Внеурочная деятельность. 5 класс

Первушкина Ирина Михайловна

21.05.20. Математические игры на повторение (во вложении)

20.05.20. Игры разума (логические задачи) (во вложении)

27.04.2020.  Образовательный центр «Сириус» проводит в онлайн-формате олимпиаду. Олимпиада проводится в тестовом режиме, предполагается, что эта Олимпиада сможет заменить или дополнить ВсОШ. Сложность задач соответствует уровню школьного этапа Всероссийской олимпиады.

Попробовать свои силы в решении нестандартных задач приглашаются школьники 4-10 классов из любого субъекта Российской Федерации.
Для участия школьнику нужно подать заявку на сайте Центра «Сириус» по одному или нескольким предметам на выбор.
       По результатам олимпиады школьники получат рекомендации «Сириуса» по своему дальнейшему обучению и развитию, будут приглашены к участию в следующих дистанционных программах и конкурсных отборах на очные программы. Одновременно «Сириус» направит успешные результаты участников в регионы. Подробнее про олимпиаду:
https://sochisirius.ru/news/3519

 

Даты туровПредметКлассы (на момент участия)
20-22 апреляБиология4-6
21-23 апреляБиология7-8
22-24 апреляБиология9-10
26-28 апреляАстрономия4-10
27-29 апреляХимия7-10
12-14 маяМатематика3-6
13-15 маяМатематика7-8
14-16 маяМатематика9-10
19-21 маяФизика6-8
20-22 маяФизика9-10
26-29 маяИнформатика4-10

Примерные темы  учебных  проектов

  1. Совершенные числа.
  2. Четыре действия математики.
  3. Древние меры длины.
  4. Возникновение чисел.
  5. Счёты.
  6. Старинные русские меры или старинная математика.
  7. Магические квадраты.
  8. Великие женщины-математики.
  9. Великие задачи.
  10. Великолепная семерка.
  11. Величайший математик Евклид.
  12. Веселые задачки.
  13. Витамины и математика.
  14. Единицы измерения длины в разных странах и в разное время.
  15. Жизнь нуля - цифры и числа.
  16. Задачи-сказки.
  17. Задачник "Эти забавные животные".
  18. Закодированные рисунки.
  19. Замечательная комбинаторика.
  20. Математика в играх.
  21. Число в русском народном творчестве.
  22. Числовые великаны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Как выполнить и оформить проект по математике

1. Типы индивидуальных проектов обучающихся

Индивидуальный  проект учащихся может быть следующих типов:  

Тип проекта

Цель проекта

Проектный продукт

Практико ориентированный

Решение практических

задач

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, бизнес-план,  стендовый доклад и др.);

 б) художественная творческая работа,  представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

Исследовательский

Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы.

Информационный

Сбор информации о каком-либо объекте или явлении.

Творческий

 

Привлечение интереса публики к проблеме проекта или Представление опыта участия в решении

проблемы проекта

Цель проекта: (углубление и систематизация знаний по истории происхождения старинных и современных статистических форм представления информации)

 

Задачи проекта: (изучить исторические сведения о происхождении старинных и современных статистических форм представления информации; ознакомиться с видами диаграмм и графиков и применение их в практической деятельности)

Планируемые результаты:

Предполагаемый(е) продукт(ы) проекта: 

Выводы:

Список используемой литературы и интернет источников:

Работа должна содержать:

- титульный лист;

- оглавление;

- введение;

- основную часть;

- заключение;

- список литературы (библиография);

- приложения.

Требования к оформлению титульного листа:

- тема работы;

- сведения об авторе (авторах): фамилия, имя, класс, ОУ;

- сведения о руководителе или консультанте: фамилия, имя, отчество, должность, место работы, ученая степень.

В оглавление должны быть включены:

- введение;

-название глав и параграфов;

-заключение;

- список литературы (библиография);

- названия приложений и соответствующие номера страниц.

Примерные аспекты содержания проекта:

1. Введение:

  • актуальность исследования;
  • личностные мотивы  обращения к данной теме.

2. Основная часть:

  • цели исследования;
  • изложение основного вопроса;
  • практическая значимость.

3. Заключение:

  • основные выводы;
  • результаты и личная значимость проделанной работы;
  • перспективы продолжения работы.

4. Приложения:

  • Документы, иллюстрации, таблицы.

Требования к оформлению проекта

Презентация исследования предназначена для официального представления результатов проделанной работы, направлена на демонстрацию культуры молодого ученого, поэтому должна быть выполнена в официальном стиле, на светлом фоне, лучше в готовом шаблоне, где разработчики уже продумали цветовую гамму, стили и размеры шрифтов. Краткость, ясность, четкость, рациональное сочетание зрительных и текстовых материалов, меньше текста – больше схем (графиков, диаграмм) и иллюстраций.

Наличие определенной структуры: титульный лист, план работы, цель и задачи, основные этапы работы, главные результаты, выводы (рекомендации).

Оптимальное количество слайдов для доклада на 10 минут: 8-10 слайдов.

1. Структура презентации: - 1-й слайд – титульный, - 2-й - план выполненной работы, - 3-й - цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, гипотеза, - 4-й – основные этапы работы, - 5-й - полученные результаты, - 6-7-й – выводы и рекомендации, - 8-й – список источников, - 9-й – практическое применение, - 10 благодарность за внимание, информация для контактов и вопросов.

2. Слайды следует пронумеровать, что удобно для вопросов и создания акцентов.

3.Титульный слайд содержит информацию: - Верхняя строка: название научного мероприятия. - Ниже, крупно ТЕМА исследовательской работы, проекта. - Далее можно расположить небольшой тематический символ, картинку (некрупно) в центре или слева - Затем: АВТОР, образовательная организация, руководитель.

4.   В презентации используются четкие стили шрифта, хорошего для зрения размера

5. Не рекомендуется повторять в презентации текст работы, тезисов или доклада. Презентация должна дополнить, аргументировать доклад зрительно, графически, схематично.

6. При создании презентации нужно учитывать визуальные особенности восприятия информации с экрана и с расстояния: она должна быть четкой, интенсивной, не раздражающей. На слайде не должно быть более 7 значимых объектов.

7. Каждый слайд должен иметь одинаковый для всей презентации фон, (возможно логотип, название работы в колонтитулах), одинаковый стиль заголовков.

8. При распределении времени доклада, нужно знать, что 1-2 минуты нужно отвести на введение, 6-7 на основную часть, 2 минуты на заключение.

Инструкция для выполнения самоанализа и самооценки ученика в виде рефлексивного текста (для учащегося)

 

Ты завершил проект «_____________________________________» и защитил его.  

                                                     укажи название проекта 

Опиши свои впечатления о работе над проектом для того, чтобы выразить свое отношение к тому, какого результата ты достиг и как у тебя получилось это сделать.  

Найди плюсы и минусы в работе, которую ты провел.

Оцени приобретенные навыки и умения (что нового ты научился делать), где может пригодиться твоя работа и новоприобретённые умения и навыки.

Опиши, что у тебя получилось лучше всего и что ты хотел бы изменить (улучшить).

Сделай самооценку твоего участия в презентации проекта.

У тебя должен получиться  связный текст в объеме 10 - 15 предложений.



Предварительный просмотр:

«Игры разума»

В труде применяем сложение,

Сложенью – и честь, и почет,

К уменью прибавим терпенье,

А сумма успех принесет!

В труде умноженье поможет,

Чтоб дельной работа была,

Стократ трудолюбье умножим –

Умножатся наши дела!

Поможет любое из действий,

Они нам удачу несут,

И в жизни поэтому вместе

Шагают наука и труд!!!

Заповеди конкурса

  • Не отдавайте соперникам ничего, кроме дани восхищения.
  • Проиграли – не расстраивайтесь: в следующий раз выиграете.
  • Выиграли – не обольщайтесь: в следующий раз можете проиграть.
  • Из себя не выходите, иначе ничего нужного из вас не выйдет.

Весёлая викторина (ответом является слово или словосочетание)

  1. Назовите «математические» растения.
  2. В какие цифры «одеваются» люди?
  3. Какие цифры «пишут» лётчики на небе?
  4. Над каким предприятием можно увидеть вывеску с надписью «СТО»?
  5. Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики?
  6. Что отличает один поезд от другого с точки зрения математика?
  7. Какой математический знак напоминает движение верблюда, жующего жвачку? Какой математический закон, известный всем с младших классов, стал популярной пословицей?
  8. Какую формулу прославили Фанхио, Лауда, Сенна, Прост, Шумахер?
  9. Какая цифра всегда катается в электричке?
  10. Какую математическую фигуру украшают бриллиантами?
  11. Какой геометрической фигурой названа любовь в одной очень известной песне?
  12. Эмблемой какого автомобиля являются четыре кольца?
  13. Какие геометрические фигуры дружат с солнцем?
  14. Какая геометрическая фигура нужна для наказания детей?
  15. На какой угол поворачивается солдат при команде «кругом»?
  16. Какую форму имеет президентский кабинет в Белом доме США?
  17. Какие математические созвездия вы знаете?
  18. А как называют военно-историческое кольцо?
  19. Какая дуга вошла в историю XX века?
  20. Какую форму имеют бульонные кубики?
  21. Назовите музыкальную меру длины.
  22. Имя какой сказочной героини произошло от названия единицы измерения длины?
  23. Назовите меру для лиха и изюма.

Веселый тест

1.Какие числа употребляются при счёте?

-природные;

-естественные;

-натуральные;

-искусственные

2.Какой «дробный» член есть в футбольном команде?

-полувратарь;

-полузащитник;

-полутренер

-полунападающий.

3.Как называют верхний угол футбольных ворот?

-десятка;

-девятка;

-шестёрка;

-пятёрка.

4.Какими бывают современные фотоаппараты?

-цифровые;

-числовые;

-формульные;

-дробные.

5.Что выкидывает человек, совершая какой-нибудь предосудительный, странный, смешной

поступок?

-цифру;

-число;

-номер;

-формулу.

6.Какое математическое действие с клетками обеспечивает рост органов живого организма?

-сложение;

-вычитание;

-умножение;

-деление.

7. Как называется расстояние между двумя отметками на измерительной шкале?

-сложение;

-умножение;

-вычитание;

-деление.

8.Что нужно брать с героев, а также со всех честных, добрых и порядочных людей?

-задачу;

-пример;

-уравнение;

-систему уравнений.

9. Какой результат арифметического действия является сладким

на вкус?

-разность;

-сумма;

-частное;

-остаток.

10. Какой математический знак существует в строении цветка?

-корень;

-стебель;

-лист;

-цветок.

11.Формулы какого умножения изучают на уроках математики в школе?

-скоростного;

-ускоренного;

-сокращённого;

- фигурного

12. Что иногда производят с персоналом предприятия?

- упрощение;

- приведение подобных членов;

- сокращение;

- вынесение за скобки.

13. Как заканчивается это известная пословица: «Ясно, как…»?

- дважды два;

- трижды три;

- пятью пять;

- шестью шесть.

14. Какая геометрическая фигура подрабатывает в цирке гимнастическим снарядом?

- круг;

- прямоугольник;

- ромб;

- трапеция.

15. Каким математическим словом характеризуют необщительного, скрытного человека?

- прямолинейный;

- замкнутый;

- пунктуальный;

- вогнутый.

16. Какая планета немыслима без колец?

- Юпитер;

- Марс;

- Венера;

- Уран.

Среднее арифметическое

 Включив свои знания, смекалку, сообразительность и чувство юмора, попытайтесь отыскать среднеарифметическое не чисел, как на уроках, а тех предметов и существ, которые нас окружают.

Итак, назовите среднее арифметическое:

 Например: портфеля и рюкзака (ранец); женщины и рыбы (русалка);

- мужчины и коня (…………);

- кобылы и осла (…………);

- змеи и ящерицы (…………);

- носка и чулка (…………);

- кола и пятерки (…………);

- ежа и змеи (…………);

- яблока и персика (…………);

- велосипеда и мотоцикла (…………);

- трамвая и поезда (…………);

- апельсина и лимона (…………);

- туфельки и сапога (…………);

- пианино и баяна (…………);

- холодильника и вентилятора ((…………);

- женщины и птицы (…………);

- льва, козы, дракона (…………);

-человека и обезьяны (…………);

Конкурс “Буриме”

Предлагается написать стихи на заданные рифмы. Перемещать приведенные ниже слова нельзя.

Дела

Вокруг

Умелых

Труд

Дружно

Ребят

Нужно

Говорят

Вы сидели и считали,

И, надеюсь, не скучали.

Но закончилась игра –

Расставаться нам пора,

И давайте на прощание

Скажем дружно…

Все. ДО СВИДАНИЯ! Жду от вас ответы на задачки!



Предварительный просмотр:

«Игры разума»

В труде применяем сложение,

Сложенью – и честь, и почет,

К уменью прибавим терпенье,

А сумма успех принесет!

В труде умноженье поможет,

Чтоб дельной работа была,

Стократ трудолюбье умножим –

Умножатся наши дела!

Поможет любое из действий,

Они нам удачу несут,

И в жизни поэтому вместе

Шагают наука и труд!!!

Заповеди конкурса

  • Не отдавайте соперникам ничего, кроме дани восхищения.
  • Проиграли – не расстраивайтесь: в следующий раз выиграете.
  • Выиграли – не обольщайтесь: в следующий раз можете проиграть.
  • Из себя не выходите, иначе ничего нужного из вас не выйдет.

Весёлая викторина (ответом является слово или словосочетание)

  1. Назовите «математические» растения. (Тысячелистник, столетник, золототысячник.)
  2. В какие цифры «одеваются» люди? (В костюм-двойку, костюм-тройку и костюм-четверку)
  3. Какие цифры «пишут» лётчики на небе? (Восьмёрки.)
  4. Над каким предприятием можно увидеть вывеску с надписью «СТО»? (Над станцией технического обслуживания.)
  5. Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (Без дроби.)
  6. Что отличает один поезд от другого с точки зрения математика? (Номер.)
  7. Какой математический знак напоминает движение верблюда, жующего жвачку? (Знак бесконечности. Чтобы в этом убедиться, сходите в зоопарк)
  8. Какой математический закон, известный всем с младших классов, стал популярной пословицей? (От перемены мест слагаемых сумма не изменяется.)
  9. Какую формулу прославили Фанхио, Лауда, Сенна, Прост, Шумахер? (Автогонка «Формула – 1».)
  10. Какая цифра всегда катается в электричке? (Цифра три – элекТРИчка.)
  11. Какую математическую фигуру украшают бриллиантами? (Кольцо.)
  12. Какой геометрической фигурой названа любовь в одной очень известной песне? (Кольцом. «Любовь – кольцо, а у кольца начала нет и нет конца».)
  13. Эмблемой какого автомобиля являются четыре кольца? (Ауди)
  14. Какие геометрические фигуры дружат с солнцем? (Лучи.)
  15. Какая геометрическая фигура нужна для наказания детей? (Угол.)
  16. На какой угол поворачивается солдат при команде «кругом»? (На 180 градусов.)
  17. Какую форму имеет президентский кабинет в Белом доме США? (Овальный кабинет.)
  18. Какие математические созвездия вы знаете? (Треугольник, Южный треугольник, Циркуль.)
  19. А как называют военно-историческое кольцо? (Блокада.)
  20. Какая дуга вошла в историю XX века? (Курская дуга.)
  21. Какую форму имеют бульонные кубики? (Форму параллелепипеда, а вовсе не куба.)
  22. Назовите музыкальную меру длины. (Ми-ля – миля.)
  23. Имя какой сказочной героини произошло от названия единицы измерения длины? (Дюймовочка, от единицы измерения дюйм, который равен 2,54 см.)
  24. Назовите меру для лиха и изюма. (Фунт. Выражения: «фунт лиха» и «фунт изюма».)

Веселый тест

1.Какие числа употребляются при счёте?

-природные;

-естественные;

-натуральные;

-искусственные

2.Какой «дробный» член есть в футбольном команде?

-полувратарь;

-полузащитник;

-полутренер

-полунападающий.

3.Как называют верхний угол футбольных ворот?

-десятка;

-девятка;

-шестёрка;

-пятёрка.

4.Какими бывают современные фотоаппараты?

-цифровые;

-числовые;

-формульные;

-дробные.

5.Что выкидывает человек, совершая какой-нибудь предосудительный, странный, смешной

поступок?

-цифру;

-число;

-номер;

-формулу.

(Выражение «выкинуть номер».)

6.Какое математическое действие с клетками обеспечивает рост органов живого организма?

-сложение;

-вычитание;

-умножение;

-деление.

7. Как называется расстояние между двумя отметками на измерительной шкале?

-сложение;

-умножение;

-вычитание;

-деление.

8.Что нужно брать с героев, а также со всех честных, добрых и порядочных людей?

-задачу;

-пример;

-уравнение;

-систему уравнений.

9. Какой результат арифметического действия является сладким

на вкус?

-разность;

-сумма;

-частное;

-остаток.

( Выражение «остатки сладки».)

10. Какой математический знак существует в строении цветка?

-корень;

-стебель;

-лист;

-цветок.

11.Формулы какого умножения изучают на уроках математики в школе?

-скоростного;

-ускоренного;

-сокращённого;

- фигурного

12. Что иногда производят с персоналом предприятия?

- упрощение;

- приведение подобных членов;

- сокращение;

- вынесение за скобки.

13. Как заканчивается это известная пословица: «Ясно, как…»?

- дважды два;

- трижды три;

- пятью пять;

- шестью шесть.

14. Какая геометрическая фигура подрабатывает в цирке гимнастическим снарядом?

- круг;

- прямоугольник;

- ромб;

- трапеция.

15. Каким математическим словом характеризуют необщительного, скрытного человека?

- прямолинейный;

- замкнутый;

- пунктуальный;

- вогнутый.

16. Какая планета немыслима без колец?

- Юпитер;

- Марс;

- Венера;

- Уран.

17. Какая из этих геометрических фигур дала название болезни и кости руки человека?

- прямая;

- луч;

- отрезок;

- ломаная.

(Лучевая болезнь, лучевая кость.)

18 .Закончите русскую пословицу: «Всякому мила своя…»

- высота

- сторона

- медиана

- биссектриса

Среднее арифметическое

 Включив свои знания, смекалку, сообразительность и чувство юмора, попытайтесь отыскать среднеарифметическое не чисел, как на уроках, а тех предметов и существ, которые нас окружают.

Итак, назовите среднее арифметическое:

- портфеля и рюкзака (ранец);

- женщины и рыбы (русалка);

- мужчины и коня (кентавр);

- кобылы и осла (мул);

- змеи и ящерицы (амфисбена или двуходка);

- носка и чулка (гольф);

- кола и пятерки (тройка);

- ежа и змеи (колючая проволока);

- яблока и персика (нектарин);

- велосипеда и мотоцикла (мопед);

- трамвая и поезда (электричка);

- апельсина и лимона (грейпфрут);

- туфельки и сапога (ботинок);

- пианино и баяна (аккордеон);

- холодильника и вентилятора (кондиционер);

- женщины и птицы (сирена – в греческой мифологии, а не на автомобиле);

- льва, козы, дракона (химера – чудовище в греческой мифологии);

-человека и обезьяны (питекантроп древнейший человек).

Конкурс “Буриме”

Предлагается написать стихи на заданные рифмы. Перемещать приведенные ниже слова нельзя.

Дела

Вокруг

Умелых

Труд

Дружно

Ребят

Нужно

Говорят

Вы сидели и считали,

И, надеюсь, не скучали.

Но закончилась игра –

Расставаться нам пора,

И давайте на прощание

Скажем дружно…