Наставник "Маяк"

Труш Наталья Анатольевна

На этой странице, я хочу отразить свою деятелность, как наставника. В ней я буду рассказывать, о том, как мой опыт, я буду передавать подрастающему поколению и педагогам, которые только зажигают свой путь, на нашем не легком,порой,тернистом пути.

Человек-маяк — это тот, кто своим присутствием, мудростью и поддержкой помогает ориентироваться в жизненном море, полном бурь и штормов.  
Это может быть близкий друг, который всегда готов выслушать и поддержать, разделив с человеком радость и горе. Или мудрый родственник, чьи ценные советы помогают найти правильное решение в сложной ситуации. А иногда роль маяка играет учитель или наставник, который открывает перед человеком новые горизонты знаний и помогает раскрыть свой потенциал.  
Некоторые черты человека-маяка:
•    Безусловная поддержка. Люди-маяки всегда готовы выслушать, понять и поддержать, не осуждая и не критикуя.  
•    Мудрость и совет. Они обладают особым даром — видеть ситуацию с разных сторон и давать ценные советы, помогающие найти правильное решение.  
•    Направление на истинный путь. Люди-маяки помогают увидеть истинные цели и желания, найти свой путь и следовать ему, не сворачивая с дороги.  
•    Вдохновение и мотивация. Их пример, их стойкость и решительность заставляют двигаться вперёд, преодолевать трудности и верить в свои силы.  
•    Эмоциональная и физическая поддержка. Их забота и внимание помогают чувствовать себя защищёнными и любимыми.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение № 21 к приказу № 90

от 30.08.2024г.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

СОГЛАСОВАНО

на методическом Совете протокол № 1

от « 28 » августа 2024г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО ДДиЮ

_________ Сур Т.Д.

приказ № 90 от 30.09. 2024г.

ПЛАН РАБОТЫ

педагога – наставника на 2024-2025 учебный год

Составитель:

педагог-наставник

Труш Н.А.

г. Миллерово

Цель - создание организационно-методических условий для успешной деятельности наставляемого педагога в МБУ ДО ДДиЮ. Формирование методико-педагогических умений и навыков у наставляемого педагога для успешного применения на практике. Задачи:

  • выявить затруднения в методико-педагогической деятельности наставляемого педагога;
  • оказать методическую помощь в повышении общедидактического уровня организации учебно-воспитательного процесса;
  • создать условия для формирования индивидуального стиля творческой деятельности, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения с обучающимися и их родителями;
  • развивать потребность и мотивацию у наставляемого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.

Содержание деятельности:

  1. Организация и планирование образовательной деятельности наставляемого педагога.
  2. Посещение занятий.
  3. Диагностика затруднений наставляемого педагога в организации образовательно-воспитательной деятельности и выбор форм оказания помощи.
  4. Помощь наставляемому педагогу в повышении эффективности организации учебно-воспитательного процесса.
  5. Создание условий для совершенствования педагогического мастерства наставляемого педагога.
  6. Выявление эффективности наставничества.

Ожидаемые результаты:

  • активизация индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
  • повышение профессиональной компетентности наставляемого педагога в вопросах методики, педагогики и психологии;
  • обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;
  • совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности наставляемого педагога;
  • использование в работе педагога инновационных педагогических технологий;
  • повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния наставляемого педагога;
  • сокращение числа конфликтов в педагогическом и родительском сообществах;
  • рост числа профессиональных успехов наставляемого специалиста.

№ п/п

Содержание деятельности

наставника.

Планируемые мероприятия

Срок исполнения

Контроль

1.

Организация и

Получение информации с помощью устного опроса:

  • по нормативно-правовой базе организации и ведения образовательного процесса;
  • по редактированию /составлению/ дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы детского объединения;
  • по составлению календарно- тематического плана работы;
  • по составлению оптимального расписания;
  • по комплектованию возрастных групп обучающихся.

Сентябрь -октябрь

Изучение и

планирование

анализ

образовательно-

составленной

воспитательной

документации

деятельности

наставляемого

педагога.

2.

Посещение занятий наставляемого педагога.

Наставник посещает занятия наставляемого педагога с целью выявления затруднений в организации образовательно-воспитательной

деятельности.

Ноябрь - декабрь

Справка – анализ занятия.

3.

Диагностика деятельности наставляемого педагога.

  • Диагностика затруднений и потребностей педагога.
  • Анкетирование по самооценке деятельности наставляемого педагога.
  • Тестирование: «Какой ваш творческий потенциал».
  • Анкетирование: «Совершенствование профессиональной деятельности наставляемого педагога».

В течение учебного года.

Справка- вывод.

4.

Помощь

наставляемому

- Посещение наставляемым педагогом

занятий педагога-наставника.

Январь - февраль

Анализ занятия.

педагогу в

повышении

- Собеседование: «Развитие интереса к

методике построения и организации

эффективности

результативного образовательного

организации

процесса».

учебно-

воспитательного

- Предоставление консультаций по

интересующим вопросам.

В течение учебного года.

процесса.

- Совместная деятельность наставника и

наставляемого.

5.

Создание условий

для совершенство

  • Беседы, тренинги, практикумы.
  • Самостоятельная работа с литературой.
  • Разработка заданий для дальнейшего самообразования.
  • Непрерывное развитие творческого потенциала наставляемого педагога (участие в конкурсах, вебинарах, конференциях).

В течение учебного года.

Посещение занятий с целью проверки профессионал ьных качеств в практической деятельности молодого педагога с учетом знаний

и полученной

вания педагогичес

кого мастерства

молодого

специалиста.

информации.

6.

Выявление эффективности наставничества.

Диагностические блоки.

  1. Нормативно-правовой блок:
  • владение нормативно-правовой базой образовательного процесса;
  • знание Концепции развития дополнительного образования до 2030 года;
  • ведение документации детского объединения и др.).
  1. Блок профессиональных качеств:
  • понимание цели и задач обучения;
  • понимание взаимной связи содержания форм и методов обучения;
  • использование разнообразных приёмов, форм, методов, средств обучения;
  • понимание адекватности применения методов и приёмов обучения и соответствия возрасту обучающихся;
  • умение организовывать самостоятель ную работу обучающихся;
  • владение современными образователь ными технологиями развивающего, дифференцированного обучения;
  • умение работать с информационными источниками;
  • знание истории и теоретических основ преподаваемого предмета;
  • ориентация в новых методах и приёмах обучении.
  1. Психолого-педагогический блок:
  • психологическая адаптация наставляемого педагога в образователь ной организации;
  • знание психологических особенностей обучающихся;
  • понимание роли психодиагностики в развитии обучающихся;
  • понимание психологических основ обучения, воспитания и развития лич ности ребёнка различных возрастных групп;
  • ориентация в содержании контрольно- аналитической деятельности педагога в процессе обучения детей.
  1. Коммуникативный блок:
  • умение выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности;
  • способность разрешать конфликтные ситуации в детском коллективе;
  • умение организовывать и проектировать межличностные

Март

Апрель

Май

Справка.

контакты, общение и совместную деятельность родителей и обучающихся;

  • умение конструктивно взаимодейст вовать с родителями и специалистами, участвующими в образовательном процессе для решения проблем воспитания, обучения и развития детей;
  • владение методическими приёмами, психолого-педагогическими умениями и навыками, способствующими организации общения между субъектами образовательной деятельности;
  • умение транслировать свой профессио нальный опыт;
  • принимать участие в профессиональ ных дискуссиях и обсуждениях (методические объединения, педсоветы, конференции), логически аргументируя свою точку зрения;
  • владение основами профессиональной речевой культуры.



Предварительный просмотр:

Справка

по результатам диагностики

участника программы наставничества Прачёвой И.С.,

руководителя объединения «Радуга красок» МБУ ДО ДДиЮ г. Миллерово

(форма «Педагог-педагог»).

   С 22 августа по 26 августа 2024 года проведено диагностическое обследование  участницы формы наставничества «Педагог-педагог» Прачёвой И.С. (наставляемая). Обследование проведено в рамках работы программы «Наставничество» по запросу администрации.

   В обследовании были использованы методики:

  1. «Оценка готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности».

Цель: выявить личностные характеристики педагога, показывающие степень сформированности  и развития его профессиональных личностных качеств.   

  1. Тест «Какой ваш творческий потенциал».

Цель: диагностика творческого потенциала, креативности.

  1. Диагностика индивидуального стиля деятельности учителя (методика А.К. Марковой, А.Я. Никоновой).

Цель: выявить особенности индивидуального стиля деятельности педагога.

  1. Опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» ( А.А. Реан).

Цель: исследования мотивации удачи и боязнь неуспеха.

  1. Анкета для учителей по самооценке своей деятельности.

Цель: оценить собственные сильные и слабые стороны педагога.

  1. Анкета для молодого педагога.

Цель: выявить положительные моменты в методической работе и наметить проблемы, над которыми нужно работать.

  1. Методика Айзенка.

Цель:  выявить тип темперамента.

  1. Диагностика затруднений и потребностей педагогов.

Цель: диагностика профессиональных затруднений педагога дополнительного образования.

По результатам диагностики выявлено:

  1. по методике «Оценка готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности» Прачёва И.С. обладает ярко выраженной способностью к творчеству (12 б.), что позволяет ей мотивировать обучающихся своего объединения, проявлять себя в творческой деятельности коллектива. Также высокая степень работоспособности (12 б.) и исполнительности (11 б.) говорит об ответственном отношении педагога к выполняемой работе и надёжности, как сотрудника. Показатели адаптивности – 8 б., умения строить взаимоотношения с другими людьми –  7 б., а также уровень уверенности в своих силах – 9 б., уровень саморегуляции – 7 б.. Данные показатели говорят о достаточной готовности и адаптированности личности педагога Прачёвой И.С. к педагогической деятельности. Работа с наставником поможет развить данные качества, так как работа руководителя РМО предполагает большой круг общения и обязанностей.

п/п

Характеристики

 1   2    3    4

слабо

 5   6     7     8

хорошо

  9    10   11   12

сильно

1.

Способность к творчеству

2.

Работоспособность

                           

3.

Исполнительность

           

4.

Коммуникабельность

       

 

5.

Адаптированность

6.

Уверенность в своих силах

7.

Уровень саморегуляции


    2) по тесту «Какой ваш творческий потенциал» – у педагога достаточный уровень творческого потенциала. Она обладает теми качествами, которые позволяют ей творить (любознательность, постоянство, амбициозность, развитые зрительная и слуховая память), но есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества (выраженное стремление быть независимой). Имеющийся потенциал Прачёвой И.С. позволяет ей творчески проявить себя;

     3) по методике А.К. Марковой, А.Я. Никоновой обследуемому педагогу присущ эмоционально-импровизационный стиль деятельности, т.е. преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала она строит логично, интересно. Респондент владеет навыками планирования учебно-воспитательного процесса. Педагога отличает высокая оперативность, использование большого арсенала разнообразных методов обучения;

      4) по опроснику А. А. Реана диагностирована мотивация на успех (позитивная мотивация). Ирина Сергеевна упорна и настойчива, любознательна, имеет собственное мнение и способна его отстаивать, «заряжена» мотивацией на успех;

      5) педагог на данный момент владеет определенными знаниями теоретических вопросов детской психологии, способами, методами, приемами активации обучающихся,  умениями анализировать учебный материал с точки зрения современных достижений науки, движения научного знания, а также ей удается выбрать соответствующий метод или методический прием для реализации целей урока; также респондент может оценить свои удачи на занятии, определить то, что удалось больше всего; может определить и оценить, что не получилось на том или ином занятии, какие были затруднения;

      6) на вопросы анкеты педагога Прачёва И.С. ответила, что при выборе профессии руководствовалась примером мамы, учителя начальных классов, а также желанием делиться с ребятами своими знаниями, умениями передавать красоту окружающего мира через рисунок. В этом учебном году Ирина Сергеевна проявила желание стать руководителем РМО, так как считает, что за время работы приобрела определенный опыт работы с детьми и теперь хочет повысить свой уровень в работе с педагогами, в методической работе. С педагогическим коллективом, считает Ирина Сергеевна, у неё сложились хорошие взаимоотношения. В будущем ей хотелось бы продолжить работу, как с детьми, так и с педагогами дополнительного образования района и города. Если бы Ирине Сергеевне представилась возможность вновь выбрать профессию, то она также стала бы педагогом. Респондента в работе коллектива привлекают почти все названные показатели: новизна деятельности, возможность экспериментирования, пример и влияние коллег и руководителя, организация труда, доверие, возможность профессионального роста. Изменить педагогу хотелось бы условия труда, так как городской Дом детства и юношества не имеет своей площади, соответственно, нет достаточно удобного помещения для занятий;

   7) по методике Айзенка Склярова И.С. характеризуется как холерик, т.е. отличается повышенной возбудимостью. Ей свойственны стремительность движений, сила, импульсивность, выраженность эмоциональных переживаний. Темперамент проявляется в энергичности и инициативности, принципиальности. Ирине Сергеевне присущи такие характеристики, как способность быстро действовать и решать задачи;  неустанно стремиться к новому; настойчивость в достижении поставленной цели;

      8) по диагностике затруднений и потребностей педагога анализ полученных данных показал отсутствие критического уровня затруднений у руководителя объединения «Радуга красок», а также в сфере коммуникации (умение принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, педсоветах, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научно-методические тексты по заданной логической структуре).

      Таким образом, результаты диагностического обследования педагога художественного направления Прачёвой И.С. позволяют сделать вывод о том, что Ирина Сергеевна – целеустремленный педагог с активной жизненной позицией. Она является творческой личностью, мотивированной на работу с детьми. Сильные стороны ее характера – это креативность, работоспособность, исполнительность, настойчивость, «заряженность» на успех, энергичность, любознательность. Ирина Сергеевна видит себя педагогом в настоящее время и  в будущем, также руководителем РМО, что говорит о постоянстве личности, о правильном профессиональном выборе, о желании карьерного роста. Работа с опытным наставником, самообразование поможет Прачёвой И.С. восполнить некоторые пробелы и в дальнейшем реализовать себя в качестве руководителя РМО.

    Рекомендации:

  1. Прачёвой И.С. участвовать в программе «Наставничество» в качестве наставляемой.
  2. Труш Н.А. обратить внимание Прачёвой И.С. на самообразование с целью повышения профессионального роста (о необходимости наставляемой участвовать в профессиональных конкурсах, выступать на семинарах, методических объединениях, педсоветах, составлять методические разработки).
  3. Труш Н.А., как наставнику, учесть в плане методической работы мероприятия по устранению педагогических затруднений, планировать повышение мастерства наставляемой с учетом её конкретных потребностей.

27.08.2024 г.                                                                          Лысенко В.Н.,

педагог-психолог МБУ ДО ДДиЮ г. Миллерово.