Обогащение словаря на логопедических занятиях у младших школьников с задержкой психического развития.

Речь человека - это показатель его интеллекта и культуры. Чем речь точнее , образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества. Речь детей с ЗПР бедна в лексическом отношении. скудный словарный запас мешает успешной учебе.

В статье рассматриваются виды работы над синонимами и приемы работы над введением нового слова в речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл обогащение словаря32.04 КБ
Файл obogashchenie_slovarya.docx32.04 КБ

Предварительный просмотр:

Обогащение словаря на логопедических занятиях у   младших школьников с задержкой  психического развития.

О необходимости развивать речь ребенка, воспитывать у него любовь к родному языку говорили лучшие педагоги и методисты. К.Д.Ушинский ратовал за развитие «дара слова», подчеркивая его значение для формирования мыслительной деятельности и для дальнейшего обучения. «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета».

В работе по развитию речи учащихся начальных классов большое значение имеет обогащение их словаря. Теоретическую основу данной проблемы составляет предусмотренный школьными программами раздел «Лексика». Он предполагает знакомство младших школьников не только с конкретной лексикой, но и с отвлеченными понятиями, вызывающими трудности в усвоении. Уроки литературы, риторики, окружающего мира, истории также способствуют обогащению речи учащихся. Но для детей с ЗПР такая работа не дает положительных результатов. Речь их бедна в лексическом отношении. Скудный словарный запас мешает успешной учебе. Дело ещё и в том, что дети с ЗПР мыслят конкретно: многие отвлеченные слова и понятия они употребляют, зачастую не понимая их значения. Поэтому работа логопеда предполагает введение в лексикон учащихся не только новых слов (с отвлеченными понятиями, разными смысловыми оттенками, синонимами, антонимами, многозначностью, фразеологическими сочетаниями), но и слов, образованных разными способами (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным и т.д.). Логопед должен познакомить детей с понятиями «богатая и бедная речь», чтобы более последовательно и продуктивно обогащать речь учащихся.

В содержание занятий по восполнению пробелов в развитии лексического запаса входит:

  1. обогащение словаря, путем усвоения новых слов, которых школьники ранее не знали вовсе, новых значений слов и т.д.;
  2. уточнение словаря, путем углубления уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений и т.д.;
  3. активизация словаря, путем включения как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте;
  4. устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений.

Естественно все эти направления работы тесно связаны между собой.

Известно много разнообразных приемов работы над значением нового слова. Использование всех приемов обеспечивает разнообразие работы, а также позволяет вводить новое слово наиболее рациональным именно для данного слова способом. Рассмотрим некоторые из них.

Самый простой способ объяснения слов -  это показ предмета или действия, обозначаемого слова.

Иногда возможен показ рисунка или иллюстрации. Так, для объяснения существительных и прилагательных следует показать предметные картинки, а для объяснения глаголов – сюжетные.

Способ подстановки синонимов является одним их самых универсальных. Подбирая к новому слову близкие по значению слова, дети уясняют его значение. Так к слову раздолье подбирается синоним простор, вьюга – метель, завет – наказ. Нельзя забывать, однако, что синонимы не тождественны, каждый из них обладает различиями как в значениях, так и особенно в оттенках. Так, раздолье – это не просто простор, это вольный простор, где можно разгуляться, приложить свои силы и умения. Слово раздолье окрашено радостью, счастьем, оно воодушевляет, зовет, увлекает. Донести до детей это богатство каждого слова помогает художественный текст И.Никитина «Здравствуй, гостья – зима!».

Но и в самой словарной работе замена нового слова синонимом должна сопровождаться дополнительными пояснениями. Особенно это относиться к эмоционально окрашенным словам, так как у детей наблюдается стремление заменить их нейтральными синонимами. Так, разбирая язык рассказа «Как медведь сам себя напугал», школьники заменяют яркие, выразительные слова хрустнула под лапой ветка, угодила в лоб, медведь насторожил уши, стилистически нейтральными словами сломалась, попала, прислушался. Такая замена слов синонимами не обогащает, а обедняет речь учащихся, так как они привыкают пользоваться первыми пришедшими на ум словами, не ищут самых точных слов, наиболее выразительных.

Чтобы этого не произошло, задание можно дать в такой форме:

- Для объяснения выделенных слов подберите вместо них близкие по смыслу: хрустнула под лапой ветка, угодила в лоб, медведь насторожил уши.

Какие слова выразительнее, ярче: ваши или те, которые в тексте? Почему?

Такое задание не только позволяет объяснять значение слова путем замены его синонимом, но и помогает детям понять выразительность авторских слов, их точность, образность. Учащиеся, выполнявшие это задание, сказали, что хрустнула выразительнее, чем сломалась. На вопрос «Почему?»ответили так: «Хрустнула – это будто слышится треск, хруст».

Некоторые новые слова могут стать понятными, если ввести их в предложение. Весь строй фразы наталкивает ученика на понимание слова. Например: слово ходики в предложении - На стене мерно тикают ходики, время показывают.

Иногда для разъяснения значения слова можно использовать его антоним, если последний детям уже знаком. Так слово тусклый становиться понятным, если ему противопоставить слово яркий.

Многие слова могут быть объяснены через анализ их морфологической структуры и словообразования. Такой прием особенно полезен тем, что подготавливает детей к усвоению словообразования, его законов и способствует усвоению орфографии. Такой путь выяснения значений слов заинтересовывает детей, развивает их мышление так как раскрытие значения слова через его морфологический состав – это решение проблемной задачи.

На занятии читается отрывок из стихотворения С. Есенина:

              Поет зима аукает,

             Мохнатый лес баюкает

             Стозвоном сосняка …

Логопед: Что  означает слово аукает?

Ребенок: Так кричат в лесу, чтобы не заблудиться.

Логопед: От какого слова образовалось слово аукает?

Ребенок: от слова ау.

Логопед: Найдите ещё слова, которые можете объяснить таким же способом.

Ребенок: мохнатый, баюкает, сосняк.

Последовательность работы по восполнению лексических средств языка:

  1. овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления;
  2. овладение навыками образования слов при помощи приставок  и адекватного их употребления;
  3. усвоение понятия о родственных словах, предлогах и способах их использования, дифференциация предлогов и приставок;
  4. овладение навыками подбора антонимов, синонимов, способами их употреблении;
  5. усвоение понятия о многозначности слов.

Рассмотрим виды работы над синонимами. Значение синонимии огромно в уточнение и обогащение активного словаря младшего школьника. Синонимия в языке свидетельствует о его богатстве и выразительных возможностях. Синонимичные средства языка позволяют точно и образно выразить мысль. Работа над синонимами расширяет и уточняет словарь учащихся, способствует точному выражению мысли, предупреждает повторы одного т того же слова.

Младшие школьники владеют определенным запасом синонимов, чаще всего это пары типа врач – доктор, лошадь – конь, большой – огромный т.п.  

При отборе лексического минимума для работы над синонимами необходимо руководствоваться следующими критериями:

  1. частотностью отобранных слов в общеупотребительной лексике;
  2. словарным запасом младших школьников;
  3. наличие в речи синонимов;
  4. понимание отобранных слов;
  5. необходимостью отобранных слов для организации речевой практики;
  6. уровнем сформированности навыка чтения;
  7. потребностью создания базы для работы над синонимами в последующих классах.

Вся работа по данной теме включает в себя следующие этапы:

  1. подбор слов, близких по смыслу;
  2. выделение слов (синонимов) в тексте;
  3. выяснение понимания слов учащимися;
  4. введение слова в другой контексте – составление предложения;
  5. использование слов – синонимов в связной речи.

Остановимся на некоторых видах работы с синонимами, которые можно использовать на логопедических занятиях.

I. Подбор слов, близких по смыслу.

1.выбор и группировка слов, близких по значению. В упражнении даны слова одной какой-то части речи. Задание состоит в том, чтобы из данного списка слов выбрать две группы близких по смыслу глаголов; иногда 1-2 лишних (т.е. конфликтных) слова.

Бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несется.

В зависимости от уровня подготовленности детей задание может облегчаться или усложняться. Так, для усложнения могут быть даны не два, а три синонимичных ряда, введено два – три «конфликтных» слова, могут быть даны разные части речи и пр.

2. В задании «Проверим работу Буратино» даны прилагательные в два столбика. Нужно к словам первого столбика подобрать слова из правого столбика, близкие им по значению.

       старый                       старательный

       прилежный               грузная

      тяжёлая                    смелая

      храбрая                     дряхлый

     весёлая                      смешной

Здесь же можно дать задание, связанное с лексической сочетаемостью прилагательного с существительным. Например: укажите, какие слова можно подобрать к данным: старый (человек, дом, город).

3. можно использовать игру «Замени слово».

Задача игры: заменить в словосочетаниях прилагательные синонимами с приставками без- или бес- .

смелый человек                        бесстрашный

тихая погода                               безветренная

ясное небо                                  беспокойный

тревожный сон                           бесцветная

прозрачная жидкость               безоблачное

4. Какими словами, близкими по смыслу, (из четырех букв) можно заменить такие слова: приятель, противник, солдат, шагать, красный, печаль, работа?

Ответ: друг, враг, воин (боец), идти, алый, горе, труд (дело).         

5. Игра «Назови по-другому».

Названия каких животных и птиц мы вспоминаем, чтобы назвать храбреца, задиру, хитреца, увальня, безбилетника?

Ответ: орел, петух, лиса, медведь, заяц.

6. Игра «Раскрой цветок».

На лицевой стороне лепестков ромашки записаны слова, а на оборотной – слово, близкое по смыслу. Учеников, угадавший слово на оборотной стороне лепестка, переворачивает его и читает слово.

II. Выделение слов (синонимов) в тексте.

1. Ученики отыскивают синонимы в стихотворениях.

Бураны, вьюги и метели –

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они!

                             В. Берестов

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

              И.Токмакова

2. Какие синонимы встречаются в пословицах и поговорках?

Спеши, не спеши, а поторапливайся.

Приятелей много, а друг один.

Переливает из пустого в порожнее.

III. Выяснение понимания значения слов учащимися.

1. Замена синонима в предложении. Цель такого задания состоит в выборе более точного, удачного слова.

Я читал интересную (увлекательную, захватывающую) книгу.

Мальчик споткнулся и упал (растянулся, шлепнулся).

2. Выбор из ряда синонимов слово, которое наиболее точно выражает смысл пословицы.

Герой воюет, а трус - … (грустит, горюет, печалится).

У себя в глазу бревна не видишь, а у другого соринку … (замечаешь, подмечаешь).

3.  заменить высказывание одним словом.

Очень сильно хотеть что-то. (Желать). Искриться, блестеть на солнце. (Сверкать).  Хворать, быть нездоровым. (Болеть). Украсить, придать красивый вид. (Нарядить).

IV. Введение слова в другой контекст.

  1. Чтение четверостиший, в которых последнее слово заменено синонимом.  Необходимо восстановить авторский текст, указав нужное слово.

С развеселой звонкой песней

Мы идем на лыжный кросс.

Воздух чистый, день чудесный!

Не пугает нас холод.(Мороз).

                                А. Алексин

Я трудилась не напрасно

И запомню навсегда:

Хлеб вкуснее не от масла,

Хлеб вкуснее от работы! (Труда).

                                       И. Демьянов

V. Использование в связной речи.

1. Это задание может быть применено логопедом в качестве подготовки к написанию связных текстов. С целью развития логического мышления, лингвистического чутья  можно взять какой- либо текст, исключить из него все прилагательные. Предложить вставить слова, выбирая их из синонимического ряда.

Про воробьев.

Воробьи полетели дальше. Чик и Чирика опустились на крышу сарая. На крыльце спал кот. (Толстый, пузатый, полный, пухлый, упитанный, жирный). Воробьи принялись искать место для гнезда. (Удобное, подходящее). Выбрали щель под крышей сарая.(широкую, просторную).

  1. В тексте нужно избежать повторов слова, т.е. заменить повторяющееся слово синонимами.

На опушке леса показался медведь. Медведь подошёл к зарослям малины м стал есть ягоды. Вдруг медведь застыл на мгновение. Затем медведь бросился назад, в лес.(косолапый, зверь, он).

Утром ученики приходят в школу. Здесь ученики читают, пишут, рисуют, поют. После занятий ученики идут домой. Дома ученики выполняют домашнее задание. (Дети, школьники, ребята, они).

Активизация – словаря. Активизация – употребление новых слов, выражений в собственной речи детей – беседе, в составленных по заданию учителя предложениях, в пересказах, рассказе, письменном изложении и сочинении. Цель словарной работы в том и состоит, чтобы активизировать как можно большее количество слов, научить использовать их правильно, к месту, научить выбирать нужное слово.

Вот формы активизации словаря:

  1. Составление словосочетания с нужным словом.
  2. Составление предложений с заданными словами (или одним заданным словом).
  3. Близкий к тексту пересказ с использованием важнейшей лексики оригинала. Пересказ, с одной стороны должен быть самостоятельным, в противном случае он превратиться в механическое зазубривание прочитанного. С другой же стороны, пересказ помогает активизировать и обогащать лексику, следовательно, в нем должны использоваться слова и сочетания, употребленные автором.

Первая задача решается применением таких форм пересказа, как выборочный, сжатый, творческий пересказ. Для решения второй задачи логопед выбирает те слова и обороты речи, воспроизведения которых он будет требовать от детей. Естественно, что в ходе беседы по прочитанному на эти слова и выражения обращается повышенное внимание.

  1. Рассказ по наблюдениям с использованием так называемых опорных слов, письменные сочинения по опорным словам.

Таким образом, суть словарной работы в том, чтобы слово было школьником правильно воспринято в тексте, понятно со всеми его оттенками и особенностями, усвоено, т. е. вошло бы в словарь и воспроизводилось в нужных обстоятельствах, чтобы оно прошло через упражнения, в которых углубляется его понимание и подготавливается его правильное употребление, и ,наконец, чтобы оно было употреблено школьником самостоятельно, в нужной ситуации.

Литература.

Кадринина М.Н. жур. «Начальная школа». 2006. №6. «Виды работы по теме «Синонимы». Логопедические занятия.

Коншина Н.А. «обогащение словарного запаса младших школьников с ОНР». жур. «Логопед», №3, 2005;

Львов М.Р. «Речь младших школьников и пути её развития». М., «Просвещение», 1975.



Предварительный просмотр:

Обогащение словаря на логопедических занятиях у   младших школьников с задержкой  психического развития.

О необходимости развивать речь ребенка, воспитывать у него любовь к родному языку говорили лучшие педагоги и методисты. К.Д.Ушинский ратовал за развитие «дара слова», подчеркивая его значение для формирования мыслительной деятельности и для дальнейшего обучения. «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета».

В работе по развитию речи учащихся начальных классов большое значение имеет обогащение их словаря. Теоретическую основу данной проблемы составляет предусмотренный школьными программами раздел «Лексика». Он предполагает знакомство младших школьников не только с конкретной лексикой, но и с отвлеченными понятиями, вызывающими трудности в усвоении. Уроки литературы, риторики, окружающего мира, истории также способствуют обогащению речи учащихся. Но для детей с ЗПР такая работа не дает положительных результатов. Речь их бедна в лексическом отношении. Скудный словарный запас мешает успешной учебе. Дело ещё и в том, что дети с ЗПР мыслят конкретно: многие отвлеченные слова и понятия они употребляют, зачастую не понимая их значения. Поэтому работа логопеда предполагает введение в лексикон учащихся не только новых слов (с отвлеченными понятиями, разными смысловыми оттенками, синонимами, антонимами, многозначностью, фразеологическими сочетаниями), но и слов, образованных разными способами (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным и т.д.). Логопед должен познакомить детей с понятиями «богатая и бедная речь», чтобы более последовательно и продуктивно обогащать речь учащихся.

В содержание занятий по восполнению пробелов в развитии лексического запаса входит:

  1. обогащение словаря, путем усвоения новых слов, которых школьники ранее не знали вовсе, новых значений слов и т.д.;
  2. уточнение словаря, путем углубления уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений и т.д.;
  3. активизация словаря, путем включения как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте;
  4. устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений.

Естественно все эти направления работы тесно связаны между собой.

Известно много разнообразных приемов работы над значением нового слова. Использование всех приемов обеспечивает разнообразие работы, а также позволяет вводить новое слово наиболее рациональным именно для данного слова способом. Рассмотрим некоторые из них.

Самый простой способ объяснения слов -  это показ предмета или действия, обозначаемого слова.

Иногда возможен показ рисунка или иллюстрации. Так, для объяснения существительных и прилагательных следует показать предметные картинки, а для объяснения глаголов – сюжетные.

Способ подстановки синонимов является одним их самых универсальных. Подбирая к новому слову близкие по значению слова, дети уясняют его значение. Так к слову раздолье подбирается синоним простор, вьюга – метель, завет – наказ. Нельзя забывать, однако, что синонимы не тождественны, каждый из них обладает различиями как в значениях, так и особенно в оттенках. Так, раздолье – это не просто простор, это вольный простор, где можно разгуляться, приложить свои силы и умения. Слово раздолье окрашено радостью, счастьем, оно воодушевляет, зовет, увлекает. Донести до детей это богатство каждого слова помогает художественный текст И.Никитина «Здравствуй, гостья – зима!».

Но и в самой словарной работе замена нового слова синонимом должна сопровождаться дополнительными пояснениями. Особенно это относиться к эмоционально окрашенным словам, так как у детей наблюдается стремление заменить их нейтральными синонимами. Так, разбирая язык рассказа «Как медведь сам себя напугал», школьники заменяют яркие, выразительные слова хрустнула под лапой ветка, угодила в лоб, медведь насторожил уши, стилистически нейтральными словами сломалась, попала, прислушался. Такая замена слов синонимами не обогащает, а обедняет речь учащихся, так как они привыкают пользоваться первыми пришедшими на ум словами, не ищут самых точных слов, наиболее выразительных.

Чтобы этого не произошло, задание можно дать в такой форме:

- Для объяснения выделенных слов подберите вместо них близкие по смыслу: хрустнула под лапой ветка, угодила в лоб, медведь насторожил уши.

Какие слова выразительнее, ярче: ваши или те, которые в тексте? Почему?

Такое задание не только позволяет объяснять значение слова путем замены его синонимом, но и помогает детям понять выразительность авторских слов, их точность, образность. Учащиеся, выполнявшие это задание, сказали, что хрустнула выразительнее, чем сломалась. На вопрос «Почему?»ответили так: «Хрустнула – это будто слышится треск, хруст».

Некоторые новые слова могут стать понятными, если ввести их в предложение. Весь строй фразы наталкивает ученика на понимание слова. Например: слово ходики в предложении - На стене мерно тикают ходики, время показывают.

Иногда для разъяснения значения слова можно использовать его антоним, если последний детям уже знаком. Так слово тусклый становиться понятным, если ему противопоставить слово яркий.

Многие слова могут быть объяснены через анализ их морфологической структуры и словообразования. Такой прием особенно полезен тем, что подготавливает детей к усвоению словообразования, его законов и способствует усвоению орфографии. Такой путь выяснения значений слов заинтересовывает детей, развивает их мышление так как раскрытие значения слова через его морфологический состав – это решение проблемной задачи.

На занятии читается отрывок из стихотворения С. Есенина:

              Поет зима аукает,

             Мохнатый лес баюкает

             Стозвоном сосняка …

Логопед: Что  означает слово аукает?

Ребенок: Так кричат в лесу, чтобы не заблудиться.

Логопед: От какого слова образовалось слово аукает?

Ребенок: от слова ау.

Логопед: Найдите ещё слова, которые можете объяснить таким же способом.

Ребенок: мохнатый, баюкает, сосняк.

Последовательность работы по восполнению лексических средств языка:

  1. овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления;
  2. овладение навыками образования слов при помощи приставок  и адекватного их употребления;
  3. усвоение понятия о родственных словах, предлогах и способах их использования, дифференциация предлогов и приставок;
  4. овладение навыками подбора антонимов, синонимов, способами их употреблении;
  5. усвоение понятия о многозначности слов.

Рассмотрим виды работы над синонимами. Значение синонимии огромно в уточнение и обогащение активного словаря младшего школьника. Синонимия в языке свидетельствует о его богатстве и выразительных возможностях. Синонимичные средства языка позволяют точно и образно выразить мысль. Работа над синонимами расширяет и уточняет словарь учащихся, способствует точному выражению мысли, предупреждает повторы одного т того же слова.

Младшие школьники владеют определенным запасом синонимов, чаще всего это пары типа врач – доктор, лошадь – конь, большой – огромный т.п.  

При отборе лексического минимума для работы над синонимами необходимо руководствоваться следующими критериями:

  1. частотностью отобранных слов в общеупотребительной лексике;
  2. словарным запасом младших школьников;
  3. наличие в речи синонимов;
  4. понимание отобранных слов;
  5. необходимостью отобранных слов для организации речевой практики;
  6. уровнем сформированности навыка чтения;
  7. потребностью создания базы для работы над синонимами в последующих классах.

Вся работа по данной теме включает в себя следующие этапы:

  1. подбор слов, близких по смыслу;
  2. выделение слов (синонимов) в тексте;
  3. выяснение понимания слов учащимися;
  4. введение слова в другой контексте – составление предложения;
  5. использование слов – синонимов в связной речи.

Остановимся на некоторых видах работы с синонимами, которые можно использовать на логопедических занятиях.

I. Подбор слов, близких по смыслу.

1.выбор и группировка слов, близких по значению. В упражнении даны слова одной какой-то части речи. Задание состоит в том, чтобы из данного списка слов выбрать две группы близких по смыслу глаголов; иногда 1-2 лишних (т.е. конфликтных) слова.

Бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несется.

В зависимости от уровня подготовленности детей задание может облегчаться или усложняться. Так, для усложнения могут быть даны не два, а три синонимичных ряда, введено два – три «конфликтных» слова, могут быть даны разные части речи и пр.

2. В задании «Проверим работу Буратино» даны прилагательные в два столбика. Нужно к словам первого столбика подобрать слова из правого столбика, близкие им по значению.

       старый                       старательный

       прилежный               грузная

      тяжёлая                    смелая

      храбрая                     дряхлый

     весёлая                      смешной

Здесь же можно дать задание, связанное с лексической сочетаемостью прилагательного с существительным. Например: укажите, какие слова можно подобрать к данным: старый (человек, дом, город).

3. можно использовать игру «Замени слово».

Задача игры: заменить в словосочетаниях прилагательные синонимами с приставками без- или бес- .

смелый человек                        бесстрашный

тихая погода                               безветренная

ясное небо                                  беспокойный

тревожный сон                           бесцветная

прозрачная жидкость               безоблачное

4. Какими словами, близкими по смыслу, (из четырех букв) можно заменить такие слова: приятель, противник, солдат, шагать, красный, печаль, работа?

Ответ: друг, враг, воин (боец), идти, алый, горе, труд (дело).         

5. Игра «Назови по-другому».

Названия каких животных и птиц мы вспоминаем, чтобы назвать храбреца, задиру, хитреца, увальня, безбилетника?

Ответ: орел, петух, лиса, медведь, заяц.

6. Игра «Раскрой цветок».

На лицевой стороне лепестков ромашки записаны слова, а на оборотной – слово, близкое по смыслу. Учеников, угадавший слово на оборотной стороне лепестка, переворачивает его и читает слово.

II. Выделение слов (синонимов) в тексте.

1. Ученики отыскивают синонимы в стихотворениях.

Бураны, вьюги и метели –

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они!

                             В. Берестов

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

              И.Токмакова

2. Какие синонимы встречаются в пословицах и поговорках?

Спеши, не спеши, а поторапливайся.

Приятелей много, а друг один.

Переливает из пустого в порожнее.

III. Выяснение понимания значения слов учащимися.

1. Замена синонима в предложении. Цель такого задания состоит в выборе более точного, удачного слова.

Я читал интересную (увлекательную, захватывающую) книгу.

Мальчик споткнулся и упал (растянулся, шлепнулся).

2. Выбор из ряда синонимов слово, которое наиболее точно выражает смысл пословицы.

Герой воюет, а трус - … (грустит, горюет, печалится).

У себя в глазу бревна не видишь, а у другого соринку … (замечаешь, подмечаешь).

3.  заменить высказывание одним словом.

Очень сильно хотеть что-то. (Желать). Искриться, блестеть на солнце. (Сверкать).  Хворать, быть нездоровым. (Болеть). Украсить, придать красивый вид. (Нарядить).

IV. Введение слова в другой контекст.

  1. Чтение четверостиший, в которых последнее слово заменено синонимом.  Необходимо восстановить авторский текст, указав нужное слово.

С развеселой звонкой песней

Мы идем на лыжный кросс.

Воздух чистый, день чудесный!

Не пугает нас холод.(Мороз).

                                А. Алексин

Я трудилась не напрасно

И запомню навсегда:

Хлеб вкуснее не от масла,

Хлеб вкуснее от работы! (Труда).

                                       И. Демьянов

V. Использование в связной речи.

1. Это задание может быть применено логопедом в качестве подготовки к написанию связных текстов. С целью развития логического мышления, лингвистического чутья  можно взять какой- либо текст, исключить из него все прилагательные. Предложить вставить слова, выбирая их из синонимического ряда.

Про воробьев.

Воробьи полетели дальше. Чик и Чирика опустились на крышу сарая. На крыльце спал кот. (Толстый, пузатый, полный, пухлый, упитанный, жирный). Воробьи принялись искать место для гнезда. (Удобное, подходящее). Выбрали щель под крышей сарая.(широкую, просторную).

  1. В тексте нужно избежать повторов слова, т.е. заменить повторяющееся слово синонимами.

На опушке леса показался медведь. Медведь подошёл к зарослям малины м стал есть ягоды. Вдруг медведь застыл на мгновение. Затем медведь бросился назад, в лес.(косолапый, зверь, он).

Утром ученики приходят в школу. Здесь ученики читают, пишут, рисуют, поют. После занятий ученики идут домой. Дома ученики выполняют домашнее задание. (Дети, школьники, ребята, они).

Активизация – словаря. Активизация – употребление новых слов, выражений в собственной речи детей – беседе, в составленных по заданию учителя предложениях, в пересказах, рассказе, письменном изложении и сочинении. Цель словарной работы в том и состоит, чтобы активизировать как можно большее количество слов, научить использовать их правильно, к месту, научить выбирать нужное слово.

Вот формы активизации словаря:

  1. Составление словосочетания с нужным словом.
  2. Составление предложений с заданными словами (или одним заданным словом).
  3. Близкий к тексту пересказ с использованием важнейшей лексики оригинала. Пересказ, с одной стороны должен быть самостоятельным, в противном случае он превратиться в механическое зазубривание прочитанного. С другой же стороны, пересказ помогает активизировать и обогащать лексику, следовательно, в нем должны использоваться слова и сочетания, употребленные автором.

Первая задача решается применением таких форм пересказа, как выборочный, сжатый, творческий пересказ. Для решения второй задачи логопед выбирает те слова и обороты речи, воспроизведения которых он будет требовать от детей. Естественно, что в ходе беседы по прочитанному на эти слова и выражения обращается повышенное внимание.

  1. Рассказ по наблюдениям с использованием так называемых опорных слов, письменные сочинения по опорным словам.

Таким образом, суть словарной работы в том, чтобы слово было школьником правильно воспринято в тексте, понятно со всеми его оттенками и особенностями, усвоено, т. е. вошло бы в словарь и воспроизводилось в нужных обстоятельствах, чтобы оно прошло через упражнения, в которых углубляется его понимание и подготавливается его правильное употребление, и ,наконец, чтобы оно было употреблено школьником самостоятельно, в нужной ситуации.

Литература.

Кадринина М.Н. жур. «Начальная школа». 2006. №6. «Виды работы по теме «Синонимы». Логопедические занятия.

Коншина Н.А. «обогащение словарного запаса младших школьников с ОНР». жур. «Логопед», №3, 2005;

Львов М.Р. «Речь младших школьников и пути её развития». М., «Просвещение», 1975.