Представление педагогического опыта

Аношкина Светлана Михайловна

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы - здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Образовательный процесс постоянно усложняется и требует от учеников большого умственного и нервно - психического напряжения. Поэтому проблема здоровья детей, сегодня как никогда актуальна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_opyta.docx255.08 КБ

Предварительный просмотр:

1. Представление

инновационного педагогического опыта учителя начальных классов ОСП «Школа №2»

МБОУ «Большеберезниковская СОШ»

Большеберезниковского муниципального района

 Республики Мордовия

Аношкиной Светланы Михайловны

C:\Users\Аношкин\Desktop\IMG_20200901_151559.JPG

«Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе»

Актуальность и перспективность опыта.

Актуальность данного опыта обусловлена тем, что современный человек, общество и государство нуждаются в здоровьесберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Большой проблемой образовательного процесса является быстрая утомляемость учащихся, низкая двигательная активность.
      Почему это происходит? Видимо, все дело в том, что взрослые ошибочно считают: для ребенка самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя болит голова, если твой организм ослаблен болезнью? Нас, учителей, это ориентирует, прежде всего, на постоянный поиск ответа, на вопрос, как вызвать у учеников желание быть здоровым, как стимулировать интерес обучающихся к здоровому образу жизни. Что нужно сделать, чтобы школа, как важнейший социальный институт, внесла достойный вклад в решение проблемы здоровья школьников? Какие есть способы профилактики утомляемости у учащихся в условиях современного урока? Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Сейчас все очевиднее становится важность проблемы охраны и укрепления здоровья учащихся. Актуальность данного опыта обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов.

        Одним из путей решения проблемы сохранения здоровья учащихся может являться использование здоровьесберегающих технологий в процессе учебных занятий, во внеурочной деятельности. Сочетание различных видов деятельности, форм учебной работы, нетрадиционная организация обучения и самых современных видов отдыха позволяют учащимся полноценно реализовать личностный потенциал.

      Характерная для современного учебного занятия информационная перегрузка учащихся, высокая интенсивность урока, чрезмерное нервно- эмоциональное напряжение, недостаточная двигательная активность детей - все это порождает противоречие между использованием традиционной методики преподавания и внедрения в неё элементов здоровьесберегающих технологий и бессистемно складывающейся практикой их применения, а также отсутствием научно-обоснованной методики их использования на различных этапах урока и ступенях обучения в школе.

Основная педагогическая идея опыта.

Основная педагогическая идея опыта – создание на уроке условий, способствующих сохранению психического и физического здоровья обучающегося, уменьшению утомляемости, улучшению настроения и повышению активности обучающихся на уроке и, как результат, развитию интеллектуальных способностей, повышению качества знаний.

Наличие теоретической базы опыта.

Термин «здоровьесбережение» стал в современной педагогической литературе общепринятым и даже модным. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это совокупность всех испольуемых методов и приемов обучения и воспитания, которые, дополняя традиционные технологии, наделяют их признаками здоровьесбережения. Возникает необходимость теоретического осмысления практической реализации педагогических условий формирования здоровьесберегающей ответственности учащихся, характеризующейся наличием мотиваций и потребностей школьников в укреплении и сохранении собственного здоровья, здоровьесберегающей деятельности, способствующей полноценной жизнедеятельности, возможности реализовать свой личностный и творческий потенциал, достижению успеха в жизни, так как современный социум предъявляет подрастающему поколению требования осознанного саморазвития, самосовершенствования, здоровьесбережения цель которого – не только оберегать здоровье учащегося и учителя от неблагоприятных факторов образовательной среды, но способствовать воспитанию у учащихся культуры здоровья.

В основе педагогического опыта лежат идеи А.Г.Бусыгина, Л.П. Вашлаевой, М.Я.Виленского, Т.К.Виноградовой, А.М.Амосова, В.Ф.Базарного, Н.К. Смирнова, А.Н.Стрельниковой.

В отечественной практике сохранения здоровья детского коллектива одним из первых примеров (если не самым первым) можно считать опыт работы Павлышской средней школы под руководством ее директора, выдающегося советского педагога А.В. Сухомлинского. Особо следует отметить вклад в решение проблемы здоровья А.Г.Бусыгина. Им разработаны фундаментальные философские основы теории и практики сохранения здоровья здорового человека, дано новое представление о соотношении Жизни - Здоровья — Знания - Интеллекта - Мудрости на основе философско-математической формулы здоровья и «двойной спирали Жизни, Здоровья и базовых потребностей». Значимость определения стратегических задач в аспекте своевременного осмысления проблемы укрепления и сохранения здоровья молодежи для будущей жизнедеятельности в условиях образовательных учреждений раскрыта в работах Л.П. Вашлаевой, М.Я. Виленского, Т.К.Виноградовой. Вопросами организации здоровьесберегающего образовательного процесса в настоящее время занимаются ведущие отечественные педагоги А.М.Амосов, В.Ф.Базарный, Н.К. Смирнов. Проблема применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе глубоко изучается ведущими учеными Белгородского государственного университета: доктором педагогических наук, профессором В.Н.Ирхиным (кафедра теории и методики физической культуры) и кандидатом педагогических наук, доцентом И.В. Ирхиной. Трактовка понятия «здоровьесберегающих технологий» разными авторами неоднозначна. Многими педагогами это воспринимается как необходимость появления в школах чего-то яркого, красивого и необычного, например, фитобаров, кабинета физиотерапии. Некоторые педагоги считают, что это одна или несколько новых педагогических технологий, альтернативных всем другим. В современных условиях ранее существующие педагогические технологии неспособны эффективно содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Таким образом, возникает необходимость теоретического осмысления практической реализации педагогических условий формирования здоровьесберегающей ответственности учащихся, характеризующейся наличием мотиваций и потребностей школьников в укреплении и сохранении собственного здоровья.

Новизна опыта

Отрицательная динамика состояния здоровья современных детей обостряет потребность внедрения в образовательную среду здоровьесберегающих технологий.

Новизна опыта заключается в комбинировании элементов здоровьесберегательных технологий на различных этапах урока, с целью повышения мотивации к обучению у учащихся начальных классов.

Использование на уроках здоровьесберегающих технологий, суть которых состоит в создании у учащихся мотивации здоровья, формирование у них потребности в здоровом образе жизни и выработке индивидуального способа жизнедеятельности.

   

Технология опыта

    Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы - это рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Как это сделать?

 Комфортное начало и конец урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой. Это достигается с помощью таких приемов:

-использование положительных установок на успех   («Я смогу», «У меня все получится» и др.);

-умение настроить себя и других на положительную волну («Улыбнись другу», «Улыбнись самому себе»);

-рисование различных значков на полях тетради, которые отражают настроение детей.

 Выстраивать урок приходится в рациональном режиме, т.е. с четким чередованием различных видов деятельности и отдыха детей. Для повышения умственной работоспособности, предупреждения преждевременного утомления детей и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки. Их провожу, учитывая специфику предмета, часто с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и дыхательной гимнастики.

В состав упражнений для физкультминуток  я  включаю:

-упражнения по формированию осанки,

-укреплению зрения,

-укреплению мышц рук,

-отдых позвоночника,

-упражнения для ног,

-потягивание,

-массаж груди, лица, рук, ног,

-упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

    Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ,  поэтому я ввожу упражнения для глубокого дыхания с  элементами  оздоровительной методики А.Н. Стрельниковой.

Особенностью дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой является использование форсированного вдоха и вовлечение самой мощной дыхательной мышцы — диафрагмы. Этот оздоровительный метод помогает в лечении органов дыхания, сколиозов, болезней сердечно-сосудистой системы.

Во время выполнения дыхательного упражнения активно включаются в работу все части тела, в результате возрастает потребление кислорода и улучшается умственная деятельность учащихся на уроке. Использование упражнений дыхательной гимнастики способствует выравниванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, что позволяет контролировать поведение учащихся разных поведенческих групп.

Например: « Ладошки». Стали прямо, руки согнули в локтях,ладони повернули от себя. Держите                руки так,     чтобы локти были направлены вниз, а не «гуляли» свободно из стороны в сторону. Начинайте делать шумные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки. (Словно схватили воздух и зажали, схватили и зажали). Можно во время упражнений включить маршевую музыку. После выполнения 1 цикла отдохнуть 3-4 секунды. Затем повторить.

Объяснение нового материала на уроке веду с опорой на субъективный опыт учащегося, как это предлагается в технологии личностно - ориентированного обучения. В результате использования этого метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности. Активизируя  деятельность учащихся,  я  использую нестандартные формы проведения учебных занятий:

- урок-практикум;

- урок-исследование;

- урок - творческая мастерская;

- урок-конкурс;

- урок - творческая игра;

- урок-путешествие;

- урок-викторина.

Использую стратегии: мозговой штурм, ключевые слова, чтение с пометками.

Технология сотрудничества создает все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся. Разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребенка, использовать их для более полного развития личности. Важнейшая черта этой технологии - приоритет воспитания над обучением - позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья учащегося. Здесь я использую такие приемы организации деятельности:

-работа в группах,

-работа в парах сменного состава,

-деятельность с элементами соревнования,

-взаимооценка,

-ребенок-консультант и др.

            Огромные возможности для душевного здоровья имеет музыкотерапия. Она является интересным и перспективным направлением, которое используют в лечебных и оздоровительных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокаивать, укреплять иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы. Я использую веселую ритмичную музыку в физкультминутках, а спокойную лирическую при самостоятельной работе на уроках изобразительного искусства, литературного чтения, технологии и др.

      Помогают сохранить здоровье ребёнка элементы светотерапии -  цветовые круги, выставленные на классной доске (диаметр - 30 см). Каково же их назначение?

* Жёлтый круг уменьшает чувство страха у детей во время проведения диктантов по русскому языку.

* Синий круг - тонизирует умственную активность при проведении контрольных работ по математике.

* Красный круг - активизирует умственные способности детей, для всех видов контроля.

* Зелёный круг - для успокоения, если дети расшумелись.

* Оранжевый круг - цвет творчества, будит фантазию.

     Игровые оздоровительные технологии позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научиться владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности. Игры на всех этапах урока, а именно игры на :

-развитие внимания;

-развитие памяти и восприятия, наблюдательности;

-развитие произвольных движений и самоконтроля;

-развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации;

-развитие мышления и речи.

     Технология развивающего обучения. Ориентация на «зону ближайшего развития» ученика позволяет учесть его возможности, способности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Например, когда мы начали изучать умножение, я спросила детей:

-Как вы думаете, что такое умножение?

-С каким арифметическим действием оно связано?

-Для чего нам нужно умножение?  

Свои уроки я стараюсь строить с учетом индивидуальных возможностей и способностей детей, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. У меня  есть возможность помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные ученики активно реализуют свое стремление быстрее продвигаться вперед и вглубь, слабые - меньше ощущают свое отставание  от сильных учеников. Они стремятся их догнать.

Все шире в учебный процесс входят информационные технологии.  Преимущество их использования перед традиционными технологиями в том, что за тоже время дается больше информации, форма и способ подачи ее более наглядны, а значит, легче воспринимаются. Уровень работоспособности на таких уроках не снижается до конца урока. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление-все это делает компьютер незаменимым помощником учителя. Я люблю работать с компьютером. Его я применяю на уроках окружающего мира, литературного чтения, математики.

      4. При повторении, обобщении и контроле часто применяю методику свободного выбора детьми разноуровневых заданий, прием, когда ученики оценивают ответ товарища, дают самооценку своего ответа.      

     5. Упорядочение системы домашних заданий, их дозировка, выбор и творческий характер заданий. Объем домашних заданий и степень их сложности я соразмеряю с возможностями каждого ребенка.

         Для увеличения двигательной активности на уроках используются элементы технологии В.Ф. Базарного, которые способствуют увеличению двигательной активности за счет моделирования познавательной деятельности ученика с использованием упражнений с сигнальными метками, упражнений с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий.

    Все здоровьесберегающие технологии стараюсь применять в комплексе.

Результативность опыта

С начала изучения данной темы прошло 3 года и можно уже подвести некоторые итоги. Улучшение качества знаний учащихся стало возможным потому, что дети стали гораздо меньше болеть. На уроках постепенно увеличивается объём работы. У детей хорошая работоспособность, повышается внимание, усиливается стремление к творческой активности. Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: дети не боятся ошибок, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях. Очень важно, что на уроке каждый ученик работает в меру своих сил. Процесс обучения протекает в атмосфере доброжелательности, уважения, доверия. Текущий мониторинг результативности опыта проводился ежегодно в течение трёх лет с 1 по 3 классы.

Отношение к здоровью

Количество не болевших детей за год

Количество уроков, пропущенных по болезни на 1 ученика

Данные выводы подтверждают результативность представляемого педагогического опыта и показывают, что использование элементов  здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе является средством повышения эффективности здоровьесберегающего образовательного процесса.

Литература

  1. Кучма В.Р., Степанова М.И. Современные гигиенические подходы к оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей.-2005.-С.32-38
  2. Киселева Г.Г., Ковалев В.А. Как изучить состояние здоровья школьника?/ Начальная школа, 2007. - № 2. – с. 58 – 61.
  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. М.: «ВАКО», 2004.
  4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2005. – С. 272.

     5.Чупаха И. В., Пужаева Е. З., Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие технологии    в образовательно-воспитательно процессе. – М, Ст.: 2008.

     6. Базарный В.Ф. Нервно – психологическое утомление учащихся в        

    традиционной школьной среде – Сергиев Посад, 1995г.

     7.Бутова С. В. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа».– 2006, № 8. С. 98.

    8.Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75.