Уроки русского языка

Ильинская Елена Владимировна

Предварительный просмотр:

Уроки 11. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В ПРИСТАВКАХ.

Цель деятельности
учителя

Актуализировать и восстановить знания о правописании гласных в приставках, приставок и предлогов, отрабатывать умения правильно писать гласные в приставках, различать написание приставок и предлогов со словами

Тип урока

Урок систематизации ЗУН

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило о правописании гласных в приставках, приставок
и предлогов;
 уметь различать приставку и предлог.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы
обучения

Создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстра-ционный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Морфема, морфемный разбор

  1. Организационный момент.

Учитель:

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка, и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку… (учащиеся хором: «Пять»).

– Ребята, покажите, какое у вас сегодня настроение.

– Я очень рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что

в течение урока оно будет только улучшаться. А урок у нас сегодня необычный – нам предстоит интересное путешествие

  1. Повторение изученного.

– Наш давний друг старичок-лесовичок приглашает всех ребят в свой

сказочный лес.

– К сказочному лесу нас приведут вот эти следы (изображение на экране):

– Прочитайте буквы и сочетания букв, которые написаны
на следах.

– Что они вам напоминают? (Приставки, предлоги.)

Чтобы добраться до леса, надо списать буквы и сочетания букв, записанные на следах.

– Среди приставок есть много таких, которые присоединяются
к словам различных частей речи, но их написание определяется общими правилами.

Всегда одинаково, независимо от произношения пишутся согласные и гласные в большинстве приставок:

В конце приставок может быть беглый гласный о: обвить – обозначить, отбирать – обобрать, надписать – надорвать, входить – ворваться, сбить – сорвать и др.

– Ребята, вот мы и пришли к лесу. Возле леса, на поляне, растут цветы, которые очень нравятся старичку-лесовичку. Как вы думаете, мы правильно поступим, если сорвем эти цветы для нашего друга? (Нет. Мы нарушим правила поведения в природе.)

А давайте перенесем цветы в волшебный лес. Но сделать это непросто. Для того чтобы цветы пересадить, вы должны называть слова с приставкой пере-. (Учащиеся называют слова с приставкой пере-, и цветы исчезают с проекционного экрана.)

IIIФизкультминутка.

– Ребята, старичок-лесовичок благодарит вас за такой подарок
и приглашает посетить его сказочный лес. Лес этот полон чудес. Чтобы войти в него, надо знать пароль

Мы поставили пластинку

И выходим на разминку.

Начинаем бег на месте,

Финиш – метров через двести!

Раз-два, раз-два,

Хватит, прибежали,

Потянулись, подышали.

Бег на месте, на предпоследней строчке остановиться, на последней – потянуться, руки поднять и опустить их через стороны

– Паролем является тема нашего урока. Чтобы ее определить, мы выполним вот это задание.На доске:

   (до)ехал (до)деревни

   (по)бежал (по)дороге

   (про)читал (про)завод

   (под)полз (под)машину

– Внимательно прочитайте написанные словосочетания.

– На какие две группы можно разделить находящиеся в скобках слова? (На приставки и предлоги.) – Назовите слова с приставками. (Доехал, побежал, прочитал, подполз.)

 Как надо писать приставки с корнем? (Приставка с корнем пишется слитно.)

Молодцы! А теперь назовите слова с предлогами. (До деревни, по дороге, про завод, под машину.)

Как надо писать предлоги со словами? (Предлоги со словами пишутся раздельно.)

Спишите словосочетания, раскрывая скобки. (Учащиеся записывают словосочетания на доске и в тетрадях.)

Сообщение темы урока. Кто уже догадался, какова тема нашего урока? 

– Мы разгадали пароль, и теперь можем войти в сказочный лес.

В сказочном лесу живет медведь. Прочитайте о том, какой случай с ним однажды произошел.

(За)ревел медве_ь (со)сна,

И в густом л_су,

Вздрогнув, стукнула с_сна,

Ш_шкою л_су.

  1. Закрепление.

1) Работа над изученными орфограммами.

От медвежьего рева буквы в словах выпали. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Обоснуйте свое решение.

2) Работа по учебнику. Упр 32, 34.

IV. Рефлексия урока.

  1. Домашнее задание упр.36

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Хорошо проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка, и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь отметку…

Слайд 2

От данных слов образуйте однокоренные слова с приставками об-, под-, от-. Ясный, единый, ехать, езда. Проверим домашнее задание: Объяснить, объединение, подъехать, отъехать, объехать, подъезд, отъезд, объезд.

Слайд 3

ХОББИ, ОГЛОХНУВ, БУХГАЛТЕР; ЛЕГКОВЕСНЫЙ, ХИРУРГИЯ, ХОККЕЙ; СЛЕГКА, МЯГКО, НАХЛЫНУЛИ; ХРИПЛОВАТЫЙ, ПРОХЛАЖДАТЬСЯ, ХИТРОУМНЫЙ. Лингвистическая разминка. Определите, в каком ряду во всех словах есть звук [ х ]:

Слайд 4

ХОББИ, ОГЛОХНУВ, БУХГАЛТЕР; ЛЕГКОВЕСНЫЙ, ХИРУРГИЯ, ХОККЕЙ; СЛЕ [ Х ] КА, МЯ [ Х ] КО, НА [ Х ] ЛЫНУЛИ; ХРИПЛОВАТЫЙ, ПРОХЛАЖДАТЬСЯ, ХИТРОУМНЫЙ. pravoslov .org.ru

Слайд 6

Мы поставили пластинку И выходим на разминку. Начинаем бег на месте, Финиш – метров через двести! Раз-два, раз-два, Хватит, прибежали, Потянулись, подышали.

Слайд 7

(до)ехал (до)деревни (по)бежал (по)дороге (про)читал (про)завод (под)полз (под)машину Паролем является тема нашего урока, чтобы ее определить мы выполним вот это задание.

Слайд 8

В приставках пишется: всегда о: о- до- об- (обо-) по- от- (ото-) под- (подо-) про- всегда а: всегда е: за- пере- на- пред- над- (предо-) (надо-) бес- (без-) Образуйте новые слова от глагола ставить с помощью приставок, перечисленных в опорной записи. С какой из них нового слова образовать нельзя?

Слайд 9

Правописание безударных гласных в приставках. (За)ревел медве_ь (со)сна, И в густом л_су , Вздрогнув, стукнула с_сна , Ш_шкою л_су . От медвежьего рева буквы в словах выпали. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки

Слайд 10

упражнение 35 Орфограмма «Безударные гласные в приставках»: о твози´ть . Рассмотрите, как обозначается орфограмма «безударные гласные в приставках». Образуйте от существительных надпись, опись, подпись глаголы. Запишите их. Обозначьте орфограмму в приставке.

Слайд 11

Упражнение 32

Слайд 12

Сравните пары слов. В чем их сходство и различие? Догнать – доверху, поискать – поиск, проработать – пропуск, заговорить – заговор, бездельник – бездна. Можно ли безударную гласную в приставке проверить словом, в котором гласная в той же приставке стоит под ударением?

Слайд 13

Рефлексия

Слайд 14

Домашнее задание. Упр. 36 Подготовьтесь писать текст под диктовку. Обозначьте изученные орфограммы корня и приставки. Осыпаются астры в садах, Стройный клен под окошком желтеет, И холодный туман на полях Целый день неподвижно белеет. Ближний лес затихает, и в нем Показались повсюду просветы, И красив он в уборе своем, Золотистой листвою одетый. (И. Бунин)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

8 класс

Слайд 6

Ответы:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Пелеговская основная общеобразовательная школа » Как работать над сочинением. 2015 год Составила: Ильинская Елена Владимировна

Слайд 2

«Чтобы научиться писать, надо писать». Д.С.Лихачев.

Слайд 3

I. Оформление работы. Типичные ошибки: Домашняя работа. Сочинение. Про осень. Домашняя работа. Осень наступила Высохли цветы… Домашняя работа. Сочинение-описание. «Осенняя пора» 12.10.2014 г. Сочинение. Пейзажная зарисовка – изображение природы. Домашняя работа. Сочинение. В саду черемуха растет, И осень наступила! Листок последний упадет, Как на тетрадь чернила… Сочинение. Осенняя сказка. Оформляй работу правильно:

Слайд 4

II. Работа над темой. Тема – это то, о чем говорится в тексте. Темы бывают : Широкие Узкие Осень. Школа. Футбол. Ранняя осень. Наша школа. Я люблю футбол.

Слайд 5

Алгоритм работы над темой Читаю название темы. Выделяю ключевые слова. К ним подбираю синонимы, однокоренные слова (в том числе и глаголы – к существительным). К именам существительным можно подобрать парафразы – словосочетания образного типа: поэт– певец природы. 3.Перевожу тему в вопрос. 4. Отвечаю на вопрос разными предложениями. Тема: Красота осенней природы. Ключевые слова: красота , осенней природы. В чем заключается красота осенней природы?

Слайд 6

Как работать над сочинением. 1. Конкретизируйте тему(если это необходимо) и определите основную мысль сочинения. 2. Поду майте: к ого, в чём и как вы будете убеждать своим сочинением. 3. Отберите или отберите необходимый материал. 4. Определите, какой тип речи (повествование, описание, рассуждение) будет основным в вашем сочинении. 5. Подумайте об особенностях стиля сочинения (например, художественный, публицистический и др.). 6. Составьте план. 7. Напишите черновик сочинения, затем после проверки и исправлений перепишите его. Любое произведение, образно говоря, «стоит на четырех китах». «Формула» из«лингвистического портфеля»: П - Т+И+П+Ф П – произведение; Т – тема(о чем?); И – идея(за чем? с какой целью? что автор хотел сказать?); П – проблема(проблематика); Ф – форма(средства, какими автор достигает цели).

Слайд 7

План – необходимая ступень любого действия, любого высказывания. Обдумывая свою речь, особенно – монолог, говорящий всегда намечает основные вехи. Лучший план – письменный, затем – устный, затем – мысленный. При длительной, рассредоточенной подготовке к сочинению план составляется заблаговременно, он может перестраиваться, совершенствоваться. С пунктами плана связывается деление текста на абзацы. 5. Определяю основную мысль. При этом она может содержать ключевые слова. Ее следует записать, так как она будет сквозной, т . е. прослеживаться и в заголовке (если его нужно самим сформулировать), и в за чине, и в основной части, и в концовке. 6. Из памяти извлекается цитата по теме, часто с использованием ключевых слов(т . е. цитата может со держать выявленные ранее ключевые слова – слова, совпадающие с темой). 7. Составляю план.

Слайд 8

8. Пишу черновик. Как работать над черновиком. 1. Читая черновик про себя, следите, раскрыты ли в нём тема и основная мысль, всё ли изложено последовательно, согласно плану ; всеми ли признаками текста обладает ваше сочинение. Во время чтения делайте пометки на по лях, затем внесите в черновик необходимые исправления. 2. Прочитайте черновик вслух; прислушайтесь: нет ли в нём речевых ошибок и недочётов. Проверьте, нет ли орфографических и пунктуационных ошибок, исправьте их. Черновик содержит: План сочинения (его микротемы ), которые определяются по ходу доказательства основной мысли. Необходимые цитаты. Текст сочинения III. Работа над черновиком.

Слайд 9

Части Содержание Рабочие материалы План 1. Вступление Краткие сведения о художнике и картине. 1. 2. Основная часть Анализ содержания картины что вижу и при этом “слышу”, “ощущаю”, “представляю” 2. а) б) в) 3. Заключение Вывод, итог размышлений а) почему именно эта картина?б) моё отношение к осени В. Д. Поленова; в) МХК и картина. 3.

Слайд 10

Пришла золотая осень. Листья на деревьях пожелтели, начался листопад. Листва покрыла всю землю золотым и шуршащим ковром. День стал короче, чем летом. Голубое небо покрылось серыми тучами. Перелётные птицы улетают на юг. Началась уборка урожая на полях. Настроение у людей хмурое. Так как стало холодно. Но, несмотря на это осень – красивое время года. Домашняя работа. Сочинение. Краски осени. Соответствует ли данное сочинение теме?

Слайд 11

Как составить текст-повествование 1. Определи , о чем будешь рассказывать (какова тема текста)? 2. Какая мысль в рассказе будет основной? 3. Как лучше озаглавить текст? 4. С чего можно начать рассказ(о чем будет говориться во вводной части )? 5. О чем ты расскажешь в основной части(как развивалось действие, как ой момент был самым напряженным, чем все завершилось)? 6. Как можно закончить рассказ(как ой б у дет заключительная часть)? 7. Озаглавь текст и напиши его . 8. Проверь работу . Повествование описывает последовательные действия. Повествовательные тексты включают такие компоненты , как завязка(начало действия), развитие действия, кульминация(наиболее важный момент в развитии действия) и развязка(конец действия). При этом в повествовании может нарушаться последовательность этих компонентов , что часто бывает представлено в художественных произведениях

Слайд 12

Описание изображает какое-либо явление через перечисление и раскрытие его признаков. Текст такого рода может описывать внешность человека, предмет , место , состояние человека или окружающей среды. В «данном» называется предмет или е го части, в « новом» сообщаются признаки предмета . Для описательного текста характерно использование прилагательных, глаголов в настоящем времени. Описание используется в разных стилях речи, но чаще в научном и в художественном . В научном стиле в описание объекта включаются существенные признаки , которые названы прилагательными или отглагольными существительными . В описании художественного стиля выделяются самые яркие признаки, создающие образ; они могут передаваться сравнениями, словами в переносном значении, словами с оценочными суффиксами .

Слайд 13

Композиция описания. I часть – Общая характеристика пред мета описания или впечатления от него . II часть – Признаки предмета описания. III часть – Общая оценка предмета описания . Примечание . III часть в некоторых описаниях может отсутствовать . Как составить текст-описание. 1. Определи свое отношение к предмету , который будешь описывать. Что ты хочешь показать в своем тексте? 2. Выдели признаки предмета. 3. Подумай, какие слова и словосочетания можно употребить, чтобы описание было точным и ярким, какие сравнения использовать. 4. Озаглавь текст и напиши его . 5. Проверь работу .

Слайд 14

Рассуждение описывает причины свойств и явлений. Оно может представлять собой доказательство, объяснение или размышление, разница между которыми состоит в степени категоричности суждений. В рассуждении обычно присутствуют тезис(то , что нужно доказать), аргументы вывод Как составить текст-рассуждение 1. Тезис, краткое сообщение о том, что ты будешь доказывать. 2. Доказательство, рассуждение . Его можно начать так:« Происходит это по тому , что...»,«Объясняется это тем, что...» и т . п. 3. Вывод. 4. Озаглавь текст и напиши его . 5. Проверь работу .

Слайд 15

Композиция полного рассуждения. I. Тезис ( то, что надо доказать, объяснить или опровергнуть ). II. Доказательства(аргументы, доводы, обоснования, объяснения): 1 ... 2 ... 3 ... III. Вывод(то, что доказано, объяснено или опровергнуто ). В сокращенном рассуждении может отсутствовать тезис или вывод: они очень близки по смыслу ( ведь вывод и есть доказанный тезис).

Слайд 16

Как много писем пишет осень людям.. . Шлет их по ветру - желтых, красных, рыжих.. . Эпистолярный жанр из моды вышел, Но кто за красоту её осудит? Они летят, то ниже, то чуть выше, Упасть в ладони каждому готовы.. . Не признавая ящиков почтовых, стучатся в окна, стелются на крыши… О чем они? О межпланетной пыли, О счастье, одиночестве, печали.. О том, что вы уже когда-то знали, Но безнадежно и давно забыли… Их столько непрочитанных, пропавших, Недолетевших … Велика досада - Исчезнуть, не дойдя до адресата, Его ответа так и не узнавши.. . Но снова ветер щедро сыпет листья… Как много их - зеленых, рыжих, красных… Мне так их жаль! Но что грустить напрасно? Прошу вас, прочитайте эти письма!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синонимы Подбери как можно больше синонимов к слову…

Слайд 2

Восхищение

Слайд 4

невероятный

Слайд 6

странный

Слайд 8

круто

Слайд 10

сложный

Слайд 12

Бесить

Слайд 14

прикольно

Слайд 16

красивый

Слайд 18

добрый