Программа дополнительного образования

Программа дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhok_izo.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования

"Веселые картинки"

рассчитана на детей 5-7 лет.

Разработала:

воспитатель

Пеликсанова Татьяна Николаевна

2011-2014 уч. г.


Пояснительная        записка

Дошкольный возраст- наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве.

Многие учёные, педагоги, психологи, воспитатели пробуют по новому оценить традиционные подходы к художественному воспитанию детей. Подобные поиски ведут к пересмотру знакомого и хорошо известного, помогают не останавливаться на уже достигнутом, « встряхивают», и обогащают. В результате таких поисков и открытий детская деятельность становится всё более свободной, радостной и успешной!

«Стремление в чём-то преуспеть, быть компетентным и независимым, понять мир и действовать искусно- фундаментально для каждого человека»- утверждает профессор психологии М. Даналдсон.

В своей работе я  решила обратиться к нетрадиционным художественным техникам, чтобы повысить интерес детей к художественному творчеству.  Возникает вопрос: «Почему техники называются нетрадиционными, если они уже вошли в практику работы  многих детских учреждений?»

 Во-первых, эти техники не получили достаточно широкого распространения и не

«укоренились», они являются скорее экспериментальными.

Во-вторых, педагогический опыт применения данных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен( в должной степени) в современных образовательных программах.

В-третьих, нетрадиционные художественные техники только начинают в Педагогике

Искусства свою историю, хотя известны много лет.

В-четвёртых, в  способах изображения (достаточно простых по технологии) нет

жёсткой заданности и строгого контроля. Зато есть творческая свобода и подлинная

радость. Результат обычно очень эффектный и почти не зависит от умелости и способностей.

Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов. Например, обычными красками, фломастерами, карандашами можно рисовать на белой и цветной, сухой и влажной, ровной и мятой, гладкой и наждачной

бумаге. Можно изобретать свои способы и техники из того, что под рукой. А можно освоить новые материалы: карандаши- восковые, маслянные; краски- витражные, перламутровые, акриловы. Очень интересно рисовать на песке, воде, бересте, природном камне угольком, птичьим пёрышком, шишкой, верёвочкой и т.д.

         В основе данного подхода – естественное и непринуждённое приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Разнообразие способов рисования, необычные методики изобразительной деятельности рождают у детей оригинальные идеи, развивают фантазию, воображение. Каждая из существующих нетрадиционных техник – это маленькая игра.

Методика работы с детьми строится таким образом, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности формировать у ребят такие качества: самостоятельность, инициативность, творческая активность, позволяющие

самореализовываться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности; снижать закомплексованность, скованность.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их  индивидуальных особенностей. Но каждый ребёнок способен творить ярко и

талантливо, только нужно создать благоприятную среду, основанную на доверии и

понимании.

  1. Содержательная  часть  программы

 На основании действующей  комплексной программы « Програма воспитатния и обучения в детком саду»,  в соответствии с базисными требованиями к содержанию дошкольного образования, учитывая возрастные  особенности детей, требования Санпин, а также «Конвенции о правах ребёнка», утверждающей право каждого малыша на выбор интересного занятия для самовыражения,  была создана программа дополнительного образования «Веселые картинки».

Цель программы:

Развитие творческих способностей детей в рисовании.  

Задачи художественно-творческого развития дошкольников:

  • Создать условия для пробуждения и реализации творческой активности;
  • Обучать способам деятельности, формировать умения и навыки детей в  изобразительных, нородных декоративных, видах творества.
  • Формировать яркие, положительные эмоции в процессе творческого общения;
  • Приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребёнка).

Принципы построения программы:

  1. Личностно-ориентированный  подхода  к каждому ребёнку;
  2. Интеграция  разных видов искусства ( изобразительного и декоративно-прикладного) и детской художественной   деятельности;
  3. Обогащение  сенсорно-чувственного опыта;
  4. Естественная радость в разных видах эстетического освоения мира (восприятия, чувствование и деятельность), сохранения непосредственности, эмоциональной открытости;
  5. Продуктивное  взаимодействие  детей между собой и взрослым;
  6. Использование проблемных,игровых ситуаций, инициирующих детское экспериментирование и развитие творческих способностей.

Занятия кружка носят творческий характер:

  • Приобретается более широкий спектр изоматериалов, их использование по

желанию детей.

  • Дети осваивают нетрадиционные способы изображения (граттаж, принт, пуантилизм, кракле, набрызг).
  • Познают свойства материалов (разнофактурные, бумага, природные

материалы). У них воникает желание экспериментировать для создания                художественных образов, композиций.

  • Малое количество детей даёт возможность для индивидуального контакта.
  • Форма организации занятий кружка  носит свободный характер. Дети могут работать сидя и стоя,отходить от рабочего места, чтобы посмотреть на деятельность товарищей, спросить совета, попросить помощи или предложить свою.
  • Велико значение кружка в создании микроклимата в коллективе. Дети, объединённые любимым делом, внимательны др. к др.,бережно относятся к

результатам деятельности, материалам. Кружковцы  с удовольствием помогают на занятиях, передают свой опыт и знания товарищам.

  1. Методическая  часть программы

Содержание работы с детьми

Проводится по 3 этапам.

1 этап (сентябрь –октябрь)-установление доверительных отношений, подбор корректирующих упражнений с художественными средствами, обсуждение и выражение своих чувств при посмотре объектов и предметов.

2 этап (ноябрь-январь) –овладения навыками изобразительной грамоты, поддержка увлечения детей, привлечения родителей к успехам детей (выставки, конкурсы,  консультации)

3 этап (февраль-май) – поддержка творчества детей, нестандартных замыслов и самостоятельности, поощрение и стимулирование способностей.

Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование. Темы внутри каждого блока переставлены, педагог сам определяет порядок их прохождения.

Основные блоки программы:

1.1 «Разноцветные фантазии»

 Знакомить детей с нетрадиционными приёмами  и техниками работы на бумаге (граттаж, кракле, принт, набрызг), новыми художественными материалами.   Развивать художественно-творческие способности, цветовосприятие.

  1.  «Волшебные картинки»

Продолжать знакомить детей с оригинальными способами рисования (наждачная бумага, пластилинография, живопись на природном камне). Развивать элементарную поисковую деятельность и экспериментирование с  художественными материалами ( перламутровые, восковые карандаши, угольки). Формировать творческое мышление, образное восприятие.

1.3 «Необыкновенное рисование» ( смешанные техники)

Показать варианты сочетания художественных материалов по цвету, фактуре. Знакомить с техникой  коллажирования, витража. Дать понятие о дизайн-творчестве. Развивать творческиспособности,эстетический вкус.  

Структура занятий:

  - Мотивация детей.

 С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно- игровая форма преподнесения материала.Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры-путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность.  Педагог может выступать в роли Художницы, прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии.

   - Пальчиковая гимнастика.

Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием  художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве.

 

- Художественно-изобразительная  деятельность.

Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать,сопоставлять различное эмоционально-образное содержание

 произведений изобразительного искуства, настроение живой природы.   Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации        передавать        эмоции, чувства в практической деятельности:        рисовании, лепке, аппликации, дизайн-творчестве.

Ребёнок способен «превратиться» в цветок, показать как он растёт; почувствовать себя птицей, хрупкой веточкой, узнать себя в звуках и красках. На занятиях используются игровые персонажи-Акварелька, Вредина, Клякса,

которые делают ошибки, допускают неточности, путают.Дети с удовольствием придут на помощь, почувствуют радость, уверенность в себе. Дети учатся проектировать свои эмоции и переживания в красках, изобразительных материалах, замечать необычное в обыденном, в неказистом - выразительное.

  - Презентация работ.

Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению

творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников кружка с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего

труда.

                            Условия реализации программы

Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов

и оборудования:

- Наборов разнофактурной бумаги.

- Дополнительного материала ( природного, бытового, бросового).

- Художественно-изобразительного материала.

- Инструментов для художественного творчества.

К концу года умения детей во всех видах изобразительной и декоративной деятельности должны расшириться и совершенствоваться.  Существует много  тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка в разных видах деятельности. Для выявления уровня развития  образной креативности может быть использован тест П. Торранса «Дорисовывание фигур»;  тесты Торшиловой Е.М. «Диагностика типов и уровней эстетического развития детей». Также диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков, аппликаций, поделок является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.

                                      Литература

1. Казакова Т.Г. «Теория и методика развития дет. изобразит. творчества».-М.,2006

2. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте».-М.,1991

3. Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью»-М., 2006

4. Комарова Т.С. «Знакомим дошкольников с искуством портрета»-М., 2010

5. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду»-М., 2011