«Игровые технологии в музыкальном воспитании детей раннего и дошкольного возраста».
План.
1.Общие понятия «технология» и «педагогическая технология».Методика и технология.
2. Структура и критерии педагогической технологии
3. Критерии технологичности
4.Игровые технологии в музыкальном воспитании дошкольников.
---Теоретическое обоснование Игровой технологии
--- Целесообразность применения
--- Условия реализации игровых технологий
--- Задачи
5. Этапы реализации игровых технологий.
6. Внедрение в практику
7. Особенности диагностики
8. Игровые технологии в документации музыкального руководителя.
1.Технология – наука о мастерстве, в переводе с греческого. (Tehne - искусство, мастерство, умение;Logos – закон, наука)
Ян Амос Коменский (1592-1670)
(создал первую научную педагогическую технологию).
Идея педагогической технологии –
гарантия получения позитивного результата.
Задача – создание механизма обучения,
«дидактической машины»:
Цели --- Средства -- Правила использования средств --- Результат.
Педагогические технологии могут быть представлены как:
- Технологии обучения
(дидактические технологии);
- Технологии воспитания
- Педагогическая технология – система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.
(Г.К. Селевко)
- Педагогическая технология – описание процесса достижения планируемых результатов обучения.
(И.П. Волков)
- Педагогическая технология – продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и учителя
(В.М. Монахов)
Методика является совокупностью различных методов обучения и воспитания и не выстраивает их в определённую логику при непосредственной реализации в педагогическом процессе
Технология – пошаговая последовательность методов и приемов, ведущих к гарантированному результату.
Состав технологии — не совокупность методов, а прописанность шагов деятельности, приводящих к нужному результату.
Структура педагогической технологии:
а) концептуальная основа;
б) содержательная часть;
в) процессуальная часть - технологический процесс;
г) результат.
Педагогическая технология
в 3-х аспектах:
Научном – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
Процессуальном – описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;
Деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Критерии технологичности:
Концептуалъностъ (научность). Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию.
Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
Процессуальность (управляемость) предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность (результативность). Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам.
Воспроизводимость подразумевает возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Игровые технологии
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, в соответствии с классификацией, предложенной различными исследователями.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к познавательной деятельности.
4. Игровые технологии как средство развития музыкальных способностей дошкольников.
а) Теоретическое обоснование игровой технологии
Игровой сюжет – это особым образом скомбинированные события и явления реальной жизни ребёнка. Чем старше ребёнок, тем богаче опыт его переживаний и представления об окружающей действительности..
Сюжетосложение – это основная группа игровых умений, формирующаяся в дошкольном детстве и обеспечивающая успешность игровой деятельности дошкольников.
Развитие сюжетной линии – последовательное прохождение всех этапов игры: от пошагового планирования -- к распределению ролей и сюжетно-ролевых действий и , наконец, к созданию образа.
Музыкальное искусство -- наиболее эффективное педагогическое средство обогащения сюжетов детских игр. И музыка, и игра – образное представление действительности.
Музыка уже сама по себе эмоциональна, образна, динамична и тем самым побуждает к фантазированию и игре.
Целесообразность использования
игровых технологий
в музыкальном воспитании:
- Дети легче усваивают и запоминают материал занятия;
- Дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности;
- В процессе игр дети приобретают специальные знания, умения навыки.
- Повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.
Использование игровых технологий способствует развитию психических процессов:
Игровые технологии, направленные на развитие восприятия.
Ранний этап музыкального развития ребенка оставляет особый отпечаток на сознании воспринимаемой музыки. Большую роль играет эмоциональная отзывчивость на музыку в процессе игры. Очень важно, чтобы детские эмоции были направлены на музыку, на ее художественные образы в единстве с игровыми. Игра вызывает радость, особенно в сочетании с музыкой, которая углубляет эти радостные переживания. В условиях музыкальной игры детей можно побуждать к подражанию отдельным интонациям мелодии, простейшим словам, к звукоподражанию, обогащать новыми музыкальными впечатлениями, закреплять уже имеющиеся.
Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания.
В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы.
К примеру, игровая ситуация на внимание: “Найди свой домик», «Найди свою матрешку», «Собери цветок» (дети собирают определенного цвета). Или игра “Найди ошибку”, где взрослый специально допускает ошибку в своих действиях (к примеру, на березе появляются листочки клена с плодами яблок), а ребенок должен это заметить. Или при слушании «Колыбельной музыки» игрушка, пришедшая на занятие, начинает весело плясать и маршировать и, наоборот, во время веселой – спать.
Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогают игры драматизации, музыкальные игры.
Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка.
Как мы знаем, что развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим.
Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, с предметами и игрушками. Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в произведениях и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. «Музыкальная поляна», «Музыкальный домик», «Звенящие колокольчики», «Подбери музыку» и др. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.
С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление.
Например, на занятиях сочиняя музыкальные истории, сказки воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры- придумки, игры – фантазирования.
Условия реализации игровой технологии
- Создание интегративной музыкально-игровой среды.
- Пространство взаимодействия детей с педагогом - музыкально-игровая зона.
- Оптимальное количество детей.
- Музыкальный репертуар, отвечающий требованиям доступности, оптимальный для решения поставленной задачи.
Задачи:
- Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор.
- Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей.
- Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность), умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.
- Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).
5. Этапы реализации педагогической технологии
- 1 этап. Создаём условия для реализации этапов педагогической технологии.
- 2 этап. Обогащаем опыт детей новыми музыкальными впечатлениями и образами в ходе слушания муз. произведений; обогащаем сюжеты игр сюжетами муз. повествования; обучаем детей умениям переноса муз. сюжета в игру, с последующим развитием.
- Осуществляем итоговую диагностику.
6. Внедрение педагогической технологии в практику:
Организация работы -
в 3-х направлениях
- Групповая и индивидуальная работа с детьми.
- Взаимодействие и просветительская работа с родителями.
- Совместная работа педагогов ДОУ.
Основные направления реализации игровых приемов и ситуаций на занятиях:
- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Функции игры.
- Обучающая функция
- Развлекательная функция
- Коммуникативная функция
- Релаксационная функция
- Психотехническая функция
- Функция самовыражения
7. Особенности диагностики
Диагностика
направлена на изучение
- Особенностей игровых интересов дошкольников;
- Особенностей развития сюжетной линии в играх детей;
- Особенностей отношения детей к музыке и детских музыкальных предпочтений;
- Реальных педагогических условий, содействующих обогащению сюжетов детских игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii.ppt | 385.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПЛАН 1.Общие понятия « технология » и « педагогическая технология ».Методика и технология. 2. Структура и критерии педагогической технологии 3. Критерии технологичности 4.Игровые технологии в музыкальном воспитании дошкольников. ---Теоретическое обоснование Игровой технологии --- Целесообразность применения --- Условия реализации игровых технологий --- Задачи 5. Этапы реализации игровых технологий. 6. Внедрение в практику 7. Особенности диагностики 8. Игровые технологии в документации музыкального руководителя.
Литература: Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Кукушкин В.С. Педагогические технологии. Михайленко О.И. Общая педагогика. Широкова Е.Ф. Педагогические технологии – важный компонент профессиональной подготовки современного учителя. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста.
Материал (сырье) Описание способов производства и процесса переработки Продукт (результат) Процесс изготовления продукции наиболее эффективным и экономичным образом. Если поэтапно выполнялись все условия технологии, то гарантировался положительный результат.
Ян Амос Коменский (1592-1670) ( создал первую научную педагогическую технологию) Идея педагогической технологии – гарантия получения позитивного результата. Задача – создание механизма обучения, «дидактической машины»: Цели Средства Результат Правила использования средств
Педагогические технологии могут быть представлены как Технологии обучения (дидактические технологии); Технологии воспитания
Понятие педагогической технологии. Педагогическая технология – система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам . (Г.К. Селевко)
Понятие педагогической технологии. Педагогическая технология – описание процесса достижения планируемых результатов обучения. (И.П. Волков)
Понятие педагогической технологии. Педагогическая технология – продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и учителя (В.М. Монахов)
Терминологические нюансы Методика является совокупностью различных методов обучения и воспитания и не выстраивает их в определённую логику при непосредственной реализации в педагогическом процессе Технология – пошаговая последовательность методов и приемов, ведущих к гарантированному результату. Состав технологии — не совокупность методов, а прописанность шагов деятельности, приводящих к нужному результату. Методика Технология Достижение целей определяется неточно, «на глазок». Достижение цели – центральный компонент - Обязательный контроль достижения цели (диагностика) Поиск учителем приемлемого способа обучения Учитель точно знает что и как делать, нет необходимости в педагогических экспромтах Методические поурочные разработки воспринимаются каждым учеником по-разному, следовательно результат не всегда положительный. Проектирование учебного процесса ведет к высокой стабильности успехов любого числа учащихся Чему учить? Как учить?
Структура педагогической технологии а) концептуальная основа; б) содержательная часть; в) процессуальная часть - технологический процесс; г) результат. Технология предполагает, что при выполнении определённой цепочки действий гарантированно получаем результат — ребёнка, владеющего определёнными знаниями и умениями.
Педагогическая технология в 3-х аспектах Научном Процессуальном Деятельностном
Педагогическая технология в 3-х аспектах Научном – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
Педагогическая технология в 3-х аспектах Процессуальном – описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;
Педагогическая технология в 3-х аспектах Деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Критерии технологичности Концептуалъностъ (научность). Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию . Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью . Процессуальность (управляемость) предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов . Эффективность (результативность). Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам . Воспроизводимость подразумевает возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами .
1. Здоровьезберегающие технологии. 2. Игровые технологии. 3. Проблемно-поисковые. 4.Технология современного проектного обучения. 5.Информационно-коммуникационные. Педагогические технологии в дошкольном образовании
Игровые технологии Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, в соответствии с классификацией, предложенной различными исследователями. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к познавательной деятельности. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр .
Использование игровых технологий в музыкальном воспитании дошкольников Цели: Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме, посредством музыкально-дидактических пособий и игр; Использование в играх всех видов музыкальной деятельности; Побуждение к самостоятельным (игровым) действиям за рамками музыкальных занятий.
Теоретическое обоснование игровой технологии Игровой сюжет – это особым образом скомбинированные события и явления реальной жизни ребёнка. Чем старше ребёнок, тем богаче опыт его переживаний и представления об окружающей действительности.. Сюжетосложение – это основная группа игровых умений, формирующаяся в дошкольном детстве и обеспечивающая успешность игровой деятельности дошкольников. Развитие сюжетной линии – последовательное прохождение всех этапов игры: от пошагового планирования -- к распределению ролей и сюжетно-ролевых действий и , наконец, к созданию образа. Музыкальное искусство -- наиболее эффективное педагогическое средство обогащения сюжетов детских игр. И музыка, и игра – образное представление действительности. Музыка уже сама по себе эмоциональна, образна, динамична и тем самым побуждает к фантазированию и игре.
Дети легче усваивают и запоминают материал занятия; Дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности; В процессе игр дети приобретают специальные знания, умения навыки. Повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей. Целесообразность использования игровых технологий в музыкальном воспитании:
Использование игровых технологий способствует развитию психических процессов: Восприятия Внимания Памяти Мышления – наглядно-действенного; наглядно-образного логического Творческие способности
Условия реализации игровой технологии Создание интегративной музыкально-игровой среды. Пространство взаимодействия детей с педагогом - музыкально-игровая зона. Оптимальное количество детей. Музыкальный репертуар, отвечающий требованиям доступности, оптимальный для решения поставленной задачи.
Задачи: Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор; Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей; Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность), умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях. Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).
Этапы реализации педагогической технологии 1 этап. Создаём условия для реализации этапов педагогической технологии. 2 этап. Обогащаем опыт детейновыми музыкальными впечатлениями и образами в ходе слушания муз. произведений; обогвщаем сюжеты игр сюжетами муз. повествования; обучаем детей умениям переноса муз. сюжета в игру, с последующим развитием. Осуществляем итоговую диагностику.
Организация работы - в 3-х направлениях Групповая и индивидуальная работа с детьми. Взаимодействие и просветительская работа с родителями. Совместная работа педагогов ДОУ.
Основные направления реализации игровых приемов и ситуаций на занятиях: дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом .
Функции игры. Обучающая функция Развлекательная функция Коммуникативная функция Релаксационная функция Психотехническая функция Функция самовыражения
Диагностика направлена на изучение Особенностей игровых интересов дошкольников; Особенностей развития сюжетной линии в играх детей; Особенностей отношения детей к музыке и детских музыкальных предпочтений; Реальных педагогических условий, содействующих обогащению сюжетов детских игр.
Приложение 2 ИНФОРМАЦИЯ о современных образовательных технологиях и/или методиках, используемых педагогическим работником в практической профессиональной деятельности (заполняется педагогом) № п/п Современные образовательные технологии и/или методики Цель использования технологий и/или методик Описание внедрения технологий и/или методик в практической профессиональной деятельности Результат использования технологий и/или методик 1. Здоровьесберегающие технологии 2. Игровые технологии Создание современной предметно-развивающей среды. Повышение эффективности качества образовательного процесса через развитие интереса у дошкольников к познавательной деятельности с использованием игровых приёмов и методик. Использование игровых приемов, применение дидактического материала в процессе непосредственной образовательной деятельности. Создание и подборка материала для организации сюжетно-ролевых, подвижных, дидактических игр, словесных, музыкально-дидактических. Игровые технологии позволили: -сделать образовательный процесс более увлекательным, развить у детей положительную мотивацию к обучению, повысить эффективность формирования речевых, а также общих учебных умений и навыков. 3. 4. 5.
№ п/п Современные образовательные технологии и/или методики Цель использования технологий и/или методик Описание внедрения технологий и/или методик в практической профессиональной деятельности Результат использования технологий и/или методик 1. Здоровьесберегающие технологии 2. Игровые технологии 3. ИКТ 4. Технология современного проектного обучения 5. Методики Приложение 2 ИНФОРМАЦИЯ о современных образовательных технологиях и/или методиках, используемых педагогическим работником в практической профессиональной деятельности (заполняется педагогом)
Благодарим за внимание и желаем успехов!
Комментарии
игровые технологии
Очень хороший материал, большое спасибо.