приходящиеся на период временной нетрудоспособности.

    Если больничный оформлен в установленном порядке, то ежегодно оплачиваемый отпуск должен быть продлен на количество календарных дней временной нетрудоспособности (с учетом выходных и праздничных дней), совпавших с периодом отпуска. Второй вариант, как уже было сказано, – перенести недогуленное на другой срок.

    Так как правила об очередных и дополнительных отпусках действуют и по сей день, в случае удлинения срока возвращения из отпуска работник обязан немедленно уведомить о причине продления отдыха (в нашем случае – о болезни) нанимателя.

    СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ

    Смета затрат и калькуляция

    Смета затрат — полный свод затрат предприятия на производство и реализацию продукции за определенный календарный период (год, квартал), составленный по экономическим элементам расходов.

    Смета затрат составляется по типовым элементам: сырье и основные материалы, возвратные отходы (вычитаются); вспомогательные материалы, топливо и энергия со стороны; заработная плата основная и дополнительная; отчисления на социальное страхование, прочие расходы.

    Смета затрат рассчитывается путем прямого суммирования отдельных экономических элементов и смет комплексных расходов или смет отдельных подразделений предприятий; она исключает вторичный учет продукции собственного изготовления для собственных производственных потребностей. В смете затрат учитываются затраты на изменение остатков незавершенного производства, капитальное строительство, капитальный ремонт и пр.

    Смета затрат позволяет определить общую потребность предприятия в денежных ресурсах, сумму материальных затрат, провести расчеты по балансу доходов и расходов предприятия на планируемый период.

    Смета затрат и калькуляция себестоимости продукции тесно связаны между собой, содержат одни и те же затраты, но учитывают их по разным признакам. С помощью калькуляции определяется себестоимость единицы продукции, а по смете — себестоимость товарной и валовой продукции предприятия.

    Понятие издержек производства

    Издержки производства – это совокупность расходов, которые несут предприятия в процессе производства и реализации продукции.

    Различают издержки производства и издержки обращения. К издержкам производства относятся только те издержки, которые непосредственно связанны с производством продукта. К издержкам обращения относятся все издержки, вызванные реализацией продукции.

    Издержки фирмы, величина которых не зависит от объема выпускаемой продукции, называют постоянными издержками (FC). Постоянные издержки имеют место даже тогда, когда продукция вообще не выпускается, они связаны с самим существованием фирмы: оплата аренды за землю, оборудование, амортизационные отчисления на здания и сооружения, страховые взносы, налог на имущество, жалование высшему управленческому персоналу. В дальнейшем объемы производства могут поменяться, а постоянные издержки будут неизменными.

    В то же время затраты материалов, топлива, энергии, на заработную плату персоналу и др. изменяются вместе с выпуском. Если выпуск прекращается, то такие издержки сокращаются почти до нуля. С ростом производства переменные издержки возрастают, в то время как общая величина постоянных издержек остается неизменной. Издержки производства, величина которых зависит от объема выпускаемой продукции, называются переменными (VC) издержками фирмы.

    Общие (TC), совокупные или валовые издержки фирмы равны сумме постоянных и переменных издержек: TC = FC + VC.

    ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ

    Прибыль предприятия, ее сущность и  виды

    Доход предприятия — это выручка от реализации всей продукции (в денежных единицах).

    Прибыль — это разность между валовым доходом и затратами на производство и реализацию товаров, работ и услуг.

    Виды и методы расчета прибыли

    Общая прибыль = Валовой доход — Издержки производства.

    Чистая прибыль = Общая прибыль — Налоги, обязательные платежи.

    Валовая (балансовая) прибыль представляет собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций,


    Рентабельность работы предприятия

    Рентабельность— показатель эффективности единовременных и текущих затрат.

    Рентабельность производства показывает, насколько результативно используется имущество предприятия;

    где Рпроиз — рентабельность производства, %;

    Пб — балансовая прибыль, тыс. руб.;

    Фосн — среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.;

    Фоб — величина оборотных средств, тыс. руб.

    Рентабельность продукции показывает результативность текущих затрат;

    где Рпрод — рентабельность реализуемой продукции (%);

    Прп — прибыль от реализации продукции, тыс. руб.,

    Ср — себестоимость реализуемой продукции.

    Рентабельность продаж – показатель финансовой результативности деятельности организации, показывающий какую часть выручки организации составляет прибыль

            

    Доходность капитала или рентабельность капитала отражает отношение балансовой прибыли или чистой прибыли к средней стоимости всего инвестированного в предприятие капитала. Капитал может быть собственным, акционерным, заемным, оборотным, основным и т.д.

    ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

    Экономическое содержание, функции и виды цен

    Рыночный механизм включает в себя четыре основных показателя: спрос, предложение, цену и конкуренцию. Цена занимает центральное место, так как зависит от соотношения на конкретном рынке спроса и предложения, наличия конкуренции. Цена — денежное выражение стоимости товара. Стоимость — затраты труда на производство товара. Предприятие действует в условиях конкуренции, поэтому оно должно заботиться о снижении издержек производства, чтобы более свободно использовать на рынке механизм цен.

    Функции, основные виды и структура (основные элементы) цены представлены в презентации.

    Система цен в современной экономике очень сложна. В упрощенном виде эта система может быть представлена в рыночной экономике любой страны «договорными», «государственными» и «мировыми» ценами.

    Договорные цены — это подлинные рыночные, свободные цены, воплощающие свободу предпринимателей.

    Договорные цены — это цены, устанавливаемые соглашением покупателя и продавца, т.е. учитывающие только спрос и предложение на данный товар.

    Договорные цены имеют тот недостаток, что могут быть необоснованно завышены (или занижены) и тем самым нарушать равновесное состояние рынка. И тем не менее удельный вес договорных цен определяет степень «рыночности» экономики данной страны.

    Государственные цены в рыночной экономике устанавливаются вовсе не на продукцию государственных предприятий. Такое мнение — просто недоразумение, ибо в рыночной экономике многим государственным предприятиям присуща коммерческая самостоятельность, не уступающая частным.

    Государственные цены устанавливаются:

    • на продукцию предприятий-монополистов;
    • базовые (для экономики данной страны) ресурсы;
    • социально-значимые товары.

    Система государственных цен состоит из двух элементов:

    • фиксированные цены, жестко устанавливаемые правительством;
    • регулируемые цены, учитывающие изменения экономической конъюнктуры.

    Государственное регулирование цены состоит в установлении ее предельного уровня или предела ее отклонения от фиксированных государственных цен.

    Мировые цены применяются в международной торговле. По мере развития международной специализации труда их роль возрастает, поскольку они, в качестве оптимальных ориентиров оказывают влияние на внутренние цены.

    Международная торговля характеризуется множеством цен на один и тот же товар, отражая специфику региона, условий и времени коммерческой сделки.

    Мировыми являются цены, по которым совершаются наиболее крупные экспортно-импортные сделки. Они всегда рассчитываются в свободно конвертируемой валюте и отражают динамику цен на данный товар за ряд лет.

    Мировая цена может отклоняться под влиянием двух факторов:

    • условий транспортирования данного товара;
    • объема покупки (оптовая или розничная цена).

    Особую разновидность мировых цен представляют «транспортные» цены. Эти цены применяются транснациональными корпорациями в сделках между подразделениями, расположенными в разных странах. Манипуляция транспортными ценами как внутрифирменными позволяет показать конечную цену продукции в той стране, в которой максимально облегчено налоговое бремя.

    Свободное ценообразование является главным инструментом эффективной самонастройки рыночной экономики.

    Тарифы на автомобильном транспорте

    Цены на услуги транспорта принято называть тарифами.

    Тарифы, как цены, могут устанавливаться с учетом ряда стратегий ценообразования, основными из которых являются:

    1. стратегия высоких цен;
    2. стратегия низких цен;
    3. стратегия дифференцированных цен;
    4. стратегия льготных цен;
    5. стратегия гибких, эластичных цен.

    Расчет цен (тарифов) может осуществляться следующими методами:

    1. «средние издержки плюс прибыль»;
    2. на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли;
    3. на основе уникальности выпускаемого товара (услуги).

    В соответствии с постановлением правительства РФ №318 от 18 мая 1992 г. разработан и действует «Временный порядок установления и применения тарифов на перевозки грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации». Согласно ему, предприятия и хозяйственные организации автомобильного транспорта, оказывающие услуги грузоотправителям (грузополучателям), включая население, независимо от организационно-правовых форм этих организаций, применяют свободные тарифы на перевозку грузов.

    Установлены основные требования к формированию свободных тарифов на перевозки грузов. Цель: повысить ответственность предприятий транспорта за экономическую обоснованность этих тарифов; предупредить негативные проявления монополизма на рынке транспортных услуг со стороны перевозчиков.

    Автотранспортные предприятия и хозяйственные организации (перевозчики) определяют тарифы исходя из конъюнктуры рынка с учетом себестоимости перевозок и предельного уровня рентабельности 35%. Потребитель транспортных услуг вправе запросить от автотранспортного предприятия экономическое обоснование установленных им тарифов.

    Главными измерителями для установления тарифных ставок как правило являются 1 т перевозимого груза; 1 отправка груза; 1 км пробега автомобиля; 1 час работы автомобиля; 1 авто-тонно-час или комбинации этих единиц в зависимости от конкретных условий перевозок.

    Изменять тарифы рекомендуется не чаще одного раза в квартал.

    Сдельный тариф применяется при перевозке массовых однородных грузов в том случае, если имеются постоянно действующие стимулы получения выгоды при повышении производительности труда и снижении издержек по сравнению с учтенными в расчете тарифами.

    Покилометровые тарифы используются при перемещении самих транспортных средств (перегон, подача и возврат, порожний пробег по объективным причинам и т. п.).

    Применение повременных тарифов обусловливается как правило неопределенностью количественных характеристик перевозок и прежде всего нестабильностью временных интервалов, в течение которых по условиям заказчика возможно производительное использование подвижного состава.

    Общая стоимость обслуживания потребителя (тарифная плата) определяется в результате применения той или иной тарифной схемы.

    Тарифная схема — установленный для определенной ситуации порядок расчета тарифной платы.

    Тарифные схемы разрабатываются в соответствии с характером оказываемых услуг и учитывают конкретные коммерческие и технологические условия их предоставления.

    В некоторых случаях тарифная схема вырабатывается по соглашению сторон при заключении договора. Однако большинство предприятий — и это следует считать хорошей практикой — имеет несколько стандартных тарифных схем для различных ситуаций.

    Рассмотрим три тарифные схемы, которые достаточно часто используются на практике.

    • Схема с оплатой перевозки груза (она носит также название сдельного тарифа). Данная схема применяется перевозчиком обычно в том случае, если эксплуатационные условия обеспечивают необходимую для рентабельной эксплуатации степень загрузки подвижного состава.

    В наиболее общем случае при использовании данной схемы с потребителя берется отдельная плата за заказ подвижного состава; плата за время пребывания автотранспортного средства под погрузкой и разгрузкой у потребителя; плата за собственно перевозку определенного количества груза.

    Т = Сз + В*Св + РСт-км        

    Т — тарифная плата;
    С3 — тарифная ставка платы за заказ;
    В — время пребывания автомобиля у клиента;
    Св — тарифная ставка платы за один час пребывания под погрузкой или разгрузкой;
    Р — объем выполненной транспортной работы;
    Ст-км — тарифная ставка платы за один тонно-километр для груза данного класса

    Роль платы за заказ (которая взимается в момент его оформления) заключается в гарантированном возмещении прямых затрат АТГТ на подачу автомобиля под погрузку в том случае, если отправитель по тем или иным причинам откажется от его использования. Оплата пребывания под погрузкой или разгрузкой компенсирует потери, связанные с простоями автомобиля у отправителя.
    Наконец, плата за перевозку покрывает издержки, связанные с выполнением необходимой клиенту транспортной работы. Таким образом, данная тарифная схема является трехставочной.

    Если предприятие работает с надежным потребителем и руководство АТП уверено в том, что загрузка поданного под погрузку автомобиля не будет остановлена, то отдельная оплата заказа из тарифной платы может быть исключена. Точно так же, если нет сомнений в выполнении заказчиком согласованных норм времени простоя под погрузкой и разгрузкой, то отдельная оплата времени пребывания под погрузкой может не взиматься. Схема, таким образом, превращается в двухставочную или даже в одноставочную, а применяемая в данном случае тарифная ставка за один тонно-километр должна обеспечивать покрытие всех видов затрат предприятия и получение расчетной прибыли.

    • Схема с оплатой использования подвижного состава. Фактически предполагает оплату автомобилечасов работы у потребителя и применяется в тех случаях, когда условия эксплуатации не обеспечивают достаточной коммерческой загрузки подвижного состава.

    В зависимости от эксплуатационных условий тарифная плата может предусматривать также отдельную оплату заказа и оплату подвижного состава, превышающего расчетный пробег.

    Т = С3сСП + АСач ,        
    Т —
     тарифная плата;
    С3 — тарифная ставка платы за заказ;
    Пс — сверхнормативный (превышающий среднее расчетное значение) пробег автомобиля за смену;
    Сп — тарифная ставка платы за один километр сверхнормативного пробега;
    А — автомобиле-часы работы автомобиля у заказчика;
    САЧ — тарифная ставка платы за один автомобиле-час.
    Данную схему еще называют повременным тарифом

    • Схема с оплатой условных расчетных единиц транспортной работы. Предусматривает использование по согласованию с заказчиком укрупненных и упрощенных характерных измерителей транспортных услуг (поездки, заезды, доставленные контейнеры и т. д.), по которым и производится расчет тарифной платы. В основе применения данной схемы лежит учет средних сложившихся издержек перевозчика.

    К схеме прибегают в тех случаях, когда АТП постоянно обслуживает данного грузоотправителя и автомобили используются при этом на постоянных маршрутах в стабильных эксплуатационных условиях. Названая схема оказывается весьма удобной и тогда, когда помимо перевозочных, потребителю постоянно представляются одни и те же дополнительные услуги (технологические, информационные и т. д.).

    Т = СР
    Т — тарифная плата;
    С — тарифная ставка платы за условную расчетную единицу работы;
    Р — количество выполненных за определенный период условных расчетных единиц работы.

    Если, например, данная схема применяется при вывозе и завозе с крупного грузообразующего объекта контейнеров, то условной расчетной единицей может служить один вывезенный или завезенный контейнер. Ставка «за один контейнер» учитывает при этом все затраты перевозчика (и его расчетную прибыль), сопряженные с обслуживанием данного потребителя.

    Перевозчик вправе варьировать тарифные схемы и тарифные ставки по потребителям, по видам грузов, по видам перевозок, по типам и маркам применяемого подвижного состава.

    В любом случае при необходимости в тарифную схему дополнительно может включаться оплата предоставляемых потребителю не перевозочных услуг (погрузка и разгрузка, хранение, упаковка грузов и т. д.).


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com