«Игровые технологии в музыкальном воспитании детей раннего и дошкольного возраста».

Телицина Ирина Ивановна

План.

1.Общие понятия «технология» и «педагогическая технология».Методика и технология.

 

2. Структура и критерии педагогической технологии

 

3. Критерии технологичности

 

4.Игровые технологии в  музыкальном воспитании дошкольников.

           

         ---Теоретическое обоснование Игровой технологии

           --- Целесообразность применения

           --- Условия реализации игровых технологий

           --- Задачи

          

5. Этапы реализации игровых технологий.

6. Внедрение в практику

7. Особенности диагностики

8. Игровые технологии в документации музыкального руководителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Технология – наука о мастерстве, в переводе с греческого. (Tehne  - искусство, мастерство, умение;Logos – закон, наука)

Ян Амос Коменский (1592-1670)
(создал первую научную педагогическую технологию).

Идея педагогической технологии –

гарантия получения позитивного результата.

Задача – создание механизма обучения,               

«дидактической машины»:

Цели   ---   Средства -- Правила использования средств  ---  Результат.

 

Педагогические технологии могут быть представлены как:

 

  • Технологии обучения  

(дидактические технологии);

  • Технологии воспитания

 

  • Педагогическая технологиясистема функционирования  всех  компонентов педагогического  процесса,  построенная  на научной  основе,  запрограммированная  во времени  и  в  пространстве  и  приводящая  к намеченным  результатам.                                                                                                                                 

                                                                (Г.К. Селевко)

 

  • Педагогическая технология описание  процесса  достижения планируемых  результатов  обучения.   

 

                                                   (И.П. Волков)

 

  • Педагогическая технологияпродуманная во всех деталях модель педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и учителя

                                                 (В.М. Монахов)

 

Методика  является совокупностью различных методов обучения и воспитания и не выстраивает их в определённую логику при непосредственной реализации в педагогическом процессе

Технология – пошаговая последовательность методов и приемов, ведущих к гарантированному результату.

Состав технологии — не совокупность методов, а прописанность шагов деятельности, приводящих к нужному результату.

 

Структура педагогической технологии:

а) концептуальная основа;

 

б) содержательная часть;

 

в) процессуальная часть - технологический процесс;

 

г) результат.

 

Педагогическая технология
в 3-х аспектах:

Научном – часть педагогической науки,  изучающая  и разрабатывающая   цели, содержание   и    методы обучения   и    проектирующая педагогические    процессы;

 

Процессуальном –  описание (алгоритм)  процесса, совокупность  целей,  содержания, методов   и   средств   достижения планируемых   результатов обучения;

 

Деятельностном - осуществление  технологического (педагогического)  процесса, функционирование   всех личностных,  инструментальных  и   методологических педагогических   средств.

 

Критерии технологичности:

 

Концептуалъностъ (научность). Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию.

Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

Процессуальность (управляемость) предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность (результативность). Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

 

Игровые технологии

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, в соответствии с классификацией, предложенной различными исследователями.

 

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

 

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к познавательной деятельности.

 

4. Игровые технологии как средство развития музыкальных способностей дошкольников.

           а) Теоретическое обоснование игровой   технологии

 

   Игровой сюжет – это особым образом скомбинированные события и явления реальной жизни ребёнка. Чем старше ребёнок, тем богаче опыт его переживаний и представления об окружающей действительности..

   Сюжетосложение – это основная группа  игровых умений, формирующаяся в дошкольном детстве и обеспечивающая успешность игровой деятельности дошкольников.

Развитие сюжетной линии – последовательное прохождение всех этапов игры: от пошагового планирования --  к распределению ролей и сюжетно-ролевых действий и , наконец, к созданию образа.

   Музыкальное искусство -- наиболее эффективное педагогическое средство обогащения сюжетов детских игр. И музыка, и игра – образное представление действительности.

   Музыка уже сама по себе эмоциональна, образна, динамична и тем самым побуждает к фантазированию и игре.

               Целесообразность использования
игровых технологий
в музыкальном воспитании:

  • Дети легче усваивают и запоминают материал занятия;
  • Дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их  в самостоятельной деятельности;
  • В процессе игр дети приобретают специальные знания, умения навыки.
  • Повышается  уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.

 

Использование игровых технологий способствует развитию психических процессов:

Игровые технологии, направленные на развитие восприятия.

Ранний этап музыкального развития ребенка оставляет особый отпечаток на сознании воспринимаемой музыки. Большую роль играет эмоциональная отзывчивость на музыку в процессе игры. Очень важно, чтобы детские эмоции были направлены на музыку, на ее художественные образы в единстве с игровыми. Игра вызывает радость, особенно в сочетании с музыкой, которая углубляет эти радостные переживания. В условиях музыкальной игры детей можно побуждать к подражанию отдельным интонациям мелодии, простейшим словам, к звукоподражанию, обогащать новыми музыкальными впечатлениями, закреплять уже имеющиеся.

Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания.

 В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы.

 К примеру, игровая ситуация на внимание: “Найди свой домик», «Найди свою матрешку», «Собери цветок» (дети собирают  определенного цвета). Или игра “Найди ошибку”, где взрослый специально допускает ошибку в своих действиях (к примеру,  на березе появляются листочки клена с плодами яблок), а ребенок должен это  заметить. Или при слушании «Колыбельной музыки»  игрушка, пришедшая на занятие,  начинает весело плясать и маршировать и, наоборот,  во время веселой – спать.

Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогают игры  драматизации, музыкальные игры.

Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка.

Как мы знаем, что развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим.

 Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий,  с предметами и игрушками. Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в произведениях и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. «Музыкальная поляна», «Музыкальный домик», «Звенящие колокольчики», «Подбери музыку» и др. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление.

Например, на занятиях сочиняя музыкальные истории, сказки воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры- придумки, игры – фантазирования.

Условия  реализации  игровой  технологии

  • Создание интегративной музыкально-игровой среды.
  • Пространство взаимодействия детей с педагогом -  музыкально-игровая зона.
  • Оптимальное количество детей.
  • Музыкальный репертуар, отвечающий требованиям доступности, оптимальный для решения поставленной задачи.

 

Задачи:

  • Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор.
  • Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей.
  • Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность), умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.
  • Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).

5. Этапы   реализации педагогической технологии

 

  • 1 этап. Создаём условия для реализации этапов педагогической технологии.
  • 2 этап. Обогащаем опыт детей новыми музыкальными впечатлениями и образами в ходе слушания муз. произведений; обогащаем сюжеты игр сюжетами муз. повествования; обучаем детей умениям переноса муз. сюжета в игру, с последующим развитием.
  • Осуществляем итоговую диагностику.

 

6. Внедрение педагогической технологии в практику:

Организация работы -
в 3-х направлениях

  • Групповая  и  индивидуальная  работа  с детьми.

 

  • Взаимодействие  и   просветительская работа   с   родителями.

 

  • Совместная   работа   педагогов  ДОУ.

Основные направления  реализации  игровых приемов и ситуаций на занятиях:

  • дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства;
  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Функции игры.

  • Обучающая функция
  • Развлекательная функция
  • Коммуникативная функция
  • Релаксационная функция
  • Психотехническая функция
  • Функция самовыражения

7. Особенности диагностики

Диагностика
направлена на изучение

  • Особенностей игровых интересов дошкольников;
  • Особенностей развития сюжетной линии в играх детей;
  • Особенностей отношения детей к музыке и детских музыкальных предпочтений;
  • Реальных педагогических условий, содействующих обогащению сюжетов детских игр.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon igrovye_tehnologii.ppt385.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для музыкальных руководителей Игровые технологии в музыкальном воспитании дошкольников

Слайд 2

ПЛАН 1.Общие понятия « технология » и « педагогическая технология ».Методика и технология. 2. Структура и критерии педагогической технологии 3. Критерии технологичности 4.Игровые технологии в музыкальном воспитании дошкольников. ---Теоретическое обоснование Игровой технологии --- Целесообразность применения --- Условия реализации игровых технологий --- Задачи 5. Этапы реализации игровых технологий. 6. Внедрение в практику 7. Особенности диагностики 8. Игровые технологии в документации музыкального руководителя.

Слайд 3

Литература: Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Кукушкин В.С. Педагогические технологии. Михайленко О.И. Общая педагогика. Широкова Е.Ф. Педагогические технологии – важный компонент профессиональной подготовки современного учителя. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста.

Слайд 4

Материал (сырье) Описание способов производства и процесса переработки Продукт (результат) Процесс изготовления продукции наиболее эффективным и экономичным образом. Если поэтапно выполнялись все условия технологии, то гарантировался положительный результат.

Слайд 5

Ян Амос Коменский (1592-1670) ( создал первую научную педагогическую технологию) Идея педагогической технологии – гарантия получения позитивного результата. Задача – создание механизма обучения, «дидактической машины»: Цели Средства Результат Правила использования средств

Слайд 6

Педагогические технологии могут быть представлены как Технологии обучения (дидактические технологии); Технологии воспитания

Слайд 7

Понятие педагогической технологии. Педагогическая технология – система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам . (Г.К. Селевко)

Слайд 8

Понятие педагогической технологии. Педагогическая технология – описание процесса достижения планируемых результатов обучения. (И.П. Волков)

Слайд 9

Понятие педагогической технологии. Педагогическая технология – продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и учителя (В.М. Монахов)

Слайд 10

Терминологические нюансы Методика является совокупностью различных методов обучения и воспитания и не выстраивает их в определённую логику при непосредственной реализации в педагогическом процессе Технология – пошаговая последовательность методов и приемов, ведущих к гарантированному результату. Состав технологии — не совокупность методов, а прописанность шагов деятельности, приводящих к нужному результату. Методика Технология Достижение целей определяется неточно, «на глазок». Достижение цели – центральный компонент - Обязательный контроль достижения цели (диагностика) Поиск учителем приемлемого способа обучения Учитель точно знает что и как делать, нет необходимости в педагогических экспромтах Методические поурочные разработки воспринимаются каждым учеником по-разному, следовательно результат не всегда положительный. Проектирование учебного процесса ведет к высокой стабильности успехов любого числа учащихся Чему учить? Как учить?

Слайд 11

Структура педагогической технологии а) концептуальная основа; б) содержательная часть; в) процессуальная часть - технологический процесс; г) результат. Технология предполагает, что при выполнении определённой цепочки действий гарантированно получаем результат — ребёнка, владеющего определёнными знаниями и умениями.

Слайд 12

Педагогическая технология в 3-х аспектах Научном Процессуальном Деятельностном

Слайд 13

Педагогическая технология в 3-х аспектах Научном – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

Слайд 14

Педагогическая технология в 3-х аспектах Процессуальном – описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;

Слайд 15

Педагогическая технология в 3-х аспектах Деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Слайд 16

Критерии технологичности Концептуалъностъ (научность). Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию . Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью . Процессуальность (управляемость) предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов . Эффективность (результативность). Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам . Воспроизводимость подразумевает возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами .

Слайд 17

1. Здоровьезберегающие технологии. 2. Игровые технологии. 3. Проблемно-поисковые. 4.Технология современного проектного обучения. 5.Информационно-коммуникационные. Педагогические технологии в дошкольном образовании

Слайд 18

Игровые технологии Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, в соответствии с классификацией, предложенной различными исследователями. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к познавательной деятельности. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр .

Слайд 19

Использование игровых технологий в музыкальном воспитании дошкольников Цели: Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме, посредством музыкально-дидактических пособий и игр; Использование в играх всех видов музыкальной деятельности; Побуждение к самостоятельным (игровым) действиям за рамками музыкальных занятий.

Слайд 20

Теоретическое обоснование игровой технологии Игровой сюжет – это особым образом скомбинированные события и явления реальной жизни ребёнка. Чем старше ребёнок, тем богаче опыт его переживаний и представления об окружающей действительности.. Сюжетосложение – это основная группа игровых умений, формирующаяся в дошкольном детстве и обеспечивающая успешность игровой деятельности дошкольников. Развитие сюжетной линии – последовательное прохождение всех этапов игры: от пошагового планирования -- к распределению ролей и сюжетно-ролевых действий и , наконец, к созданию образа. Музыкальное искусство -- наиболее эффективное педагогическое средство обогащения сюжетов детских игр. И музыка, и игра – образное представление действительности. Музыка уже сама по себе эмоциональна, образна, динамична и тем самым побуждает к фантазированию и игре.

Слайд 21

Дети легче усваивают и запоминают материал занятия; Дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности; В процессе игр дети приобретают специальные знания, умения навыки. Повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей. Целесообразность использования игровых технологий в музыкальном воспитании:

Слайд 22

Использование игровых технологий способствует развитию психических процессов: Восприятия Внимания Памяти Мышления – наглядно-действенного; наглядно-образного логического Творческие способности

Слайд 23

Условия реализации игровой технологии Создание интегративной музыкально-игровой среды. Пространство взаимодействия детей с педагогом - музыкально-игровая зона. Оптимальное количество детей. Музыкальный репертуар, отвечающий требованиям доступности, оптимальный для решения поставленной задачи.

Слайд 24

Задачи: Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор; Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей; Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность), умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях. Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).

Слайд 25

Этапы реализации педагогической технологии 1 этап. Создаём условия для реализации этапов педагогической технологии. 2 этап. Обогащаем опыт детейновыми музыкальными впечатлениями и образами в ходе слушания муз. произведений; обогвщаем сюжеты игр сюжетами муз. повествования; обучаем детей умениям переноса муз. сюжета в игру, с последующим развитием. Осуществляем итоговую диагностику.

Слайд 26

Организация работы - в 3-х направлениях Групповая и индивидуальная работа с детьми. Взаимодействие и просветительская работа с родителями. Совместная работа педагогов ДОУ.

Слайд 27

Основные направления реализации игровых приемов и ситуаций на занятиях: дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом .

Слайд 28

Функции игры. Обучающая функция Развлекательная функция Коммуникативная функция Релаксационная функция Психотехническая функция Функция самовыражения

Слайд 29

Диагностика направлена на изучение Особенностей игровых интересов дошкольников; Особенностей развития сюжетной линии в играх детей; Особенностей отношения детей к музыке и детских музыкальных предпочтений; Реальных педагогических условий, содействующих обогащению сюжетов детских игр.

Слайд 31

Приложение 2 ИНФОРМАЦИЯ о современных образовательных технологиях и/или методиках, используемых педагогическим работником в практической профессиональной деятельности (заполняется педагогом) № п/п Современные образовательные технологии и/или методики Цель использования технологий и/или методик Описание внедрения технологий и/или методик в практической профессиональной деятельности Результат использования технологий и/или методик 1. Здоровьесберегающие технологии 2. Игровые технологии Создание современной предметно-развивающей среды. Повышение эффективности качества образовательного процесса через развитие интереса у дошкольников к познавательной деятельности с использованием игровых приёмов и методик. Использование игровых приемов, применение дидактического материала в процессе непосредственной образовательной деятельности. Создание и подборка материала для организации сюжетно-ролевых, подвижных, дидактических игр, словесных, музыкально-дидактических. Игровые технологии позволили: -сделать образовательный процесс более увлекательным, развить у детей положительную мотивацию к обучению, повысить эффективность формирования речевых, а также общих учебных умений и навыков. 3. 4. 5.

Слайд 32

№ п/п Современные образовательные технологии и/или методики Цель использования технологий и/или методик Описание внедрения технологий и/или методик в практической профессиональной деятельности Результат использования технологий и/или методик 1. Здоровьесберегающие технологии 2. Игровые технологии 3. ИКТ 4. Технология современного проектного обучения 5. Методики Приложение 2 ИНФОРМАЦИЯ о современных образовательных технологиях и/или методиках, используемых педагогическим работником в практической профессиональной деятельности (заполняется педагогом)

Слайд 34

Благодарим за внимание и желаем успехов!


 

Комментарии

Ольга Александровна Абузина

Очень хороший материал, большое спасибо.