Информация для родителей.

Прокопенко Лариса Борисовна

Каждый ребёнок- художник и обязательно талантливый!!!

  • Приобщение ребенка к миру искусства,
  • воспитание духовности, нравственного отношения к природе и человеческой личности,
  • развитие художественного вкуса и образно-ассоциативного мышления  - считаю важнейшими задачами уроков музыки.

Занятия по предмету - 1  раз в неделю, поэтому необходима поддержка родителей в творческом поиске детей и их духовно - культурном формировании.

Очень полезно смотреть мультфильмы и детские фильмы , созданные на основе классической музыки. Например:

Детский альбом

Петя и волк

Снегурочка

Именно в начальной школе дети "совершают открытия". Наш город - удивительная и прекрасная энциклопедия музыкальной жизни. Совместные прогулки, посещение музеев,  театров,  филармонии - всё это способствует успешному развитию творческой личности.

Учебный процесс основан на двух обязательных  программах :

 

В тематическом содержании программ выражен принцип диалектической взаимосвязи музыки и искусства. Педагог воспитывает у детей любовь к музыке, поэзии, живописи, театру.

 Формируются представления о том, как искусство рассказывает об окружающей нас жизни, выражает чувства, мысли и настроение человека. Одновременно необходимо развивать  творческие способности учеников, а также потребность в общении с искусством.

Структура урока музыки

Слушание музыки.

Учитель учит детей:

1. внимательно слушать музыкальное произведение

2 .проникаться их эмоциональным содержанием

3. делать разбор произведения/ эмоционально-образное содержание, средства музыкальной выразительности.

Пожеланию детям дается возможность воспроизводить музыкальный образ красками или решать пластически. Узнавать по звучанию пройденные музыкальные произведения, знать их названия и имена композиторов.

Хоровое пение.

На начальном этапе обучения дети поют песни разного эмоционального содержания. Необходимо научить детей передавать настроение, характер песни в своем исполнении. Соблюдать певческую установку. Петь естественно, красивым звуком, правильно дышать при пении, ясно выговаривать слова. Понимать основные дирижерские жесты: дыхание, начало и окончание звучания - пения.

Музыкальная грамотность.

В начальной школе закладываются основы музыкальной грамотности. Знакомство с нотной грамотностью, соотношением длительности нот, особенностями метро и ритма. Звуковысотность  осваивается с помощью интонации как основы музыкальной речи.

У учащихся развивается и пополняется интонационный словарь, развивается чувство ритма, пульсации; они осваивают  простые размеры.

Импровизация.

В работе с младшими школьниками используется импровизация: вокальная, ритмическая, двигательная. Они способствуют развитию творческих способностей, так как  в импровизации  они стараются передать заданное настроение. Происходит слияние творческой индивидуальности ребенка и произведения  искусства.

Движение под музыку.

Движение под музыку развивает у детей чувство ритма, способность почувствовать настроение музыки; воспринимать и передавать различные средства музыкальной выразительности: темп - его ускорение или замедление; высоту звука; характер мелодии; жанр произведения.

В первом классе система обучения без оценок.Мы играем, сочиняем, поём, импровизируем. Учимся слушать и понимать музыку. Во многом, всё зависит от заинтересованности и эмоциональной увлечённости. Поэтому игры и конкурсы очень помогают творческому поиску. в результате на каждом уроке у нас есть друзья королевы музыки, её принцы и принцессы... Мы выбираем лучшего исполнителя, дирижёра, слушателя, ведущего.

  В дальнейшем, на уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения обучающимися программного материала.

  При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к обучающимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.

  Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.

Учебная программа предполагает освоение обучающимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование. 

 

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по музыке. 

 

Слушание музыки.

 

На уроках проверяется и оценивается умение обучающихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

-самостоятельность в разборе музыкального произведения;

-умение обучающегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

 

                                             Нормы оценок.

Оценка «пять»:

дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

 

Оценка «четыре»:

ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.

 

Оценка «три»:

ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка «два»:

ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

 

                                     Хоровое пение.

 

Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны-учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.

                                     

                                    Нормы оценок.

«пять»:

-знание мелодической линии и текста песни;

-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;

-выразительное исполнение.

«четыре»:

-знание мелодической линии и текста песни;

-в основном чистое интонирование, ритмически правильное;

-пение недостаточно выразительное.

«три»:

-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;

-неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;

-пение невыразительное.

«два»:

-исполнение неуверенное, фальшивое.

Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен обучающимися и соответствующим образом оценен учителем.

1.Работа по карточкам (знание музыкального словаря).

2.Кроссворды.

3.Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору обучающегося.

4.Блиц-ответы(письменно)по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.

5.«Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).

6.Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком(рисунки, поделки и т.д.)