КОНКУРС "УЧИТЕЛЬ ГОДА-2016"

Янковская Нина Владимировна

На данной странице я публикую материал для участия в заочном туре конкурса "Учитель года-2016".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx21.92 КБ
Файл metodich_seminar_.docx56.18 КБ
Файл metodich_seminar_prezentatsiya.pptx934.05 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Я-учитель»

Учитель истории и обществознания МБОУ «Школа №60»

Янковская Нина Владимировна

Профессия учителя - одна из самых древних профессий на Земле. Для каждого человека, на любом этапе его существования необходим человек, который мог бы объяснить ту или иную проблему, ситуацию или просто событие, помочь советом и просто поддержать.

Историки считают, что первые основы профессии учителя появились во времена, когда человек впервые начал охотиться на диких зверей, так как именно в это время старшее поколение начинало обучать молодых всем приемам этого незатейливого занятия. При этом, человек, который обучал подростков и детей был высокоуважаемым членом племени, в следствии чего ему всегда предавались некие привилегии.

С развитием и эволюцией жизни человечества профессия педагога все больше и больше становилась необходимой, особенно, когда произошли разделения труда. Если обратить внимание на более поздние этапы развития человечества, то стоит отметить, что очень важными личностями педагоги были в Древнем Риме, а также в Греции.

В наше время учитель – это одна из самых нужных, но в то же время самых сложных профессий. Я считаю, что учитель – это даже не профессия, а образ жизни. Учитель живет тем, что каждый день идет в школу научить, помочь каждому ребенку найти себя в этом сложном мире. Можно сказать, что учитель создает будущее страны, так как от его труда во многом зависит то, каким будет молодое поколение, какие ценности будут для него самыми главными.

Так кто же такой учитель? Учитель – это не только тот, у кого в дипломе есть запись о такой квалификации, кто каждый день приходит в школу и дает уроки русского языка, математики, географии, истории, но и  тот, кто выше тебя, мудрее, сильнее. Это тот, кто сможет повести за собой, кто обладает силой созидания и талантом души. Это paidagogos, то есть воспитатель, а буквально – «ведущий дитя». Сразу ли получается быть учителем и соответствовать ему? Нет. Это постоянная работа. Работа над собой, своими знаниями, личностными и профессиональными качествами.

Мечтала ли я быть учителем? Да, мечтала. В семье был пример. Мой папа – военнослужащий и преподаватель в военном ВУЗе. Но судьба распорядилась так, что я поступила в РГУ на факультет философии и культурологии. Окончив университет, я стала философом-преподавателем. Поработав и попробовав себя в разных направлениях преподавательской деятельности, приняла решение остаться в школе. Это тихая гавань? Нет. Это бурный океан, это шторм. И мне это близко по характеру и духу. Легко ли мне быть учителем? Нет, не легко, но жутко интересно. Ведь я и философ, и историк, и обществовед, и общественный деятель. Моя разносторонность позволяет мне развиваться и развивать учеников.

Я работаю учителем истории и обществознания одиннадцать лет и давно поняла, что, чтобы научить ребёнка чему-то новому, воспитать в нём хорошие качества, учитель сам обязан обладать ими. Очень точно сказал об этом А.С.Макаренко, к которому я часто обращаюсь и в хорошие и в плохие дни, его слова меня поддерживают и вдохновляют: “Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его… Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь… – всё это имеет для ребёнка большое значение”.

Я учу и воспитываю своим учеников каждым своим шагом, каждым своим деянием. Как бы я могла воспитывать в детях отвращение к сигаретам, если бы курила сама? Как бы могла воспитывать интерес к окружающим, если бы сама любила одиночество? Как бы стремилась воспитать любовь к науке и творчеству, если бы сама ими не занималась и не интересовалась? Я их учу быть честными, искренними, добрыми, видеть и плохое и хорошее. Общаясь с детьми на уроках и во внеурочной деятельности, я делюсь с ними своей системой ценностей, своим отношением к происходящему вокруг, несу им то, что интересно мне и понятно детям. И это всегда искренне. Ведь именно через мою личность учителя ученики получают знания.

Внеклассная деятельность играет огромную роль в развитии  познавательного интереса учащихся, их творческих способностей, в повышении мотивации к предметам и обучению.

Я стремлюсь прививать интерес к различного рода мероприятиям, чтобы им нравилось совершать добрые поступки, чтобы разнообразить   деятельность учеников и направить их активность в нужное русло. Поэтому я занимаюсь волонтерством и являюсь координатором волонтерского центра «Факел» в своей школе. Считаю, что участие в волонтерском движении повышает мотивацию детей к учебному процессу, развивает гражданские качества и интеллектуальный потенциал учащихся, повышает социально-эмоциональное развитие учащихся, помогает определиться с выбором профессии. В волонтерской деятельности мы применяем разнообразные формы и методы работы: творческие задания, научно-исследовательские проекты, участие в конференциях, конкурсах, организация концертов, опросов, организуем мастер-классы и занятия в форме кейсов, проходим обучение и получаем новые знания.

Кроме того, мы с волонтерами создаем музейную комнату по тематике «История развития молодежных движений на Дону». Несмотря на ограниченность материала в этой области, ребята очень воодушевлены данной идеей, готовы ее развивать и продолжать.  А с поиском материала нам помогает ЮФУ, за что мы им очень благодарны.

Антуан де Сент-Экзюпери скал: «Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, планировать, делить работу, доставать инструменты. Надо заразить людей стремлением к бесконечному морю…». Так и я стремлюсь заразить своих учеников к бесконечным просторам знаний, причем на своем примере. Именно поэтому  не  останавливаюсь и продолжаю развивать себя. И не только в рамках истории, обществознания, молодежной политики, но и в других научных сферах. В данное время я завершаю работу над диссертацией по теме «Философия культуры Л.П.Карсавина», увлекаюсь психологией, в частности дошкольной, подростковой, семейной и гендерной, интересуюсь исторической психологией, недавно открыла для себя направления социологии и социальных технологий, которые мне очень помогают в развитии направлении педагогических технологий и волонтерского движения. Свои интересы и увлечения реализую на уроках и  волонтерских мероприятиях, таким образом увлекая и заинтересовывая своих учеников и своим предметом, и молодежной политикой, и межпредметными направлениями.

Современное общество выдвигает новые требования к воспитанию и обучению. Поэтому учителя просто обязаны идти в ногу со временем и соблюдать новые  Государственные стандарты. В связи с этим цель моей работы заключается в том, чтобы научить учиться, развивать интерес к учению, к самостоятельному поиску знаний. Я осуществляю свой учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми обучающимися базового уровня подготовки, соответствующего Федеральному государственному общеобразовательному стандарту (ФГОС) по истории и обществознанию. Я стремлюсь предъявлять к качеству знаний учащихся более высокие требования, одно из которых - использование знаний на практике, а также способность учащихся применять их в нестандартных ситуациях.

Ученики – не просто класс, это зрительный зал, а учитель - художник своего урока,  сценарист, режиссёр. Бездарно срежиссированный урок способен погасить интерес к знаниям, талантливо построенный - подарить ему крылья. Сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом.

Настоящему  учителю важно  быть способным к импровизации, т.е. уметь быстро и верно оценить ситуацию, принять решение и понять, как вести урок дальше, ведь каждый урок непредсказуем. Конечно, это требует постоянного анализа своей деятельности, самосовершенствования и самообразования, поэтому не случайно ведь одним из важнейших качеств учителя и является умение и желание  учиться. На своих ошибках и победах, на опыте  коллег, у своих учеников. Это  постоянное стремление к совершенству, на мой взгляд, и отличает настоящего учителя. Он идет на урок для того, чтобы вместе со своими учениками искать лучшие методы и формы, спорить, ошибаться и совершать открытия.

Мне важно научить своих учеников работать осознанно и самостоятельно, сформировать навыки коммуникации и сотрудничества. И для своих учеников я - рука помощи, которая, помогая преодолеть препятствия, приведет  к собственным открытиям. И это главная моя задача.

Я влюблена в свою деятельность, так как каждый ребёнок – это открытая книга, которую мы пишем вместе в сотрудничестве и сотворчестве с родителями и учащимися.

Работа в школе позволяет постоянно идти вперед, развиваться, учиться, преодолевать трудности, совершенствоваться, замечать и помогать открывать в детях таланты, учить учиться, давать им знания.

Несмотря на все сложности профессии, я всегда хочу оставаться учителем интересным, креативным и современным. Хочу постоянно думать, мыслить, размышлять, хочу делиться своими идеями с детьми (что и делаю). Я же организатор, я друг для своих учеников, который всегда готов протянуть руку помощи и от меня зависит многое: и полученные знания, и решения смысложизненных задач, и развитие интереса к самому себе, к учебе, понимание и решение вопроса о своей профессии, воспитание гражданской позиции учащегося и патриотизма. Хочу зажечь глаза детей знаниями и интересом, и сделать сложное доступным, а простое – интересным.

Я хочу  быть мастером своего дела, хочу отдавать всё лучшее детям, наслаждаться работой и быть современным и интересным  учителем. 

 А ещё нужно просто любить свою работу. «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью», - утверждал И.Кант.  

Свое эссе хочу закончить словами древнегреческого философа Платон: «Если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает – граждане будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, то в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей». Какую ответственность перед обществом возлагал на учителя великий мудрец! Моя задача - с честью нести звание учителя.



Предварительный просмотр:

Методический семинар по теме

 «Применение кейс-технологий  на уроках

истории и обществознания»

Янковская Нина Владимировна

учитель истории и обществознания

МБОУ «Школа №60» г.Ростов-на-Дону

«Что пользы в том, что ты многое знал, раз ты не сумел применять свои знания к своим нуждам…» Франческа Петрарка.

Проблема усвоения знаний давно не дает покоя учителям. Практически любое действие человека в жизни, не только учеба, связана с необходимостью усвоения и переработки тех или иных знаний, той или иной информации. Мы понимаем, что знания будут усвоены тогда, когда учащиеся смогут воспользоваться ими. Но, как правило, учащиеся не знают, как это сделать, поэтому умение применять знания является одним из видов общеучебных умений, которому из урока в урок на разных предметах необходимо обучать. Научить применять знания, значит, научить ученика набору умственных действий, проделав которые он смог бы выдать высокий результат.

По результатам проведенного тестирования и опроса среди учащихся 7-9 классов школы №60 Ростова-на-Дону: 57% обучающихся недостаточно осваивают полученные рафинированные знания и 43% лучше усваивают знания, если они получены посредством активных методов обучения и деятельностного подхода.  Именно поэтому возникает проблема и необходимость научить учиться, усваивать и должным образом перерабатывать информацию –  это главный тезис деятельностного подхода к обучению согласно требованиям ФГОС[1].

Мы живём и работаем в период инноваций. Для деятельности учителя сегодня представлен широкий выбор эффективных методов и приёмов, позволяющих повысить качество обучения, активизировать деятельность учащихся на уроке, развивать критическое мышление. 

Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.

Метод кейс-технологии  это не просто методическое нововведение, распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Метод направлен на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала ученика и преподавателя. Его суть состоит в усвоении знаний и формировании умений учащихся по разрешению противоречий, в результате чего  происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями.

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. Студенты рассматривали сложные ситуации и обдумывали способы выхода из них.

Для России кейс-технологии или кейс-методы обучения – сравнительно новое явление. Распространение они стали получать лишь в 90-ые гг. XX века на базе нескольких московских вузов. В 2007-м г. был проведен первый чемпионат России по решению бизнес-кейсов, в 2009-м г. в нем приняли участие 3500 студентов из 15 городов России.

Опыт кейс-технологий в педагогической науке основывается на идеях, изложенных в работах М.Н. Скаткина, В.В. Давыдова, А.В. Хуторского, М.В.Рыжакова, С.Е.Шишова и др., на идеях Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. [2]

Цель моей работы над данной проблемой состоит в том, чтобы представить систему обучения посредством кейс-технологий, которая даст высокие результаты и деятельностную мотивированность.

Используя кейс-технологию в своей деятельности, я преследую следующие задачи:

- развить научно-теоретической базу кейс-технологий;

          - формировать  кейс-банк;

          - интегрировать кейс-технологии с другими педагогическими технологиями;

          - применять кейс-технологии в своей педагогической деятельности и обмениваться своим опытом с коллегами.

Таким образом, особенности моей работы по данной проблеме имеет следующие направления:

Методическая работа

Практическая работа

Систематизация материала по педагогическим технологиям

Применение кейс-технологий в учебном процессе

Развитие научно-теоретической базы кейс-технологий

Применение кейс-технологий в развитии молодежной политики школы (волонтерское движение)

Формирование  кейс-банка

(http://nsportal.ru/yankovskaya-nina-vladimirovna)

Применение кейс-технологий в «Школе волонтера»

(занятия по развитию личности, лидерских качеств,  руководству молодежными движениями.

Кейс-технология особенно интересна для меня также потому, что  «вбирает» в себя все те методы, которые я уже использовала и добавляет новые идеи. Поэтому я вношу разнообразие в работу по кейс-технологии и комбинирую ее с другими активными методами обучения: системное представление и анализ ситуаций, создание описание ситуаций, представление проблемы, лежащей в основе ситуации, генерирование идей относительно ситуаций, обмен взглядами по поводу проблемы и путей ее решения.

По результатам опросов 5-9 классов школы 60 г.Ростова-на-Дону  89% учащихся играют в компьютерные игры и любят проходить какие-либо нестандартные трудности. Именно поэтому пользуются популярностью такие новые виды игр, как пейнтбол, лазертаг, веревочные парки, квесты и т. д.  Понимая данный интерес современных учащихся, мною также реализуется методика квестов, которая позволяет учащимся проходить препятствия и добиваться высоких результатов и интересных открытий. Причем квесты я также объединяю с кейс-технологией.

Кроме того, кейс-технологию реализовываю в разных формах: работа с текстом-ситуацией, электронными источниками, материалом сети Интернет, архивами, цитатами, понятиями. Кейсы могут быть как с готовой ситуацией, так и с проблемой, вопросом, по которому группе надо самостоятельно «собрать» ситуацию.

Примеры разработанных мною кейсов:

1 «Человек не должен жаловаться на времена – из этого ничего не выходит. Время дурное: ну что ж, на то и человек, чтобы улучшить его». Т.Картейль, английский историк, философ, писатель.

Проанализируйте цитату. Какую мораль мы можем почерпнуть из данной цитаты? Какая проблема лежит в основе цитаты?

Интегрирую кейс-технологию, проблемный метод и «мозговую атаку».

2 Жил на Горном Алтае Смирнов Н.П. – охотник. На берегу высокогорного озера вырастил яблочный сад, что практически невозможно на голом скалистом берегу. Много лет он каждый день греб на другой берег и в лодке привозил оттуда хорошую землю, в которой и выращивал яблони.

В Москве узнали об этом и вручили Смирнову медаль Выставки достижений народного хозяйства.

Вопрос. Почему так самоотверженно жил человек? Ради чего?

Интегрирую кейс-технологию и дискуссию.

3 Представь встречу Мартина Лютера, Томаса Мюнцера и короля Англии Генриха VIII. Составь разговор между ними, в котором они убеждают о преимуществах именно их церкви (лютеранской, кальвинистской и англиканской). Какие вопросы не вызвали бы между ними спора?

Интегрирую кейс-технологию, метод моделирования и «мозговую атаку».

На уроках по кейс-технологиям мы с учащимися работаем по следующих этапам:

1 Определение проблемной ситуации.

2 Индивидуальная самостоятельная работа обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия).

3 Работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений.

4 Презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

            Наиболее успешно кейс-технологии можно использовать на уроках экономики, права, обществознания, истории по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников. На уроках истории и обществознания я использовала кейс-технологии по следующим темам: «Как добиться жизненного успеха?», «Политика», «Франция. Германия. Италия. XIX век», «Культура и искусство первой половины XX века», «Долг и совесть».

Применение в обучении кейс-технологии позволяет сформировать у учащихся высокую мотивацию к учебе, развивать такие личностные качества, значимые для будущей профессиональной деятельности, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства, сформировать основы деловой этики. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у учащегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Проведенный опрос и результативность среди учащихся, принимавших регулярное участие в работе по кейс-технологиям, показал повышение коммуникативных и информационных компетенций, повышение познавательного интереса к предметам истории и обществознания, повышение результативности.

Проведенный опрос и результативность деятельности среди учащихся, принимавших регулярное участие в работе по кейс-технологиям, показали повышение коммуникативных и информационных компетенций, повышение познавательного интереса к предметам истории и обществознания, повышение результативности.

По итогам 2014 г. мои учащиеся заняли:

- 1 место в школьной научно-практической конференции 8 класс;

- 2 место в районной краеведческой конференции «Отечество», 7 класс;

- 3 место в районной краеведческой конференции «Отечество», 7 класс;

- множество участников, призеров и победителей в олимпиадах по истории и обществознанию в рамках сайтов www.infourok.ruwww.nic-snail.ru,www.mega-talant.ru.

На 2015 год достижения участников  системы обучения посредством кейс-технологий следующие:

- участник дистанционной олимпиады по истории. ЮФУ. 9 класс.

- призер дистанционной олимпиады по истории. ЮФУ. 9 класс.

- победитель в районной олимпиаде по обществознанию. 9 класс.

- 2человека – призеры районной олимпиады по обществознанию. 9 класс.

- 2 место в районной краеведческой конференции «Отечество»;

- множество участников, призеров и победителей в олимпиадах по истории и обществознанию в рамках сайтов www.infourok.ruwww.nic-snail.ru, www.mega-talant.ru.

Применение кейс-технологий актуально и результативно  не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Так, наблюдается активность волонтерского движения школы, координатором которого я являюсь. Проведенный опрос среди волонтеров показал, что в 2014 г. желающих принять участие в волонтерской деятельности было 80 человек (8-9 классы), в 2015 г.– 290 человек (5-9 классы). Кроме того, наш волонтерский центр за 2015 год получил благодарственное письмо от главы администрации Советского района Свистунова О.В. за активное участие в общественной жизни района, а также благодарственные письма от председателя городского фонда «Красный крест» Ященко В.В. за участие в благотворительных акциях, проводимых Российским Красным Крестом.

Кроме достижения учащихся, отмечу и свои достижения. Опыт работы по кейс-технологии представляю в интернет-сообществах, на сайтах: www.ns-portal, www.infourok.ru, www.nic-snail.ru, на методических объединениях, конференциях и  публикациях. В перспективе работы по данному направлению дальнейшее формирование кейс-банка, запись вебинара по данной теме, привлечение учащихся к поиску материала по кейс-технологиям.

Конечно, использование кейс-технологий в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью.  Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

«Должно стремиться к знанию не ради споров, не для презрения других, не ради выгоды, славы, власти или других низменных целей, а ради того, чтобы быть полезным в жизни».

Ф. Бэкон


[1] Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации». Статья 11. Федеральные государственные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты.

[2] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173677/7414094b2c70754ec96756ab440e1979ac550e4e/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение кейс-технологий на уроках истории и обществознания Янковская Нина Владимировна, учитель истории и обществознания МБОУ «Школа №60»

Слайд 2

Цель и задачи работы над проблемой Цель - представить систему обучения посредством кейс-технологий , которая даст высокие результаты и деятельностную мотивированность . Задачи: - развить научно-теоретической базу кейс-технологий ; - формировать кейс-банк; - интегрировать кейс-технологии с другими педагогическими технологиями; - применять кейс-технологии в своей педагогической деятельности и обмениваться своим опытом с коллегами. 2

Слайд 3

Содержание Кейс-технологии – это технологии активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов ). Кейс-технология: - развивает способность самостоятельного поиска ответов; - способствует разработке проблемы и нахождению ее решения; - учит работать с информацией, опираясь на собственный опыт, - позволяет применять на практике полученные знания, предлагает собственный (или групповой) взгляд на проблему.

Слайд 4

Методическая Развитие научно-теоретической базы кейс-технологий Применение кейс-технологий в развитии молодежной политики школы (волонтерское движение) Применение кейс-технологий в учебном процессе Систематизация материала по педагогическим технологиям Практическая Направления деятельности Формирование кейс-банка Применение кейс-технологий в «Школе волонтера» Сотрудничество с ЮФУ и ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО ЮФУ ЮФУ

Слайд 5

Интеграция кейс-технологии Метод, интегрированный в кейс-технологии Характеристика его роли в кейс-технологии Моделирование Построение модели ситуации Системный анализ Системное представление и анализ Мысленный эксперимент Способ получения знания о ситуации Методы описания Создание описания ситуаций Проблемный метод Представление проблемы, лежащей в основе ситуации Метод классификации Создание упорядоченных перечней свойств, сторон, упорядоченных ситуаций Игровые методы Представление вариантов поведения героев ситуации «Мозговая атака» Генерирование идей относительно ситуаций Дискуссия Обмен взглядами по поводу проблемы и путей ее решения

Слайд 6

Преимущества кейс-технологии Развитие креативности и импровизации вариативности формирование у учащихся способности к систематическому перебору вариантов и выбора оптимального варианта на основе кейса творчества максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности, приобретение собственного опыта творческой деятельности Умение слушать, понимать других, работать в команде Развивает логическое мышление, умение делать собственные выводы, отстаивать свое мнение Опыт, теория +практика Выработка нового знания

Слайд 7

Мониторинг результативности